Правовое регулирование рынка ценных бумаг
Контрольная работа
Правовое регулирование рынка ценных бумаг
Содержание
1. Общественные отношения, регулируемые нормами о ценных бумагах и их рынке
2. Характеристика норм о ценных бумагах и их место в правовой системе
3. Принципы правового регулирования общественных отношений по выпуску и обращению ценных бумаг
4. Правое регулирование рынка ценных бумаг как раздел науки и учебная дисциплина
Литература
1. Общественные отношения, регулируемые нормами о ценных бумагах и их рынке
Рынок ценных бумаг как составная часть финансового рынка является одним из перспективных направлений развития нашей экономики. В настоящее время Российской Федерации удалось добиться больших успехов в данной сфере. Создана разветвленная инфраструктура фондового рынка, успешно функционируют его основные институты - биржи, депозитарии, брокерские и дилерские агентства. Сегодня рынок ценных бумаг России это сложнейшая система хозяйственных, юридических и социальных связей. От эффективного правового обеспечения этих экономических связей во многом зависят финансовые результаты. Нормы о ценных бумагах призваны решить эту нелегкую задачу.
Ценная бумага и рынок ценных бумаг неразделимые категории, так как ценная бумага - это, в первую очередь, рыночный институт. Само понятие «рынок ценных бумаг» отсутствует в законодательстве. В науке, под рынком ценных бумаг понимают совокупность отношений, возникающих между его участниками, по поводу выпуска и обращения ценных бумаг1. Круг общественных отношений, складывающихся на рынке ценных бумаг, чрезвычайно широк. Эти отношения связаны одним предметом - ценной бумагой. Таким образом, нормы о ценных бумагах регулируют общественные отношения, складывающиеся в связи с выпуском и обращением ценных бумаг. Забегая вперед, отметим, что под обращением ценных бумаг понимается заключение гражданско-правовых сделок, влекущих переход прав собственности на ценные бумаги. Синонимом данного слова является «оборот».
Значительный спектр отношений, регулируемых нормами о ценных бумагах, объясняется двумя главными причинами. Это разнообразие видов ценных бумаг, обращающихся на фондовом рынке, в настоящее время в законодательстве их выделяется четырнадцать разновидностей, а также большим количеством участников рынка ценных бумаг, каждый из которых выполняет свои функции.
К субъектам общественных отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг, в первую очередь, относится лицо, выпускающее (выдающее) ценную бумагу. В эмиссионном праве такое лицо принято называть эмитентом. Кроме того, законодатель использует термин «лицо, ответственное за исполнение по ценной бумаге» (статьи 144, 149 ГК РФ). Как правило, названные субъекты совпадают, то есть, лицо, выпускающее ценную бумагу, исполняет и обязательства, из нее вытекающие. Однако, бывает и расхождение, например, в переводном векселе фигурирует векселедатель и плательщик по векселю. Не менее важное значение в рассматриваемых отношениях имеет лицо, имеющее право требовать исполнения по ценной бумаге (ст. 143 ГК РФ). В отношении документарных ценных бумаг, им признается владелец ценной бумаги, подчеркивая тем самым ее вещно-правовую природу (ст. 143 ГК РФ), в отношении бездокументарных ценных бумаг это «правообладатель» (ст. 149 ГК РФ). В ГК РФ используется понятийный аппарат вещного права только к документарным ценным бумагам, так как бездокументарные ценные бумаги к вещам не отнесены. В то время, как иные нормативные акты зачастую не придерживаются данной позиции. Нередко можно встретить понятие «собственник ценных бумаг», в том числе и применительно к бездокументарным ценным бумагам. Понятие владелец ценной бумаги шире, чем собственник, так как в роли владельцев могут выступать доверительные управляющие, залогодержатели, а также хранители ценных бумаг. Аналогично с бездокументарными ценными бумагами. Владельцами (правообладателями) ценных бумаг субъекты права становятся в результате совершения сделок на рынке ценных бумаг и по другим основаниям, предусмотренным в законе. Кроме названных, на рынке ценных бумаг взаимодействует значительное число субъектов, которые обеспечивают либо сопровождают оборот ценных бумаг - это финансовые посредники и консультанты, регистраторы и хранители ценных бумаг, организаторы торговли ценными бумагами и расчетные центры. Всех перечисленных выше лиц называют участниками рынка ценных бумаг.
Особое место среди субъектов общественных отношений по выпуску и обращению ценных бумаг занимают государственные органы и органы саморегулирования. В настоящее время, полномочия по государственному регулированию рынка ценных бумаг выполняет Центральный банк Российской Федерации (Банк России). В его функции входят осуществление лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, регистрация выпусков эмиссионных ценных бумаг, контроль и надзор в сфере финансовых рынков. К государственным регуляторам также необходимо отнести Министерство финансов Российской Федерации и некоторые другие структуры. К органам саморегулирования причисляют саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, под которыми понимаются созданные для обеспечения условий их профессиональной деятельности, защиты своих интересов, а также установления правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами добровольные объединения профессиональных участников рынка ценных бумаг на принципах некоммерческой организации (статья 48 Федерального закона от 22 апреля 1996 года №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», далее - Закон о рынке ценных бумаг)2.
Все названные субъекты взаимодействуют между собой, преследуя разные цели и задачи.
Исходя из многообразия видов ценных бумаг, широкого круга участников рынка ценных бумаг, к общественным отношениям, регулируемым нормами о ценных бумагах, следует отнести отношения:
- по выпуску ценных бумаг, включая государственную регистрацию эмиссии некоторых видов ценных бумаг;
- по исполнению обязательств, удостоверенных ценными бумагами;
- по обеспечению хранения и учета прав на ценные бумаги;
- по совершению сделок с ценными бумагами;
- по осуществлению расчетов по сделкам с ценными бумагами;
- по организации торговли ценными бумагами;
- по восстановлению прав на утраченные ценные бумаги;
- по информационному обслуживанию оборота ценных бумаг;
- по созданию и функционированию саморегулируемых организаций;
- а также в необходимых случаях отношения с государственными органами контроля и надзора за деятельностью на рынке ценных бумаг.
Безусловно, перечень, приведенный выше, не является исчерпывающим. Экономические связи, складывающиеся между субъектами названных отношений, обладают своей спецификой. Во-первых, все названные отношения возникают по поводу одного предмета - выпуска и обращения ценных бумаг. Во-вторых, общественные отношения, связанные с оборотом ценных бумаг, отличаются значительным количеством субъектов, в них участвующих. Зачастую, в совершении сделок на рынке ценных бумаг задействовано до десяти различных звеньев. Так, например, с целью увеличения (пополнения) уставного капитала акционерного общества, последнему необходимо осуществить эмиссию дополнительного пакета акций. Для этого следует одобрить данное решение на собрании акционеров. После чего осуществить подготовку документов и государственную регистрацию выпуска акций в уполномоченном органе. Возможно, для регистрации потребуются услуги профессионального финансового консультанта. В случае дальнейшего публичного размещения акций необходимо посредничество профессионального организатора торговли, в частности, биржи. Для продажи акций на бирже эмитент обязан заключить договор на брокерское обслуживание, так как к участию в таких торгах допускаются только профессиональные участники фондового рынка, в данном случае - брокеры. Если общество захочет подстраховаться на случай отсутствия спроса на акции, нужен андеррайтер, который возьмет на себя обязанность выкупить все неразмещенные акции по установленной цене. На бирже не обходится без участия клиринговых организаций. Необходим также профессиональный регистратор, который будет вести реестр акционеров и осуществлять фиксацию сделок.
В-третьих, так как правоотношения по поводу выпуска и обращения ценных бумаг имеют сложную юридическую природу, они регулируются нормами различных отраслей права. В первую очередь, это административное, гражданское и финансовое право. Спектр правоотношений, возникающих на фондовом рынке, настолько широк, что его невозможно «уложить» в рамки одной отрасли права. Наравне с гражданско- правовым аспектом, эти отношения зачастую имеют ярко выраженный административный оттенок. Так, например, сделки с ценными бумагами совершаются согласно правилам гражданского права, однако для продажи ценных бумаг на бирже, необходима лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг, выдаваемая уполномоченным органом власти, а это уже административные отношения.
Заимствованными также являются и методы правового регулирования рассматриваемых отношений - императивный и диспозитивный методы. Так, по вопросам лицензирования участников рынка ценных бумаг, осуществления контроля за их деятельностью, привлечения к ответственности используется метод власти и подчинения. Тогда как при принятии эмитентами решений об условиях выпуска ценных бумаг, во взаимоотношениях субъектов данных общественных отношений между собой по поводу заключения сделок с ценными бумагами используется диспозитивный метод, предполагающий широкую свободу выбора вариантов поведения. В последнее время на фондовом рынке широко применяется гражданско- правовой метод саморегулирования.
Обобщив сказанное, отметим главное.
- К общественным отношениям, регулируемым нормами о ценных бумагах, относятся отношения по выпуску и обращению ценных бумаг.
- Субъектами названных отношений являются лица, выпускающие ценные бумаги, владельцы (обладатели) ценных бумаг, институты, обслуживающие и сопровождающие процесс заключения сделок с ценными бумагами, а также органы государственного регулирования и саморегулирования.
- При регулировании общественных отношений в сфере рынка ценных бумаг используются административные и гражданско-правовые методы, в том числе метод саморегулирования.
2. Характеристика норм о ценных бумагах и их место в правовой системе
В Российской Федерации в настоящее время выстроен мощнейший юридический фундамент для формирования и развития экономических отношений по выпуску и обращению различных финансовых инструментов, в том числе и ценных бумаг. Нормы о ценных бумагах, закрепленные в большом количестве нормативных актов, являются достойным правовым обеспечением проводимых экономических реформ.
К нормам о ценных бумагах относятся нормы о правовом режиме ценных бумаг как таковых, о выпуске ценных бумаг, об исполнении обязательств по ценным бумагам, о сделках с ценными бумагами, о правовом положении участников рынка ценных бумаг, о саморегулируемых организациях, о статусе и полномочиях органов государственного регулирования на рынке ценных бумаг, о юридической ответственности участников рынка ценных бумаг, а также об инфраструктуре рынка ценных бумаг. Под инфраструктурой рынка ценных бумаг следует понимать институты, обеспечивающие или способствующие совершению сделок с ценными бумагами (например, депозитарная, клиринговая системы, система учета прав на ценные бумаги, а также система организации торговли на рынке ценных бумаг). В дальнейшем словосочетания «нормы о ценных бумагах» и «нормы о рынке ценных бумаг» будут употребляться как синонимы.
Выделим особенности норм о рынке ценных бумаг. Так, они имеют особый предмет правового регулирования - общественные отношения по поводу выпуска и обращения ценных бумаг.
Нормы о ценных бумагах содержатся в источниках различных отраслей права. В первую очередь, это административное, гражданское, финансовое и даже уголовное право. К примеру, часть норм о порядке совершения сделок с ценными бумагами располагается в Гражданском кодексе РФ, нормы об ответственности за незаконную деятельность на рынке ценных бумаг сконцентрированы в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях и в Уголовном кодексе Российской Федерации. Так, статьей 186 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за изготовление, хранение, перевозку или сбыт поддельных ценных бумаг3.
Поэтому, трудно определиться с характеристикой норм о ценных бумагах - они могут быть как императивными, так и диспозитивными, управомочивающими, обязывающими либо запрещающими.
Еще одной особенностью норм о рынке ценных бумаг является специальная терминология, часто заимствованная из экономических наук, а также зарубежья. На первый взгляд кажутся неясными такие понятия как «эмитент», «инвестор», «инсайдер», «финансовый консультант», «эмиссия и размещение ценных бумаг», «финансовый инструмент» и многие другие.
Если определяться с местом норм о рынке ценных бумаг в российской правовой системе, то безусловно обозначенная специфика позволяет выделить их каким-то образом. Совокупность юридических норм о ценных бумагах следует признать самостоятельным межотраслевым правовым институтом. Для объединения рассматриваемых норм в отдельный институт имеется ряд оснований. Во-первых, эти нормы регулируют относительно самостоятельные общественные отношения, которые возникают по поводу выпуска и обращения ценных бумаг. Во-вторых, колоссальный объем источников норм о ценных бумагах, образующих определенную целостность. К ним относятся Федеральный закон от 22 апреля 1996 года №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», федеральные законы, посвященные отдельным видам ценных бумаг (например, от 11 марта 1997 года №48-ФЗ «О переводном и простом векселе»4, от 29 июля 1998 года №136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»5, от 11 ноября 2003 года №152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах»6 и многие другие), а также большое количество подзаконных нормативных актов. В-третьих, имеются общие принципы, лежащие в основе правового регулирования отношений, складывающихся в данной сфере (см. параграф 3 настоящей главы).
Межотраслевым данный институт является потому, что нормы о рынке ценных бумаг, как уже было сказано, имеют различную отраслевую принадлежность.
В связи с тем, что законодательство о ценных бумагах (как и наука) является молодым и развивающимся, зачастую нормы о ценных бумагах относительно разрозненны и противоречивы. Так, например, конкурентными являются положения части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)7 и Федерального закона «О рынке ценных бумаг» о правовой природе ценных бумаг. Так, ГК РФ классифицирует ценные бумаги на документарные и бездокументарные ценные бумаги, а документарные делит на предъявительские, ордерные и именные. Второй источник говорит об эмиссионных ценных бумагах, которые в ГК даже не упоминаются. И ГК РФ, и Закон о рынке ценных бумаг определяют правила учета, передачи прав по ценным бумагам, вступая в противоречие друг с другом.
В настоящее время в Российской Федерации осуществляется оборот четырнадцати разновидностей ценных бумаг, четыре из которых относятся к эмиссионным. При этом, кардинально отличается правовое регулирование обращения эмиссионных и неэмиссионных ценных бумаг. В отношении эмиссионных ценных бумаг создана достаточно стройная правовая база, основу которой составляет Закон о рынке ценных бумаг. Правовой режим каждой из неэмиссионных ценных бумаг индивидуален. Современное состояние законодательства о ценных бумагах не дает возможности говорить о стройной иерархии и системе правовых норм в данной области.
Несмотря на сказанное, весьма условно можно структурировать рассматриваемые нормы, выделив внутри межотраслевого института рынка ценных бумаг следующие субинституты:
- принципы правового регулирования выпуска и обращения ценных бумаг;
- учет, передача и осуществление прав по ценным бумагам;
- восстановление и защита прав по ценным бумагам;
- торговля и сделки с ценными бумагами;
- правовые режимы отдельных видов эмиссионных ценных бумаг;
- правовые режимы отдельных видов неэмиссионных ценных бумаг;
- правовое положение профессиональных и иных участников рынка ценных
бумаг;
- правовые механизмы защиты прав инвесторов на рынке ценных бумаг;
- правовые основы управления и контроля деятельности на рынке ценных бумаг;
- саморегулирование на рынке ценных бумаг;
- юридическая ответственность участников рынка ценных бумаг.
Обобщив сказанное, отметим главное.
- Нормы о ценных бумагах и их рынке отличаются особым понятийным аппаратом, сложной структурой, а также межотраслевым характером.
- Совокупность норм о ценных бумагах и их рынке представляет собой самостоятельный межотраслевой институт, который регулирует общественные отношения, складывающиеся в процессе выпуска и обращения ценных бумаг.
3. В составе рассматриваемого межотраслевого института можно выделить отдельные субинституты.
3. Принципы правового регулирования общественных отношений по выпуску и обращению ценных бумаг
Под принципами принято понимать основные начала, идеи, которыми руководствуются при регулировании определенных отношений либо осуществлении какой-либо деятельности. Аналогично и в рассматриваемой области.
К сожалению, принципы правового регулирования общественных отношений по выпуску и обращению ценных бумаг не сосредоточены в каком-либо одном нормативном правовом акте. Более того, ни один из законов о ценных бумагах и их рынке не содержит раздела, посвященного принципам. Такое невнимание к основным началам регулирования критикуется в российской правовой науке, предлагается закрепить рассматриваемые принципы в каком-либо системообразующем нормативном акте. Тем не менее, нельзя сказать, что ценные бумаги и их оборот вовсе обходятся без каких-либо руководящих идей. Системное изучение содержания нормативных правовых актов о ценных бумагах позволяет сформулировать принципы правового регулирования общественных отношений по выпуску и обращению ценных бумаг, но пока на научном уровне.
Наряду с общеправовыми принципами (справедливости и гуманизма, конституционности и законности, равенства перед законом и др.), можно позаимствовать и смело применить к ценным бумагам и их рынку также и некоторые отраслевые принципы, а именно:
- принципы административного права - взаимная ответственность государства и граждан; федерализма; приоритета личности и ее интересов в жизни общества, принципа разделения властей, и
- принципы гражданского права - равенство участников регулируемых гражданским законодательством отношений, неприкосновенность собственности, свобода договора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, приобретение и осуществление гражданских прав гражданами и юридическими лицами своей волей и в своем интересе, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечение восстановления нарушенных прав, их судебная защита.
Однако, следует выделить и принципы, характерные только для данного межотраслевого правового института8. Назовем данные принципы «специфическими». Сложность в их раскрытии заключается не только в отсутствии их легального закрепления, но и в разноплановости функций, которые реализуют ценные бумаги в экономической жизни. Так, очевидным образом отличаются правовые режимы эмиссионных и неэмиссионных ценных бумаг, к примеру, акции и векселя, долговых и товарных ценных бумаг, облигации и складского свидетельства. Поэтому, логично разделить «специфические» принципы на две группы - принципы, относящиеся к ценным бумагам в целом, и принципы, касающиеся рынка ценных бумаг.
К первой группе относятся:
- Принцип принудительного статуса ценных бумаг (принцип легалитета).
Согласно статье 142 Гражданского кодекса Российской Федерации, ценными бумагами, кроме установленного в нем перечня, являются и иные ценные бумаги, названные в таком качестве в законе или признанные таковыми в установленном законом порядке.
- Принцип минимального государственного вмешательства в операции с ценными бумагами. Этот принцип был сформулирован еще в Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации в июле 1996 года, тем не менее, он актуален и сегодня. Принцип означает, что государство регулирует деятельность по обращению ценных бумаг лишь в тех случаях, когда это абсолютно необходимо.
- Принцип публичной достоверности ценной бумаги. Из данного принципа следует ограничение возражений ответственного по ценной бумаге лица только содержанием и формой ценной бумаги как публично достоверного документа9. В общем виде этот принцип закреплен в п. 1 статьи 145 ГК РФ в редакции Федерального закона от 2 июля 2013 года №142-ФЗ10. В нем указано, что обязанное по ценной бумаге лицо вправе выдвигать против требований владельца ценной бумаги только те возражения, которые вытекают из ценной бумаги или основаны на отношениях между ними. Приведенное правило дополнено тем, что обязанное по ценной бумаге лицо отвечает по ней также и в том случае, если ценная бумага поступила в обращение помимо его воли. Принцип публичной достоверности прав из ценной бумаги ограничен добросовестностью ее владельца. Если лицо является недобросовестным владельцем ценной бумаги, то исполнение по ней не производится.
- Принцип одновременности перехода прав на бумагу и прав, удостоверенных ценной бумагой. Этот принцип реализован в статье 146 ГК РФ, которая устанавливает, что с передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права в совокупности. Аналогичное правило закреплено в статье 29 Закона о рынке ценных бумаг.
Кроме того, в редакции ГК РФ от июля 2013 года закреплены такие новые принципы, как принцип ответственности лица, передавшего ценную бумагу, за действительность содержащегося в ней обязательства (ст. 147), принцип защиты добросовестного приобретателя и защиты прав добросовестного должника (ст. 147.1).
Во вторую группу принципов рассматриваемого института входят следующие принципы:
- Принцип приоритета защиты прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг. Привлечение инвестиций в российскую экономику является одной из важнейших задач нашего Правительства. Именно поэтому правовому обеспечению прав инвесторов предается очень большое значение. Это проявляется в широкой регламентации данных отношений. Так, меры по защите прав инвесторов содержатся в Законе о рынке ценных бумаг, Федеральном законе от 5 марта 1999 года №46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»11, Указах Президента Российской Федерации от 16 сентября 1997 года №1034 «Об обеспечении прав инвесторов и акционеров на ценные бумаги в Российской Федерации» и от 26 апреля 1995 №416 «О мерах по обеспечению интересов инвесторов и приведению в соответствие с законодательством Российской Федерации предпринимательской деятельности юридических лиц, осуществляемой на финансовом и фондовом рынках без соответствующих лицензий»12.
- Принцип информационной прозрачности рынка ценных бумаг. Это принцип предполагает широкое информирование всех заинтересованных лиц о деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, некоторых других субъектах фондового рынка и ее результатах. В целях реализации данного принципа в Законе о рынке ценных бумаг предусмотрен раздел 7 «Информационное обеспечение рынка ценных бумаг». В частности там содержится перечень сведений, которые подлежат раскрытию или представлению при эмиссии ценных бумаг, а также случаи, когда эмитент может быть освобожден от обязанности распространения информации о ценных бумагах. В развитие Закона издан ряд ведомственных нормативных актов. В частности, Распоряжение Федеральной комиссии по ценным бумагам Российской Федерации от 17 февраля 1998 года №133-р «Об утверждении Порядка распространения информации о ценных бумагах», Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации от 10 октября 2006 года №06-117/пз-н «Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг»13 и многие другие.
- Принцип разрешительного характера деятельности на рынке ценных бумаг. Он заключается в том, что профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг можно осуществлять только после получения соответствующей лицензии. Необходимо отметить, что большинство видов деятельности на рынке ценных бумаг (имеется в ввиду рынок эмиссионных ценных бумаг) подлежит лицензированию. Закон о рынке ценных бумаг в настоящее время выделяет пять видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Порядок получения лицензии и требования к претендентам изложены в Приказе Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации от 20 июля 2010 года №10-49/пз-н «Об утверждении Положения о лицензионных требованиях и условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг»14. Лицензирование имеет положительные и отрицательные стороны. С одной стороны, лицензирование повышает уровень профессионализма и ответственности, предоставляет дополнительные возможности государственного контроля за участниками рынка ценных бумаг, гарантирует права инвесторов. С другой стороны, оно ограничивает доступ заинтересованных лиц к рынку ценных бумаг, мешает его развитию.
И последний принцип - принцип максимального саморегулирования рынка ценных бумаг. Согласно Федеральному Закону от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил15. То есть принцип саморегулирования означает контроль и регулирование деятельности на рынке ценных бумаг со стороны самих участников этого рынка. Саморегулирование осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации. Закон о рынке ценных бумаг содержит главу 13 «Саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг», которая регламентирует деятельность саморегулируемых организаций на фондовом рынке.
Сказанное выше дает возможность для следующих обобщений.
- Принципы правового регулирования общественных отношений по выпуску и обращению ценных бумаг это общие положения, из которых исходит законодатель при регулировании названных отношений.
- К принципам правового регулирования рынка ценных бумаг относятся общеправовые принципы, принципы административного и гражданского права, а также «специфические» принципы, касающиеся только данного правового института.
- Специфические принципы межотраслевого института рынка ценных бумаг делятся на две группы: - принципы, относящиеся к ценным бумагам в целом, и принципы, касающиеся рынка ценных бумаг.
4. Правое регулирование рынка ценных бумаг как раздел науки и учебная дисциплина
В предыдущих параграфах нормы, регулирующие отношения в области выпуска и обращения ценных бумаг, были объединены в отдельный межотраслевой правовой институт. Однако термин «правовое регулирование рынка ценных бумаг» можно рассмотреть еще в двух значениях - как раздел правовой науки и учебную дисциплину.
Правовое регулирование рынка ценных бумаг как раздел правовой науки представляет собой совокупность правовых знаний, положений, категорий, накопленных в процессе изучения действующих и утративших силу норм о ценных бумагах, их обращении, практики их применения, историю развития данного правового института, зарубежный опыт.
Если сравнивать правовую науку о рынке ценных бумаг и соответствующий правовой институт, то, безусловно, наука о рынке ценных бумаг более широкое понятие. Предметом изучения науки является не только правовой институт рынка ценных бумаг, но и этапы его формирования. Кроме того, правовая наука о рынке ценных бумаг исследует сложную систему общественных, в т.ч. экономических отношений, складывающихся на рынке ценных бумаг, взаимодействие и соотношение норм о рынке ценных бумаг с нормами других отраслей права, действующее и утратившее силу законодательство, многообразную судебную практику, международный опыт. Анализ огромного массива информации, в том числе сведений, извлекаемых из других отраслевых наук, позволяет ученым выявлять закономерности развития отношений по выпуску и обращению ценных бумаг, формулировать основные понятия и термины, выявлять слабые места в регулировании рассматриваемых общественных отношений и, самое главное, - вырабатывать предложения по их устранению.
Таким образом, важнейшей задачей правовой науки о ценных бумагах и их рынке является выработка рекомендаций по совершенствованию законодательства о ценных бумагах.
Несмотря на то, что история института ценных бумаг уходит своими корнями в глубокое прошлое, в России первые научные труды по данному вопросу появились относительно недавно. Можно выделить три этапа становления правовой науки о ценных бумагах и их рынке. Серьезная теоретическая база для оборота ценных бумаг начала формироваться в конце Х1Х начале ХХ веков. На первом этапе вклад в теорию ценных бумаг внесли такие видные ученые как М. М. Агарков, К. Н. Анненков, С. М. Барац, Н. Бунге, А.Г. Гусаков, А.И. Каминка, Н О.Нерсесов, Е.А. Нефедьев, К.П. Победоносцев, И.Т. Тарасов, П.П. Цитович, Г.Ф. Шершеневич и многие другие. Большое влияние на ученых в то время оказывали работы немецких цивилистов. Соответственно, можно охарактеризовать науку правового регулирования рынка ценных бумаг как относительно новую область знаний.
Второй этап, временные рамки которого можно условно определить - окончанием политики НЭПа (конец двадцатых годов ХХ века) и до начала новой экономической политики (начало 90-х годов ХХ века), был этапом стагнации правовой науки о рынке ценных бумаг. В этот период рынок ценных бумаг практически отсутствовал, за исключением рынка государственных облигаций различных выпусков и видов. Наука о ценных бумагах в основном была сосредоточена на исследовании правового режима названных ценных бумаг.
Последний этап развития учений о рынке ценных бумаг датируется началом 90-х годов ХХ века и длится по настоящее время. Он характеризуется бурным развитием правовой науки о ценных бумагах. В современный период защищен ряд кандидатских и докторских диссертаций, опубликовано более сорока монографий по различным аспектам обращения ценных бумаг. Углубленным анализом правовой природы ценных бумаг в последние двадцать лет занимались такие ученые как В. А. Белов, У.Э. Батлер,
А.Ю. Бушев, А.В. Вошатко, А.В. Габов, В.В. Грачев, Е.С. Демушкина, Л.Г. Ефимова, С.Ю. Канн, Н.Л. Клык, А.С. Кокин, Е.А. Крашенинников, Д.В. Мурзин, Л.А. Новоселова, С.В. Ротко, И.В. Редькин, Е.Н. Решетина, И.В. Рукавишникова, А.Ю. Синенко, Д.И. Степанов, Е.А. Токарев, Е.Ю. Трегубенко, В.Н. Уруков, В.Б. Чуваков, Г. Н. Шевченко, А. К. Шестопалова, Л. Р. Юлдашбаева и многие, многие другие.
Завершая обзор формирования науки о правовом регулировании рынка ценных бумаг, отметим, что еще М.М. Агарков в своем «Учении о ценных бумагах» в 1927 году писал: «общая теория ценных бумаг, а также и учение об отдельных бумагах относятся к числу наиболее сложных отделов юридической науки. Даже чисто практическое ознакомление с ними представляет достаточно много трудностей для лиц, неискушенных в правоведении»16. С этим высказыванием трудно не согласиться.
Правовое регулирование рынка ценных бумаг как учебная дисциплина это учебный курс, предусматривающий обучение студентов правовым основам выпуска и обращения ценных бумаг. Учебная дисциплина базируется на действующем законодательстве о ценных бумагах, а также научных знаниях, накопленных в этой области на данный момент. В процессе изучения учебной дисциплины студенты должны получить теоретические и практические знания о видах и правовом режиме ценных бумаг, особенностях их эмиссии и обращения, о правовом обеспечении рынка ценных бумаг и его участников, об основах управления рынком ценных бумаг и некоторые др.
Основной целью изучения дисциплины является формирование у студентов комплекса знаний о смысле, содержании и практике применения правовых норм, регулирующих выпуск и обращение ценных бумаг, а также приобретение студентами умений и навыков, необходимых для решения различных практических ситуаций, защиты прав и интересов участников рынка ценных бумаг.
Правовое регулирование рынка ценных бумаг является дисциплиной достаточно сложной, требующей от студентов базовых знаний в области административного, гражданского и финансового права. Эти предметы помогают студентам более глубоко уяснить правовую природу ценных бумаг и оценить их возможности. Поэтому данная дисциплина читается на старших курсах.
Правовое регулирование рынка ценных бумаг является сравнительно новой дисциплиной для юридической системы образования. В учебные программы она стала вводится с конца 90-х годов ХХ века. Несмотря на потребности финансового рынка в специалистах данного профиля, преподается данный курс далеко не во всех юридических ВУЗах страны. Зачастую вопросы правового регулирования выпуска и оборота ценных бумаг крайне сжато освещаются в рамках преподавания гражданского, финансового, хозяйственного либо коммерческого права.
К сожалению, данная учебная дисциплина не входит в обязательный компонент высшего юридического образования. Именно поэтому по ней нет требований, утвержденных государственным образовательным стандартом. Отсутствует такая дисциплина и в вариативной части государственного образовательного стандарта юридического бакалавриата. В некоторых ВУЗах России преподаются близкие по названию курсы - «Правовое обеспечение рынка ценных бумаг», «Правовые основы рынка ценных бумаг», «Ценные бумаги» и т.д. Соответственно, «внутреннее наполнение» этой дисциплины в различных ВУЗах может значительно отличаться. Структура учебной дисциплины правовое регулирование рынка ценных бумаг, предлагаемая настоящим изданием, включает 4 раздела - «Общие положения», «Правовой режим неэмиссионных ценных бумаг», «Основы выпуска и обращения эмиссионных ценных бумаг», «Деятельность на рынке ценных бумаг», объединяющих 18 глав, разделенных на параграфы. Как видно, ценные бумаги рассматриваются в статике (понятие, юридические признаки, учет прав и т.д.) и динамике (основы совершения сделок с ценными бумагами, обслуживание оборота ценных бумаг, контроль и ответственность).
В связи с различной отраслевой принадлежностью норм о ценных бумагах, учебные курсы, посвященные ценным бумагам, в разных высших юридических заведениях читаются на кафедрах административно-правовых, гражданско-правовых либо финансово-правовых дисциплин. Так, в Московском государственном университете курс «Правовое регулирование рынка ценных бумаг» предлагается на кафедре предпринимательского права. В Санкт-Петербургском государственном университете учебная дисциплина «Проблемы правового регулирования рынка ценных бумаг» читается в рамках подготовки магистров права на кафедре коммерческого права. В Московской государственной юридической академии учебная дисциплина «Правовое регулирование рынка ценных бумаг» преподается на кафедре финансового права. На юридическом факультете Санкт-Петербургского государственного экономического университета данный предмет включен в перечень дисциплин кафедры гражданского права17.
Обобщив сказанное, выделим главное.
- Правовое регулирование рынка ценных бумаг как раздел правовой науки представляет собой совокупность правовых знаний, положений, категорий, накопленных в процессе изучения действующих и утративших силу норм о рынке ценных бумаг, практику их применения, историю развития данного правового института, зарубежный опыт.
- Под учебной дисциплиной «Правовое регулирование рынка ценных бумаг» понимается учебный курс, предусматривающий обучение студентов правовым основам выпуска и обращения ценных бумаг.
- Правовое регулирование рынка ценных бумаг является сравнительно новой дисциплиной для юридической системы образования.
Литература
Агарков М.М. Учение о ценных бумагах. М., 1994.
Алексеев С.С. Общая теория права. Курс лекций в 2-х т. Т. 1. М.: Юрид. лит., 1981.
Алексеев С. С. Проблемы теории права. Курс лекций в 2-х т. Т. 1. Свердловск: Изд- во Сверд. юрид. ин-та. 1972.
Белов В.А. Ценные бумаги в российском гражданском праве: Учебное пособие по специальному курсу: В 2 т. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2007.
Ершов В.А. Рынок ценных бумаг: Юридический справочник. М.: ГроссМедиа. РОСБУХ. 2009.
Габов А.В. Ценные бумаги: вопросы теории и правового регулирования рынка. М.: Статут. 2011.
Проект Концепции развития законодательства о ценных бумагах и финансовых сделках. // Вестник гражданского права. 2009. №2.
Ротко С.В. Практические и теоретические вопросы публичной достоверности и абстрактности ценных бумаг. // Гражданское право. 2012. №4. С. 28 - 30.
Рынок ценных бумаг: Учебник. / Под ред. В.А. Галанова. М.: Финансы и статистика. 2002.
Чикулаев Р.В. Становление правового регулирования рынка ценных бумаг в России в дореволюционный и советский периоды. // Российский юридический журнал. 2011. №6. С. 207 - 216.
Нормативные акты
Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. // Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, №32, ст. 3301.
Федеральный закон от 22 апреля 1996 года №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, №17, ст. 1918.
Указ Президента Российской Федерации от 1 июля 1998 года № 1008 «Об утверждении Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации». // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, №28, ст. 3356.
Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2008 года №2043-р «Об утверждении Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года». // Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, №3, ст. 423.
1 Рынок ценных бумаг: Учебник. / Под ред. В. А. Галанова. М.: Финансы и статистика, 2002. С. 245.
2 Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, №17, ст. 1918.
3 Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, №25, ст. 2954.
4 Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, №11, ст. 1238.
5 Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, №31, ст. 3814.
6 Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, №46, ст. 4448.
7 Собрание законодательства Российской Федерации. 1994, №32, ст. 3301.
8 О классификации принципов см. подробнее: С.С. Алексеев. Проблемы теории права. Курс лекций в 2-х т. Т. 1. Свердловск: Изд-во Сверд. юрид. ин-та. 1972. С. 105 - 106; С.С. Алексеев. Общая теория права. Курс лекций в 2-х т. Т. 1. М.: Юрид. литература. 1981. С. 262 - 263.
9 Подробнее о принципе публичной достоверности см. М.М. Агарков. Основы банковского права: учение о ценных бумагах. М., 1994; А.В. Габов. Ценные бумаги: вопросы теории и правового регулирования рынка. М.: Статут. 2011; С.В. Ротко. Практические и теоретические вопросы публичной достоверности и абстрактности ценных бумаг. // Гражданское право. 2012. №4. С. 28 - 30.
10 Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, №27, ст. 3434.
11 Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, №10, ст. 1163.
12 Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, №38, ст. 4356, Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, №18, ст. 1637.
13 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2007, №4.
14 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2010, №38.
15 Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, №49, ст. 6076.
16 Агарков М.М. Учение о ценных бумагах. М., 1994. С. 233.
17 См. Андреева Е. М. Проблемы преподавания учебной дисциплины «Правовое регулирование рынка ценных бумаг» в юридических ВУЗах. // Ученые записки юридического факультета. 2011. № 23 (33). С. 67-71.
Правовое регулирование рынка ценных бумаг