Участие прокурора в рассмотрении судом экономических дел
Реферат
Участие прокурора в рассмотрении судом экономических дел
Содержание
1. Участие прокурора в суде первой инстанции
2. Участие прокурора в суде апелляционной, кассационной и надзорной инстанции
3. Участие прокурора в судебном заседании при пересмотре судом экономических дел по вновь открывшимся обстоятельствам
Литература
1. Участие прокурора в суде первой инстанции
В соответствии с ч. 2 ст. 6 ХПК прокурор имеет право на обращение в хозяйственный суд в целях защиты государственных и общественных интересов, а также интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, организаций, не являющихся юридическими лица
ми (в том числе коллективов работников), и граждан в случаях, предусмотренных законодательными актами.
В Приказе Генерального прокурора от 3 января 2013 г. № 2 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства» заместителям Генерального прокурора, прокурорам областей, города Минска, прокурорам районов, районов в городах, городов и приравненным к ним прокурорам указано на необходимость принимать меры по защите государственных и общественных интересов в сфере хозяйственных
(экономических) отношений, осуществлять апелляционное и кассационное опротестование незаконных судебных постановлений.
Осуществление полномочий прокурора в хозяйственном процессе осуществляется в трех формах:
· предъявление исков (заявлений) в защиту интересов государства и общества, субъектов предпринимательской деятельности;
· участие в рассмотрении этих исков (заявлений) во всех судебных инстанциях;
· принесение протестов на незаконные и необоснованные постановления судов, рассматривающих экономические дела, действия судебных исполнителей.
ХПК предусматривает возможность обращения прокурора в хозяйственный суд в следующих формах:
1) искового заявления по хозяйственным (экономическим) спорам и иным вопросам, возникающим из гражданских правоотношений;
2) заявления по спорам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, а также по делам об экономической несостоятельности (банкротстве), об установлении юридических фактов;
3) заявления о возбуждении приказного производства;
4) апелляционного протеста на судебное постановление суда, рассматривающего экономические дела, первой инстанции, не вступившее в законную силу;
5) кассационного протеста на судебное постановление суда, рассматривающего экономические дела, первой инстанции, вступившее в законную силу, и судебное постановление суда, рассматривающего экономические дела, апелляционной инстанции;
6) протеста в порядке надзора на вступившее в законную силу судебное постановление;
7) представления о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам;
8) протеста на постановление судебного исполнителя, а также его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа хозяйственного суда.
Необходимо отметить, что, с одной стороны, обращение прокурора в экономический суд выступает в качестве естественного продолжения и завершения работы по выявлению и устранению нарушений законности, проводимой вне сферы, относящейся к хозяйственному судопроизводству; с другой стороны, процессуальные результаты участия прокурора в рассмотрении хозяйственных споров, полученная им при этом информация могут служить исходной базой для реализации надзорных полномочий.
Участие прокурора в хозяйственном процессе обладает признаком универсальности, так как может быть реализовано прокурором независимо от того, при осуществлении какого из направлений деятельности прокуратуры получены сведения о нарушении законности, будь то необходимость оперативного и реального пресечения и устранения правонарушений, возникающих из гражданских, административных, уголовных правоотношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и затрагивающих определенные законом интересы, или возмещение ущерба. Это участие является специфической формой государственного влияния на хозяйственную деятельность, главным образом, с позиции соблюдения правовых установлений как субъектами предпринимательства, так и органами государственного управления и контроля в экономической сфере.
В соответствии со ст. 16 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь» и п. 3. постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда от 28 октября 2005 г. № 22 «Об участии прокурора в хозяйственном судопроизводстве», компетенция прокурора на предъявление в хозяйственные суды исков (заявлений; ходатайств) определяется территорией административно-территориальной единицы Республики Беларусь, на которой расположена соответствующая прокуратура, а также подведомственностью дел экономическим судам и правилами подсудности, установленными ХПК.
Согласно ст. 66 ХПК, направлять в хозяйственный суд иск (заявление, ходатайство) полномочны Генеральный прокурор, прокуроры областей, г. Минска, их заместители, прокуроры городов, районов, межрайонные прокуроры, приравненные к ним прокуроры и их заместители. При этом право на обращение в Верховный Суд предусмотрено только для Генерального прокурора Республики Беларусь и его заместителей, прокуроров областей и их заместителей, а в другие экономические суды вправе обращаться вышеуказанные прокуроры, прокуроры городов, районов, приравненные к ним прокуроры и их заместители.
Прокурор, обратившийся в экономический суд с иском (заявлением, ходатайством) и обязанный принять участие в рассмотрении дела по первой инстанции Верховным Судом Республики Беларусь или экономическим судом области (города Минска), вправе дать нижестоящему прокурору письменное поручение принять участие в рассмотрении данного дела. В силу ст. 11 Закона о прокуратуре в заседаниях Пленума и Президиума Верховного Суда Республики Беларусь вправе принимать участие только Генеральный прокурор Республики Беларусь или его заместители.
Исходя из норм ст. 3, 45 Закона о прокуратуре обратившегося в экономический суд с иском (заявлением, ходатайством) прокурора (его заместителей) в ходе рассмотрения дела вправе представлять нижестоящий прокурор, в том числе помощник, советник, начальник структурно
го подразделения органов прокуратуры и его заместители, старший прокурор и прокурор структурного подразделения органов прокуратуры.
Согласно абзацу 6 п. 4 ст. 27 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь», прокурор при установлении нарушений законодательства в зависимости от их характера в пределах своей компетенции обращается в случаях, предусмотренных законодательными актами, в экономический
суд с заявлениями (исками) в защиту прав и законных интересов индивидуальных предпринимателей и организаций, общественных и государственных интересов.
Согласно ст. 66 ХПК, прокурор при установлении нарушений законодательства в пределах своей компетенции вправе предъявить в экономический суд иск (заявление) в целях защиты интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и других лиц только с их согласия. В соответствии с ч. 5 ст. 159 ХПК, согласие на предъявление иска в защиту интересов лиц, не имеющих доли государственной собственности, должно быть оформлено в виде письменного заявления, которое прилагается
к исковому заявлению.
В приказе Генерального прокурора от 3 января 2013 г. № 2 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства» разъяснено, что иски (заявления) в целях защиты интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и других лиц следует предъявлять с их согласия в случаях, когда прокурором установлены нарушения законодательства, которыми ущемлены государственные (общественные) интересы.
Иск (заявление) в защиту государственных и общественных интересов прокурор вправе предъявить без согласия соответствующих государственных органов и общественных организаций, органов местного управления и самоуправления, юридических лиц и граждан.
Следует иметь в виду, что предъявление прокурором 1) заявления об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного управления и самоуправления, иных органов или должностных лиц, которыми затрагиваются права и законные интересы юридических лиц и граждан в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, а также 2) иска о признании недействительными сделок, совершенных государственными органами, органами местного управления и самоуправления, государственными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, юридическими лицами, в уставном фонде которых есть доля государственной собственности, осуществляется в целях защиты государственных и общественных интересов.
В приказе Генерального прокурора от 3 января 2013 г. № 2 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства» указано на необходимость исключить факты необоснованного предъявления исковых заявлений в хозяйственные суды, подмены функций руководителей, юридических и экономических служб организаций, а также индивидуальных предпринимателей по самостоятельной защите своих прав и интересов.
На практике прокуроры предъявляют иски (заявления) по следующим категориям дел:
· о признании сделки недействительной, когда одной из сторон является государство или предприятие (организация) государственной формы собственности;
· о возмещении ущерба, причиненного окружающей природной среде (так называемые экологические иски прокурора);
· в защиту интересов предприятий и хозяйств агропромышленного комплекса;
· о признании недействительными сделок с землей;
· о банкротстве должника в порядке ст. 30 Закона «Об экономической несостоятельности(банкротстве)»;
· о невыполнении или ненадлежащем выполнении обязательств в пользу государства и др.
Перспективным направлением исковой деятельности прокурора в хозяйственном судопроизводстве является защита социально-культурных интересов граждан, общества и государства, в частности, историко-культурного наследия.
К исковым делам данной категории относятся: возмещение ущерба, причиненного историко-культурной ценности (т.е. памятнику истории и культуры); признание сделок, совершенных с культурными ценностями, недействительными; реституция культурных ценностей и др.
Исковое заявление прокурора должно отвечать требованиям ст. 66, 159, 160 ХПК. Несоблюдение этих требований, предъявляемых к форме искового заявления, влечет в соответствии с абзацем 2 ч. 1 ст. 162 ХПК оставление его хозяйственным судом без движения.
Согласно ст. 170 и 171 ХПК, экономический суд осуществляет действия по подготовке дела к судебному разбирательству и проводит подготовительное судебное заседание. В соответствии со ст. 171 ХПК, прокурор вправе участвовать в подготовительном судебном заседании. Участие прокурора в подготовительном судебном заседании обязательно, поскольку, согласно ст. 173 ХПК, если в ходе подготовительного судебного заседания будут собраны доказательства, достаточные для принятия судом первой инстанции решения по рассматриваемому делу, экономический суд имеет право закончить подготовительное судебное заседание и перейти к рассмотрению дела по существу, если присутствующие в подготовительном судебном заседании стороны согласны начать рассмотрение дела по существу в судебном заседании.
Названный приказ Генерального прокурора «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства» предписывает прокурорам принимать участие в судебном разбирательстве первой,
апелляционной и кассационной инстанций дел, возбужденных по их искам (заявлениям). Кроме того, прокурор обязан принять участие в подготовительном судебном заседании на стадии подготовки к судебному разбирательству указанных дел.
Пределы компетенции прокурора или его заместителя при предъявлении в экономические суды исков и заявлений определяются:
1) территорией административной единицы Республики Беларусь, на которой расположена соответствующая прокуратура;
2) правилами подсудности, установленными ХПК.
Если предъявление иска выходит за пределы компетенции или полномочий соответствующего прокурора, то последний обращается в вышестоящую прокуратуру или прокуратуру, которая обладает соответствующими компетенцией и полномочиями для предъявления такого иска.
Прокурор (или его заместитель), предъявивший иск в интересах субъекта хозяйствования, вправе, при наличии уважительных причин, препятствующих его участию в рассмотрении дела, в письменной форме передать полномочия по ведению дела в экономическом суде прокурору иной административно-территориальной единицы Республики Беларусь.
В случае передачи полномочий по участию в рассмотрении дела нижестоящей либо вышестоящей прокуратуре, другой территориальной либо специализированной прокуратуре прокурор, предъявивший исковое заявление, обязан оформить такую передачу: 1) путем направления соответствующего письма; 2) посредством письменного уведомления об этом хозяйственного суда.
На основании такого письма и служебного удостоверения прокуроры указанных выше прокуратур участвуют в рассмотрении дела с правами прокурора, предъявившего иск (заявление).
На практике иски в экономические суды подготавливаются в районных прокуратурах (и приравненных к ним по статусу), а также в областных прокуратурах по результатам проведенной прокурорской проверки исполнения таможенного, налогового, банковского, природоохранного законодательства, законов о собственности, а также в связи с расследованием уголовных дел.
Прокурор, предъявивший иск (заявление), не является истцом в материально-правовом смысле. В соответствии с ч. 4 ст. 66 ХПК, прокурор, предъявивший иск (заявление), пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения. Истцом (заявителем) в таком случае является лицо, в целях защиты интересов которого прокурором предъявлен иск (заявление). Если иск (заявление) предъявлен прокурором в целях защиты государственных интересов, то истцом являются Республика Беларусь или административно-территориальные единицы Республики Беларусь в лице соответствующих государственных органов.
Согласно ст. 54 ХПК, прокурор является лицом, участвующим в деле, поэтому на него распространяются все права и обязанности, предусмотренные ст. 55 ХПК. Прокурор, в соответствии с ч. 5-7 ст. 66 ХПК, может отказаться от предъявленного им иска (заявления).
В ч. 8 ст. 66 ХПК указано, что участие прокурора в рассмотрении дела, возбужденного по его иску (заявлению), обязательно.
Согласно ст. 180 ХПК прокурор, как и другие лица,
участвующие в деле, может заявить ходатайства, в том числе об истребовании новых доказательств и по всем другим вопросам, связанным с разбирательством дела. Ходатайства разрешаются судом после заслушивания мнения других лиц, участвующих в деле. По результатам рас
смотрения ходатайств суд выносит определение.
Экономический суд рассматривает дело по существу в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 175-189 ХПК. По результатам судебного разбирательства суд принимает решение по правилам, установленным в ст. 190-203 ХПК.
2. Участие прокурора в суде апелляционной, кассационной и надзорной инстанции
Согласно ч. 1 ст. 268 ХПК, апелляционные протесты прокурора рассматривает суд апелляционной инстанции экономического суда области (г. Минска).
В соответствии со ст. 276 ХПК, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в судебном заседании по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции с учетом особенностей, установленных главой 31 ХПК.
Согласно ст. 281 ХПК, по результатам рассмотрения апелляционного протеста хозяйственный суд апелляционной инстанции принимает постановление в порядке, предусмотренном этой статьей. Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу с момента его принятия. Постановление может быть опротестовано в порядке, установленном ХПК.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со ст. 290 ХПК, принимает к своему производству кассационный протест, поданный с соблюдением требований к его форме и содержанию, предъявляемых ХПК.
В соответствии со ст. 293 ХПК, суд кассационной инстанции рассматривает дела в судебном заседании по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции с учетом особенностей, установленных главой 32 ХПК. Правила, установленные только для судов первой инстанции, не применяются при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции.
Согласно ст. 293 ХПК, неявка в судебное заседание суда кассационной инстанции прокурора, подавшего кассационный протест, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте про ведения судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со ст. 298 ХПК, по результатам рассмотрения кассационного протеста суд кассационной инстанции принимает постановление в порядке, предусмотренном этой статьей. Постановление суда, рассматривающего экономические дела, кассационной инстанции вступает в законную силу с момента его принятия.
Согласно ст. 312 ХПК суд, рассматривающий экономические дела, надзорной инстанции принимает дело к своему рассмотрению на основании протеста, принесенного в соответствии со ст. 310 ХПК. Протесты включаются в повестку дня суда надзорной инстанции в порядке очередности их поступления. Суд надзорной инстанции не вправе рассматривать в судебном заседании дела, не включенные в повестку дня.
Прокурор, принесший протест, а также лица, участвующие в деле, вправе участвовать в заседании суда надзорной инстанции. Неявка указанных лиц не препятствует рассмотрению дела в хозяйственном суде надзорной инстанции.
Лица, участвующие в деле, если они были извещены о времени и месте рассмотрения дела и явились в судебное заседание, вправе дать объяснения после доклада дела. После выступлений лиц, участвующих в деле, и лиц,
присутствующих в судебном заседании, суд надзорной инстанции принимает постановление в закрытом заседании.
Суд надзорной инстанции по результатам рассмотрения дела выносит постановление, содержание которого должно соответствовать требованиям
ст. 317 ХПК.
3. Участие прокурора в судебном заседании при пересмотре судом экономических дел по вновь открывшимся обстоятельствам
В соответствии со ст. 319 ХПК, судебные постановления, вступившие в законную силу, могут быть пересмотрены принявшим их судом, рассматривающим экономические дела, по вновь открывшимся обстоятельствам по основаниям, указанным в этой статье.
В ст. 320 ХПК указано, что производство о возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам может быть начато по представлению должностных лиц, имеющих право принесения протеста в порядке надзора, в пределах их компетенции.
Согласно ст. 301, 320 ХПК производство о возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам может быть начато по представлению Генерального прокурора Республики Беларусь и его заместителей при наличии оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 319 ХПК.
В силу 322 ХПК, представление о возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам в целях отмены судебного постановления суда первой инстанции рассматривается судом, принявшим это постановление, при условии, что суды апелляционной, кассационной или надзорной инстанций не вносили в него изменений. Представление о возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам в целях отмены судебных постановлений судов апелляционной, кассационной и (или) надзорной инстанций, которыми изменено или принято новое судебное постановление, рассматривается судом той инстанции, в которой изменено или принято новое судебное постановление.
Генеральный прокурор или его заместители, внесшие представление, и другие лица, участвующие в деле, в соответствии со ст. 323 ХПК, извещаются судом о времени и месте проведения судебного заседания заказным письмом с уведомлением о вручении. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте про ведения судебного заседания, не препятствует рассмотрению представления.
Представление о возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам рассматривается по правилам, установленным ХПК, в том числе с учетом правил, установленных для рассмотрения дел в первой инстанции, с изъятиями и дополнениями, предусмотренными главой 34 ХПК, а также с учетом сущности производства о возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам.
Суд, рассматривающий экономические дела, после рассмотрения представления о возобновлении дела вправе принять одно из решений, предусмотренных ст. 324 ХПК.
Литература
Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 7 октября 2002 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2003. - № 73. - 2/956.
Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года) // Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. - Минск, 2006. - 64 с.
Гражданский кодекс Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 7 дкабря 1998 г. № 218-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2015.
Гражданский процессуальный кодекс: 3акон Республики Беларусь от 11 января 1999 г. № 238-3 (текст Кодекса с изменениями и дополнениями на 18.07.2011 г.).
Уголовный кодекс Республики Беларусь: 3акон Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 275-3 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2015.
Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь
от 16 июля 1999 г. № 295-3 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2015.
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: 3акон Республики Беларусь от 21 апреля 2003 г. № 194-3 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2015.
Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: Закон Республики Беларусь от 20 декабря 2006 г. № 194-3 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2015.
Хозяйственный Процессуальный кодекс Республики Беларусь: 3акон Республики Беларусь от 15 декабря 1998 г. № 219-3 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2015.
Трудовой кодекс Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 296-3 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2015.
Кодекс Республики Беларусь о браке и семье: 3акон Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 278-3 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2015.
Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь: 3акон Республики Беларусь от 11 января 2000 г. № 365-3 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2015.
Жилищный кодекс Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 28 августа 2012 г. № 428-3 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2015.
Кодекс Республики Беларусь об образовании: Закон Республики Беларусь от 13 января 2011 г. № 243-3 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2015.
О прокуратуре Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. № 220-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2015.
О порядке и условиях содержания лиц под стражей: Закон
Республики Беларусь от 16 июня 2003г. № 215-3 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2015.
Шостак, М.А. Прокурорский надзор: ответы на экзаменац. вопр. / М. А. Шостак. Минск: ТетраСистемс, 2013. 288 с.
Якимов, А. Ю. Обжалование и опротестование решений, принимаемых в рамках производства по делам об административных правонарушениях / А. Ю. Якимов // Административное право и процесс. 2012. № 12. С. 511.
Ястребов, В. Б. Прокурорский надзор: Учебник для юридических вузов и факультетов / В. Б. Ястребов. М.: ИКД «Зерцало-М», 2012. 432 с.
Ястребов, В. Б. Прокурорский надзор за исполнением хозяйственного законодательства / В. Б. Ястребов. - М.: Знание, 1989. - 107 с.
Участие прокурора в рассмотрении судом экономических дел