Специфические особенности и жанровая система фотожурналистики в работах современных фотографов

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского»

Институт филологии

Кафедра журналистики и издательского дела

Специальность 021400 - Журналистика

Курсовая работа

на тему:

Тема????

Выполнила:

Румянцева Анна Александровна

729 группа

Научный руководитель:

профессор, доктор культурологии

Юрьева Татьяна Владимировна

Заключение научного руководителя о допуске к защите:

Оценка публичной защиты работы:

Ярославль

2015 г.
Содержание

[0.1] §1. 1 Термин фотожурналистика

[0.2] §1. 2 Специфические особенности фотожурналистики

[0.3] §1. 3 Классификация жанров фотожурналистики

[0.4] §1. 4 Жанр Фотозаметка

[0.5] §1. 5 Жанр фоторепортаж

[0.6] §1. 6 Жанр фотозарисовка

[0.7] §1. 7 Жанр Фотокорреспонденция

[0.8] §1. 8 Жанр Фотопортрет

[0.9] §1. 9 Жанр Фотосерия

[0.10] §1. 10.Жанр Фотоочерк

[0.11] 2.1 Фотоочерк в снимках Ларри Барроуза.

[0.12] §2.2 Фотосерия в снимках Владимира Вяткина

Приложения

Привести работу в соответствие с предложенным планом, разделы по жанрам оставить в тексте главы без нумерации параграфов


Введение

Фотография в средствах массовой информации -особое средство выражения и повествования. Она имеет свои рамки и свои возможности. Однако с ее развитием, они также подвергаются изменению в своей структуре. В фотожурналистике постепенно развиваются и отделяются новые жанры и их разновидности. Сегодня , подобное обилие жанров, связанных с фотографией приводит к затруднению в определении принадлежности фото к тому или иному виду. Подобная тенденция так же имеет взаимосвязь с развитием технических достижений в фотоиндустрии.

Существуют различные жанровые классификации журналистской фотографии. Одни исследователи включают в них одни жанры, при этом исключая другие, что приводит к некоему замешательству. Исследования и анализы в области фотожурналистики характеризуются большой разнородностью , и база их формируется на различных основаниях и фактах.

Особая актуальность в моей исследовательской работе заключается в формировании и обобщении сведений о жанрах фотожурналистики, а также созданием целостного представления о каждом из них. Подобная систематизация направлена на помощь в определении жаровой принадлежности фото, а также способна указать принципы работы фотографа в том или ином жанре. Полученная информация будет актуальна как и для аудитории-потребителя фотоинформации, так и для фотожурналиста.

Для освещения указанной темы, мною были использованы различные литературные документы. В их числе популярные учебники по фотографии , такие как «Жанры фотожурналистики» под редакцией Ворона В.И.[4], «Техника и технология фотосъемки» под редакций Я.Д. Фельдмана.[16] Информация была получена из научных статей и других источников. Для отбора фотоматериала мною были найдены в сети интернет некоторые лектронные версии выпусков журнала «Live”[25]

Цель данной работы заключается в систематизации популярных знаний и сведений о жанровой классификации фотожурналистики, а также рассмотрение применения этих сведений в практическом аспекте. А что, по-вашему научных работ о жанрах фотожурналистики нет?

Объект исследования – это фотоизображения, представленные в тех или иных жанрах.

Предмет исследования – специфические особенности и жанровая система фотожурналистики в работах современных фотографов.

Поставленная в работе цель потребовала решения таких задач, как:

  • проанализировать информацию, касающуюся знаний о формировании жанров фотожурналистики, а так же выявить некоторые ее особенности
  • Рассмотреть полученные сведения на практических примерах.
  • Выявить особенности каждого из жанров. Проследить применение изученных особенностей на примере фотографий разных авторов.

С помощью эмпирических, теоретических и общелогических методов я попыталась ответить на поставленные выше вопросы и задачи. ???

Научная новизна работы заключается в том, что в работе всесторонне рассматривается каждый из жанров фотожурналистики. Под разносторонним рассмотрением мною понимается наличие информации, мнений и точек зазрения о жанровых особенностях , которые были представлены различными авторами теоритической и научно-популярной литературы. И на основе различных представлений и жанрах выведены их главные черты.

Практическая значимость моей работы состоит в том, что данный информационный материал может быть использован при подготовке к семинарским занятиям по дисциплине «Фотожурналистика», а так же в дополнении к лекциям по той же дисциплине, подготовке докладов и рефератов по данной теме.

Структура работы была определена ее целями и задачами. Она представляет собой две части, одна из которых направлена на теоретическое представление информации, вторая же ее часть носит практический характе. В самом начале присутствует введение в предлагаемый для рассмотрения и изучения материал. Завершает мою курсовую работу заключение, библиографический список, включающий в себя полное собрание литературных и интернет источников, которые были использованы мною вр время написания курсовой работы, а так же приложения, в виде фотоснимков, на основе которых была написана вторая, практическая часть работы.

В заключении, в полном объеме, сделаны выводы по результатам проведенного мною исследования. Определены некоторые из проблем, с которыми я столкнулась во время написания работы, которые в будущем, могут потребовать дальнейших разработок.


ГЛАВА I. Специфические особенности журналистской фотографии и ее жанров

§1. 1 Термин фотожурналистика

Для того чтобы начать разбираться и осваивать жанры журналистской фотографии, мне хотелось, для начала, разобраться, непосредственно, термине «фотожурналистика». Интернет ресурсы и книжный источники информации предлагают достаточно большое и разнообразное количество определений на тему «Что же такое фотожурналистика?».

Так, например, в популярном интернет источнике «Википедия», фотожурналистика рассматривается как особая форма журналистики, использующая фотографию как средство выражения мыслей[28]

на другом сайте, фотожурналистика, это, в первую очередь, функциональное понятие, которое включает в себя разветвленную систему жанров и форм информационно-публицистической деятельности.[9]

А фотограф Владимир Вяткин считает, что Фотожурналистика не просто профессия, это образ жизни, великолепная возможность познания мира и человека, познания себя самого через тех людей, с которыми ты общаешься. [1]

На мой взгляд, квинтэссенция этих различных, но совершенно четко описывающих особенности фотожурналистики высказываний, и способна дать о ней общее представление. Так как, отдельно употребляя эти определения трудно отразить всю многогранность этого направления

Итак, фотожурналистика, по-моему, представлению - это особая форма деятельности журналистики, использующая в качестве средства выражения мысли фотографию, которая в состоянии не только представить информацию о том или ином событии, но и стать средством познания мира, как для фотографа, так и для читателя

«Фотожурналистика» слово, состоящее непосредственно из двух корней, один из которых «фото». Я думаю, это один из камней преткновения, который может смутить, как и начинающего фотожурналиста, так многих простых людей. Невольно задумываешься, что же отличает «фотожурналисику» от обычного «фото»? Главным отличительным признаком отличия являются жанры. Она отличается от родственных жанров фотографии, таких как документальная фотография, уличная фотография и фотография знаменитостей, используя следующие свойства:

  • Время — снимки имеют значение в хронологическом контексте развития событий.
  • Объективность — ситуация предполагает, что фотографии будут честными и будут точно воспроизводить запечатленные события.
  • Повествовательность — снимки в сочетании с другими элементами новостей информируют и дают читателю или зрителю представление о сути событий.[28]

§1. 2 Специфические особенности фотожурналистики

Я уже отметила выше, что вполне ожидаема и оправдана первая ассоциация у людей, при виде слова фотожурналистика, со словом фотография. Это верно, но все-таки здесь имеет место быть и неточность.

Фотография, отчасти, универсальна. Свое место она находит и в научной, бытовой сферах, в искусстве. Но в каждой из этих сфер существуют определенные правила, рамки, которые неизгладимый опечаток накладывают именно на фотографию.[4]

Отсюда можно сделать небольшой вывод о том, что в каждой сфере, фотограф решает различными методами различные задачи.

Так, например , для научной фотографии характерно протокольно-натуралистическое отображение, для художественной – образное, в журналистской фотографии в зависимости от конкретной творческой задачи выразительный диапазон простирается от протокольного до образного отражения действительности.

Я могу отметить, что именно специфика творческой деятельность способна сформировать жанр. Я считаю, что именно в связи с этим, фотожурналистика и художественная фотография имеют различные оттенки. Здесь хочу процитировать В.В.Савчука «фотография привлекает редкой возможностью по-новому выразить себя [13,с.6]

«Фотожурналистика предстает как духовно-практическая деятельность. Цель творчества фоторепортеров – визуальными средствами раскрыть социально-политическое содержание фактов и событий современной общественной жизни. » - пишет Воронов В., в своей книге «Жанры фотожурналистики»[4]-Для создания произведения фотожурналистики также необходимо наличие объекта и субъекта"

Соответственно раз фотожурналистика способна раскрыть социальные факты и не только, которые происходят вокруг нас, то можно предположить что общество и окружающий мир - главные объекты, которые можно и нужно выделить в фотожурналистике.

Камера видит мир таким, каким предстает он перед автором. Это обнаруживается уже на этапе выбора объекта.[4,ст7] Другими словами, изображение действительности на фотоснимке сначала проходит через автора, через палитру его мировоззрения, а только потом проходит через матрицу объектива.

Объект в фотожурналистике всегда конкретен. Свою задачу фотожурналист видит в том, чтобы находить в действительности и запечатлевать конкретные проявления передового опыта, а также конкретные недостатки в различных сферах общественной практики.[4]

Еще одна значительная черта журналистских снимков, которая , на мой взгляд, достойна отдельного обособления- это документальность. Документальность - важнейшая отличительная особенность снимков, предназначенных для средств массовой информации. Документальность представляет собой прямое отражение факта, т.е в таком виде, в котором он существует, его точная временная и пространственная характеристика. «Присутствие на фотоснимках нереального, несуществующего лишает фотографию документальности».[4]. Однако, в настоящее время, в связи с развитием технических гаджетов и программ, таких как фотошоп и освоением фотомонтажа , смею предположить, что документальность в будущем или уже сегодня может не в полной мере реализовываться фотокорреспондентами. Читатели сегодня и так не всегда доверчиво относятся к журналистским материалам (которые чаще всего относятся к «желтой прессе») , публикуемым в газетах, интернете. Подобную точку зрения, относительно роли новых технических средств в фотожурналистике, мне удалось, обнаружит в статье В.А. Голуб “Компьютерные технологии открывают новые горизонты фотографического творчества, позволяя достигать впечатляющих результатов путем коррекции и преобразования изображений».[8, ст1]

«Произведения фотожурналистики можно обозначить понятием притягательность. Фотопубликация на газетной или журнальной странице становится своего рода зрительным центром. Это тот материал, который «прочитывается» всеми».[6, с.6]Подобный вывод вполне имеет место быть, так как изображение носит свой неповторимый и уникальный язык, доступный многим и чаще всего не нуждающийся в переводах. Язык фотографии не менее расположен к образам и метафорам, чем русский, английский и прочие языки. Метафоричность и образность фотографий сближает ее с искусством.

Воронов выделяет еще один важный момент касательно фотографии ,как средства общения- «быстрота восприятия изображения, что в информационном процессе играет важную роль. Быстрота восприятия не только «экономит» время читателя, но и позволяет достичь особого эффекта воздействия на него».[4, с.6]

Считаю , что необходимо упомянуть о тематике журналистских снимков.

Тема- фундамент, на который опирается фотография, ее смысл, будущие объекты. она выражает круг вопросов, которые предстоит раскрыть в публикации.

Тема должна быть актуальной, способной выразить круг вопросов, которые далее будут раскрыты уже непосредственно в самом публикационном материале. Выбор темы, по моему представлению, одна из самых сложных задач для фотографа. Для этого ему необходимо сделать анализ современного общества и обнаружить, какие вещи выдвигаются в данный момент на первый план.

§1. 3 Классификация жанров фотожурналистики

Еще в самом первом абзаце введения, мною было сказано , что структуре фотожурналистики на протяжении всего ее существования проходили деформации и метаморфозы, которые отражались существенным образом на ее видах и жанровых классификациях.

По моему мнению, в фотожурналистике творческий процесс познания действительности проходит в рамках того или иного жанра.

«Жанр – это тип произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания" именно такое определение дает Ворон Н.И [4], намеренно подчеркивая, что содержательную категорию жара.

Несмотря на то, что выбор жанра осуществляет непосредственно фотожурналист, но мы не можем с вами говорить, что этот факт не чисто субъективен. Здесь, прежде всего, нам необходимо учитывать возможности жанра, поскольку каждый из них исключителен и имеет свои неповторимые черты способствующие отображению действительности, руководствоваться определенной целью. Другими словами, средства должны соответствовать решению творческой задачи и достижению намеченных целей.

Во многом очевидно, что в фотожурналистике , за долгое время ее существования ,сформировалась своя, уникальная жанровая система.

На процесс ее становления, несомненно, во многом повлиял технический прогресс, который понес за собой появлении новых форм и требований к печати.

За годы практики, за фотожурналистикой основательно закрепились такие жанры как фотозаметка, фоторепортаж, фотоочерк, фотосерия, фотокорреспонденция.

Внедрился из искусства и фотопортрет.

§1. 4 Жанр Фотозаметка

Итак, первый жанр, о котором пойдет речь в данной работе, называется фотозаметка. Достаточно полное и информативное педставление этого жанра, как и многих других, дает нам книга Ворона.[4]

Однако, для полной систематизации представления об этом жарне , мне пришлось обратиться и к иным литературным источникам.

Под жанром фотозаметка, понимается быстрое, оперативное изображение социальной жизни, которое подразумевает под собой фиксацию как положительных, так и отрицательных моментов. Считается, что этот жанр первым смог отделиться от других жанров.[4]

Фотозаметка, появляясь на страницах печати, никогда не была равнозначна текстовому сообщению, а иначе в ней пропала бы необходимость. Изображение может быть вовлечено в текст лишь на правах визуализированного абзаца. Фотозаметка может быть тогда, когда акцент в текстовом сообщении обращается непосредственно к снимку.

Изучая историю развития фотозаметки , я пришла к выводу, что

Начав свое существование в двадцатые годы, фотозаметка не теряет своей актуальности и сейчас, правда за этот исторический промежуток ей пришлось претерпеть некоторые изменения. Так, изначально снимки выглядели статично, протоколировано, но позже выявились и особые элементы динамичной композиции, в обиход входит ракурс, текстовые средства выразительности.

В современной прессе фотозаметку почти невозможно обвинить в однотипности, различные творческие подходы для изображения реальности выводят ее на новый уровень развития. Но так же, нельзя с абсолютной точностью сказать, что такой подход будет практичным.

Ключевые особенности этого жарна, это новизна и актуальность фотоснимка. Фотозаметка константирует факт. Фотозаметка должна нести достоверную, наглядную информацию. Для реализации правдивой фотографии журналисту необходимо руководствоваться принципами , которые определяют правдивое отображение фактов.

Ориентируясь на вопросы что? где? Когда? Фотозаметка охватывает реальную действительность. Следует заметить, что фотозаметку, которая целенаправленно скрывает недостатки в социальной сфере, зачастую называют фотообвинением.

В отечественной фотожурналистике существуют три вида фотозаметки,это некомментированная, комментированная и развернутая.

Под некомментированной фотозаметкой следует понимать изображение, в котором отсутствует оценка автора, а читатель воспринимает изображение исходя из своего опыта, знаний представлений.

Комментированная фотозаметка представляет собой отношение непосредственно самого автора к фотографии.

Говоря уже о развернутой фотозаметке, которая больше всего ценится в печати, речь заходит о детализированном снимки и контексте(несколько фотографий, поясненных в тексте)

§1. 5 Жанр фоторепортаж

С уверенностью можно отметить тот факт, что в «письменной» журналистике жанр репортажа является одним из самых востребованных и наиболее распространенных. Однако , не только печатной журналистики приглянулся этот жанр. Активно находит он свое применение и в фотожурналисткой практике. Огромное множество фотопубликаций, созданных в репортажном варианте украшают полосы, как и интернет-изданий, так и бумажные масс-медиа. Однако, зачастую, фотографы, особенно на региональном уровне (по моим наблюдениям), не всегда достаточно точно представляют себе то, что являет собой фоторепортаж. Ниже я собрала основные правила создания и признаки фоторепортажа, выделила его ключевые моменты и особенности.

В переводе с французского «репортаж» означает-»сообщать»[19] а Большой энциклопедический словарь определяет жанр репортажа как « жанр журналистики, оперативно сообщающий для печати, радио, телевидения о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент.»[2]

В нашем же варианте, к слову репортаж прибавляется еше один корень -фото, т. е. Выражать свою мысль журналист будет не с помощью ловкого пера , а с помощью фотографии.

Отсюда можно сделать вывод, что главной задачей и отличительной чертой фоторепортажа (основываясь на терминологической трактовке жанра в словаре), является его документальность, т.е. Построение фотоматериала на фактах с реального места события.

Порой, случается так, что в одном снимке фотографу не удается запечатлеть то или иное событие. Здесь приходит на помощь жанр фоторепортаж.

Изучая все особенности и нюансы фоторепортажа, фотографы учились не только по порядку соединять фотоэлементы, но и выражать свое к ним отношение.

Свои первые попытки реализовать себя, репортаж находит на страницах журналов, хотя истоки фоторепортажа берут свое начало в 19 веке.

Решающую роль в становлении фоторепортажа сыграла русско-японская война - такой вывод я встретила в книге К. В. Чибисова «Очерки по истории фотографии»[18,с.93]. Автор говорит о том, что тираж газет во время войны вырос, а на их страницах то и дело появлялось все больше снимков с места сражений.

За годы своего существования фоторепортаж терпит множество изменений своей структуры. Творческая позиция фотожурналистов, стремясь уйти от протокольного представления на снимках событий развивает в себе возможность более творческой и информативной подачи материала. Идет усиление публицистического элемента.

«Не смотря на то, что фоторепортаж относится к системе информационных жанров, не следует понимать, что его сущность заключается лишь в протоколировании действительности. В нем, как и во многих других жанрах заложена возможность авторского самовыражения».[4,с.50]

Сейчас, современный фоторепортаж представляет собой единение пространства и времени на фотоснимке. Увеличение психологической нагрузки на изображениях, стремление изобразить не только действия но и эмоции героев, духовное становление человека уже перешло в тенденцию.

Мы выясняем, что главной отличительной особенностью фоторепортажа является то , что он позволяет дать более полную информацию об объекте съемки. В фоторепортаже, в отличие от фотозаметки мы выделяем не только содержание события, но и его сюжет.

Как было отмечено выше, фоторепортаж относится к группе информативных жанров, следовательно , мы подводим черту под еще одним выводом- он, фоторепортаж, должен нести ответы на вопросы «что ?» ,»где?»,»когда?», именно эти вопросы ставятся в приоритет в информационных жанрах журналистики в любом ее виде) . «Но главный вопрос, на который должен отвечать фоторепортаж -»как?».[4,с.53] Представление фотоснимков с хронологическим порядком становления того или иного события ,позволяет нам, как читателям, проследить всю его историю. Не менее важно присутствие текста под фотографиями. В нашем понимании текст дополняет и осуществляет содержательную нагрузку, создает эффект присутствия автора на месте события.

Хочу отметить, что фоторепортаж подразумевает собой не одно фото, а целый фоторяд. Подобный вывод логичен, т. к. главная цель фоторепортажа - полное информирование потребителя о событии. А выразить всю полноту действия в одном снимке довольно сложно. «Фоторепортаж характеризуется соотношением фабулы и сюжета. Фабула задается реальностью, а вот сюжет выстраивает автор. Соответствие действительному ходу события как бы растворяет его в фабуле. Но поскольку фиксируемый в развитии «кусочек» жизни в публикации этого жанра предстает в той или иной мере как законченное действие (снимая, скажем, спортивный поединок, фотожурналист проследит все его этапы, покажет и его развязку), то фоторепортаж, как правило, имеет и фабульное завершение. .»-так рассуждает Ворон говоря о специфике жанра в плане отражения реальности на снимках.[4,с.52]

Анализируя фотографии этого жанра, можно с уверенностью сказать, что фоторепортаж находит свое применение в различных сферах человеческой деятельности, будь то спорт(Владимир Вяткин «спорт»), социальная тема(Ян Даго «Африканские дети») и многие другие. Иными словами , фоторепортаж в выборе темы неограничен никакими рамками. Именно благодаря этой особенности мы можем говорить о творческом подходе и развитии фотожурналиста.

Если говорить уже о методах съемки фоторепортажа, то, наприме , Я.Д. Фельдман выделяет два типа: это репортажная (фотограф не пытается повлиять на ход происходящих событий, фиксирую подлинное происходящее) и постановочная(заключается в предварительной организации сюжета с целью фотосъемки. Происходит фиксация заранее подготовленного эпизода.[16, с. 178]

Подобный способ съемки позволяет сделать снимки более художественными, что не часто удается, работая с камерой в «полевых» условиях, когда для художественности просто может не хватить времени. Фельдман оправдывает второй способ съемки, говоря, что «Элементы профессиональной организации события, которое снимают, не означают его фальсификации — это только приспособление для съемки и получения наилучших выразительных результатов. Подлинное событие может быть хроникальным или в какой-то мере подготовленным, что, в общем, не нарушит его подлинности.»[16] Ниже мною представлена наиболее полная классификация видов репортажной съемки, выведенная А.И. Лапиным [12,с.169]Итак принято выделять следующие разновидности жанра:

  1. Хроникальный фоторепортаж.(большая детализация действий, более широко представлена картина происходящего)
  2. Интерпретирующий репортаж(последовательное изображение действий, суждение автора составляет существенную часть содержания)

3.Событийный фоторепортаж.

Событийное фото выступает как свидетельство некоего масштабного события. Чистый, художественно не организованный кадр. Ее важность и ценность заключается в том, что она представляет собой ценное документальное доказательство, живое и беспристрастное , правдивое свидетельство. Здесь не требуется авторской оценки. От фотографа требуется лишь умение быстро реагировать на происходящее, умение оценивать нестандартность ситуации.[12]

  1. ситуационная фотография.

Ситуационная фотография отличается от событийной значительным содержанием, при внешней незначительности происходящего. Мы можем предположить, что самым важным в этом виде считается не простая фиксация события в том или ином фрагменте, а его осмысление. Осмысление важная часть аналитической деятельности, из этого следует, что мы можем назвать ситуационную фотографию аналитической.

Такая фотография становится аналитической, иногда даже неся в себе философское, поэтическое осмысление жизни. Проанализировав это заключение, мы понимаем, что снимки обретаю субъективное изображение, т. к. автор не стремится в первоочередном порядке передать происходящее, он ищет скрытый смысл в незначительных деталях, случайных жизненных проявлениях.

  1. Фотография момента

фотограф здесь выступает в роли некоего пророка. Он точно не знает что случится дальше, но он должен предугадать , как сложится его кадр, учитывая стремительное развитие действий на том или ином событии.

  1. фотография детали

В этом случае какая либо деталь, частность становится гораздо важнее и содержательнее по смыслу ,чем главный объект. Однако, следует помнить , что не всякая деталь может «зазвучать» на изображении. Всякое изображение способно иметь в себе нескончаемую массу деталей. В этом случае необходимо найти и подчеркнуть ту, которая могла бы иметь подтекст или смысл.

  1. Изобразительная фотография.

Следующий вид репортажной фотографии - фотография изобразительная. Основное внимание фотограф на таком роде снимках, уделяет непосредственно самой организации изображения. Не важно, что будет на снимке, будь то важная деталь, фрагмент события, выразительный момент, все равно большую значимость несет в себе именно построение изображения. Главное, чем стоит руководствоваться фотографу, это максимальная резкость изображения, точная передача фактур предметов, огромное внимание уделяется печати фотоизображения на бумаге, проработка мельчайших деталей.

§1. 6 Жанр фотозарисовка

Жанр берет свое начало, уходя корнями в прошлое отечественной фотографии, а именно в социальной фотографии.

Ворон рассказывает очень интересный факт, как начинал свое развитие жанр фотозарисовки. Исходя из полученного в полном объеме этого материал, я вкратце расскажу, что послужило толчком для формирования фотозарисовки как жанра. Итак, понятие и жанр свой путь развития начинают, по словам автора, тогда, когда фотографы выходят из павильонов и начинают делать съемку «под жизнь», отображая все ее социальные контрасты и противоречия. Но создание «жизненных» снимков , отображения в них действительности никогда не становилось простым документированием. Оно подразумевало под собой постоянный поиск того, как передать эмоции, настроение через изображение.[4,с. 63]

Бытовал особый способ передачи настроения в снимках. Считалось, что для создания настроения, снимок необходимо лишить предметности. Для этого стали использовать мягко рисующие объективы. Они придавали снимку расплывчатость, создавали некую дымку туманности и недосказанности.

Фотозарисовка -иэто в какой то степени набросок с натуры. Она обозначает тему и, как правило, не обнаруживает публицистического осмысления материала. Публикуя снимки такого жанра на страницах печати, в интернет - ресурсах, автор обращается к душевному миру читателей, такие фотографии отличаются эмоциональностью повествования. Фотография давно прибегает к использованию образного языка, который, как можно утверждать, не обходит стороной и этот жанр

Основываясь на том, что в фотозарисовке локальность объекта и констатация как творческая установка имеют важное место, мы вправе предположить, что этот жанр по своей природе информационный. Появление фотозарисовки на страницах печати не обязательно должно быть обосновано тем или иным событием, но факт оперативности здесь тоже важен.

Ниже представлена классификация разновидностей фотозарисовок разработанная Вороном[4]

  • информативно-познавательная.

На фотоснимках мы можем увидеть, что автор изображает материал чисто в информационном ключе, констатирует реальность.

  • Лирические

на фотографии для зрителя слышен голос автора, его интонация задана снимками. Из этого мы видим, что состояние человека, фоторепортера выходит на первый план, оставляя за собой просто отображение реальности.

Фотозарисовка отличается своей выразительностью и лаконичностью. Она популярна на страницах центральной прессы.

§1. 7 Жанр Фотокорреспонденция

Схожее название жанра мы могли встречать в печатной журналистике, только без добавления такого корня , как «фото» Жанр корреспонденция в печатной журналистике представляет собой « оперативное публицистическое выступление печати, которое анализирует и обобщает конкретные факты или явления действительности, на конкретном материале разрабатывает общественно-значимую тему» (С.Г.Александров).[23] Далее перед нами стоит задача выяснить, что же такое фотокорреспонденция?

Термин этот, по мнению Ворона сравнительно новый в фотожурналистике.[4] Так же, он говорит , что выделение и развитие этого жанра как отдельного , относится к советскому периоду фотожурналистики. Это можно объяснить тем, что новое явление не сразу способно получить соответствующее определение.

Одной из важных задач этого жанра, в принципе я думаю , как и у многих других- это эмоциональное воздействие. Далее начиная погружаться в литературу, где хоть пару фраз посвящено фотокорреспонденции, становиться , на мой взгляд все более заметно сходство с ее литературным родственником. Начинается это сходство с оперативности. Как ни странно, одна из главных черт этого жанра- оперативная доставка фотоматериала. По словам Межельской Е.Л.[14] Эмоциональное воздействие на читателя как раз и достигается благодаря новизне фотоизображения, а не за счет его художественных особенностей.

Из этого, устанавливая одну из главных особенностей представленного жанра, подытожим, что в фотокорреспонденции от автора не требуется какого-то дополнительно погружения в проблему, глубокого анализа ее фактов, а необычный ракурс или точка съемки способны снизить документальные достоинства снимка в глазах читателя.

Назначение фотокорреспонденции- раскрытие и передача накопленного опыта в различных социальных сферах. Свое отображение опыт находит в фактах. Однако следует помнить, что здесь важно не простая констатация, описание фактов, а показ их взаимодействия друг с другом. Факты в фотокорреспонденции, в свою очередь, определяют границы действительности, дают вникнуть в детали темы.

§1. 8 Жанр Фотопортрет

Начиная анализировать жанр «фотопортрет» хочу пару строк уделить термину портрет. Мною была найдена информация о том, что впервые , образцы, похожие собой на портретное изображение, встречаются в культуре Древнего Египта. Это были скульптурные изображения. За долгую свою историю существования, портрет имел как взлеты , так и падения. Но суть его при этом не менялась. Да, появлялись новые технологии, стили подачи, но главное свойство-отображение внешних характеристик, а порой и внутренних, на мой взгляд , осталось прежним.

Фотопортрет-это жанр искусства, такого его вида как художественная фотография. [4].Читая книгу Л.Ф. Волкова, хочется добавить то, что по мнению этого автора фотопортрет в первую очередь объективный документ жизни.[5]

Назначение художественного портрета -это раскрытие человеческого характера, сущности внутреннего мира , его эмоции и душевное состояние, наполняющее душу героя. Создать фотопортрет - означает сознательно и обдуманно изобразить ли личность. Выдвигая на первый план объектива именно человека , фотограф расширяет рамки своего творческого мышления.[4]

У американского фотографа Джо Зелтсмана, я нашла очень много нюансов портретной съемки, где он ,в первую очередь, говорит о комфорте людей которых он снимает, особенно если это касается студийного портрета.

«У фотографируемого во время съемки не должно складываться ощущение того, что он делает что-то не так , и в этом ему должен помочь фотограф, не «мучая» модель , пробуя менять различные положения, а затем снова их меняя.»[10]

Однако, мне хочется отметить один важный момент, он заключается в том, что периодическая печать в первую очередь сфера не художественной коммуникации. Художественный портрет по своей сути более ориентирован на эстетическое представление человека, в печати более важен фат информационный, прагматический.[4]

Так же Воронов выделяет еще одно важное свойство публикации именно портретного изображения на страницах газет журналов, это свойство, как он пишет- «изображение человека в какой либо ситуации, обычно актуальной, имеющей социальную или политическую направленность. [4,с.120]

Выше мною было отмечено , что художественный портрет не является завсегдатаем на страницах прессы, поэтому большинство снимков в печатных СМИ представляют собой лишь внешнее с ним сходство. Они не выполняют основной задачи фотопортрета- они не выражают внутреннего мира героя. Фотоизображение человека в прессе ограничивается лишь односторонним показом, фиксацией в политическом или социальном ракурсе.[4]

Изучая статью С.В. Захарова, мы приходим к выводу о том, что фотопортрет- избыточный элемент в классификации жанров фотожурналистики. Он пишет «мы привыкли, что крупноплановое изображение человека-портрет. Неважно, отображает это фотоизображение всю глубину внутреннего мира портретируемого или выглядит случайным, поверхностным»[11]. Захаров подчеркивает тот факт, что фотопортрет способен растворится в таких фотожурналистских жанрах как фотоинформация, фотоиллюстрация, стать отдельной частью фоторепортажа и фотоочерка.

Я согласна с выводами Захарова, т. к. сейчас фотопортрет сейчас все более уходит в глубины других жанров. Он полностью поглощается ими. Но почему? Возможно главная причина этого следствия есть то, что он в газетных номерах выбит из рамок художественности. Именно она позволяет оформить свои владения портрету. Потеряв художественность на страницах прессы, портрет теряет свое оформление. Исчезает как отдельный жанр. По моему мнению, теория Захарова очень точно отражает реальную сторону фотопртрета сегодня, и многие факты ведут к тому, что фотожурналистика изживет из себя данный жанр.

§1. 9 Жанр Фотосерия

Начиная повествование о таком жанре как фотосерия, хочу заметить, что это сравнительно новый жанр в фотожурналистике. Поэтому она не так популярна на страницах интернет-медиа и печатных СМИ, однако, напрашивается подобное умозаключение, что если существует жанр, значит есть те, кто применяет его на практике, пусть и не в самом широком формате.

Буквально с «порога» в глаза бросается явное сходство фотосерии с фотоочерком, и даже фотоколлажем. Однако это все не так очевидно и просто, как кажется на первый взгляд. Выше мы уже установили, что представляет собой фотоочерк и какими принципами он руководствуется(напомню, что один из них- хронологическая последовательность события), а фотоколлаж представляет собой произвольное соединение не связанных между собой ни тематически, ни в хронологической последовательности снимков.[29]

А что же тогда представляет собой жанр фотосерия? Фотосерия - это соединенные между собой снимки, которые объединены одной темой[4]

«Особенность фотосерии заключается в том, в отличие от репортажных фотографий, что последовательность изображений может не иметь финальной завершенности»[4, с.129] -пишет Ворон В. И. Подобную тенденцию мы сможем увидеть и проанализировать во второй, практической, главе моей курсовой работы, на примере фотосерии Владимира Вяткина, посвященной дирижерам. [20]

Еще один важный момент этого жанра, это то, что каждый снимок имеет самостоятельность, которая проявляется в том, что любое фото, взятое из подборки может существовать отдельно от других, оно по-своему ценно и самодостаточно. Тем не менее фотосерия должна быть содержательна, поэтому нельзя отодвигать этот аспект на последний план. Автор обязан донести до читателя определенный смысл.

Серия может быть открытой (ее можно продолжать неограниченно), и закрытой [12,с.128] Из этих строк, приведенных Лапиным можно понять, что здесь необязательно привязывать снимки к тому ии иному времени. Автор поучает свободу, независимость от временного эквивалента,

Явный признак того, что перед нами фотосерия, это наличие у всего фоторяда единой темы.

Рассматривая фотографии в жанре фотосерии, мною было сделано заключение, что она может состоять абсолютно из разноплановых снимков. Могут преобладать портреты, детали, крупные и общие планы сооружений, ландшафтов и прочего. В добавок к этому, фотосерию на газетной полосе или в ее электронном виде , можно встретить в горизонтальном или вертикальном положении. Здесь автор-фотограф или редакция того или иного издания, свободны в плане выбора организации фотоснимков, тем более, как было отмечено выше, фотографии равнозначны меж собой, а значит, как говорят «от перестановки мест, сумма не меняется», не измениться и сама идея фотосерии.

§1. 10.Жанр Фотоочерк

Фотоочерк является жанром художественно-публицистическим.

Фотоочерк – жанр , отличающийся пристальным вниманием к человеку, «очерчивающий» основные этапы его судьбы, круг встающих перед ним проблем [7]

Отсюда становится более четко очерчиваться объект фотоочерка. В качестве объекта мы видим явления современности, а также человек. Иными словами фотоочерк предстает как форма повествования о судьбе человека. Одной из самых главных характеристик фотоочерка, которую мы можем выделить – это лаконичность иллюстрированного повествования.

Фотоочерк как жанр, который существует не первый день, имеет свою историю развития. Мною было установлено, что появлению фотоочерка на страницах печати , предшествовали фотографии, которые несли в себе не просто фактически достоверную информацию, но еще и стремились вызвать у своих зрителей эмоции, такие как размышление, переживание, радость.

В одной из статей , фотограф Владимир Вяткин в соавторстве с Людмилой Семиной , говорят о существовании фотоочерка во время Второй мировой войны и в послевоенное время , далее привожу цитату из этой статьи «Создание фотоочерка требует более длительного времени, чем произведения любого другого жанра. Поэтому в годы Великой Отечественной войны на первое место в журналистике вновь выходят фоторепортаж и фотоинформация. Однако уже в 1950–1960-х годах фотографы возвращаются к жанру фотоочерка. Человеческое горе и радость недавнего прошлого, восстановление разрушенного хозяйства, достижения науки и культуры вновь оказываются в объективе фотожурналиста. [1]

«Послевоенное развитие жанра фотоочерка тесно связано с деятельностью Агентства печати «Новости» (АПН) - организации, чья работа была ориентирована на зарубежные страны. В статьях и фотопубликациях отечественные журналисты знакомили иностранных читателей и зрителей с жизнью в СССР, с тем, как преодолевались трудности, как добивались успеха выдающиеся личности науки и культуры, простые труженики.»[1]

Начиная с 60-х,проявляется более четко специфика этого жанра. Первое что важно мне отметить, так это то, что простая описательность, которая отличала этот жанр , начинает постепенно преодолеваться[4]

К сегодняшнему времени основные рамки жанра сформировались довольно четко. Мы можем сказать, что во второй половине минувшего века фотоочерк сделал большой шаг в сторону своего развития. Например, можно отметить, что с фотоснимков исчезают стандартные герои та самая описательность отходит на второй план, пропуская на свое место анализ человека и его характера осмысление реалий происходящего[4,ст93]

Сейчас фотоочерк немного переосмыслен и изменен. На мой взгляд, дело здесь может быть связано с отсутствием цензуры в прессе. Из этого мы можем наблюдать такую тенденцию, связанную с фотоочерком, как его больший уклон в сторону политики и жизни элиты нашего времени(популярным артистам и т.д.)

Далее я хочу объединить в одно целое некоторые принципы создания фотоочерка, которые. Итак, фотоочерк, как мы уже заметили, представляет собой не одно фотоизображение , а целый ряд. Однако он не обязательно может быть большим в своем объеме. Так, например, в советское время фотоочерк, состоящий из трех фото имел название «Малая серия», обилие фотографий может заставить зрителя задуматься над тем, в каком жанре выполнены снимки, которые он видит перед собой. Выше мы уже разбирали жанры, в которых возможно наличие ни одного изображении, а нескольких. Это такие жанры как фоторепортаж, фотосерия, упомянут, был фотоколлаж. Однако, если знать такой нюанс фотоочерка как обобщение конкретного факта, то определить его будет совсем не сложно.»При этом, конечно, обобщающее начало в фотоочерке не заглушает индивидуальных черт человека, но раскрывает явление.»[4,ст94]

Таким образом, можно смело судить о том, что зачастую очерк оказывается неким сообщением, повествованием о судьбе человека.

Еще одна особенность, определяющая фотоочерк- последовательность фотографий, это некий фундамент его содержательности.

Снимки или притягиваются друг к другу как магниты, или же, наоборот,

сопротивляются насильственному объединению и не хотят жить вместе. Между ними возникают изобразительные и смысловые связи, которые определяют закономерность такого соединения фотографий и содержание, возникающее в результате этого соединения.

Совсем не обязательно размещать фотографии по ходу реального времени.[12]

Так на одном из кадров возможно изображение места действия, на другом герои съемки, остальные кадры изображают скрытую информацию на главных снимках. Однако, необходимо в фотоочерке наличие завершенности действия. Оно способствует показу того, что герой, ставший неким образом в очерке( наличие образов в фотоочерке только приветствуется фотографами) завершается, находит итог и авторский замысел, однако тема на этом не является исчерпана полностью.

Фотоочерк включает себя три вида. Следующая видовая классификация была взята мною из книги Ворона И.В. «Жанры фотожурналистики»[4]

  • Портретный ( отражает проблему через призму судьбы человека)
  • путевой (воплощает через себя образы края, города)
  • проблемный (фотографии более документальны, отсутствуют образы, авторы сразу переходят к изображению проблемы)

Теперь, поняв и проанализировав перечисленные выше сведения, мы можем сделать вывод о том, что каждый жанр имеет свои определенные особенности, которые способны отделить их от других, схожих с ними видов. Во многих жанрах, авторы использованной для изучения темы литературы, приходят к единым выводам, об основных элементах, составляющих жанры. Однако не все так просто. Мне становиться ясно, что пока мы не можем говорить о том, что подобная систематизация жанровой системы совершенна. В связи с прогрессом в различных сферах жизни человека, особенно в технической и социальной, некоторые жанры, такие как фотопортрет , теряют свою актуальность. Отходя и теряя свою художественность, показ личности и человеческой души, классический фотопортрет растворяется в других жанрах.


ГЛАВА II. Отражение выявленных жанровых особенностей на примерах фоторабот Ларри Барроуза и Владимира Вяткина

В этой главе мною была проведена практическая работа , которая состояла в подробном анализе фотоснимков двух фотомастеров, таких как Владимир Юрьевич Вяткин, российский фотожурналист, и Ларри Барроуз, английский фотограф, прославившийся своими работами , посвященными Вьетнамской Войне.

Приступая к анализу фотографических произведений, мною была выведена и поставлена задача- продемонстрировать некоторые жанры журналисткой фотографии в их практическом применении, используя ,при этом, теоретические знания , которые я приобрела при написании первой части моей курсовой работы.

Работа проходила в два этапа: первый -это непосредственно поиск и отбор фотоматериала, который бы соответствовал требованиям жанра, вторая же часть заключалась же в самом анализе.

Для написания второй части курсовой работы, мной использовались такие методики как анализ фотоснимков,. Вторая методика , которая помогла мне, это описание.

2.1 Фотоочерк в снимках Ларри Барроуза.

Перед тем, как приступить к анализу фотографий , хочу поделиться некоторыми фактами биографии фотографа.

Ларри Барроуз – английский фоторепортер и свое признание в качестве фотографа получил благодаря снимкам, совершенным во время войны во Вьетнаме.

Он родился в Лондоне 29 мая 1926 года. Не сложилось с учебой в средней школе, и будучи еще совсем молодым юношей, в возрасте 16 лет , он поступает на работу в редакцию журнала «Life”

“В 1962 году Берроуз отправляется во Вьетнам фотокорреспондентом журнала LIFE. Во Вьетнаме он снимает на различные темы, здесь и портреты американских военных, их повседневная жизнь, жизнь гражданского населения, жертвы войны” [22. C.?]

Рассматривая его снимки, мы видим довольно необычный ракурс-смекалистый фотограф размещает камеры в различных местах вертолета. С помощь импровизации получает захватывающие дух кадры. Яркий пример будет ниже - это эвакуация раненого пехотинца из джунглей. Глядя на эти снимки, мы можем увидеть боевую работу вертолётчиков с самых неожиданных углов и точек зрения.

Ларрии Барроуз скончался 10 февраля 1971 года. Он разбился на вертолете, на борту которого были еще три фотокорреспондента. Они освещали события в Лаосе.

Джон Сар, начальник бюро жизни Дальнего Востока, часто работал с Лари и сегодня он на связи , говорил теплые слова о фотографе

«Глубина его приверженности и концентрации была ужасающей. Он мог быть хирургом или солдатом или даже кем-нибудь еще, но он выбрал фотографию . Работа была его жизнью, в конечном счете стала смертью, Бароуз, я думаю, не стал бы жаловаться.»

“John Saar, LIFE’s Far East Bureau Chief . . . often worked with Larry, and today he sent this cable:

“The depth of his commitment and concentration was frightening. He could have been a surgeon or soldier or almost anything else, but he chose photography and was so dedicated that he saw the whole world in 35-mm exposures. Work was his life, eventually his death, and Burrows I think wouldn’t have bitched.”[25]

«Один вылет с Yankee Papa 13»[27]

Так называется подборка фотографий, опубликованная в апрельском номере журнала Life , автором которой является фотограф Ларри Барнроуз.

Данную подборку фотографий я выбрала как представителя такого жанра журналистской фотографии как фотоочерк, и в дальнейшем тексте, основываясь на изученном в первой главе материале , я проанализирую фотографии, чтобы рассмотреть как действуют принципы создания фотоочерка на конкретном примере.

Анализ этих фотографий я начну с того что обозначу общее число фото, которые включает в себя данный фотоочерк- их 21. Возможно , это всего лишь совпадение , но главному герою снимков, младшему капралу Джеймсу Фарли, ровно 21 год.

Наличие в материале четкой хроники действий - еще один из важнейших признаков фотоочерка, и с помощью соблюдения этого факта , автор доносит до нас свою мысль, суть которой будет нами постигнута лишь ближе к финалу «Рассказа».

Некий сюжет в фотоочерке, очень важный, на мой взгляд, момент. В этой подборке фотоизображений сюжет определенно есть и мы докажем его существование , на основе выведенной Майклом Фриманом структуры составления фотоочерка, которую сам автор называет «3+1»[17]

В нее входит вводный снимок, основная часть, заключительный снимок. Под прибавленной единицей автор понимает кульминацию повествования.

Первый снимок- вводный, сразу бросается в глаза своей агрессивностью, ужасом. Ларри Бэрроуз не случайно выставляет его на первоочередное место, так как подобное изображение привлекает глаз читателя своим посылом, завлекает его.

Далее следует основная часть материала: на снимках мы видим группу людей, солдат, видим подготовку военных, непосредственно к самим боевым действиям. Автор передает безмятежность ситуации, которая проявляется на их лицах, затем все более и более нагнетает обстановку.

Заключает фотоочерк снимок среднего плана. На нем изображен солдат,

он плачет, скрывая руками лицо, переполненное болью за умерших товарищей.

Этот снимок делает историю завершенной. Нам, как зрителям, не нужны лишние слова, чтобы понять, что все закончилось. Для нас закончилась история, а для участников этих снимков- жизнь.

Кульминацию, в выбранном мною фотоочерке, нельзя определить каким-то одним снимком. Для момента, который становится самым важным и главным, отражает всю суть очерка , подходят последние три фото . На одном из них(третье с конца) герой узнает что потерял своих друзей в битве, а на последующих двух, мы видим отражение его эмоций, чувств.

Важно заметить тот факт, что у всех этих фотоснимков есть один отдельный герой. Да, это тот юноша, который , наполненный энергией и счастьем, веселит юную особу примеркой шляпы в магазинчике. Изображения в хронологическом порядке сменяются одно за другим, создавая перед нашими глазами историю событий одного дня из жизни одного солдата.

Обобщенность проблемы, как мы выяснили ранее, в первой главе моей работы, одно из важных качеств, которыми обладает фотоочерк. Это же качество помогает нам отделить фотоочерк от таких созвучных с ним жанров, как фотозаметка или фоторепортаж, где главным принципов все-таки остается констатация, конкретность какого либо факта.

В фотоочерке Ларри Барроуза мы видим, что выделенная автором проблема подается не прямо, а чуть издалека. Через призму главного героя. Фотожурналист не просто повествует о судьбе паренька, который потерял сослуживцев в сражении. Он говорит гораздо шире. Он выходит за рамки, какой-то конкретно судьбы, личности. Он показывает, что эта проблема, проблема войны, бессмысленных смертей на поле битв, повергает в ужас и страдания каждого. Но , тем не менее, хочу обратить внимание на то, что это некое обобщение, не заглушает, не уничтожает и не скрывает собой ,словно волна, индивидуальных черт и эмоций нашего героя. Герой в нашем понимании, тоже может восприниматься гораздо шире. Разумеется, в своем истинном понимании это отдельный человек, отдельная личность, но в соотношении с обобщенностью проблемы, он приобретает символические качества. Мы видим уже не просто солдата , Джеймса Фарли, младшего капрала по званию, а обширный образ солдата, обычного паренька, на месте которого мог оказаться любой мужчина. Через призму страданий одного героя , мы видим боль и скорбь всех солдат, которые вынуждены терять своих самых близких товарищей. Образность, исходя из материала полученного в книге Воронова «Жанры Фотожурналистики» -один из важных элементов создания фотоочерка, но так же автор отмечает, что «не следует абсолютизировать этот признак, выдвигать в качестве единственного, определяющего специфику жанра.»[4]

Вьетнамская война - это действительность. Действительность 60-х годов, действительность для того времени. Это явление того «современного» мира.

Делая подобный вывод , мы еще раз убеждаемся в том, что перед нами именно очерковый материал, так как соблюдение тенденций действительности, является главным предметом в фотоочерке. Более того, действительность эта воспринимается нами через поступки , отношения и ценности человека.

Если говорить о разновидности анализируемого мною фотоочерка, то перед нами фотоочерк портретный. То есть мы видим проблему, которая раскрывается через воплощенный образ человека на снимках, через его портретную характеристику.

§2.2 Фотосерия в снимках Владимира Вяткина

По традиции, место анализа фоторабот уступает месту о биографии фотожурналиста. Как следует из названия, в этом разделе второй части моей курсовой работы, речь пойдет о российском фотожурналисте Владимире Вяткине.

Владимир Юрьевич Вяткин довольно знаковая, и знаменитая фигура в мире российской фотожурналистики и фотографии в целом.

Он родился в Москве 29 января 1951 года. С юношеских лет проявлять свои творческие наклонности: увлекался музыкой, живописью.

По окончанию школы-интерната , поступил работать в качестве фотолаборанта в Агентство печати «Новости».После, 70-х годах прошел службу в армии.

А вот уже приближаясь к 80-м годам прошлого века, мы можем проследить, как начиналась его карьера в области фотожурналистики. Владимир заканчивает вечернее отделение Факультета журналситики МГУ им. М.В.Ломоносова, становится членом Союза журналистов СССР с 1979 года. Сейчас уже более 30 лет преподает фотожурналистику в МГУ.[6]

За долгие годы своей профессиональной деятельности, фотограф был удостоен множества наград. Список их очень внушительный, но я бы хотела выделить отдельно такие награды как :«Золотой глаз» в категории «Наука и медицина» на «World Press Photo” в 1986 г.)-награду Владимир заслужил за великолепнейший фотоочерк «Добрые руки доктора Немсадзе»[21] же Владимир Вяткин стал лауреатом одной из самых престижных и крупных международных фотоконкурсов The Sony World Photography Awards за 2010 год в номинации «Музыка» в категории «Реклама». Вяткин занял третье место за серию о дирижерах мира,[26]

Последняя награда относится как раз к той фотосерии, анализ которой я представлю ниже.

Анализируя такие материалы как статьи журналов, в которых Владимр Юрьевич Вяткин дает интервью, я прихожу к выводу о том, что добиться такого успеха в своей профессии можно только лишь искренне любя свое дело. Фотограф в каждом интервью о себе никогда не скупиться на пару добрых слов о той сфере деятельности, в которой он трудиться. Вот такие строки можно встретить в журнале “Digital foto” в статье под названием «Одержимый пиктореалист»: «Я снимаю сердцем и душой. Так было всегда и так есть, — утверждает Вяткин. — Если бы я не занимался в детстве музыкой, живописью, графикой, если бы я не любил историю, географию, не любил женщин и детей своих, вряд ли я бы дошел до фотографии. Я отлично понимаю, ради чего я живу.»[15]

Теперь, оставив выше биографические факты, приступлю к самому анализу, в котором мне предстоит рассмотреть принципы создания и их реализацию , в таком жанре фотожурналисткой практики как фотосерия.

Объектом моего анализа стали снимки Владимира Вяткина из серии  "Дирижеры. Властители музыкальных сфер".

Начну свою аналитическую работу с того, что расскажу о том, сколько снимков входит в серию, и немного уделю внимания предыстории возникновения этих снимков.

Итак, фотосерии «Дирижеры.Властители музыкальных сфер» включает в себя 12 крупноплановых портретных снимков. Все они представлены в черно-белой палитре.[20]

На них изображены лица людей, которые до последней капли самого себя погружены в процесс контроля создания музыки. Читая одну из статей, посвященных творчеству выбранного мною фотографа, я наткнулась на материал, который имеет прямое отношение к анализируемой фотосерии. Это было достаточно объемное интервью, где автор рассказывает о том, как появилось название у фотосерии «Как правило, все дирижеры – диктаторы, именно поэтому серия называется "Дирижеры. Властители музыкальных сфер".[3. С.12]

Ведя активный поиск информации о том , как создавались эти снимки, выяснила , что «снимать дирижеров за работой — не менее напряженное и опасное занятие, чем делать фоторепортажи из горячих точек. Чтобы не мешать дирижерам и оркестру, фотографу приходилось камуфлироваться, закрывать камеру антизвуковым мешком, прятаться в ногах у хористов и, главное, чутко следить за музыкой, угадывая приближение очередного «форте» или «пиано».»[24]

Что в целом на теории представляет из себя фотосерия, мы выяснили в прошлой главе. Теперь перед нами другая задача- увидеть ее практическое исполнение.

Перед нами публикация , одно целое произведение , объединенное одной темой. Так же мы видим, что данный изобразительный ряд не представляет собой какой либо истории, где обязательно в конце будет присутствовать снимок, символизирующий ее финал. Отсутствие завершенности в фоторяде - один из важных признаков фотосерии. К тому же, если пропадает важность завершения процесса , отображаемого на снимка, это позволяет автору расширить временные рамки происходящего или наоборот, сузить их. Иными словами, временные границы перед фотографом стираются.

Следует обратить внимание на то, что фотосерия не выделяет какому либо из снимков, входящих в нее важное , главенствующее место. Так происходит и в выбранном мною примере. Каждая фотография по своему равнозначна. Мы рассматриваем снимки и в каждом из них находим свое уникальное содержание, которое представлено здесь через эмоции героев, мимику их лица. Исходя из того, что каждая фотография самостоятельна, а временной момент не важен, мы приходим к выводу о том, что в жанре фотосерия автор более свободен от соблюдения фабулы сюжета. Иными словами, фотограф в праве выстроить снимки в таком порядке, в каком посчитает нужным, и при этом суть подборки не изменится. В данном случае перед нами авторская фотосерия, это означает то, что порядок чередования кадров выстраивал фотограф.

В первой главе, изучая и систематизируя данные о жанре фотосерия, мною, было упомяну то, что нельзя пренебрегать содержательной частью. Форма жанра фотосерии непременно должна что-то выражать, служить отображением и донесением до зрителей авторской мысли. Опираясь на снимки Вяткина, мы можем точно определить авторский замысел- стремление передать вовлеченность мастеров в свое дело, стремление показать истинное лицо истинного вдохновения, изображение квинтэссенции взаимодействия искусства и человека.

Уже ранее я отметила тот факт, что снимки являются по своей сути портретными. На мой взгляд, фотосерия Владимира Вяткина выглядит прекрасным и показательным примером того, что жанр фотопортрет способен существовать не просто отдельно, а становиться частью какого либо жанра.


Заключение

Подводя итоги исследования следует упомянуть, что , как мы уже убедились, фотожурналистика насыщена жанрами, в которых может реализовать себя фотокорреспондент. Литературные источники «любят»говорить о жанрах, давать свои уникальные структуры, делать более глубокий уклон на различные составляющие жанра или просто не соглашаться с введение в классификацию тех или иных жанров. Так, например, в ходе проведения этой работы, мною была выделена проблема включения в структуру жанров фотожурналистики, фотопортрета, как отдельного вида корреспондентской фотографии. Мы выяснили, что так или иначе он активно проявляет себя в различных жанрах журналистсткой фотографии, но в отдельном своем виде не соответствует тем параметрам, которые были выведены для этого жанра.

В качестве практической части выступает анализ фоторабот двух фотографов-журналистов, ярких представителей своего дела из разных континентов - Ларри Барроуза и Владимира Вяткина.

Анализ Эмпирической и общелогической базы исследования показал, что несмотря на то , что жанры журналистской фотографии имеют определенную структуру и свойства, фотографы, тем не менее , успешно реализуют себя даже в таких узких для работы рамках, создавая уникальные фотоснимки , которые не теряют своей актуальности даже проходя через призму времени и становятся отличным источником визуальной информации для зрителя или читателя.


Библиографический список

Литература:

  1. Бакулина, О.А. В мастерской фотожурналиста [Текст] / О.А.Бакулина. – М.: Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2011. – 150 с.
  2. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://slovar.cc/enc/bolshoy/2115114.html, свободный. Проверено 1.05.2015
  3. Бурлина, Ю. Владимир Вяткин [Текст] / Ю. Бурлина // Фотосфера. — 2013. — №13.
  4. Ворон, Н.И. Жанры фотожурналистики [Текст] /Н.И.Ворон. – М.: Факультет журналистики, 2012. – 145 с.
  5. Волков-Ланнит, Л. Ф. Искусство фоторепортера: Изд. 2-е доп., [Текст] /Л.Ф.Волков-Ланнит// М., «Искусство» 1974, 303 с. с ил.
  6. Вяткин, В.Ю. Википедия [Электронный ресурс].Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/, свободный. Проверено 25.05.2015
  7. Виды и жанры фотожурналистики [Электронный ресурс]. Режим: доступа http://fan-5.ru/best/best-199692.php, свободный. Проверено 15.05.2015
  8. Голуб, В.А. Проблемы современной фотожурналистики в контексте прогресса цифровых фотографических технологий [Текст] / В.А.Голуб// Вестник Томского государственного университета. Филология 2012. №1 (17) C.122-128
  9. Журналистика[Электронный ресурс].Режим доступа: http://maadaraan.tk/fotografiya.html,свободный. Проверено 15.05.2015
  10. Зелтсман, Д. Классическое портретное фото. [Текст] /Д.Зелтсман// 2005. — 117 с.: ил.
  11. Захаров, С.В. Фотопортрет как избыточный элемент жанровой классификации фотожурналистики [Текст] /С.В.Захаров// Журналистский ежегодник . – 2013. – №2-2. – С.40-42.
  12. Лапин, А. И.Фотография как: Изд. 2-е, переработанное и дополненное [Текст]/А.И.Лапин// М., 2004. - 324 с. :
  13. Савчук, В.В. Филоофия фотографии [Текст] /В.В.Савчук// Спб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та 2005..— 256 с.
  14. Межельская, Е.Л.Редакторская подготовка фотоизданий. Учебное пособие [Текст] / Е.Л. Межкльская – М.:Аспект Пресс, 2005.—112
  15. Семова, Л. Одержимый пикториалист // Digital Photo. — 2009. — № 75. — С. 024–031
  16. Фельдман, Я.Д., Курский, Л.Д. Техника и технология фотосъемки [Текст] / Учеб.пособие для техникумов /Под ред. Р. Н.Ильина.— М.: Легкая и пищевая промыш-ленность, 1981.— 240 с., ил
  17. Фриман, М. Фотоочерк. Искусство создания ярких визуальных историй. [Электронный ресурс].Режим доступа: http://ru.scribd.com/doc/, свободный. Проверено 21.05.2015
  18. Чибисов, К.В. Очерки по истории фотографии [Текст] / К.В.Чибисов// М.: Искусство, 1987.— 255 с.

Источники

  1. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс].Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/127230/, свободный. Проверено 29.04.2015
  2. Владимир Вяткин. Дирижеры [Электронный ресурс].Режим доступа:http://vk.com/album57929179_98818943, требуется регистрация. Проверено 01.06.2015
  3. Владимирский край [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.vladregion.info/node/1018, свободный. Проверено 15.05.2015
  4. Городская электронная сеть [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://gorod.tomsk.ru/index-1227510554.php, свободный. Проверено 26.05.2015
  5. Единая коллекция ЦОР [Электронный ресурс].Режим доступа:http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/988/60988/30800?p_page=2, свободный. Проверено 05.05.2015
  6. Зайцева, Н. Музыка в действии. Русский репортер. —2010.—№50. — С. 178. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.rusrep.ru/article/2010/12/22/muzyka, свободный. Проверено 15.05.2015
  7. Косгроув, Б. Портрет из ада: Ларри Барроуз '' Протяни руку "1966 / Portrait From Hell: Larry Burrows’ ‘Reaching Out,’ 1966 [Электронный ресурс].Режим доступа:http://time.com/3491033/life-behind-the-picture-larry-burrows-reaching-out-vietnam-1966/, свободный. Проверено 25.05.2015
  8. Маслова, А. Владимир Вяткин. Дирижеры [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://school.maslova.com/vladimir-vyatkin-dirizhjory/, свободный. Проверено 31.05.2015
  9. Территория фотоисторий и фотоэссе [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://foto-essay.livejournal.com/22641.html, свободный. Проверено 01.06.2015
  10. Фотожурналистика. Википедия [Электронный ресурс].Режим доступа:http://ru.wikipedia.org/?oldid=70505473, свободный. Проверено 08.05.2015
  11. Электронный словарь познавательных статей [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ymniki.ru/fotokollazh.html, свободный. Проверено 10.05.2015

Специфические особенности и жанровая система фотожурналистики в работах современных фотографов