Конспект урока окружающего мира «Прогулка по зоопарку»


Государственное казенное учреждение

Детский дом-интернат

« Южное Бутово»

Конспект урока окружающего мира

«Прогулка по зоопарку»

Подготовила воспитатель

Терешкина Светлана Васильевна

Г. Москва 2012

Цель:

формировать представления о животных Севера и жарких стран, об образе жизни, познакомить с правилами поведения при наблюдении за животными.

Задачи:

Образовательные:

- расширять знания об обитателях зоопарка;

- учить устанавливать зависимость между внешним видом животного и средой обитания;

- уточнять знания условий для жизни разных животных, особенности питания;

- познакомить детей с правилами поведения при наблюдении за животными в зоопарке.

Коррекционно - развивающие:

- закреплять в активном словаре понятия «хищники», «травоядные»;

- развивать связную речь;

- способствовать развитию памяти, внимания, мышления.

Воспитательные:

- воспитывать чувство любви к природе;

- прививать бережное отношение к животным.

Предшествующая работа.

Экскурсия в зоопарк, рассматривания иллюстраций с животными Севера, жарких стран. Чтение книг о животных, стихов и загадок.

Наглядно - дидактический материал.

Карточки - иллюстраций животных (белый медведь, морж, тюлень, жираф, слон, зебра, обезьяна, волк, заяц, лиса);

Карточки - символы с нарисованной косточкой и травой.

Ход занятия

Воспитатель - Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет не совсем обычное занятие.

Воспитатель - Я хочу пригласить вас в одно очень интересное место. Хотите узнать куда?

Дети - Да, хотим.

Воспитатель - Догадайтесь сами, я буду давать вам подсказки.

В этом месте живет много разных животных, там можно увидеть сразу и животных Севера и животных жарких стран и животных наших лесов. Как называется это место в городе?

Дети - Зоопарк.

Воспитатель - Верно, зоопарк. Только в зоопарке мы можем увидеть сразу столько животных, которые живут в самых разных местах.

Воспитатель - Что же нужно знать о животных, чтобы поселить их в зоопарке?

Дети - Где они жили на Севере или жарких странах.

Воспитатель - Правильно, нужно знать, какие условия нужны для жизни, кто любит холод или тепло.

Воспитатель - Животные Севера живут в каких условиях?

Дети - Где всегда холодно или морозно.

Воспитатель - Каких животных Севера вы знаете?

Дети - Белый медведь, морж, тюлень.

Воспитатель - Хорошо будет этим животным в зоопарке летом? Что нужно для них сделать?

Дети - Летом им будет жарко.

Воспитатель - Для животных, которые любят холод, в зоопарке охлаждают воду и помещение. Зачем?

Дети - Они могут умереть от жары.

Воспитатель - Верно, животные могут перегреться, заболеть и даже умереть.

Воспитатель - А каких животных жарких стран вы знаете?

Дети - Жираф, слон, обезьяна.

Воспитатель - Какие условия нужно создавать в зоопарке для этих животных?

Дети - Зимой они должны жить в тепле.

Воспитатель - Этих животных зимой переводят в теплые, закрытые павильоны, чтобы они не замерзли.

Игра «Кто лишний»

(выкладываются карточки с животными Севера (жарких стран) и одно животное жарких стран (Севера). Дети должны найти и объяснить, кто тут лишний).

Воспитатель - Что еще нужно знать о животных, которые живут в зоопарке?

Дети - Кто чем питается.

Воспитатель - Правильно. Какие бывают животные? Чем они питаются?

Дети - Хищники, они питаются другими животными, мясом.

Воспитатель – Назовите, каких знаете хищников?

Дети - Белый медведь, тигр, лев, волк.

Воспитатель - Еще чем питаются животные, как их называют?

Дети - Травоядные, питаются растениями, ягодами, листьями, грибами, корой.

Воспитатель - Каких травоядных знаете?

Дети - Жираф, зебра, слон, заяц.

Игра «Накорми животное»

(берется две карточки - символы (косточка и трава), детям нужно разложить под этими символами карточки с животными, давая объяснения, почему положили это животное к «косточке» или «траве»).

Воспитатель - Ну вот мы разместили животных, накормили. Теперь можно прогуляться по зоопарку.

Физкультминутка «Зоопарк

По зоопарку мы шагаем, (маршируют на месте)

И медведя там встречаем.

Этот мишка косолапый (руки согнуты в локтях, ноги на ширине плеч;

Широко расставил лапы, Переступание с ноги на ногу)

То одну, то обе вместе,

Долго топчется на месте.

Впереди, из - за куста, (прикладывают руку ко лбу, всматриваются

Смотрит хитрая лиса. Вдаль в одну и другую сторону)

Мы лисичку обхитрим, (бег на месте на носках)

На носочках побежим.

Вот волчата спинку выгнули (наклониться вперед, прогнуть спину)

И легонечко подпрыгнули. (легкий прыжок вверх)

Подражаем мы зайчишке, (руки приставили к голове, подскоки)

Непоседе – шалунишке.

Но закончилась игра, (вернуться на места)

Возвращаться нам пора.

Воспитатель - Теперь мы поговорим, какие правила нужно соблюдать, когда приходим в зоопарк. Какую табличку мы видели около клеток с животными? Почему?

Дети - Не кормить животных!

Воспитатель - Ведь мы не всегда знаем, что животному можно, а что нельзя. Если все посетители будут целый день бросать еду животным, то они могут заболеть и даже умереть от этого. Поэтому в зоопарке вешают таблички «Животных кормить запрещается!».

Воспитатель – Еще одно правило «Нельзя близко подходить к клетке и просовывать руки в клетку». Почему?

Дети - Может укусить.

Воспитатель - Верно, это опасно, животное может не только укусить, но и откусить руку, если это хищник. Каждое животное защищает свой дом. Клетка для животного в зоопарке, это и есть дом животного.

Воспитатель – Следующее правило «Соблюдать чистоту и тишину». Что это значит?

Дети - Не сорить, не бросать мусор, не шуметь, не пугать животных.

Воспитатель - Ведь на воле звери жили в тишине, там не было столько народу, сколько в зоопарке.

Воспитатель - Ребята, давайте еще раз повторим правила поведения в зоопарке.

Дети - Не кормить животных! Нельзя близко подходить к клетке и просовывать руки в клетку! Соблюдать тишину и чистоту!

Воспитатель - Молодцы! Запомнили правила, думаю, когда мы поедим в настоящий зоопарк, обязательно будем выполнять эти правила.

Список литературы:

1.Бондаренко Т. М. – Экологические занятия с детьми 5-6 лет.- Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2015.

2.Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е. – Здравствуй мир! – М.: Баласс, 2006.

3.Нуждина Т. Д. – Мир животных и растений. Энциклопедия для малышей. – Ярославль: «Академия развития»,1997

4.Шорыгина Т. А. – Беседы о русском Севере. Методические рекомендации. – М.:

ТЦ Сфера, 2008.

5.Шорыгина Т. А. – Беседы о пустыне и полупустыне. Методические рекомендации. – М.:ТЦ Сфера, 2015.