Вопросы и ответы к роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»


Что позволило В. Г. Белинскому назвать роман "Евгений Онегин" "энциклопедией русской жизни"?

Роман (бессмертное произведение) "Евгений Онегин" - произведение необыкновенное во всех отношениях. Первый русский реалистический роман в стихах, произведение историческое, хотя в нем нет исторических героев, если не считать упоминания некоторых исторических лиц (только упоминания!), распахнутая "даль свободного романа"... При этом в "Онегине" охвачены все стороны русской общественной жизни, нарисован быт эпохи, даны картины нравов, показана жизнь столичных и поместных дворян, культурная жизнь России (театр, литература), даны незабываемые картины природы, показана, хотя и менее обстоятельно, жизнь крепостных крестьян, раскрыты семейные отношения. На этом фоне дается история формирования личности молодого человека, ставшей знамением своей эпохи, - личности "лишнего человека". Таким образом, в этом гениальном романе охвачены все стороны русской общественной и частной жизни.

В ком, по-вашему, более убедительно "отразился век": в грибоедовском Чацком или в Онегине?

Оба героя по-своему отражают свою эпоху. Но если Онегин - это типический характер, показанный в типических обстоятельствах (И обстоятельства эти нарисованы подробно и исторически верно), то - человек, во многом опередивший свою эпоху и представляющий незначительную часть передовых дворян, которые стали впоследствии героями и мучениками событий 14 декабря 1825 года.

В чем сложность и противоречивость характера Е. Онегина? Можно ли однозначно назвать его положительным или отрицательным героем? Почему? Есть ли черты сходства между Т. Лариной и Б. Онегиным? В чем эти черты противопоставлены друг другу? Какова роль Ленского в романе? Кто виноват в его трагедии? Что узнали вы из романа о жизни столичного и поместного дворянства? Что общего в этой жизни и каковы различия? Какую роль играют в романе лирические отступления? Назовите их основные темы. Как раскрывается образ автора в романе?

По-моему, автор - самый сложный и самый умный герой романа. Именно таким я представляю себе лирического героя пушкинской лирики. Он рассказывает о себе, об обстоятельствах своей личной жизни, об отношении к друзьям, не скрывает своего очень участливого отношения к героям. Перед нами - глубоко мыслящий и тонко чувствующий, очень эмоциональный и гуманный человек, бесконечно привлекательный, вызывающий уважение и доверие.

Какова роль картин природы в романе "Евгений Онегин"? Как построена онегинская строфа? Каким вы представляете себе будущее героев романа? В первой главе есть многоточия, которые обозначают пропуск строк или строф. Для Пушкина - это композиционный прием, который создает многоплановость художественного пространства текста, помогает переходить от одного эпизода к другому. Проанализируйте этот прием.

В первой главе пропущены IX, XIII, XIV, XXXIX, XL, XLI строфы. Так, в X строфе сообщается об овладении Онегиным наукой "страсти нежной, которую воспел Назон"; несколько строк посвящены ссылке Овидия в Молдавию. Пропуск строфы - весьма удачный прием, одновременно и отделяющий упоминание о судьбе Овидия от дальнейшего повествования о Евгении, и связующий воедино повествование.

Или по завершении темы любовных увлечений Онегина автор пропускает две строфы, показывая ее обширность и бесконечность (так много времени и душевных сил отнимали романы), и переходит к описанию дня Онегина, что очень логично. Пропуски, обозначенные многоточиями, делают композицию главы стройной и становятся мотивированными переходами от темы к теме или соединительными звеньями внутри одной темы.

Строфы романа "Евгений Онегин" одинаковы как по числу строк, так и по их рифмовке. Чередование рифм, избранное Пушкиным в романе, встречается в третьей песне "Руслана и Людмилы". Такая строфа названа "онегинской". Схема рифмовки: абаб ввгг деед жж. Проверьте это, выбрав любую из строф этой или другой главы.

Весь роман состоит из "онегинских строф".

Перечитайте строфы, которые рассказывают об Онегине. Попробуйте рассказать о том, как вы представляете себе этого героя.

Онегин - светский молодой человек из высшего петербургского общества. Он достаточно хорошо образован, знает античную литературу, латинский язык в той мере, чтобы разбирать письменные тексты и читать в подлиннике некоторые художественные произведения ("И помнил, хоть не без греха, из "Энеиды" два стиха"), интересующийся современными историческими и экономическими теориями, почитатель произведений западноевропейского романтизма. Онегин в совершенстве владел всем, что необходимо светскому молодому человеку: французским языком, танцами, посещал современный театр, оперу и балет. Евгений очень серьезно следил за своей внешностью и был, как "dandy лондонский одет" ("Подобно ветреной Венере, когда, надев мужской наряд, богиня едет в маскарад"). Он исправно ведет светскую жизнь, блистает на балах, получает одобрительные оценки общества ("Свет решил, что он умен и очень мил"), прекрасно владеет "наукой страсти нежной" и пользуется большим успехом у светских красавиц.

Наряду с посещением балов он встречается и с передовыми деятелями тогдашней эпохи. Они названы в первой главе, например Каверин. Автор говорит о своем знакомстве и даже дружбе с ним. Именно он нам при этом говорит о чертах характера Онегина: "мечтам невольная преданность, неподражательная странность и резкий, охлажденный ум". Если среди дам он блистал "огнем нежданных эпиграмм", то с друзьями принимал участие в язвительном споре, произносил "шутки с желчью пополам" и сочинял "мрачные эпиграммы".

Светская жизнь, красавицы и даже книги наскучили Онегину, наступил период разочарования в окружающей действительности и обществе. В это время в деревне умирает дядя, и молодой наследник едет в деревню, предполагая, что его ожидает скука у постели больного дяди, которого он не знал. С этих размышлений и начинается первая глава романа "Евгений Онегин".

Как объяснить, что в своем плане Пушкин назвал первую главу "Хандра"? Относится ли это название только к состоянию Онегина или оно касается также мыслей и чувств Автора?

Если внимательно прочитать строфы, в которых автор раскрывает свои взаимоотношения с Онегиным, то неудовлетворенность у них в целом общая. И хандра тоже.

Страстей игру мы знали оба:Томила жизнь обоих нас;В обоих сердца жар угас;Обоих ожидала злобаСлепой Фортуны и людейНа самом утре наших дней. Найдите строфы, в которых мы видим Автора и героя вместе. Как вам кажется, в них больше сходства или различия? Ответ обоснуйте.

Пожалуй, больше общего. И автор, и герой мыслящие, образованные дворяне, с высокими интеллектуальными запросами, критическим отношением к жизни и людям. Однако уровень разочарованности разный. "Я был озлоблен, он угрюм", - пишет автор о себе и об Онегине.

Попытайтесь объяснить заботу Пушкина об иллюстрации к этой главе. Почему он не только создал набросок иллюстрации, но и просил, чтобы художник сохранил точное расположение Онегина и автора на фоне Петропавловской крепости?

Критическое мышление автора и Евгения Онегина простиралось на многие темы, в том числе и социально-политические. Вспомним, что, прибыв в деревню, "ярем он барщины старинной оброком легким заменил; и раб судьбу благословил". Критическое отношение к властям Пушкин постарался выразить и через рисунок, изображавший его и Онегина стоящими спиной к Петропавловской крепости, "твердыни власти роковой". Ироничное напоминание "не плюй в колодец, милый мой", - это легкий намек на то, что взгляды героя и автора таковы, что могут вызвать и серьезный гнев властей. Уже цитировалась строка о злобе "слепой Фортуны и людей". К тому времени Пушкин уже получил назначение и отправился в южную ссылку.

Охарактеризуйте "онегинскую строфу". Как связана ее ритмическая структура с композицией романа?

Онегинская строфа создана Пушкиным специально для формирования жанра романа в стихах. Это позволило органично чередовать повествование с лирическими отступлениями и философскими раздумьями, монолог с диалогом. Каждая строфа имеет завершенную тему, обрамленную стройной и логичной композицией. "Каждая онегинская строфа в отдельности, как в капле росы, отражает композиционную структуру всего романа: первый катрен - экспозиция, второй - развитие действия, третий - кульминационный момент, заключительное четверостишие - своеобразный пуант, представляющий собой некий итог, вывод, разрешение эпического или лирического повествования". (Федотов О. И.)

Вторую главу иногда называют главой контрастов. Контраст Онегина и Ленского, контраст Ольги и Татьяны… Попробуйте доказать, что перед нами герои не только разные, но и резко отличные друг от друга.

С данным утверждением невозможно не согласиться. Онегин и Ленский хотя и являются представителями духовной части русского дворянского общества, но совершенно по-разному воспринимают действительность: Онегин - критически - хладнокровно, Ленский - романтически-восторженно. Контраст определен в строках:

Они сошлись. Волна и камень,Стихи и проза, лед и пламеньНе столь различны меж собой.

И все-таки очень различны. Даже в отношении к двум барышням Лариным. Ленский влюблен в Ольгу, которая привлекала его внешней красотой, живостью, простодушием, т. е. портретом, который можно, найти в любом романе и который "очень мил". "Но надоел он мне безмерно", - резюмирует поэт. Онегин как бы вскользь замечает Ленскому, что "когда б я был, как ты, поэт", предпочел бы Татьяну. Онегин, в отличие от Ленского, способен понимать духовную красоту.

Полностью противоположны Татьяна и Ольга. Живописуя Татьяну Пушкин использует отрицательные сравнения и подчеркивает ее контраст не только с Ольгой, но и со всей семьей Лариных, а через нее и со всей средой мелкопоместного дворянства.

Она ласкаться не умелаК отцу, ни к матери своей;Дитя сама в толпе детейИграть и прыгать не хотелаИ часто целый день однаСидела молча у окна.

Контраст Ольги и Татьяны - это контраст между внешней и внутренней красотой, духовностью и бездуховностью, которую Ольга восприняла от своей среды и от которой отстранилась Татьяна.

Желающие могут подготовить по полному тексту главы описание окрестных помещиков: их облика, интересов, развлечений и занятий. Это будет очень выразительный групповой портрет.

Групповой портрет складывается из наблюдений над жизнью и "духовными интересами" покойного дяди Онегина, "деревенского старожила", ближайших соседей Онегина и Ленского, а также семьи Лариных. Их интересы, взгляды, занятия и развлечения, образ жизни - общие, видимо, сформированные под влиянием длительного развития традиций усадебного быта глубокой провинции. Если у кого и были связи с родственниками в одной из столиц, то они не могли повлиять на образовательный и культурный уровень этих помещиков и помещиц.

Критик В. Г. Белинский называет Онегина "страдающим эгоистом" и "эгоистом поневоле". Как вы понимаете эту оценку героя романа?

Белинский сам объясняет свое определение Онегина как страдающего эгоиста и эгоиста поневоле. Он как бы эгоист по воле судьбы, рока. Эгоизм в нем воспитан окружающим обществом притом, что в нем заложены огромные возможности для деятельности, вовсе не эгоистической, а доброй, благородной. Но его задатки не получают развития, он не находит применения своим силам, что приводит его к разочарованности, хандре, приносящей ему страдания. Белинский обращает внимание на строки из описания кавказских путешествий Онегина и находит в них выражения страдания, "которое часто не отнимает ни сна, ни аппетита, ни здоровья, но которое тем ужаснее!.. <…> чувствовать себя чуждым всему этому, подобно Вечному Жиду, который среди волнующейся вокруг него жизни сознает себя чуждым жизни и мечтает о смерти, как о величайшем для него блаженстве; это страдание, не всем понятное, но оттого не менее страшное… В двадцать шесть лет так много пережить, не вкусив жизни, так изнемочь, устать, ничего не сделав, дойти до такого безусловного отрицания, не перейдя ни через какие убеждения: это смерть!". Вот эти строки:

Я молод, жизнь во мне крепка;Чего мне ждать! Тоска, тоска!.. Для Пушкина; Татьяна - идеал русской женщины. Что в ее облике и характере особенно высоко ценит автор? Какие ее качества привлекательны и для нас, людей конца XX века?

Автор ценит в Татьяне цельность натуры, естественность, простоту, близость к народной жизни, понимание народной культуры, романтичность, мечтательность, богатство внутреннего мира, любовь к природе ("Татьяна, русская душою…"). Из увлечений книгами французского романтизма она вынесла стремление творить добро, ценить человеческие чувства. И еще, что самое важное, что высоко оценил Достоевский в своей знаменитой речи на торжестве, посвященном открытию памятника Пушкину, - это ее верность долгу, взятым на себя обязательствам, в данном случае супружеским обязанностям. Любя Онегина, она остается верна своему долгу жены: "Но я другому отдана; Я буду век ему верна". Все эти качества героини не устаревают в силу того, что делают их обладательницу человеком высокой нравственности. Как мы уже говорили, их высоко оценил в 1880 году великий русский писатель Достоевский, высоко ценит образ Татьяны и русское общество нашего времени.

"Онегин", - утверждал Белинский, - есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии…" Если вы согласны с этим суждением, попробуйте доказать его верность.

Оно, во-первых, не может быть не задушевным, потому что фактически является поэтическим дневником поэта, создаваемым в течение целого десятилетия. Лирические отступления и размышления, органически входящие в сюжетное повествование, раскрывают чувства, настроения, мысли, воспоминания, художественно-эстетические взгляды поэта, раскрывают образ самого автора, что является особой крупной темой для исследования романа.

Пейзаж в романе "Евгений Онегин" занимает важное место и обладает важным свойством - психологизмом. Рассмотрите одно из пейзажных описаний в памятных вам строках и попытайтесь доказать, что они обладают этим свойством.

Любой пейзаж в романе "Евгений Онегин" помогает раскрытию психологического состояния человека, его внутреннего облика, понимания им красоты русской природы. Картины природы, как правило, раскрывают либо авторское настроение, либо помогают постижению чувства Татьяны в тот или иной момент ее жизни. Как "русская душою" она любила природу, и ее душевный настрой сливался Воедино с теми движениями и оттенками, которые были запечатлены в том или ином пейзаже. Так, расставаясь с деревней, Татьяна обращается с прощальным словом, в котором создается облик близкого ее сердцу уголка Русской земли: мирные долины, знакомых гор вершины, знакомые леса, небесная краса, веселая природа. В нарисованном с помощью приема олицетворения среднерусском пейзаже сосредоточена эмоциональная память Татьяны, связанная с воспоминаниями о наслаждении от созерцания этих картин, веселье. Мы понимаем, что деревенские картины были частью не только внешней, но и внутренней жизни Татьяны, фоном, гармонирующим с ее раздумьями. И несколько позднее, когда уже возок Лариных двинулся в путь:

"…Простите, мирные места!Прости, приют уединенный!Увижу ль вас?.." И слез ручейУ Тани льется из очей. Проследите за метафорами, эпитетами и сравнениями, воспроизводящими мир природы в романе. Подтверждают ли ваши наблюдения вывод о психологизме изображения картин природы в романе?

Природа в романе "Евгений Онегин" живая. Изображая приход зимы в 7-й главе, Пушкин использует яркие метафоры: рассыпалась, клоками повисла на суках дубов, легла волнистыми коврами. Здесь зима ассоциируется со снегом, но благодаря названным метафорам происходит ее восприятие как живого существа - "рады мы проказам матушки зимы", подразумевая под проказами ее мороз, заснеженность, что создает веселье, радость, надежды (вспомним святочные гадания молодежи).

Но вот здесь-то радостная картина прихода зимы контрастирует с грустью Татьяны, которая должна ехать в Москву "на ярмарку невест". И даже в этой грусти содержатся воспоминания о той радости, которую героиня испытывала с приходом зимы. Тогдашнюю радость Татьяны мы узнаем по контрасту с ее нынешним состоянием.

Не радо ей лишь сердце Тани.Нейдет она зиму встречать,Морозной пылью подышатьИ первым снегом с кровли баниУмыть лицо, плеча и грудь:Татьяне страшен зимний путь. Общеизвестна формула: "Евгений Онегин" - энциклопедия русской жизни". Попытайтесь доказать правоту этого утверждения Белинского.

В романе нарисованы широкие картины русской жизни 20-х годов XIX века. Это и духовные интересы молодой дворянской интеллигенции, пути ее развития в русском обществе. Это и описание жизни великосветского, старомосковского и поместного дворянства, их нравов, привычек, культурных особенностей. Одна из ведущих тем романа - воспитание и образование дворян. Затрагиваются и детали жизни простого народа. В "Евгении Онегине" перед читателем проходят бытовые явления, нравоописательные детали, описание одежды, вещей, цветов, блюд, обычаев, типов, зарисовок, относящихся к петербургской дворянской интеллигенции начала XIX века, к петербургскому быту различных слоев (вспомним описание кабинета Онегина - "Все, чем для прихоти обильной, торгует Лондон щепетильный…"). Представлена Москва с ее балами, театрами и т. п. В деревне мы видим типичных русских помещиков, крестьянских девушек и мальчиков. Перед нами провинциальная Россия - Одесса, волжские города. Упоминаются и охтенка с кувшином и крестьянки, сидящие при лучине за работой.

Пушкин показывает все типы русской культуры - от Николая Тургенева до архивных юношей, поэтов-любомудров, все литературные течения Европы и России - от классицизма до байронизма, журнальные полемики и порядки крепостничества, танцы - от мазурки до вальса. Прекрасны строфы о русском театре: "Волшебный край!" и т. д.

"Прежде всего в "Онегине" мы видим поэтически воспроизведенную картину русского общества, взятого в одном из исторических моментов его развития. С этой точки зрения "Евгений Онегин" есть поэма историческая в полном смысле слова, хотя в числе ее героев нет ни одного исторического лица.

Исторические достоинства этой поэмы тем выше, что она была на Руси и первым и блистательным опытом в этом роде. В ней Пушкин был не просто поэтом только, но и представителем впервые пробудившегося самосознания: заслуга безмерная. В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества. "Онегина" можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением" (В. Г. Белинский).

Объясните, почему "Евгений Онегин" назван "романом в стихах" и как вы понимаете слова Пушкина о том, что между романом и романом в стихах - "дьявольская разница".

Роман (бессмертное произведение) "Евгений Онегин" - лирический дневник целого десятилетия жизни поэта, в котором поэт отразил не только события общественной жизни, интересы молодой дворянской интеллигенции, быт и культурный уровень различных слоев дворянства, некоторые детали народной жизни и т. д., но и включил в основную сюжетную линию лирические отступления и размышления автора, сопровождающие романные события. К тому же нельзя забывать о форме "Евгения Онегина", т. е. о стихотворном размере, которым он написан, об "онегинской строфе". Вот и обнаруживается "дьявольская разница" между романом вообще и романом в стихах Пушкина.

Почему В. Белинский назвал роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин" "энциклопедией русской жизни"?

Роман (бессмертное произведение) А. С. Пушкина "Евгений Онегин" дает яркое и многостороннее представление о пушкинской эпохе: об образовании и круге чтения, о времяпрепровождении молодых дворян столицы, о модах в одежде и о театре, о литературных полемиках, об этикете и меню ресторанов и т. д. В романе в полной мере "отразился век и современный человек".

Какова функция сна Татьяны в сюжете романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин"?

Сон раскрывает психологию героини, ее отношение к гостям, которых она ждет на именины, и ожидание чего-то страшного. Кроме того, в композиции романа он является связующим звеном между предшествующими главами и последующими событиями.

Почему Онегин открывает галерею "лишних людей" в русской литературе XIX века?

В Онегине отразился драматизм положения дворянской интеллигенции, не принимающей окружающее, но не умеющей вырваться из этой среды и не находящей приложения своим силам.

Какой была бы дальнейшая судьба Ленского, если бы он не погиб на дуэли?

Можно предположить, что судьба Ленского могла бы развиваться по одному из двух путей. Один:

Быть может, он для блага мираИль хоть для славы был рожден;…Поэта,Быть может, на ступенях светаЖдала высокая ступень…

Другой:

А может быть и то: поэтаОбыкновенный ждал удел.Прошли бы юношества лета:В нем пыл души бы охладел.Во многом он бы изменился,Расстался с музами, женился,В деревне, счастлив и рогат,Носил бы стеганый халат… Почему Онегин - это "умная ненужность"?

Онегин при своей образованности и уме не может найти применения своим силам в современном ему обществе. Отсутствие цели и дела в жизни делают его "ненужностью".

Каковы функции лирических отступлений в романе А. С. Пушкина "Евгений Онегин"? Приведите примеры.

В лирических отступлениях выражается непосредственная авторская оценка; устанавливается причастность автора к происходящим событиям; ведется диалог автора с читателем; осуществляется литературная полемика; обозначаются границы времени романа.

Чем различаются Онегин и Ленский?

Онегин разочарован в жизни, у него нет идеалов. Ленский верит в лучшие человеческие чувства - дружбу, любовь, ждет осуществления своих мечтаний и идеалов. Онегин - скептик, Ленский - романтик. Онегину жизнь скучна, Ленский воспринимает жизнь восторженно.

В чем состоит своеобразие композиции романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин"?

Особенности композиции связаны с симметричной системой группировки образов и ситуаций: Татьяна увидела Онегина и полюбила его, Татьяна пишет письмо Онегину, Онегин дает отповедь Татьяне // Онегин увидел в Петербурге Татьяну и полюбил ее, Онегин пишет письмо Татьяне, Татьяна дает отповедь Онегину. Большую роль играют лирические отступления, которые расширяют содержательные границы романа. В романе есть вставные эпизоды - песня девушек, сон Татьяны, письмо Татьяны и т. д. Онегинская строфа, которой написан роман,- законченное по смыслу и форме маленькое произведение.

Почему Татьяна "русская душою" "по-русски плохо знала"?

Татьяна воспринимала окружающий мир как истинно русская девушка, знавшая обычаи, песни, сказки русского народа, верившая в народные приметы, гадания, чувствующая родную природу. Но как все дворянские дети она обучалась всему на французском языке, поэтому писать по-русски могла значительно хуже, чем по-французски. Поэтому автор и дает в романе письмо к Онегину якобы в переводе с французского.