Надзор за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности

Контрольная работа

Надзор за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности


Содержение

1. Понятие и задачи надзора за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности

2. Предмет и пределы надзора за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности

3. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности

4. Организация надзора за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности

Литература


1. Понятие и задачи надзора за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности

Надзор за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности – это отрасль прокурорского надзора, в которой осуществляется деятельность прокурора по обеспечению законности в работе органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и их должностных лиц по предупреждению, выявлению, пресечению преступлений, а также выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, розыску лиц, скрывающихся от органов уголовного преследования и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также без вести пропавших.

Оперативно-розыскная деятельность – это специфическая внепроцессуальная деятельность, осуществляемая соответствующими органами и их должностными лицами на основе действующих законов и иных нормативных правовых актов специальными средствами и методами.

Оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться как в связи с производством по уголовному делу, так и вне связи с конкретным уголовным делом.

По конкретному уголовному делу назначение мер оперативно-розыскного характера состоит в оказании содействия следователю, лицу, производящему дознание, по установлению лиц, совершивших преступления, розыску лиц, скрывающихся от органов уголовного преследования и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также без вести пропавших.

Цель проведения оперативно-розыскных мероприятий вне связи с уголовным делом состоит в том, чтобы обнаружить подготавливаемые преступления и не допустить их совершения, выявить совершенные преступления, пресечь совершаемые преступления, установить лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления.

Оперативно-розыскная деятельность неизбежно сопровождается ограничением прав и свобод человека, попавшего в сферу их интересов. Причем в процессе ее осуществления может происходить вмешательство в личную жизнь значительного круга лиц. И не всегда такое вмешательство осуществляется в соответствии с требованиями закона. В связи с этим надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности имеет большое значение.

В ст. 7 Закона Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности» перечислены поднадзорные субъекты – органы, оперативные подразделения которых вправе осуществлять оперативно-розыскную деятельность. Право осуществлять оперативно-розыскную деятельность на территории Республики Беларусь предоставляется оперативным подразделениям:

1) органов внутренних дел;

2) органов государственной безопасности;

3) органов пограничной службы;

4) Службы безопасности Президента Республики Беларусь;

5) Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь;

6) органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

7) таможенных органов;

8) органов внешней разведки Министерства обороны Республики Беларусь.

Каждый из указанных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решает определенные Законом «Об оперативно-розыскной деятельности» задачи исключительно в пределах своей компетенции.

Должностные лица данных органов при осуществлении прокурором надзора за исполнением ими законодательства вступают с ним в правовые отношения, в связи с чем являются субъектами прокурорско-надзорных правоотношений.

Надзор за законностью в оперативно-розыскной деятельности осуществляют не все прокурорские работники, а только те, которые в соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности» уполномочены Генеральным прокурором. Таким образом, надзор за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности осуществляют Генеральный прокурор и уполномоченные им подчиненные ему прокуроры в пределах их компетенции. Правовую основу прокурорского надзора за исполнением законодательства органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, составляют:

1) Конституция Республики Беларусь;

2) 3акон Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь»;

3) 3акон Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности»;

4) УПК Республики Беларусь;

5) Приказ Генерального прокурора от 31 января 2008 г. № 4 «Об организации прокурорского надзора за исполнением Закона Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности».

Специфические особенности оперативно-розыскной
деятельности и, в первую очередь, ее конспиративный характер обусловливают необходимость ведомственного нормативного регулирования широкого спектра вопросов применения сил, средств и методов органами, осуществляющими эту деятельность.

Задачи прокурорского надзора в этой отрасли надзора вытекают из общих задач деятельности прокуратуры, предусмотренных ст. 4 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь», и заключаются в обеспечении:

1) защиты личности, государства и юридических лиц от преступных посягательств;

2) соблюдения предусмотренного законом порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий;

3) строгого соблюдения прав и законных интересов
граждан при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий.

Указанные задачи конкретизированы в Законе Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности», УПК, приказах и инструкциях Генерального прокурора.

2. Предмет и пределы надзора за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности

Предмет надзора – это то, что должно соответствовать закону. В ст. 28 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь» предметом надзора за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности названо соответствие законодательству правовых актов и
решений (действий) органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и их должностных лиц.

Таким образом, предметом прокурорского надзора в этой отрасли являются:

1) акты, выносимые органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и их должностными лицами;

2) действия должностных лиц этих органов.

Прокурор, проверяя исполнение законодательства указанными органами и их должностными лицами, обращает внимание на соответствие закону, иным нормативным правовым актам всего того, что составляет предмет его надзора.

В ходе проведения оперативно-розыскной деятельности органы, ее осуществляющие, и их должностные лица составляют оперативно-служебную документацию.

Согласно ст. 12-14 Закона Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности», о проведении оперативно-розыскных мероприятий и их прекращении орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, выносит мотивированное постановление. В случаях, когда уполномоченный прокурор устанавливает, что предусмотренных указанной нормой оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий не имеется, он вправе в соответствии с п. 2 ст. 29 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь» опротестовать постановление органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, как вынесенное безосновательно.

Прокурор проверяет законность действий должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. При выявлении нарушений закона прокурор принимает меры к привлечению виновных лиц
указанных органов к предусмотренной законом ответственности в зависимости от характера нарушения.

Пределы прокурорского надзора за законностью в деятельности органов и должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, ограничены ст. 22 Закона Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности», в соответствии с которой сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются прокурору только с письменного согласия указанных лиц1, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.

Прокурор не вмешивается непосредственно в оперативно-розыскную деятельность органов, осуществляющих ее, не вторгается в вопросы организации и тактики проведения конкретного оперативно-розыскного мероприятия. Прокурорский надзор не распространяется до полной осведомленности о тактике и методике оперативно-розыскной деятельности. Прокурор не может подменять начальника органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в его руководстве подчиненными должностными лицами. Прокурор обязан осуществлять надзор только за законностью при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

3. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности

В соответствии со ст. 29 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь» при осуществлении надзора за исполнением законодательства органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и их должностными лицами Генеральный прокурор и уполномоченные им прокуроры в пределах своей компетенции имеют право:

  1. проверять дела оперативного учета, другие материалы и документы, связанные с оперативно-розыскной деятельностью, за исключением данных о лицах, внедренных в организованные преступные группы и преступные организации, негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий;
  2. давать санкцию либо отказывать в даче санкции на проведение оперативно-розыскных мероприятий в случаях, определенных законодательными актами;
  3. продлевать сроки проведения оперативно-розыскных мероприятий в порядке, установленном законодательными актами;
  4. давать письменные указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, а также о прекращении их проведения;
  5. требовать письменные объяснения от должностных лиц и иных граждан по фактам выявленных нарушений законодательства, допущенных при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;
  6. знакомиться со сведениями о лицах, внедренных в организованные преступные группы и преступные организации, негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших содействие этим органам на конфиденциальной основе, в случае обращения указанных лиц с письменными заявлениями и жалобами на незаконные действия сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, или привлечения этих лиц к уголовной ответственности;
  7. принимать меры по отмене незаконных постановлений о заведении дел оперативного учета и проведении отдельных оперативно-розыскных мероприятий путем внесения соответствующих актов прокурорского надзора;
  8. требовать от руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проведения проверок исполнения законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. О результатах проведения проверок руководители указанных органов письменно информируют прокурора.

При установлении нарушений законодательства в зависимости от их характера Генеральный прокурор Республики Беларусь и уполномоченные им прокуроры в пределах своей компетенции принимают следующие меры прокурорского реагирования:

  1. опротестовывают противоречащие законодательству правовые акты и решения (действия) органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и их должностных лиц;
  2. в установленном порядке вносят представления, выносят предписания и официальные предупреждения, обязательные для исполнения органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и их должностными лицами;
  3. составляют протоколы об административных правонарушениях;
  4. выносят постановления о возбуждении дисциплинарного производства или о привлечении к материальной ответственности;
  5. выносят постановления о возбуждении уголовного дела.

Осуществляя надзор за исполнением законодательства
органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, прокурор проводит необходимые проверки. Согласно приказу Генерального прокурора от 31 января 2008 г. № 4 «Об организации прокурорского надзора за исполнением Закона Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности», уполномоченный прокурор в ходе проведения проверок должен знакомиться с подлинными оперативно-служебными документами, включающими в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, учетно-регистрационные документы и статистические сведения, а также иные документы, необходимые для осуществления надзора за исполнением этого Закона.

Проверки законности проведения оперативно-розыскных мероприятий и принимаемых при этом решений осуществляются:

а) по жалобам граждан и обращениям должностных лиц;

б) по результатам изучения материалов уголовных дел о нераскрытых преступлениях или при поступлении информации о ненадлежащем реагировании на поручение органа дознания, следователя и суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, а также в связи с ненадлежащим исполнением указаний уполномоченного прокурора;

в) в плановом порядке, в том числе по указанию вышестоящего уполномоченного прокурора;

г) в других случаях с учетом состояния законности в этой сфере деятельности и отсутствия положительных результатов по выявлению подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, при раскрытии преступлений, розыске обвиняемых или подозреваемых по уголовным делам и лиц, без вести пропавших.

При проведении проверок уполномоченные прокуроры особое внимание должны обращать на 1) законность и обоснованность решений о проведении или прекращении оперативно-розыскных мероприятий, а также на использование результатов оперативно-розыскной деятельности; 2) обязательность регистрации и законность заведения дел оперативного учета, их прекращения; 3) соответствие оперативно-розыскных мероприятий целям и задачам оперативно-розыскной деятельности; 4) наличие полномочий у лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; 5) возможность проведения оперативно-розыскных мероприятий, перечень которых определен Законом Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности»; 6) наличие оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий; 7) соблюдение условий и порядка их проведения; 8) своевременность уведомления прокурора и его заместителя о проведении без их санкции оперативно-розыскных мероприятий.

Указанные в ст. 13 Закона Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности» оперативно-розыскные мероприятия не могут быть проведены без предварительной санкции прокурора или его заместителя. В установленных законом случаях некоторые действия могут быть проведены без санкции прокурора или его заместителя, но о проведенных действиях им должно быть сообщено в предусмотренный законом срок.

Прокурор при осуществлении надзора за исполнением
законодательства органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, обладает в определенной мере властно-распорядительными полномочиями. В частности, властно-распорядительным полномочием является то, что в соответствии с абзацем 5 п. 1 ст. 29 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь» прокурор вправе давать обязательные для исполнения письменные указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, а также о прекращении их проведения.

Прокуроры при осуществлении надзора за оперативно-розыскной деятельностью обязаны:

– обеспечить отказ от формально-количественных показателей при оценке эффективности работы органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

– сосредоточить приоритетное внимание на выявлении тяжких и особо тяжких преступлений в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий;

– пресекать нарушения прав и законных интересов физических и юридических лиц при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;

– принимать своевременные меры к: восстановлению прав и законных интересов физических и юридических лиц в случае их нарушения; возмещению вреда, причиненного при осуществлении оперативно-розыскной деятельности; привлечению к установленной законом ответственности, при наличии к тому оснований, должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, виновных в нарушениях прав и законных интересов физических и юридических лиц, допущенных при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;

– докладывать Генеральному прокурору о нарушениях при проведении оперативно-розыскных мероприятий по постановлению Министра внутренних дел, Председателя Комитета государственной безопасности и директора Департамента финансовых расследований;

– использовать иные меры прокурорского реагирования для устранения нарушений актов законодательства.

Прокуроры в процессе осуществления надзора за законностью проведения оперативно-розыскных мероприятий также должны:

– пресекать факты нарушений законности при противоправном инициировании работниками субъектов оперативно-розыскной деятельности проведения оперативно-розыскных мероприятий;

– пресекать факты необоснованного возбуждения уголовных дел в отношении одного лица по каждому выявленному в ходе проведения проверочных закупок и оперативных экспериментов преступлению в целях искусственного улучшения количественных показателей в работе;

– пресекать фактическое проведение оперативного эксперимента под видом проверочной закупки;

– принимать дополнительные меры по усилению прокурорского надзора за соблюдением законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

4. Организация надзора за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности

В соответствии со ст. 29 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь» и ст. 22 Закона Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности», надзор за соблюдением законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности осуществляют Генеральный прокурор Республики Беларусь и уполномоченные им прокуроры. Как видно из содержания закона, осуществлять надзор может не каждый прокурор, а только прокуроры, специально назначенные Генеральным прокурором, прокурорами областей, г. Минска. Это связано со спецификой оперативно-розыскной деятельности, необходимостью предотвратить утечку информации о лицах, осуществляющих эту деятельность, и лицах, оказывающих содействие в ее проведении.

В п. 1 приказа Генерального прокурора от 31 января 2008 г. №4 «Об организации прокурорского надзора за исполнением Закона Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности» указано, что обеспечивать эффективный надзор за исполнением органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, этого Закона должны заместители Генерального прокурора Республики Беларусь, прокуроры областей, г. Минска и подчиненные им прокуроры.

В целях успешной организации проверок руководители указанных прокуратур своими приказами определяют, кто из прокуроров, какие структурные подразделения соответствующей прокуратуры, в каких органах осуществляет проверку соблюдения законности. Надзор за исполнением законодательства органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, может быть поручен только прокурорам высокой квалификации и профессионально подготовленным для выполнения этих весьма сложных и ответственных поручений.

Руководители органов прокуратуры обеспечивают защиту сведений, содержащихся в представляемых прокурору оперативно-служебных документах. За необеспечение защиты этих сведений они несут ответственность, установленную законодательством Республики Беларусь.

В Генеральной прокуратуре организация надзора за соблюдением законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности оперативными подразделениями, указанными в ст. 7 Закона Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности», возложена на заместителей Генерального прокурора в соответствии с их функциональными обязанностями.

Надзор за соблюдением законности при про ведении оперативно-розыскных мероприятий оперативными подразделениями центральных аппаратов органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и организация надзора в прокуратурах областей, г. Минска возложены на соответствующие структурные подразделения Генеральной прокуратуры в соответствии с их компетенцией.

В областных прокуратурах, прокуратуре г. Минска надзор за соблюдением законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности осуществляют отделы либо старший помощник прокурора по борьбе с коррупцией и организованной преступностью, старшие помощники прокуроров по надзору за оперативно-розыскной деятельностью, другие отделы и старшие помощники соответствующих прокуроров согласно их компетенции. Указанным выше приказом Генеральный прокурор обязал прокуроров областей, г. Минска в целях комплексной оценки имеющихся доказательств поручать изучение уголовно-розыскных дел по фактам нераскрытых преступлений, розыскных дел в отношении пропавших без вести лиц (наряду с изучением материалов соответствующих уголовных дел) в основном прокурорам отделов по надзору за дознанием и следствием.

В районных, районных в городах, городских, приравненных к ним прокуратурах надзор за законностью осуществления оперативно-розыскной деятельности осуществляют прокурор или его заместитель, имеющие допуск к проведению надзора за исполнением законодательства при проведении оперативно-розыскной деятельности.

Прокуроры, которые уполномочены осуществлять надзор за исполнением законодательства органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, должны иметь соответствующий допуск к работе с секретными и совершенно секретными документами.

Литература

1.Антикоррупционная экспертиза: теория и практика: Научно-практическое пособие"/ А.В. Кудашкин А.В. М.:"Норма", 2012.

2.Бессарабов В.Г., Кашаев К.А. Защита российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина. М.: Городец, 2007.

3. Организация деятельности и управление в органах прокуратуры Гулягин А.Ю. "Российский следователь", 2011, N 5.

4.Исполнение законных требований прокурора, осуществляющего производство по делам об административных правонарушениях / Баскакова С.И., Законность ,2013, №4.

5. Из практики прокурорского надзора по гражданским делам/ Законность, 2012, N 12.

6.Соотношение прокурорского надзора с судебным и ведомственным контролем / Петров А.В. , Законность, 2013, N 4.

7.Цели, задачи и функции органов прокуратуры - основа качественного обеспечения законности, Гулягин А.Ю. "Юридический мир", 2011, N 3.

8.Требование прокурора о проведении проверки / Винокуров А.Ю. , Законность. 2012, N 2.

9.Учебный курс "Прокурорский надзор" и подготовка прокурорских кадров /Бессарабов В.Г. ,Законность", 2010, №7.

10.Правовая природа функций прокуратуры/ Гулягин А.Ю., Российская юстиция", 2011, №1.

11.Третьяков С.С. Реализация полномочий прокурора в арбитражном процессе // Законность. 2013. N 6.

1 В реальной оперативно-розыскной практике возникают ситуации, требующие ознакомления прокурора с данными о личности конкретных негласных сотрудников. Например, при предотвращении их неправомерного привлечения к уголовной ответственности в связи с участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий. В таких случаях, прежде чем представить прокурору соответствующие документы и материалы, оперативный работник обязан получить письменное согласие конкретного лица на его расшифровку перед надзирающим прокурором.

Надзор за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности