Открытый урок по географии Реки 6 класс
Открытый урок по географии
Тема: Реки.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: формирование представлений о реке и ее частях, ознакомление с новыми понятиями, раскрытие зависимости рек от рельефа и климата.
Задачи:
Образовательные задачи:
сформировать у учащихся представление о реке и ее частях;
познакомить с понятиями: исток, устье, русло, притоки, речная система, речной бассейн, водораздел, пороги, водопад;
научить определять левые и правые притоки реки.
Развивающие задачи:
развивать умение описывать реки по типовому плану;
раскрыть зависимость рек от рельефа и климата;
сформировать элементарные знания об образовании порогов и водопадов;
формировать умения работать с различными картами.
Воспитательные задачи: воспитывать у учащихся чувство любви к своей Родине, гордости за свой край и бережное отношение к окружающему миру.
Ведущие понятия урока: исток, устье, русло, долина, пойма, притоки, речная система, речной бассейн, водораздел, пороги, водопад.
Географическая номенклатура: реки - Волга, Кама, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Амазонка, Нил, Миссисипи; водопады – Анхель, Ниагарский.
Оборудование и дидактический материал: Карты «Физическая карта полушарий», атласы, учебник, компьютер, проектор, экран, презентация, раздаточный материал.
Урок составлен по учебнику Герасимова Т. П. Начальный курс географии: учебник для 6-го класса образовательных учреждений / Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. – М.: Дрофа, 2007.
Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок!
Сегодня у нас много гостей, и я надеюсь, что мы с вами очень плодотворно поработаем. А для начала проверим домашнее задание.
Проверка домашнего задания:
Откройте рабочие тетради и повторите тему прошлого урока. На повторение 1 минута.
У каждого на парте лежит листочек, на котором вы будете выполнять проверочную работу.
1. Перечислите условия образования подземной воды.
2.Установите соответствие:
А. минеральными водами |
|
2. Горные породы, пропускающие воду, называются … |
Б. источниками (родниками) |
3. Пустоты, которые вымывает вода в легкорастворимых породах (напр.: солях, гипсе, известниках) называются … |
В. межпластовыми водами |
4. Слой, насыщенный водой называется … |
Г. водоносным слоем |
5. Воды, содержащиеся в водоносном слое, не прикрытом сверху водоупорными породами, называются … |
Д. пещерами |
6. Подземные воды, которые выходят на поверхность на склонах, в оврагах, резных долинах называются … |
Е. водопроницаемыми горными породами |
7. Водоносный слой, находящийся между двумя водоупорными слоями называется … |
Ж. грунтовыми водами |
8. Подземные воды, содержащие повышенное количество растворенных веществ и газов, используемых в лечебных целях называются … |
З. подземной водой |
Взаимопроверка (ученики в парах меняются тетрадями, проверяют работу и выставляют оценки, используя критерии оценивания).
Изучение нового материала
Вступительное слово учителя
Темой нашего урока будет географический объект, о котором сложено немало загадок. Отгадайте их:
Течёт, течёт – не вытечет;
Бежит, бежит – не выбежит.
Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.
(река)
Сегодня на уроке мы поговорим о реках.
- А что вы знаете о реках? (у реки имеется исток, устье, течение)
- А что бы вы хотели еще узнать о реках? (познакомиться с понятием река, узнать какие реки бывают, от чего они зависят)
Я думаю, что в течение урока мы попытаемся получить ответы на интересующие вас вопросы.
Цель на уроке мы должны сформировать представления о реке и ее частях, познакомиться с новыми понятиями и рассмотреть зависимость рек от рельефа и климата.
Откройте тетради и запишите число и тему урока.
На Земле почти 20 млн. рек, но 53 из них имеют длину более 1000 км. А России насчитывается более 200 тысяч, больших и малых рек.
Одни плавно несут свои воды среди низменностей и возвышенностей, а другие бурно спускаются с высоких гор, придавая местности живописный вид.
- Что такое река? (выслушиваются ответы детей и делается вывод)
Река – это поток воды, текущий в выработанном им углублении – русле реки. Запись определения в тетрадь.
На доске схема реки. Каждая река, где бы она не находилась, имеет свое начало.
- А откуда река может брать свое начало? (Одна река вытекает из озера, другая из болота, третья из родника, четвертая начинается в горах)
- Значит, что такое исток?
Исток – место, где река берет начало. Запись определения в тетрадь.
Течет река на десятки, а то и на сотни километров и куда-то впадает.
- Куда река может впадать? (в море, озеро, или в другую реку)
- Как называют это место? (устьем)
Устье – место, где река впадает в море, озеро или другую реку. Запись определения в тетрадь.
Задание: Найдите на карте России с.16, 17 исток и устье реки Волга. Определите, где они находятся.
Исток находится на Валдайской возвышенности, а устье – в Каспийском море.
Все самые большие реки впадают в моря и заливы океана, некоторые в озера, но большинство из них являются притоками других рек.
- Как же определить, какой приток – правый или левый? (Встать лицом по течению и справа будет правый приток, а слева – левый приток.
Задание: Найдите в атласе на карте России с.16, 17 реки и назовите их притоки.
1. Каким притоком у Волги является река Кама? Кама - левый приток Волги.
Главная река со всеми ее притоками образует речную систему.
Речная система – главная река со всеми притоками. Запись определения в тетрадь.
Граница, разделяющая речные системы называется водоразделом.
Водораздел – граница, разделяющая речные системы. Запись определения в тетрадь.
По одну сторону водораздела вода стекает в одну реку, а по другую – в другую. В горах водораздел проходит по гребным хребтам, на равнинах – по наиболее возвышенной их части. Иногда на равнинах водоразделы определить трудно.
Участок суши, с которой вся вода стекает в одну реку, называется речным бассейном.
Речной бассейн – это участок суши, с которого вся вода стекает в реку. Запись определения в тетрадь.
У Амазонки самый большой бассейн и составляет 7 млн. км2 - чуть меньше площади Австралии.
- А сейчас заполним схему реки и укажем все ее части. У каждого на парте лежит схема реки, которую нужно заполнить самостоятельно.
|