Экономическая социология
Тема: Экономическая социология.
1.Специфика и статус экономической социологии.
2.Понятие «экономическая культура».
3.Актуальные проблемы и направления исследований по экономической социологии. Социальные проблемы рыночной экономики.
В центре внимания экономики экономическая сфера общества, при социологическом подходе экономика рассматривается как элемент общественной системы. Еще одна отличительная черта интерпретация целей развития экономики. При экономическом подходе они выводятся из материальных потребностей общества и выражаются в максимизации национального дохода, общественного продукта и др. При социологическом цели развития экономики рассматриваются как производные от целей общества. В рамках сравниваемых подходов по-разному трактуются и механизмы развития экономики. При экономическом подходе механизм развития идентифицируется с хозяйственным механизмом развития экономики, при социологическом с социальным механизмом регулирования той или иной экономической сферы общества, через коррекцию поведения и взаимодействия разных социальных групп. Т.е. экономическая социология предстает как наука о закономерностях построения связей и отношений между людьми как социальными хозяйствующими субъектами, а также как специальная социологическая теория с присущими ей объектом, предметом и системой категорий, действующих в русле основных социально-экономических законов.
Объект экономической социологии это взаимодействие двух основных сфер общественной жизни - экономической и социальной и, соответственно, взаимодействие двоякого рода процессов экономических и социальных. Экономическая сфера представляет собой целостную подсистему общества, ответственную за производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг, необходимых для жизнедеятельности людей. Под социальной сферой понимается область отношений между группами, занимающими разное социально-экономическое положение в обществе, имеющими разный социальный статус и разделяющими разные жизненные ценности. Например, американский социолог Нейл Смелсер для объяснения специфики объекта экономической социологии пользуется следующей классификацией. Во-первых, подразделяет общественную жизнь на две сферы: экономическую и неэкономическую (политика, культура, этнические общности и родство, стратификация), во-вторых, вводит понятие «социологические переменные» (общности и группы, роли и статусы, организации, формы власти, коллективные действия, ценности и мотивы), действующие во всех сферах. Взаимоотношения между экономической и социальной сферами - это, с одной стороны, влияние экономических отношений на социальную структуру общества и активность социальных групп, а с другой стороны - влияние активности социальных субъектов, занимающих разное социально-экономическое положение в обществе, на протекание экономических процессов и формирование экономических отношений. Будучи включенными во все общественные отношения и процессы, люди, объединенные в группы, слои, организации и т.д. становятся своеобразными проводниками влияния всех сфер общества на экономическую жизнь. Например, через семью на экономику влияют демографические факторы, через производственные коллективы социально-психологические факторы, группы власти политические факторы и т.д.
В социологическом аспекте под социальным механизмом регулирования экономических отношений понимается устойчивая структура взаимодействий социальных субъектов по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, а также структура типов экономического поведения этих субъектов. Регулятивные свойства механизмов определяются, с одной стороны, правовыми, экономическими и социальными институтами, а с другой - социально-экономическим положением разных социальных субъектов, состоянием их экономического мышления, взаимодействием экономических интересов.
Экономическая социология рассматривает поведение человека в системе хозяйственных отношений с несколько других позиций, чем экономическая теория. Для «экономического взгляда» свойственны следующие характеристики человека, как хозяйствующего субъекта: человек независим, т.е. самостоятелен в принятии решения; человек эгоистичен, т.е. стремиться к максимальной выгоде; человек рационален, т.е. делает выбор, только рассчитав издержки; человек информирован, т.е. обладает достаточной информацией о средствах достижения цели. С точки зрения «социологического взгляда» человек в системе экономики рассматривается в совокупности своих социальных связей, т.е. включенности в различные социальные структуры. В результате человек не всегда может быть независимым, он должен подчиняться общественным нормам, человек не всегда эгоистичен, он бывает и альтруистичен; человек не всегда рационален в своих поступках и не всегда достаточно информирован. В результате человеческий фактор придает развитию экономики социальный характер. Изучение социального характера позволяет выявлять дополнительные резервы повышения эффективности экономической деятельности. В рамках различных методологических подходов имеют место различные трактовки предметной области экономической социологии. Например, в США и Западной Европе социологию экономической жизни понимают как широкое поле социальных проблем экономической деятельности, актуализируя по необходимости ту или иную проблему и создавая для ее разрешения ту или иную концепцию.
Например, изучая динамику и тенденцию потребительского спроса как регулятора экономической деятельности, ориентированной на производство товаров, экономическая социология акцентирует внимание не только на объективных факторах данного процесса (скажем, среднего дохода потребителя), но и таких субъективных факторов, как интересы, вкусы, предпочтения, ценностные ориентации людей, оказывающих регулирующее влияние на их экономическое поведение и реализующихся в их социальных отношениях и взаимодействии. Экономическая социология это наука о закономерностях построения социальных отношений и экономического поведения людей, испытывающих воздействие социальных норм и институтов в процессах производства, обмена и потребления материальных и духовных благ.
Основные функции экономической социологии:
1. Познавательная функция имеет своей целью изучение особенностей социально-экономических процессов на определенной исторической ступени развития общества, отвечает на вопрос: «Каковы социально-экономические процессы в обществе, в котором мы живем?».
2. Объясняющая функция дает научное понимание причин, порождающих те или иные социально-экономические явления и процессы (экономический подъем или кризис, инфляция, безработица, бедность и т.п.), отвечает на вопрос: «Почему в обществе происходят именно эти, а не другие социально-экономические процессы?».
3. Оценочная функция осуществляет оценку развивающихся в обществе экономических и социальных процессов, действующих в нем социальных институтов с точки зрения соответствия их интересам и потребностям людей, прежде всего экономических; отвечает на вопрос: «Обеспечивают ли действующие в обществе социальные институты, развивающиеся в нем социально-экономические процессы нормальное благосостояние различных групп населения?».
4. Прогностическая функция представляет собой построение вероятных прогнозов и сценариев социально-экономических трансформаций в более или менее долгосрочной перспективе, отвечает на вопрос: «Какие социально-экономические изменения возможны в ближайшем и отдаленном будущем?».
5. Управленческая функция связана с тем, что, выявив тенденции и закономерности социально-экономического развития, определив прогнозные варианты тех или иных изменений в экономике и социальной сфере общества, экономическая социология в состоянии способствовать совершенствованию управления социально-экономическими процессами, отвечает на вопрос: «Как эффективнее управлять социально-экономическими процессами?».
6. Прикладная функция связана с преобразованием структур и форм организации экономической деятельности на основе прикладных социологических исследований и практических рекомендаций по их результатам. Проблематика исследований и социотехнологий включает такие вопросы, как: кадровая политика, производственная текучесть, трудовая адаптация, мотивация труда, роль психо-социальных факторов производительности труда и качества продукции, формирование межличностных отношений.
Среди основных задач экономической социологии как науки выделяют:
1. Исследование социальных механизмов, влияющих на развитие экономики и регулирующих экономическую деятельность индивидов, социальных общностей и групп. Т.е. проведение социологической экспертизы: социальных последствий экономических преобразований, баланса социальных и экономических компонентов общественного развития, баланса экономических интересов различных слоев населения и их готовности участвовать в проведении экономических реформ.
2. Изучение особенностей мотивации поведения субъектов экономической деятельности.
3. Исследование конкретных социокультурных условий функционирования и трансформации экономики.
4. Раскрытие взаимодействия экономики с другими подсистемами общества, динамики его социально-экономической структуры.
5. Выявление социальных ролей субъектов экономической деятельности, их социального статуса и социальной мобильности.
6. Анализ основных трудовых ценностей населения, их динамики и роли в формировании экономического поведения.
7. Выявление социальных функций экономики в развитии современного общества, формировании социальных целей субъектов хозяйственной деятельности.
8. Формирование наиболее оптимальных направлений социально-экономической политики государства, основанных на принципах социального партнерства и гуманизации экономических отношений.
9. Прогнозирование социальных последствий технологического прогресса и происходящих под его влиянием изменений в экономической системе и др.
Зарождение и развитие экономической социологии. Социология экономической жизни как разработка социальных подходов к экономике формируется уже около трех веков. Ее основатели Э.Дюркгейм, М.Вебер, Т.Веблен, К.Маркс, А.Смит стремились объяснить социальные изменения, происходящие в западноевропейском обществе исходя из влияния на них: разделения труда, состояния экономики, урбанизации, трансформации социальной структуры. Так формировалась система социологических взглядов на производственную деятельность, погруженную в контекст экономических изменений, постепенно превращаясь в самостоятельную и авторитетную дисциплину.
Хотя первые элементы социально-экономического знания появились еще в эпоху Возрождения и в Новое время, однако характер теории такое знание начало приобретать лишь в XIII в. Наиболее значительны в это время идеи философов Ш. Л. Монтескье, К. Гельвеция, экономистов и философов А. Смита, Т.Р. Мальтуса, Ж. Шарля де Сисмонди, философов и социалистов-утопистов У. Годвина, А. Сен-Симона, Ш. Фурье. Уже в этот период появляются первые факты обращения практиков, управляющих производством, к экономико-социологическому знанию. Наиболее яркий пример в этом плане английский мыслитель Р. Оуэн и польский ученый С. Сташиц. Английский выдающийся реформатор-практик Р. Оуэн (1771-1858) реализовал на практике идею о развитии нового общественного порядка через обобществление средств производства и равный труд в особых трудовых колониях. На фабрике в Нью-Ланарке, которой он управлял в течение 30 лет, Р. Оуэн добился известных успехов в улучшении положения рабочих, однако не переоценивал этих достижений и полагал, что рабочие все же остаются в рабском положении.
Еще одну попытку создания идеального общества предпринял польский мыслитель эпохи Просвещения С. Сташиц (1755-1826) в произведении «Человеческий род» (1820) , которое мыслитель создавал более 20 лет. В отличие от других утопистов центральной проблемой для него стал поиск социальной связи нового типа. Такой связью, по мнению С. Сташица, станут общественные организации, которые объединят людей соответственно роду выполняемой ими работы, и он назвал их «цивилизаторскими институтами». Далее С. Сташиц подробно разработал деятельность одиннадцати социальных институтов, способных гармонизировать всю общественную систему. Организация идеального общества могла быть реализована, по его мнению, только после всеобщего объединения народов. Потому что, пока народы существуют как отдельные политические организмы, конфликты между ними неизбежны. С. Сташиц, как и Р. Оуэн, реализовал некоторые свои идеи на практике, организовав в 1801 году «Хрубешовское товарищество», в котором можно найти общие теоретические принципы, касающиеся правил организации всего общества. В товариществе действовала система социальных механизмов, способствующих работоспособности, бережливости и высокой моральности каждого члена. Этот кооператив из 329 хозяев имел признаки крестьянского самоуправления, что было очень смелым шагом для начала XIX века. Четкая работа товарищества позволила ему просуществовать несколько десятков лет даже после смерти С. Сташица. Разработанная Сташицем система управления оказалась, таким образом, очень прочной и эффективной.
Классический этап (середина XIX - начало 20-х годов XX в.) становления экономической социологии это этап ее теоретической подготовки, формирования исходной методологии. К характерным особенностям классического этапа относят:
-разработку основополагающих принципов изучения реальных общественных процессов под углом взаимосвязи экономики и общества;
-разработку системы категорий экономико-социологического анализа;
-постановку и теоретический анализ ряда важных проблем, лежащих на стыке экономики и общества;
-более широкое продвижение в теоретических воззрениях социологического взгляда на природу экономических процессов как альтернативы сугубо экономическому взгляду на развитие экономики.
Большой вклад в развитие экономической социологии в этот период внесли идеи Э. Дюркгейма (1858-1917), П. Ж. Прудона (1809-1865), Дж. Р. Коммонса (1862-1945), Г. Зиммеля (1858-1918), В. Зомбарта (1863-1941), М. Хальбвакса (1877-1945).
Карл Маркс (18181883) один из самых влиятельных мыслителей XIX в. Вершиной научной деятельности Маркса стало его знаменитое произведение "Капитал" (1867), а главным вкладом в развитие социологической мысли явился анализ социальной структуры, основанный на убеждении, что суть исторического процесса - борьба за контроль над собственностью и богатством. Эта борьба, по Марксу, обусловлена разделением труда, в результате которого образуются классы, имеющие противоположные интересы. Сущностная природа классов изменяется в различные периоды истории в зависимости от господствующего способа экономического производства. Таким образом, полагал Маркс, в условиях капитализма существует конфликт между теми, чей труд используется для создания богатства, и владельцами средств производства. В работе "Немецкая идеология" (1846) Маркс использовал термины "производительные силы", "производственные отношения", "разделение труда", оперируя которыми оказалось возможным выделить четыре различные формации, охватывающие всю человеческую историю: примитивный коммунизм, античное общество, феодализм и капитализм. Истоки возникновения новых формаций в недрах старых Маркс объяснял противоречиями, развивающимися в силу ограничений, навязываемых развитию производительных сил состоянием производственных отношений. Эти противоречия проявляются в борьбе за присвоение прибавочной стоимости между классами, созданными определенной организацией разделения труда. Согласно экономической теории К. Маркса, по мере развития капитализма, с одной стороны, будет проявляться тенденция к кристаллизации общественных отношений между двумя, и только двумя, классами - капиталистами и пролетариатом; с другой стороны, двум, и только двум, классам открыта возможность создания политического и идея создания социального устройства общества. Если пролетариат в борьбе против буржуазии объединяется в класс, если путем революции он превращает себя в господствующий класс и упраздняет старые производственные отношения, то с этими отношениями он уничтожает классы вообще, а тем самым и свое господство как класса. По К. Марксу, на место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоречиями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех. Вклад Маркса в развитие социологической мысли сохраняет свое влияние до сего времени.
Макс Вебер (18641920) немецкий экономический историк и социолог, выдающийся исследователь, внесший огромный вклад в развитие социологической теории. Вебер предпринял обширное сравнительное исследование мировых религий, чтобы проследить отношение между религиозными идеалами и экономическим развитием. Главный вопрос, на который он пытался ответить, как влияют религиозно-этические установки на характер и формы мотивации экономической деятельности. Наиболее известное его произведение - "Протестантская этика и дух капитализма" (1905). Вебер считал, что такие сложные понятия, как капитализм, религия, государство и др., могут быть глубоко осмыслены только на основе анализа поведения индивидов. Он полагал, что социологу нужно исследовать мотивы поступков людей и значения, которые они придают собственному поведению и действиям других. Получая достоверные знания о поведении личности в социальном контексте, исследователь может глубже понять социальное поведение различных социальных общностей. Веберовская теория социального действия создает идеально-типические конструкции, определяемые "интересами эпохи" традиционностью, харизматичностью, рациональностью. Вебер выделил четыре вида социального действия: традиционное действие, выполнимое только потому, что оно выполнялось всегда; эмоциональное действие, т. е. диктуемое эмоциями; ценностно-рациональное действие, преследующее конкретные ценности; целерациональное, или инструментальное, действие. Наиболее чистым эмпирическим образцом целерационального действия Вебер считал экономическое поведение индивида. Экономическое действие, представляющее прежде всего форму рационального поведения, ориентированного на получение выгоды, Вебер соотносил с более широкой областью властных ориентаций. Он разработал три типа основания власти: 1) авторитет, традиции, основанные на священном характере институтов, опирающихся на опыт поколений; 2) правовые нормы, обеспечивающие эффективное развитие экономики, 3) эмоциональное признание, оказываемое вождям, обладающим исключительной властью. Исходя из этого, Вебер выделил такие категории, как авторитет, власть, статус, престиж и др., позволяющие анализировать степень влияния властных структур на развитие экономики. Вебер показал конкретно-исторический характер формирования самого экономического интереса, вызревание в конкретной социально-культурной среде так называемого западноевропейского предпринимательского духа. Главную роль в формировании западноевропейского капиталистического духа Вебер отводил протестантской трудовой этике (трудолюбие, честная работа, моральная дисциплина и др.). Теория социального действия Вебера оказала решающее влияние на экономическую социологию XX в. С позиций культурологического подхода М. Вебера, основой развития промышленного капитализма современного ему западного типа является подъем аскетического протестантства, формирующий «дух капитализма» как совокупность ценностей и установок, превращающих человеческую деятельность в осуществление божественных предначертаний. М. Вебер считал, что, во-первых, капитализм означает рациональность в ее концентрированном выражении; во-вторых, классовая борьба не занимает центрального места в общественной жизни, ибо она вызывается лишь различиями в имущественном положении и переменным успехом, который выпадает на долю участников рыночных отношений; в-третьих, социализм, формируемый вне сферы действия объективных социально-экономических законов, и в частности закона конкуренции, приведет к излишней бюрократизации общественного развития.
Торстейн Веблен (1857-1929) американский социолог, экономист, социальный критик. История человеческой цивилизации, по Веблену, - это смена преобладающих в определенные периоды истории различных социальных институтов, понимаемых им как общепринятые образцы поведения и привычки мышления. В доисторические времена социальные институты лишь зарождались, и социальное регулирование осуществлялось на уровне инстинктов, среди которых Веблен называл главными родительский инстинкт, инстинкт мастерства и "праздного любопытства" (познания). Эти инстинкты сохраняют свое значение и для других эпох. Время машинной корпоративной индустрии характеризуется, по Веблену, институтами "денежной конкуренции" и "показного потребления". В "Теории праздного класса" (1899) - Веблен анализирует механизмы формирования "стяжательского" типа экономического поведения, характеризующего представителей этого класса. Этот тип Веблен противопоставляет "производительному" типу поведения, характерному для низших классов. Для праздного класса, по Веблену, становится характерным принцип демонстративного расточительства во имя поддержания "высокого" уровня жизни. В "Теории делового предпринимательства" (1904) Веблен развивает концепцию технико-экономического опережающего развития общества. По его мнению, развитие экономики опережает развитие социальных институтов и влечет за собой их изменения, а, в конечном счете, и смену. Основной характеристикой состояния общества в начале XX в. он считал противостояние интересов индустрии и бизнеса. В преодолении этого противостояния основную роль, по Веблену, должна сыграть технократия как носитель интересов научно-технического прогресса в противовес частнособственническим интересам бизнесменов. Технократическая теория Веблена стала неотъемлемой частью современной западной социологии. В трактовке Т. Веблена «эволюция социального устройства», т.е. общественно-экономического развития предстает как реализация процесса «естественного отбора» разнообразных институтов. Развитие социальных институтов и природы человека сводится в общих чертах к естественному отбору наиболее приспособленного образа мыслей и адаптации к окружению. Т. Веблен сформулировал тезис о том, что экономическая наука должна стать наукой о поведении людей в их отношении к материальным средствам существования. Сферой своих исследований Т. Веблен сделал потребительское поведение разных социальных групп, сосредоточив свое внимание на проблеме мотивации основных типов этого поведения - "демонстративного" и "подставного" - как непосредственного выражения потребительского образа жизни.
В концепции К. Маркса, изложенной в "Капитале", рассмотрены два основных способа повышения прибавочной стоимости за счет наемных рабочих, один из которых сводится к увеличению продолжительности работы, а другой - к максимальному сокращению продолжительности необходимого труда за счет роста его производительности. При этом обнаруживается механизм, объясняющий стремление капиталистической экономики к постоянному росту производительности труда (открытие данного механизма, характеризующего, по К. Марксу, природу капиталистического строя, позволило его последователям сделать акцент на втором способе повышения прибавочной стоимости и связать его с перманентным развертыванием научно-технического прогресса). В концепции М. Вебера выявляется социокультурной механизм становления и развития "духа капитализма", формируемый этическими и религиозными институтами и особенно институтом протестантства как активной религии, "подвигающей на труд как на призвание". В концепции Т. Веблена вскрываются основные пружины функционирования и развития общества в контексте капиталистического способа производства, а эволюция социальных институтов и природы человека рассматривается как естественный отбор наиболее приспособленных образа мыслей и типа поведения. Дополняя друг друга, эти концепции создают мощный теоретический фундамент становления экономической социологии как науки.
Понятие «экономическая культура».
Экономическая культура как часть общей культуры общества представляет собой совокупность экономических знаний, профессиональных навыков, хозяйственных ролей, норм, символов, традиций, необходимых для осуществления экономической деятельности. Экономическая культура это способ взаимодействия экономического сознания и экономического мышления, регулирующий участие индивидов и социальных групп в экономической деятельности и степень их самореализации в тех или иных типах экономического поведения.
Экономическая культура тесно связана с правом, нравственностью, религией. Ее важнейшей чертой является историческая устойчивость, повторяемость, своего рода инерционность. Культура не может возникнуть (или измениться) сразу, одномоментно. Точно также она не может быстро исчезнуть.
Экономическая культура это проекция культуры (в ее широком понимании) на сферу социально-экономических отношений. Именно проекция, а не часть общей культуры, поскольку в сфере экономики работает вся культура, все ее элементы так или иначе проявляются и функционируют здесь. Например, честность, справедливость это общекультурные нормы. Но они же являются очень важными феноменами экономического поведения: мы говорим о справедливой зарплате, о честном, добросовестном труде и т.п. Таким образом, экономическая культура это совокупность социальных ценностей и норм, являющихся регуляторами экономического поведения и выполняющих роль социальной памяти экономического развития: способствующих (или мешающих) трансляции, отбору и обновлению ценностей, норм и потребностей, функционирующих в сфере экономики и ориентирующих ее субъектов на те или иные формы экономической активности.
Особенности экономической культуры как механизма, регулирующего индивидуальное экономическое поведение:
1) взаимодействие ценностей и норм общественного масштаба и социальных норм, возникающих из внутренних потребностей экономики;
2)экономические интересы, социальные стереотипы и социальные ожидания как каналы данного взаимодействия;
3) ориентация экономической культуры на управление экономическим поведением социальных субъектов (отдельных индивидов, социальных групп, трудовых коллективов).
В качестве социального механизма экономическая культура регулирует экономическое поведение посредством выполнения трансляционной, селекционной и инновационной функций.
Трансляционная функция экономической культуры - передача из прошлого в настоящее, из настоящего в будущее ценностей, норм, мотивов поведения.
Селекционная функция экономической культуры - это сбор из унаследованных ценностей и норм тех, которые необходимы для решения задач развития общества.
Инновационная функция экономической культуры - обновление социальных ценностей и норм путем выработки новых и заимствованных прогрессивных ценностей из других культур.
Список использованной литетратуры:
Гидденс Э. Социология. М., 2005