Интегрированный урок музыки и внеклассного чтения Мы любим сказки - скачать бесплатно
МЫ ЛЮБИМ СКАЗКИ
Ветвицкая И. Н.
МБОУ Гимназия №69 г. Краснодар
Интегрированный урок: музыка и внеклассное чтение.
Тема. Мы любим сказки.
Цель. 1.Познавательные:
Развивать познавательную активность детей, умение сравнивать, рассуждать, делать выводы;
2. Развивающие:
Развивать логическое мышление на основе отработки логических операций.
Развивать самостоятельность при организации моделирования.
3. Воспитательные:
Воспитывать культурное общение: учитель - ученик, ученик – ученик.
Оборудование. Интерактивная доска, выставка рисунков и книг по теме «Мы любим сказки».
Ход урока.
Сообщение темы и цели урока.
Учитель. Сегодня мы с вами поговорим о сказках.- Кто может объяснить эти слова: «Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок»?
Ученик. Потому, что сказка повествует о таких событиях, которые в жизни произойти не могут, они невероятны. Разве можно поверить в то, что лиса научила волка ловить хвостом рыбу из проруби? Вряд ли можно встретить в жизни человека, который бы поверил бы, что из тучи вместо дождя падают блины.
Учитель. Так, что же в сказке говорится о том, чего не было? Зачем тогда сказка?
Ученик. Она учит быть добрым, искренним, справедливым, противостоять злу, презирать хитрецов, льстецов, ненавидеть злодеев и врагов.
Учитель. – Откуда пришли к нам сказки?
Ученик. Рассказывали сказки бабушки внукам. А те вырастали – рассказывали своим внукам. Так и становились сказки народными.
Учитель. В древности до 1649 г. сказки называли по - другому. Их называли «басни», «байка», а сказочников, которые рассказывали их «бахарями». Почему байка? От глагола баять – говорить. Позже людей, которые рассказывали сказки, стали называть сказителями. Сказки любили не только дети, но и взрослые. Сказочников ценили. Даже освобождали от тяжёлой физической работы; только бы рассказывали. Известный сибирский сказочник И. Е. Сороковиков – Магай в 1930 г. вспоминал «Приезжаешь на мельницу – даже принимают мешки мне помогать. Он сегодня будет рассказывать сказки! И пускали вне очереди. Смелем тебе, только говори сказки нам». Сказок было так много, что нашлись люди, которые стали записывать сказки. И один из таких собирателей Александр Николаевич Афанасьев. Он собрал более 600 сказок.
Учитель. – Какие народные сказки вы знаете?
Ученики. «Василиса Прекрасная», «Крошечка – Хаврошечка», «Царевна – лягушка», «По щучьему веленью», «Репка», «Сивка – Бурка», «Колобок».
Учитель. Композиторы тоже когда – то были маленькими, им бабушки и мамы рассказывали сказки. А вот когда они выросли и стали взрослыми, о своих любимых сказках они рассказывали языком музыки. Современный композитор Г. Струве к своей любимой сказке написал песню «Колобок» Исполняется песня «Колобок» слова В. Татаринова, музыка Г. Струве.
Кто там катится в дали Припев: Колобок, колобок,
Без тропинок и дорог? Ну куда же ты дружок?
Ты зачем на край земли Ну какой тебе прок,
Разбежался колобок? Убегать за порог?
Я от дедушки ушёл, 3. На пригорок, на горбок,
Я от бабушки ушёл, Через поле и лесок,
Не попался на зубок Полечу, я, колобок,
Вот какой я колобок. Жаль, что я не голубок.
Снова мчался колобок, 5. Он и волку и лисе
Улыбался колобок. Всё хвалился и хвалился,
С кем встречался колобок, Ну, а дальше, знают все,
Похвалялся колобок. До чего он докатился. Ах!
Учитель. – Какой Колобок по характеру в сказке и песне?
Ученики. Он весёлый, задорный, зазнайка, хвастунишка.
Учитель. К своим любимым сказкам композиторы пишут не только песни, но и инструментальную музыку. П. И. Чайковский написал фортепьянную пьесу, в ней музыкальными звуками нарисован портрет сказочного героя. Кто это? (Звучит пьеса П. И. Чайковского «Баба – Яга» из «Детского альбома»).
Учитель. – Каких ещё отрицательных героев сказки вы знаете?
Ученики. Кащей Бессмертный, Леший, Водяной.
Учитель. У каждого народа в своих сказках были свои отрицательные герои, с которыми сражались, чьё зло побеждало добро. В Норвегии это были тролли, кобольды. В Англии – гномы.
Ученик. Эдвард Григ жил в Норвегии. Он очень любил свою страну и, конечно же, сказки. Его называют сказочником Норвегии. Когда он был маленьким, он верил в чудеса, верил в гномов, кобольдов. Послушайте, что он написал о своём детстве. (Учитель читает отрывок из книги А. Мара «Кобольды живут в Норвегии). Звучит музыка Э. Грига «Кобольд».
Учитель. – В сказках происходят самые невероятные чудеса: разговаривают реки, деревья, звери лесные, а если случится беда – помогут Солнце, Ветер, Месяц. - Какие ещё чудеса могут происходить в сказках?
Ученики. Баба – Яга летает в ступе, скатерть – самобранка может сама накормить многих людей; Иванушка превратился в козлёнка, Царевна – лягушка превратилась в Василису Прекрасную.
Учитель. – А в каких сказках произошло волшебство?
Ученики. «Царевна – лягушка», «Гуси – лебеди», «Сивка – бурка».
Учитель. – Но ведь сказка не сразу сказывается. С чего она начинается?
Ученик. Сказка начинается с зачина, присказки.
Учитель. – Какие это присказки?
Ученики. Жили – были, живало – бывало, в старые годы у царя было, в некотором царстве, некотором государстве, в давние времена.
Учитель. А после зачина начинается сама сказка. Сейчас вы услышите фрагмент музыкальной сказки и скажите, кто автор этой сказки и как она называется?
Ученик. Э. Григ «Шествие гномов» из сюиты «Пер Гюнт».
Учитель. Когда Эдвард Григ стал уже известным композитором, он написал волшебную музыку к спектаклю «Пер Гюнт». - Кто такой Пер Гюнт?
Ученик. Это простой человек, который отправился в чужие земли искать счастье. Он его не нашёл в дальней стороне, а нашёл дома.
Учитель. – А как называются сказки, которые написали писатели?
Ученики. Авторские или литературные.
Учитель. – Каких писателей – сказочников вы можете назвать?
Ученики. Г. Х. Андерсен, Ш. Перро, Н. Волков, А. Толстой.
Учитель. – Сейчас ребята будут читать отрывки из сказок, а вы должны назвать сказку и автора. ( Г. Х. Андерсен «Снежная королева», Ш. Перро «Золушка», Ш. Перро «Мальчик с пальчик», А. Толстой «Золотой ключик»).
Учитель. - В отрывке из сказки «Золотой ключик» говорится о Карабасе. Этому сказочному герою посвящена песня «Карабас и тарантас».
Исполняется песня музыка А. Арутюнова, слова В. Степанова.
Покрасил Карабас Та - ра, та - ра, та - ра,
Свой старый тарантас Поехал на Кавказ,
И в та – ра, тарантасе Эх, та – ра, та – ра, та – ра,
Поехал на Кавказ. Гремя, как медный таз!
В дороге тарантас Та – ра, та – ра, та – ра,
Сломался через час В болоте он увяз
И вместе с Карабасом Эх, та - ра, та – ра, та – ра,
В болоте он увяз… Рыдает Карабас!
Скорее, Карабас, Та – ра, та – ра, та – ра,
Зови на помощь нас! Достанем тарантас,
Тебе мы из болота И вместе та – ра, та – ра.
Достанем тарантас. Поедем на Кавказ!
Учитель. – Какой Карабас в песне? В сказке?
Ученик. В сказке – жестокий, злой. В песне – растерянный, жалкий, несчастный.
Учитель. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Но всё же сказке приходит конец. Конец у сказок бывает разный, но всегда добро побеждает зло. Какими же словами заканчивается сказка?
Ученики. 1.«Я там был, мёд, пиво пил – и усы лишь обмочил».
2 «А кто не умел петь песни, тот рассказывал сказку. Сказка эта переходила из уст в уста и дошла, наконец, до нас с вами».
«С той поры не знали жители аула горестей и бед».
«Вот и вся история. Поразмысли о ней на досуге».
«Заголосила старуха, да поздно».
«Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец».
Итог. – Что нового узнали?
- Что по вашему мнению было главным?
- Можно ли сказать, что мы с вами работали плодотворно?
Учитель. Поговорили мы с вами о сказках. Вы знаете, как они начинаются и как заканчиваются. «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Сказки поучительны и у них можно многому научиться. А так как вы любите музыку, то попрощаемся с вами песней: «Чудо сказки».
Песня «Чудо сказки» музыка С. Голикова, слова Ю. Голухина.
Нам сказки дарят чудо, 3. А в сказках всё бывает,
А без чудес нельзя, Чего не может быть:
Они живут повсюду Слон в шахматы играет,
И нам они – друзья Кот может говорить.
А в сказках – рокот львиный 4. Там солнечные краски
И даже рыба – кит, И страшный Карабас.
Снегурочка с Мальвиной Нам не прожить без сказки,
И доктор Айболит. Ей не прожить без нас.