Образование Османской империи



1. Дальнейшие завоевания османов.Образование Османской империи.

Турки-османы не ограничились завоеванием Балканского полуострова. Во второй половине XV века они подчинили себе Крым. Татары, которые там жили, при поддержке турецкого султана совершали опустошительные набеги на украинские, польские и русские земли.

В Азии османы завоевали Месопотамию, Армению и западную часть Грузии, захватили Сирию и Аравию с древним городом арабов Меккой.

В Африке османы завоевали Египет. В дальнейшем они овладели всем побережьем Северной Африки (кроме Марокко). Султан имел большой гребной и парусный флот. Османские пираты грабили и топили торговые суда европейцев в Средиземном море.

При самом могущественном султане Сулеймане I (1520—1566) османские завоеватели проникли в глубь Центральной Европы. Совершив восемь походов на Венгрию, османы овладели большей частью страны. Венгрия на 150 лет попала под гнет османов. Сулейман I предпринял поход и на столицу Австрии — Вёну, но под ее стенами потерпел поражение.

В результате османских завоеваний образовалась обширная Османская империя — государство, в которое входило много стран и народов. Владения османов раскинулись в трех частях света: в Азии, Африке и Европе.

2. Власть султана.Образование Османской империи.

Война и грабеж были главным источником обогащения турецких феодалов. «Днем и ночью наш конь стоит оседланный и мы опоясаны мечом»,— говорил Сулейман I.

Для ведения успешных войн турецким феодалам нужен был могущественный предводитель. Поэтому власть султана была неограниченной. Даже высших чиновников он нё только мог лишить должности, но и казнить по своей воле.

Военные силы турок-османов намного превышали армии европейских стран. Кроме многочисленной феодальной конницы, султан располагал постоянным пешим войском — янычарами. Янычары получали щедрые подачки от султана и были преданы своему повелителю. На войне они отличались неслыханной жестокостью.

Власть султана поддерживало мусульманское духовенство. Оно внушало верующим, что султан — «тень бога на земле». Завоеватель Константинополя Мехмед II говорил: «Сабля и религия неразлучны».

3. Положение покоренных народов.Образование Османской империи.

Трудовой народ Османской империи испытывал жестокий гнет турецких феодалов. Все население, обязанное платить налоги, османы называли «райя» (что значит «стадо»). Чтобы уплатить налоги за пользование землей и водой, приходилось отдавать почти половину урожая. Крестьяне должны были бесплатно работать на постройке мечетей, крепостей и других сооружений. Без разрешения феодала крестьянин не мог даже срубить дерево или завести виноградник. Число различных поборов доходило до 80.

Но особенно тяжелым было положение покоренных народов. Во время завоеваний османские войска производили страшные опустошения, убивали и уводили в плен тысячи людей. Поля не обрабатывались, наступал голод. Грабительские набеги турецких феодалов продолжались и после завоевания.

Все немусульмане вносили высокий подушный налог (налог «с души», то есть с каждого человека независимо от возраста). Завоеватели хотели заставить местное население отказаться от своей веры и принять ислам, преследовали его родной язык и культуру.

Немусульманские жители Османской империи были совершенно бесправны. Им запрещалось ездить верхом, носить оружие, строить дома выше, чем у турок-османов. Особенно ненавистным был «живой налог»: османы отнимали у родителей самых сильных мальчиков, насильно обращали их в мусульманскую веру и зачисляли в войско янычар.

Гнет османских завоевателей задерживал развитие хозяйства и культуры в покоренных странах.

4. Образование Османской империи. Борьба народов против османских завоевателей.

Османская империя лишь силой оружия держала в подчинении население завоеванных стран. Все народы, порабощенные турками-османами, не прекращали борьбы за свою независимость: грузины и армяне — в Закавказье, венгры, греки, албанцы — в Центральной и Юго-Восточной Европе. В течение веков вели борьбу с завоевателями южные славяне.

Болгарские и сербские партизаны — гайдуки — нередко совершали набеги на города, участвовали в крестьянских восстаниях. О борьбе гайдуков многое стало известно из народных песен. Смельчаки уходили в леса и гори, «чтобы свою землю вернуть, детей своих вызволить, жен своих от рабства избавить, отцов своих помянуть, за матерей своих отомстить...». Они приносили клятву не разлучаться и до конца быть верными друг другу. В песне говорится, что нередко, когда гайдуки скрывались от турок-османов, им приходилось «от голода есть горную землю, от жажды сосать воду с листьев». Попытки османских войск очистить от партизан леса и горы не имели успеха. Крестьяне с риском для жизни укрывали гайдуков, делились с ними последним куском хлеба, предупреждали об опасности.

Несмотря на тяжелый гнет завоевателей, славянские народы бережно хранили свою культуру, обычаи, язык. Трудовой народ с презрением относился к тем феодалам из славян, которые перешли в мусульманскую веру и служили султану.

Своей героической борьбой народы Балканского полуострова ослабляли Османскую империю и ограждали Европу от османского завоевания.