ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ КУРОРТОВ КУРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «КубГУ»)

Институт начального среднего профессионального образования

ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ В ГАК

Директор ИНСПО

Д-р геогр. наук, профессор

________________М.Ю. Беликов

___________________2014 г.

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ КУРОРТОВ КУРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Работу выполнил _______________________________Салим Имад Аюб Асад

(подпись, дата)

специальность 100401.51 –Туризм

Научный руководитель,

доцент,канд. геогр. наук _________________________________Ю.И.Карпова

(подпись, дата)

Нормоконтролер,

доцент,канд. геогр. наук _________________________________ Ю.И.Карпова

(подпись, дата)

Краснодар 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1 Обзор экономических факторов 5

1.1 Место курортной отрасли в экономике края 14

1.2 Государственная поддержка отрасли 23

1.2.1 Финансирование развитие отрасли 25

1.2.2 Привлечение инвестиций 28

1.2.3 Субсидирование отрасли 31

1.3 Налоговые отчисления 32

1.4 Себестоимость услуг на курортах Краснодарского края 32

1.5 Платежеспособность населения 35

2 Влияние экономических факторов на развитие курортов 38

2.1 Современное состояние курортов краснодарского края 40

2.2 Средства краевого бюджета направляемые на развитие санаторно-курортного комплекса 44

2.3 Продвижение курортов Краснодарского края 46

3 Перспективы развития курортов 51

Заключение 53

Список использованных источников 55

Приложения 57

ВВЕДЕНИЕ

Курортная отрасль – одна из важнейших сфер деятельности современной экономики, нацеленная на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения. Краснодарский край, благодаря уникальному сочетанию климатических и геополитических условий, является одним из перспективных регионов Российской Федерации для организации и развития курортов.

Осуществляя значительные отчисления в краевой бюджет, отрасль стимулирует и развитие других отраслей хозяйства Кубани - транспорта, сельского хозяйства, пищевой промышленности и других. Не случайно сегодня развитию рекреации уделяется столь большое внимание. Курортная отрасль Краснодарского края обладает необходимыми природными ресурсами для дальнейшего развития, в крае накоплен богатый опыт по организации отдыха и лечения граждан, имеются довольно развитые транспортная сеть и курортная инфраструктура, сложилась и продолжает совершенствоваться система подготовки кадров для рекреации. Возможность дальнейшего развития отрасли определяется, в первую очередь, экономическими процессами, развивающимися как в Российской Федерации, так и в Краснодарском крае.

Актуальность темы определена необходимостью изучения экономических факторов, с целью определения степени их влияния на развитие санаторно-курортной сферы и определения на этой основе наиболее оптимальных путей развития рекреации.

Объектом исследования выступают курорты Краснодарского края.

Предмет исследования - экономические факторы, оказывающие

влияние на развитие санаторно-курортной сферы Краснодарского края.

Цель работы состоит в исследовании экономических факторов влияющих на развитие санаторно-курортной сферы Краснодарского края и определении перспектив развития отрасли.

В рамках поставленной цели предусмотрено решение следующих задач:

  1. Произвести обзор экономических факторов.
  2. Изучить влияние экономических факторов на развитие курортов.
  3. Выяснить перспективы развития курортов Краснодарского края.

Методология исследования - работы отечественных и зарубежных экономистов, экономико-географов, специалистов в области курортологии.

Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.



1 Обзор экономических факторов

Экономика и курортная отрасль тесно взаимодействуют друг с другом. Воздействие экономики на курортную отрасль представлено двумя группами факторов:

Факторы, положительно влияющие на курортную отрасль:

рост реального дохода;

более равномерное распределение дохода;

стабильное положение валюты и т. д.

Факторы, отрицательно воздействующие на курортную отрасль:

экономические кризисные явления;

спад промышленности (рост безработицы, сокращение заработной платы, временная работа);

нестабильная ситуация с валютой;

инфляция и т. д.

Экономические функции курортной отрасли:

1. Производственная функция. Предприятие, работающее в курортной отрасли, выполняет эту функцию, производя новые продукты и содействуя накоплению ценностей.

2. Функция обеспечения занятости населения. Рекриационная отрасль прямым или косвенным образом способствует занятости населения. Отрасль создает эффект занятости и в других отраслях экономики, поэтому говорят о косвенном эффекте. В связи с этим точно оценить численность работников, занятых непосредственно в этой сфере очень сложно.

3. Функция создания дохода. Экономическая деятельность вносит вклад в создание национального дохода.

Уникальные для России природно-климатические условия края, наличие передовых медицинских учреждений и технологий, исторических достопримечательностей создают потенциал для развития высокоэффективного, конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса международного уровня, формирующего позитивный имидж страны на международной арене и обеспечивающего растущие потребности населения в услугах, связанных с отдыхом, лечением и туризмом: климат в крае - один из наиболее благоприятных в России для проживания и деятельности человека. Краснодарский край - самый теплый регион России, средняя продолжительность времени, когда в светлое время суток на территории края наблюдается солнечная погода, составляет 300 часов в год; благодаря сочетанию благоприятных климатических условий и наличия месторождений минеральных вод и лечебных грязей Краснодарский край является самым популярным курортно-туристическим регионом России и фактически единственным в России приморским бальнеологическим и курортно-рекреационным центром; в период максимального развертывания ежедневная емкость курортов края достигает 450 - 480 тысяч мест; потенциал санаторно-курортного и туристского комплекса края реализуется за счет создания на территории края особой экономической зоны туристско-рекреационного типа [1].

Соответствующий статус Краснодарского края в Российской Федерации определяется его вкладом в валовой внутренний продукт (далее также - ВВП) страны и в формирование федерального бюджета, а также высокими значениями ряда других индикаторов развития региона.

Краснодарский край занимает десятое место среди субъектов Российской Федерации по объему валового регионального продукта (далее также - ВРП) и играет весомую роль в экономике страны [1].

Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета края в 2007 году составили 87,2 миллиарда рублей (первый результат в Южном федеральном округе), за 2000 2007 годы прирост на 72,3 миллиарда рублей, или в 5,9 раза. По налоговым и неналоговым доходам консолидированного бюджета край занимает девятое место в Российской Федерации в 2007 году.


2005

2006

2007

2008

2009

Валовая добавленная стоимость
в основных ценах:

всего, млрд. рублей

372,9

484,0

648,2

808,7

на душу населения, рублей

73146

94914

126816

157586

Численность населения
(на конец года), тыс. человек

5097

5101

5122

5142

5161

Среднегодовая численность
занятых в экономике, тыс. человек

2189

2198

2237

2280

22721)

Численность безработных,
тыс. человек

183

182

166

126

190

Численность безработных,
зарегистрированных в органах
государственной службы
занятости (на конец года),
тыс. человек

20,4

19,6

19,0

22,7

28,1

Оборот розничной торговли,
млн. рублей

214121

274692

378338

500693

552354

Оборот общественного питания,
млн. рублей

9704

15216

21013

27319

30740

Платные услуги населению,
млн. рублей

74197

87159

115689

137868

154710

Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года), процентов

112,3

109,5

111,3

113,1

109,8

Внешнеторговый оборот со странами вне СНГ – всего,
млн. долл. США

2628

4218

5859

7478

5600

в том числе:

экспорт

1384

2540

3439

4492

3191

импорт

1244

1678

2420

2986

2409

Внешнеторговый оборот со странами СНГ – всего,
млн. долл. США

357

483

799

1192

795

в том числе:

экспорт

194

299

572

692

445

импорт

163

184

227

500

350

Среднемесячная начисленная заработная плата работающих в экономике, рублей

6462

7976

10260

13163

15128

Среднедушевые денежные доходы населения в месяц, рублей

5572

7244

9778

12024

13706

Таблица 1 Основоные экономические и социальные показатели Краснодарского края

Источник: [22]

Значимый вклад края в ВВП страны и в формирование федерального бюджета обеспечивается поступательным развитием реального сектора экономики, ростом деловой активности и притоком квалифицированных кадров. Об этом свидетельствуют высокие значения не только макроэкономических показателей развития агропромышленного, туристско-рекреационного и транспортного комплексов края, но и многих других индикаторов развития региона. Регион лидирует в России по основным позициям, характеризующим его экономическое развитие: по налоговым и неналоговым доходам консолидированного бюджета в 2006 году край занимает десятое место, по объему строительных работ - шестое место, по объему платных услуг населению - четвертое место, по объему жилищного строительства - третье место. По обороту розничной торговли край занимает шестое место в России с долей 3,2% от общего оборота и первое место в Южном федеральном округе.

Краснодарский край является одним из основных лидеров среди регионов Российской Федерации по уровню инвестиционной активности и стабильно занимает первое место в Южном федеральном округе и пятое - в России. В 2001 - 2007 годах общий объем инвестиций составил 803,4 миллиарда рублей, в том числе в 2007 году - 5 миллиардов рублей с темпом роста к уровню 2006 года 126 процентов. Это самый значительный прирост за последние семь лет.

По привлечению инвестиций ведущими отраслями являются транспорт и связь, агропромышленный, санаторно-курортный и туристский комплексы, определяющие приоритеты региональной экономики. Рейтинг Краснодарского края в мировом бизнес-сообществе весьма высок: агентством «Standard & Poor's» региону присвоен международный инвестиционный рейтинг на уровне «ВВ» (прогноз «позитивный»). Кроме того, край входит в семерку российских регионов с наименьшими инвестиционными рисками и занимает второе место в рейтинге российских регионов по законодательной активности в сфере инвестиций. Край занимает десятое место в стране по количеству специалистов, выпущенных высшими учебными заведениями, и четвертое место - по количеству специалистов, выпущенных средними специальными учебными заведениями. Таким образом, в крае имеется мощный потенциал опережающего развития, определяющий возможности роста его вклада в реализацию целей

Правительства Российской Федерации. Место курортной отрасли в экономике края. Несколько лет назад в регионе стали реализоваться различные инвестиционные проекты в области туристического и гостиничного бизнеса. В частности, широкую известность получил проект «Красная Поляна» – туристско-спортивный горноклиматический комплекс, реализация которого находится на особом контроле у федеральных властей, превративших поселок в популярный горнолыжный курорт. Также сравнительно недавно была принята и «Градостроительная инвестиционная концепция размещения, строительства и эксплуатации объектов гостиничной инфраструктуры на территории Большого Сочи». Она подразумевает строительство 58 гостиниц различной ценовой категории, а общая сумма необходимых для ее реализации вложений составляет 1 миллиард долларов.

Все это, с учетом развития инфраструктуры курортных городов Краснодарского края, свидетельствует о потребности привлекать в него крупные инвестиции. Одним из стратегических направлений стабильного развития экономики края стало обеспечение реализации инвестиционных проектов в рамках подготовки города Сочи к проведению зимних Олимпийских игр 2014 года.

Президент Российской Федерации обозначил развитие Юга России в качестве одного из основных приоритетов социально-экономической политики нашей страны на среднесрочную перспективу. Развитие в Краснодарском крае горноклиматического курорта мирового уровня позволит успешно конкурировать с альпийскими и иными горными курортами мира. Уникальные для России природно-климатические условия края, наличие передовых медицинских учреждений и технологий, исторических достопримечательностей создают потенциал для развития высокоэффективного, конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса международного уровня, формирующего позитивный имидж страны на международной арене и обеспечивающего растущие потребности населения в услугах, связанных с отдыхом, лечением и туризмом.

Благодаря сочетанию благоприятных климатических условий и наличия месторождений минеральных вод и лечебных грязей Краснодарский край является самым популярным курортно-туристическим регионом России и фактически единственным в России приморским бальнеологическим и курортно-рекреационным центром.

По мнению аналитиков Высшей школы экономики, Краснодарский край занимает первое место по привлекательности для российских туристов.

Основными преимуществами и причинами поездок на курорты и турбазы Краснодарского края, например, перед Турцией или Египтом, являются: регулярность авиационных и железнодорожных сообщений, ностальгия по советским временам (в настоящее время люди среднего возраста еще помнят жизнь в СССР и в тоже время многие могут себе позволить отдых материально), строительство и ввод в эксплуатацию новых объектов инфраструктуры туризма, возрождение с советских времен и развитие автомобильного туризма, отсутствие языкового барьера, свобода перемещения в любое время суток.

Вместе с тем, необходимо отметить, что мировой финансовый кризис, влияние которого уже во многих сферах ощутили жители Южного федерального округа России, не обошел стороной и туристический бизнес. Курортные объекты и турфирмы на Юге России несут убытки в связи с сокращением турпотока. По оценкам региональных туркомпаний, число желающих провести новогодние каникулы на курортах Юга России в этом году заметно снизилось.

Чтобы не допустить ухудшения положения на территории Краснодарского края администрацией региона предпринимается ряд мер, направленных на улучшение экономической ситуации. Одна из них – конструктивный диалог и поиск новых способов взаимодействия между инвестиционным сообществом и реальным сектором экономики края, а так же информирование предприятий и организаций об альтернативных возможностях привлечения финансирования в условиях ограниченности кредитного рынка.

С целью нормализации положения в отрасли в администрации края создан антикризисный штаб, реализуется комплексный план антикризисных мер. Для борьбы с кризисом образованы четыре антикризисные группы по основным экономическим направлениям: промышленность, строительство и инфраструктура, сельское хозяйство и потребительская сфера, санаторно-курортный комплекс. Оказывается государственная поддержка организациям. Особое внимание уделяется развитию тех отраслей, в которых край имеет наибольшие конкурентные преимущества. Это агропромышленный комплекс, курорты, строительство, малый бизнес.

В Краснодарском крае малый и средний бизнес уже сегодня дает треть валового регионального продукта. Он обеспечивает работой половину занятого в экономике населения края. Оборот в целом по краю в прошедшем году увеличился на 30 % и превысил 1 трлн руб. Это почти 60 % краевого товарооборота. Наиболее интенсивно развивается малое и среднее предпринимательство в потребительской сфере, промышленности и строительстве, а также в туристско-рекреационном комплексе, ведь это та отрасль, которая способна быстро переориентироваться в новой экономической ситуации. Краевой власти в условиях финансового кризиса и жесткой конкуренции, на наш взгляд, надо целенаправленно принять ряд мер, включающих следующие направления:

необходимо развивать «забытые» виды туризма, например, круизы по Черному морю;

способствовать развитию экологического туризма;

расширять и модернизировать уже существующие туристические зоны отдыха, создавать новые,

развивать сувенирную отрасль, при этом должна ощущаться поддержка краевых властей малого бизнеса в этой области;

формировать различные востребованные направления туристического бизнеса: рыболовный, охотничий туризм, экскурсии по святым местам края, исторический туризм и т.д.;

повышать качество услуг,

необходимо придать креативную нотку маркетинговому плану развития туризма в крае.

Согласно оценкам, при благоприятном развитии ситуации, туристский поток в Краснодарский край достигнет к 2015 году не менее 10 миллионов человек. Все это должно положительно сказаться на экономике региона и сгладить негативные последствия мирового финансового кризиса.

1.1 Место курортной отрасли в экономике края

Власти Кубани обнародовали новый вариант целевой программы (КЦП) «Развитие санаторно-курортного комплекса Краснодарского края на 2011–2015 годы [9].

Цели и задачи Программы:

1. Комплексное развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края - создание условий для повышения инвестиционной привлекательности курортов Краснодарского края.

2. Создание условий для круглогодичного функционирования предприятий санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края и обеспечения доступности отдыха и лечения для широких слоев российских и иностранных граждан создание условий для обеспечения конкурентоспособности санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края.

3. Совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей правоотношения в области санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края сохранение, развитие и рациональное использование природных лечебных и туристских ресурсов Краснодарского края.

4. совершенствование туристского продукта Краснодарского края продвижение санаторно-курортных и туристских возможностей Краснодарского края с применением рекламно-информационных технологий повышение квалификации специалистов санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края.

5. Улучшение экологической обстановки на курортах Краснодарского края увеличение объемов услуг, оказываемых организациями санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края.

Срок реализации 2011 2015 годы.

Объемы и источники общий объем финансирования Программы за финансирования счет средств краевого бюджета составляет 743200,0 тыс. рублей, в том числе:

2011 год - 129300,0 тыс. рублей

2012 год - 138250,0 тыс. рублей

2013 год - 147950,0 тыс, рублей

2014 год - 158300,0 тыс. рублей

2015 год - 169400,0 тыс, рублей планируется привлечение средств из местных бюджетов в сумме 10800,0 тыс. рублей.

Контроль за выполнением осуществляют администрация Краснодарского края и Законодательное Собрание Краснодарского края [9].

Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами в целях решения проблем развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края в 2003 - 2008 годах реализованы мероприятия второго и третьего этапов краевой целевой программы «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края на 2003 - 2010 годы» (второй этап - 2006 - 2008 годы, третий этап - 2009 - 2013 годы).

С 2007 года по 2009 год количество туристов возросло на 11,1% и составило в 2009 году около 13 млн человек. Общий объем услуг за 3 года увеличился с 41,2 млрд рублей до 50 млрд. рублей. Темпы роста составили 121,4 %. Объем налоговых поступлений в краевой консолидированный бюджет от предприятий санаторно-курортного и туристского комплекса в 2009 году составил около 5 млрд рублей, что в 1,5 раза больше, чем в 2007 году. В 2007 году в крае функционировало 1248 предприятий санаторно-курортного и туристского комплекса (но данным краевого комитета статистики). В 2009 году их количество возросло до 1500, темпы роста составили 120%. Увеличение количества средств размещения произошло, в основном, за счет строительства и постановки на статистический и налоговый учет малых средств размещения: гостевых домов, частных гостиниц. Средняя заполняемость здравниц за указанный период составила 60 % [9].

Для сохранения и защиты уникальных курортов Краснодарского края в рамках второго этапа указанной программы начата реализация комплекса мер, направленных на улучшение экологической ситуации, в том числе проведены экспертные исследования состояния экологической обстановки на курортах Кубани.

В процессе реализации мероприятий краевой целевой программы «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края на 2003 - 2010 годы» начато решение важнейших проблем, стоящих перед санаторно-курортным и туристским комплексом Краснодарского края, а именно: разработаны территориальные отраслевые схемы сетей инженерной инфраструктуры; разработана градостроительная документация городов-курортов Анапы, Геленджика, Адлерского, Лазаревского и Хостинского районов города-курорта Сочи, городов Ейска, Горячего Ключа, Туапсинского района, косы Долгой в Ейском районе.

Разработаны предпроектные предложения по развитию пляжной полосы городов-курортов Анапы, Геленджика, Сочи, проведен ряд мероприятий по развитию пляжей [9].

В результате разработки и внедрения системы сбора твердых бытовых отходов снизился уровень загрязненности морской воды, уменьшился объем несанкционированных выбросов. В городе Сочи проведены проектно-изыскательские работы, мероприятия по ликвидации последствий аварийных ситуаций, включающие осушение тела полигона с устройством нагорных канав и дренажных сооружений, В городах-курортах Анапе и Геленджике проведены геологические и топографические изыскания. Проведены работы по корректировке проектов округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов Сочи. Анапы, Геленджика, Горячего Ключа, Ейска, Темрюкского района, обеспечивающих защиту и сохранение природных лечебных ресурсов Краснодарского края [9].

Начата реализация одного из самых перспективных направлений отрасли - туризма, которая способна играть важную роль в экономике Краснодарского края, так как функционирует в комплексе с целым рядом других отраслей (транспорт, связь, гостиничное хозяйство, банки, индустрия развлечений). Туризм оказывает прямое и косвенное воздействие на доходную часть краевого бюджета, формирование валового и регионального продуктов, сокращение безработицы [9].

В целях продвижения позитивной информации о курортно-туристских возможностях Краснодарского края в крупных городах Российской Федерации (Самара. Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Кисловодск, Новосибирск, Москва), а также в городе Краснодаре и курортных городах и районах края осуществляется рекламная и организационная поддержка [9].

В рамках реализации второго и третьего этапов Программы проведены мероприятия по активному продвижению курортно-рекреационного потенциала и туристских возможностей Краснодарского края с применением рекламы, информационных и коммуникационных технологий [9].

Создана информационная система о курортах Краснодарского края (в том числе единая база данных (реестров) о санаторно-курортных и туристских ресурсах Краснодарского края и каждого курорта, курортно-туристский Интернет-портал края), которая позволяет иметь четкое представление о возможностях дальнейшего развития гидроминералыюй базы и использования минеральных природных столовых и лечебно-столовых вод в целях розлива, а также о возможностях пакетирования лечебных грязей [9].

В целях стимулирования организаций санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края ежегодно проводится конкурс качества предоставляемых услуг (ежегодный конкурс лидеров туристской индустрии «Курортный Олимп») [9].

Проведена инвентаризация особо значимых экскурсионных маршрутов Краснодарского края, восстановлена техническая документация. Также было проведено экспедиционное обследование 30 особо значимых экскурсионных маршрутов г. Сочи с анализом перспектив развития.

Было проведено обследование 109 туристских маршрутов с анализом перспектив развития по следующим муниципальным образованиям: Абинский район, город-курорт Анапа, Апшеронский район, город-курорт Геленджик, город Горячий Ключ, Крымский район, Лабинский район, Мостовский район, Приморско-Ахтарский район, Северский район, город-курорт Сочи, Щербинов-ский район, Темрюкский район, Туапсинский район, город Новороссийск. По результатам обследования были составлены отчеты с указанием рекомендаций по дальнейшему оборудованию и обустройству туристского маршрута, маркировки и социально-экономического обоснования.

Введение в эксплуатацию маршрутов будет способствовать развитию внутреннего туризма (экологического), созданию новых рабочих мест в удаленных малонаселенных и индустриально слаборазвитых регионах края, но представляющих интерес для туристов. Также эксплуатация данных маршрутов даст возможность контролировать поток неорганизованных групп туристов, тем самым своевременно осуществлять поиск и спасение людей при возникновении чрезвычайной ситуации.

В рамках реализации краевой целевой программы «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края на 2003 - 2010 годы» разработана проектно-сметная документация для реконструкции и капитального ремонта объектов туристского комплекса в Московском районе, завершена реконструкция хирургического отделения Варениковской районной больницы под грязелечебницу с использованием грязи вулкана Шуго в Крымском районе.

В рамках реализации второго этапа указанной программы разработана проектно-сметная документация на реконструкцию очистных сооружений канализации в ст-це Благовещенской, на строительство артезианского водопровода на базе Варениковского месторождения пресных вод, на увеличение мощности водозабора в пос.Сукко города-курорта Анапа. Кроме того, разработана проектно-сметная документация для строительства инженерных сетей и для проведения работ по берегоукреплению в пос. Витязево город а-курорта Анапа.

В сфере экологии и охраны окружающей среды проведен комплекс мероприятий, создающих условия для сохранения уникальных природных ресурсов Краснодарского края: разработана проектно-сметная документация на строительство станции по сортировке твердых бытовых отходов в городах-курортах Геленджик и Сочи.

Одной из приоритетных задач, поставленных перед санаторно-курортным и туристским комплексом Краснодарского края, является развитие Азовского побережья. Развитие курортов Краснодарского края невозможно без комплексного развития курортной зоны Азовского побережья, которая обладает значительным рекреационным и инвестиционным потенциалом. Для привлечения инвестиций российских и иностранных компаний в санаторно-курортный и туристский комплекс Азовского побережья, улучшения состояния санаторно-курортного и туристского комплекса необходимо оказание постоянной государственной поддержки. Для достижения этих целей в 2008 году выполнена научно-исследовательская работа по разработке предложений по развитию тури-стско-рекреационного комплекса побережья Азовского моря Краснодарского края. На основании сделанных предложений разработаны проекты концепций федеральных целевых программ «Туристские центры России» (2010 - 2014 годы) и «Развитие туристско-рекреационного комплекса побережий Азовского и Каспийского морей» (2010 - 2014 годы) [9].

Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса напрямую связано с рациональным использованием рекреационных и бальнеологических ресурсов. Для эффективного использования уникальных природных лечебных ресурсов города-курорта Сочи построено здание с питьевыми бюветами с использованием гидроминеральных источников. Функционирование питьевых бюветов, в свою очередь, будет способствовать не только продвижению бальнеологических лечебных ресурсов, но и созданию условий для развития круглогодичного отдыха на курортах Краснодарского края. Приоритетное значение при позиционировании курортов Краснодарского края и различных видов активного отдыха с использованием всех туристских ресурсов имеет санаторно-курортное лечение в любое время года с использованием различных природных лечебных ресурсов. Эффективность питьевого лечения на курортах Краснодарского края по ряду показателей превышает показатели района Кавказских Минеральных Вод. Минеральные воды Краснодарского края характеризуются большим разнообразием и широким спектром лечебных возможностей как для внутреннего, так и для наружного бальнеологического вариантов использования. Для повышения эффективности лечения минеральными водами планируется разработка и внедрение новых методик лечения, направленных на улучшение качества предоставляемых медицинских услуг в санаторно-курортных предприятиях Краснодарского края [9].

В рамках краевого смотра-конкурса на лучшую курортную территорию Краснодарского края осуществлено премирование победителей в размере 60,0 миллиона рублей. Проведены работы в городе Горячий Ключ по благоустройству парка в курортной зоне, в городе-курорте Анапа осуществлена уборка пляжной территории, ремонт и содержание цветочных насаждений, укладка тротуарной плитки, в Ейском районе проведены работы по благоустройству-территории, прилегающей к площади имени Воронцова, в Адлерском районе осуществлено благоустройство курортной территории.

В то же время реализация мероприятий второго и третьего этапов указанной программы выявила следующие факторы, сдерживающие темпы развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края;

недостаточное развитие градостроительной документации на курортах;

недостаточность инвестиций в улучшение экологии курортов Краснодарского края и благоустройство пляжных территорий;

неэффективность использования уникальных природных лечебных и туристских ресурсов;

отсутствие экспертных исследований состояния экологической обстановки на курортах Краснодарского края;

низкий уровень подготовки менеджеров и других специалистов, работающих в санаторно-курортном и туристском комплексе;

сезонное функционирование ряда организаций санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края;

 недостаточное финансирование рекламно-информационной поддержки курортов Краснодарского края.

При этом необходимость комплексного решения проблем с использованием программного метода обусловлена рядом объективных причин: многообразием, сложностью и масштабностью задач по созданию благоприятных условий для развития отрасли и сохранения природных лечебных ресурсов; необходимостью разработки и реализации комплекса мероприятий, увязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам выполнения и исполнителям; необходимостью выполнения в рамках единой программы крупных по объему и требующих длительных сроков реализации проектов.

Решение вышеперечисленных проблем, обеспечивающих развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края, является одним из направлений, отвечающих приоритетным задачам социально-экономического развития Краснодарского края.

Использование программно-целевого метода направлено на создание условий эффективного управления ресурсами, в том числе финансовыми, для решения инфраструктурной проблемы как основополагающего элемента для реализации инвестиционных проектов развития курортов. Основными преимуществами решения поставленной проблемы программно-целевым методом являются: комплексный подход к решению проблемы - цели, задачи и основные направления реализации Программы позволяют учесть основные аспекты развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края и в рамках финансирования определить приоритетность тех или иных мероприятий Программы; распределение полномочий и ответственности - в рамках Программы проводится четкое распределение полномочий между органами исполнительной власти Краснодарского края и органами местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края. Данный подход позволяет повысить эффективность выполнения программных мероприятий.

Реализация мероприятий Программы станет одним из основных инструментов реализации Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года [9].

1.2 Государственная поддержка отрасли

Власти Кубани обнародовали новый вариант целевой программы (КЦП) «Развитие санаторно-курортного комплекса Краснодарского края на 2003–2010 годы (третий этап, 2009–2010 гг.)». По сравнению с прежней редакцией КЦП, принятой в ноябре 008 года, объем финансирования уменьшился с 417,2 млн рублей до 333,9 млн рублей. При этом инфраструктурные инвестиции сократятся на 75%, экологические - на 83%, зато вложения в рекламу оставлены почти без изменений, хотя на нее в бюджете программы и так приходилась основная часть средств [14].

Закон об изменениях в КЦП «Курорты Краснодарского края», принятый на последней сессии ЗСК, предусматривает снижение объема финансирования программы из краевого и местных бюджетов с 417,2 до 333,9 млн рублей. В новом варианте программы сокращены статьи расходов, относящиеся к инвестиционной деятельности, вместо ранее запланированных 8,9 млн рублей на нее будет затрачено 7 млн. В частности, из нового варианта программы исключены обустройство туристических маршрутов в Абинском, Приморско-Ахтарском и Крымском районах, строительство питьевого бювета в Ейске. Финансирование раздела «Экология и охрана окружающей среды» сокращено с 42 до 7 млн рублей, раздела «Градостроительная деятельность» с 7 до 3 млн рублей, в раздел не включены пункты о разработке архитектурной концепции курортов Таманского полуострова [14].

Большая часть предусмотренных программой средств будет потрачена на маркетинг и коммуникационную политику 302 млн рублей, хотя данная статья расходов тоже подверглась урезанию. Целевые показатели социально-экономической эффективности КЦП в новом варианте программы не изменились: документ предусматривает увеличение объемов услуг в санаторно-курортной отрасли в 1,2 раза к 2010 году, увеличение числа отдыхающих до 16,1 млн человек, рост притока инвестиций в основной капитал отрасли в 1,6 раза, что составит 14,8 млрд рублей.

Разработчики программы планируют увеличить доход от организаций санаторно-курортного и туристского комплекса к 2010 году до 60 млрд рублей в год (прирост к 2008 году в действующих ценах 40%), увеличить ВРП за счет дополнительного спроса туристов и отдыхающих на 4,2% [14].

Объем налоговых поступлений отрасли в консолидированный бюджет в 2010 году запланирован на уровне 5,4 млрд рублей (в 2008 году5,1 млрд руб., прогноз на 2009 4,99 млрд руб. - „Ъ“).

Один из разработчиков программы, председатель комиссии по развитию санаторно-курортного комплекса ЗСК края, генеральный директор ЗАО «Адлеркурорт» Михаил Миленин пояснил „Ъ“, что в прежнем варианте программы была предусмотрена помощь небольшим местным курортам, от этой идеи пока пришлось отказаться. «Продвижение курортов края осталось наиболее емкой статьей расходов, тем не менее по эффективности рекламной кампании Черноморское побережье России проигрывает иностранным курортам, в частности из-за отставания в финансировании: по нашей информации, расходы на рекламу курортов Турции в текущем составляют €70 млн, Греции - €120 млн Наши возможности пока несопоставимы с возможностями конкурентов», говорит господин Миленин.

«Активная кампания по продвижению курортов края необходима, особенно в условиях усиления конкуренции со стороны зарубежных курортов»,  соглашается генеральный директор ЗАО «Санаторий Заполярье» (Сочи) Андрей Уманский (в 2005 году занимал должность руководителя краевого Департамента курортов и туризма. „Ъ“). Однако господин Уманский отметил, что секвестрование статей КЦП, относящихся к инфраструктурным проектам, нежелательно даже в условиях кризиса: «Расходы на инвестиционную деятельность могут быть разными: если разработка проектно-сметной документации для инвестиционного предложения без определенных перспектив найти инвестора это сомнительная статья расходов, то расходы на обустройство курортов, то есть на строительство и ремонт дорог, инженерных сетей, набережных, терренкуров, бюветов, сокращаться не должны, так как в период кризиса такие проекты могут стать локомотивом экономического развития региона».

1.2.1 Финансирование развитие отрасли

В настоящее время потребность в средствах федерального бюджета санаторно-курортных учреждений, как показали проверки, определяется на основе фактически сложившихся данных за годы, предшествующие планируемому периоду, а не по нормативной и методологической базе по формированию расходных статей, предусматривающей обоснованную потребность конкретного учреждения в этих средствах. В Минздраве России отсутствуют нормативные документы, определяющие порядок финансирования санаторных учреждений. Федеральным бюджетом на строительство новых объектов и реконструкцию в санаторно-курортных учреждениях Минздрава России было предусмотрено в 2000 году 17,8 млн. рублей (6 объектов), в 2001 году 11 млн рублей (7 объектов) и на 2002 год выделено 36,5 млн рублей (10 объектов) [17].

В то же время фактические затраты на строительство и реконструкцию санаторно курортных учреждений Фонда социального страхования в 2000 году составили 464,9 млн рублей, или 100,9 % к плану, в 2001 году 550,0 млн рублей, или 100 процентов.

В первом полугодии 2002 года на строительство и реконструкцию санаторно-курортных учреждений Фонда израсходовано 155,6 млн рублей, или 47,6% от выделенных на полугодие средств. Ранее  государство осуществляло единую политику развития санаторно-курортного комплекса, который был рассчитан на массового потребителя, при этом массовость достигалась хорошо отработанной системой финансирования [17].

Финансирование развития санаторно-курортного комплекса осуществлялось как за счет госбюджета, так и за счет фондов предприятий и других нецентрализованных источников. Структура управления санаторно-курортным комплексом сложилась с учетом наличия общегосударственного рынка санаторно-оздоровительных услуг, функционировала отраслевая система реализации санаторно-курортных путевок, планово- распределительный метод реализации санаторно-оздоровительных услуг обеспечивал оптимальную загрузку здравниц [17].

Установлено, что в последнее десятилетие реформирование российской экономики привело к изменению организационно-правовых форм собственности санаторно-оздоровительных организаций. Прекратила существование общегосударственная система реализации санаторно оздоровительных услуг. Разрушилась существующая ранее централизованная система управления санаторно  курортным комплексом.

Принятые решения по переводу народного хозяйства на рыночные отношения, по вопросам собственности, правовым аспектам хозяйственной деятельности требовали пересмотра государственных подходов к перспективам развития санаторно-курортного комплекса, разработки новых подходов к организации и регулированию рынка санаторно-оздоровительных услуг, в том числе, совершенствование структуры управления санаторно-курортным комплексом. И если для государственного регулирования и контроля в большинстве отраслей экономики можно обойтись универсальными методами, то регулирование и надзор за соблюдением законодательства в санаторно-курортном комплексе, в силу большой специфики связанной со здоровьем человека, его санаторно-оздоровительному лечению, требуется формирование специальных подходов [17].

Однако, как показывает анализ материалов проверок, система санаторно-курортной помощи населению разрушается, а государство, особенно в последнее время остается безучастным к ее судьбе, теряя тем самым важный рычаг в решение проблем улучшения оздоровления населения. За прошедшие годы законодательство, решающее основные проблемы санаторно-курортной деятельности, полностью не сформировано.

Были приняты, непосредственно относящиеся к санаторно-курортной системе, федеральные законы :

«О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах”»

«Об особо охраняемых природных территориях»

ряд региональных законов в развитие этих федеральных законов.

  несколько Указов Президента Российской Федерации и Постановлений Правительства Российской Федерации, которые также нацелены на решение частных вопросов санаторно-курортного обеспечения и развития отдельных курортных регионов. Также была разработана Федеральная целевая программа «Развитие курортов Федерального значения» на период 2005-2014 гг [17].

1.2.2 Привлечение инвестиций

Краснодарский край обладает богатейшим рекреационным потенциалом и уникальными природными лечебными ресурсами. В крае 33 курортных территории, из них 3 федерального (Сочи, Геленджик и Анапа), 3 краевого и 7 местного значений. Кубань является главной здравницей России. Сегодня курортно-туристский комплекс края - это около 1200 здравниц и лечебно-оздоровительных комплексов и 400 туристских предприятий. Курортные здравницы в сезонный период могут принимать около 50 тысяч отдыхающих (треть емкости всех курортов России), а частный сектор - около 200 тысяч неорганизованных отдыхающих. В настоящее время курорты края принимают до 13 миллионов отдыхающих в год [16].

Отдых на побережье Черного и Азовского морей предоставляется на курортах:

 Сочи - приморский бальнеоклиматический предгорный курорт. Черноморская прибрежная полоса города имеет протяженность 145 километров. Здесь сосредоточено 50 процентов курортного потенциала Кубани. На его территории расположено свыше 100 санаторно-курортных объектов вместимостью около 64 тысяч мест, в том числе отели и пансионаты мирового класса: «Рэдиссон САС Лазурная», «Пик-Отель», «Черноморье», «Родина». Бальнеолечебница в Мацесте использует уникальные методики лечения, аналогов которым нет в мире [16].

Анапа - один из лучших детских курортов страны. Здесь ежегодно может отдыхать свыше 1 миллиона человек. В городе действуют более 186 санаторно-курортных учреждений, из них 7 - круглый год.

Все большую популярность приобретают Геленджик - курорт средиземноморского типа, Ейск - известный бальнеоклиматический и грязевой курорт степной зоны, расположенный на берегу Азовского моря, а также Туапсинский и Темрюкский районы.

Не менее привлекательны горные курорты Краснодарского края - Горячий Ключ и Апшеронский район, а также динамично развивающийся в связи с подготовкой к Зимним Олимпийским Играм 2014 года горнолыжный курорт Красная Поляна (город-курорт Сочи).  Курортно-туристским потенциалом обладают Отрадненский, Мостовский, Щербиновский, Славянский, Крымский, Абинский и другие районы.

Краснодарский край является одним из центров делового (конгрессного) туризма в России. В год в Краснодарском крае проходит свыше 500 мероприятий, относящихся к конгрессным формам туризма. Сочи – один из наиболее популярных городов края, где проходят международные форумы, выставки, семинары и пр. [16].

Масштабным примером организации делового туризма в регионе является Международный инвестиционный форум, проводимый ежегодно в г.Сочи. Высокая деловая туристская активность отмечается также в Краснодаре и Новороссийске.  В крае функционирует 555 специализированных коллективных средств размещения, из них 103 санатория, 10 домов отдыха, 41 кемпингов, баз отдыха, 600 турфирм, 460 объектов турпоказа. По итогам 2011 года в Краснодарском крае прошли классификацию 347 средств размещения, из них 56 средств имеют категорию 4* и 5*, 132 средства размещения имеют категорию 3*. Краснодарский край является лидером по сертификации и классификации гостиниц и других средств размещения среди субъектов РФ, что особенно актуально в преддверии Олимпиады 2014 года. По новой системе классификации за 2011 год присвоены «звезды» 181 организации [16].

По оценке Краснодарстата удельный вес туристской добавленной стоимости в валовом региональном продукте Краснодарского края составляет 10-15%. Так, за период с 2000 по 2011 год данный показатель увеличился на 4 процентных пунктов и в 2011 году, по оценке, составил 14,8%. Общее количество туристов выросло с 4,8 млн человек в 2000 году до 11 млн человек в 2011 году. В 2011 году, по экспертным оценкам, Краснодарский край принял 54,8 тысяч иностранных туристов. Доля иностранных туристов в общем объеме туристического потока Краснодарского края сохраняется на незначительном уровне – 0,5%. В основном это туристы из СНГ и Европы. По итогам 2011 года налоговые поступления от отраслевых предприятий составили 6,4 млрд. рублей, что практически в два раза (темп роста 188%) больше уровня 2007 года. Развитие туристско-рекреационного комплекса осуществлялось в рамках действующей долгосрочной краевой целевой программы «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края» на 2011-2015 годы [16].

В целях привлечения инвестиций в развитие туристской индустрии в Краснодарском крае официальные делегации и инициативные представители бизнеса Краснодарского края ежегодно принимают активное участие в таких крупных имиджевых мероприятиях, как Международная выставка коммерческой недвижимости «MIPIM» (Французская Республика, город Канны), Международная выставка «Зеленая неделя» (Германия, г.Берлин), Международный инвестиционный форум «Сочи» [16].

В 2011 году по результатам деловых встреч в рамках Международной выставки коммерческой недвижимости «MIPIM 2011» и Юбилейного X Международного инвестиционного форума «Сочи-2011» по инициативе департамента комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края заключено 10 соглашений о реализации инвестиционных проектов, направленных на развитие туристской индустрии в Краснодарском крае с объемом инвестиций более 101,7 млрд рублей.

В Единый реестр инвестиционных проектов Краснодарского края в 2011 году включено 104 инвестиционных проекта по развитию туристской индустрии Краснодарского края с объемом инвестиций порядка 109 млрд рублей.

Одним из наиболее масштабных инвестиционных проектов в курортной сфере Краснодарского края является создание горноклиматического курорта Лагонаки, включенного в федеральную программу создания туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея (Постановлением Правительства Российской Федерации на территории проектируемого курорта в Апшеронском районе Краснодарского края создана туристско-рекреационная особая экономическая зона).

1.2.3 Субсидирование отрасли

Министерство курортов и туризма Краснодарского края разработало государственную программу « Развитие санаторно курортного и туристского комплекса Краснодарского края» на 2014-2017 годы. В этой программе одной из главных целей является предоставление субсидий местным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края в целях финансового обеспечения развитие санаторно-курортного и туристского комплекса.

1.3 Налоговые отчисления

За январь-апрель 2014 года в бюджетную систему Российской Федерации в целом по Краснодарскому краю поступило 76 млрд рублей, что на 5,7 млрд рублей, или 8,2 % больше, чем за январь-апрель 2013 года. В федеральный бюджет поступило 1,2 млрд рублей налогов и платежей, что выше уровня января-апреля прошлого года на 1,5 млрд рублей, или 7,4%. В консолидированный бюджет края перечислено 54,7 млрд рублей налогов и платежей, администрируемых налоговыми органами. По отношению к январю-апрелю прошлого года поступления увеличились на 4,3 млрд. рублей, или 8,4 %. Из общих поступлений консолидированного бюджета края в местные бюджеты (городских округов, муниципальных образований, районов, городских и сельских поселений) поступило 12,3 млрд. рублей, уровень их поступления к январю-апрелю 2013 года снизился на 363,1 млн рублей, или на 9% [13].

В собственно краевой бюджет перечислено 42,4 млрд рублей налоговых платежей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года поступления увеличились на 4,6 млрд рублей, или на 12,2 %.

1.4 Себестоимость услуг на курортах Краснодарского края

В соответствии с Законом Краснодарского края от 07.08.2000 № 305-КЗ «О порядке установления цен (тарифов) на дополнительные услуги, оказываемые государственными предприятиями, учреждениями и организациями, уполномоченными органами исполнительного органа государственной власти Краснодарского края на территории Краснодарского края», в целях определения единого механизма определения цен (тарифов) для физических и юридических лиц за услуги, оказываемые государственным унитарным предприятием Краснодарского края и государственными учреждениями Краснодарского края, подведомственными министерству курортов и туризма Краснодарского края, за плату.

Общие положения:

1. Настоящий Порядок определяет единый механизм определения цен (тарифов) для физических и юридических лиц за услуги, оказываемые государственными унитарными предприятиями Краснодарского края и государственными учреждениями Краснодарского края, подведомственными министерству курортов и туризма Краснодарского края, за плату.

2. Настоящий Порядок распространяется на подведомственные министерству курортов и туризма Краснодарского края государственные унитарные предприятия Краснодарского края и государственные учреждения Краснодарского края (далее соответственно - министерство, предприятия, учреждения).

3. Для целей настоящего Порядка под услугами, оказываемыми за плату, понимаются выполняемые работы и (или) оказываемые услуги физическим и юридическим лицам предприятиями и учреждениями за плату в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными уставом предприятия и не являющимися основными видами деятельности, предусмотренными уставом учреждения.

4. Руководители предприятий и учреждений обеспечивают: при утверждении цен (тарифов) на услуги, оказываемые за плату, соблюдение Закона Краснодарского края от 7 августа 000 года № 305-КЗ "О порядке установления цен (тарифов) на услуги, оказываемые государственными унитарными предприятиями Краснодарского края и государственными учреждениями Краснодарского края на территории Краснодарского края" и настоящего Порядка;  согласование цен (тарифов) на услуги, оказываемые за плату, с министерством курортов и туризма Краснодарского края. размещение с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте министерства, на официальных сайтах предприятия, учреждения (при наличии) и в доступных для физических и юридических лиц местах информации о ценах (тарифах) на услуги, оказываемые за плату.

5. Для расчета цены одной единицы платной услуги могут быть использованы различные натуральные и условно-натуральные выражения объемов оказываемых услуг:

 объем услуг, оказанных в предыдущем периоде; максимально возможный объем услуг, рассчитанный в соответствии с пропускной способностью и техническими характеристиками зданий и территорий учреждений;

 плановый объем услуг;  государственное задание на будущий (плановый) период.

6. Цены (тарифы) на услуги, оказываемые за плату (далее соответственно цена, платная услуга), формируются исходя из себестоимости и необходимой прибыли с учетом конъюнктуры рынка, качества и потребительских свойств платных услуг.

Расчет цены одной платной услуги производится по следующей формуле:

Ц = Сусл + П, где:

Ц-цена платной услуги;

П- прибыль от платной услуги. 7. Себестоимость услуги складывается из затрат, связанных с использованием в процессе работы основных производственных фондов, материальных, трудовых и других ресурсов, и выражается величиной затрат на оказание услуги для определенного вида продукта [13].

1.5 Платежеспособность населения

Министерство экономики Краснодарского края подводит итоги социально-экономического развития региона в 2013 году. По информации ведомства, в ключевых отраслях кубанская экономика демонстрирует стабильный рост. В частности наиболее положительную динамику продемонстрировала потребительская сфера. Увеличение доходов и платежеспособного спроса населения позволили обороту розничной торговли в прошлом году по сравнению с 2012 годом вырасти на 5,7 %. Рост в общественном питании оценивается на уровне 3,6%. На 7,5% больше в минувшем году было оказано платных услуг населению, сообщает пресс-служба министерства экономики края [13].

Рост этих показателей обусловлен развитием потребительского кредитования, приходом на рынок крупных российских операторов и представителей международных торговых сетей, активным строительством современных торговых центров, гипермаркетов, развитием современных форм обслуживания, а так же малого бизнеса [13].

Положительную динамику показало сельское хозяйство. После 10% спада валовой продукции в 2012 году из-за АЧС, по итогам 2013 года получен достаточно высокий результат – более 58 млрд рублей с приростом к 2012 году на 6,9%.

Как отметил, министр экономики Краснодарского края Игорь Галась, на долю Кубани сегодня приходится почти половина от всей сельскохозяйственной продукции ЮФО и свыше 7% России. Хоть и незначительный, но все же прирост отмечен и в промышленном производстве. Несмотря на отставание в 1,2%, сложившееся по итогам 11 месяцев, годовой объем отгрузки промышленной продукции в крае, также как и России в целом, выше, чем в 2012 году на 0,1%. По целому ряду товарных позиций край либо входит в число «монополистов», либо занимает значительную долю в объемах производства не только в ЮФО, но и на общероссийском рынке.

Кубань традиционно является лидером в стране по выпуску столовых вин, консервированных овощей и грибов, крупы, растительных масел, сахара, сгущенных молочных продуктов, сметаны, а также колбасных изделий, обработанного молока, сливочного масла, овощных и фруктовых соков и комбикормов.

В строительной отрасли в связи с повышением уровня обеспеченности строительных организаций заказами и финансированием объемы выполненных работ составили почти 460 млрд руб. с положительным ростом к 2012 году на 0,2%.

Сохранены высокие объемы жилищного строительства 3,9 млн кв. метров. На сегодняшний день по объему вводимого жилья край занимает второе место в стране (после Московской области). Обеспеченность жильем населения края растет из года в год. Если в 2012 году она составляла 3,1 кв. метра в расчете на одного жителя, то по оценке 2013 года обеспеченность жильем возросла до 3,6 кв. метров на одного человека, сообщает пресс-служба министерства.

Денежные доходы населения края в январе-сентябре 2013 года составили, по предварительной оценке, 1085,2 млрд рублей и по сравнению с аналогичным периодом 2012 года возросли на 0,6%. Реальные денежные доходы населения (относительный показатель, исчисленный путем деления индекса номинального размера денежных доходов населения на индекс потребительских цен за соответствующий временной период) увеличились по сравнению с январем-сентябрем 2012 года на 12,8%.

Среднедушевые денежные доходы в январе-сентябре 2013 года составили 622 рублей в месяц, что на ,8% ниже размера начисленной среднемесячной заработной платы.

Потребительские расходы (покупка товаров и оплата услуг) населения в январе-сентябре 2013 года по сравнению с аналогичным периодом 2012 года увеличились на 11,9% и достигли 872,2 млрд. рублей. Потребительские расходы в среднем на душу населения сложились на уровне 18182 рублей в месяц.

2 Влияние экономических факторов на развитие курортов

Разумеется, на экономику отрасли гостиничного хозяйства влияют, прежде всего, экономические факторы (общее состояние экономики, средний доход на душу населения, уровень безработицы, обменный курс местной валюты, уровень налогообложения, банковский процент на кредиты и др.)- Вместе с тем большую роль на развитие отрасли оказывают и социально-экономические факторы: распределение населения по уровню доходов, уровень образования, образ жизни, возрастная структура, соотношение городского и сельского населения (городское население более подвижно), образ жизни, уровень преступности, развитие туризма и тп. [4].

Естественно также, что состояние отрасли непосредственно зависит от законодательства (налоговое и трудовое законодательство, правила лицензирования, санитарно-гигиенические требования, правила пожарной безопасности, законы о правах потребителей и др.)

Помимо общеэкономических и демографических факторов на экономику отеля сильное влияние оказывают и ряд специфических факторов. В настоящее время самым внушительным таким фактором является терроризм. Крупные террористические акты, такие как расстрел террористами туристов в Египте или разрушение небоскребов в Нью-Йорке, немедленно вызывают резкое снижение загрузки гостиниц в регионе, подвергнувшемся нападению террористов. Правда, опыт показывает, что туристические потоки в эти регионы восстанавливаются уже через 2-3 года, однако за это время многие гостиницы могут и обанкротиться.

Экономический кризис в стране, естественно, прекращает иностранные инвестиции и снижает экспорт товаров в эту страну, что приводит к уменьшению числа бизнес-туристов в отелях. На загрузку отелей в курортных регионах влияют довольно быстро меняющаяся мода на отдых, трудности получения визы, условия работы транспортных компаний.

В условиях рыночной трансформации экономики организационно - экономическая структура санаторно-курортного комплекса осталась, примерно прежней. Относительную устойчивость функционирования обеспечивает за счет поддержания низкого уровня цен, обеспечения круглогодичной стабильной загрузки и получения за счет этого устойчивого дохода, высококвалифицированного кадрового потенциала. Достижение целей развития курортного комплекса возможно по двум основным направлениям:

1) повышение эффективности использования имеющейся курортной базы, ее реконструкция и модернизация, совершенствование системы управления;

2) создание новых конкурентоспособных курортных объектов, включающих в себя различные учреждения отдыха и туризма, а также объектов инфраструктуры, природоохранных сооружений и сопутствующих производств. Достижение этих целей возможно лишь в случае активного привлечения инвестиций, поскольку средств самих собственников хватает лишь на поддержание жизнеспособности здравниц. [5]

В условиях современной экономики производственный и экономический потенциал санаторно-курортного комплекса не может эффективно использоваться и воспроизводиться, если не будет сформирован эффективный хозяйственный механизм управления инвестиционно-инновационной деятельностью санаторно-курортных организаций.

Инновационный механизм – это блочная система, важной составляющей которой является механизм управления инновационной деятельностью. Последний обладает основными чертами инновационного механизма и в то же время имеет свою специфику. Специфика механизма управления инновационной деятельностью определяется особенностями процесса воспроизводства экономического и производственного потенциала и ведения инновационной деятельности в конкретных экономических условиях.

Разработка механизма управления инновационной деятельностью является одной из важнейших задач санаторно-курортных организаций. Решение этой задачи позволит организациям санаторно-курортной сферы не просто остаться «на плаву», но и добиться желаемых результатов и от инновационной деятельности, и от всей хозяйственной деятельности в целом. Только оптимальное сочетание всех основных функций делает управление процессами ведущей интегрирующей силой наиболее активного действия факторов развития инноваций [5].

2.1 Современное состояние курортов Краснодарского края

Курортно-туристский комплекс Краснодарского края - это 1040 здравниц и более 400 туристских предприятий. Здравницы в период максимального развертывания могут принимать 10 тысяч отдыхающих (это треть емкости всех курортов России). Частный сектор в летнее время может принять около 100 тысяч неорганизованных (без путевок) отдыхающих [10].

Многие районы Краснодарского края имеют перспективы по привлечению не только российских, но и иностранных туристов. Туристов из-за рубежа там может привлечь экотуризм - обычный отдых на селе, великолепная пасека, конные прогулки. Еще один вид туризма, который вполне может быть реализован на Кубани, – это агротуризм. Если создать привлекательные объекты, это даст новые вливания в бюджет Краснодарского края, поможет поддержать фермерские хозяйства. Жители мегаполисов уже готовы платить за возможность съесть огурчик прямо с грядки. В мире сейчас проявляется большой интерес к круглогодичным курортам. Поэтому, безусловно, большие перспективы на будущее имеет развитие Сочи как курорта международного значения, на котором туристы могут отдыхать круглый год [10].

Его уникальное расположение позволяет сочетать морской отдых с отдыхом в горах, катанием на лыжах [A]. Правительство РФ в сотрудничестве с Заявочным комитетом Сочи-2014, администрациями города Сочи и Краснодарского края и всеми заинтересованными ведомствами разработали концепцию Федеральной целевой программы «Развитие города Сочи, как горно-климатического курорта». В связи с этим ведется строительство гостиниц, значительно увеличится номерной фонд. Запланировано построить дополнительно более 5 тысяч мест размещения категории 3-5 звезд. Из Сочи осуществляются рейсы в Венецию, Барселону, Флоренцию. Возрожден маршрут Одесса – Ялта – Стамбул – Одесса. Особое внимание власти уделяют реконструкции порта в Сочи, которую планируют завершить к Олимпиаде 2014 года. На проект выделено 9 млрд руб. Кроме того следует отметить, что итальянцы проявили большой интерес к Апшеронскому району. Они собираются спроектировать всю горнолыжную структуру в Лагонакском нагорье. К горнолыжным спускам Мостовского района проявляют интерес немецкие инвесторы. Перспективы для привлечения иностранцев имеет и Горячий Ключ, славящийся своей красивой природой и экологически чистым воздухом. В июне 2009 г. здесь открывается уникальный новый объект показа – первый и единственный в России геопарк. Также необходимо обратить внимание на подготовку инструкторов-проводников. До 10 мая 2012 года в Апшеронском, Мостовском, Лабинском, Северском, Абинском и Отрадненском районах должны быть подготовлены по 10 таких специалистов. Кроме этого, на территориях этих муниципальных образований, а также в Краснодаре и Горячем Ключе находится свыше 170 объектов турпоказа. У районов и городов есть большие перспективы для развития и организации экскурсионной деятельности. На данный момент в крае идет реализация краевой целевой программы, предусматривающей совершенствование законодательного и нормативного обеспечения деятельности санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края. Стратегической целью Концепции является формирование условий для создания на территории Краснодарского края современного, конкурентоспособного и высокоэффективного санаторно-курортного и туристского комплекса, доступного для всех слоев населения страны. Данная Концепция явилась основой для реализации долгосрочной краевой целевой программы "Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края" на 2011 2015 годы. Общий объем финансирования Программы составляет 922553,6 тыс. рублей, в том числе: а счет средств федерального бюджета 92834,0 тыс. рублей; за счет средств краевого бюджета 824540,0 тыс. рублей, из них: 2011 год 38817,0 тыс. рублей; 2012 год 130070,0 тыс. рублей; 2013 год 127953,0 тыс. рублей; 2014 год 158300 тыс. рублей; 2015 год 169400,0 тыс. рублей. Планируется привлечение средств местных бюджетов в сумме 5179,6 тыс. рублей, из них: 2011 год 4754,6 тыс. рублей; 2012 год 125 тыс. рублей; 2014 год 300,0 тыс. рублей [12].

Реализация мероприятий Программы позволит к 2015 году:

1. увеличить количество туристов более чем на 17%, что составит около 14,0 млн человек.

2. увеличить объем инвестиций в основной капитал, направленный на развитие организаций санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края, в раза, что составит около 30 млрд рублей к 2015 году.

3. увеличить доход (объем услуг) организаций санаторно-курортного комплекса – организованного сектора, а также неорганизованного сектора малых предприятий и индивидуальных предпринимателей более чем в 1,5 раза, что составит около 90,0 млрд рублей.

4. увеличить объем налоговых поступлений в краевой консолидированный бюджет от отраслевых предприятий за 5 лет до 7 - 8 млрд рублей;

5. увеличить удельный вес туристской добавленной стоимости в валовом региональном продукте Краснодарского края до 17%.

Реализация мероприятий Программы позволит:

1. сформировать условия для создания на территории Краснодарского края современного, высокоэффективного и конкурентоспособного санаторно- курортного и туристского комплекса, доступного для всех слоев населения;

2. повысить качество предоставляемых санаторно-курортных и оздоровительных услуг;

3. превратить санаторно-курортный и туристский комплекс края в социально и экономически значимую отрасль экономики;

4. улучшить экологию курортов, обеспечив экологическую безопасность населения на уровне национальных и международных стандартов, а также сохранить и рационально использовать природные лечебные ресурсы (минеральные воды, лечебные грязи, лечебный климат и другое), лечебно-оздоровительные местности и курорты;

5. создать условия для поддержки и развития въездного, внутреннего и социального туризма.

Для привлечения в Краснодарский край иностранных туристов администрация края проводит активную политику по продвижению туристической привлекательности региона на Запад. Необходимо отметить, что проблема привлечения инвестиций является жизненно важной для края.

Создание благоприятного инвестиционного климата является приоритетной задачей социально-экономического развития санаторно-курортного и туристского комплекса края. Для реализации поставленной задачи исключительно важное значение приобретает наличие законодательства Краснодарского края, обеспечивающего прозрачность инвестиционного процесса, стабильность правового поля, защиту прав инвестора как собственника и льготные условия функционирования предприятий в период реализации инвестиционного проекта. В связи с вышеназванным необходимо продолжить работу по совершенствованию законодательства Краснодарского края, стимулирующего инвестиционную деятельность.

2.2 Средства краевого бюджета направляемые на развитие санаторно-курортного комплекса

Правительство РФ в сотрудничестве с Заявочным комитетом Сочи-2014, администрациями города Сочи и Краснодарского края и всеми заинтересованными ведомствами разработали концепцию Федеральной целевой программы «Развитие города Сочи, как горно-климатического курорта». В связи с этим ведется строительство гостиниц, значительно увеличится номерной фонд. Запланировано построить дополнительно более 5 тысяч мест размещения категории 3-5 звезд. Из Сочи осуществляются рейсы в Венецию, Барселону, Флоренцию. Возрожден маршрут Одесса – Ялта – Стамбул – Одесса. Особое внимание власти уделяют реконструкции порта в Сочи, которую планируют завершить к Олимпиаде 2014 года. На проект выделено 9 млрд руб. Кроме того следует отметить, что итальянцы проявили большой интерес к Апшеронскому району. Они собираются спроектировать всю горнолыжную структуру в Лагонакском нагорье. К горнолыжным спускам Мостовского района проявляют интерес немецкие инвесторы [20].

Перспективы для привлечения иностранцев имеет и Горячий Ключ, славящийся своей красивой природой и экологически чистым воздухом. В июне 2009 г. здесь открывается уникальный новый объект показа – первый и единственный в России геопарк. Также необходимо обратить внимание на подготовку инструкторов-проводников. До 10 мая 2012 года в Апшеронском, Мостовском, Лабинском, Северском, Абинском и Отрадненском районах должны быть подготовлены по 10 таких специалистов. Кроме этого, на территориях этих муниципальных образований, а также в Краснодаре и Горячем Ключе находится свыше 170 объектов турпоказа. У районов и городов есть большие перспективы для развития и организации экскурсионной деятельности. На данный момент в крае идет реализация краевой целевой программы, предусматривающей совершенствование законодательного и нормативного обеспечения деятельности санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края. Стратегической целью Концепции является формирование условий для создания на территории Краснодарского края современного, конкурентоспособного и высокоэффективного санаторно-курортного и туристского комплекса, доступного для всех слоев населения страны. Данная Концепция явилась основой для реализации долгосрочной краевой целевой программы "Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края" на 2011 - 2015 годы. Общий объем финансирования Программы составляет 922553,6 тыс. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 92834,0 тыс. рублей; за счет средств краевого бюджета - 824540,0 тыс. рублей, из них:

2011 год- 38817,0 тыс. рублей; 2012 год- 130070,0 тыс. рублей; 2013 год- 127953,0 тыс. рублей; 2014 год- 158300 тыс.   рублей; 2015 год - 169400,0 тыс. рублей.

Планируется привлечение средств местных бюджетов в сумме 5179,6 тыс. рублей, из них:

2011 год- 4754,6 тыс. рублей; 2012 год- 125 тыс. рублей; 2014 год - 300,0 тыс. рублей

Реализация мероприятий Программы позволит к 2015 году: 1. увеличить количество туристов более чем на 17%, что составит около 14,0 млн человек. 2. увеличить объем инвестиций в основной капитал, направленный на развитие организаций санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края, в раза, что составит около 30 млрд рублей к 2015 году; 3. увеличить доход (объем услуг) организаций санаторно-курортного комплекса – организованного сектора, а также неорганизованного сектора малых предприятий и индивидуальных предпринимателей более чем в 1,5 раза, что составит около 90,0 млрд рублей [20].

2.3 Продвижение курортов Краснодарского края

Краснодарский край - один из наиболее привлекательных в туристическом плане регионов России. Однако отдых там, в основном сезонный - летом наплыв туристов, а зимой - затишье. И если сейчас эта ситуация еще более-менее приемлема, то после проведения в Сочи зимних Олимпийский игр  2014, огромное количество гостиничных и развлекательных комплексов, которые сейчас строятся на территории в Сочи и пригородах, могут оказаться невостребованными, и срок их окупаемости, по подсчетам экономистов, может составить более 10 лет. Разумеется, нет смысла ждать 2014 года, чтобы потом хвататься за голову и в оперативном порядке решать, что же со всем этим делать. Гораздо полезнее будет уже сейчас начать программу по продвижению Краснодарского края как круглогодичного курорта, тем более что все предпосылки для этого есть 10 это и великолепные горные склоны, и удивительная природа, и благодатный климат, и целебные минеральные источники, и культурное наследие, и развлекательные комплексы, и развитая и продолжающая развиваться инфраструктура [11].

Основной проблемой в перепозиционировании края является предвзятое отношение к нему туристов - многие даже не думают об этом регионе, как о месте, куда можно поехать на новогодние праздники, например, или в зимние каникулы с детьми. Также нужно учесть, что и туристические фирмы начинают предлагать туры в Краснодарский край только ближе к лету, да стоимость проживания в отелях в основном размещают за летний период. Все это вкупе создает впечатление, что Кубань как бы «замирает» на холодный сезон в ожидании тепла, притока туристов и, соответственно, денежных средств. Следовательно, работу по перепозиционированию региона нужно вести по трем направлениям:

расширение предложений турфирм по отдыху в холодное время года;   изменение информации, подаваемой гостиничными комплексами. Изменение мнения о регионе дело довольно непростое, поскольку годами складывавшийся стереотип нельзя в один день сломать и заставить людей думать по-новому. Здесь необходим комплексный подход:

1. Создание ряда публикаций в крупнейших общих и специализированных СМИ, с информацией о развитии региона, новых развлекательных комплексах, улучшенных условиях проживания, уникальных природных ресурсах, горных склонах и так далее. Наиболее удачными вариантами будет размещение подобных статей в таких журналах, как «Следопыт» и «Вокруг Света», а также создание сюжета о Краснодарском крае с акцентом на зимний отдых в передачах, типа «Непутевых заметок». Доверие туристов к этим каналам достаточно велико, к тому же там есть возможность не только рассказать, но и красочно показать все прелести зимней Кубани.

2. Размещение статей в интернете, на форумах, в блогах, на сайте Федерального агентства по туризму, а также на крупнейших туристических сайтах. Информация на форумах и в блогах должна быть представлена в наиболее непринужденной форме, от лица «счастливого туриста».

3. Проведение инструктажа с работниками гостиничных комплексов по поводу условий проживания, а также выдача им всей необходимой информации по зимнему досугу в окрестностях расположения комплекса. Также необходимо размещать информацию об условиях проживания в гостиничных комплексах на весь год.

4. Создание специальных событий, способных привлечь туристов в регион, как, например, различные фестивали и открытия сезона, которые проводятся летом. В Сочи уже проводится одно мероприятие, которое может привлечь туристов - фестиваль пива «Море пива в Сочи», - правда, освещают его слабо, а потому и туристов он привлекает разве что из соседних городов [11].

Для холодного времени года можно организовать такие мероприятия, как:

 осенний карнавал или весенние пляски,  открытие лыжного сезона,  новогодние мероприятия,  празднования юбилеев городов,  проведение чемпионатов по зимним видам спорта,  проведение праздников снежных замков и реконструкций событий прошлых лет,

проведение дней какой-либо страны с организацией представлений на национальные темы и приглашением представителей этой страны.

Специальные события необходимы региону,  именно  они,  наряду с продвижением горнолыжных комплексов, будут способствовать круглогодичному притоку туристов. Событийный туризм еще достаточно слабо развит в нашей стране, однако, это не означает, что он не прибылен, главное, чтобы мероприятия были должным образом освещены в СМИ и хорошо организованы, ведь даже небольшая оплошность в организации может привести к тому, что публикации будут иметь негативный характер и только понизят имидж мероприятия и курорта в целом.

5. Организация пресс-туров, как для работников турфирм, так и для потенциальных туристов. И в том, и в другом случае это могут быть рекламные акции. Для работников турфирм - в качестве поощрения лучшему работнику месяца, например, а для туристов - в качестве приза за участие в каком-либо розыгрыше. Например, можно сотрудничать с компанией «Кока-Кола» и разместить акцию на бутылках воды «Аква-Минерале», так как там в основном разыгрываются путешествия, причем на необычные курорты.

Как и специальные события, пресс-туры, хоть и обходятся достаточно дорого, зато помогают эффективно привлекать туристов - довольные туристы с удовольствием будут делиться впечатлениями со своими друзьями, родственниками и даже просто коллегами по работе, а те, в свою очередь, первым делом вспомнят именно Краснодарский край, когда будут решать, где отдохнуть осенью или зимой.

Иногда пресс-туры проводят для журналистов с целью получения от них хороший статей с положительными отзывами о месте отдыха. В этом случае крайне важна хорошая организация поездки, а также согласование времени тура с проведением каких-либо мероприятий, поскольку если поездка пройдет неактивно, то журналисту попросту нечего будет написать в статье, а заказные статьи, «высосанные из пальца», редко бывают качественными и резко понижают имидж курорта.

6. Организация выставок и семинаров, касающихся туризма, желательно, международного масштаба. И, разумеется, участие во всевозможных выставках, например, в московских выставках MITT «Путешествия и туризм» и ярмарках MITF петербургских - INWETEX-CIS Travel Market и «Курорты», сочинских - «Курорты и Туризм» и «Спорт. Экстрим. Активный отдых». Это еще один действенный способ не просто заявить профессиональной общественности, но и показать себя именно с той стороны, с какой нужно. К тому же, опять-таки, доверие к материалам, выпущенным по итогам таких мероприятий, очень высоко. В целом, необходимо помнить, что только комплексный подход будет иметь положительный результат. Важно уделять внимание всем мелочам и следить за развитием событий, чтобы во время реагировать на изменяющуюся ситуацию и действовать соответственно. Важно все: и то, какие материалы представят СМИ, и то, как будут работать сотрудники гостиничных комплексов, встречая туристов, и то, какие будут горнолыжные склоны, и то, как будут организованы специальные мероприятия, и то, попадут ли на них приглашенные по пресс-туру [11].

3. Перспективы развития курортов

В целях решения проблем развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края в 2011 - 2012 годах реализовались мероприятия долгосрочной краевой целевой программы «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края» на 2011- 2017 годы, утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края [10].

Основными целями Программы являются: комплексное развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края; создание условий для повышения инвестиционной привлекательности курортов Краснодарского края; создание условий для круглогодичного функционирования предприятий санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края и обеспечения доступности отдыха и лечения для широких слоев российских и иностранных граждан; создание условий для обеспечения конкурентоспособности санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края; поддержка проектов создания туристских кластеров в Краснодарском крае; участие в установленном законодательством порядке в создании горноклиматического курорта Лагонаки. Для реализации поставленных целей предусматривается решение следующих основных задач: продвижение санаторно-курортных и туристских возможностей Краснодарского края с применением рекламно-информационных технологий; повышение квалификации специалистов санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края; улучшение экологической обстановки на курортах Краснодарского края; создание комплекса обеспечивающей инфраструктуры туристских кластеров в Краснодарском крае, в том числе: системы электроснабжения, связи, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения, водоотведения, транспортная инфраструктура, а также благоустройство общественных пространств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании проведенного анализа влияния экономических факторов на развитие санаторно-курортного комплекса Краснодарского края можно сделать следующие выводы .
На современном этапе развитие санаторно-курортной сферы Краснодарского края возможно только при оказании ей поддержки со стороны законодательных и исполнительных государственных органов - как федеральных, так и краевых. Поддержка со стороны государственных органов должна заключаться в: формирование положительного имиджа санаторно-курортного комплекса Краснодарского края, как в Российской Федерации, так и за ее пределами; обеспечение равных возможностей различным санаторно-курортным предприятиям в области использования лечебных природных ресурсов; предоставление определенных льгот при реализации инновационных проектов предприятиями санаторно-курортного комплекса; обеспечение притока инвестиций в развитие рекреационных территорий; осуществление долгосрочного кредитования предприятий санаторно-курортной сферы.

При определении перспектив развития санаторно-курортного комплекса необходимо учитывать экономическую сущность природных факторов, изменить существующие подходы к определению рекреационной емкости курортов и перейти к комплексному использованию рекреационных территорий. Практически все администрации курортных городов и районов края при предоставлении для строительства земельных участков требуют от потенциальных инвесторов участия в развитии общекурортной инфраструктуры. Дополнительные расходы зачастую делают невыгодным реализацию предполагаемого инвестиционного проекта. Из чего следует, что в инвестициях нуждаются не столько предприятия санаторно-курортной сферы, сколько инфраструктура рекреационных территорий и, прежде всего коммунальное хозяйство курортных районов.

В отношении стимулирования притока инвестиций в рекреационную сферу Краснодарского края представляется целесообразным разработка краевой рекреационной инвестиционной программы, предусматривающей направление инвестиций в развитие коммунального хозяйства, с привлечением таких инвесторов как Пенсионный фонд и страховые организации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Гуляев В. Г. Туризм: Экономика и социальное развитие. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 304 с. 9 экз.

2. Дымченко А.С. Организационно-экономические основы управления развитием рынка санаторно-оздоровительных услуг: канд. дис. – Кисловодск: КИЭП, 2002.

4. Кирюхин В.В. Экономика и управление в сфере услуг//Проблемы современной экономики.-2007.-№3(23).

5.  Стремоусов С.Г. Организационно-экономические факторы обеспечения конкурентоспособности предприятий и организаций санаторно-курортной сферы: Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – Кисловодск: НОУ ВПО «Кисловодский институт экономики и права, 2004

6. Азар В.И. Экономика и организация туризма. — М.: Профиздат, 1993.

7. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 1999.

8. Курортно-туристский комплекс Краснодарского края в 2000-2001 году. Краснодарский краевой комитет государственной статистики. [Электорнный ресурс] URL: http://www.krsdstat.ru/

9. Федеральное агентство по туризму. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года. — М., 2008. [Электорнный ресурс] URL: http://www.garant.ru/

10. Хряков, В.С. Санаторно-курортный комплекс: социально-экономические аспекты функционирования и развития / В.С. Хряков. -  М.: Человек и Труд. – 2007. - № 1. – С.7-9.

11. Мосеев О. PR-технологии в туризме

12. Постановление от 11 октября 2013 года № 1168 «Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса» на 2014 — 2017 годы».

13. Закон Краснодарского края от 07.08.2000 N 305-КЗ (ред. от 03.07.2012) "О порядке установления цен (тарифов) на услуги, оказываемые государственными унитарными предприятиями Краснодарского края и государственными учреждениями Краснодарского края на территории Краснодарского края"

14. Постановление от 27 мая 2010 г. N 400 «Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы "развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края" на 2011 - 2015 годы».

15. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»

16. Журнал проблемы современной экономики статья «Основы формирования курортно-санаторного и туристического бизнеса». [Электорнный ресурс] URL: http://www.m-economy.ru/

17. Электронный научный журнал "Экономика и финансы организаций и государства" [Электорнный ресурс] URL: http://www.science-community.org

18. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat [Электронный ресурс] URL: http://www.dissercat.com

19. [Электронный ресурс] URL: http://www.russiatourism.ru

20. [Электронный ресурс] URL: /http://krsdstat.gks.ru

21. [Электронный ресурс] URL: /http://ekonomika-predpr.ru

22. Курортно-туристический комплекс Краснодарского края 2005-2009 статистический сборник

ПРИЛОЖЕНИЕ A

Сочи: морской отдых, отдых в горах, катание на лыжах.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ КУРОРТОВ КУРАСНОДАРСКОГО КРАЯ