Конспект урока на тему «Звук [Ц], буква Ц»
Конспект урока на тему «Звук [Ц], буква Ц»
Панина Ирина Александровна
Цели: ознакомить учащихся с буквой «Це», учить читать слоги и слова с
новой буквой;
- развивать фонематический слух, навыки звукового анализа,
внимание;
- воспитывать интерес к чтению, к окружающему миру.
Оборудование: образец буквы Ц, мягкая игрушка - цыпленок, звуковые
фишки, слоги, цветы на доске, плакат «Веселые друзья», карточки для
групповой работы, карточки со словарными словами, чудо-цветок.
Тип урок : Усвоение новых знаний.
Ход урока
I. Организационный момент.
В народе говорят: Добрый гость – дому радость. А сегодня у нас много гостей и мы рады им. Давайте повернемся к гостям и подарим свои очаровательные улыбки.
А теперь садитесь, соберитесь и приступим к работе.
II. Активизация мыслительной деятельности
1.Разминка для язычка
-«маятник» (движения вправо-влево), вверх-вниз;
-«облизали варенье с губ»;
-«скачет лошадка»
2.Работа над скороговоркой
Лежебока рыжий кот, отлежал себе живот.
Бегают две курицы прямо на улице.
3. «Мозговой штурм».
- Из чего состоит наша речь?
- Из чего состоят предложения?
- Из чего состоят слова?
- Чем отличается звук от буквы?
- На какие группы делятся звуки и буквы?
- Чем отличается произношение гласных звуков от согласных звуков?
- Сколько гласных букв? Звуков?
- На какие группы делятся согласные звуки?
III. Сообщение темы урока. Мотивация.
- Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одной буквой, будем читать слоги и слова с ней. Особенность этой буквы важна для дальнейшей грамотности письма. Но что же это за буква?
IV. Работа над новым материалом.
(учащиеся рассказывают стихи)
Букв немало мы узнали,
Добрались до буквы «Це».
Есть слова, где «це» в начале,
В середине и в конце.
Цепь, цветок и цифра – тут
«Це» в начале все прочтут.
А в словах отец, боец
«Це» мы пишем под конец.
Вот какая буква «Це» (показывает)
С коготочком на конце.
Тук – тук – тук! Тук – тук – тук!
Вдруг раздался тихий стук.
Из яйца, как из пеленок,
Вылез желтенький…(цыпленок)
- Дети, давайте его позовем: цып – цып – цып!
Какой первый звук мы произносим?
2.Характеристика звука:
А) Звук [Ц] гласный или согласный?
Б) Он звонкий или глухой?
В) Твёрдый или мягкий?
3.Определение места буквы в домике
Итог: ЖИ – ШИ – ЦИ - всегда тверды.
Мы знаем правило: жи и ши с буквой и всегда пиши.
Проблемный вопрос: Относится ли это правило к нашему Цыпленку?
Группа ребят получила домашнее задание выяснить это. Они искали в
орфографическом словаре, были в библиотеке и выяснили, что…
(слово детям) (карточки со словами вывесить на боковой доске)
4. Звуковой анализ слова ЦЫПЛЕНОК
(у доски - один ребенок, остальные - на партах)
5.Чтение отрывка из рассказа «Цыпленок Цып»
Цыпленок Цып вылупился из яйца самым первым и теперь сидел на
крыльце и ждал, когда же, наконец, остальные цыплята вылупятся.
- Мама, ты неправильно сидишь! Видишь - никто не вылупляется больше!
Курица так удивилась, что только глазами захлопала.
- Что же произошло дальше? (высказывания детей)
- Ну, ты посиди, - говорит Цып, а я пойду прогуляюсь. И наш цыпленок-
непоседа отправился в путь.
6.Чтение слогов «Бег по дорожке»
ЦА – ЦО – ЦУ – ЦИ - ЦЕ – АЦ-ОЦ – УЦ-ЕЦ
Дорожка привела его к речке.
7.Физкультминутка «Поймай рыбку»
Учитель держит одну ладошку горизонтально – это речная поверхность воды, второй ладошкой имитирует плывущую рыбку. Когда «рыбка» выпрыгивает над водой – дети должны хлопнуть в ладоши – поймать «рыбку». Учитель может «поверхность воды», т. е. первую ладошку поднимать выше, опускать …
8.Чтение слов
Вышел Цып на цветочную поляну.
- Вы неправильно растете, надо вниз цветком цвести, тогда на ваши
головки не будут садиться всякие жучки и бабочки. Прав ли цыпленок?
Да и закорлючки какие – то на ваших лепестках.
Ц