Мир «глубокой синевы поэзии» (о романе «Саламбо» Г. Флобера)


Тяжело и с отвращением работая над "современными буржуазными сюжетами", Флобер мечтал о "роскошном историческом сюжете". В "красочном", "горластом", "роскошном сюжете" он видел спасение от мира "цвета плесени", и это спасение было за пределами современной писателю действительности: в античности и в средневековье. Так возникли яркие, перенасыщенные красками произведения: "Саламбо" - роман про Карфаген эпохи Первой пунической войны, философская драма "Искушение святого Антония", повести "Легенда о святом Юлиане Странноприимце" и "Иродиада". Последние три произведения представляют собой разработку старинных христианских легенд.

Роман (бессмертное произведение) "Саламбо" был закончен Флобером в 1862 г. Писатель давно мечтал написать о Востоке. Мир, изображенный в "Саламбо",- это древний, дохристианский и домусульманский Восток, воспринятый Флобером как "бессознательная" пантеистическая "поэзия". Писатель был страстно влюблен в этот мир. Он писал: "Я видел танцовщиц, тела которых колебались с плавностью или с бесчувственным бешенством пальмы. Эти глаза, поражающие глубинами, с густыми, как море, тонами, не выражают ничего, кроме спокойствия, спокойствия и пустоты, подобно пустыне".

Работая над романом "Саламбо", Флобер мучился вопросом о том, какие чувства испытывали люди, живущие две тысячи лет до нас. "Хотя бы в течение трех секунд действительно испытать страсти моих героев!" - мечтал писатель. К изображению эпохи Карфагена (III в. до н. э.) Флобер подошел как писатель-реалист, применяя "к античности приемы современного романа". "Будьте вполне уверены, что описываемый мною Карфаген отнюдь не фантастичен", - заявлял писатель. Эта уверенность базировалась на огромной подготовительной работе, которую Флобер проделал по изучению эпохи, прежде чем приступил к созданию романа.

В "Саламбо" Флобер воспроизвел не только исторические декорации, но и суть эпохи, а главное - психологию "природных" героев. Роман (бессмертное произведение) построен на контрастах. Этот контраст особо ощутим в любовной коллизии романа и раскрыт в образах Саламбо и Мато. Саламбо - дочь знаменитого полководца Карфагена, Мато - наемник. Она соткана из благочестия, он - идеальное орудие войны, сработанное из плоти и крови. И первое появление Мато на страницах романа с "лицом, забрызганным кровью", столь же живописно, как сокровища Гамилькара, отца Саламбо.

История любви дочери карфагенского полководца и ливийского наемника разворачивается на фоне исторических событий, переплетаясь с ними, и с тщательно выписанными писателем реалиями эпохи Первой пунической войны Карфагена: религиозными обрядами, древними обычаями и бытовыми деталями. Все это и создает при чтении романа иллюзии реальности происходящих событий. Экзотически яркими красками описывает Флобер похищение у Саламбо священного покрывала и ее подвиг во имя спасения святыни.

Герои исторического романа - это натуры страстные и деятельные. Нравы и законы, по которым они живут, грубы и жестоки. Но они - настоящие дети природы. Она в их плоти, в их безудержной страсти, в их понимании долга. Оказавшись в плену, израненный Мато умирает, глядя на возлюбленную, как бы желая запечатлеть ее облик. Саламбо - самое прекрасное, что было в его жизни, и ради этого прекрасного не жалко жизни. Коснувшись Танитинового покрывала, символизирующего мощь Карфагена, умирает и Саламбо, наказанная за то, что не смогла устоять перед силой любви.

Флобер, желая оживить Карфаген до степени иллюзии, стремясь к тому, чтобы читатель забыл о роковой дистанции времени и хотя бы на время стал современником Саламбо и Мато, "освобождается от косвенных средств изображения и показывает самые вещи". В историческом романе "Саламбо" Флобер, продолжая романтическую тенденцию, разрабатывает стиль, ставший впоследствии особенностью зарождающегося во Франции натурализма. В этом, и только в этом смысле можно говорить о перенесении писателем приемов современного романа в роман исторический.