Менеджмент образовательного процесса как социокультурный фактор диалогового взаимодействия преподавателя и студентов

Доцент Недзвецкая Э.А.

Курс «Преподаватель ВУЗа: технологии и организация деятельности»

Тема 2. Менеджмент образовательного процесса как социокультурный фактор диалогового взаимодействия преподавателя и студентов.

В установлении межличностного диалогового взаимодействия между преподавателем и группой студентов важную роль играет индивидуальный стиль менеджмента преподавателя в организации образовательного процесса ВУЗа и управлении им.

Менеджмент – это научно-практическое направление ориентированное на обеспечение эффективности жизнедеятельности (функционирования) организаций в рыночных условиях хозяйственных отношений.

Этот термин не имеет аналога в русском языке, хотя его часто используют как синоним «управления» и «научной организации труда».

Временем становления менеджмента как научной теории и практики управления принято считать начало ХХ в.

Примерно первые три десятилетия становления менеджмента связаны с формированием «школы научного управления». Ее основателем является американский инженер Ф.У. Тейлор. Разработанные им и его последователями принципами управления производством не утратили своего значения и сегодня.

Новый этап в эволюции менеджмента складывается в 30-50-е гг. ХХ в., получивший название «школы человеческих отношений».

Одним из наиболее известных представителей этой школы является американский социолог и психолог Э. Мэйо. Главный вывод, к которому пришел Э.Мэйо в результате проведенных им исследований, заключается в том, что на эффективность трудового поведения работника, рост производительности его труда в большей мере оказывают влияние психические и социальные факторы, чем материальные стимулы.

Представители этого направления сумели показать важную роль неформальных отношений в деятельности организации. Пришло понимание, что работниками следует управлять, прежде всего, в форме сотрудничества между администрацией и работниками.

В образовательном процессе ВУЗа принцип сотрудничества способствует созданию доверительной, сопереживательной и поддерживающей (друг друга) образовательной атмосферы обучения (преподавания и учения).

Инновации «школы человеческих отношений»

С возникновением и становлением «школы человеческих отношений» организации стали рассматриваться как «социальные системы», а человек в них – как одно из центральных звеньев.

Если рассматривать социальную систему «преподаватель – студенты», то важным социокультурным фактором в процессе диалогового взаимодействия становится принцип «сотрудничество учебное», который характеризует стремление и умение преподавателя и студентов работать совместно, помогая и поддерживая друг друга.

В основе стратегии реализации принципа «сотрудничество учебное» лежат идеи стимулирования и направления преподавателем познавательных интересов студентов и развития у них интереса к научно-исследовательской деятельности.

Менеджмент диалогового взаимодействия, строящегося на принципе «сотрудничество учебное», в социальной системе «преподаватель - студенты» характеризуется:

1)пространственным и временным соприсутствием;

2)единством цели;

3)организацией и управлением деятельностью обучения (преподавания и учения);

4)разделением функций, действий, операций;

5)наличием межличностных отношений.

Менеджмент диалогового взаимодействия в социальной системе «преподаватель - студенты» разрабатывает и реализует на практике преподаватель ВУЗа, где важную роль играет его самоменеджмент, как субъекта деловой культуры.

Самоменеджмент преподавателя включает:

  1. Умения и навыки организовывать и управлять собственной педагогической деятельностью с учетом времени на подготовку и проведения занятий со студентами в аудитории.
  2. Умения выбирать методы и средства обучения, наиболее полно отвечающие его индивидуальным особенностям и обеспечивающие высокое качество учебно-воспитательного процесса;
  3. Умения пользоваться оборудованием, лабораториями и источниками информации в порядке предусмотренном уставом учебного заведения.
  4. Пользоваться правом на организационное и материально-техническое обеспечение своей профессиональной деятельности.

Менеджмент диалогового взаимодействия в социальной системе «преподаватель – студенты» имеет индивидуальный стиль, так как, выбирая те или иные средства педагогического воздействия (организации и управления), а также – формы поведения, преподаватель учитывает свои индивидуальные склонности. Даже если из множества учебных и воспитательных задач педагоги могут выбрать одни и те же, то реализуют их на практике по-разному, так как обладают разной индивидуальностью.

Менеджмент делового взаимодействия преподавателя ВУЗа со студентами является «живым образцом» деловых отношений в процессе обучения (преподавания и учения), а также – социокультурным феноменом формирования индивидуального стиля самоменеджмента у каждого студента.

Самоменеджмент студента: личностно-ориентированный подход к подготовке и сдаче экзамена или зачета:

  1. Подготовка к экзамену или зачету по любому учебному предмету должна начинаться с первого дня его изучения.
  2. Самый лучший способ для этого – аккуратно посещать все занятия (как лекции, так и семинары):

а)во-первых, это дает какие-то (порой очень большие) знания;

б) во-вторых, позволит преподавателю запомнить усердного студента и в случае его затруднений на экзамене или зачете отнестись к ответу более снисходительно.

  1. Важность посещения лекций обусловлена двумя обстоятельствами:

а) во-первых, лекции обычно не повторяют, а дополняют и развивают материал учебника, так как в лекции преподаватель может использовать порой десятки источников, ознакомиться с которыми студенту при подготовке к экзамену просто невозможно;

б) во-вторых, присутствие на лекциях поможет изучить преподавателя, его привычки, психологию, сильные и слабые стороны, а следовательно, заранее выработать стратегию и тактику поведения на экзаменах или зачетах. Это дает усердным студентам существенное преимущество по сравнению с теми, кто на лекции не ходил.

  1. На каждом семинаре нужно активно выступать, что будет способствовать лучшему усвоению материала и позволит преподавателю (если подобная практика в вузе существует) поставить экзамен или зачет автоматически, в чем он заинтересован, как правило, не менее студента.
  2. Целесообразно не отказываться от подготовки докладов, рефератов, написания курсовых работ. Все это развивает и позволяет лишний раз обратить на себя внимание преподавателя.

Основными правилами сдачи экзамена или зачета для студента являются:

  1. студент обязан дать ответ на все вопросы, содержащиеся в билете:

Важным успешного преодоления испытания является знание правил ведения деловых бесед, разновидностью каковых является экзамен или зачет, где студенту необходимо убедить преподавателя в наличии определенных (лучше прочных) знаний. Важнейшим условием этого является убедительная аргументация, в процессе которой могут использоваться три вида аргументов: сильные, слабые и несостоятельные.

К сильным относятся:

  • точно установленные факты и суждения на их основе; документы;
  • экспериментально проверенные выводы;
  • дословные высказывания признанных авторитетов;
  • свидетельства очевидцев;
  • статистические данные, собранные и обработанные профессионалами.

Слабыми аргументами считаются:

  • умозаключения, основанные на разрозненных фактах, не имеющих связующего звена;
  • уловки и суждения, построенные на алогизмах;
  • ссылки на неизвестных авторитетов;
  • доводы личного характера;
  • предложения, ощущения;
  • неполные статистические данные.

Несостоятельными аргументами являются:

  • подтасованные факты;
  • сомнительные непроверенные источники;
  • потерявшие силу факты и фиктивные документы;
  • домыслы, догадки, предположения;
  • доводы, рассчитанные на предрассудки и невежество;
  • выдаваемые авансом обещания;
  • ложные заявления.

  1. студент обязан знать изучаемый материал, но не обязан с ним соглашаться.

Он имеет право на обоснованное собственное мнение, но оно должно отталкиваться от материала, изложенного в лекциях или на страницах рекомендованных преподавателем книг (подтверждать, развивать или оспаривать). Причем, излагая свою точку зрения, не следует безоговорочно настаивать на ней.

Условием успешного ответа может оказаться достаточно эмоциональная, экспрессивная, умерено громкая и быстрая речь (очень громкая и быстрая создает впечатление навязывания мнения, уговоров, а тихая и медленная ведет к затяжке времени, вынуждает переспрашивать и раздражает).

Примечание:

Выслушав студента, преподаватель может задать вопросы или сделать замечания. Основными видами могут быть:

а) объективные, связанные с необходимостью развеять сомнения, что-то уточнить. С такого рода замечаниями обычно не спорят – на них дают аргументированные ответы или пропускают мимо ушей;

б) субъективные связываются в основном с тем, что многие люди считают себя уникальными и пытаются подтвердить это, задавая вопросы или делая множество малозначащих замечаний. Отвечать на них можно формально, но обязательно вежливо;

в) иногда замечания возникают из-за поверхностного ответа студента. На них лучше давать пространный обоснованный ответ и спокойно прояснять непонятные обстоятельства;

г) ироничные замечания и вопросы в виде разного рода колкостей обусловлены неудовлетворенностью ответом студента или плохим настроением преподавателя (хотя он на это и не имеет права). Считается, что их лучше игнорировать;

д) ряд вопросов, замечаний может последовать в связи с желанием «очистить совесть». Для ответа на них находят дополнительные аргументы, подтверждающие правильность уже сказанного.

Вывод: Рассмотренные правила делового взаимодействия преподавателя и студентов способствуют выработке принципов, методов и правил личностного подхода студента к учению и сдаче экзаменов (или зачетов), а также формированию самоменеджмента как способа управления собственным поведением в деловых отношениях с преподавателем и сокурсниками.

Организационно–управленческий аспект педагогической деятельности

САМОМЕНЕДЖМЕНТ ПЕДАГОГА ВКЛЮЧАЕТ:

  • умения и навыки организовывать и управлять собственной педагогической деятельностью с учетом времени на подготовку и проведения занятий со студентами в аудиториях вуза;
  • умения выбирать методы и средства обучения, наиболее полно отвечающие его индивидуальным особенностям и обеспечивающие высокое качество учебного процесса;
  • умения пользоваться оборудованием, лабораториями и источниками информации в порядке предусмотренном уставом учебного заведения;
  • менеджерские функции преподавателя ВУЗа реализуются в процессах организации и управления учебной деятельностью студентов как в аудитории, так и вне ее (самостоятельная учебная работа по заданным на дом заданиям). В умениях развивать в студентах их творческие способности, поддерживать интерес к учебной и научно-исследовательской деятельности.

В процессе обучения преподаватель ВУЗа решает задачи обучения и развития личности студента, что и определяет основные функции его деятельности.

  1. Получение и накопление новых знаний в области как предмета преподавания, так и форм, приемов и методов преподавания. Реализация этой функции предполагает наличие способности овладевать специальными знаниями, знаниями по педагогике, психологии и т.д., а также творчески использовать накопленные знания. Не секрет, что уровень специальных знаний преподавателя ВУЗа значительно выше знаний методики преподавания, и это большая проблема высшей школы.
  2. Проектирование процесса обучения. Исходя из целей изучения дисциплины, преподаватель разрабатывает программу, структуру курса, выбирает методику и технологию преподавания. Умение планировать изучение целого курса и каждое отдельное занятие, соотносить содержание отдельных тем с общими целями учебной дисциплины, знание возрастных и индивидуально-психологических особенностей студентов – необходимые составляющие деятельности преподавателя ВУЗа. При проектировании учебного процесса преподаватель творчески подходит к использованию уже разработанных технологий, методов, приемов обучения или предлагает оригинальные, собственные.
  3. Отбор и структурирование содержания учебного занятия. Исходя из знания особенностей аудитории, собственной подготовки, преподаватель конструирует каждое занятие. Важно, что одна тема может быть преподнесена разным группам студентов по-разному: отобран другой материал, иначе распределено время на изучение отдельных вопросов, использованы иные методы и приемы преподавания.
  4. Организация учебно-воспитательного процесса. Речь идет не только об организации деятельности студентов, но и об умении преподавателя организовывать себя, свою работу по достижению целей обучения.

  1. Установление коммуникативных связей, без которых не представляется возможным личностное развитие. Важное значение в профессиональной деятельности преподавателя имеют его взаимоотношения с коллегами, со студентами, так как они становятся источником и катализатором процесса обогащения знаниями, условием совершенствования профессионализма, средством воспитательного воздействия на студентов.

Эффективность коммуникативных связей преподавателя обусловливается рядом позиций:

*объективное восприятие человека в процессе общения с ним;

*взаимное доверие в совместной деятельности;

*взаимообмен информацией;

*исключение конфликтов;

*справедливая, но тактичная критика;

*изменение при необходимости собственного поведения по отношению к партнеру делового общения.

  1. Воспитательное воздействие на студентов. Формирование личности студента – процесс многогранный: помимо передачи знаний и выработки определенных умений преподаватель влияет на социально-нравственную сферу воспитанника. Положительное воздействие возможно только при эмоциональной гармонии со студентами и совместной целенаправленной деятельности с ними. Учет состояния, настроения, мотивов воспитанников, тактичность в деловом общении с ними значительно повышают эффективность педагогического воздействия, обусловливают позитивную динамику в личностном развитии обучающихся.

Сущность деятельности преподавателя ВУЗа можно определить следующими ее составляющими: во-первых, передача знаний, умений, навыков (преподаватель обучает, сообщает, передает систематические сведения по какому-нибудь предмету); во-вторых, это воспитательное воздействие; в-третьих, оценки и контроль результатов обучения.

Сегодня в ведущих странах мира идет процесс гуманизации образования. Гуманистический подход в образовании основывается в основном на научных концепциях К. Роджерса и А. Маслоу.

В своей научной концепции К. Роджерс рассматривает человека как субъекта учения, инициирующего и осуществляющего процесс собственного саморазвития.

А. Маслоу в своей теории самоактуализации утверждает, что в каждом человеке изначально заложено стремление полностью реализовать себя и для этого он наделен необходимыми возможностями.

И, следовательно, с позиции гуманистической концепции: личность – это целостный человек и как субъект собственной жизни, несет ответственность за взаимодействие с внешним миром, включая и других людей, и с миром внутренним, с самим собой.

Поэтому в современных условиях обучение приобретает характер обмена мнениями. Преподаватель перестает быть хранителем и передатчиком научных знаний, он помогает студенту ориентироваться в мире научной информации. Равноправное общение становится обязательным условием подлинных субъектных межличностных отношений в рамках образовательного процесса ВУЗа. Равноправные отношения между преподавателем и студентом необходимы для творческого самораскрытия студента.

И деятельность преподавателя должна быть направлена на активизацию творческого потенциала студентов, стимулирование их самостоятельности в поиске решений учебных и научных проблем.

Литература:

  1. Айнштейн В. Преподаватель и студент: искусство общения // Высшее образование в России. – 2000.- № 6.
  2. Алексеева Л., Шалдыбина Н. Интеграционные процессы в образовании и профессионализм преподавателей высшей школы. – М., 2003.
  3. Андреев А. Подготовка преподавателей высшей школы // Высшее образование в России. – 2006.- № 5. – С. 160-162.

Задание для самостоятельной работы:

Назовите, какие основные цели своей деятельности преподаватель реализует на занятиях со студентами сегодня и как преподавателю ВУЗа следует строить деловые отношения со студентами, чтобы достигнуть этих целей?

Менеджмент образовательного процесса как социокультурный фактор диалогового взаимодействия преподавателя и студентов