Этические принципы и нормы диалого-вого взаимодействия преподавателя и студентов.Предупреждение конфликтных ситуаций в образовательной практике

Недзвецкая Э.А., доцент ФПО

Курс «Преподаватель ВУЗа: технологии и организация деятельности»

Тема 4. Этические принципы и нормы диалого-вого взаимодействия преподавателя и студентов.Предупреждение конфликтных ситуаций в образовательной практике.

Этика – это философское учение о морали, ее развитии, принципах, нормах и роли в обществе.

Разработка этических нормативов делового общения между людьми преследует одну цель – установление нормальной нравственной атмосферы и определение этических рекомендаций при принятии решений по той или иной деловой проблеме.

Общие этические принципы, и нормы межличностного делового общения между людьми помогают им взаимодействовать и совместно решать профессиональные задачи.

Золотым правилом этики межличностного делового общения считается такой принцип нравственного поведения, как: «Относитесь к другим людям так, как Вы хотели бы, чтобы относились к Вам» или «Чего не пожелаешь себе, того не делай другим» (Конфуций).

Общие этические принципы:

  • ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ;
  • СОТРУДНИЧЕСТВО;
  • ТЕРПИМОСТЬ;
  • ОБЪЕКТИВНОСТЬ В ОЦЕНКАХ (себя, своей деятельности и других);
  • САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ.

В социально-философском плане этика делового общения между людьми определяется общественно-экономическим строем общества, структурой его социальной организации и господствующим типом сознания.

В общественных формациях с рыночной экономикой, где сильны противоречия между должным и сущим, существует противоречие между Этикой (ее принципами, нормами) и Бизнесом.

Бизнес – это инициативная экономическая деятельность предпринимателя, осуществляемая за счет собственных или заемных средств на свои страх и риск и под свою ответственность.

Главная цель такой деятельности – получение прибыли и развитие собственного дела.

Образовательная практика

Учебное занятие в ВУЗе – это основная форма аудиторной работы преподавателей со студентами.

Учебное занятие призвано не только обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, сформировать у студентов ориентиры для самостоятельной работы над курсом, но и осознать ими принципы и нормы этики делового взаимодействия с преподавателями и сокурсниками.

Этические принципы и нормы делового общения преподавателя и студентов на занятии – это еще и способ эмоционального воздействия на обучающихся, повышающий их познавательную активность.

Во время аудиторных занятий идет осмысление студентами теоретического материала, формируется умение убедительно формулировать собственную точку зрения, приобретаются навыки профессиональной деятельности и этических принципов и норм культуры делового общения.

Совместная деятельность преподавателя и студента на занятии позволяет объединить теоретико-методологические знания, практические навыки и этические принципы деловой культуры.

Одной из основных задач преподавателя сегодня является облегчение и одновременно стимулирование процесса обучения для студента, т.е. умение создавать соответствующую нравственную атмосферу, интеллектуальную и эмоциональную обстановку в группе, атмосферу психологической поддержки.

Преподаватель сможет создать в аудитории нужную атмосферу, если будет руководствоваться следующими этическими принципами делового общения:

  1. с самого начала и на всем протяжении учебного процесса демонстрировать полное доверие к студентам;
  2. помогать студентам в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих перед группой, так и перед каждым обучающимся в отдельности;
  3. всегда исходить из того, что у студента есть внутренняя мотивация к обучению;
  4. восприниматься каждым студентом как человек, имеющий разнообразный опыт, к которому всегда можно обратиться за помощью;
  5. развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его;
  6. быть активным участником группового взаимодействия;
  7. открыто выражать в группе свои чувства;
  8. стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого студента;
  9. но самое главное – должен хорошо знать себя!

Преподаватель может сделать очень многое для улучшения нравственно-социального климата в группе.

Во-первых, он является моделью тех способов делового общения, которые желает видеть на своих занятиях, а во-вторых, он может способствовать укреплению сплоченности в учебной группе.

Первым шагом на этом пути должно стать интересное проведение курса, в чем немаловажную роль играет мотивация студентов.

Можно выделить несколько принципов мотивации группы:

  • вместе планировать содержание и цели обучения;
  • прояснять цели;
  • разъяснять важность целей;
  • обосновывать те или иные действия, полностью информировать студентов;
  • обсуждать интересные темы;
  • подавать темы в «интересной упаковке»;
  • развивать активность;
  • заботиться о сохранении дружеской атмосферы;
  • не предъявлять завышенных и заниженных требований;
  • признавать успехи студентов, хвалить их.
  • находить подход к каждому студенту;
  • подтверждать нормальные результаты студентов, особые результаты подчеркивать, неправильные – корректировать;
  • студентов, показавших слабые результаты, стоит приободрять, мотивировать к достижению лучших результатов, предлагая им интересные задания;
  • заботиться о поддержании контактов в группе.

Вторым не менее важным моментом являются отношения преподавателя со студентами. Важно знать:

  • проходит ли преподаватель мимо пожеланий студентов или учитывает их?
  • внимательно ли он слушает студентов?
  • мотивирует ли их?
  • включает ли он всех студентов в работу?
  • ободряет ли он боязливых студентов, помогает ли им преодолевать трудности в обучении или понимании?
  • стремится ли он к дружескому обхождению со студентами?
  • как он реагирует на критику – грубо или готов в любой момент к ее обсуждению?
  • обрывает ли он разговоры о конфликтах или вникает в эти конфликты и помогает их разрешать?

Данный список вопросов можно продолжить. Это множество маленьких моментов, из которых в конце концов складываются правильное поведение преподавателя и хорошая нравственная атмосфера на занятиях.

Преподаватель должен заботиться о том, чтобы между студентами возникали дружеские контакты, чтобы они работали над чем-то вместе, обсуждали позиции друг друга, дискутировали.

Можно сформулировать несколько признаков позитивного поведения преподавателя в целях мотивации к формированию принципа «сотрудничества» у студенческой аудитории:

  • проявляет интерес к желаниям, опыту и умениям своих подопечных;
  • готов оказать помощь;
  • не скрывает своих желаний и интересов;
  • «растворяется» в учебной группе;
  • дружески разрешает возникающие конфликты;
  • приветлив и имеет чувство юмора;
  • хвалит студентов;
  • старается говорить простым языком;
  • предотвращает возникновение конфликтов и проблем;
  • оставляет за студентами и за собой право на ошибку;
  • может позволить себе поставить под сомнение собственные методы работы.

Несмотря на все усилия преподавателя взаимодействовать со студентами на принципе «сотрудничества» и создавать нравственную доверительную атмосферу на занятиях, практически невозможно полностью предотвратить возникновение разного рода конфликтов как между студентами, так и между преподавателем и студентами.

Когда на занятии некоторые студенты перестают участвовать в происходящем, критикуют друг друга и время от времени все взрываются от хохота, преподаватель должен подумать о том, реагировать ли ему на все эти «помехи», а если реагировать, то как и какие последствия вызовут его ответные реакции.

Сначала необходимо проанализировать причины, что обычно не так просто сделать, потому что одно и то же поведение может иметь различные причины.

Часто конфликты на занятиях развиваются по непродуктивному сценарию межличностных взаимоотношений студентов с преподавателем, к характеристики которых можно отнести:

  • конфронтацию, когда студент сознательно идет на конфликт с преподавателем;
  • игнорирование – студент отказывается от контактов с преподавателем, игнорируя его требования;
  • привлечение внимания неадекватными способами – отражает тот факт, что студент еще не осознает себя в данной роли и реализует позицию ученика, он нарушает дисциплину, чтобы привлечь внимание преподавателя и сокурсников; такая позиция характерна для некоторых первокурсников.

Воздействие по линии «преподаватель - студенты» является одним из основных во всем социально-педагогическом процессе. Именно здесь происходит непосредственная передача всего многообразия знаний, информации, установок, ценностных нравственных ориентаций и т.д., аккумулированных в системе высшего образования.

Наиболее характерными являются следующие причины конфликтов студентов и преподавателей:

  • различия в ценностных ориентациях;
  • бестактность в общении;
  • различия во взаимных ожиданиях;
  • уровень профессионализма преподавателя и успеваемость студентов.

Преподаватели конфликтность в деловом общении объясняют следующими причинами:

  • иждивенческое отношение студентов к учебе, лень, нежелание учиться;
  • отсутствие интереса к учебе и будущей профессии;
  • завышенная самооценка.

Характерными причинами конфликтов между студентами являются:

  • различия в ценностных ориентациях;
  • разлад человека с самим собой;
  • бестактность в общении, зависть к успехам другого.

В последние годы в среде преподавателей и студентов значительно возросло количество внутриличностных конфликтов.

Внутриличностные конфликты стимулируют возникновение различного рода иных конфликтов и оказывают негативное влияние на педагогический процесс. Например, опоздание, разговоры во время выступления преподавателя – это повседневные явления и повседневные вызовы, бросаемые преподавателю. Педагог не должен уделять излишнего внимания таким явлениям.

Специалисты по психологии конфликта определяют конфликт (лат. conflictus) – как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений (или взглядов) субъектов делового взаимодействия.

Главную роль в возникновении конфликтов играют конфликтогены: слова, действия (или бездействия), их эскалация приводит к конфликтам.

В основе любого конфликта лежит конфликтная ситуация, которая содержит противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, а также – субъект и объект возможного конфликта.

Чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент (например, опоздание на занятие), при котором одна из сторон начинает действовать (например, нетактичное замечание или не разрешение присутствовать на занятии), ущемляя интересы другой стороны.

Если противоположная сторона отвечает тем же, конфликт из потенциального переходит в актуальный и далее может развиваться как конструктивный (функциональный и стабилизирующий) или неконструктивный (разрушающий взаимопонимание).

В качестве субъекта взаимодействия в конфликт может вступать как отдельное лицо (внутриличностный конфликт), так и два или несколько лиц (межличностный конфликт).

В зависимости от конфликтной ситуации выделяются:

  • межгрупповые конфликты;
  • межорганизационные конфликты;
  • классовые конфликты;
  • межгосударственные конфликты;
  • межнациональные.

Психологи считают, что некоторые люди по своим индивидуально-психическим особенностям входят в типологию конфликтных личностей.

Типология конфликтных личностей (6-ть типов):

Демонстративные - стремятся быть в центре внимания;

Ригидные - негибкие, непластичные, честолюбивые, не считаются с мнением окружающих;

Неуправляемые - импульсивны, непредсказуемы, не контролируют свое поведение;

Сверхточные - добросовестны, скрупулезны во всем;

Рационалисты - расчетливые люди, готовые к конфликту в любой момент;

Безвольные - (отсутствие собственных убеждений и принципов, что делает их орудием в руках других людей.

Разрешить конфликт – это значит:

  1. Устранить конфликтную ситуацию;
  2. Исчерпать инцидент.

Преподавателю необходимы умения управлять конфликтами.

Поведение в конфликтах

Стратегии: «Партнерство» и «Напористость»

«Партнерство» - ориентация на учет интересов и потребностей партнера;

«Напористость» - реализация собственных интересов, стремление к

достижению собственных целей.

Пять тактик (стилей) поведения внутри стратегий

  • избегание (уход, уклонение);
  • уступка (приспособление);
  • противоборство (соперничество, конкуренция);
  • компромисс (уступка в чем-то в обмен науступки другого);
  • сотрудничество (установка на сотрудничество: «Не ты против меня, а мы вместе против «проблемы», совместный поиск решений, удовлетворяющих интересы обоих сторон).

По мнению социального психолога Б. Вул: «Жизнь - это процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может только решить, участвовать в выработке решения или оставить это другим».

ПРАВИЛА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ:

  1. НЕ УПОТРЕБЛЯЙТЕ КОНФЛИКТОГЕНЫ;
  2. НЕ ОТВЕЧАЙТЕ КОНФЛИКТОГЕНОМ НА КОНФЛИКТО-ГЕН;
  3. ПРОЯВЛЯЙТЕ ЭМПАТИЮ К СОБЕСЕДНИКУ;
  4. ДЕЛАЙТЕ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ БЛАГОЖЕЛАТЕЛЬНЫХ

ПОСЫЛОВ.

КОНФЛИКТОГЕНЫ настраивают человека на борьбу

и сопровождаются выделением в кровь адреналина, придающего поведению агрессивность.

БЛАГОЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ПОСЫЛЫ настраивают человека на комфортное, бесконфликтное общение, они сопровождаются выделением так называемых «гормонов удовольствия» - эндорфинов.

Литература:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2003.
  2. Аронсон Э, Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. – СПб., 2002.
  3. Дмитриева А.В. Конфликтология. – М., 2006.
  4. Кули Ч. Человеческая природа и социальный порядок. –М., 2000.
  5. Сарычев С.В., Чернышев А.С., Социально-психологические аспекты надежности группы в напряженных ситуациях совместной деятельности – Курск, 2000.
  6. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003.

Этические принципы и нормы диалого-вого взаимодействия преподавателя и студентов.Предупреждение конфликтных ситуаций в образовательной практике