Экономико–правовое регулирование рынка труда и занятости населения краснодарского края
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВПО «КубГУ»)
Кафедра прикладной экономики и управления персоналом
ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ В ГАК
Заведующий кафедрой
Доктор экономических наук, профессор
_________________ Г.Г. Вукович
(подпись)
_________________2014 г.
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
БАКАЛАВРА
экономико правовое регулирование рынка труда и занятости населения краснодарского края
Работу выполнила ___________________________________ Д.А. Хилько
(подпись, дата)
Факультет _________Экономический________________________________
Направление _____ Экономика _____________________________________
Научный руководитель
доцент кафедры ПЭ и УП,
канд.экон.наук _________________________________ Е.С. Калинская
(подпись, дата)
Нормоконтролер
доцент кафедры ПЭ и УП,
канд.экон.наук _________________________________ С.А. Борисов
(подпись, дата)
Краснодар 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………....…3
1 Общетеоретическая характеристика рынка труда……………………….....…7
1.1.Структура и сущность рынка труда и занятости населения….......…...7
1.2 . Правовое регулирование рынка труда и занятости населения….….16
1.3 Основные проблемы рынка труда…………………………………...…23
1.3.1 Рост неформальной занятости в России………...………….....23
1.3.2 Проблемы занятости молодежи………………………………..34
2 Анализ динамики изменения показателей рынка труда и занятости населения…………………………………………………………………...……...42
2.1 Методические основы анализа занятости и рынка труда…………..…42
2.2 Исследование динамики численности населения и демографической ситуации в России…………………………………………..………………….....50
2.3 Оценка структуры занятости и безработицы в экономике страны..….59
3 Основные направления совершенствования регулирования рынка труда и занятости населения……………………………………………...……….……….74
3.1 Пути повышения эффективности регулирования занятости населения…………………………………..……………………………...……..…74
3.2 Направления повышения эффективности деятельности государственной службы занятости…………………………………………………………….……80
Заключение……………………………………………………………………........92
Список литературы………………………………………………………………...97
ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………………...100
ВВЕДЕНИЕ
Рыночные трансформации, произошедшие в экономике России в течение последних лет, были связаны со становлением структур рынков труда и капитала, возникновением многоукладной экономики, изменением отраслевой структуры производства. Появление открытых форм безработицы и преобразование трудовых отношений являются их естественным следствием. Если в советский период россияне не знали, что такое безработица и были обязаны трудоустроиться на существующие рабочие места, то в современный период формы и способы трудоустройства, объем спроса на труд и недостаточная профессиональная подготовка работников способствуют возникновению массовой безработицы и периодическому повышению ее уровня. Формирование и совершенствование функционирования рынка труда, достижение максимально полной занятости населения превратились в важную общегосударственную задачу.
Исходя из важности системного характера процессов становления рыночной экономики, занятость населения представляет собой не только важный производственный ресурс общества, эффективное использование которого является необходимым фактором ускорения экономического роста, но и в значительной степени основу для социальной стабильности в обществе и гармоничного общественного развития в целом.
Главное направление государственного регулирования рынка труда в этот период снижение безработицы, оживление экономической базы. Среди первоочередных направлений может быть достаточно активно использован комплекс известных мероприятий, осуществляемых региональными и городскими службами занятости. Вместе с тем, как показывает анализ деятельности этих служб, ряд вопросов нуждается в более активном решении. Это, прежде всего, касается более тесной интеграции в решении вопросов занятости органов городского самоуправления, работодателей, профсоюзов и других общественных организаций. Другой болезненной проблемой является проблема трудоустройства молодежи и других социально незащищенных категорий.
Преодоление спада производства является основным условием для разрешения других кризисных ситуаций: повышения занятости, роста уровня жизни и платежеспособности населения и соответственно увеличения товарооборота и объема услуг, что, в свою очередь, дает дополнительный прирост занятости; снижения дефицитности городского бюджета и соответственно стабилизация оплаты труда бюджетников, обеспечения регулярности поступлений в пенсионный и другие фонды и соответствующее улучшение ситуации с пенсионерами и другими слабо защищенными категориями горожан; поддержка социальной и инженерной инфраструктуры, находящихся на балансе города и т.д.
На федеральном уровне возникшим в сфере занятости населения проблемам уделяется большое внимание: в 2008 году был принят целый ряд «антикризисных» нормативноправовых документов и внесены изменения в существующие, стабилизация ситуации на рынке труда признана одним из приоритетных направлений экономической и социальной политики нашего государства. Связано это еще и с тем, что кризис усугубил уже существующие проблемы, а именно: дефицит трудовых ресурсов, территориальные и структурные диспропорции спроса и предложения на российском рынке труда.
В связи с тем, что в 2007 году были расширены полномочия субъектов Российской Федерации в области занятости населения, именно на них ложится вся тяжесть решения вопросов по оказанию поддержки безработным гражданам, тем, кто сейчас находится под угрозой высвобождения, по реализации региональных программ стабилизации ситуации на рынке труда субъектов Российской Федерации, что актуализирует задачу разработки и реализации региональной политики занятости.
При разработке конкретных инструментов решения вышеуказанных проблем необходимо также учитывать и дифференциацию субъектов Российской Федерации по наличию различных ресурсов: природных, трудовых и др. Соответственно и проблемы, в том числе на рынке труда, стоящие перед региональными властями, различны. Тем не менее, заимствование положительного отечественного и зарубежного опыта реализации политики занятости поможет регионам вернуться к прерванному экономическому росту. Сложность и многоаспектность проблемы государственного регулирования рынка труда в РФ обусловили актуальность темы исследования и его основные направления.
Цель данной работы заключается в развитии теоретических основ и исследовании методов управления современным рынком труда и обоснование направлений совершенствования механизма регулирования занятости населения..
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
изучить теоретикометодические основы категории «рынок труда» и содержание механизма его функционирования;
исследовать специфику функционирования отечественного рынка труда и современные тенденции в его сегментировании и структуре рабочей силы;
рассмотреть организационноэкономические основы системы государственного регулирования занятости населения;
исследовать теоретические аспекты и реальные практические проблемы современной российской безработицы; выполнить анализ основных методических подходов к оценке ее уровня;
обосновать направления совершенствования политики регулирования занятости на региональном уровне.
Объектом исследования является система регулирования занятости и трудоустройства.
Предметом исследования является повышение мер эффективности занятости населения по предупреждению безработицы в Российской Федерации как межведомственная задача в деятельности социальных служб и службы занятости.
Методы: используем методы теоретического уровня (обзор и анализ отечественной и зарубежной литературы) и статистического сравнения (статистика по Российской Федерации и Южному Федеральному округу).
1 Общетеоретическая характеристика рынка труда
1.1 Структура и сущность рынка труда и занятости населения
Как известно, важнейшим условием успешности проведения исследования является однозначность толкования и глубина осознания ведущих понятий. Для более точного понимания содержания рынка труда и занятости необходимо предварительно рассмотреть сущность понятия "труд".
Во первых труд рассматривается как, процесс совершающийся между человеком и природой (ее материалами), представляющий собой сознательную, волевую деятельность, направленную на создание потребительских ценностей1.
Во вторых, труд исследуется как целесообразная деятельность человека, направленная на реализацию своих физических и умственных способностей для получения определенных материальных или духовных благ, именуемых продуктом труда, продуктом производства2. И в третьих, труд понимается как совокупность рабочей силы и вещественных элементов производства3.
В простейшем виде труд можно представить как взаимодействие трех элементов: целесообразную деятельность людей, предметы труда и средства труда.
Каждое из приведенных определений труда позволяет расширить наши представления о нем, назвать его отдельные виды, уточнить содержание. Мы согласны с мнением А.М. Шкуркина который говорит что «труд действительно представляет собой процесс реализации возможностей работодателя и нанятого им работника в пределах и формах, допускаемых законодательством о труде» 4.
Работодатель (собственник, предприниматель), организует предприятие, основываясь на своих экономических (финансовых) возможностях: наличии необходимой для производства товара, выполнения работ, оказания услуг технологии и соответствующего оборудования, материалов, других средств производства. Так же работодатель учитывает предложение на рынке труда необходимой ему рабочей силы, спрос на продукцию, услуги, позволяющее окупить затраты на производство, получить запланированную прибыль. Все это дает работодателю возможность самореализоваться в процессе труда, организатором и руководителем которого он является.
Существует и иное понятие труда как способа достижения физического и морального здоровья. Труд это средство индивидуального преуспевания, источник неограниченного самоудовлетворения и самосовершенствования человека. К. Маркс утверждал, что научное господство человека над природой создаст необходимые условия для развития его способностей в труде, а труд станет потребностью человека.
В науке предпринимались попытки объединить обе трактовки труда как тяжелейшей повинности человека и как источника созидания и развития личности человека, участвующего в процессе производства.
Нам следует, видимо, согласиться с Э. Фроммом, который писал, что, каким бы примитивным и простым ни был способ труда, человек благодаря ему возвысился над царством животных. С совершенствованием процесса труда более совершенным становится его участник, хотя отчуждение работника от средств производства приводит "к затаенной... зачастую и бессознательной враждебности по отношению к труду, а также ко всему и всем, с ним связанным"5.
Следовательно, труд предполагает руководствоваться им как процессом, определяющим субординацию (подчинение), т.е. наличие постоянно возникающих организационных отношений. В рыночной экономике организатором, руководителем процесса труда может выступить собственник, которому принадлежит право собственности на орудия и средства производства, результаты труда, а также на использование (применение) рабочей силы, или его представители.
Существуют и другие точки зрения на труд. Однако, нам трудно согласиться с мнением Николаева В.А. и Шошина М.А., что в труде основной целью является создание потребительских стоимостей6.
Так, проведя сравнительный анализ различных подходов к понятию "труд" и структуре деятельности, Каган М. С. пришел к выводу, что всякий труд обязательно содержит преобразовательный, познавательный, ценностно ориентационный компоненты7.
Обращаясь к проблемам регулирования содействия занятости и трудоустройства в современных условиях, мы все чаще начинаем оперировать таким понятием, как рынок труда, который в самом общем виде представляет собой совокупность общественных отношений, возникающих в сфере реализации спроса и предложения способности человека к труду (рабочей силы). В науке трудового права существуют и иные подходы к определению рынка труда. Так, по мнению С.П. Маврина, «рынок труда в широком понимании это социально экономические отношения, в рамках которых осуществляются взаимосвязи участников рынка под воздействием спроса и предложения на определенный рыночный продукт; при этом в качестве последнего выступает труд как объект взаимоотношений работодателя и работника» 8.
Функционально организационная структура рынка труда включает в себя следующие основные элементы:
1)государственная политика в области занятости и безработицы;
2) фонд поддержки безработных;
3) систему подготовки кадров, найма, контрактную систему;
4)систему переподготовки и переквалификации;
5) развитие центров занятости (биржи труда);
6) правовое регулирование трудовых отношений и занятости населения.
Функционально организационная структура рынка труда включает в себя следующие основные элементы: государственная политика в области занятости и безработицы; фонд поддержки безработных; систему подготовки кадров, найма, контрактную систему; систему переподготовки и переквалификации; развитие центров занятости (биржи труда); правовое регулирование трудовых отношений и занятости населения.
Рынок труда, как правило, характеризуется отсутствием каких либо принудительных методов плановораспорядительного управления и предполагает ограниченное вмешательство со стороны государства. Однако необходимость такого вмешательства в сферу рынка труда в России существует. Это объясняется рядом проблем, среди которых на первом месте проблема занятости.
Занятость это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход9. Согласно ст. 2 Закона РФ от 19.04.1991 N 10321 "О занятости населения в Российской Федерации" занятыми считаются граждане:
работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ;
зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию;
занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
выполняющие работы по договорам гражданскоправового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);
избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовноисполнительной системы;
обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения (далее органы службы занятости);
временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;
являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, членов жилищных, жилищностроительных, дачных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности;
являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства.
Говоря о занятости, следует отдельно выделить ее основные виды рисунок 1. Проблема занятости в условиях рыночной экономики решается на рынках труда регионального и местного уровня, предполагающих определенные отношения между нанимателями (работодателями) и наемными работниками по поводу куплипродажи рабочей силы, а также отношения работодателей друг с другом и работников между собой. Рынок труда обеспечивает под влиянием спроса и предложения отток рабочей силы из одних секторов экономики в другие, сокращение издержек производства и обращения и в конечном счете повышение эффективности экономики и уровня жизни населения.
Спрос на труд на уровне национального или регионального хозяйства выступает как сложившаяся при данных условиях суммарная численность занятых и вакантных рабочих мест. В научных кругах структурные процессы в занятости понимаются по разному10. Одни авторы пишут, что реструктуризации в России не наблюдается. В первую очередь такая позиция характерна для авторов, которые под реструктуризацией понимают внедрение «западных» институтов рынка труда11; другие что импорт институтов не эффективен, а институты рынка труда должны развиваться на основе сложившихся традиций12; третьи что первостепенное внимание обращается на реальные трансформационные процессы, включая сдвиги в отраслевом и профессиональноквалификационном составе занятых13.
Конъюнктура рынка труда понимается как социально экономически обусловленное соотношение спроса, предложения и уровня заработной платы на рынке труда.
Рисунок 1: Основные виды занятости населения
Предложение труда на уровне национального или регионального хозяйства рассматривается как сложившаяся при данных экономических, демографических, социальных условиях общая численность потенциально трудоспособного населения.
Основными факторами, влияющими на предложение труда в стране, являются экономические и демографические. Наибольшее значение имеют экономические факторы, т. к. от них в первую очередь зависит на спрос на рабочую силу. Именно количеством, точнее недостатком, рабочих мест и уровня занятости определяется наличие и величина предложения и безработицы на рынке труда.
В регулировании рынка труда одинаково важно обеспечение занятости каждого потенциально трудоспособного члена общества. Поэтому мы будем исходить из понимания предложения на рынке труда с учетом всего трудоспособного населения и занятых рабочих мест, т.е. экономически активного населения.
«Предложение труда», «предложение рабочей силы» и «трудовой потенциал» близкие по смыслу понятия в условиях рыночной экономики. Основным фактором их формирования с точки зрения количества является демографическая (в том числе миграционная) ситуация. С точки зрения качественного состава на их формирование, наряду с демографическим фактором, влияют развитие системы образования и профессиональной подготовки, система здравоохранения, социальнопсихологические факторы14.
Очевидно, что рынок труда, как правило, характеризуется отсутствием каких либо принудительных методов плановораспорядительного управления и предполагает ограниченное вмешательство со стороны государства. Однако необходимость такого вмешательства в сферу рынка труда в России существует. Это объясняется рядом проблем, среди которых на первом месте проблема занятости (безработица).
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Экономически активное население это совокупность работающих и безработных (или, точнее, активно ищущих работу). Это часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг.
Экономически неактивное население население, которое не входит в состав рабочей силы (экономически активного населения) то есть все те, кто не был занятым или безработным в течение рассматриваемого периода. Говоря о занятости стоит отметить ее виды, рисунок 1.
Рост безработицы в России пришелся на начало 90х гг. XX в. и был обусловлен такими причинами, как приватизация государственных предприятий и, как следствие, массовые увольнения работников; сокращение Вооруженных Сил и численности предприятий военнопромышленного комплекса; отмена системы планового распределения выпускников учебных заведений; усиление процессов миграции, сопровождающееся появлением значительного количества беженцев и вынужденных переселенцев, и рядом других.
Поэтому одной из задач, стоящих перед государством является профилактика растущей безработицы, т.е. содействие занятости населения, в том числе и с помощью трудоустройства. Общественные отношения, возникающие в этой сфере, связаны с реализацией гражданами таких прав, как право на свободное распоряжение своими способностями к труду, выбор рода деятельности и профессии, право на защиту от безработицы и, прежде всего, права на труд, что подчеркивает особую значимость норм трудового права в регулировании данных общественных отношений15.
Известно, что ТК РФ16 к числу принципов правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений относит принцип защиты от безработицы и содействия в трудоустройстве, т.е. занятости населения.
В регулировании рынка труда одинаково важно обеспечение занятости каждого потенциально трудоспособного члена общества. Поэтому мы будем исходить из понимания предложения на рынке труда с учетом всего трудоспособного населения и занятых рабочих мест, т.е. экономически активного населения.
1.2 Правовое регулирование рынка труда и занятости населения
Эффективность функционирования рынка труда в значительной степени зависит от состояния всех его субъектов, в том числе законодательства в области занятости. Однако, чаще всего можно наблюдать формальное соблюдение законов, исследования показывают что большая часть законов в области занятости не соблюдаются совсем или соблюдаются частично.
Однако, если исполнение законов широко варьируется в зависимости от регионов, городов или сегментов фирм, то о нормальном функционировании рынка труда не может быть и речи. Такая ситуация обусловлена рядом причин. Вопервых, Россия, имеет большую неоднородность субъектов федерации (численность, развитость инфраструктуры, климат) и, следовательно, правовое законодательство должно предусматривать эти особенности. Вовторых, в развивающейся (переходной) экономике, институциональный потенциал гораздо слабее, чем в развитой экономике. Слабые институты являются системной особенностью этих экономик.
Часто институциональный потенциала внутри страны зависит от совокупности различных региональных, местных политических или культурных факторов, которые могут превратить страну в институциональном контексте в «лоскутное одеяло». Для нормального функционирования рынка труда помимо изменения законодательства в этой области, так же необходимо улучшить работу исполнительных органов власти. Строгое соблюдение законов приводит к увеличению доли формальной занятости и уменьшению неравенства доходов. Но существует ряд негативных последствий, таких как снижение средней заработной платы, производительность труда и подавляет создание новых рабочих мест. А значит необходимо скоординировать работу на законодательном и исполнительном уровнях, так что бы, эти законы имели свою силу не только на бумаге, но и были хорошо закреплены на практике, при этом не были дорогостоящими при исполнении.
Основы регулирование рынка труда, которые формируют ядро трудового законодательства собраны и зафиксированы в Трудовой кодекс (ТК ) РФ . Нынешний Трудовой кодекс был принят 30 декабря 2001 года, чтобы заменить Кодекс законов по труду который действовал непрерывно с некоторыми поправками еще с советских времен. Несмотря на то, что реформирование трудового законодательства в 2001 году должно было принести больше гибкости в законодательную базу рынка труда и вывести трудовые отношения из темноты, новый ТК в основном унаследовал все основные недостатки, которые существовали в КЗоТ.
Одним из основных недостатков трудового законодательства являются высокие издержки при увольнении работников. В трудовом кодексе предусмотрены компенсации при увольнении величина которых при определенных условиях может достигать 6 среднемесячных заработных плат (в областях крайнего Севера или регионах приравненных к ним).
Так же отличительной чертой компенсационных выплат при увольнении в России является отсутствие связи между размером компенсации и стажем работы. Данная часть закона возлагает на работодателя огромное количество издержек, не давая при этом работникам с наибольшей потребностью в государственной поддержке никаких гарантий.
В таблице 1 «Затраты на увольнение работников в России и зарубежных странах» представлены данные о размерах компенсаций и о сроке предупреждения при увольнении.
Таблица 1: Затраты на увольнение работников в России и зарубежных странах
Страна |
Срок уведомления (месяцев) |
Размер выплат (колво среднемесячных оплат) |
||||
Стаж работы |
||||||
9 месяцев |
4 года |
20 лет |
9 месяцев |
4 года |
20 лет |
|
Россия |
2 |
23(+3 для районов крайнего Севера) |
||||
Швеция |
1 |
3 |
6 |
0 |
0 |
0 |
Финляндия |
1 |
2 |
6 |
0 |
0 |
0 |
Германия |
1 |
1 |
7 |
0 |
0 |
0 |
Франция |
1 |
2 |
2 |
0 |
0,4 |
2,7 |
Италия |
0,3 |
1,1 |
2,2 |
0,7 |
3,5 |
1 |
Великобритания |
0,2 |
0,9 |
2,8 |
0 |
0,5 |
2,4 |
США |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Чехия |
2 |
2,5 |
2,5 |
1 |
1 |
1 |
Венгрия |
1 |
1,2 |
3 |
0 |
1 |
1 |
Польша |
2 |
3 |
3 |
0 |
0 |
0 |
Мы можем подвести итоговую картину российского рынка труда используя различные интегральные индексы, которые позволяют размещение в контексте межстрановых. Независимо от существующих индексов, которые мы выбираем , они подтверждают , что российский рынок труда, является одним из самых строгих в мире . Например, по шкале EPL Россия получает 3,6 баллов против 2,0 в среднем для стран ОЭСР , 2,4 для стран ЕС , а также 2,5 для стран с переходной экономикой (более высокий балл соответствует наиболее строгому законодательству ) . Всемирный банк опубликовал в своем «Ведение бизнеса» опрос по оценкам жесткости законодательства о занятости (жесткость наймов, увольнении, и время работы) отдав России 44 балла против 30,8 для стран ОЭСР. Отклонение от других стран проявляется еще сильнее, если мы говорим о показателях, предложенных Ботерро. В этом случае Россия получает значение 0,83 против значения 0,44.17. Это ставит Россию первым в списке стран с самым жестким трудовым законодательством17.
Неоднородность российской модели рынка труда не позволяет дать ей однозначную нормативную оценку. Проблемам "избыточной" защиты занятости посвящены многие теоретические и эмпирические литературные труды. В общем случае можно с уверенностью сказать, что чем тяжелее бремя "избыточной" защиты занятости, тем ниже становится спрос на рабочую силу, возрастает уровень безработицы, сильнее сегментация рынка, быстрыми темпами растет неформальный сектор и медленными темпами создаются новые рабочие места. Все эти факты, несомненно, имели место быть на российском рынке труда. Однако их значение было гораздо меньше, чем можно было ожидать исходя из объемов тех обязательств, которые российское законодательство возлагало на работодателей. Стандартный анализ исходит из неявного предположения, что, по крайней мере, в формальном секторе система функционирует достаточно эффективно, так что действующие на нем объекты, в общем и целом вынуждены соблюдать установленные "правила игры", какими обременительными они бы не были. Несмотря на это, по отношению к российской переходной экономике эта предпосылка имеет ограниченную применимость. В большинстве случаев российские работодатели (включая само государство) имеют возможность действовать в обход требований закона и условий договоров, не неся при этом значительных издержек. Вследствие неэффективности механизмов законодательства граница между формальным и неформальным секторами размывается. В большинстве случаев действия даже крупных российских компаний на рынке труда почти не отличаются от действий агентов в "теневой" экономике. Слабость государственных механизмов частично нейтрализует жесткость существующего законодательства, смягчая стандартные эффекты, связанные с "избыточной" защитой занятости (хотя и не отказывается от них полностью). Без этой компенсации ситуация на российском рынке труда, могла оказаться гораздо критичнее. Буквальное следование всем установленным законам и нормам могло бы полностью парализовать его работу. Однако подобное институциональное устройство порождало множество иных, не менее серьезных проблем: подрывая уважение к одному из главных институтов, составляющих фундамент современной высокоорганизованной экономики, институту контракта; без надежно защищенных контрактов становиться невозможным планирование экономической деятельности в длительной перспективе. Происходит резкое сужение временного горизонта принимаемых решений, трудовые отношения приобретают преимущественно краткосрочный характер; значительно возросла информационная непрозрачность рынка труда. При найме работник заранее не знает, в какой мере станут соблюдаться условия заключенного с ним трудового договора, будет ли вовремя выплачиваться официальная заработная плата и будет ли он получать что либо неофициально сверх нее. Это усиливает общий уровень неопределенности, повышает издержки поиска и замедляет перераспределение рабочей силы из неэффективных секторов экономики в наиболее эффективные, многократно увеличивая число проб и ошибок; отсутствие действенных санкций, ограничивающих оппортунистическое поведение работодателей, открывает широкое поле для злоупотреблений, перекладывания издержки приспособления на работников и даже прямого обогащения за их счет. Усилия руководителей предприятий направляются на задачи, имеющие мало общего с задачами реструктуризации и повышение эффективности производства; замедляются темпы создания новых рабочих мест, поскольку, действуя в обход формальных "правил игры" (задерживая заработную плату, отправляя работников в административные отпуска без сохранения содержания и т.п.), предприятия получают возможность сохранять старые, неэффективные рабочие места. Нельзя отрицать то, что в период реформ российский рынок труда сыграл роль важного амортизатора, существенно смягчив вероятные негативные последствия, связанные с "избыточной" защитой занятости. Очевидно также, что это стало возможным, прежде всего благодаря господству неформальных правил и норм в сфере трудовых отношений.
К сожалению, хуже всего российская модель рынка труда оказалась приспособлена к тому, чтобы быть стать проводником экономического роста. Облегчая краткосрочную адаптацию, она не создавала достаточных предпосылок для долгосрочного реструктурирования экономии. Эта модель явно не соответствует задачам достижения устойчивого экономического роста и на новом этапе развития во многом теряет смысл и оправдание.
Общий вектор необходимых перемен очевиден это постепенное слияние фактической и нормативной картин функционирования российского рынка труда. Если говорить конкретнее, программа реформ должна сочетать шаги по его регулированию с мерами по усилению механизмов исполнения законов. Как и в других звеньях экономической системы, успеха здесь можно добиться, лишь двигаясь двумя встречными маршрутами повышая "плату" за отклонение от требований законодательства и условий договора, но одновременно с этим делая формальные ограничения более "дешевыми", минимизировав их число и упростив их содержание. Ведь именно непомерное бремя издержек чаще всего порождает стимулы к уводу экономической активности в "тень", к уходу из правового поля.
Оптимальный путь трансформации можно проиллюстрировать с помощью следующей условной таблицы 2 «Простейшая типология рынков труда» (предложена В.Гимпельсоном), на которой представлена простейшая типология рынков труда в зависимости от двух ключевых характеристик. Вопервых, это жесткость законодательного и административного регулирования и, вовторых, это эффективность механизмов контроля за исполнением законов и контрактов. Ближайшим аналогом модели 3 (гибкая система регулирования/эффективный контроль за исполнением законов и контрактов) можно считать рынок труда США, тогда как ближайшим аналогом модели 1 (жесткая система защиты занятости/ эффективный контроль за исполнением законов и контрактов) западноевропейские рынки труда. Российскому рынку труда на этой схеме более всего соответствует ячейка 2 сверхжесткая система нормативного регулирования при крайне неэффективных механизмах исполнения. На наш взгляд, желательная стратегия реформирования должна заключаться в том, чтобы двигаться в направлении модели 3, не жертвуя выработанной способностью к гибкой адаптации, но переводя ее в качественно иное состояние18.
Таблица 2: Простейшая типология рынков труда
Жесткость законодательного и административного регулирования рынка труда |
Эффективность механизмов контроля за исполнением законов и контрактов |
|
высокая |
низкая |
|
сильная |
1 |
2 |
слабая |
3 |
4 |
В какой то мере усилия, предпринимаемые государством в последнее время, соответствуют оптимальной стратегии реформирования рынка труда вопрос открытый. Однако нельзя, не отметить существование реальной опасности, того что реформы трудового законодательства могут пойти по ложному пути расширения и усложнения сети запретов и ограничений, безостановочного наращивания и ужесточения административного контроля.
И в первую очередь это связано с тем, что в поле зрения многих участников законодательного процесса находиться только нормативный портрет российского рынка труда, а не реальный. Как следствие значительная часть требований и предложений, высказываемая представителями левых партий, профсоюзов, да и правительственными экспертами, исходит из наивной установки: главное чтобы все было хорошо на бумаге, а уж действительность как ни будь сама о себе позаботится. Дискуссия фактически ведется в комфортных кабинетах, так что вопрос о возможной реакции участников трудовых отношений на предлагаемые перемены даже не обсуждается, как если бы принятие законодательного акта могло само по себе обеспечить его выполнение (и это притом, что российский рынок труда переполнен примерами прямо противоположного свойства!).
Проблему уклонения от требований закона и условий контрактов нельзя вылечить "сверх зарегулированностью", на самом деле это симптомы одной и той же болезни. Возможность гибкой подстройки должна быть введена в правовое поле, допускаться законом и фиксироваться в трудовых контрактах в явном виде. На смену "гибкости ради выживания" должна прийти "гибкость ради роста".
1.3 Основные проблемы рынка труда
Решение проблемы занятости это одна из главных задач государственной политики. Ведь трудовая деятельность источник заработной платы, которая была и остается для многих основным источником доходов, а увеличение доходов означает увеличение совокупного спроса, что приведет к росту национального дохода.
Для всестороннего понимания проблем занятости мы выявили основные проблемы осложняющие развития рынка труда на сегодняшний день. Проанализировав ключевые методы государственной политики в области занятости и оценив некоторые экономические аспекты развития рынка труда мы остановим свое внимание на проблемах неформальной занятости и проблемах молодежной занятости.
1.3.1 Рост неформальной занятости в России
Неформальную занятость на Российском рынке труда, как достаточно противоречивое социальноэкономическое явление, можно оценивать неоднозначно. С одной стороны, трудовое законодательство не регулирует социальнотрудовые отношения работников, занятых в неформальной сфере экономики. Работники оказываются ущемлёнными в защите своих трудовых и социальных прав. С другой стороны, такая неформальная занятость предпочтительней безработицы, как для общества в целом, так и для самих неформально занятых, она порой является для них вынужденным условием существования в рыночных условиях хозяйствования.
Неформальная занятость должна рассматриваться не только как негативный побочный эффект маргинальной рыночной экономики, но и как паллиативный механизм функционирования малого бизнеса. Современное состояние социально экономических теоретических исследований в сфере занятости, а также правовой регламентации социально трудовых отношений все еще недостаточны для полноценного ответа на вопрос о том, как неформальная занятость влияет на развитие конкурентных отношений спроса и предложения на рынке труда.
Неформальный сектор рынка труда в России, в той или иной форме существовал в различных периодах развития экономических отношений. Однако неформальный сектор рынка труда в современных рыночных условиях абсолютно новое явление для российской экономики. В нынешних экономических условиях характеристика и масштаб нелегальной занятости, ее роль в российской экономике резко изменились. Занятость в неформальном секторе достигла в настоящее время значительных масштабов, и большая часть населения переходит в категорию неформально занятых.
Неформальный сектор рынка труда стал фактически самостоятельным сегментом рынка, оказывающим заметное влияние, как на состояние занятости населения на Российском рынке труда, так и на социально экономическую ситуацию в стране в целом. Формальная и неформальная занятости могут казаться полярными явлениями. На самом деле, формальная занятость юридически оформлена в соответствии с действующим трудовым законодательством, в рамках статьи 57 Трудового кодекса РФ19, а неформальная занятость формируется в отсутствие надлежащего правового регулирования и не в полной мере вписывается в правовые рамки. Отсюда следуют различные правовые последствия для сторон формальной и неформальных форм занятости, различное поведение сторон по соблюдению сторонами действующих норм трудового права, регулярность оплаты труда и т.д. В рамках неформальных форм занятости (устного найма) главным гарантом соблюдения договоренностей считается порядочность работодателя, доверительные отношения с работодателем. Формальный наём, с наличием у работника письменного договора, дает возможность работнику защитить свои трудовые права. Формальная занятость все же является наиболее гарантированной формой трудоустройства и позволяет работнику чувствовать себя защищенным.
Однако рыночные условия выставляют свои требования, в связи, с чем полярность противостояния между этими двумя формами нивелируется. Появляются тенденции разнообразного смешения формального и неформального секторов занятости. Новые формы организации бизнеса позволяют компаниям расширять зону неформального найма с помощью привлечения заемного труда (аутсорсинга, аутстаффинга).
Динамично развивающейся экономике требуется, чтобы вместо устаревших, низкоэффективных рабочих мест появлялись новые высокоэффективные и этот процесс должен идти непрерывно. Затраты на открытие и ведения бизнеса должны быть разумными, ведь именно это одна из ключевых составляющих развития благоприятного инвестиционного климата. Однако если работодатель не сможет быстро и адекватно реагировать на изменения рыночной ситуации, в короткие сроки перестраивать производство и бизнес процессы, а должен будет тратить огромные средства на поддержание малоэффективных рабочих мест, ему будет невыгодно инвестировать в такую экономику. И тогда капитал будет вложен туда, где больше гибкости, больше привлекательности и значительно выше рентабельность, а именно в неформальный сектор. Таким образом, мы видим обратную зависимость между ростом неформального сектора, и инвестиционным климатом страны.
Сектор неформальной трудовой занятости выступает существенным фактором формирования производительных сил на рынке в современных условиях. Отрицать наличие неформальной занятости нецелесообразно, поскольку при этом очень трудно будет, как дать объективную оценку состояния экономики в настоящий момент, так и прогнозировать ее развитие в перспективе.
Неформальная занятость оказывает негативное влияние на социально трудовые отношения, деформирует их в гражданскоправовые, вызывает игнорирование правовых норм сторонами фактического трудового договора, создает ущемление интересов работников в области социальнотрудовой защищенности. Кроме того, ущемляются и интересы государства изза невыполнения сторонами фискальных обязательств.
Однако неформальная занятость способствует увеличению количества реально занятых и тем самым снижению давления на рынок труда. При этом населению предоставляется возможность получения основного или дополнительного заработка, заполняя, в том числе не престижные рабочие места, с использованием гибкого графика рабочего времени.
Сферой неформальной занятости потенциально безработным предоставляется реально ощутимая социальная поддержка в случае, если государство не способно обеспечить эффективную защиту от безработицы.
Предпринимателям неформальная занятость позволяет обойти административные бюрократические барьеры и войти в малый бизнес без затруднений с низкими издержками. Если количество неформально занятых работников резко сократится, может произойти заметный рост безработицы, так как не все из них смогут перейти в формальный сектор. Даже в условиях вторичной занятости у этого контингента населения произойдёт снижение уровня жизни. К тому же, при запрещении неформальной занятости она может криминализироваться.
Исследование неформальной занятости в мире проводится уже около 50 лет. Ранние исследования, рассматривали проблему, как правило, в негативном аспекте. Только, на протяжении последних лет ситуация начала изменяться. На сегодняшний день не всегда можно провести четкие границы между формальным и неформальным секторами занятости населения. Исследователи пришли к выводу, что каждый сектор имеет свои плюсы и минусы20.
Преимущества, которые хорошо видимы в формальной экономике, включают в себя гарантированный уровень оплаты труда, социальные льготы, безопасность, пенсии, кредиты, банковские карты, а «недостатки» включают в себя обязанность платить налоги, бюрократические барьеры.
Из данных, опубликованных Росстатом, видно, что в сентябре 2013 г. экономически активное население России насчитывало 75,8 млн. человек, или около 53% от общей численности населения страны, в их числе 71,8 млн. человек, или 94,7% экономически активного населения были заняты в экономике. Доля занятости в неформальном секторе экономики составляет 25% 30% экономически активного населения согласно оценкам экспертов, около 18 миллионов россиян в 2013 году заняты в неформальном секторе, но их количество постоянно увеличивается21.
Неформальный сектор, является одной из составляющих общего роста занятости в России; без него, рынок труда в стране будет показывать отрицательную динамику. Начиная с 1999 года, за 12 лет благодаря неформальной занятости, общий уровень занятости вырос на 7%, в то время как занятость в неформальном секторе увеличилось в 1,5 раза.
Неформальная занятость в России имеет свои особенности, и это в первую очередь возрастная категория работников: неформальные наемные работники, как правило, находятся в возрасте от 18 29 лет. Министерство экономического развития прогнозирует, что население России уменьшится к 2020 году до 137 млн. человек (143,3 млн. в 2013 г.), возрастной профиль российского рынка труда резко ухудшается: начиная с 2009 года старшая возрастная группа (старше 45 лет) представляет большую часть трудоспособного населения, в то время как доля молодого населения (до 29 лет) с каждым годом уменьшается22. Это означает, что квалифицированным молодым работникам сложно вливаться в трудовую деятельность и им крайне тяжело найти легальную работу при нынешних условиях. В Российской экономике к высоким темпам развития неформальной трудовой занятости, относят такие сектора, как строительство, торговля, сельское хозяйство и транспорт.
Детальный анализ показывает, что работники, занятые в неформальном секторе, получают заработную плату на 12% 20% меньше, чем в официальном секторе; с другой стороны, неформальная занятость приносит работодателям существенную прибыль с рентабельностью до 65% 23.
Неформальность, способствует неравенству в обществе, но такое неравенство уменьшается с течением времени. Нет большой разницы между формальным и неформальным работников с точки зрения заработной платы и удовлетворенности жизнью, тем самым неформальная занятость постепенно завоевывает рынок труда.
Формальная экономика медленно создает новые рабочие места изза общего неблагоприятного инвестиционного климата и недостатков государственного регулирования. Следовательно, подавление неформального сектора не имеет смысла. В первую очередь назревает необходимость изменения трудового законодательства, чтобы сделать его более рациональным, а также повышения эффективности работы государственных институтов.
Политика государства в сфере труда, так же, как социальная политика в целом, должны быть ориентированы не только на защите субъектов рынка, но и на защите рыночной среды с помощью максимального использования рыночных механизмов и мобилизационной инициативы граждан24.
По нашему мнению, особое внимание нужно уделить созданию условий для роста спроса на сырьевые товары. Поскольку спрос на рынке труда зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, при этом занятость будет расти, а безработица будет падать. Так же следует отметить, что без дополнительного бюджетного субсидирования (по отношению к фактическому уровню), которое может принять форму повышения зарплаты работников, невозможно стимулировать рост легальной занятости.
Представляется, что целесообразно, прежде всего усилить те элементы государственного регулирования социально трудовой сферы, которые ориентируют на повышение эффективности и цены труда, ускорение прогрессивных структурных сдвигов в сфере занятости и формирование активного и конкурентоспособного работника. Такие акценты в политике занятости связаны с необходимостью сделать социально трудовую сферу катализатором, а не тормозом экономического роста.
Необходимость перехода на новые высокоэффективные рыночные механизмы регулирования социально трудовых отношений является одной из актуальных причин по реформированию действующего трудового законодательства и, в первую очередь, Трудового кодекса.
Изменения в Трудовом кодексе должны быть направлены на решение задач по модернизации экономики, развитию производства и созданию новых рабочих мест. Необходимо создание таких правовых механизмов, которые эффективно реализовывали бы трудовые права работников без угрозы потери ими работы и заработка. Актуальным является поиск новых правовых решений, которые позволили бы с одной стороны, обеспечить гибкое регулирование рынка труда, а с другой способствовали бы высокоэффективной занятости работников с помощью гибких механизмов их социальной защиты (от безработицы, от потери трудоспособности и др.).
Учитывая, что проблемы и недостатки в правовом регулировании социально трудовых отношений носят системный характер, кажется разумным, что изменения в Трудовом кодексе должны быть основаны на рыночных принципах, оптимальных для экономики нашей страны с учетом интересов всех сторон социально трудовых отношений и интересов государства. Трудовое законодательство должно обеспечивать трудовую мобильность, эффективную занятость, дисциплину труда, развитие новых современных форм занятости (самозанятость, дистанционная занятость и др.), а также дать правовую регламентацию неформальной трудовой занятости.
Принятие изменений в Трудовом кодексе России и приведение в соответствие с ними всех смежных законодательных актов должны способствовать гармонизации законодательства, совершенствованию регулирования сферы неформальных трудовых отношений и соответственно усилению гарантий трудовых прав работников. Возможность трудоустройства работников должна быть расширена за счет введения мер, стимулирующих работодателей к созданию новых рабочих мест (субсидии, налоговые льготы и др.), а также не исключать, а нормативно закрепить неформальный наём.
По нашему мнению, Трудовой кодекс должен регламентировать сферу неформальной занятости наряду со сферой формальных трудовых отношений, при этом не исключается введение новых форм занятости, связанных с развитием инновационной экономики, содействия созданию эффективных рабочих мест с высокой производительностью труда.
Одновременно должны быть разработаны эффективные механизмы адаптации высвобождаемых работников (на условиях государственно частного партнерства) в целях создания возможностей скорейшего занятия этими работниками новых эффективных рабочих мест.
Учитывая, что общая ориентация действующего трудового законодательства на сохранение за работником его рабочего места не соответствует процессам, происходящим на рынке труда, нормы Трудового кодекса должны по другому подойти к вопросам прекращения трудовых договоров с работниками.
Для малого бизнеса как одного из секторов экономики, генерирующего новые рабочие места, должны быть предусмотрены узаконенные варианты использования неформального найма и особенности в регулировании социально трудовых отношений (упрощение увольнения работников по инициативе работодателя при экономических трудностях; сокращение сроков установленных работодателям для предупреждения своих наемных работников о планируемом увольнении или изменении существенных условий их труда; уменьшение размеров выходного пособия; переход от системы аттестации постоянных рабочих мест на безопасность условий труда к декларированию их соответствия требованиям охраны труда, предоставление работодателям прав решать по своему усмотрению вопросы предоставления учащимся работникам учебных и некоторых других дополнительных отпусков и др.).
В связи с этим задача общей части Трудового кодекса должна сводиться к определению основных трудовых прав и определению границ государственного вмешательства в трудоправовую сферу. Функции, которые должно выполнять государство должны ограничиться утверждением минимальных обязательных стандартов, соблюдая которые стороны трудовых и связанных с ними отношений должны вести переговоры, заключать двух и трехсторонние соглашения и коллективные договоры. Кроме того государство должно устанавливать минимальные стандарты, которые определяют «охранительные» нормы, касающиеся социальной защиты условий жизни и трудовой деятельности работников, а также поддержки тех категорий работников, которые имеют ограниченные трудовые возможности.
В процессе глобализации, стратегической целью реформы является создание в России эффективного и цивилизованного рынка труда, при котором работодатель будет обеспечен необходимой высококвалифицированной и эффективной рабочей силой, а работник разумной заработной платой при соответствующих условиях труда.
Действующий Трудовой Кодекс ориентирован в основном на крупные предприятия традиционных отраслей промышленности, он не отвечает современным реалиям и не учитывает активного развития новых разнообразных форм вовлечения граждан в трудовую деятельность. Кодекс строго регламентирует случаи заключения срочных трудовых договоров, снижая тем самым доступность рынка труда для молодежи, инвалидов, матерей с детьми и пенсионеров и др.
Большинство процессов изменения трудового договора, регулируемых в настоящее время Трудовым кодексом, излишне забюрократизированы, требуют дополнительных обоснований, значительного времени и финансовых затрат. Все это существенно осложняет повышение эффективности рынка труда, так как работодатель не может официально использовать неформальную занятость в условиях уже сложившихся трудовых отношений.
В связи с тем, что общая ориентация действующего трудового законодательства на сохранение за работником его рабочего места не соответствует процессам, происходящим на рынке труда, изменения в Трудовом кодексе должны по другому подойти к вопросам прекращения трудовых договоров с работниками. В новом Трудовом кодексе необходимо обеспечить реальные механизмы соблюдения условий, принятых сторонами в трудовых договорах и в коллективных договорах.
Перспектива развития сектора неформальной трудовой занятости в значительной степени будет зависеть от государственной политики в социальной и экономической сферах. Такие ее следствия, как рост уровня безработицы, снижение заработной платы и в целом уровня жизни, уменьшение спроса на рабочую силу на рынке формального сектора, нестабильность этого рынка, могут увеличить неформальную занятость.
И наоборот, высокая стабильность секторов экономики, обеспечивающих формальную занятость, рост заработной платы в организациях бюджетной сферы экономики, профессиональная подготовка с трудоустройством лиц, не владеющих специальностью, особенно рабочей молодежи, повышение уровня социального обеспечения и материальной поддержки малоимущих слоев населения будут сокращать сектор неформальной занятости. Дополнительные меры, направленные на стимулирование малого бизнеса, также могут перевести на легальное положение значительную часть предприятий, все еще предпочитающих неформальные виды найма рабочей силы, повысить их подконтрольность в плане соблюдения социальнотрудовых гарантий.
Однако социально экономическая и политическая ситуация в нашей стране складывается таким образом, что неформальная занятость получает свое дальнейшее распространение и не может быть оставлена государством без внимания, а следовательно требует законодательной регламентация данной проблемы.
Реформа социально трудовых отношений должна способствовать:
стимулированию роста доли легально зарегистрированной занятости;
снижению застойной безработицы;
постепенному сокращению неофициальных трудовых отношений;
высокой гибкости трудовых отношений и их адаптации к изменениям в экономике;
улучшение реальной защиты основных трудовых и социальных прав работника;
укрепление профсоюзного движения;
повышение производительности труда;
общее снижение социальной напряженности и цивилизованное решение трудовых конфликтов, коллективных и индивидуальных трудовых споров .
повышению мобильности рабочей силы и росту ее квалификации;
увеличению легальной («белой») зарплаты;
постепенное выравнивание уровня заработной платы в бюджетном и внебюджетном секторах.
Следует учитывать высоко сегментированное и дифференцированное состояние рынка спроса и предложения труда в современных условиях, существование на нем различных групп рабочих, которые не только имеют квалификацию разного уровня, однако зачастую принадлежат к различным периодам развития технологий. Это не позволяет устанавливать единые условия труда без ущемления прав работающих и сокращения мотивации к экономическому росту и развитию научно технического потенциала.
В настоящее время наиболее приемлемым способом является введение отраслевых законодательных актов по актуальным проблемам регулирования социальнотрудовых отношений с их последующей консолидацией в Трудовой кодекс. Реформа трудового права прежде всего должна стать основой реформ социально трудовых отношений, и неотъемлемой частью экономико социальных преобразований направленных на создание высоко эффективной экономической системы, обеспечивающей не только социальную справедливость, но и устойчивость в рыночных условиях хозяйствования.
1.3.2 Проблемы занятости молодежи
Долгое время проблемам занятости молодежи не уделялось должное внимание и молодые люди, как правило, оказывались в неблагоприятном положении на рынке труда. Молодежи очень сложно получить работу, после завершения учебы, в соответствии с их квалификацией и ожиданиями. Молодые люди одна из групп, наиболее пострадавших от экономического кризиса, что говорит о низкой мобильности и не достаточной защищенности со стороны государства. Таким образом, несмотря на стабилизацию рынка труда в целом, безработица среди молодежи постоянно растет. Поэтому необходимость мер по содействию занятости молодежи весьма актуальна и ее решение прерогатива государства и общества.
Сложившаяся в настоящее время ситуация в сфере занятости молодежи характеризуется, прежде всего, актуальностью становления и развития различных форм межсубъектного сотрудничества, разработкой и успешным внедрением разнообразных моделей, форм, совершенствованием институциональных основ, способствующих повышению эффективности взаимодействия молодежи и работодателей. Вместе с тем на региональном уровне отсутствует системность в достижении целей взаимодействия работников, в частности молодых людей и работодателей, нет достаточно четкой концепции согласования требований рынка профессионального труда и деятельности рынка образовательных услуг: взаимодействие организуется по большей части ситуативно и индивидуально.
Молодежь один из субъектов (факторов, активных деятелей) процессов формирования и функционирования рынка труда, привносящий в эти процессы много особенностей, в том числе и социальнопсихологического характера. Служба занятости как структура, определенная на государственном уровне для взаимодействия с молодежью как субъектом рынка труда, должна учитывать эту специфику. Это необходимо для успешного регулирования рынка труда, своевременного охвата регулированием прогнозируемой и потенциальной рабочей силы, в том числе учащейся молодежи25.
Однако очевидно, что рынок труда в России все еще слабо воздействует как регулятор развития на сферу образования, и это порождает много проблем, затрудняя вступление молодежи в трудовую жизнь и оптимизацию баланса трудовых ресурсов. В этой связи можно сделать вывод, что функционирование службы занятости оказывается важнее и по значимости, и по объему задач именно на молодежном рынке труда. Исходя из данных Росстата, уровень занятости населения в целом по России в феврале 2012 г. составил 60,4%. В том числе молодежи в возрасте до 25 лет среди безработных насчитывается 24,7%, (в возрасте 1619 лет 3,1%, 2024 года 21,6%). Высокий уровень безработицы в этих возрастных группах связан с отсутствием опыта трудовой деятельности. В феврале 2012 г. их численность составила 1,3 млн. чел. Исходя из этих данных, можно с уверенностью сказать, что проблема безработицы среди молодежи актуальна на сегодняшний день, и первостепенной задачей государства должно быть ее регулирование26.
Управленческое воздействие механизмов регулирования молодежного рынка труда предполагает, прежде всего, содействие в трудоустройстве путем создания дополнительных рабочих мест, обеспечения информацией, переобучения и переподготовки рабочей силы. В таком случае деятельность службы занятости направлена на уменьшение риска попадания молодежи в категорию безработных, а формы и методы деятельности службы связаны с характеристиками рабочей силы (профессия, навыки, квалификационный уровень) и со спецификой местного рынка труда (вакансии, отраслевая структура), предопределяющей саму возможность для молодых людей "вписаться" в рыночную экономику. Но служба занятости не может в полной мере выполнять свою функцию рыночного регулирования без учета воздействия на внутренние регуляторы адаптации молодежи к рынку труда, а именно социально психологические факторы: мотивации, социальнопрофессиональные приоритеты, ценностноориентационные установки, предопределяющие желание молодежи включиться в рыночную экономику
При этом, как отмечалось выше, для формирования эффективного социального механизма регулирования молодежного рынка труда требуется способность службы занятости своей деятельностью содействовать адаптации молодежи к социальной и профессиональной структуре, складывающейся в рамках специфики местного социально экономического пространства, в т. ч. в психологическом отношении. Одним из основных направлений деятельности государственного бюджетного учреждения Краснодарского края «Молодежный кадровый центр» и специалистов по трудоустройству органов по делам молодежи муниципальных образований края являются организация занятости молодежи индивидуально, в составе подростковых трудовых бригад и студенческих трудовых отрядов. «Молодежный кадровый центр» предоставляет уникальную возможность всем студентам Кубани найти подходящую работу. В банк данных поступают сведения в среднем о двухстах актуальных вакансиях на краснодарских предприятиях. Эксперты этой службы занятости проводят собеседование с обратившимися, психологическое и профориентационное тестирование в специальных кабинетах профориентации и профконсультации, выдают рекомендации по выработке стратегии и путей поиска работы, подбирают варианты постоянного или временного трудоустройства ищущим работу27. По двум другим программам "Создание подростковых производств" и "Поддержка молодежного предпринимательства", рассчитанным на старшеклассников профтехучилищ, а также учащихся средних специальных и высших учебных заведений, с учетом возрастной специфики и социальнопсихологических особенностей молодых людей, намечается проект создания благоприятных условий развития молодежного рынка труда с целью самоопределения и самореализации в системе краснодарского социума. Важный момент этих программ финансовое обеспечение на основе самоокупаемости через механизм инвестируемых бизнеспроектов с организационным участием департаментом молодежной политики Краснодарского края. В связи с этим,3 сентября 2012 года Министерство экономического развития России и департамент молодежной политики Краснодарского края подписали соглашение № 056МБ12 «О предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства». Размер субсидии составил 16 000 000 рублей.
Благодаря этому соглашению в 2012 году был проведен ряд мероприятий в рамках проекта «Ты предприниматель» средства, на которые были выделены как из федерального, так и из регионального бюджетов. Этот проект включал комплекс различных мероприятий, по созданию наиболее благоприятных условий для привлечения, отбора, обучения молодежи основам предпринимательской деятельности и бизнеса, в результате разработанные ими идеи смогли бы иметь возможность на получение государственной поддержки в виде различных грантов, субсидий. Также проводились различные мероприятия, связанные с обучением молодых людей, у которых есть желание открыть собственное дело, все это направленно на всестороннее развитие молодежного предпринимательства, расширение сотрудничества между регионами, и дало начало развитию международных и внешнеэкономических связей. В рамках данного проекта 10 088 молодых людей смогли принять непосредственное участие в мероприятиях, направленных на привлечение молодежи к предпринимательской деятельности из них 53 человека получили гранты на открытие собственного бизнеса.
Так же благодаря всесторонней деятельности краевого департамента молодежной политики, за последние годы существенно возросла (более чем в 20 раз) численность участников студенческих трудовых отрядов Краснодарского края. Если в 2002 году в составе студенческих трудовых отрядов было около 1 500 человек, то в 2013 году на Кубани в составе 640 разнопрофильных трудовых отрядов числилось уже 34500человек. Это существенно превышает базовый показатель ( на 43 отряда и 4500 человек ). С каждым годом растет число молодых людей, обратившихся за помощью в поиске работы к специалистам, в 2013году помощь была оказана29590 молодым людям, из общего числа обратившихся. За 2013 год было заключено 907 договоров по найму персонала из числа молодежи. По итогам данной работы базовый показатель был увеличен на 12,4 тыс. человек28.
Есть основание утверждать, что в целом функционирование Краснодарских структур по управлению занятостью различных категорий населения города, в частности, по регулированию молодежного рынка труда, представляется достаточно результативным. И дальнейшее развитие Департамента молодежной политики края и молодежного кадрового центра позволит значительно улучшить молодежную занятость.
В целом проблемы молодежной занятости могут быть решены благодаря разнообразию государственной политики. Так обстоит дело в ряде зарубежных стран, например, в Ирландии, существует специальный фонд социальной поддержки молодежи (PRSI). В этой стране вопросы касающиеся занятости молодежи, как правило, рассматривать в контексте политики на рынке труда в целом. Благодаря здравому подходу к проблеме молодежной занятости в 2010 году была создана Европейская комиссия по делам молодежи, основной функцией которой является не только анализ, но и своевременное регулирование молодежной политики в странах участницах, которых на сегодняшний день насчитывается 33 (Испания, Латвия, Германия, Франция, Швеция, Хорватия, Турция, Норвегия и др.), к сожалению России, среди этих стран нет.
Проблема молодежной занятости не достаточно широко проработана в нашей стране и ее регулирование не является приоритетным. Однако существует ряд мер для поддержки занятости молодых людей, которые наиболее эффективно помогут в решении этой проблемы. А именно введение специальных пособий для молодых людей, не имеющих опыта работы либо по каким, либо причинам оставивших обучение. Также стоит отметить, что существенно улучшить ситуацию помогло бы введение налоговых льгот для работодателей, принявших на работу специалистов без опыта работы в возрасте до 30 лет, такая практика существует в ряде стран. В Эстонии например работодатели могут подать заявку на субсидирование заработной платы в размере 50% платы работника, но не более минимального размера оплаты труда (в 2013 году около 278 евро ). В Финляндии существует специальная карта на субсидирование работ, Sanssi kortti ( Шанс карта ), доступная для молодых соискателей, которые недавно получили образование, работодатели молодых люди с картой имеют право получить субсидии на заработную плату до 550 евро в месяц в течение не более 10 месяцев. Стоит отметить, необходимо осуществление мер не только по стимулированию работодателей для приема на работу молодежи, но и самих молодых людей. Для этого целесообразно введение финансовой поддержки в сфере предпринимательства, которая будет направлена на организацию предприятий, создаваемых лицами в возрасте до 35 и будет предоставлять некоторую свободу от налогообложения на несколько лет после создания предприятия, а также выделение субсидий для найма сотрудников без опыта работы, в виде освобождения от обязательных взносов на социальное обеспечение. Так же эта программа может включать в себя ряд других преимуществ, таких как поддерживаемые государством кредитные гарантии на определенном уровне, которые позволят молодому предпринимателю проще и выгоднее получить необходимое финансирование.
В целом, государственные органы власти общероссийского и регионального уровня, должно принимать активное участие в решении проблем занятости молодежи. В этом направлении необходимо предпринять меры по улучшению координации между образовательной системой, молодыми работниками, работодателями и соответствующими органами властных структур, для расширения сотрудничества и взаимодействия в программных документах, соглашениях и механизме их реализации29.
Необходимо отметить, что введение регулярных оценок эффективности программ и повышение гибкости распределения ресурсов в рамках государственной службы занятости должно привести к значительным улучшениям. Стратегия инвестирования занятости молодежи, по нашему мнению, должна отталкиваться от результатов оценки служб занятости. Кроме того, важно иметь в виду, что реализация мероприятий по решению проблем молодежной занятости во многом зависит от состояния экономики в целом, и от способности рынка труда создавать новые рабочие места, в частности. Вышеприведенные аналитические выкладки, позволяют предположить, что проблемы молодежи на федеральном и региональном рынках труда носят системный характер и для их решения необходим консолидированный подход всех заинтересованных лиц, с применением современного зарубежного и отечественного инструментария для активного регулирования рынка труда.
Таким образом, рынок труда в широком понимании это социальноэкономические отношения, в рамках которых осуществляются взаимосвязи участников рынка под воздействием спроса и предложения на определенный рыночный продукт; при этом в качестве последнего выступает труд как объект взаимоотношений. На сегодняшний день рынок труда в России имеет множество проблем, с которыми в рамках нынешнего законодательства и сложившейся экономической ситуации бороться весьма сложно. При довольно низком показателе безработицы (5,4% во 2 квартале 2013 года) хотя он и постоянно повышается, оценивать реальные ее масштабы довольно трудно. Наряду с зарегистрированной велика скрытая, официально не фиксируемая "теневая" занятость по найму и индивидуальная трудовая деятельность. Невозможность ее учета создает искаженное представление об уменьшении занятости создавая тем самым неблагоприятные условия для развития экономики. Так же перед государством стоит другая не менее важная задача, это решение проблем молодежной занятости, ведь согласно Росстату средний возраст безработных в 2013 году составляет 36,2 года, это говорит о том, что доля безработных среди молодежи намного выше.
2 Анализ динамики изменения показателей рынка труда и занятости населения
2.1 Методические основы анализа занятости и рынка труда
Эффективность управления занятостью населения в значительной степени зависит от имеющейся социальноэкономической информации. Недостаток данных или их неправильная интерпретация может привести к искажению реального положения и, вследствие этого, к принятию ошибочных управленческих решений. Анализ данных о гражданах, ищущих работу, в том числе зарегистрированных в качестве безработных, а также тех, кто получил работу или был направлен на профессиональное обучение и прочей информации, имеет важное значение при разработке стратегии социального управления на рынке труда. В связи с этим большое значение придается социальному мониторингу безработных, зарегистрированных в службе занятости.
Наибольший интерес, на наш взгляд, представляет работа с статистической информацией, так как она в значительной степени точна и конкретна, необходимая при анализе социальных явлений на рынке труда.
В настоящее время основным методом сбора информации при оценке социальных процессов на рынке труда является анкетный опрос. При этом значительная часть таких опросов проводится исследователями периодически (12 раза в год). В значительной степени это связано с высокими материальными расходами на проведение социологических исследований, а также существенными затратами времени на обработку полученной информации. В этом случае полученные данные по своей сути являются дискретными (точечными) показателями и, в силу этого, часто не отражают с достаточной точностью динамику показателей безработицы.
Обеспечением непрерывного наблюдения за фактическим положением официально зарегистрированных безработных, своевременного выявления и системного анализа происходящих изменений, предупреждения негативных тенденций, ведущих к формированию и развитию очагов социальной напряженности, а также для краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов в этой сфере занимается Федеральная службы государственной статистики и ее территориальные органы. Объектами мониторинга являются официально зарегистрированные безработные, а также лица, обратившиеся в службы занятости субъекта РФ в поисках работы.
К основным направлениям мониторинга следует отнести рынок рабочей силы, занятость и безработицу, а также социальнодемографические процессы. Предлагаемый подход основан на использовании имеющейся в службах занятости первичной информации.
Основным инструментом в информационном обеспечении рынка труда является автоматизированная информационная система «Регистры получателей услуг». Основное назначение АИС РПУ обеспечение необходимой информационной поддержки принятия решений при контроле и надзоре за осуществлением органами исполнительной власти субъектов РФ переданных полномочий в сфере занятости населения, организация информационного взаимодействия между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Минтрудом.
Формируемые с начала эксплуатации (1994 г.) базы данных отражают широкий спектр показателей состояния объектов и процессов официально регистрируемой безработицы и других показателей. АИС РПУ включает регистры получателей государственных услуг в сфере занятости населения по физическим лицам и по работодателям. Они содержат идентификационные и регистрационные данные, а также информацию об оказанных услугах30.
Уникальность имеющихся баз данных заключается в том, что в них сосредоточена первичная информация о всех гражданах и организациях, обратившихся в службы занятости, поскольку они заполняют соответствующие анкеты, которые хранятся в электронном виде в компьютерных базах данных соответствующей службы занятости.
Информация по физическим лицам представляет собой массив данных по каждому конкретному лицу, ищущему работу и официально зарегистрированному в службе занятости (карточки персонального учета гражданина, ищущего работу), в том числе: дата рождения, адрес места жительства, причины незанятости, даты регистрации и снятия с учета, профессия, специальность, квалификация, должность, стаж работы, желаемое место расположения работы, характер работы, желание пройти профессиональное обучение, количество отказов от подходящей работы или от переобучения, размер получаемого пособия по безработице и т. д. В регистре по работодателям содержатся сведения о высвобождении работников, свободных рабочих местах и вакантных должностях, в том числе для привлечения и использования иностранной рабочей силы и т. п. АИС РПУ дает возможность анализировать ситуацию в сфере занятости в статическом и динамическом измерении.
Статические данные определяются на определенную дату и характеризуют состояние предложения или спроса в определенный момент времени. Динамические данные определяются для конкретного периода, характеризуют изменение предложения или спроса за исследуемый период времени.
Особое значение имеет наличие информации по профессиям и квалификационным группам лиц, обратившихся в службы занятости. Это позволяет в дальнейшем проводить сравнительный анализ различных групп незанятого населения по таким параметрам, как уровень квалификации, стаж работы, наличие нескольких профессий и т. д.
Все это позволяет формировать информационное пространство по изменениям основных компонентов (спрос, предложение) регионального и локального рынков труда в конкретный период времени. Методически важным является формирование перечня показателей, характеризующих состояние важнейших компонентов рынка труда.
Анализом предоставленной статистики занимаются высококлассные специалисты Росстата множество разных методов для анализа экономических явлений, в данной работе мы рассмотрим некоторые из них:
Группировка это разделение совокупности на отдельные группы, схожие по определенному признаку. Постоянное разделение объектов выражается классификацией.
Классификация это определенный стандарт, в котором каждая атрибутивная запись относится к одной группе или подгруппе. Классификация базируется на самых существенных признаках, изменений которых происходит в незначительной степени31.
Метод группировки делится на два типа групировочный признак и интервал.
Группировочный признак это признак, по которому отдельные единицы совокупности объединяют в однородные группы. Группировка и классификация должны быть произведены на основе объективных и легко распознаваемых признаках.
Интервал отражает количественные границы групп. В большинстве случаев, он представляет собой промежуток между максимальными и минимальными значениями признака в группе. Интервалы делятся на несколько видов:
1. Равные, в них разность между максимальным и минимальным значениями в каждом из этих интервалов одинакова;
2. Неравные, ширина интервалов постепенно увеличивается, а верхний интервал часто не закрывается совсем;
3. Открытые, в таких интервалах существует лишь одна граница верхняя или нижняя;
4. Закрытые, когда в интервале присутствует верхняя и нижняя границы.
Статистические классификации и группировки направлены на выделение качественно однородных совокупностей, изучение структуры совокупности, исследование существующих зависимостей. Каждой из этих целей соответствует определенный тип группировки: типологическая, структурная, аналитическая (факторная).
Структурная группировка дает возможность описывать отдельные части совокупности или строение типов, а также проанализировать структурные сдвиги.
Аналитическая (факторная) группировка позволяет оценить связь между взаимодействующими признаками.
Типологическая группировка позволяет выявить и охарактеризовать социальноэкономические типы (частные подсовокупности).
Ряд динамики это последовательно упорядоченные во времени числовые показатели характеризующие уровень развития иследоваемого явления. Каждый ряд динамики включает несколько обязательных элементов, один из них время, а второй определенное значение показателя или уровень ряда32.
Для изучения явлений во времени перед нами становится проблема описания интенсивности изменения и расчета средних показателей динамики. Для того что бы охарактеризовать интенсивность во времени такими показателями выступают: абсолютный прирост, темп прироста, абсолютное значение одного процента прироста, темп роста. Для этого представим сводную таблицу средних показателей динамики:
Система средних показателей динамики также включает: средний абсолютный прирост, средний уровень ряда, средний темп прироста, средний темп роста.
Таблица 3: Основные показатели рынка труда33
Показатель |
Базисный |
Цепной |
Абсолютный прирост* |
Yi Yo |
Yi Yi1 |
Коэффициент роста (Кр) |
Yi : Y0 |
Yi:Yi1 |
Темп роста (Тр) |
(Yi : Y0)100 |
(Yi : Yi1)100 |
Коэффициент прироста (Кпр )** |
||
Темп прироста (Тпр) |
Кпр 100; Тпр 100 |
Кпр 100; Тпр 100 |
Абсолютное значение одного процента прироста (А) |
Y0 : 100 |
*
**
Средний уровень ряда это показатель, обобщающий результаты развития явления за определенный интервал или момент из имеющейся временной последовательности. В своей работе мы чаще всего будем рассматривать равные периоды времени, поэтому средний уровень
где n и (n+1) общая длина временного ряда или общее число равных временных отрезков, каждому из которых соответствует свой уровень Yi.
Средний абсолютный прирост рассчитывается по формуле (в зависимости от способа нумерации интервалов или моментов).
Средний темп роста:
где Кр средний коэффициент роста, рассчитанный как
Кр = nКцеп = nКбаз.
Здесь Кцеп цепные коэффициенты роста; Кбаз базисный коэффициент роста. Если нумерация уровней ряда начинается с единицы, то формула среднего коэффициента роста выглядит следующим образом:
Средний темп прироста (%) определяется по единственной методологии:
Среди показателей для анализа предложения на рынке труда в соответствии с формами официальной отчетности нами отдельно были выделены:
половозрастная структура безработных по социальным группам;
структура зарегистрированных безработных по причинам увольнения с прежнего места работы;
по продолжительности безработицы;
по группам, требующим особой социальной защиты;
численность высвобожденных по инициативе администрации по отраслям экономики за период;
численность высвобожденных по отраслям экономики за период;
движение рабочей силы на официальном рынке труда за период;
профессиональный состав незанятых, обратившихся в службу занятости, в том числе по укрупненным группам с указанием распределения по полу в каждой группе.
В составе показателей для анализа спроса на рынке труда можно отметить следующие:
1. Число вакансий в народном хозяйстве;
2. Структура вакансий по отраслям экономики;
3. Индекс динамики спроса на рабочую силу по отраслям и по хозяйству в целом;
4. Профессиональная структура вакансий по укрупненным группам.
Для оценки сбалансированности спроса и предложения на рынке труда используются следующие показатели: количество незанятых, приходящихся на одну вакансию, в том числе по укрупненным профессиональным группам и по народному хозяйству в целом по данным службы занятости.
Создание регистра получателей услуг предъявляет определенные требования к лингвистическому обеспечению и к технологии работы центров занятости населения региона и органа занятости субъекта РФ. Наибольшие проблемы возникают в связи с изменением содержания записей в регистре, что приводит к несопоставимости информации, полученной в различные периоды времени и усложняет проведение аналитической работы и возникновению нестыковок. Например, следствием перехода статистической отчетности с кодов ОКОНХ на классификаторы ОКВЭД стало изменение структуры отраслей экономики в записях по безработным и работодателям. Часто, сложно выявить профессиональноквалификационную структуру безработных вследствие несопоставимости Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) и Общероссийского классификатора занятий (ОКЗ).
Наиболее сложной проблемой является изменение наименований учебных заведений, которые закончили лица, зарегистрированные в службе занятости населения. Еще больше вопросов возникает при реорганизации или ликвидации указанных организаций. Для решения данных проблем необходимо уточнение регламента регистрации данных и создание программного обеспечения, позволяющего осуществлять изменения и дополнения в регистрационных записях.
Вместе с тем, на наш взгляд, целесообразно использовать и другие способы социологических исследований, так как информация, собранная в службах занятости по своей сути жестко определена и предполагает наличие стандартных вопросов в соответствующих анкетах безработного.
2.2 Исследование динамики численности населения и демографической ситуации в России
Состояние и динамика занятости населения определяется двумя главными факторами: демографической ситуацией и направленностью экономических процессов. В отличие от динамичных экономических процессов, демографическая ситуация относится к числу инерционных и слабоуправляемых факторов, поэтому ее следует рассматривать в первую очередь как фоновую составляющую для рынка труда.
Демографические процессы являются определяющими при формировании трудовых ресурсов в перспективе. С начала 90х годов прошлого столетия вследствие снижения рождаемости в России происходит естественная убыль населения, сопровождаемая его старением и увеличением демографической нагрузки, что становится одним из факторов, сдерживающих экономический рост и ставящих под угрозу национальную безопасность. Вместе с тем следует отметить, что вследствие вступления в фертильный возраст многочисленных генераций женщин, а также ряда мер социальнодемографической направленности, таких как улучшение медицинского обслуживания, субсидирование жилищных кредитов, финансирование материнского капитала и др., в 20062010 гг. естественная убыль населения в целом по России снизилась с 6 до 1,7 промилле, а за 11 месяцев 2013 года впервые за последние 20 лет в России зафиксирован естественный прирост населения в 22,7 тысячи человек. Важным фактором стабилизации численности населения страны (на уровне 143 млн человек в 20122013 гг.) стала миграция, в том числе трудовая (см. табл. 4, приложение А). По типу формирования динамики численности населения Южный федеральный округ в последние годы наиболее близок к Центральному федеральному округу. Естественная убыль в этих макрорегионах почти полностью компенсировалась миграционным притоком, а в последние два года сменилась небольшим абсолютным приростом.
Таблица 5: Компоненты изменения численности населения в 2013 году по регионам РФ34
Субъекты |
Общий прирост |
Естественный прирост |
Миграционный прирост |
Центральный |
3,8 |
173,9 |
170,1 |
СевероЗападный |
25,2 |
52,9 |
27,7 |
Южный |
1,1 |
29,8 |
28,7 |
СевероКавказский |
68,0 |
75,6 |
7,6 |
Приволжский |
48,5 |
76,0 |
27,5 |
Уральский |
25,2 |
8,7 |
16,5 |
Сибирский |
15,6 |
1,2 |
14,4 |
Дальневосточный |
19,7 |
1,8 |
17,9 |
В свою очередь, регионы ЮФО относятся к различным типологическим группам по компонентам динамики (см. табл. 5).Так, в последние годы население Волгоградской области сокращалось в результате естественной убыли и миграционного оттока населения, Ростовской области и Адыгеи в результате превышения естественной убыли над миграционным приростом, Калмыкии вследствие превышения миграционного оттока над естественным приростом.
В то же время население Астраханской области увеличивалось за счет естественного и миграционного прироста, Краснодарского края за счет превышения миграционного прироста над естественной убылью.
Уровень рождаемости населения Южного федерального округа варьирует в довольно значительном диапазоне: от 11 промилле в Ростовской области до 15,6 в Калмыкии. Однако в целом рождаемость в ЮФО ниже, чем в РФ. Значительное влияние на российские показатели рождаемости оказывают Дагестан, Ингушетия, Чечня, где уровень рождаемости чрезвычайно высок.
Таблица 6: Численность постоянного населения Южного федерального округа (тыс.чел)
1990 |
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
|
Южный федеральный округ |
13443 |
14060 |
3837 |
3820 |
13827 |
13845 |
13854 |
13851 |
13884 |
13910 |
Республика Адыгея |
437 |
447 |
441 |
438 |
438 |
440 |
440 |
440 |
443 |
445 |
Республика Калмыкия |
327 |
307 |
294 |
293 |
292 |
290 |
290 |
289 |
287 |
284 |
Краснодарский край |
4691 |
5133 |
5127 |
5143 |
5170 |
5195 |
5214 |
5230 |
5284 |
5330 |
Астраханская область |
1001 |
1009 |
1003 |
1001 |
1006 |
1010 |
1011 |
1010 |
1015 |
1014 |
Волгоградская область |
2642 |
2725 |
2640 |
2630 |
2623 |
2618 |
2614 |
2607 |
2595 |
2583 |
Ростовская область |
4345 |
4439 |
4332 |
4315 |
4298 |
4292 |
4285 |
4275 |
4260 |
4254 |
Повышение рождаемости необходимо не только для стабилизации численности населения, но и в контексте формирования трудового потенциала, обеспечения сбалансированной возрастной структуры населения в будущем. Как уже отмечалось, в последние годы в России происходит рост общей рождаемости. Однако, по мнению демографов, этот рост в силу популяционных эффектов близок к исчерпанию.
В последние годы проблема низкой рождаемости находится в центре внимания основных институтов власти. В рамках государственной демографической политики действует федеральная программа стимулирования рождаемости: увеличено пособие по уходу за ребенком до полутора лет, предусмотрены компенсации по оплате услуг детских дошкольных учреждений, введена система материального поощрения женщин, родивших второго и последующих детей, в виде «материнского капитала», планируется безвозмездное выделение земельных участков семьям при рождении третьего ребенка. Однако наряду с мерами экономического характера необходима институциональная поддержка молодых семей с детьми, материнства и детства. Необходимо также учитывать, что быстрого положительного эффекта политика стимулирования рождаемости дать не может, здесь в первую очередь необходимы стратегические решения35.
На сегодняшний день фактором, реально снижающим трудовые ресурсы, является высокая смертность населения в трудоспособном возрасте. Уровень смертности в целом по ЮФО немного выше, чем в среднем по России (ЮФО 13,4 промилле, РФ 13,3 промилле в 2012 году)36.
При этом следует учитывать, что наряду с другими факторами на уровень общей смертности существенное влияние оказывает возрастная структура населения. Таким образом, дифференциация территорий Южного федерального округа по общему уровню смертности обусловлена не столько медицинскими, природноклиматическими или иными экологическими причинами, сколько различиями демографического характера.
Таблица 7: Общие коэффициенты смертности (число умерших на 1 000 человек населения)
1990 |
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Место, занимаемое в РФ |
|
Российская Федерация |