Конспект урока окружающего мира «Прогулка по зоопарку»
Государственное казенное учреждение
Детский дом-интернат
« Южное Бутово»
Конспект урока окружающего мира
«Прогулка по зоопарку»
Подготовила воспитатель
Терешкина Светлана Васильевна
Г. Москва 2012
Цель:
формировать представления о животных Севера и жарких стран, об образе жизни, познакомить с правилами поведения при наблюдении за животными.
Задачи:
Образовательные:
- расширять знания об обитателях зоопарка;
- учить устанавливать зависимость между внешним видом животного и средой обитания;
- уточнять знания условий для жизни разных животных, особенности питания;
- познакомить детей с правилами поведения при наблюдении за животными в зоопарке.
Коррекционно - развивающие:
- закреплять в активном словаре понятия «хищники», «травоядные»;
- развивать связную речь;
- способствовать развитию памяти, внимания, мышления.
Воспитательные:
- воспитывать чувство любви к природе;
- прививать бережное отношение к животным.
Предшествующая работа.
Экскурсия в зоопарк, рассматривания иллюстраций с животными Севера, жарких стран. Чтение книг о животных, стихов и загадок.
Наглядно - дидактический материал.
Карточки - иллюстраций животных (белый медведь, морж, тюлень, жираф, слон, зебра, обезьяна, волк, заяц, лиса);
Карточки - символы с нарисованной косточкой и травой.
Ход занятия
Воспитатель - Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет не совсем обычное занятие.
Воспитатель - Я хочу пригласить вас в одно очень интересное место. Хотите узнать куда?
Дети - Да, хотим.
Воспитатель - Догадайтесь сами, я буду давать вам подсказки.
В этом месте живет много разных животных, там можно увидеть сразу и животных Севера и животных жарких стран и животных наших лесов. Как называется это место в городе?
Дети - Зоопарк.
Воспитатель - Верно, зоопарк. Только в зоопарке мы можем увидеть сразу столько животных, которые живут в самых разных местах.
Воспитатель - Что же нужно знать о животных, чтобы поселить их в зоопарке?
Дети - Где они жили на Севере или жарких странах.
Воспитатель - Правильно, нужно знать, какие условия нужны для жизни, кто любит холод или тепло.
Воспитатель - Животные Севера живут в каких условиях?
Дети - Где всегда холодно или морозно.
Воспитатель - Каких животных Севера вы знаете?
Дети - Белый медведь, морж, тюлень.
Воспитатель - Хорошо будет этим животным в зоопарке летом? Что нужно для них сделать?
Дети - Летом им будет жарко.
Воспитатель - Для животных, которые любят холод, в зоопарке охлаждают воду и помещение. Зачем?
Дети - Они могут умереть от жары.
Воспитатель - Верно, животные могут перегреться, заболеть и даже умереть.
Воспитатель - А каких животных жарких стран вы знаете?
Дети - Жираф, слон, обезьяна.
Воспитатель - Какие условия нужно создавать в зоопарке для этих животных?
Дети - Зимой они должны жить в тепле.
Воспитатель - Этих животных зимой переводят в теплые, закрытые павильоны, чтобы они не замерзли.
Игра «Кто лишний»
(выкладываются карточки с животными Севера (жарких стран) и одно животное жарких стран (Севера). Дети должны найти и объяснить, кто тут лишний).
Воспитатель - Что еще нужно знать о животных, которые живут в зоопарке?
Дети - Кто чем питается.
Воспитатель - Правильно. Какие бывают животные? Чем они питаются?
Дети - Хищники, они питаются другими животными, мясом.
Воспитатель – Назовите, каких знаете хищников?
Дети - Белый медведь, тигр, лев, волк.
Воспитатель - Еще чем питаются животные, как их называют?
Дети - Травоядные, питаются растениями, ягодами, листьями, грибами, корой.
Воспитатель - Каких травоядных знаете?
Дети - Жираф, зебра, слон, заяц.
Игра «Накорми животное»
(берется две карточки - символы (косточка и трава), детям нужно разложить под этими символами карточки с животными, давая объяснения, почему положили это животное к «косточке» или «траве»).
Воспитатель - Ну вот мы разместили животных, накормили. Теперь можно прогуляться по зоопарку.
Физкультминутка «Зоопарк
По зоопарку мы шагаем, (маршируют на месте)
И медведя там встречаем.
Этот мишка косолапый (руки согнуты в локтях, ноги на ширине плеч;
Широко расставил лапы, Переступание с ноги на ногу)
То одну, то обе вместе,
Долго топчется на месте.
Впереди, из - за куста, (прикладывают руку ко лбу, всматриваются
Смотрит хитрая лиса. Вдаль в одну и другую сторону)
Мы лисичку обхитрим, (бег на месте на носках)
На носочках побежим.
Вот волчата спинку выгнули (наклониться вперед, прогнуть спину)
И легонечко подпрыгнули. (легкий прыжок вверх)
Подражаем мы зайчишке, (руки приставили к голове, подскоки)
Непоседе – шалунишке.
Но закончилась игра, (вернуться на места)
Возвращаться нам пора.
Воспитатель - Теперь мы поговорим, какие правила нужно соблюдать, когда приходим в зоопарк. Какую табличку мы видели около клеток с животными? Почему?
Дети - Не кормить животных!
Воспитатель - Ведь мы не всегда знаем, что животному можно, а что нельзя. Если все посетители будут целый день бросать еду животным, то они могут заболеть и даже умереть от этого. Поэтому в зоопарке вешают таблички «Животных кормить запрещается!».
Воспитатель – Еще одно правило «Нельзя близко подходить к клетке и просовывать руки в клетку». Почему?
Дети - Может укусить.
Воспитатель - Верно, это опасно, животное может не только укусить, но и откусить руку, если это хищник. Каждое животное защищает свой дом. Клетка для животного в зоопарке, это и есть дом животного.
Воспитатель – Следующее правило «Соблюдать чистоту и тишину». Что это значит?
Дети - Не сорить, не бросать мусор, не шуметь, не пугать животных.
Воспитатель - Ведь на воле звери жили в тишине, там не было столько народу, сколько в зоопарке.
Воспитатель - Ребята, давайте еще раз повторим правила поведения в зоопарке.
Дети - Не кормить животных! Нельзя близко подходить к клетке и просовывать руки в клетку! Соблюдать тишину и чистоту!
Воспитатель - Молодцы! Запомнили правила, думаю, когда мы поедим в настоящий зоопарк, обязательно будем выполнять эти правила.
Список литературы:
1.Бондаренко Т. М. – Экологические занятия с детьми 5-6 лет.- Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2015.
2.Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е. – Здравствуй мир! – М.: Баласс, 2006.
3.Нуждина Т. Д. – Мир животных и растений. Энциклопедия для малышей. – Ярославль: «Академия развития»,1997
4.Шорыгина Т. А. – Беседы о русском Севере. Методические рекомендации. – М.:
ТЦ Сфера, 2008.
5.Шорыгина Т. А. – Беседы о пустыне и полупустыне. Методические рекомендации. – М.:ТЦ Сфера, 2015.