ОСОБЕННОСТИ АРАБСКОЙ ДЕЛОВОЙ КУЛЬТУРЫ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Экономический факультет

Кафедра мировой экономики и менеджмента

КУРСОВАЯ РАБОТА

ОСОБЕННОСТИ АРАБСКОЙ ДЕЛОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Выполнила:

Студентка 3-го курса

Экономического факультета

Специальности «менеджмент»

Группа 305 Б Хатко М. А.

Научный руководитель: Брацлавская Е. Я.

канд. экономич. наук

Нормоконтролер: Брацлавская Е. Я.

Краснодар 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1.Теоретические аспекты деловой культуры арабского мира.

  1. Понятие и сущность деловой культуры.
    1. Становление и развитие арабской деловой культуры.

Глава 2. Особенности арабской деловой культуры.

2.1 Особенности проведения деловых переговоров.

2.2 Особенности поведения во время деловых коммуникаций.

2.3 Региональные особенности арабской деловой культуры.

2.4 Тенденции развития арабской деловой культуры.

Глава 3. Влияние арабской деловой культуры на развитие менеджмента России и других стран.

Заключение

Список использованных источников


Введение

Актуальность данной темы. В последнее десятилетие отношения между Россией и странами Арабского Востока начали развиваться на новом этапе, т.е. не только на государственном уровне, но и на уровне частных фирм и отдельных лиц. В связи с развитием и укреплением официально-деловых контактов проблема, вынесенная в качестве темы данной диссертации, становится весьма актуальной. Опубликованные на разных языках сборники по деловой корреспонденции затрагивают лишь узкий круг вопросов, в то время как тема бизнес этикета намного шире и глубже. Учитывая тот факт, что партнерами по общению выступают представители арабо-мусульманской культуры, на первый взгляд чуждой и непонятной европейцу, чрезвычайно важными становятся вопросы межкультурной коммуникации.

Несмотря на важность этой проблемы, она недостаточно разработана. В то же время, знание, соблюдение и уважение правил этикета народа, с которым предстоят контакты, значительно упрощает процесс общения в условиях современного мира, который под влиянием глобализационных и интеграционных процессов превратился, по мнению ряда ученых, фактически в «большую деревню». Видимое стирание границ и унификация этикета общения, вызванная повсеместным проникновением западноевропейских и американских ценностей и норм, отнюдь не лишает разные страны и народы их самобытности, а следовательно, и традиций, и даже вызывает усиление внимания к национальным культурам и их защите. Существует немало примеров того, что одного лишь блестящего знания иностранного языка недостаточно для успешного ведения переговоров и повседневного делового общения. Незнание и, вследствие этого, нарушение правил этикета, принятого в данной стране, может привести к срыву переговоров и охлаждению отношений, что не раз наблюдалось в общении между арабами и европейцами. Безусловно, какие-то проступки простительны иностранцу, но для установления атмосферы полного взаимопонимания и доверия необходимо показать, что человек знает и уважает правила этикета.

Целью курсовой является выявление особенностей арабской деловой культуры и определения тенденций развития арабских стран, а также рассмотрение российско-арабского сотрудничества.

Исходя из поставленных целей, в данной курсовой работе предполагается решить следующие задачи:

  1. Изучить особенности арабской деловой культуры.
  2. Определить тенденции и перспективы развития арабских стран.
  3. Выявить особенности ведения переговоров и бизнеса в целом с арабами.
  4. Рассмотреть взаимодействия российского и арабского менеджмента.
  5. Найти какие идеи арабских партнеров могут быть использованы в российском менеджменте.

Предметом данной работы является арабская деловая культура, а объектом выступает Российско-Арабский Деловой Совет.

Для написания данной курсовой работы были использованы учебные пособия таких авторов, как: С. Э. Пивоваров, В. В, Кочетков, А. П. Прохоров, Т. Г. Грушевицкая, классиков: Фокс Тромпенаарс, Э. Холл, Хофстеде и т.д., а также интернет ресурсы.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЛОВОЙ КУЛЬТУРЫ АРАБСКОГО МИРА.

1.2. Понятие и сущность деловой культуры. Деловая культура призвана отразить отношение фирмы к законности, личности, качеству выпускаемой продукции, финансам и производственным обязательствам, открытости и достоверности деловой информации. Это должно воплощаться в комплексе правил, традиций, ритуалов и символов, которые постоянно дополняются и совершенствуются. Успех работы предприятия в рыночных условиях в определяющей мере зависит от его репутации как делового партнера.

Деловая культура способна придать смысл деятельности людей, наполнить их жизнь интересным содержанием, стимулировать их новаторство и активность. Однако не всякая культура способна стать интегратором в организации: там, где отсутствуют ясные представления об организационных ценностях, где между членами организации не налажен «язык культуры», где люди не готовы разрешать конфликты, а ценности не способны объединять людей, культура не может считаться ресурсом, потенциалом организации.

К элементам деловой культуры относят такие ее параметры и свойства:

  • Индивидуальная автономность - степень ответственности, независимости и возможности проявления инициативы в организации;
  • Структура - взаимодействие органов управления и отдельных лиц, действующих правил, прямого руководства и контроля;
  • Направление - уровень формирования целей и перспектив деятельности организации;
  • Интеграция - степень поддержки отдельных частей (субъектов) организации в целях обеспечения скоординированной деятельности;
  • Управленческое обеспечение - степень обеспечения четких коммуникационных связей в организации;
  • Поддержка - уровень помощи подчиненным, оказываемой руководителями;
  • Стимулирование - степень зависимости вознаграждения от результатов труда;
  • Идентифицированность - степень отождествления работников с организацией;
  • Управление конфликтами - степень разрешаемости конфликтов;
  • Управление рисками - степень поощрения инноваций и принятия на себя риска.

Виды деловой культуры.

В организациях можно выделить доминирующую культуру и субкультуры. Доминирующая культура выражает основные (центральные) ценности, которые принимаются большинством членов организации. Субкультуры развиваются в крупных организациях и отражают общие проблемы и ситуации, с которыми сталкиваются работники, опыт их разрешения.

Необходимо различать сильную и слабую культуру:

Сильная культура характеризуется главными (стержневыми) ценностями организации, которые активно поддерживаются, четко определены и широко распространяются. Чем большее число членов организации разделяют ее главные ценности, признают их важность и привержены им, тем сильнее культура.

Система ценностей, принятая в организации, оказывает воздействие на:

- установку четких ориентиров для принятия решений;

- создание атмосферы доверия;

- определение приоритетов в работе;

- повышение квалификации работников;

- пресечение интриг;

- определение политики в области подбора кадров.

К основным аспектам значимости деловой культуры следует отнести:

1) взаимообусловленность и диалектическую взаимосвязь деловой культуры и уровня технологии;

2) сильная деловая культура должна рассматриваться как стратегический ресурс организации, определяющий ее конкурентное положение на рынке, а также как основа для выхода организации из кризиса;

3) деловая культура способна стать проводником многих не только внутриорганизационных изменений, но и рыночных преобразований на уровне общества.

Культуру организации можно рассматривать как производную двух составляющих:

1) допущений и предпочтений тех, кто ее создал;

2) опыта, привнесенного их последователями. Ее поддержание на необходимом уровне зависит от подбора работников, действий высших руководителей и методов социализации.

Все деловые культуры условно подразделяются на две большие группы:

1 группа - статус человека в обществе определяется в первую очередь на основании его личных качеств и поступков (в семье, школе и на работе). Здесь определяющими моментами являются способности, талант, трудолюбие, настойчивость в достижении целей, т.е. судьба человека находится в его руках.

2 группа – статус человека и его место в обществе зависят, прежде всего, от многочисленных внешних факторов, зачастую не связанных с его поступками и поведением (происхождение, принадлежность к определенной касте, элитное образование, доставшееся наследство, религия, раса и т.п.) от самого человека здесь мало что зависит. Так сказать: «Королями не становятся, королями рождаются».

Эта особенность национальных культур была впервые исследована американским ученым Э. Холлом. Результатом стало условное деление деловых культур на низкоконтекстуальные и высококонтекстуальные.

В низкоконтекстной североамериканской культуре относительно низки иерархические различия и высок уровень индивидуализма. Напротив, высококонтекстные арабские культуры характеризуются значительным различием между иерархическими уровнями и низким уровнем индивидуализма. Большинство современных менеджеров западного склада, сотрудники международных компаний эффективнее в странах с низко контекстным языком, так как они опираются в работе на отчёты, контракты и другие письменно документированные акты. Но даже в низкоконтекстных культурах общение в значительной степени зависит от культурных особенностей. К странам с низкоконтекстуальной деловой культурой относятся США, Скандинавские страны, Нидерланды и др. Человек здесь оценивается прежде всего на основе собственных поступков и достижений. Уважение вызывается способностями и трудолюбием («Этот человек сам себя сделал»).

В рамках культуры с высоким контекстом ситуация во многом противоположна. Коммуникации в высококонтекстных культурах зависят в значительной степени от контекста невербальной части сообщения, в то время как в низкоконтекстных культурах коммуникации построены на основе сообщения, выраженного вербально. В высококонтекстных культурах требуется значительное время до начала деловой части взаимоотношений, так как необходимо лучше узнать будущего партнёра по совместному бизнесу. На Ближнем Востоке, к примеру, если у вас не найдётся времени и желания выпить чашечку кофе и поговорить на отвлечённые темы, то Вы не сможете продвинуться к деловой части разговора.

Страной с крайне высокой контекстуальностью культуры является Индия, где принадлежность к низшим кастам в значительной мере перекрывает дорогу в высшие слои общества. К высоконтекстуальным культурам относят страны Южной и Юго-Западной Европы, страны Востока, Латинской Америки. Великобритания, Австрия, Германия, Бельгия, Швейцария занимают промежуточное положение. Высокая контекстуальность была характерна для СССР и сохранилась в России и в странах СНГ.

В странах с высококонтестуальной культурой характерно широкое

использование кодированного языка, когда вещи не называют своими именами. Здесь смысл «да» может варьировать от реального «да» до почти «нет». Здесь «нет», как правило, говорить не принято. Для культур с высоким контекстом особое значение имеет то, как человек одет, каким автомобилем он пользуется, какой институт закончил, в какой поликлинике обслуживается, работал ли во властных структурах и т.п.

Эмоционально вовлеченные и эмоционально нейтральные культуры.

В различных культурах существует разное отношение к проявлению эмоций в деловых отношениях. Голландский ученый Фонс Тромпенаарс выделил два типа деловых культур: эмоционально вовлеченные и эмоционально нейтральные. В культурах эмоционально нейтральных не принято афишировать свои чувства, они держатся под жестким контролем, и «просачиваются на поверхность» в минимальных количествах. Сильные чувства могут выражаться едва заметными жестами и мимикой. В этой культурах участники беседы говорят строго по очереди, стремятся никогда не перебивать друг друга. Здесь принято выражать благодарность по малейшему поводу и не подчеркивать разногласий. Во время деловой или дружеской беседы ценится умение держать паузу.

В эмоционально вовлеченных культурах проявление эмоций в ходе переговоров, на рабочем месте и в быту считается не только уместным, но и необходимым. Отсутствие эмоций часто расценивается как черствость, безразличие, оно может вызвать обиду и ухудшение отношений. К эмоционально вовлеченным культурам относятся страны Арабского Востока.

1.2. Становление и развитие арабской деловой культуры. Арабский мир состоит из многих стран, имеющих свои ярко выраженные национальные особенности. В то же время, можно выделить ряд характерных черт, присущих в большей или меньшей степени бизнесменам арабских стран.

При установлении деловых контактов с арабскими партнерами обязательно следует учитывать то, что их этические нормы во многом отличны от европейских. При недостаточном понимании этих различий возможны недоразумения, зачастую приводящие к конфликтам и недоверию.

Исламские традиции оказали огромное влияние на формирование характера арабов. Во многих западных странах церковь отделена от государства, а в большинстве арабских государств этого нет общественное поведение, политика и бизнес определяются религиозными нормами. Например, иностранцев поражает обилие нищих на улицах арабских городов. Но благотворительность является одним из основных постулатов ислама. Мусульмане считают нищенство помощью состоятельным гражданам в исполнении их религиозного долга. Благодарят за милостыню не подающего, а Аллаха.

Групповые связи в арабских странах весьма сильны. Только в группе человек приобретает чувство уверенности в себе, надежности и безопасности. Одиночества здесь опасаются. Модели поведения заранее предопределены групповыми связями и не оставляют свободы выбора. Свои поступки постоянно соизмеряются с реакцией на них других. Стремление любым способом сохранить лицо выражается в чувствительности к мнению окружающих. Боязнь потерять лицо не позволяет публично признавать своих ошибок. Самокритика является редким исключением из общих правил. Поэтому критерии правды и лжи по отношению к сохранению лица будут второстепенными. Ложь во спасение вполне допустима.

Основной национальной единицей у арабов считается семья. Они высоко ценят надежный семейный очаг. В понятие семьи обычно принято включать многочисленных родственников по мужской линии. Во главе ее находится самая пожилая супружеская пара. Уважение к возрасту является традиционным и определяет степень воспитанности человека. В основе семейных отношений лежит кодекс чести - "ассабия". Поэтому в социальном плане более сильным считается человек, принадлежащий к большой семье. Настоящие доверительные отношения могут существовать только среди родственников.

В арабских странах зависимость от коллектива проявляется с особой силой.

Авторитет отца в арабских странах определяет социальную значимость его сына. Независимость детей даже в экономическом плане крайне непопулярна. Решающее влияние на выбор супруга имеют родители. Правоверному разрешается иметь до четырех жен, но во многих странах, например в Египте и Турции, преобладает моногамия.

Арабы убеждены в том, что мужчины и женщины обладают различными личностными качествами. Социальное самоутверждение женщины возможно только внутри семьи. Чем больше у женщины сыновей, тем выше степень уважения к ней. Даже в больших городах работающая женщина - большая редкость. Неприличным в мусульманском мире считается прямое обращение иностранца к женщине с вопросами и просьбами. Женщины, посещающие общественные места, должны носить чадру, чтобы спрятать свое лицо. Иностранки могут носить европейскую одежду, желательно скромную, и не закрывать лица. Однако посещение общественных мест с вывеской "только для мужчин" запрещено и для них. Принимая зарубежных гостей, хозяин обычно не представляет им женщин своей семьи, и они не выходят из внутренних комнат. В Саудовской Аравии женщинам запрещено водить машину.

Арабы менее замкнуты, чем европейцы. Они любят ходить в гости и принимать гостей, вести долгие беседы. Гостеприимство считается одной из основных черт жителей арабских стран. Позором считается скупость. По традиции двери дома всегда открыты, даже для иностранцев. Гостя всегда ждет щедрое угощение. Бедуины готовы даже зарезать последнего верблюда, чтобы накормить гостя.

Наиболее престижным занятием по исламским канонам считается торговля. Для рекламы своих товаров продавцы нанимают зазывал с громким голосом. Часто покупателя затаскивают в лавочку почти насильно. Сложились традиционные правила купли-продажи. Продавец сразу запрашивает заведомо большую цену, а покупатель должен возмутиться и назвать свою, явно заниженную цену. Происходит длительный торг, пока обе стороны не сойдутся где-то посередине между первоначально запрошенной и предложенной покупателем ценой. Процесс продажи сопровождается угощением кофе, чаем, прохладительными напитками. Если вы выпили предложенную чашечку кофе и передали ее хозяину, он сразу наполнит ее вновь. Показать, что вы больше не хотите, можно покачиванием чашечки из стороны в сторону, или перевернув ее вверх дном. Предложение прохладительных напитков говорит о том, что время встречи подходит к концу. Отсутствие длительного, эмоционального торга делает процесс покупки неинтересным. Ругать товар тоже нельзя, так как это может сильно оскорбить продавца.

Приветствие в арабском мире превращается в церемонию, призванную установить теплые доверительные отношения. Оно очень тепло окрашено, сопровождается расспросами и рассказами о здоровье, родственниках и детях. Даже если вы спешите, то необходимо выслушать арабского собеседника и поблагодарить за многочисленные пожелания благополучия. Искреннее внимание и встречные вопросы будут восприняты очень благосклонно. Вы должны регулярно справляться о здоровье всех представленных вам родственников. Это поможет добиться симпатии арабского партнера.

Очень распространенным элементом речевого этикета здесь считается поздравление. Поводами для поздравления могут быть не только праздники, но и другие события: встречи, покупки, отъезд или приезд. Обычной формулой вежливости считаются постоянные обращения к Аллаху. Нормальным явлением в разговоре станут клятвы. Следует помнить, что арабы не любят обсуждать неприятные моменты: болезни, неудачи, несчастные случаи, смерть.

Комплименты воспринимаются весьма положительно. Поэтому в разговоре с арабскими партнерами не надо скупиться на похвалы их стране, искусству, одежде и пище. Но к женщинам обращаться с комплиментами считается неприличным.

"Культурная дистанция" между беседующими арабами обычно короче, чем она принята у европейцев. Собеседники едва не касаются друг друга, что должно свидетельствовать о доверительных отношениях. Поэтому, если вы будете держаться своей привычной дистанции, араб может подумать, что вы находите его присутствие физически неприятным или что вы слишком холодный человек.

При знакомстве арабский собеседник демонстрирует любезность и радушие, как этого требуют мусульманские традиции. Это не означает, что последующая беседа пройдет гладко. Прямой и откровенный разговор весьма труден. Собеседник, прежде всего, старается узнать о ваших планах, убеждениях, чтобы затем уверить вас, что согласен с ними. Арабские собеседники всячески избегают определенности, четких ответов "да" или "нет". Арабское понимание этикета не предполагает прямолинейности и категоричности. Стремясь сохранить свое лицо, они стараются не задеть и собеседника.

Ораторское искусство высоко почитаемо в мусульманских странах. Оно считается признаком образованности и утонченности человека. Арабы стараются говорить красиво и легко и ценят это в собеседниках. При этом речь их выразительна и эмоциональна. Сдержанность, краткость, осторожность не подойдут для беседы с арабскими партнерами. Встречаясь с ними, нужно говорить больше и громче обычного. Это будет восприниматься как выражение искренности с вашей стороны.

Для арабских народов присуще чувство юмора, которое помогает преодолевать жизненные трудности, разряжать конфликтные ситуации. Поэтому они ценят и хорошие шутки собеседников. Главное, чтобы они не задевали их национальное и личное чувства достоинства.

Большое значение арабы придают контакту взглядов, поэтому при разговоре нужно смотреть в глаза собеседника и обязательно снять солнечные очки.

В арабских странах с глубоким пиететом относятся к печатному слову, поэтому нельзя ничего заворачивать в газету - на ней может быть напечатано имя Аллаха. Корану принято демонстрировать глубочайшее уважение.

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ АРАБСКОЙ ДЕЛОВОЙ КУЛЬТУРЫ.

2.1. Особенности проведения деловых переговоров. Переговоры являются неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Ведение переговоров сопровождает любую совместную деятельность. Целью переговоров обычно является достижение договоренности об участии сторон в деятельности, результаты которой будут использованы для обоюдной выгоды.

В деловых переговорах часто стороны имеют прямо противоположные цели, в этом случае задачей каждого из собеседников является завершение переговоров договоренностью, служащей его интересам. Проявлять твердость в главном, будучи гибким, обсуждая второстепенные вопросы – пожалуй, основная задача переговоров. Уступить в малозначимом и настоять на основном, пойти на компромисс в одном вопросе в обмен на уступку в другом: очень похоже на игру в шахматы, да ведь переговоры и есть игра, в которой побеждает наиболее подготовленный и искусный.

Рассуждая об арабском стиле, следует сразу оговориться, что каждая арабская страна имеет свою специфику. В качестве общих черт многие исследователи отмечают национальную гордость и осознание исторической значимости, восприятие необходимости сильного лидера и достаточно развитые бюрократические традиции. Арабские участники переговоров внимательно относятся к личности своего партнера и его отношению к общеарабским ценностям, как правило, стремятся установить с ним доверительные отношения. Они также предпочитают проводить предварительную проработку тех или иных деталей, обсуждаемых на переговорах вопросов.

«Допросы».

На переговорах арабы стараются установить атмосферу взаимного доверия. Оказывая радушный приём другу, деловому партнёру или просто постороннему человеку, арабы высоко ценят, когда такое же внимание проявляется по отношению к ним самим. Вступительная часть деловой встречи - приветствия, расспросы, обмен дежурными фразами - длится довольного долго. В арабоязычных странах, будь то разговор по телефону, встреча в учреждении или на улице, согласно арабскому этикету принято постоянно расспрашивать своего собеседника о его успехах, здоровье, семье... Подобный "допрос" может раздражать европейца, но для арабов он очень важен. Это основа их этикета и культуры. Причем, эти дежурные вопросы ни в коей мере не предполагают развёрнутых подробных ответов. Ответы должны быть краткими, порой, чисто ритуальными.

Арабы – сторонники сильного управления, любят прорабатывать детали заранее. В бизнесе сильны исламские традиции.

Важно доверие между партнерами, чувство собственного достоинства. Арабы демонстративно советуются, действуют от имени коллектива. Стараются сесть поближе, избегают определенности и четких ответов, поспешности и суетливости.

Арабский стиль ведения коммерческих переговоров предполагает установление доверия между партнерами. Для бизнесменов арабских стран характерны чувство собственного достоинства, уважение и корректное отношение к своим коллегам. Перед тем как сообщить мнение по тому или иному вопросу, они предпочитают демонстративно посоветоваться и выразить коллективную точку зрения, а не выпячивать свою роль в принятии решений.

Одним из условий достижения успеха в переговорах с арабами является соблюдение и уважение местных традиций. При решении любой проблемы они не столько предугадывают развитие событий, сколько ориентируются на прошлое, постоянно обращаются к своим корням. Основная черта их поведения — опора на исторические традиции своей страны. Из всех типов взаимодействия с партнерами они предпочитают торг.

Для большинства бизнесменов стран арабского мира характерно чувство национальной гордости. Эта их особенность сказывается и при ведении переговоров. Так, они весьма чувствительны к вопросам, связанным с национальной независимостью. Все, что каким-то образом может рассматриваться как вмешательство в их внутренние дела, будет немедленно отвергнуто.

Для таких партнеров большое значение имеет уровень, на котором ведутся переговоры, поскольку большинство арабов — сторонники сильного правления и административных правил поведения. Они также предпочитают предварительную проработку деталей обсуждаемых вопросов. В их поведении очень сильны исламские традиции, которые оказывают существенное влияние на ход и характер переговорного процесса.

Они также предпочитают предварительную проработку деталей обсуждаемых вопросов. В их поведении очень сильны исламские традиции, оказывающие существенное влияние на ход и характер переговоров. Нередко проявляют эгоцентризм, навязывая партнеру свои правила ведения переговоров, как это делают американские переговорщики при обсуждении условий сотрудничества.

Для арабов очень важным представляется установить на переговорах атмосферу взаимного доверия. Если европеец старается при решении проблемы предугадать развитие событий, то арабы скорее привыкли обращать взгляд в прошлое, ориентируясь на свои традиции и обычаи.

Анализ двух примеров: разговор с арабами.

Исследователь В. Биркенбил, в своей книге «Язык интонации, мимики, жестов», приводит два очень интересных примера об особенностях арабского стиля ведения переговоров. Биркенбил выделяет два аспекта в стиле ведения переговоров: «во-первых, связанный с интонацией и, во-вторых, возникающий на основе специфической внутренней позиции.

Несколько лет тому назад в Лондоне произошел следующий случай: три араба и три англичанина встретились в одном из отелей, чтобы провести предварительные переговоры.

Во время обсуждения предмета взаимовыгодного интереса один из арабов дотронулся до зажигалки, принадлежащей одному из англичан, и, чтобы не прерывать говорящего, взглядом попросил его разрешения воспользоваться ею. Тот, не прерываясь, кивнул головой в знак разрешения. Несколько мгновений спустя английский коллега владельца зажигалки поискал ее, так как по привычке хотел воспользоваться зажигалкой своего друга. Не найдя ее на месте, он прервал говорящего: «Где твоя зажигалка?». Тот, недовольный тем, что его отвлекают, произнес с агрессивной, раздраженной интонацией, указывая на араба: «У него моя зажигалка», и продолжал прерванную мысль, вернее, хотел продолжить. Ошеломленный, он увидел, что арабы, переглянувшись между собой, одновременно встали и покинули помещение. Почему?

Все дело в том, что арабы интерпретировали раздраженную интонацию как несогласованность, а именно как несогласованность между тем, что произошло, и тем, что они ожидали. На арабском языке, не имеющем в принципе слова «иметь», «я имею зажигалку» можно сказать только следующим образом: «Зажигалка моя с ним» или «Там зажигалка моя»»1.

Естественно, такими фразами нельзя передать отношения к владельцу зажигалки, так как о нем в них ничего не говорится. А раздражаться по поводу неодушевленного предмета — зажигалки — у них не принято. Тем не менее, агрессивные интонации в голосе англичанина слышались отчетливо. Поэтому арабы, конечно, решили, что раздражение было направлено на того, кто только что пользовался этой зажигалкой. И так как в его действиях они не усмотрели никакой обоснованной причины для подобной реакции, то рассердились и покинули переговоры.

«Второй пример переговоров с арабскими партнерами касается не сигналов тела, а различия внутренних установок или позиций. Когда западные люди хотят согласовать время, они выражаются ясно и точно, например: «Вас устроит завтра в половине девятого?». И в ответ ожидают не менее точной формулировки, например: «Да». Но с арабскими партнерами зачастую происходит приблизительно следующее.

Немец: Итак, Мухаммед, мы встречаемся завтра в десять?

Араб: Если на то будет воля Аллаха!

Немец: Или тебе более удобно в одиннадцать?

Араб: Одиннадцать, так одиннадцать — о’кей (вероятно, пожимая плечами, он выражал свое равнодушие).

Немец: Итак, тогда в одиннадцать, да?

Араб: Если на то будет воля Аллаха!

Многие немцы рассказывали, что от этих вечных «если на то будет воля Аллаха!» или уклончивых ответов («Да, возможно» и т. п.) у них создается впечатление, что партнера не устраивает предлагаемый вариант». Но дело в том, что верующий мусульманин (или изображающий такового) в соответствии со своими внутренними убеждениями не может располагать ни собой, ни своим временем без позволения на то Аллаха, принимающего за

него все решения. «Если на то будет воля Аллаха» можно понимать так: «Что касается меня, то будьте уверены! Если, конечно, Аллах мне не помешает, наслав на меня смерть, болезнь или что-нибудь еще».

2.2. Особенности поведения во время деловых коммуникаций. При установлении деловых контактов с арабскими партнерами обязательно следует учитывать то, что их этические нормы во многом отличны от европейских. При недостаточном понимании этих различий возможны недоразумения, зачастую приводящие к конфликтам и недоверию. Каждой стране Ближнего Востока присущи свои специфические особенности делового общения и этикета. Такая специфичность определяется, как правило, степенью подчинения этих стран традициям ислама. Несмотря на это, деловой этикет в Арабских странах имеет несколько общих моментов.

Знакомство с арабами.

При знакомстве с арабами, точно так же, как и с представителями многих других культур, соблюдается определенный ритуал:

  • Мужчина, независимо от возраста и положения, всегда представляется женщине первым.
  • Младших по возрасту или служебному положению следует представлять старшим: юноша представляется мужчине, мужчина - шейху, и т.п.
  • Если знакомящиеся люди равны по возрасту и положению, то холостой должен представляться женатому, а незамужняя женщина - замужней.
  • Один человек представляется группе людей.
  • Женщина представляется супружеской паре первой.

При знакомстве и при встрече принято обмениваться рукопожатиями. Обычай рукопожатия имеет древнюю историю и глубокий смысл. Причем тот факт, что для рукопожатия следует подавать правую руку, не случаен. Ведь именно правая рука практически всегда сжимала рукоятку меча. Протягивая её при встрече, человек тем самым показывал, что у него благие намерения. По традиции женщине запрещено подавать руку первой, надо дождаться пока это сделает мужчина, но иногда женщины нарушая это правило, попадают в неловкую ситуацию, например, на различных дипломатических приёмах им начинают в знак уважения и приветствия целовать руки, протянутые для рукопожатия. Египетский дипломат Абдель Фаттах Мухаммад Шаббана в своей книге "Общение с людьми и этикет", советует примерной арабской женщине не протягивать руку, а ограничиться кивком головы. И при этом следить за тем, чтобы в её руках всегда была сумочка или платок. Это будет знак для "недалёких" представителей западной культуры, что подавать руку для поцелуя она не собирается.

При встрече мужчины обнимаются и прикасаются друг к другу сначала одной щекой, потом другой, при этом похлопывая по спине и плечам. Если мужчины не виделись очень давно и они знакомы достаточно близко, то обычно они приветствуют друг друга троекратным поцелуем в обе щеки, заключив друг друга в объятия. На Западе считается общепринятым, когда при встрече или даже при знакомстве, мужчина может поцеловать женщину в щеку. С точки зрения арабского, а шире - исламского, этикета, подобные действия абсолютно неприемлемы.

В гостях у арабского делового партнера.

Основные характеристики арабского гостеприимства - щедрость и радушие, обходительность и любезность, разнообразное пиршество.

Гости должны быть предельно пунктуальными, хотя сами хозяева вполне могут себе позволить прийти позже назначенного времени. Деловые встречи арабские бизнесмены назначают заблаговременно. Необходимо учесть, что в период рамадана арабы работают только до полудня.

В порядке вещей, если находясь в доме араба, вам не удастся увидеть его жену. Знакомство с хозяйкой дома в некоторых случаях все же возможно. При этом нужно быть приветливым, но предельно сдержанным. Если же вы пришли в гости с супругой, то ваше пребывание в гостях будет раздельным. Вы с хозяином дома будете на мужской половине, а женщины – на женской.

Подарки.

В арабском мире очень щепетильно относятся к подаркам. Вас запросто могут одарить различными вещами, о которых вы с восхищением отзоветесь. Поэтому будьте осторожны, восхищаясь дорогостоящими коврами, картинами и другими вещами. Арабы, сделав вам такой подарок, будут от вас ждать того же. Вы можете подарить, например, изделия из серебра или фарфора, ручку с золотым пером. Однако никогда не вздумайте дарить мусульманину бутылку спиртного (даже очень дорогого), изделие из свиной кожи или картины с изображениями мужчин, женщин, обнаженных или одетых. Мусульмане не едят свинины и считают оскверняющим любое прикосновение к этому животному. Принимать и передавать пищу следует только правой рукой. Давать угощение из левой руки расценивается как оскорбление.

Не нужно обижаться, если подарок не будут распаковывать в вашем присутствии. Кстати, упаковке нужно уделить серьезное внимание. Для арабов оскорбительным считается сочетание белого и голубого цветов (цвета национального флага Израиля). Подарки надо преподносить, сопровождая приятными словами и краткими пожеланиями.

Коллективность

В арабских странах зависимость от коллектива проявляется с особой силой. Авторитет отца в арабских странах определяет социальную значимость его сына. Независимость детей даже в экономическом плане крайне непопулярна. Арабы убеждены в том, что мужчины и женщины обладают различными личностными качествами. Социальное самоутверждение женщины возможно только внутри семьи. Чем больше у женщины сыновей, тем выше степень уважения к ней. Даже в больших городах работающая женщина - большая редкость.

Правила купли-продажи.

Наиболее престижным занятием по исламским канонам считается торговля. Продавец сразу запрашивает заведомо большую цену, а покупатель должен возмутиться и назвать свою, явно заниженную цену.

Процесс продажи сопровождается угощением кофе, чаем, прохладительными напитками. Если вы выпили предложенную чашечку кофе и передали ее хозяину, он сразу наполнит ее вновь. Показать, что вы больше не хотите, можно покачиванием чашечки из стороны в сторону, или перевернув ее вверх дном. Отсутствие длительного, эмоционального торга делает процесс покупки неинтересным. Ругать товар тоже нельзя, так как это может сильно оскорбить продавца.

Один месяц в году арабы постятся. Рамадан – девятый месяц мусульманского лунного календаря, когда исповедующие ислам люди придерживаются строгого поста: не едят и не пьют от восхода солнца до захода. В этот месяц любые развлекательные мероприятия в арабских странах запрещаются. Ещё одна особенность арабской культуры – это выходные не в субботу и воскресенье, как у нас, а в четверг и пятницу. В эти дни недели мусульмане отдыхают и служат Аллаху.

Кто первым заходит в шатёр.

Приехав в офис к арабскому партнеру в условленный час, вы вполне можете не застать его там. Но вы можете быть уверены, что персонал его компании примет вас хорошо. Если вам предложат кофе, то подадут его в маленькой чашечке, причем подливать кофе будут до тех пор, пока вы не поставите чашечку на поднос, предварительно покачав ее большим и указательным пальцами.

Если ваш арабский партнер вышел вам навстречу к двери, то, провожая вас в свой кабинет, он, скорее всего, войдёт в него первым, вместо того, чтобы пропустить гостей вперёд, как предписывает западный обычай. Эта традиция идёт с древних времен, когда бедуин, приглашая гостя к себе в шатёр, заходил в него первым, чтобы показать, что там безопасно и нет засады.

Если вы идете куда-либо вместе с арабами, то необходимо помнить о том, что преимущество имеет тот, кто находится справа. Поэтому при входе, выходе, посадке в лифт и т.п. первым начинает движение тот, кто идет справа.

Значение левой руки для арабов.

Будучи в арабских странах или вообще на Ближнем Востоке, необходимо помнить о том, что левая рука в исламских странах считается "нечистой". То же самое, кстати, относится и к Индии. Дело в том, что у арабов представление о связи левой руки с неудачей, неблагополучием, несчастьем, а правой - со счастьем и удачей, нашло свое отражение даже в Коране и в Библии. Поэтому передавать документы, визитные карточки или сувениры ей запрещается, если только вы заранее не предупредите, что вы левша.

2.3. Региональные (страновые) особенности арабской деловой культуры. Рассуждая об арабском стиле, следует сразу оговориться, что каждая арабская страна имеет свою специфику. К арабским странам относятся: Саудовская Аравия, Алжир, Ливия, Марокко, ОАЭ, Палестина, Сирия, Сомали, Тунис и др.

Объединенные Арабские Эмираты.

Первый контакт

О деловых встречах нужно договариваться заранее. Если это Ваша первая встреча с этим человеком или компанией, обратиться нужно в письменной форме. Рекомендуются также двуязычные визитные карточки.

От зарубежных гостей ожидают пунктуальности, даже если хозяин не обладает этим качеством.

Традиционным приветствием в ОАЭ является рукопожатие со словами «Салам Алэйкум», которое обозначает «мир Вам». Рукопожатие может сопровождаться объятиями и поцелуем в левую и правую щеки. Мужчина может только пожать руку женщине, если она протягивает ее для рукопожатия.

Стиль встреч

Встречи в Эмиратах отражают традиции меджлиса – это гостиная, где люди собираются, чтобы поговорить о политике и бизнесе. Эта традиция, которая сохранилась еще с давних времен, окрашена гостеприимством и шутливостью. Встреча может длиться допоздна, с отсрочками и продолжениями.

Хозяин поговорит с каждым гостем, и каждому предоставляется возможность высказаться, что делает встречу длинной.

Особенности характера участников встречи очень важны. Бизнесмен должен быть уверенным в себе и хорошим оратором.

Еда и курение

Задержки – вполне обычное явление, участники вполне могут опоздать. Это ожидается и поэтому воспринимается как приятная пауза, во время которой можно выпить еще чашечку кофе или чая.

Предложить гостям кофе – это важная часть арабской культуры. Отказаться от напитков и еды, предлагаемых на встречах, считается невежливым. Запомните, что арабы пьют очень сладкие напитки, и если Вам предлагают выпить, вы можете вежливо заметить, что Вы предпочитаете меньше сахара.

Не курите, пока не закурит хозяин.

Деловая одежда

Западная одежда должна соответствовать климату и консервативной исламской морали.

Мусульманская одежда

Ваши мусульманские коллеги могут носить традиционное, свободное, развевающееся одеяние, которое предназначено для защиты от жары и солнца. Голову они могут покрывать платком-гутрой (белым или с красными краями), который надевается поверх белой плотно прилегающей шапочки (кефии), которые удерживаются на голове специальным свернутым шнуром - он называется агал. Считается, что иностранцы поступают очень невежливо, когда они носят такую форму одежды.

Бизнесмены

Некоторые бизнесмены из ОАЭ на деловые встречи могут надеть легкие костюмы.

Западные бизнесмены должны поступать так же. В большинстве офисов для мужчин приемлемы брюки и рубашка с короткими рукавами и галстуком. Также допускаются легкие костюмы и пиджаки в спортивном стиле. Независимо от температуры нельзя носить рубашки с открытым воротом, хотя пиджак иногда можно снять. На деловые встречи и официальные мероприятия всегда надевают рубашку с длинными рукавами, при этом галстук – это обязательный атрибут.

Деловые женщины.

Для деловых женщин предлагаются консервативные, легкие костюмы или свободные платья. При этом длина их должна быть ниже колена, они должны быть с высоким вырезом, рукава должны закрывать верхнюю часть руки.

Рабочий день

Рабочий день традиционно разделяется на 2 части: с 8.00 до 14.00, а затем с 17.00 до 20.00. Некоторые более современные компании работают целый день, с 8.00 до 16.00. В любом случае, рабочий день начинается рано.

Будьте готовы к перерыву примерно в 10-11 часов утра, в это время у арабов фитр – что-то вроде 2-го завтрака, когда они пьют кофе и едят. Обычно он длится до 45 минут.

Пятница – это священный день, к тому же по закону это - единственный выходной, хотя некоторые фирмы закрываются в четверг после обеда. В основном рабочая неделя длится с субботы по четверг.

Длительность рабочего дня различается в зависимости от местности, и от времени года (летом рабочий день заканчивается раньше, чем зимой).

Во время Рамадана правительственные учреждения и большинство магазинов закрываются раньше. Тем не менее, многие магазины открыты до позднего вечера. Ожидается, что немусульмане не будут курить, есть или пить в общественных местах. Хотя некоторые рестораны остаются открытыми для иностранцев, Вы можете обнаружить, что большинство ресторанов закрыто в течении дня.

Деловой стиль. Деловой климат

На деловые сделки в ОАЭ влияют климат и религия; они отражают долгую историю купечества. Столетия торговли, обмена и продажи денег сегодня формируют прочный фундамент для международного бизнеса, который ведут потомки старинных купеческих семей.

Здесь существуют 2 вида больших компаний: большие, богатые и влиятельные компании, которые возникли за последние 15 лет с одной стороны, и большие и старые торговые ассоциации, чьи владельцы невероятно гордятся своей очень богатой историей.

Многие правительственные чиновники также управляют бизнесом, равно как и члены королевских семей. Это воспринимается вполне нормально, не так как в Европе или в Северной Америке.

Кроме того, не забывайте о влиянии ислама на все Ваши сделки в ОАЭ. В этой стране темп жизни намного медленнее, чем на Западе, арабам требуется больше времени на ведение бизнеса. Постарайтесь скрыть нетерпение или раздражение, которое Вы можете поначалу испытывать из-за того, как ведется бизнес.

Это было бы расценено, как прямая критика арабской культуры. Скоро Вы научитесь расслабляться и уважать местные обычаи. В этом отношении, как человек, который долгое время прожил в Эмиратах, вы будете иметь преимущество над случайным посетителем-иностранцем.

Честность

В основном, бизнес ведется честным способом. Хотя иногда с проектами могут произойти задержки, мир делового человека в ОАЭ является его поручительством. Отношение многих бизнесменов ОАЭ ко времени становится более трепетным. Они ценят и ожидают скорый ответ на сообщение, переданное любым средством коммуникации, включая факс.

Египет

В целом арабский мир далеко не однороден и существуют значительные различия в стилях делового общения у представителей разных арабских государств. Наиболее типичный арабский стиль ведения переговоров представляют египтяне, поэтому стоит сказать о них особо.

Египтяне крайне чувствительны к вопросам, так или иначе связанным с национальной независимостью, поэтому все, что каким-то образом может рассматриваться как вмешательство в их внутренние дела, будет беспощадно отвергаться. Вместе с тем египтяне, как и арабы вообще, предпочитают «торг» за столом переговоров всем иным формам взаимодействия с деловым партнером.

При первом знакомстве египтянин обязательно выкажет партнеру радушие и любезность. Это не притворство, а дань традиции. Последующая беседа может проходить гораздо менее гладко. Египтяне любят оставлять за собой возможность продолжить контакты, если становится очевидным, что на сей раз, соглашения достичь не удастся. При этом отказ от сделки сопровождается расточением похвал в адрес партнера и отвергнутого предложения.

Саудовская Аравия и страны Залива.

Люди будут рады возможности узнать вас лучше, прежде чем приступать к совместным делам. Поэтому, если вы не знаете человека, стоит несколько раз увидеться с ним, прежде чем действительно говорить с ним о серьезных вопросах. Так происходит не всегда, и иногда ваш коллега может прямо перейти к сути дела, в таком случае вы можете вести себя так, как это принято на Западе.

Достижение действительного конкретного соглашения также может занять некоторое время, хотя слово иншалла – «если будет на то воля Господа» – часто указывает на твердое намерение заключить сделку. Также будьте готовы к многократным изменениям плана и уточнениям деталей проекта. Лучше всего сохранять позицию предельной уступчивости, так как сами арабы работают в этом русле, им нравится сохранять возможность видоизменения схемы проекта, если они располагают временем, чтобы обдумывать это на досуге.

Вс в терпении!

В Аравии терпение – название для игры. Здесь восторгаются свойством характера, называемым сабур, что означает «терпеливость» и в то же время «постоянство перед лицом противоречий». И наоборот: на торопливость и нетерпеливость смотрят сверху вниз. Даже в движениях тела, особенно в официальном окружении, арабы будут уравновешенны и терпеливы.

Помните также, что арабская общественная жизнь всепроникающа, в отличие от западной общественной жизни, и часто может пересекаться с деловыми кругами. Важное деловое соглашение может быть сорвано из-за женитьбы или кончины, казалось бы, по нашим понятиям, дальнего родственника. Точно также неожиданный приезд из-за границы важного гостя или члена правящего семейства может повлечь изменения плана.

Торги за правительственные контракты в Саудовской Аравии и странах Залива могут оказаться длинной и сложной процедурой, с необходимостью заполнять анкеты на английском и арабском, если компании требуется получить местный адрес и должным образом пройти регистрацию в стране. Крупные контракты, например, в оборонном секторе заключаются при межправительственных контактах. Другие контракты лучше всего реализуются посредством совместных предприятий с местными компаниями или деловыми людьми. Подряды обычно выдаются лицам, которые известны членам правящей фамилии, и их компаньонам.

2.4. Тенденции развития арабской деловой культуры. Существуют несколько направлений развития арабской деловой культуры и менеджмента.

Арабский центр развития менеджмента.

28 мая 2008 года в стенах Института состоялось торжественное открытие Арабского центра развития менеджмента. Основополагающим принципом его создания явилось стремление содействовать развитию российско-арабского сотрудничества в рамках бизнесобразования. Поводом же для открытия центра послужил интерес к более глубокому пониманию особенностей культуры, экономики и истории арабского региона, который расположен на территории двух континентов: африканском и евразийском, со стороны представителей российского бизнеса сообщества, студентов, преподавателей МИРБИС, слушателей программ MBA.

Главный принцип, которым руководствовались при создании центра - российский бизнес действует в международной среде, где присутствует не только разнообразная система отношений между субъектами рынка, но и различное влияние культуры, религии на экономические процессы. И естественно, что отсутствие понимания, знаний об иных формах финансово-экономической деятельности негативно может сказываться на деятельности компании, развитии бизнеса. Таким образом, чем больше мы сумеем в своей образовательной деятельности учесть региональные аспекты международного бизнеса, тем более универсальными станут возможности для взаимовыгодного сотрудничества представителей бизнес сообщества.

Основная задача, которую удается решить организаторам курса – это универсальность, в том смысле, что преподавательский состав подобран таким образом, что слушателю удается познакомиться как с академическим взглядом на модель исламского финансирования, так и с практическим. На выходе формируется комплексное, объективное представление о механизмах работы, о современном состоянии индустрии исламских финансов в мире, на примере отдельных регионов, так и о перспективах развития в России. Часть преподавателей нашей учебной программы являются активными членами Российской ассоциации экспертов по исламскому финансированию (РАИЭФ). Так, например, удостоверение о завершении учебного курса «Исламские финансы» дает возможность вступить в Ассоциацию.

Условно программу можно разделить на четыре блока: правовая база исламских финансов, операции исламского финансирования, исламские финансы в различных странах мира, исламские финансы в России, опыт стран СНГ, перспективы развития. Содержательная часть построена таким образом, что движение идет от простого к сложному, и, прошу обратить внимание, что каждый набор слушателей по завершению программы участвует в обсуждении курса, высказывая свои пожелания, все это учитывается для слушателей будущего набора. Еще одной немаловажной особенностью является текущий контроль знаний по пройденному материалу на сайте muslimeco.ru, а также защита итогового проекта перед потенциальными инвесторами, слушателями программы.

Абу-Даби: история возрождения и совершенствования.

История Абу-Даби похожа на сказку: всего за несколько десятилетий полоска земли вдоль океанского побережья Персидского залива, буквально вырванная из лап безжалостной пустыни, превратилась в настоящий рай на земле. Не секрет, что этим уникальным в историческом масштабе прорывом эмират обязан богатейшим запасам нефти, которые составляют почти десятую часть объема мировых углеводородных кладовых. При этом правительство Абу-Даби оказалось гораздо дальновиднее руководства большинства сырьевых держав. В настоящий момент разработан целый комплекс мер, направленных на диверсификацию экономики, одним из ключевых секторов которой официально заявлен туризм. О планах по развитию и продвижению эмирата как ведущего туристического и MICE-направления читателям RATA-news Business Travel рассказал представитель генерального партнера АБТ, руководитель офиса Россия и СНГ Управления по туризму и культуре Абу-Даби Эдуард Григорьев.

«Меня восхищает, что последние, наверное, лет десять руководство эмирата понимает: запасы нефти - это конечный, невозобновляемый ресурс. И активно направляет инвестиции в различные сферы индустрии. В частности, внушительные средства от добычи и переработки нефти идут на туристический сектор. Программа развития отрасли расписана до 2030 года. Думаю, уже в ближайшие 10-15 лет Абу-Даби как туристическое направление будет занимать лидирующие позиции не только на Ближнем Востоке, но и в мире.

Развиваются и наукоемкие отрасли. Здесь одно из самых перспективных направлений – поиск альтернативных источников энергии. Согласитесь, неожиданно, что об этом задумывается страна с огромными запасами нефти! Рядом с Абу-Даби уже построен городок, где все дома и офисы освещаются только за счет энергии солнца. Туда запрещен въезд на бензиновом автомобиле: на КПП все обязаны пересесть на электромобиль. Мне кажется, это прообраз города будущего.

Серьезные инвестиции идут и в сектор недвижимости. Причем жилые комплексы, которые возводятся в столице эмирата, ориентированы не только на местное население, но и на иностранцев.»1

Перспективы развития в торговле.

Одним из реальных направлений совершенствования интеграционных процессов в арабских странах видится создание в 2005 году Большой Арабской Зоны Свободной Торговли на Ближнем Востоке (БАЗСТ). Рассмотрим динамику внешней и межарабской торговли (таблица 1).

Таблица 1. Межарабская торговля (МАТ) /Вся внешняя торговля (ВТ), млн. долл.

Страна

2000

2005

2010

Всего МАТ

Всего ВТ

ВМАТ\ВВТ пропорция

Всего МАТ

Всего ВТ

ВМАТ\ВВТ пропорция

Всего МАТ

Всего ВТ

ВМАТ\ВВТ пропорция

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Иордания

1.056

3.504

30,13%

1.496

5.467

27.37%

1.081

6.496

16,65%

ОАЭ

2.236

33.389

6,7%

3.291

52.389

6,28%

6.682

82.879

8,6%

Бахрейн

2.203

7.547

29,19%

2.169

7.830

27,7%

1.967

10.312

19,08%

Тунис

775

9.684

8%

991

13.676

7,25%

1.151

14.229

8,09%

Таблица 1

Алжир

469

20.689

2,27%

560

21.042

2,66%

553

29.223

1,89%

Саудовская Аравия

5.772

68.498

8,43%

6.473

78.128

8,29%

9.249

109.055

8,48%

Судан

535

1.819

29,41%

537

1.789

30,02%

535

3.359

15,93%

Сирия

937

6.602

14,19%

1.298

8.595

15,10%

1.357

9.072

14,96%

Сомали

111

545

20,37%

185

447

41,38%

146

576

25,39%

Ирак

1.578

16.839

9,37%

714

1.089

65,56%

1.050

16.843

6,23%

Оман

3.581

8.235

43,49%

2.142

10.313

20,77%

3.359

16.694

20,12%

Катар

386

4.988

7,75%

572

5.609

10,19%

1.269

14.779

8,59%

Кувейт

535

12.231

4,37%

1.263

20.616

6,12%

1.440

27.193

5,30%

Ливан

643

2.972

21,62%

733

7.376

9,94%

1.058

6.944

15,24%

Ливия

792

19.541

4,06%

1.135

13.697

8,29%

1.040

16.095

6,46%

Египет

481

11.801

4,07%

924

15.180

6,09%

1.919

18.469

10,39%

Марокко

1.405

12.142

11,57%

1.145

13.245

8,64%

1.008

20.375

4,95%

Мавритания

27

857

3,15%

37

1.214

3,05%

35

1.095

3,22%

Йемен

552

3.946

14%

738

3.521

20,97%

1.045

6.418

16,28%

Итого:

24.073

245.829

9,79%

26.404

281.225

9,39%

34.107

410.106

8,32%

Как видно из таблицы в 2010 году наблюдается заметное снижение отношения объема межарабской торговли к общему объему внешней торговли по сравнению с 1990 и 1995 годами с 9,79% в 2000 году до 9,39% в 2005 году, до 8,32% в 2010 году.

В связи с этим следует поощрять создание и возникновение экономических блоков наподобие Совета сотрудничества стран Персидского залива или Союза Арабского Магреба, которые могли бы стать ядром будущего Арабского Общего рынка.

При создании Большой Арабской Зоны Свободной Торговли упор делается на привлечение иностранного капитала, технологий, модернизацию промышленности, повышение квалификации рабочей силы.

Помимо названных целей создание Большой Арабской Зоны Свободной Торговли можно увязать с тремя основными задачами:

- стимулированием промышленного экспорта и получением на этой основе валютных средств;

- ростом занятости;

- превращением зоны в полигоны по опробованию новых методов хозяйствования, формированием полюса роста национального хозяйства.

Существует расхожее мнение, что страна или страны, не желая полностью открывать свою экономику иностранному капиталу или повсеместно использовать особый инвестиционный климат, использует частичную, локальную открытость в виде специальной зоны.

Межарабская торговля не превышает 8% от объёма торговли арабских стран с другими странами, а арабская доля в мировой торговле составляет всего лишь 2,5%. Нужно добиваться, чтобы объём торговли между арабскими странами достиг хотя бы 50% от всего внешнеторгового оборота, что соответствует реалиям Евросоюза. Объём взаимной торговли между азиатскими странами превышает 30% от всемирного.

РОССИЙСКО-АРАБСКИЙ ДЕЛОВОЙ СОВЕТ

Для развития внешней экономики и ведения деловых переговоров, а также для ведения бизнеса была создана эта организация.

Российско-Арабский Деловой Совет создан в 2003г. по инициативе Торгово-промышленной палаты России и Генерального союза торговых, промышленных и сельскохозяйственных палат арабских стран.

Российско-Арабский Деловой Совет это:

  • 8 лет плодотворной работы, за которые товарооборот между Россией и арабским миром превысил отметку в 10 миллиардов долларов
  • успешный пример взаимодействия российского и арабского бизнеса
  • расширение географии делового партнерства и активные международные связи
  • бизнес-форумы, деловые встречи и «круглые столы» с участием ведущих бизнесменов
  • заключение новых взаимовыгодных контрактов
  • профессиональный подход при обеспечении прямого контакта с арабским бизнесом
  • восемнадцать двусторонних деловых советов, учрежденных в рамках его форумов
  • бренд, широко известный в арабских общественно-политических и деловых кругах.

Российско-Арабский Деловой Совет – это поиск и реализация новых взаимовыгодных проектов. Инфраструктура конгрессно-выставочной деятельности, дающая российскому бизнесу прямой выход на арабских партнеров, создание благоприятного климата для российских компаний в арабской деловой среде и поддержание позитивного имиджа России в арабском мире, - основные задачи, с успехом реализованные Советом за время его работы. Главный международный проект Совета – проведение Арабской выставки в России «Арабия-ЭКСПО» - направлен на создание серьезной площадки для знакомства между российскими и арабскими предпринимателями, обмена мнениями по насущным вопросам современного делового сотрудничества.

РАДС состоит из российской и арабской частей, возглавляемых Сопредседателями.

Российско-Арабский Деловой Совет на постоянной основе проводит совместные заседания поочередно в России и арабских странах для рассмотрения актуальных вопросов развития сотрудничества. Сессии РАДС состоялись в Каире (2004г.), Москве (2004, 2005, 2008, 2010гг.), Бейруте (2005г.), Эр-Рияде (2006г.), Санкт-Петербурге (2006г.), Манаме (2007г.), Касабланке (2011г.). Одиннадцатая Сессия РАДС запланирована на территории Российской Федерации в 2013г., и, согласно утвержденным планам работы РАДС, пройдет вместе с Третьей международной выставкой «Арабия-ЭКСПО» в октябре 2013г. в Санкт-Петербурге, в одном из самых современных выставочных центров северной столицы - «Ленэкспо».

Для компаний, входящих в состав РАДС, установлено два вида членства. Ассоциированные члены Российско-Арабского Делового Совета и Члены Координационного Совета. Согласно Положению о порядке приема и учета членов АНО «РАДС», вопрос о принятии новых членов в состав организации принимается Координационным советом РАДС. Для того, чтобы инициировать процесс рассмотрения заявки, заинтересованная компания или организация направляет на имя Председателя Российско-Арабского Делового Совета письмо за подписью руководителя. В этом письме указываются цели сотрудничества с ближневосточными партнерами, страны, в которых компания заинтересована развивать свою деятельность, и основные направления ее деятельности. В случае принятия положительного решения, в адрес принимаемой компании направляется информационное письмо и финансовые документы на оплату ежегодного членского взноса. После оплаты взноса, компания вносится в официальный список членов Российско-Арабского Делового Совета, размещаемый на веб-сайте РАДС на русском, английском и арабском языках. Оформляется свид етельство установленного образца о вступлении компании в состав членов Совета.

За годы своей работы РАДС помог большинству своих членов найти партнеров в арабском мире, ведь РАДС – это известный бренд на Ближнем Востоке, Северной Африке и в Персидском заливе.

ГЛАВА 3. ВЛИЯНИЕ АРАБСКОЙ ДЕЛОВОЙ КУЛЬТУРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА РОССИИ И ДРУГИХ СТРАН.

В последнее десятилетие отношения между Россией и странами Арабского Востока начали развиваться на новом этапе, т.е. не только на государственном уровне, но и на уровне частных фирм и отдельных лиц. В связи с развитием и укреплением официально-деловых контактов проблема, вынесенная в качестве темы данной диссертации, становится весьма актуальной. Опубликованные на разных языках сборники по деловой корреспонденции затрагивают лишь узкий круг вопросов, в то время как тема бизнес этикета намного шире и глубже. Учитывая тот факт, что партнерами по общению выступают представители арабо-мусульманской культуры, на первый взгляд чуждой и непонятной европейцу, чрезвычайно важными становятся вопросы межкультурной коммуникации.

Несмотря на важность этой проблемы, она недостаточно разработана. В то же время, знание, соблюдение и уважение правил этикета народа, с которым предстоят контакты, значительно упрощает процесс общения в условиях современного мира, который под влиянием глобализационных и интеграционных процессов превратился, по мнению ряда ученых, фактически в «большую деревню». Видимое стирание границ и унификация этикета общения, вызванная повсеместным проникновением западноевропейских и американских ценностей и норм, отнюдь не лишает разные страны и народы их самобытности, а следовательно, и традиций, и даже вызывает усиление внимания к национальным культурам и их защите. Существует немало примеров того, что одного лишь блестящего знания иностранного языка недостаточно для успешного ведения переговоров и повседневного делового общения. Незнание и, вследствие этого, нарушение правил этикета, принятого в данной стране, может привести к срыву переговоров и охлаждению отношений, что не раз наблюдалось в общении между арабами и европейцами. Безусловно, какие-то проступки простительны иностранцу, но для установления атмосферы полного взаимопонимания и доверия необходимо показать, что человек знает и уважает правила этикета.

В контексте теории фирмы в рамках исламской экономики главной целью человека является достижения материальных и духовных благ. Исламский производитель, также как и исламский потребитель, стремиться увеличить блага этого мира таким образом, чтобы приобрести блага вечной жизни. Поэтому их экономическая активность определяется нормами религиозной морали. В основе теории фирмы и производства лежат следующие этические правила:

 - максимизация социальной полезности общечеловеческих интересов («маслаха»);

 - цели производства фирмы и виды деятельности должны соотноситься с шариатом (например, легкая промышленность не должна выпускать вещи, которые не соответствует критерию скромности и сдержанности, с/х - заниматься свиноводством и т.д.);

 - справедливая форма распределения дохода с акцентом на особый налог – «закят» и благотворительность;

 - двойной контроль в управлении: божественный - на основе внутренней веры, внешний - со стороны уполномоченных органов;

 - запрещение нанесение вреда или ущерба другим, минимизация общественных потерь.

 Основные характеристики исламской фирмы:

- фирма в своей деятельности ограничена этическими правилами шариата и ставит своей целью удовлетворение основных потребностей общества за счет минимизации затрат и установления приемлемых цен;

 - фирма получает прибыль в открытой конкурентной борьбе, без использования мошенничества и обмана;

 - фирма рассчитывает работать в условиях, при которых общий доход равен общим издержкам. Однако некоторые экономисты также считают справедливым подход, когда оптимальное производство устанавливается при условии равенства предельных издержек и предельного дохода;

- работодатель может устанавливать более высокую заработную плату по сравнению с уровнем на рынке труда, если считает, что так будет справедливо;

 - фирма несет социальную ответственность;

 - основными принципами бизнеса являются: «мушарака», «мудараба», «бейсалям», «истисна» и другие виды свободные от ограничений «рибы», «гарара», и «мейсира».

- права и обязанности рыночных агентов устанавливаются заранее и фиксируются в договоре.

 Виды партнерства в исламском бизнесе:

 В исламском бизнесе существуют четыре разновидности партнерства:

-  Инан - это сотрудничество и в предпринимательском деле, и в его финансировании, при разделе дохода сообразно участию и в том и другом, а убытков - в зависимости от доли участия в капитале. По форме организации инан - это общество с ограниченной ответственностью. Оно включает в себя лиц, которые вложили в общее дело разный по сумме капитал и несут различную ответственность. Соответственно, различна и получаемая ими прибыль, размер которой заранее оговариваются в договоре. Партнеры не должны превышать заранее оговоренные полномочия, если о таком превышении не была достигнута новая договоренность;

- Муфавада - долгосрочное соглашение между торговыми домами относительно обоюдной коммерции и взаимной торговли, поддержки, а также страхования. Муфавада по форме представляет собой общество с неограниченной ответственностью, предусматривающего страхование предпринимательского риска и оказание посреднических услуг. Члены этого товарищества имеют равные доли в капитале. Согласно договоренности, получаемая в рамках муфавады прибыль делиться поровну между всеми партнерам;

- Вуджух - соглашение о предоставлении кредита. Партнеры получают беспроцентный кредит и осуществляют совместную деятельность. Прибыль заранее оговаривается, а убытки несет каждый участник проекта на сумму используемой доли кредита;

 - Амаль - партнерство, основанное на совместном труде (как физическом так и интелектуальном) участников без привлечения капитала, когда двое или более производителей выбирают какой либо род деятельности и собственными силами осуществляют работу. Амаль исключает объединение денежных средств партнеров, предполагая кооперацию личных усилий; прибыли делятся на основе договоренности о вкладе каждого в общее дело.

В исламском бизнесе существует ряд ограничений. К запрещенным видам деловой активности относятся:

- ростовщичество;

- неопределенные сделки с повышенным риском;

- виды деятельности несовместимые с моралью ислама (игорный бизнес, лотереи, спекуляция ценными бумагами);

- традиционное коммерческое страхование;

- производство и торговля запрещенными товарами;

- установление монополии, а также сговор с целью установления цен на монопольный товар;

- нерациональное использование природных ресурсов или препятствование к их восстановлению.

Исходя из особенностей модели арабской экономики, арабский стиль менеджмента обладает собственной системой ценностей и имеет следующие характеристики:

1) планирование результатов ориентировано не на трудовой процесс, а на индивидуальность работника как личности;

2) мероприятия по активации деятельности работников и менеджеров способствуют возникновению внутренних мотивов, направленных не на достижение поставленных целей коллектива, а на удовлетворение потребности в повышении должности, получении полномочий;

3) необходимость предвидения в процессе работы социальных условностей поведения работников различного пола;

4) использование личных коммуникативных каналов в процессе выработки решения, поиска информации, выдачи плана работы;

5) подбор персонала и менеджеров по признаку принадлежности к одной семье, сообществу (клану);

6) недооценка временного ресурса как наиболее ценного и временных ограничений любых процессов, в том числе и коммуникативных;

7) деятельность менеджеров нижестоящих уровней управления подчинена вышестоящим по уровню менеджерам.

Если говорить о том, что из арабских традиций управления подойдут для российской действительности. Здесь можно подтвердить свои предположения материалами работы С. Шекшни - автора книги «Kak eto skazat’ po russki?[] Современные методы управления персоналом в современной России». Для нашей темы особо значимой представляется вторая глава книги - «Россия: управление людьми и национальная культура». Здесь автор, не претендуя на полноту, останавливается на ключевых особенностях российского национального характера и их влиянии на управленческую организационную практику. Первое же наблюдение автора совпадает с суждениями многих других исследователей: переменчивость, двойственность в поведении является главной чертой русского национального характера. Ещё Бердяев отмечал: «...Противоречивость русской души определялась сложностью русской исторической судьбы, столкновением и противоборством в ней восточного и западного элемента».

Для иллюстрации этой мысли С.Шекшня приводит следующую таблицу.

Таблица 2. Некоторые черты национального российского характера

Вера в чудо

Пессимизм

Недоверие

Доверчивость

Подозрительность

Открытость

Лень

Ударный труд

Агрессивность

Избегание конфликтов

Жестокость

Сентиментальность

Индивидуализм

Альтруизм

Кроме того, многие ученые утверждают, что заимствование чужого опыта управления Россией может принести отрицательный результат. Это объясняется именно тем, что российский менталитет всегда характеризовался наличием полярности, стремлением к гротеску, доведением любой ситуации до крайности, что, на мой взгляд, не сопоставимо с арабскими традициями управления основанными на исламских ценностях.

Таким образом, частично российская модель управления может резонировать со следующими основами арабской модели менеджмента, которые можно использовать в российской практике менеджмента:

- планирование результатов целесообразно ориентировать на индивидуальность работника как личности (то есть в российском менеджменте необходимо активнее задействовать побудительные методы управления – социально-психологические);

- необходимость предвидения в процессе работы социальных условностей поведения работников различного пола (то есть целесообразно в российской модели управления развитие гендерного направления).

Остается добавить, что в России существует проблема нехватки специалистов, обладающих практическими знаниями арабского стиля менеджмента, экономической конъюнктуры арабских стран, расширение представлений о форме, специфике и перспективах ведения бизнеса в странах Ближнего Востока и Северной Африки. В этой связи можно отметить положительное событие, произошедшее в мае 2008 г в Москве - Открытие Арабского центра развития менеджмента. Основными направлениями деятельности Центра намечено объединение усилий предпринимателей и школы бизнеса для освоения новых направлений российско-арабского делового сотрудничества, налаживание связей междунаучными и бизнес структурами, а также решение вышеназванной проблемы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современной России становится все больше и больше иностранных инвесторов. А значит, растет число именно внешнеэкономических и политических связей, союзов. А потому особенно сильно возникает необходимость в знании закономерностей и механизмов ведения деловых переговоров с иностранными специалистами.

Трудности на переговорах зачастую возникают в связи с различиями в ожиданиях, которые нередко обусловлены различиями национальных культур. Знание национальной специфики ведения переговоров поможет избежать ошибок восприятия и произвести более благоприятное впечатление на партнера, установить с ним долгосрочные партнерские отношения.

В своей работе я рассмотрела только один стиль ведения переговоров – арабский. Мы выявили особенности арабской деловой культуры, описали развития арабских стран, а также рассмотрели российско-арабские деловые отношения и рассказали о совместных экономических проектах – Российско-Арабский Деловой Совет.

Хотя и у России с арабскими странами давно уже установлены неплохие связи в сфере туризма, транспортных перевозок и торговли, тем не менее, по-настоящему прочные деловые контакты между бизнесменами наших стран, по существу, до сих пор находятся в зачаточном состоянии. И дело не в том, что те же предприниматели из России не хотят вести дела в заливе, который ежегодно «пухнет» от нефтегазовых доходов в общей сложности на 50–60 миллиардов долларов (и это притом, что население каждой из стран залива, за исключением Саудовской Аравии, составляет меньше миллиона человек). Просто для того, чтобы войти в доверие к местным арабским бизнесменам и предложить им даже очень выгодный во всех отношениях проект, надо запастись просто адским терпением и детально изучить традиции и нравы арабов.

Арабский этикет, стиль ведения переговоров и т.п. я рассмотрела в данной работе, но следует, однако, помнить, что описания национальных переговорных стилей вовсе не означают, что именно так будут вести переговоры представители той или иной стороны. Национальный стиль - это наиболее вероятные особенности ведения переговоров, однако не следует считать их обязательными.

Однако стоит отметить, что в России существует проблема нехватки специалистов, обладающих практическими знаниями арабского стиля менеджмента, экономической конъюнктуры арабских стран, расширение представлений о форме, специфике и перспективах ведения бизнеса в странах Ближнего Востока и Северной Африки. В этой связи можно отметить положительное событие, произошедшее в мае 2008 г в Москве - Открытие Арабского центра развития менеджмента. Основными направлениями деятельности Центра намечено объединение усилий предпринимателей и школы бизнеса для освоения новых направлений российско-арабского делового сотрудничества, налаживание связей междунаучными и бизнес структурами, а также решение вышеназванной проблемы.


Список использованных источников

  1. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
  2. Кочетков В.В. Деловые культуры в международном сотрудничестве. – М.: Социум, 2002.
  3. Международный менеджмент // Под ред.: Пивоварова С. Э. – СПб.: Издательский дом «Питер», 2001
  4. Шекшня С. Kak eto skazat’ po_russki? Современные методы управления персоналом в современной России. М.: Интел-Синтез. 2003.
  5. Журнал "Менеджмент в России и за рубежом". Статья Попова Ж.Г.
  6. Кузин Ф.А. «Культура делового общения», 2000 г.
  7. http://articles.excelion.ru/finance/another/pravila-uspeschnih-heregovorov-s-inostrannimi-biznes-partnerami.html
  8. http://konflikt.ucoz.ru/publ/5-1-0-13
  9. Ислам и западная цивилизация. - http://www.islamcom.ru.
  10. Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура. М.: Логос, 2002.
  11. Социальный профиль российского менеджера: результаты исследования. - М.: Ассоциация менеджеров: Институт социологии РАН, 2004/
  12. В. Биркенбил. Язык интонации, мимики, жестов. http://transformatio.ru/ippn/kinesika.files/k12.htm
  13. Сканави А.: "Арабский этикет. Языковые изыски, которые всегда на пользу". Журнал "Азия и Африка сегодня", № 7 (2004).
  14. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово, 2000.
  15. Прохоров А. П.. Русская модель управления. - М.: Эксмо, 2007.
  16. Мамед-заде П.Н. О перспективах политической модернизации в арабских странах. - http://www.iimes.ru/
  17. Беккин Р. Исламская экономика: право каждого - благо всех. - http://www.islamcom.ru
  18. Васильев С.Л. История Востока (в 2-х т.). - М.: Высшая школа, 2006.
  19. Кочетков В.В. Социология межкультурных различий. – М.: Социум, 2000.


1 Интервью с Эдуардом Григорьевым – руководитель офиса России и СНГ Управления по туризму и культуре.

ОСОБЕННОСТИ АРАБСКОЙ ДЕЛОВОЙ КУЛЬТУРЫ