Конспект урока экологии «БЕРЕГИТЕ ВОДУ!»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №147 «Улыбка» комбинированного вида»

города Чебоксары Чувашской Республики

Конспект урока экологии

«БЕРЕГИТЕ ВОДУ!»

г. Чебоксары

Цели:

    Напомнить о важности воды в жизни растений, животных и человека.

    Уточнить представления о свойствах воды, о круговороте воды в природе.

    Объяснить детям, что для получения чистой воды людям приходится затрачивать много сил и средств.

    Развивать интерес к исследовательской деятельности.

    Воспитывать желание осуществлять практические дела, направленные на сбережение запасов чистой воды.

Материал:

      Эмблемы «Защитники воды» (по количеству детей)

      Стаканы с водой и тарелочки (по количеству детей)

      Шапочки «Капельки» (по количеству детей)

      Чайник, стеклышко, чашка, блюдце, баночка

      Экологические знаки «Берегите воду!», «Не засоряйте водоем!», «Не

сливайте грязную воду в водоемы!»

      Модель «Загрязненное озеро», модель «Как вода попадает в кран», модель «Круговорот воды в природе»

      Шапочки «Золотая рыбка», «Тучка», «Капитошка», «Речка», «Защитники воды»

      Магнитофон, диск с записью «Шум дождя» И. С. Бах, «Золотая рыбка» С. Елизарова

ХОД:

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, сегодня к нам в гости пришел Капитошка из страны Водландия. Он хочет проверить, какие вы сообразительные, и сейчас загадает вам загадку.

КАПИТОШКА: Она очень добродушная,

Полезная, послушная.

Но, когда захочет,

Даже камень источит.

ДЕТИ: Вода.

КАПИТОШКА: Ребята, что вы знаете о воде и ее свойствах?

РЕБЕНОК: Мы слыхали о воде,

Знаем мы - она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Без нее нам не напиться!

Смею я вам доложить:

Без нее нам не прожить! (Н. Рыжова)

ВОСПИТАТЕЛЬ: А теперь я приглашаю тебя, Капитошка, и всех детей в мини-лабораторию для того, чтобы определить свойства воды.

(Дети идут в мини-лабораторию)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, посмотрите, у вас на столе стоит стакан с водой. Понюхайте воду, какой у нее запах?

ДЕТИ: Она без запаха.

ВОСПИТАТЕЛЬ: А какая она на вкус?

ДЕТИ: Безвкусная.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Если добавить сахар, какая вода стала на вкус?

ДЕТИ: Сладкая.

ДЕТИ: Бесцветная.

ВОСПИТАТЕЛЬ: А теперь попробуйте налить немного воды на тарелку. Выливать надо медленно. Вода что делает?

ДЕТИ: Льется, растекается.

ВОСПИТАТЕЛЬ: А есть ли форма у воды? Чтобы ответь на этот вопрос, проведем опыт: будем наливать воду в чашечку, блюдце и баночку. Итак, что происходит с водой, когда мы ее наливаем в баночку, какую форму она принимает?

ДЕТИ: Форму баночки.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Может ли вода кипеть? Когда это происходит? Давайте мы нагреем воду при помощи электрочайника. Видите, когда она кипит, булькает, шипит, появляется пар. А какая кипящая вода, можно ею обжечься?

ДЕТИ: Да, она очень горячая.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Откуда появился пар в чайнике, ведь мы наливали воду?

ДЕТИ: Вода при нагревании превратилась в пар.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Если поднести к струе пара холодное стекло, что произойдет? Давайте посмотрим. Откуда появились капельки воды на стекле? Ведь оно было чистым и сухим.

ДЕТИ: Пар попал на холодное стекло и превратился в воду.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Вот так происходит в природе круговорот воды. Каждый день солнце нагревает воду в морях и реках. Вода превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. В воздухе пар охлаждается и превращается в воду. Капельки собираются вместе и образуют облако. Когда капелек воды набирается много, они становятся очень тяжелыми для облака и выпадают дождем на землю. Некоторое количество влаги впитывается почвой и растениями, остальная часть стекает в реки и ручьи, которые несут свои воды в озера, моря и океаны. Затем вода повторяет свой путь.

КАПИТОШКА: Я тоже так путешествую. И предлагаю попутешествовать со мной.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Хорошо, но сначала нам надо превратиться в капельки. А поможет нам волшебный колокольчик:

Колокольчик, позвени,

Детей в капельки преврати,

Настю в тучку,

А Диму в солнышко.

(Дети одевают шапочки)

ТУЧКА: Посылаю вас, Капельки, на землю. Пролейтесь веселым дождиком, напоите землю, деревья, цветы. А затем ко мне возвращайтесь. Да смотрите, не балуйте, ведите себя хорошо!

ВОСПИТАТЕЛЬ: Полетели Капельки на землю. (Звучит музыка И. С. Баха «Шум дождя»). Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети ходят парами). Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в цепочку). Плывут Капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла река и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали, плавали капельки в океане. А потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз Солнышко пригрело. Стали Капельки легкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами Солнца и вернулись к маме Тучке.

ТУЧКА: Молодцы, Капельки, хорошо себя вели. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась.

КАПИТОШКА: Ребята, мне очень понравилось у вас в гостях, но мне пора возвращаться в Водландию. До свидания.

(Капитошка уходит, заходят Защитники воды)

ВОСПИТАТЕЛЬ: А вот и еще гости. Это Защитники воды. Они ходят по городам и селам и проверяют, нет ли среди людей тех, которые не экономят воду, губят реки и озера.

1 ЗАЩИТНИК: Здравствуйте, ребята! Мы Защитники воды, мы не можем прожить без воды. Вода-это озера и реки, моря и океаны. Кажется, что воды на земле очень много, но это не так. С каждым годом воды становится все меньше и меньше.

2 ЗАЩИТНИК: Вода нужна всем. Человек может прожить без воды всего 3 дня. Вода нужна, чтобы готовить еду, пить, стирать, умываться. Без воды не могут жить животные и растения. Если на Земле не станет воды, мы все погибнем.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно говорите. Без воды нам не прожить. Наши дети тоже знают, какое значение имеет вода для нас.

РЕБЕНОК: Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда наш первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать?

Без чего, мы, скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды-

Жить нельзя нам без … воды. (О. Тарнопольская)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, давайте проверим, не убежала ли от нас вода? (открывают водопроводный кран и смотрят). Нет, не убежала. А как вы думаете, откуда вода в кране? (Воспитатель показывает, как вода попадает в кран). Вода попадает в кран из скважины или из реки. Только в кран она попадает не сразу: те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала из реки (скважины) человек направил воду в трубы, где очистили ее и после этого вода попадает к нам. Для того чтобы чистая вода побежала из вашего крана, пришлось потрудиться многим людям: одни на заводе делали трубы, другие помогали воде попасть в трубы, то есть построили водопровод, 3-и очищали воду, 4-е нагрели ее, а 5-е ремонтируют краны. А нам иногда кажется, что вода течет сама из крана и ее очень много и можно не экономить! Но мы теперь знаем, что вода течет в кран из реки, и если все люди будут оставлять краны открытыми, что может произойти?

РЕБЕНОК: Родник иссяк, ручей ослаб,

А мы у крана – кап, кап, кап.

Мелеют реки и моря,

Не тратьте воду зря, зря, зря

А то пройдет немного лет,

И нет водицы - нет, нет, нет. (С. Погорельский)

ЗАЩИТНИК: Ребята, чтобы вы не забывали закрывать кран, мы дарим вам экологический знак.

( Входит Золотая рыбка)

РЫБКА: Здравствуйте, ребята! Я - Золотая рыбка. Я и мои друзья погибаем от неправильного поведения злых людей, которые засоряют озеро, отравляют нас. Вот, посмотрите, какое стало озеро! (Показывает модель загрязненного озера).

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, как мы можем помочь озеру? Давайте очистим его. (Дети очищают).

2 ЗАЩИТНИК: А чтобы и впредь не загрязняли озеро, поставьте на берегу знак.

РЫБКА: Спасибо, ребята! Вы спасли нас! Я хочу потанцевать с вами.

(Дети танцуют с Золотой рыбкой, Золотая рыбка уплывает, появляется Речка)

РЕЧКА: Я ищу Защитников воды, посмотрите, какая я стала. Была чистая и прозрачная, а стала цветной. Построили на берегу завод игрушек. Стал он брать воду чистую, а спускать грязную, красного цвета. Ниже по течению построили еще один завод - резиновые сапоги делает. Берет воду чистую, а спускает грязную, черного цвета. Рыба заболела, птицы и звери не приходят ко мне. Что же делать?

РЕБЕНОК: Сейчас мы тебя очистим, чтобы тебя и впредь не загрязняли, нужно срочно построить на заводах водоочистители. Пусть испачканная вода на заводах чистится и снова за дело принимается.

1 ЗАЩИТНИК: Вот тебе, Речка, экологический знак, поставь такой знак рядом с заводами, чтобы люди поняли, что нельзя сливать отходы производства в водоемы.

РЕЧКА: Спасибо, ребята. (Уходит).

1 ЗАЩИТНИК: Ребята, мы убедились, что вы много знаете о воде и бережете ее.

2 ЗАЩИТНИК: Мы готовы принять Вас в наше общество «Защитников воды».

ВОСПИТАТЕЛЬ: Поздравляем вас, отныне вы тоже Защитники воды. Напоминаем Вам, что должны делать Защитники воды:

1.Экономно использовать воду. Плотно закрывать краны.

2.Убирать за собой мусор на берегу озера, реки, останавливать тех, кто бросает мусор в водоемы.

3.Уважать и любить природу.

(Детям раздают эмблемы «Защитник воды»)

1 ЗАЩИТНИК: А теперь нам пора прощаться.

2 ЗАЩИТНИК: Мы спешим в другой детский сад.

Экологические знаки: