Процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг

Контрольная работа

Процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг


Содержание

1. Этапы эмиссии эмиссионных ценных бумаг

2. Порядок государственной регистрации выпуска корпоративных эмиссионных ценных бумаг

Литература


1. Этапы эмиссии эмиссионных ценных бумаг

Одной из особенностей эмиссионных ценных бумаг является сложная процедура их размещения, то есть отчуждения первым владельцам путем совершения гражданско- правовых сделок (статья 2 Закона о рынке ценных бумаг). Установленный механизм эмиссии эмиссионных ценных бумаг направлен, в первую очередь, на защиту прав и законных интересов потенциальных инвесторов. С другой стороны, для эмитентов действия по выпуску данных ценных бумаг сопровождаются значительными финансовыми и временными издержками. В среднем, процедура эмиссии занимает более трех месяцев.

Прежде чем выделить основные этапы эмиссии, отметим три важных момента. Во-первых, наличие существенных различий эмиссии государственных (муниципальных) и корпоративных эмиссионных ценных бумаг. Во-вторых, внутри корпоративных ценных бумаг имеются некоторые особенности эмиссии эмиссионных ценных бумаг коммерческих банков. Отсюда и разные источники правового регулирования. Процедура эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг, а также условия их размещения определяются, главным образом, Федеральным законом от 29 июля 1998 года №136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» (далее - Закон о государственных ценных бумагах). Эмиссия корпоративных эмиссионных ценных бумаг, в том числе банковских, регулируется Законом о рынке ценных бумаг, а также принятыми в соответствии с ним ведомственными нормативными актами. Детальная регламентация процедуры эмиссии ценных бумаг кредитных организаций дается в Инструкции Банка России от 10 марта 2006 года №128-И «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации»1, других корпоративных эмиссионных ценных бумаг в Приказе Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации от 25 января 2007 года №07-4/пз-н «Об утверждении Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг»2 (далее - Стандарты эмиссии). Третий важный момент, следующий из первых двух, это разные государственные органы, отвечающие за регистрацию выпусков таких ценных бумаг. В отношении государственных и муниципальных ценных бумаг это Министерство финансов Российской Федерации, в отношении остальных это Банк России, который стал правопреемником Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации.

Данный параграф будет посвящен анализу общего порядка эмиссии корпоративных эмиссионных ценных бумаг. Порядок эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг будет раскрыт в параграфе 3 настоящей главы. Кроме того, свои особенности имеет эмиссия отдельных финансовых инструментов, в частности, облигаций Банка России, биржевых облигаций, российских депозитарных расписок и т.п.

Согласно статье 19 Закона о рынке ценных бумаг, процедура эмиссии включает пять этапов:

принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг или иного решения, являющегося основанием для размещения эмиссионных ценных бумаг (далее Решение о размещении ценных бумаг);

утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг;

государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или присвоение выпуску (дополнительному выпуску) эмиссионных ценных бумаг идентификационного номера;

размещение эмиссионных ценных бумаг;

государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.

Остановимся на каждом из этапов подробнее. Первый этап, заключается в волеизъявлении эмитента о размещении ценных бумаг. Оно должно быть выражено в виде документа, содержащего данные, достаточные для установления объема прав, закрепленных ценной бумагой и ее вида. Порядок принятия такого решения может быть различен в зависимости от организационно-правовой формы юридического лица. Так, к примеру, в обществах с ограниченной ответственностью решение вопроса о размещении обществом облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг относится к компетенции общего собрания участников общества. В акционерных обществах размещение акций, а также эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, должно осуществляться по решению общего собрания акционеров (если данный вопрос не отнесен уставом общества к компетенции совета директоров), а других эмиссионных ценных бумаг, в том числе облигаций, по решению совета директоров акционерного общества.

Решение о выпуске эмиссионных ценных бумаг - это отдельный документ, соответствующий требованиям, предусмотренным Стандартами эмиссии. Решение о выпуске ценных бумаг хозяйственного общества утверждается советом директоров или органом управления, осуществляющим функции совета директоров (наблюдательного совета). Решение о выпуске ценных бумаг юридического лица иной организационноправовой формы утверждается высшим органом управления этого юридического лица.

Обязательность государственной регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг на законодательном уровне была закреплена Законом о рынке ценных бумаг с апреля 1996 года. Правда, в первоначальной редакции закона в названии данного этапа отсутствовало слово «государственная», оно появилось лишь с поправками от 28 декабря 2002 года. Тем не менее, эта процедура подразумевала именно государственную регистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг в государственном регистрирующем органе. Ранее необходимость государственной регистрации содержалась в разделе II Положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, утвержденного Постановлением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года №783.

Главная задача государственной регистрации заключается в стремлении государства защитить потенциальных участников рынка ценных бумаг от недобросовестных эмитентов и предотвратить финансовые нарушения на рынке ценных бумаг. Государственная регистрация осуществляется регистрирующими органами, названными выше. Данная процедура заключается в проверке представленной эмитентом документации и принятии решения о регистрации (отказе в регистрации) выпуска ценных бумаг. Регистрация представляет собой своеобразное «разрешение», выдаваемое органом власти на размещение ценных бумаг и связанные с этим действия, например, осуществление рекламной кампании4. Выпуску эмиссионных ценных бумаг присваивается государственный регистрационный номер.

В ряде случаев государственная регистрация выпуска ценных бумаг должна сопровождаться регистрацией проспекта ценных бумаг, что подразумевает представление в регистрирующий орган более полной информации об эмитенте, его финансовом положении, а также раскрытие информации об эмитенте в сети интернет. Обязанность в регистрации проспекта эмиссии, по общему правилу, возникает у эмитента при размещении ценных бумаг путем открытой подписки (среди неограниченного круга инвесторов) или закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышает 500. Законодатель предусмотрел некоторые исключения из данного правила. Например, если эмитент предполагает привлечь путем размещения ценных бумаг в течение одного года до 200 миллионов рублей, регистрация проспекта эмиссии не предусмотрена (см. статью 22 Закона о рынке ценных бумаг). Порядок государственной регистрации изложен в следующем параграфе.

Данный этап эмиссии не является обязательным для некоторых видов эмиссионных ценных бумаг. Согласно Закону о рынке ценных бумаг без государственной регистрации выпуска может осуществляться эмиссия облигаций Банка России, а также эмиссия биржевых облигаций. Не подлежит государственной регистрации дополнительный выпуск российских депозитарных расписок. Кроме того, в соответствии со статьей 19.1 Федерального закона «Об акционерных обществах» без государственной регистрации выпусков происходит эмиссия ценных бумаг акционерных обществ, создаваемых в результате реорганизации в форме разделения или выделения, осуществляемых одновременно со слиянием или присоединением. В этих случаях для идентификации конкретного выпуска эмиссионных ценных бумаг ему присваивается не государственный, а идентификационный номер - цифровой (буквенный, знаковый) код (ст. 2 Закона о рынке ценных бумаг). Порядок присвоения и аннулирования государственных регистрационных номеров или идентификационных номеров выпускам (дополнительным выпускам) эмиссионных ценных бумаг утвержден Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам России от 11 июня 2013 года №13-48/пз-н5. Идентификационные номера присваиваются Банком России в отношении облигаций Банка России, в отношении других ценных бумаг - биржей.

Следующий этап эмиссии - размещение ценных бумаг. Необходимо отметить, что при учреждении акционерного общества или реорганизации юридических лиц, осуществляемой в форме слияния, разделения, выделения и преобразования, названный этап предшествует государственной регистрации. Это связано с тем, что учредители акционерного общества распределяют между собой «невыпущенные акции» на этапе создания акционерного общества, что отражается в решении о создании общества. При слиянии, разделении, выделении либо преобразовании эмитентов их ценных бумаги уже имеют своих владельцев. Для них реорганизация является формальной процедурой. В других случаях эмитент сам решает судьбу эмитированных ценных бумаг. Он вправе реализовать их на бирже либо иным другим способом.

В статье 24 Закона о рынке ценных бумаг содержатся предельные сроки размещения выпускаемых эмиссионных ценных бумаг. Эмитент обязан завершить размещение эмиссионных ценных бумаг в срок, определенный решением об их выпуске. При размещении ценных бумаг путем открытой подписки срок не может превышать один год с даты государственной регистрации выпуска таких бумаг. Этот срок можно продлить, однако, в любом случае он не должен превышать трех лет. Эти сроки не распространяются на российские депозитарные расписки (ст. 27.5-3 Закона о рынке ценных бумаг). Примечательно, что российские эмитенты вправе размещать свои ценные бумаги за пределами Российской Федерации, однако по разрешению органа власти по рынку ценных бумаг (в настоящее время Банк России).

Количество размещаемых эмиссионных ценных бумаг не должно превышать количества, указанного в решении о выпуске эмиссионных ценных бумаг. Эмитент может разместить меньшее количество эмиссионных ценных бумаг. Фактическое количество размещенных ценных бумаг указывается в отчете об итогах выпуска, представляемом на государственную регистрацию, а если эмиссия ценных бумаг осуществляется без государственной регистрации отчета - в представляемом уведомлении об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг. Что и является последним этапом эмиссии ценных бумаг.

Согласно статье 25 Закона о рынке ценных бумаг отчет (уведомление) об итогах выпуска представляется эмитентом в регистрирующий орган не позднее 30 дней после завершения размещения эмиссионных ценных бумаг. Уведомление представляется в случае оказания брокером услуг по размещению эмиссионных ценных бумаг путем открытой подписки и осуществления фондовой биржей их листинга. Во всех остальных случаях, в регистрирующий орган направляется отчет. Отчет, также как и уведомление, представляет собой документ установленной в Стандартах эмиссии формы. В названных документах в обязательном порядке указываются дата начала и окончания размещения ценных бумаг; фактическая цена (цены) размещения ценных бумаг; доля размещенных и неразмещенных ценных бумаг выпуска и др. В отличие от отчета, уведомление не подлежит государственной регистрации, которая осуществляется в течение 14 дней с момента представления всех необходимых документов.

Нововведением является право эмитента отказаться от размещения эмиссионных ценных бумаг по заявлению в регистрирующий орган. Однако данным правом можно воспользоваться только после государственной регистрации выпуска и до начала размещения эмиссионных ценных бумаг (статья 24.2 Закона о рынке ценных бумаг).

Изложенная выше процедура эмиссии ценных бумаг подвергается серьезной критике. Так, в юридической литературе обсуждаются следующие вопросы:

  • необходимость унификации правил эмиссии всех видов эмиссионных ценных бумаг;
  • возможность упрощения процедуры эмиссии для отдельных групп эмитентов и отдельных видов ценных бумаг;
  • юридическое значение государственной регистрации выпусков ценных бумаг;
  • последствия несоблюдения порядка эмиссии ценных бумаг.

В завершении данного параграфа, выделим главные моменты.

  1. Порядок эмиссии различных видов эмиссионных ценных бумаг имеет свои особенности. Существенно различаются процедуры эмиссии государственных (муниципальных) и корпоративных эмиссионных ценных бумаг.
  2. Процедура эмиссии корпоративных эмиссионных ценных бумаг включает пять этапов: 1) - принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг; 2) - утверждение решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг; 3) - государственная регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг или присвоение выпуску идентификационного номера ; 4) - размещение эмиссионных ценных бумаг; 5) - государственная регистрация отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах эмиссионных ценных бумаг.
  3. Для некоторых видов эмиссионных ценных бумаг не предусмотрена государственная регистрация их выпуска.

2. Порядок государственной регистрации выпуска корпоративных эмиссионных ценных бумаг

Данный этап эмиссии является самым важным, так как с момента государственной регистрации эмиссия ценных бумаг перерастает из сугубо частного явления в публичное. Государственная регистрация это своеобразное признание выпуска ценных бумаг со стороны государства, которое влечет ряд важных юридических последствий, в частности, разрешение на отчуждение ценных бумаг. Одним из мероприятий Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года, утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от

  1. декабря 2008 года №2043-р, является снижение административных барьеров и упрощение процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг, поэтому полагаем, что количество случаев выпуска ценных бумаг без соблюдения данного этапа эмиссии будет расти6.

Как уже было сказано, государственная регистрация выпусков эмиссионных ценных бумаг в настоящее время осуществляется двумя органами - Министерством финансов Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации (далее

  • регистрирующие органы). Данная функция распределена между названными организациями следующим образом. В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года №329, Министерство финансов Российской Федерации осуществляет государственную регистрацию условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг, о чем подробнее см. параграф 3 настоящей главы7. Согласно Федеральному закону от 23 июля 2013 года №251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» Банк России регистрирует выпуски всех других видов эмиссионных ценных бумаг8. При этом, если регистрация условий эмиссии государственных (муниципальных) ценных бумаг осуществляется только Министерством финансов Российской Федерации (г. Москва), то рассматриваемая функция Банка России выполняется его центральным аппаратом и территориальными подразделениями. Как правило, критериями разграничения полномочий между центром и регионами являются значимость эмитента и (или) объемы эмиссии ценных бумаг, определяемыми в ведомственных нормативных актах.

Синенко А.Ю. выделяет шесть основных функций, которые выполняет государственная регистрация выпусков эмиссионных ценных бумаг, и с ним трудно не согласиться. Автор выделяет подтверждающую; фиксирующую; контрольную;

охранительную; информационную и фискальную функции .

Рассмотрим их подробнее. Подтверждающая функция государственной регистрации проявляется в двух аспектах. Во-первых, осуществление государственной регистрации для инвесторов означает, что уполномоченный регистрирующий орган проверил информацию, содержащуюся в представленных эмитентом документах, и считает ее полной. Под полнотой информации подразумевается соответствие представленных сведений перечню и объему данных, которые должны быть раскрыты в документах согласно законодательству о рынке ценных бумаг. Во-вторых, рассматриваемый этап эмиссии это своеобразное подтверждение законности в действиях эмитента при осуществлении эмиссии ценных бумаг. Однако государственная регистрация не является полной гарантией отсутствия нарушений законодательства в ходе эмиссии, она лишь позволяет предотвратить или снизить их вероятность. Закон о рынке ценных бумаг не предусматривает обязанности регистрирующих органов проверять достоверность информации, представленной эмитентом. Контроль соответствия действительности огромного массива сведений, представляемых эмитентом, - непосильная задача для регистрирующих органов, влечет значительное удорожание государственного регулирования. Стандарты эмиссии указывают на то, что регистрирующие органы ответственны только за полноту сведений, содержащихся в решениях о выпуске и проспектах эмиссии ценных бумаг, но не за их достоверность (пункт 2.4.13). Кроме того, факт государственной регистрации выпуска не должен рассматриваться как особый знак надежности или высокой ликвидности (стоимости) размещаемых ценных бумаг. Риск, связанный с возможным неисполнением прав, удостоверенных ценной бумагой, обусловлен экономической природой рынка ценных бумаг и остается в любом случае, даже при условии государственной регистрации выпуска.

К подтверждающей тесно примыкает следующая функция государственной регистрации - фиксирующая. Ее значение состоит в закреплении в форме письменного документа основополагающей информации относительно предстоящей эмиссии ценных бумаг. Это в первую очередь совокупность прав, удостоверенных ценной бумагой, и условий осуществления их эмиссии. Данные сведения содержатся в документах, представляемых эмитентом, - главным образом в решении о выпуске, проспекте эмиссии, актах органов управления эмитента. Часть из указанных документов (решение о выпуске и проспект эмиссии) проходит процедуру регистрации вместе с государственной регистрацией выпуска ценных бумаг. После этого информация становится относительно стабильной или не может быть изменена вовсе (как права из ценной бумаги), или изменение отдельных сведений допускается только в случае их предварительной регистрации. Условия размещения ценных бумаг являются обязательными для соблюдения эмитентом и не могут быть изменены им по своему усмотрению без процедуры регистрации. Такой порядок предает эмиссионным отношениям большую стабильность и служит правовой гарантией инвесторам от произвольного пересмотра условий эмиссии.

Важное значение также придается оригиналам документов, на основании которых была осуществлена государственная регистрация выпуска ценных бумаг. Прежде всего, это решение о выпуске и проспект эмиссии ценных бумаг, по одному экземпляру которых хранятся в регистрирующем органе и выполняют своеобразную роль эталонов. При возникновении расхождений в содержании нескольких оригиналов решения о выпуске, истинным (имеющим большее юридическое значение) признается экземпляр решения, который хранится у регистрирующего органа. Фиксирующая функция исполняет роль базового основания, обеспечивающего стабильность гражданских отношений и возможность защиты и восстановления нарушенного права. Г осударственная регистрация выпуска ценных бумаг осуществляется путем присвоения выпуску государственного регистрационного номера (статья 20 Закона о рынке ценных бумаг). Данный номер носит индивидуальный характер и представляет собой одиннадцати разрядный для выпусков государственных и муниципальных ценных бумаг и девяти разрядный для выпусков корпоративных эмиссионных ценных бумаг буквенно-цифровой код.

Согласно Стандартам эмиссии, в случае принятия решения о государственной регистрации выпуска ценных бумаг регистрирующий орган обязан в течение 3 дней с даты принятия решения выдать (направить) эмитенту: уведомление о государственной регистрации выпуска ценных бумаг; два экземпляра решения о выпуске ценных бумаг с отметкой о его регистрации и государственным регистрационным номером выпуска ценных бумаг; два экземпляра проспекта ценных бумаг с отметкой о его регистрации и государственным регистрационным номером выпуска ценных бумаг (в случае регистрации проспекта ценных бумаг).

Охранительная функция заключается в том, что государственная регистрация выпуска ценных бумаг исполняет роль правового барьера недобросовестным действиям участников эмиссионных отношений. В случае обнаружения регистрирующим органом нарушений, предусмотренных Законом о рынке ценных бумаг, эмитенту может быть отказано в государственной регистрации выпуска ценных бумаг. Основания такого отказа предусмотрены статьей 21 указанного Закона, а именно: нарушение эмитентом требований законодательства о ценных бумагах; несоответствие документов, представленных для государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг требованиям законодательства о рынке ценных бумаг; - непредставление в течение 30 дней по запросу регистрирующего органа всех документов, необходимых для государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг или регистрации проспекта ценных бумаг; несоответствие финансового консультанта на рынке ценных бумаг, подписавшего проспект ценных бумаг, установленным требованиям; внесение в документы, являющиеся основанием для государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг ложных или недостоверных сведений.

Кроме того, нарушение эмитентом установленного законодательством о рынке ценных бумаг порядка эмиссии ценных бумаг может повлечь административную и уголовную ответственность.

Информационная функция государственной регистрации выпуска ценных бумаг обеспечивает публичность и доступность сведений о выпусках ценных бумаг. Регистрирующий орган ведет реестр эмиссионных ценных бумаг, содержащий, кроме прочего, информацию о зарегистрированных им выпусках эмиссионных ценных бумаг, а также о выпусках эмиссионных ценных бумаг, не подлежащих государственной регистрации (ст. 20 Закона о рынке ценных бумаг). Порядок ведения данного реестра утвержден Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации от 28 февраля 2006 года №06-21/пз-н «Об утверждении Порядка ведения Реестра эмиссионных ценных бумаг»9. В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 5 марта 1999 года № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», информация, содержащаяся в реестре эмиссионных ценных бумаг и в реестре профессиональных участников рынка ценных бумаг, должна быть открытой и доступной для любого заинтересованного лица10. Доступ к информации, содержащейся в Реестре, осуществляется путем ее размещения на сайте регистрирующего органа в сети Интернет.

Фискальная функция эмиссии ценных бумаг находит свое проявление в обязанности эмитентов уплатить государственную пошлину за регистрационные действия. Размеры и порядок уплаты государственной пошлины установлены статьей 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации11. Так, государственная пошлина предусмотрена за государственную регистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг, размещаемых путем подписки (0,2 процента номинальной суммы выпуска, но не более 200 000 рублей) и размещаемых иными способами (20 000 рублей); за государственную регистрацию отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг, за исключением случая регистрации такого отчета одновременно с государственной регистрацией выпуска эмиссионных ценных бумаг; за регистрацию проспекта ценных бумаг (в случае, если государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг не сопровождалась регистрацией их проспекта) (20 000 рублей); за государственную регистрацию выпуска российских депозитарных расписок, выпуска опционов эмитента (200 000 рублей) и некоторые другие действия. Как видно, государственная регистрация сопровождается значительными расходами эмитента. Для сравнения, размер регистрационного сбора в США составляет 0,02 процента от суммы эмиссии .

Отсутствие государственной регистрации эмиссионных ценных бумаг, в случаях, если она предусмотрена законодательством о ценных бумагах, ведет к ряду негативных последствий. Во-первых, эмитент не вправе осуществлять рекламу ценных бумаг. Во- вторых, сделки с ценными бумагами, совершенные до момента регистрации их выпуска, являются недействительными, поскольку эмитент не вправе осуществлять их размещение до момента регистрации (ст. 24, 36 Закона о рынке ценных бумаг). В- третьих, эмитент может быть ликвидирован в судебном порядке как юридическое лицо, действующее с нарушением действующего законодательства. В-четвертых, установлена административно-правовая ответственность за отсутствие государственной регистрации12.

На основании изложенного, выделим главные моменты.

  1. Государственная регистрация является одним из важнейших этапов эмиссии эмиссионных ценных бумаг.
  2. Регистрационные действия в настоящее время осуществляются двумя органами - Министерством финансов Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации.
  3. Государственная регистрация выполняет подтверждающую; фиксирующую; контрольную; охранительную; информационную и фискальную функции.

Отсутствие государственной регистрации эмиссионных ценных бумаг, в случаях, если она предусмотрена законодательством о ценных бумагах, ведет к ряду негативных последствий.Особенности эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг установлены Федеральным законом от 29 июля 1998 года №136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».

В приведенном названии закона нет указания на эмиссионный характер данных финансовых инструментов. Здесь наблюдается некоторая неточность в терминологии. Если соотнести понятия «государственные и муниципальные ценные бумаги» и «эмиссионные ценные бумаги», то термин «государственные и муниципальные бумаги» наводит на мысль, во-первых, об изобилии разновидностей государственных (муниципальных) ценных бумаг, во-вторых, о том, что к ним относятся не только эмиссионные ценные бумаги. Однако это не так. Согласно статье 3 названного закона, государственные и муниципальные ценные бумаги могут быть выпущены в виде облигаций или иных ценных бумаг, относящихся к эмиссионным ценным бумагам в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг», удостоверяющих право их владельца на получение от эмитента указанных ценных бумаг денежных средств или в зависимости от условий эмиссии этих ценных бумаг иного имущества, установленных процентов от номинальной стоимости либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями указанной эмиссии. Таким образом, государственные и муниципальные ценные бумаги относятся к эмиссионным.

Государственные и муниципальные ценные бумаги выпускаются от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также муниципальных образований соответственно. Справедливости ради, отметим, что в настоящее время названные субъекты эмитируют только облигации.

Ввиду особого публично-правового статуса эмитентов, специального правового регулирования выпуска государственных и муниципальных ценных бумаг, особенности их эмиссии рассматриваются в отдельном параграфе. Правовой основой для данной процедуры является названный выше закон о государственных ценных бумагах, а также немногочисленные приказы Министерства финансов Российской Федерации, детализирующие процесс эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг. Закон о рынке ценных бумаг распространяется на данные ценные бумаги, за исключением правового регулирования вопросов их эмиссии и размещения.

Законодательством о государственных и муниципальных ценных бумагах не выделяются этапы их эмиссии как таковые. Однако, для выпуска государственных и муниципальных ценных бумаг предусмотрена определенная последовательность действий. Условно в качестве первого этапа эмиссии государственных (муниципальных) ценных бумаг можно выделить утверждение закона (решения) о бюджете, где предусмотрены предельные размеры государственного (муниципального) долга и другие показатели, которые должны обеспечить исполнение эмитентом своих обязательств по планируемым к выпуску ценным бумагам.

На втором этапе Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией утверждаются Генеральные условия эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг соответственно (далее - Генеральные условия) в форме нормативного акта. Генеральные условия - это нормативный правовой акт, в котором в общей форме охарактеризованы планируемые к эмиссии государственные либо муниципальные ценные бумаги. Генеральные условия включают информацию о виде ценных бумаг; форме их выпуска; сроках обращения; валюте обязательств; особенностях исполнения обязательств; а также ограничениях оборотоспособности и круга потенциальных приобретателей. Так, например, Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2010 года №824 утверждены Генеральные условия эмиссии и обращения на международном рынке капитала облигаций внутренних облигационных займов Российской Федерации13. В Генеральных условиях установлено, что эмитентом облигаций внутренних облигационных займов выступает Министерство финансов Российской Федерации. Их владельцами являются российские и иностранные юридические и физические лица. Облигации могут быть среднесрочными и долгосрочными, являются именными и выпускаются в документарной форме с централизованным хранением. Стоимость облигаций выражается в валюте Российской Федерации.

Более детальная информация о предстоящем выпуске содержится в условиях эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг (далее - Условия эмиссии), которые принимаются на основании Генеральных условий (третий этап эмиссии). Условия эмиссии утверждаются эмитентом также в форме нормативного правового акта. Так, например, Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 03 ноября 2010 года №141н на основании Генеральных условий эмиссии и обращения на международном рынке капитала облигаций внутренних облигационных займов Российской Федерации утверждены Условия эмиссии и обращения названных ценных бумаг»14. В них уже оговорен конкретный номинал облигаций, сроки обращения, круг инвесторов и т. д.

Следующий выделенный нами этап это государственная регистрация нормативного правового акта об условиях эмиссии и обращения предполагаемого вида государственных либо муниципальных ценных бумаг. В отношении государственных ценных бумаг федерального уровня такая регистрация не осуществляется. Нормативные правовые акты об условиях эмиссии ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных образований регистрируются в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на составление и / или исполнение федерального бюджета. В настоящее время это Министерство финансов Российской Федерации. Правила государственной регистрации условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг, а также изменений, вносимых в условия эмиссии и обращения этих ценных бумаг утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2012 года №123815.

По основаниям, установленным в статье 10 Закона о государственных ценных бумагах, в государственной регистрации рассматриваемых условий может быть отказано. Основаниями для отказа могут служить нарушения не только законодательства о ценных бумагах, но и бюджетного законодательства.

С момента государственной регистрации Условий эмиссии, эмитенты вправе принимать решения об эмиссии отдельных выпусков государственных или муниципальных ценных бумаг, что можно признать пятым этапом. Собственно, с этого момента может начинаться размещение ценных бумаг. Решение о выпуске должно быть заверено печатью эмитента и подписано руководителем эмитента. Каждому выпуску государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг эмитентом присваивается государственный регистрационный номер. Порядок формирования государственного регистрационного номера, присваиваемого выпускам государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг, утвержден Приказом

Министерства финансов Российской Федерации от 21 января 1999 года №2н16. Государственный номер представляет из себя одиннадцати разрядный буквенноцифровой код.

Последним завершающим этапом является принятие эмитентами ценных бумаг Российской Федерации, ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг отчета об итогах эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг. Этот отчет также принимается в форме нормативного правового акта и государственной регистрации не подлежит. В нем указываются, в частности, дата размещения (погашения) ценных бумаг, фактическая цена размещения, количество размещенных ценных бумаг, объем поступивших средств от размещения. Отчеты от эмитентов государственных ценных бумаг Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг представляются в уполномоченный федеральный орган (в настоящее время Министерство финансов Российской Федерации).

Согласно статье 12 Закона о государственных ценных бумагах, эмиссия государственных и муниципальных ценных бумаг должна сопровождаться раскрытием информации о выпускаемых государственных и муниципальных ценных бумагах. Нормативные правовые акты по вопросам эмиссии, а также некоторая другая информация подлежат публикации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Стандарты раскрытия информации о государственных ценных бумагах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных ценных бумагах, содержащейся в решении о выпуске государственных ценных бумаг и в отчете об итогах эмиссии этих ценных бумаг, утверждены соответственно Постановление Правительства Российской Федерации от 05 февраля 2013 года №88 и Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 06 апреля 2001 года №30н .

Сравнивая процедуры эмиссии корпоративных и публичных ценных бумаг, следует отметить, что для последних она значительно упрощена. Это связано с тем, что государственные и муниципальные ценных бумаг выпускает само государство (муниципальные образования), поэтому такие ценные бумаги сами по себе считаются более надежными.

На основании изложенного, выделим главные моменты.

  1. Эмиссия государственных и муниципальных ценных бумаг регулируется Федеральным законом от 29 июля 1998 года №136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».
  2. Условно процедуру эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг можно разделить на шесть этапов: утверждение закона (решения) о бюджете; утверждение Генеральных условий эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг; утверждение условий эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг; государственная регистрация нормативного правового акта об условиях эмиссии (обязательна только для государственных ценных бумаг субъектов РФ и ценных бумаг муниципальных образований); принятие решения об отдельном выпуске государственных или муниципальных ценных бумаг; принятие отчета об итогах эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг.

Эмиссия государственных и муниципальных ценных бумаг сопровождается раскрытием информации о выпускаемых государственных или муниципальных ценных бумагах.Эмиссия ценных бумаг может сопровождаться неправомерными действиями. Ранее, все нарушения процедуры эмиссии в Законе о рынке ценных бумаг были объединены в единое понятие «недобросовестная эмиссия», под которой понималось нарушение эмитентом установленного законодательством о рынке ценных бумаг порядка (процедуры) эмиссии эмиссионных ценных бумаг. С октября 2009 года на основании Федерального закона от 19 июля 2009 года №205-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» данное понятие из Закона о рынке ценных бумаг исключено17. Тем не менее, оно сохранилось в Кодексе РФ об административных правонарушениях, где предусмотрена ответственность за недобросовестную эмиссию ценных бумаг (статья 15.17 кодекса). Следует отметить, что сам термин «недобросовестный» в законодательстве активно используется. Например, существуют легальные понятия «недобросовестная конкуренция», «недобросовестная реклама», «недобросовестные действия в аудите», «недобросовестное составление финансовой отчетности».

Юридические последствия нарушений законодательства о ценных бумагах в процессе эмиссии главным образом установлены статьями 21, 26 Закона о рынке ценных бумаг. Так, неправомерные действия могут повлечь применение одной из следующих мер:

  • отказ в государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг;
  • приостановление эмиссии эмиссионных ценных бумаг;
  • признание выпуска эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся;
  • признание выпуска эмиссионных ценных бумаг недействительным.

Кроме того, возможно привлечение виновных лиц к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности. Названные меры призваны защитить права инвесторов на рынке ценных бумаг и обезопасить их инвестиции.

Рассмотрим данные меры. Основания и последствия отказа в государственной регистрации ценных бумаг были рассмотрены в предыдущем параграфе.

Порядок приостановления эмиссии и признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным установлен Постановлением ФКЦБ России от 31 декабря 1997 года №4518. Эмиссия ценных бумаг может быть приостановлена на любом этапе до государственной регистрации отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг, а если регистрация отчета не предусмотрена, то до момента начала их размещения. Субъектами, принимающими решение о приостановлении, являются регистрирующий орган либо федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг (в настоящее время ЦБ РФ). Основаниями для приостановления эмиссии ценных бумаг являются два обстоятельства - нарушение эмитентом в ходе эмиссии требований законодательства о ценных бумагах либо обнаружение регистрирующим органом в документах, представляемых эмитентом, недостоверной или вводящей в заблуждение информации. Необходимо отметить, что из всех перечисленных выше негативных последствий, применяемых в связи с недобросовестными действиями эмитента, названное является наиболее щадящим, так как после устранения нарушений, регистрирующий орган вправе принять решение о возобновлении эмиссии.

Более строгой мерой является признание выпуска эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся. Субъекты, принимающие данное решение, совпадают с указаннымиранее. Признать выпуск несостоявшимся можно в период с момента его государственной регистрации (присвоения ему идентификационного номера) и до государственной регистрации отчета об итогах выпуска, а если он не предусмотрен, до начала размещения эмиссионных ценных бумаг. Перечень оснований для применения данной меры, по сравнению с предыдущей, расширен, однако ее применение следует за более серьезными нарушениями. Так, нарушения должны носить неустранимый характер, а недостоверность информации влечь существенные потери для инвесторов или владельцев эмиссионных ценных бумаг. Кроме того, рассматриваемая санкция может быть использована в случае непредставления эмитентом отчета (уведомления) об итогах выпуска ценных бумаг; отказа регистрирующего органа в государственной регистрации отчета об итогах выпуска; не размещения ни одной эмиссионной ценной бумаги; неисполнения эмитентом требований регистрирующего органа либо Банка России об устранении допущенных в ходе эмиссии ценных бумаг нарушений.

Недействительным выпуск эмиссионных ценных бумаг может быть признан только судом. С соответствующим иском вправе обратиться:

  • регистрирующий орган;
  • федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг - в настоящее время ЦБ РФ (в случае несовпадения с регистрирующим органом);
  • орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц - в настоящее время Федеральная налоговая служба Российской Федерации;
  • акционер эмитента;
  • владелец эмиссионных ценных бумаг того же вида, категории (типа), что и эмиссионные ценные бумаги оспариваемого выпуска.

Срок исковой давности по такому иску составляет три месяца с момента государственной регистрации отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг или с момента представления в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг. Указанный срок в случае его пропуска восстановлению не подлежит.

Законом о рынке ценных бумаг предусмотрены два основания для признания выпуска эмиссионных ценных бумаг недействительным это нарушение эмитентом в ходе эмиссии ценных бумаг требований законодательства, которое не может быть устранено иначе, чем посредством изъятия из обращения эмиссионных ценных бумаг данного выпуска; обнаружение в документах, на основании которых была осуществлена государственная регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг или отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг, либо в уведомлении об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг недостоверной или вводящей в заблуждение и повлекшей за собой существенное нарушение прав и (или) законных интересов инвесторов или владельцев эмиссионных ценных бумаг эмитента информации. При этом суд, рассматривающий требование о признании выпуска ценных бумаг недействительным, с учетом всех обстоятельств дела вправе отказать в удовлетворении данного требования, если допущенные при размещении ценных бумаг нарушения закона не являются существенными. Данное положение обеспечивает более гибкое правовое регулирование и направлено на предотвращение аннулирования выпусков ценных бумаг по одним лишь формальным основаниям.

Признание выпуска эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся или недействительным влечет за собой ряд серьезных последствий. Во-первых, это аннулирование его государственной регистрации, изъятие из обращения эмиссионных ценных бумаг данного выпуска и возвращение владельцам таких эмиссионных ценных бумаг денежных средств или иного имущества, полученных эмитентом в счет их оплаты. Во-вторых, ничтожность сделок, совершенных в процессе размещения данных ценных бумаг, что подтверждено материалами судебной практики. Порядок возврата владельцам ценных бумаг денежных средств (иного имущества), полученных эмитентом в счет оплаты ценных бумаг, выпуск которых признан несостоявшимся или недействительным, установлен Постановлением ФКЦБ Российской Федерации от 08 сентября 1998 года №3619.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение эмитентом установленного порядка (процедуры) эмиссии ценных бумаг предусмотрен штраф с должностных лиц эмитента в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; с юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей (ст. 15.17 кодекса). За злоупотребления при эмиссии ценных бумаг также предусмотрена уголовная ответственность. Так, внесение в проспект ценных бумаг заведомо недостоверной информации, утверждение либо подтверждение содержащего заведомо недостоверную информацию проспекта или отчета (уведомления) об итогах выпуска ценных бумаг, а равно размещение эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству, наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет. Крупным ущербом, доходом в крупном размере в данном случае признаются ущерб, доход в сумме, превышающей один миллион рублей (статья 185 УК РФ).

На основании изложенного, выделим главные моменты.

  1. За нарушение процедуры эмиссии ценных бумаг может быть применена одна из следующих мер:
  • отказ в государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг;
  • приостановление эмиссии ценных бумаг;
  • признание выпуска эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся;
  • признание выпуска эмиссионных ценных бумаг недействительным.
  1. За недобросовестную эмиссию, злоупотребления в процессе эмиссии ценных бумаг предусмотрена также гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность.
  2. Признание выпуска эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся или недействительным влечет за собой аннулирование его государственной регистрации, изъятие из обращения эмиссионных ценных бумаг данного выпуска и возвращение владельцам таких эмиссионных ценных бумаг денежных средств или иного имущества, полученных эмитентом в счет их оплаты, ничтожность сделок, совершенных в процессе размещения данных ценных бумаг.

Литература

Белов В. А. Ценные бумаги в российском гражданском праве: Учебное пособие по специальному курсу: В 2 т. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2007.

Ершов В. А. Рынок ценных бумаг: Юридический справочник. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ. 2009.

Габов А. В. Ценные бумаги: вопросы теории и правового регулирования рынка. М.: Статут. 2011.

Корнийчук Г.А., Ширипов Д.В. Комментарий к Федеральному закону от 22 апреля 1996 года №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (постатейный) / под ред. Д.В. Ширипова. // СПС КонсультантПлюс. 2008.

Майфат А.В. Гражданско-правовые конструкции инвестирования: Монография. М.: Волтерс Клувер. 2006.

Синенко А.Ю. Эмиссия корпоративных ценных бумаг: правовое регулирование, теория и практика. М.: Статут. 2002.

Степанов Д. Вопросы теории и практики эмиссионных ценных бумаг // Хозяйство и право. 2002. №4.

Шевченко Г.Н. Эмиссионные ценные бумаги: понятие, эмиссия, обращение. М.: Статут. 2006

Юлдашбаева Л.Р. Правовое регулирование оборота эмиссионных ценных бумаг (акции, облигации). М., 1999.

Нормативные акты

Федеральный закон от 10 июля 2002 года №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, №28, ст. 2790.

Федеральный закон от 5 марта 1999 года №46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг». // Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, №10, ст. 1163.

Федеральный закон от 29 июля 1998 года №136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг». // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, №31, ст. 3814.

Федеральный закон от 8 февраля 1998 года №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, №7, ст. 785.

Федеральный закон от 22 апреля 1996 года №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, №17, ст. 1918.

Федеральный закон от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, №1, ст. 1.

Постановление Правительства Российской Федерации от 05 февраля 2013 года №88 «Об утверждении стандартов раскрытия информации о государственных ценных бумагах Российской Федерации, содержащейся в решении о выпуске (дополнительном выпуске) государственных ценных бумаг Российской Федерации и в отчете об итогах эмиссии этих ценных бумаг». // Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, №6, ст. 567.

Постановление Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2012 года №1238 «О государственной регистрации условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг, изменений, вносимых в условия эмиссии и обращения этих ценных бумаг, а также об отчетах о проведенной эмиссии». // Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, №50, ст. 7056.

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года №329 «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Российской Федерации». // Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, №31, ст. 3258.

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 06 апреля 2001 года №30н «Об утверждении стандартов раскрытия информации о ценных бумагах субъектов Российской Федерации или муниципальных ценных бумагах, содержащейся в решении о выпуске ценных бумаг субъектов Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг и в отчете об итогах эмиссии этих ценных бумаг, формы заявления о государственной регистрации акта, содержащего условия эмиссии ценных бумаг, и формы представления отчета об итогах эмиссии ценных бумаг субъекта Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг». // Российская газета, 2001, №101.

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 21 января 1999 года №2н «О Порядке формирования государственного регистрационного номера, присваиваемого выпускам государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг». // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1999, №9.

Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации от 11 июня 2013 года №13-48/пз-н «Об утверждении Порядка присвоения и аннулирования государственных регистрационных номеров или идентификационных номеров выпускам (дополнительным выпускам) эмиссионных ценных бумаг». // Российская газета, 2013, №181.

Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации от 5 апреля 2011 года № 11-8/пз-н «Об утверждении Положения об особенностях обращения и учета прав на ценные бумаги, предназначенные для квалифицированных инвесторов, и иностранные ценные бумаги». // Российская газета, от 8 июня 2011 года, №122.

Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации от 27 апреля 2010 года №10-29/пз-н «Об утверждении Критериев и Порядка включения иностранных фондовых бирж в Перечень иностранных фондовых бирж, прохождение процедуры листинга на которых является обязательным условием для принятия российской фондовой биржей решения о допуске ценных бумаг иностранных эмитентов к торгам без решения федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг об их допуске к публичному размещению и (или) публичному обращению в Российской Федерации, а также об утверждении указанного Перечня. // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2010, №26.

Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации от 23 октября 2007 года №07-105/пз-н «Об утверждении положения о квалификации иностранных финансовых инструментов в качестве ценных бумаг». // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2007, №52.

Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации от 28 февраля 2006 года №06-21/пз-н «Об утверждении Порядка ведения Реестра эмиссионных ценных бумаг». // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2006, №16.

Постановление ФКЦБ РФ от 24 декабря 2003 года №03-48/пс «Об утверждении порядка квалификации ценных бумаг». // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2004, №10.

Постановление ФКЦБ РФ от 8 сентября 1998 года №36 «Об утверждении Положения о порядке возврата владельцам ценных бумаг денежных средств (иного имущества), полученных эмитентом в счет оплаты ценных бумаг, выпуск которых признан несостоявшимся или недействительным». // Вестник ФКЦБ России, 1998, №7.

Постановление ФКЦБ РФ от 31 декабря 1997 года №45 «Об утверждении Положения о порядке приостановления эмиссии и признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным и внесении изменений и дополнений в акты Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг». // Вестник ФКЦБ России, 1998, №1.

1 Вестник Банка России, 2006, №25.

2 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2007, №25.

3 Сборник постановлений Правительства РСФСР, 1992, №5, ст. 26.

4 Шевченко Г.Н. Эмиссионные ценные бумаги: понятие, эмиссия, обращение. М.: Статут, 2006. С. 151.

5 Российская газета, 2013, №181.

6 Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, №3, ст. 423.

7 Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, №31, ст. 3258.

8 Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, №30, ст. 4084.

9 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2006, №16.

10 Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, №10, ст. 1163.

11 Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, №32, ст. 3340.

12 Майфат А.В. Гражданско-правовые конструкции инвестирования: Монография. М.: Волтерс Клувер. 2006. С. 203.

13 Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, №42, ст. 5394.

14 Российская газета, 2010, №265.

15 Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, №50, ст. 7056.

16 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1999, №9.

17 Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, №29, ст. 3642.

18 Вестник ФКЦБ России, 1998, №1.

19 Вестник ФКЦБ России, 1998, №7.

Процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг