Конспект родительского собрания ВНИМАНИЕ: ПЯТИКЛАССНИК! ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ


Внимание: пятиклассник!

Трудности адаптационного периода

И пути их преодоления

Цели: познакомить родителей с особенностями адаптационного периода; дать рекомендации по преодолению сложностей, возникающих в начале учебного года.

Ход собрания

I. Организационный момент. Постановка целей. Создание эмоционального настроя.

II. Основная часть собрания.

Учитель. Пятый класс – важный этап в жизни школьника. С одной стороны, ребенок уже насладился всеми прелестями школьной жизни и, возможно, слегка устал от учебы. С другой – он полон ожидания чего-то нового и интересного. Вот почему на праздничной линейке можно увидеть как восторженные радостные лица, так и скучающие, обреченные на непосильный труд.

1. Различные уроки, на которые отправятся после яркой и шумной линейки пятиклашки, воспринимаются ими по-разному.

Психологи выделяют несколько типов отношения к урокам. То, как школьник относится к своему учебному труду, позволяет охарактеризовать его индивидуальные качества. Думается, что приведенная ниже информация будет полезна родителям.

Уроки-безделье. Так воспринимают уроки способные, интеллектуально развитые дети, которые схватывают все на лету. Они быстро понимают, что легче прочесть параграф (который они запомнят с первого раза) и отбарабанить его на уроке, чем собирать бесчисленные укоризны от учителей и родителей. Школьная премудрость дается им легко. Они привыкают философски относится к «съеденному» школой времени и стараются свести его к минимуму (делают уроки на переменках, письменные – на устных, списывают буквально до того самого момента, когда проверяющий задание учитель идет к ним по классу). Такие дети ни родителям, ни учителям не доставляют больших хлопот. Хотя они редко бывают отличниками (разве в начальных классах), их умственное превосходство все же достаточно очевидно. А это, конечно, греет родительское тщеславие и приносит определенный выигрыш учителям, посылающим их на олимпиады («гордость класса, школы, района»).

Однако именно эти дети являются резервом тех взрослых, которых называют лишними. Способные, с высокими амбициями, самолюбивые, с разнообразными, но поверхностными интересами – это люди, не привыкшие к упорному умственному труду (речь здесь не идет, конечно, о детях, имеющих устойчивые увлечения, которым отдается все свободное время). Они нередко выбирают сложные, достаточно престижные специальности, где их подстерегают трудности, доселе незнакомые. Если раньше им легко удавалось справляться со стоящими перед ними задачами, то теперь, когда эти задачи сильно усложнились, стали требовать усидчивости, больших временных и интеллектуальных затрат, они нередко впадают в отчаяние.

Такие люди нередко долго «ищут себя» через кризисы, смену профессий, мест работы, иногда всю жизнь дает себя знать не востребованное в школе умение вдумчиво трудиться и вообще не сложившаяся привычка настойчиво работать.

Уроки-занудство. Таковыми являются уроки для большинства наших школьников. Они с трудом высиживают уроки в школе, с трудом садятся за них, непомерно растягивая (и оттягивая) приготовление домашних заданий. Это они ерзают за пять минут до звонка на перемену и с восторгом обнаруживают повышенную температуру (вызвав врача, не надо идти в школу).

Категория этих детей чрезвычайно обширна, она включает в себя несколько типов. Во-первых, это дети, попавшие сюда из категории способных, которую мы уже рассматривали (см. уроки-безделье). Сама по себе учеба не представляет для них никакой трудности. Но на уроках им скучно. Не потому, что они не понимают, а, напротив, потому, что «тут и понимать-то нечего». В силу особенности характера и воспитания эти дети, однако, не могут самоорганизоваться таким образом, чтобы высвободить время для более интересных занятий, чем домашняя работа. Чувство протеста перед казенной, скучной атмосферой школы, которая приносится домой в виде уроков на завтра, заставляет их как можно дольше не вспоминать о том, что завтра предстоит еще один «зевательный» день (по меткому выражению одного третьеклассника).

«И ведь было бы ему трудно учиться, – с недоумением говорят в таких случаях родители. – А то ведь ему на все уроки хватило бы и получаса. А растягивает на весь вечер!»

В таких случаях реакция протеста очевидна. Не трудности делают ребенка рассредоточенным, заставляют каждую минуту отвлекаться, занимаясь чем угодно, только не учебой. Такой ребенок не может быть назван также неусидчивым, его внимание может долго не истощаться, если он занят интересным для него делом: сочиняет рассказ, изучает заинтересовавшую его статью в энциклопедии…

Разница между таким ребенком и ребенком, у которого есть трудности в обучении, в том, что такой ученик хорошо учится и с удовольствием там, где это не связано со школой (или с нелюбимыми учителями).

Не менее распространен тип детей, для которых протест против школы вызывается не только казенной атмосферой или неблагополучно сложившимися отношениями с учителем, но и сочетанием этих факторов с определенной сложностью учебной нагрузки.

Уроки-каторга. Есть дети, для которых школа и все, что с ней связано, не просто скучное, но привычное дело, а настоящее мучение, ужас, трагедия. В эту, по счастью, не очень многочисленную категорию, дети попадают по разным причинам. Одной из них могут быть неблагоприятные межличностные отношения (ребенок, которого травят одноклассники или преследуют учителя по причинам, не связанным с учебой).

Однако чаще всего мы обнаруживаем среди этих маленьких мучеников детей, которые как бы не подходят школьной программе (а гуманнее было бы сказать, что это она им не подходит). Это дети (о них мы уже говорили), у которых нарушения познавательной деятельности, в первую очередь, связаны с определенными легкими дефектами (родовая травма, перенесенное в раннем детстве тяжелое инфекционное заболевание, черепно-мозговые травмы…). При адекватном обучении, например, в классах выравнивания, где дозируется нагрузка на внимание, память и когнитивные способности, таким детям требуется всего от 1 до 3 лет, чтобы они смогли учиться так же, как и остальные, а нередко и лучше многих.

К сожалению, при нашей снивелированной школьной системе такие дети в первых классах справляются с обучением с большими, чем другие, трудностями, а к окончанию начальной школы или чуть позже под влиянием бесконечных наказаний дома и в школе, утратив веру в себя, отчетливо «сползают» в нишу, уготованную аутсайдерам или тем, кого школьная система предпочитает отсеивать.

Уроки-праздники. На этих уроках внимательные, любознательные и ищущие дети ждут встречи с новым знанием, со своим открытием. Такие ученики, конечно, радость родителей и учителей. Единственной проблемой взрослых в подобной ситуации является тревога о том, не переутомляется ли ребенок, не пришло ли время оградить его от дополнительных учебных нагрузок.

2. Трудности адаптационного периода. Разные дети – разное отношение к урокам. Именно такими неодинаковыми пришли они в 5 класс, где столкнулись с трудностями адаптационного периода. В чем особенности этого периода и что требуется от пятиклассников и их родителей, чтобы успешно преодолеть сложности – обо всем этом расскажет психолог.

Психолог (примерные тезисы выступления). В 5 классе дети переходят к новой системе обучения: «классный руководитель – учителя-предметники», уроки проходят в разных кабинетах. Иногда дети даже меняют школу, у них появляются новые одноклассники. К тому же переход из начальной школы в среднюю совпадает с концом детства – достаточно стабильным периодом развития.

Что вызывает стресс у пятиклассников? Резкие изменения условий обучения, разнообразные и усложненные требования, предъявляемые пятиклассникам, даже смена статуса «старшего» в начальной школе на «самого младшего» в средней – все это является довольно серьезным испытанием.

В этот период дети могут стать неузнаваемыми: тревога, робость или, наоборот, развязность, чрезмерная суетливость, возбуждение охватывают их. В связи с этим у них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. Иногда нарушается сон, аппетит.

Факторы, затрудняющие адаптацию:

1. Противоречивость и рассогласованность требований разных педагогов. К школьнику впервые предъявляют много требований и много человек. И он должен научиться учитывать эти требования, соотносить их друг с другом, преодолевая связанные с этим трудности, потому что эти умения необходимы во взрослой жизни.

2. На пятиклассника обрушивается поток информации, насыщенный терминами, непонятными словами. Выход простой: разъясните ребенку, что неполное, неточное понимание слов нередко лежит в основе непонимания школьного материала и в связи с этим необходимо обращаться к справочникам, словарям.

3. В пятом классе многие дети ощущают одиночество, так как любимой первой учительницы нет рядом, а классному руководителю часто не хватает времени уделять им внимание в той же мере. А другие «шалеют» от свободы и носятся по всей школе, задирая даже старшеклассников. Отсюда – неуправляемость одних и «прилипчивость» к классному руководителю, плач, капризы интерес к книгам и играм для маленьких детей, посещение первого класса с любимой учительницей – других. Важно понять, что все это – естественные переживания, которые необходимы для развития школьника, так как они помогают ему стать взрослым.

Что должны уметь пятиклассники, чтобы справиться с возникшими проблемами? Они должны:

– уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать отношения;

– уметь правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в своих делах и в случае необходимости обращаться за помощью взрослых;

– стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно;

– уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты;

– иметь постоянные обязанности дома, выполнять их без напоминания, помогать родителям;

– уметь общаться с продавцом, врачом и т. д.;

– уметь предвидеть последствия своих действий, делать безопасный, правильный выбор.

Как помочь школьнику сохранить работоспособность: рекомендации для родителей.

1. Вернувшись из школы, ребенок должен хотя бы несколько минут полежать спокойно, расслабившись. После обеда очень хорошо совершить небольшую прогулку.

2. Ребенку не следует часами сидеть за учебниками. Через каждые 30–45 минут следует делать 15-минутные перерывы.

3. Самое лучшее средство для восстановления потраченной энергии – сон. Дети 8–10 лет должны спать не менее 10 часов, 12–15 лет – 8–9 часов.

Какие признаки в поведении ребенка свидетельствуют о дезадаптации школьника?

Признаки возникшей дезадаптации школьника:

– Усталый, утомленный вид ребенка.

– Нежелание делиться впечатлениями о проведенном дне.

– Стремление при разговоре отвлечь родителей от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

– Нежелание выполнять домашнее задание.

– Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.

– Жалобы на те или иные события, связанные со школой.

– Беспокойный ночной сон.

– Трудности утреннего пробуждения, вялость.

– Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Какие рекомендации можно дать родителям для успешного преодоления адаптационного периода?

В этом периоде родителям можно воспользоваться рекомендациями специалистов Филадельфийского детского центра по обеспечению «гармонии между домашней и школьной жизнью ребенка»:

1. Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах.

Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе. Запоминайте отдельные имена, события и детали, которые ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.

2. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.

Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителями вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца. Во время беседы выразите свое стремление улучшить школьную жизнь ребенка. Если между вами и учителем возникают серьезные разногласия, прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешить их, даже если придется беседовать для этого с директором школы. Иначе вы можете случайно поставить ребенка в неловкое положение выбора между преданностью вам и уважением к собственному учителю.

3. Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.

Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок. Вам необходимо знать, какова школьная жизнь вашего ребенка, и быть уверенным, что он получает хорошее образование. Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые для родителей, используйте любые возможности, чтобы узнать, как ваш ребенок учится и как его учат.

4. Помогайте выполнять домашние задания, но не делайте их сами.

Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для выполнения их наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.

5. Помогите почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.

Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например: любит фильмы – купите книгу, по которой поставлен фильм, так возникнет любовь к чтению; любит играть – покупайте справочники, так возникает стремление узнавать что-нибудь новое. Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности.

6. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддержать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.

III. Заключительная часть. Подведение итогов.

Учитель. В заключение нашего разговора хочется лишь напомнить родителям об их главном таланте и обязанности: родителям нельзя лениться. Родители должны уметь наблюдать, уметь чувствовать. Как ребенок спит? Как ест? Почему пропал аппетит? Не испытывает ли он чрезмерной нагрузки. Только благодаря этому таланту, терпению и любви все трудности непременно окажутся преодолимыми.

И еще: правильно относитесь к неприятностям, все-таки случающимся в жизни. Будьте оптимистами и научите этому своего ребенка.

Удачи!

Памятка для школьников:

«Как готовить домашние задания»

Учебный год только начался, поэтому самое время вооружить учащихся памяткой по подготовке домашнего задания.

Общие правила:

1. Активно работай на уроке: внимательно слушай, отвечай на вопросы.

2. Задавай вопросы, если чего-то не понял или с чем-то не согласен.

3. Точно и как можно подробнее записывай, что задано по каждому предмету.

4. Научись пользоваться словарем, справочниками. Выясняй значение незнакомых слов, находи нужные факты и объяснения, правила, формулы в справочниках.

5. Если у тебя есть компьютер, научись с его помощью находить нужную информацию, производить нужные расчеты с помощью электронных таблиц и т. п.

6. Если то, что объяснялось на уроке, показалось тебе трудным, повтори материал в тот же день, даже если следующий урок будет через несколько дней.

7. Приступая к выполнению каждого задания, думай не только о том, что надо сделать (т. е. о содержании задания), но и о том, как (с помощью каких приемов, средств) это можно сделать.

8. В случае необходимости обращайся за помощью ко взрослым или одноклассникам.

9. Приступая к выполнению уроков, раскрой дневник, посмотри, все ли задания записаны.

10. Продумай последовательность выполнения заданий по отдельным предметам и примерное время, которое тебе нужно для выполнения каждого задания.

11. Убери со стола все лишнее, все, что может отвлекать. Приготовь то, что нужно для выполнения первого задания (учебник, тетради, карты, карандаши, словари, справочники и т. п.). После того как подготовишься к первому уроку, все убери и приготовь то, что нужно для выполнения следующего и т. п.

12. Между уроками делай перерывы.

13. Сначала постарайся понять материал, а затем его запомнить.

14. Прежде чем выполнять письменные задания, пойми и выучи правила, на которые оно направлено.

15. При чтении текста параграфа учебника задавай себе вопросы: о чем или о ком говорится в этом тексте, что об этом говорится.

16. Ищи связь каждого нового понятия, явления, о котором ты узнаешь, с тем, что ты уже знаешь. Соотноси новое с уже известным. Следи за тем, чтобы это были не случайные, внешние связи, а главные связи, связи по смыслу.

Помни: мы лучше всего запоминаем

– то, чем мы постоянно пользуемся;

– то, к чему нам надо будет вернуться (прерванные действия);

– то, что нам нужно;

– то, что мы можем связать с другими нашими знаниями и умениями;

– то, что связано с нашими переживаниями (и приятными, и неприятными);

17. Если материал, который надо выучить, очень большой или трудный, разбей его на отдельные части и прорабатывай каждую часть в отдельности. Используй метод ключевых слов.

Метод ключевых слов

Ключевые слова – самые важные в каждом абзаце.

– Ключевое слово должно способствовать воспроизведению соответствующего абзаца. Вспоминая ключевые слова, мы сразу вспоминаем весь абзац.

– Читая абзац, выбери для него одно-два ключевых слова.

– После выбора ключевых слов запиши их в той последовательности, которая нужна для выполнения задания.

– К каждому ключевому слову поставь вопрос, который позволит понять, как оно связано с соответствующим разделом текста. Обдумай и постарайся понять эту взаимосвязь.

– Соедини два соседних ключевых слова с помощью вопросов.

– После соединения каждого ключевого слова со своим разделом текста и с последующим ключевым словом образуется цепочка.

– Запиши эту цепочку и постарайся ее выучить.

– Перескажи текст, опираясь на эту цепочку.

18. Не оставляй подготовку к докладам, сочинениям, творческим работам на последний день, поскольку это требует большого количества времени, готовься к ним заранее, на протяжении нескольких дней, распределяя нагрузку равномерно.

19. При подготовке устных уроков используй карты, схемы. Они помогут тебе лучше понять и запомнить материал. К ним необходимо обращаться и при ответах на уроке. Чем лучше ты умеешь пользоваться картами, схемами, таблицами, тем выше будет оценка.

Попробуй использовать при подготовке устных заданий метод «5 П», разработанный американскими психологами.

Метод «5 П»

1 П – Просмотри текст (бегло).

2 П – Придумай к нему вопросы.

3 П – Прочти внимательно, помечая карандашом самые важные места.

4 П – Перескажи текст.

5 П – Просмотри текст повторно.

По данным психологов США, такой метод позволяет сосредоточить внимание на самом важном в тексте и способствует лучшему его запоминанию.

20. Составляй план устного ответа.

21. Проверяй себя.

22. У тебя все получится.