Молодежные субкультуры
Молодежные субкультуры
- Определение понятий «культура», «субкультура»
- История зарождения молодежных субкультур
- Определение понятий «культура», «субкультура»
Слово «культура» происходит от латинского «культивировать» или «возделывать», и именно в таком понимании («искусство земледелия») оно употреблялось до начала восемнадцатого века. Позже его стали относить и к людям, отличавшимися изящными манерами, начитанностью, музыкальностью и т. п. В обыденной лексике, на уровне массового сознания, слово культура до сих пор ассоциируется с хорошим воспитанием, посещением театров и музеев, художественной эрудицией.
В целом культуре присущи следующие особенности:
- Культура - социально наследуемое явление.
- Культура - определенный образ жизни, базирующийся на определенных идеалах и ценностях.
- Культура связана с психологическими процессами (где упор делается либо на процесс адаптаций к среде, либо на процесс научения, либо на формирование привычек).
- Культура подразумевает определенную структуру, социальную организацию («культуры - это, в конечном счете, не более, чем организованные повторяющиеся реакции членов общества» социолог Р. Линтоном).
- Культура - явление как идеального, так и материального порядка.
- Культура связана с процессами символизации.
Культура это некая целостная система с присущей ей внутренней определенностью ценностно-иерархических взаимоотношений. В любой культуре существует ценностная доминанта, или ядро культуры, а рядом с ним ряд субкультурных образований.
Принципиальное отличие субкультуры от культуры касается степени производительности в их выборе. Говорить о выборе культуры невозможно: приобщение к ней начинается без согласия ребенка. Но приобщение к одной из субкультур во всех случаях подразумевает принятие решения (или нескольких последовательных решений), осуществляемое сознательно.
Субкультура - совокупность норм, ценностей, идеалов, символов какой-либо социальной группы, существующей относительно независимо от культуры общества в целом. Напр., городская и сельская, молодежная субкультуры и др.).
Субкультура формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, место жительства и т.д. Ценности субкультуры воздействуют на формирование личности члена группы. Они не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, но обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Однако большинство, как правило, относится к субкультуре с неодобрением или недоверием.
Причины возникновения молодежных субкультур
1) Вызов обществу, протест.
2) Вызов семье, непонимание в семье.
3) Нежелание быть как все.
4) Не развитая сфера организации досуга для молодежи в стране.
5) Копирование западных структур, течений, культуры.
6) Дань моде.
7) Влияние криминальных структур, хулиганство.
8) Возрастные увлечения.
Выделяют следующие признаки субкультуры:
- Ценностные ориентации
- Нормы поведения
- Взаимодействия и взаимоотношений
- Предпочитаемые источники информации
- Мода
- Жаргон
- Фольклор
Основной фактор, привлекающий молодежь в субкультуры - стремление приобрести внешние, формальные характеристики, позволяющие выделяться из общей обезличенной массы населения мегаполиса. Поэтому, несмотря на декларирование представителями субкультуры своей приверженности каким-либо идеологическим, религиозным, политическим концепциям, обычно они не особо вникают в них и в основном объединяются по внешним характеристикам - одежда, прически, музыка, места общения и т.д.
Самые доступные социальные площадки для конкретных дел молодежи досуг, где можно проявить собственную самостоятельность: умение принимать решение и руководить, организовывать и организовываться. Досуг, особенно юношеством, воспринимается как основная сфера жизнедеятельности, и от удовлетворенности им зависит общая удовлетворенность жизнью молодого человека. Досуг это не только общение, но и своего рода социальная игра, отсутствие навыков таких игр в юности приводит к тому, что человек и в зрелом возрасте считает себя свободным от обязательств.
Молодежная культура создает пространство, в котором молодые люди могут себя чувствовать полномочными представителями, в то время как, в семье или в школе они чувствовали себя чужими и не имеющими никаких реальных полномочий. Молодежная субкультура обеспечивает чувство стабильности для молодых людей, предоставляя ясный набор ценностей и ролей.
2. История зарождения молодежных субкультур
Феномен молодежных субкультур связан со стремлением молодых людей найти себе единомышленников и преодолеть сложности своего бытия не индивидуально, а в коллективной форме, таким образом, ощутить поддержку других, себе подобных.
В конструировании внешних, отличительных образов представителей любой субкультуры всего два направления: одни стараются перевернуть, извратить общепринятые ценности так, что даже их одежда, c точки зрения “нормального” представителя социума, вызывающа и аморальна. В западной терминологии такую тенденцию применительно к одежде называют Dressing Down, то есть одежда была одним из признаков наоборотности одновременно символом отрицания посторонних и мгновенной идентификации себе подобных. Другое направление (Dressing Up) связано с сознательным улучшением внешнего образа, что тоже было, в какой-то степени, эпатажем.
В США Dressing Up был характерен для субкультуры ЗУТИЗ.
Название этой “черной” субкультуры происходит от одежды. Zoot Suit костюм с длинным пиджаком (как правило в черную или синюю полоску) и узкими брюками. Костюм этот в начале сороковых годов считался экстравагантным, cтоил довольно дорого, шили его только на заказ. Выйти в нем на улицу считалось особым шиком: обладатель сразу поднимался в глазах своих друзей на недосягаемую высоту. Для негритянской молодежи, лишенной гражданских прав, само обладание таким костюмом считалось “немым” вызовом белому сообществу. И впервые на уличных углах, у кофейных лавок появляются группы зутиз исторически первая городская молодежная субкультура.
Волосы зутиз были выпрямлены с помощью химии. Таким образом, многие молодые афро-американцы бросали вызов стандартам белой моды. Именно Zoot Suit стал отправной точкой в “черном” Dressing Up, стилевом направлении.
Субкультура “зутиз” получили свое распространение не только в среде афро-американцев, но и среди мексиканцев, осевших в Южной Калифорнии в 30-40-ые годы. Быстро осознав, что в культуре “Великой Американской Мечты”, в стране “равных возможностей” им отведено одно из последних мест, они стали демонстративно носить Zoot Suit символ своей новой субкультурной гордости и бунта. В 1941 году журнал New Yorker констатировал, что одежда “зутиз” стала самой модной среди белой молодежи Нью-Йорка. Гарлем впервые назвали законодателем уличной моды. Во время войны дело дошло до абсурда: в марте 1942 года был принят закон, сокращавший в мастерских расход шерсти на мужские костюмы до 26 процентов, поэтому ношение zoot-suit-а стало считаться непатриотичным, и даже незаконным. “Зутиз” запрет игнорировали, костюмы по-прежнему шили на заказ, только неофициально.
Постепенно “зутиз” сходят на нет черная молодежь бессознательно начала чувствовать обреченность старого образа, его бесполезность в плане реализации “альтернативности” по отношению к белой культуре. Впрочем, “зутиз” сыграли поистине революционную роль, заложив ту основу знаковую символику воплощения мужской гордости, способов привлечь к себе внимание, что впоследствии развили многие субкультуры.
Самые яркие в Великобритании субкультуры в направлении Dressing Up это были английские “моды” и «Тедди-бойз».
Субкультурная группа «тедди-боиз» заявила о себе в середине 1950-х годов в Великобритании. «Тедди», подрабатывая себе на карманные расходы неквалифицированным трудом, стали относительно независимы в финансовом отношении от своих семей и могли тратить эти деньги на свои нужды. Их потребности были невелики: кафе, кино, дискотеки. Но главной их культурной нишей стал американский рок-н-ролл. Как отмечают английские ученые, облик «тедди» сочетал в себе черты английского джентльмена и американского шулера: длинный драповый пиджак с бархатным воротником, брюки дудочкой, ботинки на микропоре, галстук-шнурок. «Тедди» были возмутителями британского спокойствия в кинотеатрах и танцзалах, где происходило активное освоение ими рок-н-ролла. Процесс этот часто заканчивался массовыми драками и актами вандализма. «Тедди» были маскулинным выражением консервативных ценностей, иногда им был присущ агрессивный национализм (расовые беспорядки). «Тедди» исчезли к 1964г. Однако именно они заявили о молодежи не как о возрастной, но о социальной группе.
Другой молодежной субкультурной группой стали «моды». Первоначально представители данной субгруппы называли себя «модернистами» (термин заимствован из джазовой лексики). Цель этой социальной группы выйти за рамки ценностных и культурных норм рабочего класса и тем самым максимально приблизить себя к среднему классу с его основными ценностями. «Моды» грезили белыми воротничками клерков, маленьких управленцев-менеджеров, для которых карьерное восхождение по лестнице административного успеха, как им казалось, не было несбыточной мечтой.
Поэтому «моды» стремились быть и внешне быть похожими на тех, кого называли «белыми воротничками»: опрятность и свежесть сочетались с узкими брюками, элегантными пиджаками, остроносыми туфлями, щегольской короткой стрижкой. В реальной жизни «модов» мало интересовала работа, они были тщеславны и заносчивы, основы их бытия составляли три кита: скорость итальянских мотороллеров, энергетика американского рок-н-ролла и амфетамин. Амфетамин атрибутивный психостимулирующий препарат. В этом плане «моды» стали пионерами использования в молодежной среде допинговых препаратов, придававших им особую энергетику.
Представители «тедди» и «модов» отчаянно завидовали богатым и хотя бы на уикенд пытались забыть о домашних проблемах, рутинной скучной работе и выглядеть богатыми бездельниками. При этом «тедди» и «моды» ненавидели друг друга и регулярно устраивали массовые драки.
В американских белых субкультурах Dressing up такого рода развития не получил.
Оппозицией «модам» и «тедди» стали байкеры (или как их раньше называли - рокеров). Для них был характерен Dressing Down. Они стали по-настоящему первой белой молодежной субкультурой со своим стилем, языком и манерой поведения (единственная субкультура, существующая и по сей день). Себя они называют также “hardcore” (настоящие). Они неохотно идут на контакты, нелюбопытны, неразговорчивы. Байкеры или рокеры являются аутсайдерами презираемого ими общества, у них считается позором быть такими как все. Они создали свое собственное общество со своими правилами и понятиями о морали (причем секс и преступления далеко не играли ту архиважную роль в их среде это делала ненавидимая ими пресса).
Большинство их них перебивалось случайными заработками, почти все демобилизовались из армии после войны, и им было трудно приспособиться к условиям послевоенной Америки. Они возвращались победителями, ждали заслуженной славы, но оказалось, что ничего не изменилось: страна, как и в годы войны, замкнулась, сжалась в своем консерватизме. Они слишком многое упустили, чтобы реагировать на быстрые социальные изменения. Телевидение, реклама, индустрия развлечений навязывали им образ нации: одинаково одетой, одинаково подстриженной, c машиной, детьми, собакой и прочими атрибутами возвращения к нормальной жизни. Для тех, кто привык жить на адреналине, находиться между жизнью и смертью, такой махровый конформизм оказался неприемлем. Эти люди не чувствовали, что вернулись в дружелюбный дом.
И эти люди обратились к мотоциклам, которые стали наиважнейшим атрибутом их жизненного уклада. Их в полной мере можно назвать современным “кочевым племенем”, со своими законами и языком.
Успеху байкеров отчасти помог и резко отличавшийся от всех стиль. Как правило, субкультурам рабочей молодежи, бедных кварталов было присущ dressing up, то есть сознательное улучшение образа. Байкеры же намеренно одевались в рабочую, грубую и неприхотливую одежду, как бы подчеркивая свою индивидуальность, мужскую силу и гордость. Одежда, казалось, символизировала их беспокойную, полную различных эксцессов жизнь на дороге. Cтиль определила война. Особенно это касается черных кожаных курток, которые в годы войны носили даже генералы. Теперь же они стали байкерской униформой (имидж дополняли тяжелые армейские ботинки или сапоги).
К середине 1960-х годов в Великобритании появились хиппи. Эта субгруппа включала в свои ряды, прежде всего, студентов и выходцев и среднего класса. Концептуальное ядро этой группы составляют идеи поиска выхода из рутины технократического общества потребления, стремление возродить романтические отношения с природой. Культурная почва хиппи европейская интеллигенция и аристократическая богема.
К основным качественным особенностям хиппи исследователи относят следующие принципы:
- пассивное сосуществование;
- движение;
- экспрессивность (обладание выразительностью, силой проявления чувств, переживаний);
- субъективность;
- индивидуализм.
Многие исследователи делают вывод о том, что со временем субкультура хиппи превратилась в ядро контркультуры и именно из нее выросли многие идеи альтернативной политики, сформировавшие новое отношение к женскому, экологическому движениям, положение сексуальных меньшинств, политическому плюрализму.
Молодежные субкультуры