Конспект урока экологии «БЕРЕГИТЕ ВОДУ!»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №147 «Улыбка» комбинированного вида»
города Чебоксары Чувашской Республики
Конспект урока экологии
«БЕРЕГИТЕ ВОДУ!»
г. Чебоксары
Цели:
Напомнить о важности воды в жизни растений, животных и человека.
Уточнить представления о свойствах воды, о круговороте воды в природе.
Объяснить детям, что для получения чистой воды людям приходится затрачивать много сил и средств.
Развивать интерес к исследовательской деятельности.
Воспитывать желание осуществлять практические дела, направленные на сбережение запасов чистой воды.
Материал:
Эмблемы «Защитники воды» (по количеству детей)
Стаканы с водой и тарелочки (по количеству детей)
Шапочки «Капельки» (по количеству детей)
Чайник, стеклышко, чашка, блюдце, баночка
Экологические знаки «Берегите воду!», «Не засоряйте водоем!», «Не
сливайте грязную воду в водоемы!»
Модель «Загрязненное озеро», модель «Как вода попадает в кран», модель «Круговорот воды в природе»
Шапочки «Золотая рыбка», «Тучка», «Капитошка», «Речка», «Защитники воды»
Магнитофон, диск с записью «Шум дождя» И. С. Бах, «Золотая рыбка» С. Елизарова
ХОД:
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, сегодня к нам в гости пришел Капитошка из страны Водландия. Он хочет проверить, какие вы сообразительные, и сейчас загадает вам загадку.
КАПИТОШКА: Она очень добродушная,
Полезная, послушная.
Но, когда захочет,
Даже камень источит.
ДЕТИ: Вода.
КАПИТОШКА: Ребята, что вы знаете о воде и ее свойствах?
РЕБЕНОК: Мы слыхали о воде,
Знаем мы - она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Без нее нам не напиться!
Смею я вам доложить:
Без нее нам не прожить! (Н. Рыжова)
ВОСПИТАТЕЛЬ: А теперь я приглашаю тебя, Капитошка, и всех детей в мини-лабораторию для того, чтобы определить свойства воды.
(Дети идут в мини-лабораторию)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, посмотрите, у вас на столе стоит стакан с водой. Понюхайте воду, какой у нее запах?
ДЕТИ: Она без запаха.
ВОСПИТАТЕЛЬ: А какая она на вкус?
ДЕТИ: Безвкусная.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Если добавить сахар, какая вода стала на вкус?
ДЕТИ: Сладкая.
ДЕТИ: Бесцветная.
ВОСПИТАТЕЛЬ: А теперь попробуйте налить немного воды на тарелку. Выливать надо медленно. Вода что делает?
ДЕТИ: Льется, растекается.
ВОСПИТАТЕЛЬ: А есть ли форма у воды? Чтобы ответь на этот вопрос, проведем опыт: будем наливать воду в чашечку, блюдце и баночку. Итак, что происходит с водой, когда мы ее наливаем в баночку, какую форму она принимает?
ДЕТИ: Форму баночки.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Может ли вода кипеть? Когда это происходит? Давайте мы нагреем воду при помощи электрочайника. Видите, когда она кипит, булькает, шипит, появляется пар. А какая кипящая вода, можно ею обжечься?
ДЕТИ: Да, она очень горячая.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Откуда появился пар в чайнике, ведь мы наливали воду?
ДЕТИ: Вода при нагревании превратилась в пар.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Если поднести к струе пара холодное стекло, что произойдет? Давайте посмотрим. Откуда появились капельки воды на стекле? Ведь оно было чистым и сухим.
ДЕТИ: Пар попал на холодное стекло и превратился в воду.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Вот так происходит в природе круговорот воды. Каждый день солнце нагревает воду в морях и реках. Вода превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. В воздухе пар охлаждается и превращается в воду. Капельки собираются вместе и образуют облако. Когда капелек воды набирается много, они становятся очень тяжелыми для облака и выпадают дождем на землю. Некоторое количество влаги впитывается почвой и растениями, остальная часть стекает в реки и ручьи, которые несут свои воды в озера, моря и океаны. Затем вода повторяет свой путь.
КАПИТОШКА: Я тоже так путешествую. И предлагаю попутешествовать со мной.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Хорошо, но сначала нам надо превратиться в капельки. А поможет нам волшебный колокольчик:
Колокольчик, позвени,
Детей в капельки преврати,
Настю в тучку,
А Диму в солнышко.
(Дети одевают шапочки)
ТУЧКА: Посылаю вас, Капельки, на землю. Пролейтесь веселым дождиком, напоите землю, деревья, цветы. А затем ко мне возвращайтесь. Да смотрите, не балуйте, ведите себя хорошо!
ВОСПИТАТЕЛЬ: Полетели Капельки на землю. (Звучит музыка И. С. Баха «Шум дождя»). Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети ходят парами). Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в цепочку). Плывут Капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла река и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали, плавали капельки в океане. А потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз Солнышко пригрело. Стали Капельки легкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами Солнца и вернулись к маме Тучке.
ТУЧКА: Молодцы, Капельки, хорошо себя вели. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась.
КАПИТОШКА: Ребята, мне очень понравилось у вас в гостях, но мне пора возвращаться в Водландию. До свидания.
(Капитошка уходит, заходят Защитники воды)
ВОСПИТАТЕЛЬ: А вот и еще гости. Это Защитники воды. Они ходят по городам и селам и проверяют, нет ли среди людей тех, которые не экономят воду, губят реки и озера.
1 ЗАЩИТНИК: Здравствуйте, ребята! Мы Защитники воды, мы не можем прожить без воды. Вода-это озера и реки, моря и океаны. Кажется, что воды на земле очень много, но это не так. С каждым годом воды становится все меньше и меньше.
2 ЗАЩИТНИК: Вода нужна всем. Человек может прожить без воды всего 3 дня. Вода нужна, чтобы готовить еду, пить, стирать, умываться. Без воды не могут жить животные и растения. Если на Земле не станет воды, мы все погибнем.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно говорите. Без воды нам не прожить. Наши дети тоже знают, какое значение имеет вода для нас.
РЕБЕНОК: Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда наш первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего, мы, скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды-
Жить нельзя нам без … воды. (О. Тарнопольская)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, давайте проверим, не убежала ли от нас вода? (открывают водопроводный кран и смотрят). Нет, не убежала. А как вы думаете, откуда вода в кране? (Воспитатель показывает, как вода попадает в кран). Вода попадает в кран из скважины или из реки. Только в кран она попадает не сразу: те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала из реки (скважины) человек направил воду в трубы, где очистили ее и после этого вода попадает к нам. Для того чтобы чистая вода побежала из вашего крана, пришлось потрудиться многим людям: одни на заводе делали трубы, другие помогали воде попасть в трубы, то есть построили водопровод, 3-и очищали воду, 4-е нагрели ее, а 5-е ремонтируют краны. А нам иногда кажется, что вода течет сама из крана и ее очень много и можно не экономить! Но мы теперь знаем, что вода течет в кран из реки, и если все люди будут оставлять краны открытыми, что может произойти?
РЕБЕНОК: Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы у крана – кап, кап, кап.
Мелеют реки и моря,
Не тратьте воду зря, зря, зря
А то пройдет немного лет,
И нет водицы - нет, нет, нет. (С. Погорельский)
ЗАЩИТНИК: Ребята, чтобы вы не забывали закрывать кран, мы дарим вам экологический знак.
( Входит Золотая рыбка)
РЫБКА: Здравствуйте, ребята! Я - Золотая рыбка. Я и мои друзья погибаем от неправильного поведения злых людей, которые засоряют озеро, отравляют нас. Вот, посмотрите, какое стало озеро! (Показывает модель загрязненного озера).
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, как мы можем помочь озеру? Давайте очистим его. (Дети очищают).
2 ЗАЩИТНИК: А чтобы и впредь не загрязняли озеро, поставьте на берегу знак.
РЫБКА: Спасибо, ребята! Вы спасли нас! Я хочу потанцевать с вами.
(Дети танцуют с Золотой рыбкой, Золотая рыбка уплывает, появляется Речка)
РЕЧКА: Я ищу Защитников воды, посмотрите, какая я стала. Была чистая и прозрачная, а стала цветной. Построили на берегу завод игрушек. Стал он брать воду чистую, а спускать грязную, красного цвета. Ниже по течению построили еще один завод - резиновые сапоги делает. Берет воду чистую, а спускает грязную, черного цвета. Рыба заболела, птицы и звери не приходят ко мне. Что же делать?
РЕБЕНОК: Сейчас мы тебя очистим, чтобы тебя и впредь не загрязняли, нужно срочно построить на заводах водоочистители. Пусть испачканная вода на заводах чистится и снова за дело принимается.
1 ЗАЩИТНИК: Вот тебе, Речка, экологический знак, поставь такой знак рядом с заводами, чтобы люди поняли, что нельзя сливать отходы производства в водоемы.
РЕЧКА: Спасибо, ребята. (Уходит).
1 ЗАЩИТНИК: Ребята, мы убедились, что вы много знаете о воде и бережете ее.
2 ЗАЩИТНИК: Мы готовы принять Вас в наше общество «Защитников воды».
ВОСПИТАТЕЛЬ: Поздравляем вас, отныне вы тоже Защитники воды. Напоминаем Вам, что должны делать Защитники воды:
1.Экономно использовать воду. Плотно закрывать краны.
2.Убирать за собой мусор на берегу озера, реки, останавливать тех, кто бросает мусор в водоемы.
3.Уважать и любить природу.
(Детям раздают эмблемы «Защитник воды»)
1 ЗАЩИТНИК: А теперь нам пора прощаться.
2 ЗАЩИТНИК: Мы спешим в другой детский сад.
Экологические знаки: