Конспект к уроку по окружающему миру В крестьянском доме 4 класс


МБОУ «Инжавинская СОШ»

Конспект к уроку по окружающему миру "В крестьянском доме " для 4 класса, проведённый учителем Зиновьевой О. Н.

УМК "Классическая начальная школа".

Авторы программы Е. В.Саплина и А. И. Саплин.



Тема: « В крестьянском доме»


Цели урока 1. Познакомить детей с внутренним убранством избы

Рассказать об орудиях крестьянского труда и технике пашни.

Развивать у детей интерес к старинным русским традициям, устному народному творчеству.

Развитие творческих способностей у детей.

Оборудование:

    компьютер;

    проектор;

    слайдовая презентация

ХОД УРОКА


I. Оргмомент (на доске высказывание)

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Вадим Шафнер

-Как вы понимаете это высказывание?

История – Наука о прошлом. Оратор Древнего Рима Цицерон называл историю «учительницей жизни», Потому что, «не знать того, что было до твоего рождения, означает навсегда остаться младенцем».

II Целеполагание. Мотивация

Мы должны и в старом находить красоту и дорожить ей.

III. Проверка д/з

- Где мы побывали на прошлом уроке (в имении помещика)?

    Что такое вотчина?

    Расскажите, как помещики устраивали свои усадьбы?

    Где выбирали место для усадьбы?

    Что такое флигеля? хозяйственные постройки

    Расскажите, как помещики устраивали праздники?

    А кто же помогал и выполнял всю эту трудоемкую работу и на кухне, и в псарне, и на конюшне?


IV. Сообщение темы урока

Как вы уже догадались (по убранству класса), мы сегодня побываем в крестьянском доме и узнаем много интересного из жизни крестьян.

- Как вы думаете, какое основное занятие было у крестьян? Почему?

- Что сеяли они? - рожь, овес, ячмень, пшеницу, горох. Земля для них была кормилицей.

V. Рассказ учителя (Показ слайдов)

Работа в поле была всегда тяжелой. Сохой или плугом крестьяне вспахивали землю. Затем приступал к сеянию, наполнял семенами лукошко, вешал его через плечо и выходил на пашню. Ручное сеяние требовало большого искусства, чтобы не получилось так: здесь густо, а там пусто. Заделывали зерна бороной – суковаткой. Она разрыхляла сучьями почву и закатывала семена.

(мальчик в рубахе крестьянина рассказывает и сопровождает показом)

В начале августа начиналась жатва хлебов. Рожь поспевала первой, а за ней убирали ячмень, пшеницу, горох, овес (карточки словарных слов на стенде «Пиши так»)

- Что это за слова? - словарные

- А какого слова здесь нет? - рожь

- Что знаете про это существительное? - женского рода

Хлеб вязали в снопы (показывает) и вывозили на гумно, потом его сушили и обмолачивали. Зерно после обмолота сгребали в кучу. Для очистки зерно веяли, подбрасывали лопатой вверх на ветру и мусор сдувало прочь. Такова цена крестьянского хлеба.

    Что такое соха? - орудие для вспахивания почвы.

    Что делали бороной? - рыхлили почву и заделывали семена в землю.

    Как очищали зерно? - веяли на ветру.

Сейчас у нас есть современные комбайны, сортировочные машины. Труд хлебороба облегчен, но в настоящее время он очень почетен.

У природы были свои сюрпризы. Если проливные дожди или ранние заморозки, урожай погибал и начинался страшный голод, который уносил многие жизни. В лесных районах предки наши любили на охоту ходить, так как зверей было много.

- Что еще в лесу можно найти? - грибы и ягоды. Мед свой был, так как разводили пчел. А в реке – рыба.

    В какое время года у крестьянина было меньше работы? - зимой.

Зимой крестьяне чинили охотничьи и рыболовные снасти, вырезали поделки из дерева. Всем знакомо выражение «бить баклуши» Его происхождение связано с изготовлением деревянных ложек. Баклушами называли грубые заготовки для ложек. Их производство не требовало особого усердия и мастерства. Отсюда и пошло «бить баклуши», то есть заниматься «безделицей».

А вот посмотрите, чем занимались женщины Тамбовской губернии - вязали, плели кружева (показ ковриков, салфеток, полотенец). Эти изделия не потеряли своей красоты до наших дней. А вот что мы с вами оставили после себя.

6. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ (с.109)

    А теперь давайте заглянем в крестьянскую избу, познакомимся с внутренним убранством (перечисляют)

Загадка: зимой все ест, а летом спит. (ПЕЧЬ)

Догадлив крестьянин, на печи избу поставил – гласит русская пословица

Действительно, печь – душа крестьянского дома. Без печи – нет избы. Само слово «изба» произошло от древнего «истба, истопка»

V ОТРЫВОК ИЗ СКАЗКИ «ГДЕ ДОБРО, ТАМ ТЕПЛО»

Василиса Рассказывает о достоинствах русской печи.

Домовой - А хорошо ли знают домашнее хозяйство ребята?

(загадка с тремя вариантами ответа)

Как называется посуда, в которой, варят кашу в печке – сковорода, чайник, Чугунок?

Как называется предмет, которым мешают дрова в печке – Кочерга, веник или полено?

Как называется обувь, сплетенная из коры деревьев – сапоги, Лапти, валенки?

Про какой предмет в крестьянском доме была сложена загадка “Курочка с носком – всякому поклон” – про вешалку, Рукомойник, бочку?

Водной русской сказке солдат кашу варил. Из чего он ее варил – из полена, пилы, Топора?

А эта старинная загадка про что: по сеням и так, и сяк, а в дверь никак – про Дверь, собак, солнечный свет?

И последняя загадка: веду внучка по всем комнатам за ручку – утюг, пылесос, Веник?

ВЫВОД. Что еще интересного узнали о печи?

    Покажи те отгадку из своих ответов у нас в классе.

На полках вдоль стен расположилась не хитрая крестьянская посуда

    Назовите ее (миски, чашки, ложки, ковш). Проста посуда, но мастер делал ее нарядной, украшая живописью. Имелись корзины, лукошки, короба. И сейчас многие из нас пользуются ими.


А теперь загадки про мебель

1. Под одной шляпой четыре брата стоят (стол)

2. С ногами, а не ходит, со спиной, а не лежит (стул)

    Какого предмета не было в крестьянской избе? - лавки, скамьи.

Почетное место в избе занимал «Красный угол». Здесь на специальной полке стояли иконы, горела лампада. Все крестьяне в старину были верующими. Само слово «крестьянин» произошло от «христианин»

Что же ели и пили крестьяне?

Об этом мы можем узнать из сказок и пословиц.

Назовите известные сказки.

1. Репка

2. Гуси – лебеди

3. Колобок.

Где щи да каша, там место наше

На Руси всегда в почете было трудолюбие, а лень высмеивалась. А сколько пословиц о труде сложено в народе. Вспомните их.

    Не будет скуки, если заняты руки

    Что летом родится, то зимой пригодится

    Человек живет век, а его дела – два

    Кто любит труд, его люди чтут

    Кончил дело – гуляй смело (а у нас учеба)

Умели русские люди работать, умели и отдыхать. Следуя принципу «делу – время, а потехи – час». Крестьяне отдыхали и развлекались в основном в праздничные дни.

ПРАЗДНИК НА РУСИ

-Назовите народные праздники, почитаемые крестьянами на Руси.

В каждой деревне, в каждом селе были свои посиделки. Люди собирались, чтобы показать себя и других посмотреть, переброситься частушками, посоперничать в потехах и забавах. Но родители не всегда отпускали девушек и парней на посиделки. Нужно было хорошо поработать дома, чтобы заслужить это. Да и отпустят, обязательно дадут работу. Девушки прядут да вяжут, а парни плетут корзины да лапти, угождают хозяйке – помогают по хозяйству. А чтобы скучно не было – играли В ручейки (физкультминутка)

    Слышны были шутки (выходят дети и садятся на лавочки, по очереди разыгрывают шутки).

Русские народные праздники были необыкновенно богаты и разнообразны. К сожалению, многие из них почти полностью забыты. Нам эти праздники нужно сохранить и не забывать.

ИТОГ УРОКА

    Урок подходит к концу, Что же нового для себя вы взяли с этого урока?

    О чем могли бы поделиться с близкими?

Посмотрите на стенд «Пиши так» и скажите, какое слово мы еще не использовали? - С П А С И Б О

    А кому бы вы его адресовали?

Спасибо тем, кто приготовил все эти изделия, кто их сохранил и принес к нам в класс. Спасибо гостям, которые пришли к нам на урок. А самое большое – спасибо, детям, которые активно работали на уроке.

Самооценивание

    Поставьте себе оценки в дневник. Встаньте те, кто себе заслуженно ставит «5»

    Поднимете руку, кто на «4»


Д/З - составить рассказ о том, как трудились и отдыхали крестьяне (с.108-110)