Оценка уровня развития скоростно-силовых способностей у гандболисток команды БГУФК «Виктория-регия»
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
СПОРТИВНО ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ СПОРТИВНЫХ ИГР И ЕДИНОБОРСТВ
КАФЕДРА СПОРТИВНЫХ ИГР
Дипломная работа
Тема: Оценка уровня развития скоростно-силовых способностей у гандболисток команды БГУФК «Виктория-регия».
Исполнитель:
студентка 4 курса 141 группы
Соловей В.А.
Pуководитель:
старший преподаватель
Кармалыс Р.Д.
Работа защищена на__________ «_____» ________________2013 года
Протокол №_____ от «_____» _________________________2013 года
2013
ВВЕДЕНИЕ
Развитие физических способностей является главной задачей, решаемой в процессе спортивной тренировки, как для успешной спортивной и соревновательной деятельности, так и для повышения спортивного мастерства.
Как известно, в любом виде спорта основное внимание отводится на развитие тех физических качеств, которые являются ведущими в избранной спортивной деятельности. Координационные и скоростно-силовые способности являются главной составляющей игровых видов спорта, так как они обеспечивают максимальный прирост и повышение спортивных результатов. Поэтому в первую очередь следует уделять внимание развитию скоростно-силовых и координационных способностей, поскольку именно в результате естественных темпов прироста определенных качеств наблюдается высокая адаптация организма к тренировочным воздействиям, которые связаны с их развитием.
Скоростно-силовые способности, как подсказывает уже само их название, являются своего рода соединением силовых и скоростных способностей. В основе их лежат функциональные свойства мышечной и других систем, позволяющие совершать действия, в которых наряду со значительной механической силой требуется и значительная быстрота движений.
Практически при выполнении скоростно-силовых действий специфическая трудность состоит именно в том, чтобы совместить на достаточно высоком уровне проявление силовых и скоростных двигательных возможностей. При этом, чем значительнее внешнее отягощение, тем больше действие приобретает силовой характер; чем меньше отягощение, тем больше действие становится скоростным [12].
Не маловажным моментом является определение уровня развития скоростно-силовых способностей на всех этапах спортивной подготовки с целью получения объективной информации об эффективности учебно-тренировочного процесса и, при необходимости, своевременного внесения коррективов.
Для определения уровня развития скоростно-силовых способностей могут использоваться следующие контрольные упражнения: прыжки через скакалку, подтягивания, отжимания на параллельных брусьях, от пола или от скамейки, поднимание туловища из положения лежа с согнутыми коленями, прыжок в длину с места с двух ног, тройной прыжок с ноги на ногу (вариант только на правой и только на левой ноге), прыжок вверх со взмахом (и без взмаха рук (определяется высота выпрыгивания), метание набивного мяча (1 3 кг) из различных исходных положений двумя и одной рукой и т.д. Критериями оценки скоростно-силовых способностей служат число подтягиваний, отжиманий, дальность метаний (бросков), прыжков и т.п.
По большинству из этих контрольных испытаний проведены исследования, составлены нормативы и разработаны уровни (высокий, средний, низкий), характеризующие разные силовые возможности [23].
ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА ПО ДАННЫМ ЛИТЕРАТУРЫ.
Значение физической подготовки в общей системе подготовки спортсменов.
Совершенствование системы подготовки спортсменов различной квалификации сохраняет свою актуальность и в настоящее время.
Несмотря на то, что научные основы теории и методики спортивной тренировки были сформулированы в работах таких ведущих ученых как Д.Харре [22], Л.П.Матвеев [11], В.В.Петровский [17], Н.Г.Озолин [16], Ю.В.Менхин [13], В.Н.Платонов [18] и другие, они до сих пор требуют систематического развития, дополнения новыми знаниями, касающимися конкретных видов спорта, уровня спортивного мастерства, а также различных сторон подготовленности спортсменов (технико-тактической, физической, психологической).
Как считает Ю.В.Верхошанский [3], дальнейшее повышение высокого уровня достижений современных спортсменов требует кардинального усовершенствования всей системы их подготовки.
И хотя в содержании спортивной тренировки принято различать физическую, техническую, тактическую, психологическую подготовку, спортивный результат обеспечивается единством их проявления, тем более, что в каждом случае соревновательной деятельности эти виды подготовленности спортсмена выступают в тесной взаимосвязи. Исключительно высокая напряженность соревновательной борьбы, связанная с возросшей плотностью спортивных достижений участников крупнейших состязаний, неизмеримо повысила требования к качеству и стабильности физической подготовки. Физическая подготовка на данном этапе развития спорта достигла такого уровня, что дальнейшее повышение ее эффективности становится весьма сложной задачей. Ведущее значение физической подготовленности спортсменов М.Я.Набатникова [14], Н.Фомин, [21], Л.П.Матвеев [11] связывают с использованием в тренировочном процессе больших физических нагрузок, для выполнения которых необходим высокий функциональный потенциал [4].
Центральное место физической подготовленности определяется также тем, что другие стороны подготовленности спортсменов (технико-тактическая, психологическая) реализуются одновременно и в зависимости от уровня развития двигательных качеств, физического развития и функционального потенциала организма, что определяет сущность физической подготовленности. Учитывая взаимосвязь всех сторон подготовленности спортсмена, можно говорить о том, что от уровня физической подготовленности зависит успешное освоение разнообразных двигательных навыков, что лежит в основе технической подготовленности [11, 20, 25]. Всесторонняя физическая подготовленность создает практическую базу для эффективной реализации тактических задач.
То, что физическая подготовка имеет большое значение в общей системе подготовки спортсмена, определяется уже тем, что она, наряду с технической, тактической и психической подготовкой названа относительно самостоятельной стороной, или разделом подготовки в общей системе подготовки спортсмена. Об этом пишет ведущий ученый в сфере физической культуры и спорта Л.П.Матвеев [12]. Его дословное высказывание по этому вопросу следующее: «В аспекте избирательно-направленного обеспечения основных слагаемых подготовленности спортсмена различают его физическую, психическую, техническую и тактическую подготовку». Физическую подготовку в качестве самостоятельного раздела подготовки выделяют большинство авторов, характеризующих систему подготовки или тренировки спортсмена [7,8,20,21,24].
Правда, Л.П.Матвеев отмечает не только правомерность выделения физической и других сторон подготовки в качестве самостоятельных разделов подготовки, но и относительность такого разграничения видов подготовки в общей ее системе. Об этом он пишет следующее: «Их разграничения относительны, поскольку в действительности характеризуют нечто расчлененное, а лишь в определенном отношении отличающиеся стороны одного и того же комплексного процесса, которые реально не только взаимосвязаны, но как бы переходят друг в друга в динамике. В то же время они отнюдь не сводятся друг к другу. Причем, если нарушается их необходимое соотношение - это чревато ущербом для целостного эффекта подготовки».
Современный гандбол является атлетической спортивной игрой, требующей высокой физической подготовленности занимающихся [7,10].
Чрезвычайно важен в гандболе широкий арсенал двигательных навыков, позволяющий решать новые двигательные задачи, что крайне необходимо как в нападающих, так и защитных действиях игроков.
Физическая подготовленность определяет общую работоспособность. При высоком уровне физической подготовленности спортсмен приобретает способность выполнять больший объём работы, повышая эффективность и скорость восстановления после больших физических нагрузок, а также в интервалах между ними.
Учёные в этой области пришли к мнению о том, что физическая подготовка на определённых этапах должна быть специализированной. Поэтому в 1970г. было предложено физическую подготовку разделять на общую и специальную. Такое предложение было связано с представлениями о том, что адаптационные изменения, происходящие под влиянием воздействия тренировочных нагрузок, специфичны и, следовательно, физические способности спортсмена должны быть сформированы адекватно для овладения избранной им спортивной деятельности [4].
Если общая физическая подготовка (ОФП) ориентирована на гармоничное развитие двигательных качеств, физического развития и создания функционального потенциала, то специальная физическая подготовка (СФП) направлена на развитие двигательных качеств строго в соответствии с требованиями, предъявляемыми спецификой конкретного вида спорта и особенностями соревновательной деятельности в нём.
Физическая подготовка это педагогический процесс, направленный на развитие качеств, возможностей органов и систем у спортсменов. Повышение уровня развития этих качеств и возможностей организма создает благоприятные предпосылки для овладения навыками игры для эффективного их применения в соревновательной деятельности. Физическая подготовка теснейшим образом связана с другими видами подготовки, как-то технической, тактической, психологической. В совокупности все названные виды подготовки составляют систему подготовки спортсменов [1, 10, 19].
Характеристика общей физической подготовки
По мнению ведущих ученых в области гандбола [6, 7, 9, 10, 22], общая физическая подготовка (ОФП) как вид подготовки - это система физических упражнений, направленная на развитие всех физических качеств выносливости, силы, ловкости, гибкости, скорости в их гармоничном сочетании. ОФП не спорт, но не в одном виде спорта без неё не обойтись. И чем выше уровень спорта, тем большее внимание уделяется ОФП.
ОФП это способ развития и сохранения физических качеств. Процессы, которые обеспечивают проявление физических качеств, идут в нашем организме на молекулярном и более высоком уровне, но приводят к изменениям не только физиологическим, но и анатомическим, то есть увеличению объёма мышц, их эластичности, силы и скорости сокращения. Усиленная мышечная деятельность вынуждает работать с дополнительной нагрузкой сердце, лёгкие и другие органы и системы нашего организма, тем самым повышая функциональные возможности, его сопротивляемость к нагрузкам различной мощности и интенсивности.
Основной задачей общей физической подготовки гандболистов является повышение работоспособности организма [8].
Главная цель ОФП это обучение, закрепление и совершенствование физических качеств, в зависимости от физической подготовленности игрока. Используемые в теории и методике физической культуры понятия о физических качествах очень удобны для классификации многообразных тренировочных средств, и по существу являются критериями качественной оценки двигательных возможностей спортсмена. Специалисты физической культуры и спорта определили пять основных двигательных качеств: силу, быстроту движений [скорость], координацию движений [ловкость], гибкость и выносливость.
Современные понятия о физических [двигательных] качествах основываются на общих характеристиках проявления двигательных возможностей спортсмена и определяются двумя группами факторов: врождёнными [биологическими] и приобретенными за счёт общей физической подготовки.
Если сказать проще, то есть две категории спортсменов: одни, начиная с детского спорта обучают, закрепляют и затем только совершенствуют физические качества. Другие же, начиная с детского спорта, только совершенствуют свои физические качества. В спорте, в частности в гандболе игроки, наделённые физической одарённостью, становятся со временем формальными и не формальными лидерами команды.
Л.П. Матвеев [11] считает, что ОФП создаёт предпосылки для решения задач СФП и обуславливает в единстве с другими сторонами подготовки общий подъём функциональных возможностей организма спортсмена, всестороннее развитие его двигательных качеств и приобретение навыков, необходимых как в спорте, так и в жизненной практике.
Но даже функциональный потенциал организма, приобретённый в процессе ОФП, является лишь необходимой предпосылкой для успешного совершенствования в том или ином виде спорта, однако сам по себе не может обеспечить достижения высоких спортивных результатов без последующей корректировки функциональной базы средствами специальной физической подготовки [12].
Физические упражнения, используемые в ОФП, должны осваиваться спортсменом лишь в той мере, в какой необходимо для прогресса в избранном им виде спорта.
В отличии от СФП, ОФП связана с процессом специализации не прямо, а косвенно: она не вооружает спортсмена навыками избранного вида спорта, не развивает и способностей, специфичных для данного вида спорта. Её назначение заключается в другом она создаёт базу спортивной специализации путём овладения разнообразными двигательными навыками как сходными с двигательными навыками избранного вида спорта, так и отличными от них. Этим то и обеспечивает такое физическое развитие, которое необходимо для достижения оптимального выполнения конкретных задач СФП.
1.1.2. Специальная физическая подготовка в общей системе подготовки гандболистов
Специальная физическая подготовка направлена на развитие физических качеств и способностей, специфических для игры в гандбол [23]. Задачи ее непосредственно связаны с обучением технике и тактике игры.
Средствами специальной физической подготовки являются подготовительные упражнения, развивающие специальные физические качества, такие как прыгучесть, быстрота выполнения беговых упражнений, бросковых движений, акробатическая ловкость, прыжковая выносливость, подвижность рук в лучезапястном и плечевом суставах, гибкость позвоночника. С помощью таких упражнений создаются предпосылки для лучшего овладения техническими приемами гандбола (ловля, передача, бросок, блокирование), совершенствования мастерства их выполнения. Названные упражнения являются своеобразным фундаментом для достижения высокого уровня в технико-тактическом мастерстве [8].
Таким образом, определяя место и значение специальной физической подготовки в общей системе подготовки гандболистов, следует отметить, что эта подготовка сводится к решению лишь одной группы задач учебно-тренировочного процесса. Однако эта группа задач тесно связана со всем комплексом задач системы подготовки гандболистов. Ее с полным основанием можно назвать базисной.
Специальная физическая подготовка в большей степени связана с технической подготовкой, так как используемые в ней средства близки по форме к основным техническим приёмам игры. Поэтому эта сторона подготовки совершенствует форму новых движений, адекватную ей степень приложения усилий в различных фазах, координацию движений, быстроту овладения двигательными навыками, их устойчивость, приспособляемость к изменяющимся условиям тренировочных и соревновательных нагрузок.
Современный подход к значению СФП просматривается в работе
Ю.В. Верхошанского [3]. Он считает, что до сих пор задачи СФП обычно ограничивались развитием специализированных двигательных качеств. Считалось целесообразным развивать их с помощью узко направленных средств и только затем интегрировать в некую структуру при выполнении определённого упражнения. Средства СФП подбирались по внешнему сходству. По мере изучения закономерностей процесса становления спортивного мастерства и морфофункциональной специализации организма спортсмена в ходе многолетней тренировки в связи с первыми шагами в практической разработке идеи программирования тренировочного процесса, появились новые основания к изменению взглядов на СФП. Становится очевидным, считает автор, что её функция заключается не столько в развитии двигательных качеств, сколько в интенсификации мышечной работы в специфическом для каждого конкретного вида спорта, двигательном режиме с целью активизации процесса адаптации организма к условиям спортивной деятельности. Отсюда особую значимость обретает необходимость объединения средств СФП в относительно самостоятельную систему с конкретно выраженной целевой предназначенностью. Последнее является органической частью общей системы подготовки спортсменов и должна занимать в ней строго определённое место.
Место физической подготовки в системе тренировки гандболистов
Игровая деятельность гандболистов характеризуется богатством содержания и разнообразием действий спортсменов. Комплексный и разносторонний характер упражнений в гандболе требует высокой физической подготовленности спортсменов, а конкретно - развития таких двигательных качеств, как общей и специальной выносливости, силы, быстроты, ловкости. Для эффективного управления их развитием важен комплексный динамический контроль на различных этапах подготовки спортсменов.
Определить значимость физической подготовленности спортсменов особенно в игровых видах спорта возможно при анализе соревновательной деятельности, которая предъявляет максимальные требования к проявлению их физических способностей.
Изучением характеристик соревновательной деятельности занимались и занимаются многие специалисты гандбола [6, 8, 7, 9, 10, и др.].
По данным этих авторов, основу игры в гандбол составляют такие естественные движения как бег, прыжки, метание мяча (броски).
Основное место в гандболе составляет бег, что обусловливается необходимостью применять различные разновидности бега для выбора позиции; кроме того, бег является основой других средств игры прыжков, бросков мяча, ведения мяча, блокирования игрока. По данным разных авторов, гандболист высокой квалификации в процессе игры преодолевает значительные, но разные расстояния. Различия данных объясняются повышением со временем интенсивности игр.
По данным В.И.Изаак [9], гандболисты в нападении за одну игру пробегают 4365 м, в защите - 5800 м, при этом бег на длинные дистанции составляет 750 м, а на короткие - около 1000 м.
Е.И.Ивахин, А.А.Малый, Н.И.Хомутов и др. [6] отмечают, что в среднем дистанция, пробегаемая гандболистами высокой квалификации за одну игру, составляет 5200 м, а отдельные игроки значительно превышают эти показатели (до 6500 м).
Исходя из этих сведений, можно говорить о том, что в системе физической подготовленности гандболистов важную роль играет качество общей выносливости. Последнее подтверждается исследованиями В.Я.Игнатьевой [7, 8]. По их данным, потребление кислорода во время игры достигает у мастеров спорта 4,1 л/мин.-1, что составляет 93,3% от МПК. За игру расходуется до 1500 Ккал. Однако немаловажную роль в соревнованиях играет и скоростная выносливость.
Е.И.Ивахин, А.А.Малый, Н.И.Хомутов и др. [6] в результате анализа соревновательной деятельности установили, что в нападении с ходу и при отходах для защиты своих ворот гандболисты обычно перемещаются рывками по 25-40 м. Большая часть рывков (60 - 65%) выполняется с максимальной скоростью бега по прямой, с изменением направлений, в сочетании с ведением мяча. В нападении против организованной защиты игроки перемещаются короткими рывками (по 10 - 16 м) и преодолевают в среднем за одну игру до 670 метров. В подавляющем большинстве случаев рывки выполняются на максимальной скорости в сочетании с передачей мяча, остановками, ведением мяча, обводкой игроков и бросками мяча в ворота.
В.Цыганок [25] приводит данные игровой деятельности мужской сборной команды Украины по гандболу на чемпионате Европы-2000. Спортсмены в финальных матчах провели 260 атак, при этом ими выполнено 30 быстрых атак. Средний показатель позиционного нападения составляет 267 атак. Последнее подтверждает значение скоростной выносливости в игровой деятельности гандболистов.
Важным является факт большой затраты энергии при остановках после скоростного бега - возникает необходимость погашения развитой инерции собственного тела и приобретения большой начальной скорости при выполнении рывков.
В.Я.Игнатьева [7] отмечает, что гандболисты различной квалификации и игрового амплуа имеют существенные различия в использовании приемов и характера двигательной деятельности в зависимости от тактических функций. Так, рывков в нападении центральный игрок совершает 35, полусредний - 50, крайний - 42, линейный - 43. Рывков в защите центральный игрок совершает 83, полусредний - 74, крайний - 36, линейный - 74.
Количество ускорений в зависимости от игрового амплуа колеблется от 32 (крайний) до 22 (линейный).
Эти сведения позволяют считать, что двигательное качество быстроты также является приоритетным в соревновательной деятельности гандболистов.
Одним из существенных приемов в гандболе является передача мяча, которая осуществляется на близкое, среднее и большое расстояние с короткой и средней амплитудой движения и с различной скоростью. Выполнение передачи мяча связано с расчетом во времени и расстояния, с проявлением большой точности и избирательности.
Броски в гандболе выполняются преимущественно с максимальной силой, что требует значительного развития двигательного качества силы.
Передачи и броски мяча в ворота используются в нападении против организованной защиты. В процессе одной игры, по данным Е.И.Ивахина, А.А.Малого, Н.И.Хомутова [6], каждый гандболист осуществляет в среднем 102 передачи и 12 бросков мяча в ворота. В сумме все игроки команды выполняют до 612 передач и до 70 бросков мяча в ворота. Количество передач и бросков мяча в ворота между игроками распределяется также неравномерно. Это объясняется опять-таки спецификой функций спортсмена в команде, игровыми ситуациями. По данным этих авторов, в современном гандболе игроки второй линии выполняют в два с лишним раза больше передач мяча и бросков мяча в ворота, чем игроки первой линии. В.П.Зотов и А.И.Кондратьев [5] приводят данные восьмилетних наблюдений за играми в международных соревнованиях гандболистов. По их данным, в среднем за игру гандболисты выполняют 100-107 бросков, в том числе: в опорном положении - 4,5%, в прыжке - 31,8%, в падении -8,1% и 7-метровых бросков - 20,2%.
В.Я.Игнатьева [7, 8], анализируя игры гандболистов высокой квалификации, пришла к заключению, что наибольшее количество бросков в игре выполняют центральный разыгрывающий и полусредний. Крайние выполняют только половину количества бросков по сравнению с первыми, а линейные - лишь 25%. Самое большое количество бросков в игре приходится на спортсменов полусредних.
Высокого развития скоростно-силовых качеств требует такой элемент соревновательной деятельности, как прыжок.
Прыжки в гандболе используются как средство перемещения в пространстве в сочетании с бросками мяча в ворота, для овладения высоко летящим мячом, для блокирования мяча в защите.
В течение игры каждый гандболист, по данным Л.А.Латышкевича [10], выполняет в среднем 24-26 разнообразных прыжков. Количество выполняемых прыжков по данным В.П.Зотова и А.И.Кондратьева [5] близко к приведенным, а именно: в среднем - 26-36. По данным В.Я.Игнатьевой [7], количество прыжков в нападении составляет 46, в защите - 16. По количеству прыжков в нападении достоверно отличаются результаты линейного от результатов спортсменов всех других амплуа - линейный, по мнению В.Я.Игнатьевой, редко пользуется прыжками в игре. Редко этим приемом пользуются и крайние защитники.
Таким образом, игровая деятельность гандболистов характеризуется богатством содержания и разнообразием действий спортсменов. Комплексный и разносторонний характер упражнений в гандболе требует высокой физической подготовленности спортсменов, а конкретно - развития таких двигательных качеств, как общей и специальной выносливости, силы, быстроты, ловкости.
Основные направления воспитания скоростно-силовых качеств
Один из основных технических элементов в гандболе - бросок мяча, который применяется при передачах во взаимодействии игроков и поражении ворот противника.
Бросковое действие происходит в скоростно-силовом режиме, показатели которого могут характеризовать специальную подготовленность гандболистов и положительно влиять на техническое мастерство. Существует два направления воспитания скоростно-силовых способностей: одно связано с их совершенствованием в преодолевающем режиме работы, другое в уступающем режиме.
В преодолевающей форме проблема воспитания скоростно-силовых способностей заключается в нахождении оптимального соотношения силы и скорости применительно к соревновательным двигательным действиям. Проблема такого поиска осложняется тем, что скорость движения и преодолеваемое отягощение находятся в обратно пропорциональной зависимости.
В качестве основных средств воспитания скоростно-силовых способностей применяют упражнения, характеризующиеся высокой мощностью мышечных сокращений. Иначе говоря, для них типично такое соотношение силовых и скоростных характеристик движений, при котором значительная сила проявляется в возможно меньшее время. Такого рода упражнения принято называть «скоростно-силовыми». Эти упражнения отличаются от силовых повышенной скоростью и, следовательно, использованием менее значительных отягощений. В числе их есть немало упражнений, выполняемых и без внешних отягощений.
Состав скоростно-силовых упражнений, предусматриваемых программами физического воспитания, широк и разнообразен. В него входят различного рода прыжки (легкоатлетические, акробатические, опорные гимнастические и др.), метания, толкания, броски и быстрые поднимания спортивных снарядов или других предметов, скоростные перемещения циклического характера, ряд действий в играх и единоборствах, совершаемых в короткое время с высокой интенсивностью (в частности, выпрыгивания и ускорения в играх, ударные действия в боксе, броски партнера в борьбе) и т. д. Из этого обширного комплекса упражнений для строго регламентированного воздействия на скоростно-силовые способности используют преимущественно те, которые удобнее регулировать по скорости и степени отягощений. Большую часть таких упражнений применяют с нормированными внешними отягощениями, периодически варьируя степень отягощения, поскольку многократное повторение движений со стандартным отягощением, даже если они выполняются с максимально возможной скоростью, постепенно (нередко в сравнительно короткие сроки) приводит к стабилизации уровня мышечных напряжений, что лимитирует развитие скоростно-силовых способностей. Чтобы избежать такой стабилизации, применяют и варьируют дополнительные отягощения и в тех скоростных действиях, которые в обычных условиях выполняются без внешнего отягощения или со стандартным отягощением. Например, применяют пояса и жилеты с дозированными разновесами или утяжеленную обувь при выполнении прыжков и беговых ускорений, отягощающие манжеты в игровых действиях руками, утяжеленные перчатки при выполнении боксерских ударов, снаряды различного веса в легкоатлетических метаниях.
Особую группу составляют специальные упражнения с мгновенным преодолением ударно воздействующего отягощения, которые направлены на увеличение мощности усилий, связанных с наиболее полной мобилизацией реактивных свойств мышц.
Характерно, что в них в первой фазе действия создаются условия для использования кинетической энергии свободно перемещающегося отягощения (за счет спрыгивали» вниз с некоторого возвышения или свободного опускания груза на тросе); во второй, амортизационной, фазе эта анергия как бы передается мышцам (в момент приземления при спрыгивании или в момент рывкового торможения свободно падающего груза), вызывая их уступающее, вынужденное растягивание, а в третьей фазе стимулирует последующее мощное сокращение (выпрыгивание вверх или рывковое преодоление груза на блоке).
Если такого рода упражнения выполняются без задержки в амортизационной фазе и в соответствии с разработанными правилами нормирования нагрузки, они позволяют проявлять наибольшую «взрывную» силу. Для краткости их можно условно назвать «упражнениями ударно-реактивного воздействия».
Центральная методическая проблема воспитания скоростно-силовых способностей это проблема оптимального сочетания в упражнениях скоростных и силовых характеристик движений. Трудности ее решения вытекают из того, что скорость движений и степень преодолеваемого отягощения связаны обратно пропорционально. Обусловленные этим противоречия между скоростными и силовыми характеристиками движений устраняются на основе сбалансирования их таким образом, чтобы достигалась возможно большая мощность внешне проявляемой силы с приоритетом быстроты действия.
Из биомеханики известно, что наибольшая механическая мощность при мышечных сокращениях, вообще говоря, достигается, если скорость сокращений и величина преодолеваемых отягощений составляют примерно 1/3 от предельных. Однако многие двигательные действия по условиям их эффективного использования в физическом воспитании и в жизни необходимо выполнять с большей скоростью и с различными отягощениями. В процессе воспитания скоростно-силовых способностей отдают предпочтение упражнениям, выполняемым с той наибольшей скоростью, какая возможна в условиях заданного отягощения и при которой можно сохранять правильной технику движений (так называемая контролируемая скорость); внешние же отягощения лимитируют в пределах, не превышающих в большинстве случаев 3040 % от индивидуально максимального. Исключения составляют случаи, когда в целевых действиях необходимо преодолевать более значительное отягощение, как, например, при специализации в тяжелой атлетике.
Особенно строгое нормирование внешних отягощений необходимо тогда, когда они применяются для усиления требований к скоростно-силовым способностям в скоростных действиях, которые в естественных условиях выполняются с незначительными внешними отягощениями или вовсе без них (метание мяча, других легких предметов, прыжки и т.д.). Дополнительные отягощения здесь жестко лимитируются так, чтобы они не искажали структуры и не ухудшали качества действий.
Другой методический подход основан на использовании тонизирующего следового эффекта, который создается преодолением повышенного отягощения непосредственно (за несколько минут) перед выполнением скоростно-силового упражнения. Например, короткая серия подъемов штанги большого веса перед прыжками или метаниями может способствовать проявлению повышенной мощности движений в прыжках или метаниях. Содействующим фактором здесь является, по всей вероятности, прежде всего остаточное нервно-мышечное возбуждение, созданное предшествующим интенсивным напряжением. Этот эффект не постоянен, он достигается лишь при адекватном регулировании тонизирующей нагрузки и следующего за ней интервала отдыха[12].
Действенность скоростно-силовых упражнений в какой-то мере пропорциональна частоте включения их в недельные и более протяженные циклы занятий при условии, однако, что в процессе воспроизведения их удается как минимум поддерживать, а лучше увеличивать достигнутый уровень скорости движений (при заданном отягощении). Исходя из этого и нормируют суммарный объем скоростно-силовых упражнений, в частности число повторений их в отдельном занятии. Динамика скорости движений служит вместе с тем и одним из основных критериев в регулировании интервалов отдыха между повторениями: как только движения начинают замедляться, целесообразно увеличить интервал отдыха, если это поможет восстановить необходимую скорость, либо прекратить повторения.
Кратковременность скоростно-силовых упражнений и ограниченная величина применяемых в них отягощений позволяют выполнять их в каждом занятии серийно и по нескольку серий. Вместе с тем предельная концентрация воли, полная мобилизация скоростно-силовых возможностей, необходимость каждый раз при повторениях не допускать ухудшения скоростных характеристик движений существенно лимитируют объем нагрузки. Отсюда вытекает эмпирическое правило использования скоростно-силовых упражнений: «...лучше заниматься чаще (в смысле частоты занятий в недельных и других циклах), но понемногу» (в смысле ограничения объема нагрузки в рамках отдельного занятия).
Необходимая предпосылка плодотворного использования основных скоростно-силовых упражнений предельной интенсивности освоение техники аналогичных скоростных упражнений в облегченных условиях (на контролируемых скоростях, без внешних отягощений либо с небольшими добавочными отягощениями) и подготовка опорно-двигательного аппарата к интенсивным нагрузкам. На первых этапах такая подготовка обеспечивается преимущественно с помощью локальных и региональных силовых упражнений без предельных напряжений, а затем и силовых упражнений общего воздействия. В рамках каждого отдельного занятия непременным условием качественного и нетравмоопасного выполнения скоростно-силовых действий является основательная разминка, средствами которой служат вспомогательные гимнастические и специально-подготовительные упражнения, выполняемые с постепенным увеличением темпа и скорости движений. Особенно тщательная подготовка и строгое нормирование нагрузки требуются при использовании скоростно-силовых упражнений ударно-реактивного воздействия. Концентрированное применение упражнений такого рода с предельно выраженным моментом мгновенного перехода от уступающих к максимально мощным преодолевающим усилиям оправдано после завершения в основном возрастного созревания опорно-двигательного аппарата и при условии систематической разносторонней физической подготовки. Даже в тренировке квалифицированных спортсменов граничные объемы таких нагрузок сравнительно невелики; согласно опытным данным, их рекомендуется нормировать примерно в следующих пределах: число повторений в одной серии (в процессе серийного воспроизведения отдельного упражнения) 510; число серий в рамках отдельного занятия 24; интервалы активного отдыха между сериями 1015 мин.; число занятий, включающих такие нагрузки в недельном цикле, 12.
Конкретизируя сказанное применительно к разным масштабам построения занятий, необходимо отметить следующее.
Воспитание силовых способностей как долговременный процесс. Весь процесс воспитания собственно-силовых и скоростно-силовых способностей в норме непрерывен. Ни одна из его сторон не может выпадать на каком-либо этапе без ущерба для конечного эффекта. В то же время конкретные средства и методы воспитания этих способностей, соотношение собственно-силовых и скоростно-силовых упражнений, как уже частично говорилось, от этапа к этапу изменяются.
Средствами воспитания скоростно-силовых способностей первоначально служат преимущественно естественные формы упражнений, связанные с быстрым решением двигательной задачи и не осложненные значительным внешним отягощением; у детей они особенно широко применяются на сюжетной основе подвижных игр, требующих ускоренных действий и взаимодействий. На следующих этапах увеличивается степень отягощений как в собственно-силовых, так и в скоростно-силовых упражнениях; все в большей мере применяются методы интенсивного воздействия. При этом воспитанием собственно-силовых способностей создается своего рода базис для прогрессирования скоростно-силовых способностей.
Хотя мощность движений зависит как от силовых, так и от скоростных способностей, увеличение ее в большей мере обеспечивается развитием первых. Скоростные способности, образно говоря, более консервативны; по сравнению с другими двигательными способностями они, по всей вероятности, в меньшей мере прогрессируют на протяжении жизни; собственно-силовые же способности изменяются в онтогенезе в широких пределах. Это учитывают в методике воспитания скоростно-силовых способностей; увеличивая силовые возможности с помощью адекватных упражнений, тем самым как бы поднимают уровень возможных соотношений между силовыми и скоростными параметрами движений (причем тем в большей мере, чем больше отягощение, которое необходимо преодолеть в целевых действиях). Не случайно, например, в тренировке спортсменов, специализирующихся в скоростных и скоростно-силовых видах спорта, значительное место отводится собственно-силовым упражнениям.
В больших циклах тренировки (годичных, полугодичных и т. п.) этапы с повышенным удельным весом силовых упражнений предшествуют этапам с повышенным удельным весом скоростно-силовых и скоростных упражнений. Силовые и скоростно-силовые упражнения в структуре малых циклов и отдельных занятий. Место силовых и скоростно-силовых упражнений в структуре недельных или близких к ним по продолжительности микроциклов во многом зависит от общего режима занятий на том или ином этапе. При жестко ограниченном числе занятий большинство из них либо все приходится строить как многопредметные комплексные занятия, включающие наряду с другими упражнениями и силовые, и скоростно-силовые. При увеличении числа занятий (например, до 6 в неделю) есть возможность и смысл не только включать в одни и те же занятия, но и поочередно концентрировать в различных занятиях эти упражнения, особенно когда они применяются в значительном объеме (например, в двух занятиях преимущественно силовые, в двух преимущественно скоростно-силовые упражнения). В таком случае между занятием с преимущественно силовыми упражнениями и очередным занятием с преимущественно скоростно-силовыми упражнениями важно выдерживать суперкомпенсаторный интервал, при котором проявлялся бы. положительный следовой эффект силовых упражнений. Для этого при большом объеме нагрузки в силовых упражнениях требуется значительное время нередко в пределах 2 суток. Оно существенно колеблется в зависимости от суммарной величины нагрузок и уровня тренированности. Как уже говорилось, общий порядок концентрации и сочетания силовых и скоростно-силовых упражнений изменяется применительно к особенностям этапов занятий.
В структуре отдельного комплексного занятия, включающего как скоростно-силовые, так и силовые упражнения, первые проводятся, как правило, в начале основной части занятия (после соответствующей разминки), а силовые, если они применяются в значительном объеме, во второй половине этой части (не считая отдельных стимулирующих упражнений силового характера, выполняемых непосредственно перед скоростно-силовыми для получения тонизирующего эффекта). В деталях место и порядок чередования любых упражнений в структуре отдельных занятий зависят, прежде всего, от ведущих компонентов содержания занятия, места занятия в микроцикле, общей логики построения целостного процесса физического воспитания, а частично и от ряда других обстоятельств. Это значит, что указанные сочетания далеко не всегда постоянны и вполне оправданны лишь при оговоренных условиях [11].
Основные методические требования при воспитании скоростно-силовых способностей в преодолевающем режиме сводятся к следующему:
1. Применяемые в занятиях отягощения должны быть непредельными и каждое повторение выполняется с максимально возможной в этих условиях скоростью. При этом величина отягощения может увеличиваться до такого уровня, чтобы, во-первых, не произошло замедление быстроты выполнения по отношению к скорости соревновательного упражнения, во-вторых, чтобы существенно не нарушалась техника его выполнения.
2. Величина применяемых отягощений в решающей мере зависит от удельного веса силового и скоростного компонентов, типичных для соревновательной деятельности. В частности, с увеличением доли силовых способностей возрастает диапазон повышенных отягощений. И наоборот, чем выше скорость соревновательных действий, тем меньше величины применяемых отягощений.
3. С целью увеличения скоростно-силовых способностей можно использовать методы отдельного развития только силы или только быстроты. В этом случае лучший эффект достигается при параллельном развитии этих качеств, а не при последовательном.
4. При скоростно-силовой тренировке нецелесообразно заниматься в состоянии утомления, т.к. оно вызывает замедление выполняемых движений. Поэтому общий объем скоростно-силовой нагрузки в одном занятии остается незначительным.
Число повторений в одном подходе не должно быть большим и в целом оно лимитируется началом замедления движения. Количество подходов также определяется фактором снижения скорости движения. Интервалы отдыха между подходами делаются продолжительными (от 3 до 6-8 мин), чтобы обеспечить восстановление работоспособности.
Гармоническое развитие силовых способностей невозможно без соответствующего воспитания силы также в уступающем режиме. В спортивной тренировке, связанной с работой в уступающем режиме, упражнения получили образное название «ударных». «Ударные» упражнения предназначены для воздействия на реактивные свойства двигательного аппарата. Так, при спрыгивании вниз с какого-то возвышения с последующим прыжком вверх мышцы бедра и голени, чтобы удержаться, испытывают чрезмерное напряжение уступающего характера (мышцы при этом удлиняются). Энергия уже растянутых мышц стимулирует их последующее мощное сокращение при прыжке вверх. Если подобные упражнения выполнять без задержки в амортизационной фазе, то в этом случае проявляется наибольшая «взрывная» сила.
Таким образом, при этом одновременно совершенствуются силовые способности, как в уступающем режиме, так и динамическая сила преодолевающего характера.
Методические особенности занятий «ударного» типа сводятся к следующему:
1. Подобные упражнения предъявляют чрезвычайно высокие требования к двигательному аппарату. Поэтому их можно применять только после предварительной серьезной общей силовой подготовки. Это одно из обязательных условий предупреждения травматизма.
2. Величины отягощения на начальном этапе не должны быть значительными. В последующем (у квалифицированных спортсменов) отягощения могут на 10-30% превышать околопредельные веса.
3. Общий объем нагрузки в рамках одного занятия (для спортсменов) характеризуется следующими величинами: число повторений в одной серии 3-5, количество серий 3-4, интервалы отдыха между сериями 6-8 мин. Итого за одно занятие спортсмен выполняет порядка 10-20 повторений. Число тренировочных занятий в неделю не более 1-2 раз [12].
ГЛАВА 2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Целью данной работы явился анализ изменения показателей тестирования скоростно-силовых качеств гандболисток команды «Виктория регия» - БГУФК» в течение сезона 2009 2010 гг.
Для достижения поставленной цели предстояло решить следующие задачи:
1. Определить уровень развития скоростно-силовых способностей у гандболисток команды БГУФК «Виктория-регия».
2. Проследить динамику изменений уровня развития скоростно-силовых качеств женской команды БГУФК «Виктория-регия» на протяжении сезона 2009-10гг.
3. На основании полученных результатов разработать практические рекомендации.
В процессе проведения исследования были использованы следующие методы:
- Анализ и обобщение литературных источников по данному вопросу.
- Тестирование скоростно-силовых качеств гандболисток.
- Математическая и статистическая обработка полученных результатов.
2.1. Анализ и обобщение литературных источников по данному вопросу.
Изучение литературы проводилось в течение всего периода написания работы. В основном была использована специальная литература. Всего было проанализировано 25 источников. Из них чаще всего использовались работы таких авторов как В.Я. Игнатьева, В.И. Тхорев, И.В. Петрачева, Ю.Д.Железняк, Л.П. Матвеев.
Анализ литературы позволил уточнить направление и содержание исследований и способствовал в дальнейшем правильной интерпретации полученных результатов.
2.2. Тестирование скоростно-силовых качеств гандболисток.
В состав батареи тестов, для оценки уровня развития скоростно-силовых способностей гандболисток, были включены следующие контрольные упражнения, как наиболее полно соответствующие специфике соревновательной деятельности гандболистов: 1) «Бросок набивного мяча (1 кг) двумя руками из-за головы, из положения сидя»; 2) «Тройной прыжок с места»; 3) «Прыжок вверх»; 4) «Поднимание туловища из положения лежа с согнутыми коленями».
Отсутствие в этом комплексе теста «Прыжок в длину с места» обусловлено его эквивалентностью тесту «Тройной прыжок с места».
2.2.1. Методика выполнения контрольных упражнений.
Бросок набивного мяча (2 кг) двумя руками из-за головы, из положения сидя.
Испытуемый принимает положение сидя ноги врозь лицом к направлению метания и выполняет бросок набивного мяча из-за головы. Мяч выпускается на уровне лица. Нельзя выносить ноги за линию. Дальность броска замеряется рулеткой. Фиксируется лучший результат из 2-х попыток.
Тройной прыжок с места.
Первый прыжок выполняется от линии толчком двух ног с последующим приземлением на одну ногу, затем выполняется второй прыжок с приземлением на маховую ногу, третий прыжок совершается толчком одной маховой ноги с последующим приземлением на обе ноги. Замеряется результат по последнему касанию.
Прыжок вверх
В исходном положении стоя рука вверху выставляется нулевое значение измерительной ленты. Затем, толчком двух ног с махом руками выполняется прыжок вверх. В высшей точке прыжка производится касание измерительной ленты, которым фиксируется результат выпрыгивания.
Поднимание туловища из положения лежа с согнутыми коленями
Испытуемый принимает положение сидя на мате партнёр удерживает ноги в и. п. Опуская и поднимая плечи, испытуемый касается локтями согнутых рук коленей. Упражнение выполняется за 30 сек.
Комплексное упражнение для полевого игрока
У обеих зон вратаря, на разных сторонах площадки, на 6- и 9-метровых линиях ставятся в ряд по 2 стойки. Игрок из исходного положения у 6-метровой линии три раза обегает 2 стойки: до 9-метровой - рывок лицом вперед, а к 6-метровой - рывок спиной вперед. Далее бежит к противоположной зоне вратаря, выполняет такое же упражнение у стоек, берет лежащий на 6-метровой линии мяч, ведет его до противоположной 9-метровой линии и выполняет бросок в прыжке. Время фиксируется в момент пересечения мячом линии ворот.
Комплексное упражнение для вратаря
Из центра ворот попеременно вратарь касается рукой штанг в верхних и нижних углах ворот в следующей последовательности: правый нижний угол, левый верхний угол, правый верхний угол, левый нижний угол (одна серия). Упражнение состоит из пяти серий.
В комплексном упражнении скоростно-силовые качества проявляются в специфических соревновательных движениях, в различных сочетаниях и на фоне утомления. Это максимально приближает данный тест к условиям соревнований и увеличивает его информативность.
Тестирование скоростно-силовых качеств гандболисток женской команды БГУФК «Виктория-регия», проводилось в три этапа. На первом этапе, после подготовительного периода, в сентябре 2009 года, были получены исходные данные в выполнении контрольных упражнений. По истечении половины игрового сезона, в январе 2010 года, было проведено повторное тестирование. И в третий раз группа испытуемых подверглась тестированию по окончании чемпионата, в июне 2010 года.
Все три раза условия выполнения контрольных упражнений были идентичными. Неизменным на всем протяжении исследования оставался и контингент испытуемых, в качестве которых выступили игроки женской команды «Виктория-регия» в составе 14 человек, среди которых 2 мастера спорта, 5 кандидатов в мастера спорта и 7 перворазрядников.
2.3. Математическая и статистическая обработка полученных результатов.
Статистическая и математическая обработка полученных результатов проводилась на компьютере с помощью программы «MS Excel 2007».
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ.
Результаты тестирования скоростно-силовых качеств гандболисток команды БГУФК «Виктория-регия» представлены в таблице 1.
- Анализ результатов теста «Бросок набивного мяча (2 кг) двумя руками из-за головы, из положения сидя».
При первом тестировании в контрольном упражнении «Бросок набивного мяча» результаты распределились в диапазоне от 10,10 м до 11,50 м. Средне групповой показатель при этом составил 10,90 м, а разность между лучшим и худшим результатом равна 1 м 40 см. Таковы первичные ориентиры, своеобразная точка отсчета в этом тесте.
По истечении 1-го этапа Чемпионата Республики Беларусь 2009-10гг. были отмечены следующие изменения: диапазон результатов уместился в пределы от 10,05 м до 11,54 м, увеличив разность между лучшим и худшим значениями до 1 м 49 см, что на 9 см больше по сравнению с первым тестированием. Здесь бросается в глаза ухудшение минимального показателя в группе на 0,05м по сравнению с первым экспериментом. И в первом и во втором случае набивной мяч был брошен ближе всех испытуемой Стригас А. Средний показатель в группе оказался равным 10, 97 м, что на 7 см лучше, чем в начале сезона.
В третьем тестировании демонстрируемые гандболистками результаты находились в пределах от 10,22 м до 11,62 м, обозначив, таким образом, среднее арифметическое как 11,06. Разность между лучшим и худшим результатами в этом случае равна 1 м 40 см, что в точности повторяет разность при первом тестировании. Анализируя результаты заключительного тестирования в метании набивного мяча, вновь приходится констатировать что худший результат в данной группе испытуемых принадлежит Стригас А. И хотя налицо положительная динамика в изменении результатов, этой гандболистки на протяжении сезона, в метании набивного мяча, она демонстрирует самый низкий уровень развития скоростно-силовых качеств рук.
И так, отслеживая динамику изменения средних показателей на протяжении трех тестирований в контрольном упражнении «Бросок набивного мяча» можно заметить постоянный, практически линейный прирост результатов (рис. 1). Это является результатом повышения уровня развития скоростно-силовых качеств, проявляемых в бросковых движениях, в результате воздействия тренировочных и соревновательных нагрузок в
течение сезона.
Рисунок 1. Динамика средних показателей в группе испытуемых при выполнении теста «Бросок набивного мяча»
Такой показатель как разность между максимальным и минимальным значением, претерпело лишь одно изменение на 9 см в сторону увеличения в середине сезона, вернувшись к первоначальному результату по его окончании. Что характеризует более-менее стабильный и равномерный разброс результатов в пределах данной выборки.
Лучшие результаты в данном контрольном упражнении (11,50 м; 11,54 м и 11,62 м), на протяжении сезона, демонстрировала Кисина Е., играющая на позиции левого полусреднего нападающего, являющаяся безусловным лидером по количеству заброшенных мячей в ворота соперников в составе команды БГУФК-«Виктория-региия» и одним из лучших бомбардиров чемпионата Республики Беларусь.
В итоге на протяжении сезона самые слабые результаты у Стригас А., а наилучшие у Кисиной Е.
3.2. Анализ результатов в тесте «Тройной прыжок с места».
Результаты, продемонстрированные гандболистками в тесте «Тройной прыжок с места» характеризуют уровень развития скоростно-силовых качеств ног при выполнении сложно-координационных действий. Лучший результат в первом тестировании составил 7,15 м, а худший 5,45 м, что определило разность в 1,7 м. Средне групповой показатель при этом равен 6,20 м.
Обладательницей минимального результата в этом тесте стала испытуемая Жартун Н., выступающая в чемпионате на позиции линейного игрока, максимальный результат принадлежит правой полусредней Цухло Е.
Рисунок 2. Динамика средних показателей в тесте «Тройной прыжок»
Спустя четыре месяца группа испытуемых улучшила свои показатели в среднем на 0,04 м, изменив среднее арифметическое до 6,24 м (рис. 2). Лучший результат при этом составил 7,25 м, а самый слабый 5,40 м. Разброс в показателях второго тестирования оказался равным 1,85 м, что превысило цифру начала сезона на 0,15 м.
В этот раз испытуемая Жартун Н. продемонстрировала снижение показателя на 5 см, по сравнению с первым тестированием и значительное улучшение в третьем, однако ее результат все равно оказался худшим в этой группе.
В конце сезона средний результат составил уже 6,31 м, что подтвердило тенденцию к улучшению показателей в тройном прыжке у данной группы игроков. Лучший показатель в этом случае равен 7,30 м, а худший 5,55 м. Разность между максимальным и минимальным значениями уменьшилась до 1,75 м.
Стабильно высокие результаты в данном контрольном упражнении демонстрировала Цухло Е., прибавлявшая на всем протяжении сезона и, в итоге, улучшившая личный показатель на 15 см. В то же время, испытуемая Жартун Н., на протяжении сезона демонстрируя минимальную дальность тройного прыжка, среди всех игроков команды БГУФК-«Виктория-регия», улучшила личные результаты в этом упражнении на 10 см.
Таким образом, можно констатировать положительные сдвиги в развитии скоростно-силовых качеств ног при выполнении сложно-координационных действий на протяжении сезона, в результате воздействия тренировочных и соревновательных нагрузок.
Лучшие результаты в данном тесте демонстрировала Е. Цухло, а Н. Жартун самые слабые.
3.3. Анализ результатов в тесте «Прыжок вверх»
Переходя к анализу показателей в тесте «Прыжок вверх», можно было бы предположить, что девушки продемонстрировавшие наиболее высокие результаты в предыдущем тесте покажут таковые и здесь. Однако если рассматривать персоналии, то среди испытуемых с лучшими и худшими цифрами фигурируют новые лица.
Лучшей в прыжках вверх осенью была испытуемая Губкова. О. с результатом 40 см, а вот самый низкий показатель в 25 см показали сразу две гандболистки - Авсеенко Е. и уже знакомая нам по тесту «Метание набивного мяча» Сригас А. Таким образом результаты остальных испытуемых уместились в диапазон, ширина которого составила 15 см.
Что же касается амплуа упомянутых игроков, то Губкова О. выступает на позиции левого крайнего, а Авсеенко Е. представляет заднюю линию нападения левого полусреднего. Весьма характерным в данном случае являестя тот факт, что первая и вторая очень разняться в весоростовых показателях. Губкова О. компенсирует не высокий рост (158 см) хорошей прыгучестью, а Е. Авсеенко наоборот, слабую прыгучесть высоким ростом 187 см).
Средний результат в группе на начало сезона составил 31,71 см.
В середине сезона результат Губковой О. так же был лучшим в команде, хотя совсем не изменился. Показатели Авсеенко Е. и Стригас А. претерпели изменения и составили 27 см и 29 см соответственно. Это позволило испытуемой Стригас А. покинуть разряд «худших» и уступить место другому вратарю Мухиной Е., которая, тем не менее, улучшила первоначальное свое достижение на 1 см. В результате повторного испытания, в данном контрольном упражнении, диапазон разброса результатов, т.е. разница между лучшим и худшим значениями, сузился до 13 см, что повлекло за собой и изменение среднего арифметического, которое теперь составляет 33, 36 см.
Среднегрупповой показатель третьего тестирования так же изменился в сторону увеличения на 1,28 см и стал равным 34,64 см (рис. 3). Произошло это в первую очередь за счет изменения максимального значения, которое установила равным 43 см испытуемая Цухло Е., увеличив свое предыдущее достижение на 4 см и опередив, до сих пор, лидирующую Губкову О. на 1 см.
Авсеенко Е., повторив свой предыдущий результат 27 см так и осталась на последнем месте в прыжках в высоту, увеличив диапазон разброса показателей в третьем тестировании до 16 см.
Таким образом, в тесте «Прыжок в высоту» так же наблюдается довольно хорошая динамика изменения средних показателей группы испыту-
Рисунок 3. Динамика средних показателей в тесте «Прыжок вверх».
емых от тестирования к тестированию.
В итоге лучшими по результатам здесь были испытуемые О. Губкова и А. Цухло, слабее же всех оказалась Е. Авсеенко.
3.4. Анализ результатов в тесте «Поднимание туловища из положения лежа с согнутыми коленями»
«Поднимание туловища за 30 с» - это тест, с помощью которого можно определить степень скоростно-силовой подготовленности мышц туловища, которые являются немаловажным компонентом в игровой деятельности гандболисток, независимо от амплуа.
При детальном рассмотрении, можно заметить, что диапазон разброса результатов в этом контрольном упражнении колебался от 29 до 44 подниманий в первом тестировании, от 33 до 46 во втором и от 34 до 48 раз в заключительном. Мы видим, что наряду с минимальными значениями с каждым разом увеличивается и максимальная граница. Проследим изменение разности между лучшим и худшим результатами в каждой попытке. При первом тестировании она составила 15. В ретесте этот показатель равен 13, а в последнем тестировании 14. Таким образом вариативность результатов можно считать не высокой, поскольку она изменялась на протяжении всего эксперимента в пределах 2 раз.
Лучшие результаты демонстрировали: в начале сезона Кисина Е. Ей удалось за 30 секунд выполнить 44 поднимания и опускания туловища; в середине сезона лидерство захватила Калеснник О. с результатом 46 подниманий, опередив Кисину Е. на 2 раза. Испытуемая Калесник О. показала лучший результат 48 раз по завершении сезона.
Минимальное количество раз выполнить упражнение удалось на протяжении всего эксперимента Стригас А. Ее результаты в порядке выполнения выглядят следующим образом: 29, 33, 34 раза. И здесь мы наблюдаем наряду с демонстрацией худших показателей их положительную динамику.
Но самым информативным показателем, отображающим изменение общегрупповых результатов является среднее арифметическое. Кривая динамики представлена на рисунке 4 и имеет положительную направленность, что говорит в пользу правильности выбора средств и методов физической подготовки со стороны тренера. Структура линии не имеет ярко выраженных «скачков», а демонстрирует плавное, а главное стабильное повышение средне групповых показателей, отражающих уровень развития скоростно-силовых качеств в данном упражнении.
В результате анализа можно констатировать, что лучшими показателями в этом тесте отметились О. Калесник и Е. Кисина, а самой слабой оказалась А. Стригас.
Рисунок 4. Динамика средних показателей в тесте «Поднимание туловища»
3.5.Анализ результатов в тесте «Комплексное упражнение»
Комплексное упражнение предполагает выполнение основных технических приемов в различных сочетаниях и на высокой скорости перемещения. Время выполнения определенной последовательности действий характеризует подготовленность гандболисток. И здесь необходимо отметить стабильное улучшение средних показателей от первого к заключительному тестированию на протяжении сезона (рис. 3).
Рисунок 4. Динамика средних показателей в тесте «Комплексное упражнение»
Так в начале средний результат был равен 18,41 с, в середине 18,30 с, а к концу 18,21 с. Такое стабильное улучшение средне групповых показателей может быть обусловлено не только повышением тренированности, но и адаптацией к условиям выполнения контрольного упражнения, заучивания последовательности действий.
В этом контрольном упражнении разброс результатов в первом тестировании составил от 17,9 с до 19,2 с, во втором от 17,7 до 19,4 с и в третьем результаты изменялись в диапазоне от 17,6 до 19,5с. Таким образом, диапазон постепенно расширялся, сначала составляя 1,3 с, затем 1,7 с и наконец - 1,9 с. Эти данные характеризуют некоторую неравномерность изменения результатов в группе испытуемых на протяжении всего эксперимента.
Лучшие результаты по итогам первых двух тестирований демонстрировала испытуемая Калесник О., - 17,9 с и 17,7 с - игрок амплуа правый крайний. Однако в третий раз она повторила результат первой попытки 17,9, и уступила первенство Бондаренко В., и которая выполнила упражнение за 17,6 с, демонстрировавшей в первом и втором тестировании время равное 18,0 с и 17,8 с.
Все эти изменения и нестабильность в результатах можно объяснить сложной структурой контрольного упражнения.
Здесь быстрее всех справились с выполнением О. Калесник и В. Бондаренко, а самой медленной была Е. Авсеенко.
В результате проведенного эксперимента нам удалось собрать материал для анализа скоростно-силовой подготовленности гандболисток команды БГУФК-«Виктория-регия».
По результатам трех тестирований можно проследить за изменением результатов с течением времени и выявить факторы, оказывающие влияние на эти изменения, с целью их учета в подборе средств и методов физической подготовки.
Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что в целом скоростно-силовая подготовленность группы испытуемых в течение анализируемого сезона имеет положительную динамику.
Таблица 1. Результаты тестирования скоростно-силовой подготовленности гандболисток команды БГУФК «Виктория-регия»
№ п/п |
Фамилия испытуемой |
Бросок набивного мяча, м |
Тройной прыжок, м |
Прыжок вверх, см |
Поднимание туловища, кол-во за 30 с |
Комплекс, с |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
||
1 |
Авсеенко Е. |
11,30 |
11,45 |
11,50 |
6,3 |
6,35 |
6,45 |
25 |
27 |
27 |
38 |
42 |
44 |
19,2 |
19,4 |
19,5 |
2 |
Бондаренко В. |
11,05 |
11,05 |
11,20 |
6,6 |
6,6 |
6,65 |
34 |
38 |
40 |
42 |
43 |
45 |
18 |
17,8 |
17,6 |
3 |
Белькович В. |
10,30 |
10,25 |
10,32 |
6,55 |
6,65 |
6,65 |
26 |
28 |
29 |
32 |
36 |
37 |
18,3 |
18,2 |
17,9 |
4 |
Васюкевич А. |
10,80 |
11,05 |
11,10 |
6,65 |
6,6 |
6,7 |
30 |
32 |
33 |
39 |
40 |
41 |
18,6 |
18,8 |
18,5 |
5 |
Губкова О. |
10,90 |
10,98 |
11,03 |
6 |
6,15 |
6,2 |
40 |
40 |
42 |
41 |
44 |
46 |
18,5 |
18,2 |
18 |
6 |
Жартун Н. |
10,40 |
10,40 |
10,55 |
5,45 |
5,4 |
5,55 |
29 |
29 |
28 |
39 |
42 |
45 |
19 |
19,1 |
18,9 |
7 |
Калесник О. |
11,10 |
11,30 |
11,35 |
6,2 |
6,3 |
6,35 |
35 |
36 |
38 |
43 |
46 |
48 |
17,9 |
17,7 |
17,9 |
8 |
Кисина Е. |
11,50 |
11,54 |
11,62 |
5,8 |
5,7 |
5,85 |
36 |
36 |
35 |
44 |
44 |
45 |
18 |
17,9 |
18,2 |
9 |
Лисок Е. |
11,25 |
11,42 |
11,61 |
5,6 |
5,65 |
5,65 |
31 |
33 |
37 |
36 |
39 |
42 |
19 |
18,8 |
18,8 |
10 |
Мухина Е. |
10,30 |
10,30 |
10,38 |
5,55 |
5,6 |
5,6 |
26 |
27 |
30 |
35 |
38 |
41 |
18,3 |
18,2 |
18 |
11 |
Стригас А. |
10,10 |
10,05 |
10,22 |
5,75 |
5,75 |
5,8 |
25 |
29 |
29 |
29 |
33 |
34 |
18 |
18 |
18,1 |
12 |
Цухло А. |
11,00 |
11,07 |
11,12 |
6,6 |
6,6 |
6,7 |
32 |
34 |
33 |
36 |
42 |
45 |
18,1 |
18 |
17,7 |
13 |
Цухло Е. |
11,20 |
11,29 |
11,36 |
7,15 |
7,25 |
7,3 |
39 |
39 |
43 |
38 |
44 |
46 |
18,5 |
17,8 |
17,6 |
14 |
Ящук А. |
11,35 |
11,42 |
11,48 |
6,65 |
6,8 |
6,85 |
36 |
39 |
41 |
40 |
43 |
45 |
18,4 |
18,3 |
18,2 |
10,90 |
10,97 |
11,06 |
6,20 |
6,24 |
6,31 |
31,71 |
33,36 |
34,64 |
38,0 |
41,1 |
43,1 |
18,4 |
18,3 |
18,2 |
ВЫВОДЫ
- В результате проделанной работы, нам удалось разработать и апробировать методику всесторонней оценки уровня скоростно-силовой подготовленности гандболисток команды БГУФК «Виктория-регия» и провести сбор экспериментальных данных.
- Проведенный нами анализ полученных результатов позволил выявить слабые стороны скоростно-силовой подготовленности отдельных гандболисток и разработать практические рекомендации.
- По результатам эксперимента удалось проследить динамику изменения уровня развития скоростно-силовых качеств испытуемых гандболисток. Во всех тестах средне групповые показатели свидетельствуют о положительных изменениях результатов с течением времени. Это наглядно демонстрирует то, что тренировочные нагрузки и соревновательные воздействия оказали положительное влияние на сдвиги в течение сезона и подтверждает правоту выбранной методики.
- Наиболее слабый уровень развития скоростно-силовых качеств продемонстрировали испытуемые Авсеенко Е. и Стригас А. поскольку именно у них наблюдаются низкие результаты в двух и более тестах.
Практические рекомендации
В соревновательной деятельности гандболистов проявление скоростно-силовых способностей носит весьма распространенный характер и результат, зачастую, зависит от уровня их развития. В этой связи мы рекомендуем:
- Взяв за основу разработанную нами методику, более широко использовать в учебно-тренировочном процессе данные педагогического контроля за различными сторонами подготовленности гандболисток команды БГУФК - «Виктория-регия», с целью получения объективной информации об уровне физической подготовленности.
- Обратить самое пристальное внимание на указанные нами недостатки в скоростно-силовой подготовленности вышеуказанных гандболисток и подобрать методику, способствующую более эффективному воздействию для их устранения.
- Направить усилия на выявление слабых сторон в подготовленности тех игроков, которые по результатам наших исследований продемонстрировали хорошие результаты и в большей мере сосредоточиться на них. Иными словами мы рекомендуем использовать дифференцированный подход в организации учебно-тренировочных занятий, направленных на развитие физических качеств.
Список используемой литературы
1. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. - М.: Медицина, 1975. - 402 с.
2. Вайцеховский С.М. Физическая подготовка в системе высшего спортивного совершенствования // Физическая подготовка спортсменов высшего класса. - М.: Физкультура и спорт, 1969. - С. 5-24
3. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 330 с.
4. Горкин М.Я., Кочаровская О.В., Евгеньева Л.Я. Большие нагрузки в спорте. - К.: Здоровья, 1973. - 205 с.
5. Зотов В.П., Кондратьев А.И. Моделирование подготовки гандболистов высокой квалификации. - К.: Здоровя, 1982. -126 с.
6. Ивахин Е.И., Малый А.А., Хомутов Н.И., Латышкевич Л.А., Зотов В.П. и др. Гандбол / Тематический сборник. - К.: Здоровя, 1975. - С.5-32.
7. Игнатьева В.Я. Соревновательная двигательная деятельность гандболистов // Методические разработки для студентов, слушателей и аспирантов ГЦОЛИФК. - М.: ГЦОЛИФК, 1983. - 48 с.
8. Игнатьева В.Я., Атхам Камис. Контроль за физической подготовленностью гандболистов высокой квалификации различных игровых амплуа // Теория и практика физической культуры. - 1999. - №3. -С.37-39.
9. Изаак В.И. Экспериментальное обоснование методики физической и технической подготовки гандболистов старших разрядов // Автореф. ... канд. пед. наук. - Л., 1974. - 24 с.
10. Латышкевич Л.А. Гандбол / Учебник для студентов институтов физкультуры. - К.: Вища школа, 1988. - 169 с.
11. Матвеев Л.П. Общая теория спорта. - М.: Воениздат, 1997. - 230с.
12. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учеб. для ин-тов физ. культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991. 543 с, ил.
13. Менхин Ю.В. Физическая подготовка спортсмена / Учебное пособие / Сост. Ю.В . Менхин. - М.: ГЦОЛИФК, 1993. - 88 с.
14. Набатникова М.Я. Основы управления подготовкой юных спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 129 с.
15. Набатникова М.Я. Взаимосвязь уровня разносторонней физической подготовленности и спортивных результатов у юных спортсменов // Теория и практика физической культуры. - 1984. - №10. -С.27-28.
16. Озолин Н.Г. Проблемы совершенствования советской системы подготовки спортсменов // Теория и практика физической культуры. -1984.-№10.-С.48-50.
17. Петровский В.В. Организация спортивной тренировки. - К.: Здоровя, 1980.-224 с.
18. Платонов В.П. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - К., 1997. - 584 с.
19. Тер-Ованесян А.А. Педагогика спорта. - К.: Здоровя, 1986. -205с.
20. Тюленьков С.Ю., Скоморохов Е.В., Бажанов В.В. Система оценки уровня физической подготовленности гандболистов сборных команд СССР // Научно-спортивный вестник. - 1962. - №5. - С.32-34.
21. Фомин Н.А., Филин В.П. На пути к спортивному мастерству. -М.: Физкультура и спорт, 1986. - 159 с.
22. Харре Д. Учение о тренировке. - М.: Физкультура и спорт, 1962. -323с.
23. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 480 с.
24. Хомутов Н.И., Латышкевич Л.А. Система комплексной оценки физической подготовленности гандболистов высокой квалификации // Комплексная оценка эффективности спортивной тренировки. - К., 1978. -С.161-162.
25. Цыганок В. Основные показатели игровой деятельности мужской сборной команды Украины по гандболу на чемпионате Европы 2000 г. // IV Міжнародний конгрес "Олімпійський спорт i спорт для вcix: проблеми здоровя, рекреації, спортивної медицини та реабілітації. 16-19 травня 2000 р.". - К.: ГУФВиС, 2000. - С.143.
Оценка уровня развития скоростно-силовых способностей у гандболисток команды БГУФК «Виктория-регия»