ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЦЕЛЕВЫХ ПУБЛИЧНЫХ ФОНДОВ СРЕДСТВ

Лекция 8 ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЦЕЛЕВЫХ ПУБЛИЧНЫХ ФОНДОВ СРЕДСТВ

План

  1. Понятие и классификация целевых публичных фондов средств
  2. Правовые принципы организации и деятельности Пенсионного фонда Украины
  3. Порядок правового обеспечения общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы и временной потери работоспособности
  4. Правовые принципы функционирования Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
  5. Правовые гарантии в сфере социальной защиты инвалидов.
  6. Фонд гарантирования вкладов физических лиц

1. Понятие и классификация целевых публичных фондов средств

Целевые фонды средств выступают в качестве публичных фондов, за счет ресурсов которых удовлетворяется публичный интерес и исполняются функции государства. Через такие фонды осуществляется движение средств, которые составляют публичные как финансы государства, так и финансы общественного (социального) назначения. Среди направлений назначений целевых фондов определяют смягчение кризисных явлений в обществе, в том числе и в экономике, путем перераспределения финансовых ресурсов, которые получили органы центральной и местной власти. Кроме этого, целевые фонды дают возможность дополнительно привлечь ресурсы для выполнения государством своих функций, а временно свободные средства могут быть использованы для потребностей социально-экономического развития.

В отличие от бюджета, который выступает в качестве централизованного публичного фонда средств, но при этом не характеризуется исключительной целью устремления собственных ресурсов, которые идут в общем на удовлетворение публичных потребностей в текущем бюджетном периоде, целевые публичные фонды образуют особое звено финансовой системы государства. Они, как правило, имеют конкретное целевое назначение и определенную законодательством самостоятельность.

Характерной чертой целевых публичных фондов являются четко определенные источники формирования и направления использования средств. Создание таких фондов определяется конкретными потребностями, которые стоят перед государством, потому отличаются как их состав, так и вопрос относительно включения в бюджет.

Средства, которые предоставляются к целевым публичным фондам, преимущественно направлены на проведение социальной политики государства :

  • финансирование на обеспечение занятости население,
  • государственного страхования на случай безработицы,
  • в связи с временной потерей работоспособности
  • расходами, предопределенными рождением и захоронением,
  • выплатами государственных пенсий и тому подобное.

Под публичным фондом средств понимают денежный фонд, порядок формирования и использование которого регулируется нормами акта субъекта публичной власти и средства которого направляются на удовлетворение публичного интереса

Закон Украины «О системе налогообложения» в... 2 регламентирует:

Государственные целевые фонды - это фонды, которые созданы в соответствии с законами Украины и формируются за счет определенных законами Украины налогов и сборов (Обязательных платежей) с физических и юридических лиц независимо от форм собственности.

В начале 90-х годов внебюджетные целевые фонды создавались на разных уровнях как бюджетной системы, так и органов государственной власти, особенно — на местном уровне по инициативе местной власти.

За счет финансовых ресурсов этих фондов местная власть решала текущие задания, и целевой фонд после этого прекращал существование. В 1996 г. в Украине действовало свыше 140 внебюджетных фондов, созданных центральными органами, и около 100 фондов в каждой области, созданных по инициативе органов местного самоуправления. Эти фонды формировались за счет отчислений к ним в порядке, предусмотренном для осуществления обязательных платежей в государственный бюджет. Поэтому постановлением Кабинета Министров Украины от 23 сентября в 1996 г. были ликвидированы все целевые внебюджетные фонды, деятельность которых не предусмотрена законодательством.

Из 2001г., с момента вступления в силу Бюджетного кодекса Украины, создания внебюджетных фондов органами государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым, органами местного самоуправления и другими бюджетными учреждениями не допускается (ч. 4 в. 13).

В зависимости от назначения, способов образования и других признаков целевые публичные фонды средств могут быть классифицированы на несколько видов.

Классификация целевых публичных фондов

по уровню создания фонды делятся на

  • государственные
  • местные.

Последние призваны обеспечивать выполнение основных социально-экономических заданий непосредственно в местных громадах. Законы Украины «О местном самоуправлении в Украине», «О местных государственных администрациях» закладывают основания и определяют особенности формирования и использования целевых фонов в разрезе местных бюджетов.

По целевому назначению фонды можно разделить на

  • социальные
  • экономические,
  • экологические,
  • отраслевые.

К социальным фондам принадлежат:

  1. Пенсионный фонд Украины,
  2. Фонд социального страхования из временной потери работоспособности,
  3. Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний,
  4. Фонд общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы,
  5. Фонд для осуществления мероприятий относительно ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защиты населения.

К фондам, которые имеют в своей природе социально-экономическую составляющую, можно отнести Фонд гарантирования вкладов физических лиц, который исполняет функции национальной системы страхования вкладов.

К экономическим фондам относят:

  1. фонды поддержки предпринимательства, фонд поддержки индивидуального жилищного строительства в сельской местности,
  2. территориальные дорожные фонды,
  3. приватизационные жилищные фонды и тому подобное.

К отраслевым фондам принадлежат инвестиционные фонды. Некоторые выделяют межотраслевые фонды средств государства и органов местного самоуправления.

К экологическим фондам можно отнести:

  • Государственный Фонд охраны окружающей естественной среды. Он занимается финансированием природоохранных и ресурсосберегающих методов, которые отвечают основным направлениям государственной политики в отрасли охраны окружающей среды; использованием природных ресурсов и обеспечением экологической безопасности; выполнением мероприятий, направленных на предотвращение, уменьшение и устранение загрязнения окружающей естественной среды.

по способам образования целевые фонды делятся на:

  • те, которые включены в бюджет (целевые фонды, образованные Верховной Радой Украины, Верховной Радой АРК, органами местного самоуправления и местной власти),
  • такие, которые не включены в состав бюджета и имеют собственный аппарат управления.

Целевые публичные внебюджетные фонды выступают одним из методов перераспределения национального дохода государства. Большинство публичных внебюджетных фондов — а это Пенсионный фонд, Фонд обязательного социального страхования на случай безработицы, Фонд обязательного социального страхования по временной потере работоспособности и другие социальные фонды, которые к началу последнего десятилетия входили в состав Государственного бюджета. Между тем, средства Пенсионного фонда включались в состав Государственного бюджета Украины до 1996 года.

Источниками формирования доходов целевых публичных фондов являются

  • бюджетное финансирование,
  • обязательные отчисления юридических и физических лиц,
  • доходы от инвестирования собственных средств,
  • добровольные взносы
  • спонсорская помощь и тому подобное.

Средства таких фондов обслуживаются, преимущественно, органами Государственного казначейства Украины. Однако цель их создания может определять и другой порядок обслуживания. Например, средства Фонда гарантирования вкладов физических лиц хранятся па счета НБУ.

Кроме целевых фондов, отчисление к которым являются обязательными, в Украине функционируют внебюджетные фонды, формирование которых осуществляется на добровольных началах. Примером такого фонда может быть Национальный фонд социальной защиты матерей и детей «Украина — детям», созданный в ноябре в 1996 г. на выполнение Указа Президента Украины за инициативы государственных и общественных организаций. Его деятельность базируется также на Законе Украины «Об охране детства» и Конвенции ООН «О правах ребенка». Фонд создан для полноценного и своевременного выполнение Национальной программы «Украина — детям», которая направлена на повышение уровня жизни детей в стране. Кроме этого, Фонд реализует и собственные программы, в частности, «Одаренные дети», «Здоровые дети», «Оздоровления детей-сирот, инвалидов, из многодетных и малообеспеченных семей» и тому подобное.

  1. Правовые принципы организации и деятельности Пенсионного фонда Украины

Пенсионный фонд Украины является наибольшим государственным внебюджетным целевым фондом средств, который направлен на удовлетворение публичных интересов. Он был создан в декабре в 1990 г. как Украинское республиканское отделение Пенсионного фонда СССР, которое из января в 1992 г. было преобразовано на Пенсионный фонд Украины. В 1991 г. первый раз пенсии были профинансированы из средств Пенсионного фонда, а не из Государственного бюджета.

В настоящее время правовой статус Пенсионного фонда определяется:

  • Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 9 июля в 2003 г. № 1058-ГУ (с изменениями)
  • Положением о Пенсионном фонде Украины, утвержденным постановлением КМУ от 24 октября в 2007 г. № 1261, другими нормативно-правовыми актами.

Пенсионный фонд Украины является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины через Министра труда и социальной политики.

Руководство деятельностью Пенсионного фонда Украины осуществляет правление Фонда, численность и персональный состав которого утверждает Кабинет Министров Украины.

Председатель правления Фонда и его заместители назначаются на должность и освобождают должность Кабинетом Министров Украины по предоставлению Премьер-министра Украины, подготовленным по предложению Министра труда и социальной политики.

К структуре Пенсионного фонда относится:

  • руководящий аппарат,
  • ряд управлений и департаментов, в том числе:

- организационно-информационное управление,

- контрольно-ревизионное управление

- управление персонифицированного учета и информационных систем

- управление автоматизированного учета пополнений и использование финансов пенсионного обеспечения

- В регионах открыты Главные управления Фонда, на уровне районов, городов и районов в городах областей — управление Пенсионного фонда Украины.

В то же время Законом Украины «О первоочередных мерах относительно предотвращения негативных последствий финансового кризиса и о внесении изменений к некоторым законодательным актам Украины» от 31 октября в 2008 г. № 639 - VI предусмотрено, что превращение Пенсионного фонда в неприбыльную самоуправную организацию осуществляется в соответствии с отдельно принятым специальным законом. К принятию соответствующего решения функции исполнительной дирекции Пенсионного фонда, ее территориальных органов выполняют соответственно Пенсионный фонд Украины и главные управления Пенсионного фонда в АРК, областях, городах Киеве и Севастополе и управление Пенсионного фонда Украины в районах, городах, районах в городах.

К основным заданиям Пенсионного фонда Украины относятся:

участие в формировании и реализации государственной политики в сфере пенсионного обеспечения и социального страхования;

управление солидарной системой общеобязательного государственного пенсионного страхования;

обеспечение сбора и аккумулирование взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, ведение их учета; назначение (пересчет) пенсий, ежемесячного пожизненного денежного содержания судьям в отставке и подготовка документов для их выплаты;

обеспечения своевременного и в полном объеме финансирования и выплаты пенсий, помощи на захоронение, других выплат, которые согласно законодательству осуществляются за счет средств Пенсионного фонда Украины и других источников, определенных законодательством;

эффективное и целевое использование средств, усовершенствования методов финансового планирования, отчетности и системы контроля за расходованием средств.

Законодательством закреплено, что решения Пенсионного фонда Украины, принятые в пределах его компетенции, являются обязательными для выполнения центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности и гражданами.

Для осуществления своих заданий и функций Пенсионный фонд должен иметь соответствующие финансовые ресурсы.

Бюджет Пенсионного фонда Украины ежегодно утверждается Кабинетом Министров Украины и формируется за счет:

  • страховых взносов;
  • средств государственного бюджета
  • государственных целевых фондов, которые перечисляются в Фонд в случаях, предусмотренных законодательством;
  • благотворительных взносов юридических и физических лиц;
  • добровольных взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование;
  • других поступлений в соответствии с законодательством.

Аккумулированные средства Пенсионный фонд направляет на:

  • финансирование выплаты пенсий в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования,
  • помощи на похороны и другие выплаты, которые согласно законодательству осуществляются за счет средств Фонда;
  • оплату услуг по выплате и доставке пенсий;
  • формирование резерва средств Фонда;
  • функционирование и развитие системы персонифицированного учета сведений в системе обязательного государственного пенсионного страхования;
  • содержание центрального аппарата и главных управлений Фонда в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, управлений в районах, городах и районах в городах, развитие их материально-технической базы;
  • проведение информационно-разъяснительной работы среди населения и осуществления других мероприятий в соответствии с заданиями Фонда.

Например, в течение 2008 г. органами Пенсионного фонда Украины назначены пенсии свыше 653 тыс. гражданам. При этом в бюджет Фонда из всех источников финансирования в течение 2008 г., по оперативным данным, поступило 143,5 млрд грн, из которых собственные поступления составляли 101,9 млрд грн (что составило 100,1% плановых показателей). Из Государственного бюджета Украины на финансирование пенсионных программ поступило 41,4 млрд грн. Общая сумма расходов на пенсионные выплаты в 2008 г. составила 147,9 млрд грн, что на 48 млрд грн превысило расходы в 2007 г.

Средства Пенсионного фонда Украины, которые зачисляются на единый счет Фонда и хранятся на отдельных счетах его органов в уполномоченном банке, определенном Кабинетом Министров Украины, обслуживают органы Государственного казначейства. Эти средства используются исключительно по назначению.

Что касается страховых взносов, то их размер устанавливается Верховной Радой Украины соответственно для страхователей и застрахованных лиц по результатам расчетов в порядке, регламентированном ст. 18 Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании». Эти страховые взносы являются целевым общеобязательным платежом, который перечисляется на всей территории Украины в порядке, установленном Законом. При этом страховые взносы не включаются в состав налогов, других обязательных платежей, которые составляют систему налогообложения. То есть, на эти взносы не распространяется налоговое законодательство. Кроме того, страховые взносы не могут засчитываться в Государственный бюджет Украины, бюджетов других уровней, не подлежат изыманию из Пенсионного фонда или из Накопительного фонда и не могут использоваться на цели, не предусмотренные Законом.

Правовые принципы производства сбора на обязательное государственное пенсионное страхование определяются:

  • законами Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»
  • «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование«
  • «О пенсионном обеспечении лиц, освобожденных из военной службы, и некоторых других лиц«,
  • Положением о Пенсионном фонде Украины,
  • Инструкцией о порядке вычисления и уплаты страхователями и застрахованными лицами взносов на общеобязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Украины, утвержденной постановлением Правления фонда от 1декабря в 2003 г. № 21-1 (с изменениями).

Плательщиками страховых взносов являются:

  • страхователи (в т. ч. работодатели; предприятия, учреждения, организации и органы, которые выплачивают заработную плату (вознаграждение), денежное обеспечение, помощь;
  • физические лица — субъекты предпринимательской деятельности, в том числе те, которые избрали особенный способ налогообложения (фиксированный налог, единый налог) и другие и застрахованные лица.

Страхователи — юридические лица, которые берутся на учет в органах Пенсионного фонда Украины по своему местонахождению; физические лица — по своему месту жительства.

Размеры страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование устанавливаются в соответствии с Законом Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование». Основной ставкой является ставка 33,2% от суммы фактических расходов на оплату труда (денежного обеспечения) работников.

Вычисление страховых взносов осуществляется для большинства категорий плательщиков сбора ежемесячно, на основании бухгалтерских и других документов, в соответствии с которыми осуществляется начисление или которые подтверждают начисление (вычисление) заработной платы (дохода) исходя из размера страхового взноса, который действует на день начисления выплат (дохода).

Законодательством определен и порядок уплаты сбора на государственное пенсионное страхование из отдельных видов хозяйственных операций, а именно:

  • операций купли-продажи валют,
  • продаже ювелирных изделий из золота (кроме обручальных колец), платины и драгоценных камней
  • отчуждение легковых автомобилей,
  • купли-продажи недвижимого имущества,

Такой сбор взимается в соответствии с Порядком перечисления сбора на обязательное государственное пенсионное страхование по отдельным видов хозяйственных операций, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 3 ноября в 1998 г. № 1740 (с изменениями). Его размер может колебаться от 3% от стоимости проданного легкового автомобиля до 5% от стоимости реализованных ювелирных изделий.

В пределах заданий, определенных для Пенсионного фонда Украины, за ним закреплены полномочия проводить плановые и внеплановые проверки на любых предприятиях, в учреждениях, организациях, у физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности бухгалтерских книг, отчетов, смет, других документов, связанных с начислением, вычислением и уплатой страховых взносов, назначением пенсии, ежемесячного пожизненного денежного содержания судьям в отставке, получать необходимые пояснения, справки и сведения, в частности письменные, по вопросам, которые появляются в процессе таких проверок; проводить проверки целевого использования средств Пенсионного фонда Украины в организациях, которые осуществляют выплату и доставку пенсий; обращаться в хозяйственные суды с заявлением относительно нарушения дел о банкротстве плательщиков страховых взносов.

В пределах выполнения контрольной и охранительной функции органы Пенсионного фонда Украины имеют право:

  • применять финансовые санкции, предусмотренные законом;
  • удерживать с плательщиков страховых взносов неоплаченные суммы;
  • затрагивать в установленном законом порядке вопрос о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства об общеобязательном государственном пенсионном страховании.

Взыскание финансовых санкций базируется на положениях Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» и определяется нормативно-правовыми актами Пенсионного фонда Украины.

С целью обеспечения постоянного и всестороннего контроля за уплатой обязательных платежей между Пенсионным фондом Украины, Государственной налоговой администрацией Украины и Государственным центром занятости Министерства труда и социальной политики Украины настроена система обмена информацией, которая успешно работает последние несколько лет.

  1. Порядок правового обеспечения общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы и временной потери работоспособности

Общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы являет собой систему прав, обязанностей и гарантий, которые предусматривают материальное обеспечение на случай безработицы из независимых от застрахованных лиц обстоятельств и предоставления социальных услуг за счет средств Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы.

Этот Фонд является публичным целевым страховым фондом, централизованным по своему назначению, некоммерческой самоуправной организацией. Поскольку его ресурсы не включаются в государственный бюджет Украины, отмеченный фонд является внебюджетным.

В качестве Нормативно-правовой базы его деятельности выступают:

  • Конституция Украины,
  • законы Украины «О занятости населения» от 1 марта в 1991 г. № 803-ХІІ (с изменениями),
  • «О размере взносов на некоторые виды общеобязательного государственного социального страхования« от 11 января в 2001 г. № 2213-ІП (с изменениями),
  • «Об общеобязательном социальном страховании на случай безработицы« от 2 марта в 2000 г. № 1533-ІП #001 (дальше — Закон) и др.

Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы был зарегистрирован при Министерстве труда и социальной политики в 1996 г.

Цель создания :

финансирование программ занятости населения,

  • управление страхованием на случай временной незанятости,
  • аккумуляции страховых взносов,
  • контроль за использованием средств, предоставленных на оказание социальной помощи.

Основой системы социального страхования защиты на случай безработицы стали взносы от предприятий в Государственный фонд содействия занятости населения, правопреемником которого стал Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы.

Формирование средств Фонда осуществляется за счет страховых взносов страхователей (работодателей, застрахованных лиц); ассигнований из государственного бюджета; грусть финансовых санкций за нарушение социального законодательства; благотворительных взносов предприятий, учреждений, организаций и физических лиц и тому подобное.

На ввод отмеченного закона Государственной службой занятости — исполнительной дирекцией Фонда сформирован реестр плательщиков страховых взносов на общеобязательное социальное страхование на случай безработицы.

Действующее законодательство определяет несколько направлений социального страхования, а именно:

  • пособие по безработице, в том числе одноразовая его выплата для организации безработным предпринимательской деятельности;
    • пособие по частичной безработице;
    • материальная помощь в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации безработного;
    • помощь на захоронение в случае смерти безработного или лица, которое находилось на его содержании.

Страхованию на случай безработицы подлежат лица:

  • какие работают на условиях трудового договора (контракту), включая тех, которые проходят альтернативную (невоенную) службу,
    • , какие работают неполный рабочий день или неполная рабочая неделя, и на других основаниях, предусмотренных законодательством о труде, военнослужащие (кроме военнослужащих срочной службы).

Лицам, которые подлежат страхованию на случай безработицы, выдается свидетельство об общеобязательном государственном социальном страховании, которое является единственным для всех видов социального страхования и образец и порядок выдачи которого утверждает Кабинет Министров Украины.

Право на материальное обеспечение на случай безработицы и социальные услуги имеют:

  • застрахованные лица,
  • незастрахованные лица, которые впервые ищут работу,
  • другие незастрахованные лица в случае их регистрации в установленном порядке как безработных.

При этом гарантом обеспечения застрахованных лиц и предоставления им соответствующих социальных услуг в качестве Фонда выступает государство.

На Фонд положено задание относительно контроля за:

  • правильности начисление,
  • своевременностью уплаты страховых взносов, а так же расходов за страхованием на случай безработицы,
  • проведение расследований страховых случаев и обоснованности выплаты материального обеспечения.

Аккумулированные Фондом средства направляются на:

  • выплату установленного законодательством обеспечения и предоставление социальных услуг;
  • возмещение Пенсионному фонду Украины расходов, связанных с досрочным выходом на пенсию;
  • финансирование расходов на содержание и обеспечение деятельности исполнительной дирекции Фонда и ее рабочих органов, управление Фондом, развитие его материальной и информационной базы;
  • создание резерва средств Фонда.

С целью гарантирования социальных выплат законодательство предусматривает, что расходы бюджета Фонда относительно обеспечения выплаты пособия по безработице являются защищенными. Финансирование этих расходов проводится в первоочередном порядке.

Согласно п. 2 в. 17 Закона размер страховых взносов ежегодно по предоставлению Кабинета Министров Украины устанавливается Верховной Радой Украины соответственно для работодателей и застрахованных лиц одновременно с утверждением Государственного бюджета Украины на проходящий год.

Например, в 2008 г. минимальный размер пособия по безработице был определен с 1 сентября — в размере 320 грн, с 1 октября — 360 грн. Выплаты лицам, которые определены в установленном порядке безработными, было установлено с 1 сентября в 2008 г. в размере не менее 420 грн, с 1 октября — не менее 500 грн и не выше средней заработной платы.

Взносы на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы установлены с 13 января в 2009 г. в размере 1,4% суммы фактических расходов на оплату труда наемных работников для работодателей и 0,6% суммы оплаты труда для наемных работников. Уплата сбора осуществляется раз в месяц, в день получения работодателями в учреждениях банков средств на оплату труда. Страховые взносы, оплаченные в иностранной валюте, подлежат перечислению на счет Фонда в валюте Украины за официальным курсом Национального банка Украины на день уплаты страховых взносов.

От уплаты страховых взносов освобождаются:

  • застрахованные лица на период отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком трехлетнего возраста и отпуска по уходу за ребенком по достижению шестилетнего возраста по медицинскому заключению.
  • застрахованные лица в части полученного пособия по частичной безработице.

Средства Фонда используются для содействия занятости населения на государственном и местном уровне.

основными объектами финансирования на государственном уровне являются

  • создание и развитие центров подготовки и учебы работников;
  • содержание информационных и вычислительных центров, предприятий службы занятости и тому подобное.

На местном уровне за счет средств Фонда финансируются

  • мероприятия относительно профессиональной ориентации, переподготовки и переориентации работников и безработных;
  • обеспечение компенсационных выплат безработным, которые находятся на учете в центрах занятости, и др.

Законом Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи со временной потерей работоспособности и расходами, предопределенными захоронением» от 18 января в 2001 г. № 2240-ІН (с изменениями) определяются правовые принципы проведения общеобязательного государственного социального страхования в связи со временной потерей работоспособности и расходами, предопределенными захоронением.

Указанный вид государственного страхования предусматривает

  • материальное обеспечение граждан в связи с потерей заработной платы (дохода)
  • в результате временной потери работоспособности (включая уход за больным ребенком, ребенком-инвалидом, больным членом семьи),
  • беременности и родов,
  • частичную компенсацию расходов, связанных со смертью застрахованного лица или членов ее семьи
  • предоставление социальных услуг на счет бюджета Фонда социального страхования из временной потери работоспособности, которая формируется путем уплаты страховых взносов владельцем или уполномоченным им органом, гражданина, а также за счет других источников, предвиденных законодательством.

Фонд является некоммерческой самоуправной организацией, публичным целевым фондом. На Фонд положены полномочия по осуществлению аккумуляции страховых взносов и других средств, предназначенных для финансирования материального обеспечения и социальных услуг, виды которых предвидены вышеупомянутым законом, и обеспечения их предоставления, а также осуществления контроля за использованием этих средств.

Управление Фондом осуществляется на паритетной основе государством, представителями застрахованных лиц и работодателей.

В качестве органов управления выступают:

  • правление Фонда
  • исполнительная дирекция.
  1. Правовые принципы функционирования Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Страхование от несчастного случая является самостоятельным видом общеобязательного государственного социального страхования, с помощью которого осуществляется социальная защита, охрана жизни и здоровья граждан в процессе их трудовой деятельности. Государство гарантирует всем застрахованным гражданам обеспечения прав в страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.

Правовые принципы проведения социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяются:

  • Конституцией Украины,
  • Кодексом законов о труде Украины,
  • Основами законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании,
  • Законом Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые повлекли потерю работоспособности» от 23 сентября 1999р.
  • Закон Украины «О страховых тарифах на общеобязательное государственное социальное страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые повлекли потерю работоспособности« от 22 февраля в 2001 г.

.

Субъектами страхования от несчастного случая являются

  • застрахованные граждане, а в некоторых случаях — члены их семей и другие лица, страхователи и страховщик.

Соответственно, страхователями, то есть плательщиками сбора, есть работодатели, а в некоторых случаях — застрахованные лица.

В качестве страховщика выступает Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины, средства к которому поступают на централизованных засадах1.

Объектом страхования от несчастного случая является жизнь застрахованного, его здоровье и работоспособность.

Страховыми выплатами являются денежные суммы, которые Фонд социального страхования от несчастных случаев согласно законодательству выплачивает застрахованному им лицам, которые имеют на это право, в случае наступления страхового случая.

Отмеченные денежные суммы состоят из:

  • страховой выплаты потерянного заработка (или соответствующей его части) завись-ка от степени потери потерпевшим профессиональной работоспособности;
  • страховой выплаты в установленных случаях одноразовой помощи потерпевшему (членам его семьи и лицам, которые находились на содержании умершего);
  • страховой выплаты пенсии по инвалидности потерпевшему;
  • страховой выплаты пенсии в связи с потерей кормильца;
  • страховой выплаты ребенку, который родился инвалидом в результате травмирования на производстве или профессиональном заболевании ее матери во время беременности;
  • страховых расходов на медицинскую и социальную помощь.

При наличии факта причинения морального вреда потерпевшему осуществляется страховая выплата за моральный вред.

Законодательство устанавливает категории граждан, которые подлежат обязательному страхованию от несчастного случая (в том числе лица, которые работают по условиям трудового договора (контракту), ученики и студенты учебных заведений и др.).

Для страхования от несчастного случая на производстве не нужно согласия или заявления работника. Страхование осуществляется в безналичной форме. Все лица, которые подпадают под обязательное страхование, считаются застрахованными с момента вступления в силу отмеченным Законом независимо от фактического исполнения страхователями своих обязательств относительно уплаты страховых взносов. Определенные категории граждан, в том числе субъекты предпринимательской деятельности, могут застраховаться добровольно по письменному заявлению. Лицам, которые подлежат страхованию от несчастного случая, выдается единственное для всех видов страхование свидетельство об общеобязательном государственном социальном страховании, что является документом строгой отчетности.

Страхование от несчастного случая осуществляет Фонд социального страхования от несчастных случаев — некоммерческая самоуправная организация, которая действует на основе устава, какой утверждается ее Правлением.

Управление Фондом осуществляется на паритетной основе государством, представителями застрахованных лиц и работодателей. Непосредственное управление Фондом социального страхования от несчастных случаев осуществляют его Правление и исполнительная дирекция.

Руководство Фонда

  • утверждает годовые бюджеты Фонда и отчеты об их выполнении, порядке использования средств бюджета и средств резерва Фонда;
  • Положение о порядке использования средств лечебно-профилактическими, учебными и другими заведениями, которые оказывают Фонду социальные услуги, и контроль за их целевым использованием;
  • Положение о представлении Фондом на безвозвратной основе финансовой помощи предприятиям для решения особенно острых проблем из охраны труда и тому подобное.

В Фонде создается резерв средств для обеспечения исполнения заданий страхования от несчастного случая.

Фонд социального страхования от несчастных случаев производит сбор и аккумулирование страховых взносов, имеет автономную, независимую от любой другой, систему финансирования.

Финансирование Фонда социального страхования от несчастных случаев осуществляется за счет:

  • взносов работодателей: для предприятий — с отнесением на валовые расходы производства, для бюджетных учреждений и организаций — из ассигнований, выделенных на их содержание и обеспечение;
  • капитализированных платежей, которые поступили в случае ликвидации страхователя
  • прибыли, полученного от временно свободных средств Фонда на депозитных счетах;
  • средств, полученных от взыскания в соответствии с законодательством штрафов и пени из предприятий, а также штрафов из работников, виновных в нарушении требований нормативных актов из охраны труда

добровольных взносов и других поступлений

Средства на осуществление страхования от несчастного случая не включается в состав государственного бюджета Украины, используются исключительно за их прямым назначением.

  1. Правовые гарантии в сфере социальной защиты и реабилитации инвалидов

Обеспечение в Украине социальных, экономических, правовых и конституционных гарантий в сфере социальной защиты и реабилитации инвалидов является одним из актуальных вопросов современной социальной политики правительства и парламента страны.

В Украине в 2002 г. впервые был подготовлен Государственный доклад «О положении инвалидов в Украине и основы государственной политики относительно решения проблем граждан с особенными потребностями», которая дала возможность осуществить количественную и качественную оценку современного состояния дел в этой сфере, определила перспективы и пути решения целого пакета вопросов, которые касаются инвалидов. В марте в 2003 г. парламент ратифицировал Конвенцию о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов № 159, принятую Генеральной конференцией Международной организации труда в Женеве 12 июня в 1983 г. (Закон Украины от 6 марта в 2003 г. № 624-ІУ).

Финансирование мероприятий относительно социальной защищенности инвалидов и детей-инвалидов осуществляется за счет средств государственного бюджета, в том числе Фондом социальной защиты инвалидов, местных бюджетов, а также органами местного самоуправления за местными программами социальной защиты отдельных категорий населения за счет средств местных бюджетов.

Закон Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» от 21 марта в 1991 г. № 875-ХІІ предусматривает, что работу из социальной защищенности инвалидов организует Фонд социальной защиты інвалидов.

Свою деятельность Фонд осуществляет на основании

  • Положение о Фонде социальной защиты инвалидов, утвержденной постановлением КМУ от 26 сентября в 2002 г. № 1434 (с изменениями).
  • Положение определяет правовой статус Фонда как правительственного органа государственного управления, которое действует в составе Мин.труда и подчиняется ему.

Соответственно, Фонд содержится за счет государственного бюджета в пределах средств, предусмотренных на содержание министерства.

В пределах выполнения собственных полномочий Фонд осуществляет контроль за выполнением предприятиями, учреждениями, организациями, в т. ч. предприятиями и организациями общественных организаций инвалидов, физическими лицами, которые используют наемный труд, нормативное количество рабочих мест для трудоустройства инвалида, а также обеспечивают финансирование мероприятий относительно социальной защиты инвалидов.

Устанавливается норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере четырех процентов среднестатистической численности штатных Работников учетного состава за год, а если работают от 8 до 25 лиц, — в количестве одного рабочего места. ( Штраф в размере половины годовой заработной платы)

Предприятия, на которых работают 8 и больше человек, регистрируются в отделениях Фонда социальной защиты инвалидов за своим местонахождением и ежегодно подают к отмеченным отделениям. отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов.

Субъекты, которые нарушают предписания Закона относительно привлечения труда инвалидов, в соответствии с установленными нормативами, ежегодно платят соответствующим отделением Фонда социальной защиты инвалидов административно-хозяйственные санкции, сумма которых определяется в размере средней годовой заработной платы в такого суб» єкта, за каждое рабочее место, предназначенное для трудоустройства инвалида и не занято инвалидом.

6. Фонд гарантирования вкладов физических лиц

Фонд гарантирования вкладов физических лиц представляет национальную систему страхования вкладов. В мировой практике, это создана и официально признана на территории отдельного государства система страхования взносов (депозитов) физических лиц к финансово-кредитную учреждениям, правовой статус которой определяется национальным законодательством с учетом закрепленных международных стандартов.

Учреждение таких систем страхования датируется в 1934 г., когда в США одним из путей преодоления кризиса экономики (в частности в банковском секторе) признали создание системы страхования депозитов. Созданная Федеральная корпорация по страхованию банковских взносов стала самым старым в настоящее время институтом по управлению системой страхования взносов. За последние ЗО лет системы страхования взносов частных лиц были введены в большинстве развитых стран мира. Основной причиной для распространения этой практики стали бан-ковские кризисы, которые состоялись в течение 80-90-х годов XX ст. В середине 90-х годов обязательные системы страхования начали вводиться в странах, которые вошли в настоящее время в ЕС, : Польше, Венгрии, Чехии, Румынии, Болгары, Литве, Эстонии, Латвии; а также в странах СНГ : Украине, Казахстане, России.

Значительную роль в создании обязательных систем страхования в Европе (они основаны в Финляндии, Великобритании, Болгарии, странах Балтии — всего больше чем в 60 странах мира) сыграла Директива 94/19/ЕС Европейского парламента и Совета «О системах гарантирования депозитов» от ЗО мая в 1994 г. Директива установила, что каждое государство — член ЕС осуществляет контроль за созданием и официальным признанием на своей территории одной или нескольких систем гарантирования депозитов. Без участия в системе страхования взносов, что получила официальный статус в государстве, какае-либо кредитно-фінансовое учреждение не имеет права принимать взносы, невзирая на наличие разрешения на банковскую деятельность (хотя Директивой установленный ряд исключений из общего требования). Директивой была закреплена и сумма, которой должны покрываться совокупные депозиты каждого вкладчику соответствующими схемами гарантирования, в размере до 20000 экю в случае недостаточности депозитов (ст. 7). Раз на пять лет в зависимости от экономической и монетарной ситуации и развития банковского сектора сумма может пересматриваться.

Принятые международные стандарты в сфере гарантирования депозитов физических лиц базируются на соотношении размера возмещения и ВВП. В частности Международный валютный фонд определяет достаточность ей и ни кодировка за взносами на уровне 1-2 частей ВВП на одного жителя. В странах Западной Европы этот показатель колеблется от 0,3% в Норвегии и 0,5% в Швейцарии до 1,2 в Швеции и 1,4 в Великобритании.

В Украине эта система была введена на выполнение Указа Президента Украины от 10 сентября в 1998 г. №996/98, которым было предвидено образование Фонда гарантирования вкладов физических лиц, создаваемого с целью обеспечения защиты интересов физических лиц — вкладчики банков.

В настоящее время он функционирует на общих основаниях, определенных Законом Украины «О Фонде гарантирования вкладов физических лиц» от 20 сентября в 2001 г. № 2740-ІП

Фонд является государственным специализированным учреждением, которое выполняет функции государственного управления в сфере гарантирования вкладов физических лиц и представляет национальную систему страхования вкладов.

Фонд гарантирует компенсацию средств за вкладами, в том числе проценты, в размере общей суммы вкладов (вклады менее 1 грн. не подлежат возмещению). Первичная сумма гарантирования устанавливалась на уровне 500 грн и постепенно выросла до 50 тыс. Финансовый кризис повлек пересмотр показателей гарантийного страхования, и в соответствии с п. 8 Закона Украины «О первоочередных мерах относительно предотвращения негативных последствий финансового кризиса и о внесении изменений к некоторым законодательным актам Украины» от 31 октября в 2008 г. № 639 - VI предельный предел гарантированного государством страхования за вкладами физических лиц представляет 150 тыс. грн.

Гарантии предоставляются за вкладами физических лиц в банках Украины, которые являются участниками Фонда (на начало в 2009 г. их насчитывается 183). В случае нарушения банком — участником Фонда требований Закона Украины «О Фонде гарантирования вкладов физических лиц» его относят к категории временных участников Фонда. Фонд не возмещает гарантированную сумму за вкладами физических лиц в банке, переведенном к категории временного участника Фонда, если эти вклады были привлечены им из даты получения сообщения об отнесении его к этой категории. Клиент по собственному желанию может получить гарантированную сумму как наличностью, так и в безналичном виде. Срок обращения к Фонду представляет три года со дня назначения ликвидатора банка — участника (временного участника) Фонда.

Административный совет Фонда своим решением от 14 января в 2002 г. № 1 утвердила Положение о порядке начисления и уплаты сборов в Фонд гарантирования взносов физических лиц. Банки-участники и временные участники Фонда должны придерживаться его стандартов, выполнять установленные Национальным банком Украины экономические нормативы относительно достаточности капитала и платежеспособности и выполнять свои обязательства перед вкладчиками.

Положение предусматривает три вида собраний :

  • первичный сбор (1% от зарегистрированного уставного капитала банка на день получения лицензии от НБУ на осуществление банковской деятельности);
  • регулярный сбор (платится дважды на год и складывает 0,25% от общей суммы взносов, включая начисленные за взносами проценты, по состоянию на 31 декабря года, предваренного текущему, и ЗО июня проходящего года);
  • специальный сбор (платится по решению административного совета Фонда из соглашения из НБУ в случае недостаточности текущих доходов Фонда для выполнения своих обязательств. Его размер не должен превышать размера ежегодного регулярного сбора из банка).

Система обязательного страхования взносов допускает как источник аккумуляции финансовых ресурсов участие государства (у осо-бі правительства или центрального банка). В частности в п. 4 в. 21 Закона Украины «О Фонде гарантирования взносов населения» закреплена следующее участие: к источникам формирования средств Фонда на-лежать средства, внесенные Национальным банком Украины в размере 20 миллионов гривен. Как альтернативные источники доходов, которые получаются Фондом, могут выступать: доходы, полученные от инвестирования средств Фонда в государственные ценные бумаги Украины; кредиты, привлеченные от Кабинета Министров Украины, Національ-ного банка Украины, банков и иностранных кредиторов; пеня, которую платят банки — участники (временные участники) Фонда за несвоевременный или неполный перечень собраний в Фонд; доходы от депозитов, размещенных Фондом в Национальном банке Украины.

Кроме того, Закон Украины «О первоочередных мерах относительно предотвращения негативных последствий финансового кризиса и о внесении изменений к некоторым законодательным актам Украины» от 31 октября в 2008 г. № 639-УІ закрепляет положение, согласно какому НБУ по итогам года в случае превышения сметных доходов над сметными расходами, утвержденными на проходящий бюджетный год, вносит в Государственный бюджет Украины следующего за отчетным году позитивную разницу, часть которой в объеме 25 %, но не менее 1 млрд. гривен, ежегодно направляется на пополнение средств Фонда гарантирования вкладов физических лиц, капитализацию банков и Государственного ипотечного учреждения, а превышения расходов над доходами возмещается за счет государственного бюджета Украины следующего за отчетным году.

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЦЕЛЕВЫХ ПУБЛИЧНЫХ ФОНДОВ СРЕДСТВ