Проект Самарського районного Парламенту дітей та юнацтва 2014 року - Этнос - культура вечности !


СЦЕНАРИЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРОЕКТА САМРАСКОГО РАЙОННОГО ПАРАЛМЕНТА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА НА ГОРОДСКОМ КОНКУСРЕ "EVIVVA" 2014 "ЭТНОС - КУЛЬТУРА ВЕЧНОСТИ"

(звучит украинская музыка выносятся ширмы, тын, дерево идет голос за кадром)

Голос за кадром: Для нас удивительно видеть сейчас,

Вот эти пейзажи, они - не наш час.

"Это история!" - скажете вы,

В современном мире такого не найти.

"Очень обидно" - ответим мы вам,

Ккультура народа нынче полный провал.

Мы знаем айподы, айпеды, айфон,

Планшет, ноутбук и телефон.

Эти странные слова стали родными,

В современном быстротечном мире.

Гончарство, вышивка, соломка, лоза,

Вот эти слова для нас чудеса.

Да ладно, не будем никого обвинять,

А лучше расскажем, что пришли предлагать.

(звучит музыка "Современная деревня", после танца девочки замирают)

(звучит музыка "Ивана", начало выходит команда - приветствие)

1 куплет:

Вы наверно удивитесь, это ведь не тот формат,

Но сегодня наш Парламент вновь зажжет весь этот зал.

Ой Самара снова с вами - рады видеть всех друзей,

На "ЕВИВВЕ" выступаем и проект вам представляем.

2 куплет:

В прошлый год мы предлагали на балу вам танцевать,

В декабре все состоялось, праздник яркий - высший класс.

А сегодня мы расскажем про культуру, про народ,

Про людей, что позабыли свои корни и исток.

(танцующие уходят, смена музыки, остаются только ребята команды)

(стоят девушки и читают книгу, к ним сзади подходят парни и пугают их)

Карпа: Ох и дурачины, ох и простофили, напугали то как ироды, такие.

Москаленко: А не надо тут гав ловить и что то вы тут такое читаете, ну ка, ну ка,

Хм...эт....тн....что за ерунда....этно......ЭТНОС?

Талаверов: А что такое этнос?

Мизюк: Ну да, откуда же вам знать, вам бы семечки щелкать и девчат пугать,

Ох уж эти парни - ХХІ век на дворе, а они, как неандертальцы ведут

Себя в форсмажоре.

Кильчинский: Скажешь тоже - неандертальцы. Придумали тут себе новое слово,

Уверен, что его и вовсе нет. Вот сейчас проверим. Хлопцы айда сюда, хм...так гугл в помощь. Так, ага этнос это - вот беда...

Шикула: Беда парни - это вы, а этнос - это музыка души. Этнокультура

Возникла тогда, когда жили на свете наши предки - славяне, когда зарождалась наша страна.

Руднева: Этничность - категория синкретическая. Она означает

Сложную систему общественных отношений, связывающий человека как носителя этнических признаков с ее этнической средой: семьей, соседством, общиной, этнической группой, нацией или обществом в целом.

Абрамова: Иначе говоря, этничность - это все многоцветие культурной картины

Народа или народонаселения государства.

Пайос: Скажешь тоже многоцветие, типа, у нас цветов мало что ли? И что

Вы нам тут заливаете, этнос, этнос, вы же сами на русском языке разговариваете. А на сколько я вспоминаю по школьной программе, если конечно мы говорим об украинской державе, то этнос подразумевает национальный язык так где же "Щира українська мова на вустах ваших"?.

Ишунина: Скажешь тоже. Язык конечно очень важен, но этнокультура корнями

Достает до славянского рода. А как известно им до сих пор нет перевода.

Муштей: История украинского этноса состоит из двух частей: истории

Накопления фактов в определенной области знания и истории осмысления и обобщения фактологического материала. Корни украинского этноса уходит в глубокую древность.

Ерошкина: Немало сведений о народной жизни, бы, обычаи содержатся в

Древнерусских летописях, украинском летописании XIV - XVII веков. Казацких летописях XVII - XVIII веков. В путевых записках иностранных дипломатов, купцов, путешественников, которые в разное время посещали Украину. Важная этнографическая информация зафиксирована, в частности, в дневниках австрийского дипломата Эриха Лясоты, Арабского путешественника Павла Алеппского. Путешественника Ульриха Вердума. В " Описании Украины " французского военного инженера Гийома де Боплана, в произведениях древних украинских и польских писателей, в различных грамотах, документах правового характера.

Москаленко: Умница ты моя, получи оценку пять. Но какое отношение это имеет

К нам, ведь мы дети не этнокультуры, мы дети современных, модных стереотипов.

Карпа: В этом ты абсолютно прав. Но это обидно вдвойне, ведь тогда...

(звучит музыка, песня про современность ВИА - ГРА "Типодруженько моя")

1 куплет:

Посмотрите все вокруг, вы увидите там вдруг,

Молодежь что разучилась жить.

В интернете все сидят, паблики друг - друга чтят,

И не знают красоту души.

Так случилось,

Все забылось,

Вся культура - разделилась.

Припев:

Ой, говорили наши предки,

Этнос сила всех времен.

Ой, говорили наши предки,

Чтите честно все его.

Ой, говорили наши предки,

Украина наша мать.

Ой, говорили наши предки.

Её надо прославлять.

(смена музыки, смена позиций, продолжение разговора команды про современные достижения Петриковской росписи)

Талаверов: Ой, да ладно вам девчата, хватит тут уж говорить, что забыто,

То забыто, значит помнить не должны.

Мизюк: Ты уверен в этом парень, что ж боюсь я огорчу, нашлись люди, что

Все помнят, и это дало свою новую струю.

Шикула: Она - развивалась в виде настенной живописи, в виде декора

Предметов, декора дерева, росписи фарфора, технологии росписи стекла. У нее есть характерный растительный цветочный орнамент, продолжающий традиции украинского барокко. Разнообразие колористических и композиционных решений, применяемых материалов и техник.

Руднева: В современном мире она так же нашла свое применение - мастера

Расписывают рушники и блузы из ткани, кошельки из кожи, используют роспись в бодиарте.

Абрамова: Может быть выполнена цветными глинами, растительными

Красителями, анилиновыми, маслянными, акварельными, акриловыми красками, темперами, гуашью, с добавлением яичного желтка, молока, спирта, самодельными и фабричными кисточками.

Ишунина: А также пальцами, пипетками, камышовыми палочками, на светлом,

Цветном или черном фоне, часто у каждого мастера собственный подчерк, подход к стилизации, своя трактовка традиционных элементов росписи.

Муштей: Петриковская роспись - Днепропетровский бренд, ее оценили 600

Экспертов из 95 стран мира, входящих в состав комитета ЮНЕСКО и присвоили ей статус мирового нематериального культурного наследия на сессии в Баку.

Ерошкина: За звание этого почетного статуса боролись 780 культурных

Ценностей из 116 стран мира. А "Петриковка" обошла даже аргентинское танго и стала первым в истории нашей страны культурным наследием, завоевавшим подобный статус!

Кильчинский: Вот это да, вот это удивили, да более 100 лет никто не помнил и не

Знал, а теперь свой Бренд в Европе - вот это полный авангард. И вы поэтому книгу культурного наследия читаете? Подробности истории изучаете?

Карпа: Нет, не только поэтому, отчасти, мы хотим узнать, что еще подарили

Нам славяне, про что мы так бесстыдно позабывали.

Пайос: Что там пишут? Ану, дайка сюда. Так вот сейчас, раздел 14

Художественные ремесла и промыслы. Ох уж и интересно почитать.

Карпа: Да уж, вам бы не помешало, вот я пока все не прочитала, сути не

Узнала, а теперь словно сама все это создавала. Ух ты. Неужели.

Пайос: Оксана все ли хорошо? Что - то ты побледнела али ничего?

Карпа: Да я вот тут подумала, а почему бы нам, не ворваться со своей идей в

Эксперимент, как вам?

Ерошкина: Ты думаешь, а почему б и нет...ой правда, вот это инцидент.

(звучит музыка, песня про проект "Этнос - культура вечности")

1 куплет:

Ах разве виноваты мы, что чтим традиции дедов,

Что вспоминаем сегодня мы, про этнос - историю веков.

И хоть преподают его в школах - где есть живопись,

А все же популярности - нет никакой.

Мы вам хотели предложить, наш новый соц проект,

Чтоб популярность и престиж, поднять до уровня небес.

Керамику, вышивку, соломку и пысанку,

Культурное наследие - презентовать.

Припев:

Мы вам презентуем, мы вам презентуем сейчас,

Ярмарку века даже, даже в наш час.

Вы только посмотрите, только посмотрите вокруг,

Поднять этнокультуру сейчас, сможем вместе наш друг.

(звучит музыка, смена картинки, речь про суть проекта)

Карпа: Актуализируя внимание на том, что в январе 2013 года

Министерство культуры Украины, соответствующим приказом ведомства определило первые объекты нематериального культурного наследия Украины в котором указаны 3 из 5 предлагаемых нами декоративных направлений.

Москаленко: Косивская керамика как традиционное ремесло Карпатского региона

XVI-XXI столетия. Кролевецкие тканые полотенца - использование традиционной техники перебора с ремизно - челночным ткачеством, сочетание красно-белых цветов, орнаментика. Писанкарство - ареал распространения - вся территория Украины.

Мизюк: Цель проекта: преодоление проблемы затухания, увядания, забытья,

Непопулярности этнокультурного направления декоративно - прикладного искусства среди молодежи и подростков города. Путем пиара, пропаганды, собственного примера, благотворительных акций, мастер - классов, ярмарки - презентации работ.

Талаверов: Задачи проекта: КВУЗ "Центр детского и юношеского творчества"

ДГС уже второй год включен в Всеукраинскую государственную

Программу "Этнокультурное воспитание учащихся средством

Декоративно прикладного искусства в условиях внешкольного

Учебного заведения".

Шикула: На втором этапе реализации проекта мы презентуем сотрудничество

Мастеров - декорщиков с лидерами ученического самоуправления.

Кильчинский: На протяжении 2013 - 2014 года в рамках еще одного проекта, у нас

Прошли мастер - классы по "Петриковской росписи", "Вышивке", "Аппликации соломкой", "Писанке", "Керамике".

Руднева: Было создано огромное количество работ, которые вы можете

Наблюдать сейчас на наших стендах. Итогам этого труда станет ярмарка - презентация в чудесный летний день 1 июня - день защиты детей.

Абрамова: Фракция лидеров Самарского районного Парламента детей и

Юношества 2012 - 2015 учебного года на центральной площади ж/м Приднепровск, возле Дворца культуры проведет ярмарку - презентацию возможностей декоративно прикладного искусства в современном обществе среди старшеклассников Самарского района.

Пайос: Мастер - классы, семинары, секции, театральные миниатюры - все,

Чтобы возродить былую славу этнокультуры.

Ишунина: Финансирование - минимальное. Столы и стулья для размещения

Изделий, материалы для изготовления робот и проведения мастер - классов, стенды с презентационными достижениями, вода, для утоление летней жажды, и легкий фуршет для бодрствованья.

Муштей: Время проведения ярмарки неограниченно. Это творческое

Мероприятие поможет не только возродить этнокультуру в Украине, а так же даст возможность современному поколению больше общаться вне виртуальной реальности. Так как, одним из условий проведение ярмарки будут стенды с декоративно - прикладным искусством от школ Самарского района изготовленные совместно с руководителями коллективов Центра детского и юношеского творчества.

Ерошкина: Кто - то скажет что это не реально, но мы по опыту знаем - человек

Может все. В декабре этого года проведя Бал - лидеров, мы в этом убедились. Ведь участие приняли все школы Самарского района - 20 танцующих пар - 40 лидеров, 20, презентующих школьные достижения, пар - 40 талантов + 3 танцевальных коллектива, родители, учителя, гости, руководство района - 183 человека из которых 134 - лидеры, представители школ.

Карпа: Возрождение этнокультурного воспитания средством декоративно -

Прикладного искусства сейчас есть сферой политического направления в стране, это важный аспект становления гражданского общества, процессов глобализации, уверенный шаг в Европейскую интеграцию.

Москоленко: Процесс транс национализации культур вызывает анти действие

Глобализации как необходимости доказывать уникальность нашей культуры, основываясь на национальных традициях и ценностях. А их у нас достаточно, просто про них забыли, а как красиво, раньше было, рассмотрим наше культурное достояние поближе.

(звучит музыка, "Танец с рушныками")

(смена музыки, слова про Вытынанку и Вышивку)

Мизюк: Вышивка - феноменальное явление в художественном творчестве

Украинского народа. Ее истоки уходят в глубину веков.

Талаверов: Традиционная вышивка - она выстояла под давлением

Искусственных псевдонародных образцов чуждого ей назначения, но не смогла выдержать прессинга рынка.

Шикула: Традиции вытынання на территории Украины находят отражение в

Трипольской керамике. Встречаются вытынанки в артефактах кочевых народов Алтая, на севере Европы, Балканах и у славян.

Кильчинский: Украинские народные бумажные вытынанки, как украшения

Сельских домов, появляются в середине XIX века, но в конце того же столетия они так же не выдерживают конкуренции рынка.

(звучит музыка "Танец с арками")

(смена музыки, слова про Соломку, Писанку, Керамику)

Руднева: Тысячелетиями гончарство было вспомогательным занятием.

Отделившись от земледелия, оно оказало большое влияние на общественный прогресс. Постепенно гончарство создавало солидный пласт народной культуры.

Абрамова: Гончарное производство в Украине никогда не прекращалось, хотя в

Разные исторические периоды его роль в обеспечении благосостояния семьи мастера была разной. Технический прогресс, привел к тому, что в последние десятилетия такие изделия практически вытеснились из повседневного употребления.

Пайос: К древним видам народного творчества относится плетение из

Различных растительных материалов - лозы, рогоза, соломы, корней.

Ишунина: Большинство из этих изделий имели эстетический вид, их

Декоративизм был предопределен не столько материалом, технологией выполнения, сколько принесением неповторимого творческого начала их исполнителями.

Муштей: В настоящее время ассортимент таких изделий сокращается. Даже

Писанки, не используют для декорирования домашнего уюта. В давние времена в Светлое Воскресенье, на заре, девушка, что на выданье, с писанкой в руке отправлялась в сад, к яблоньке, встречать утреннюю зарю. А что сейчас? Исключительно презентовать на выставке работу свою?

(звучит музыка "Танец с коромыслами" - финальный)

(после танца смена музыки выходит команда)

Ерошкина: Социальный опрос среди учащихся школ Самарского района

Показал, что 70 % детей в возрасте от 5 до 9 лет посещают кружки декоративно - прикладного искусства, в возрасте от 9 до 12 лет - 48 %, в возрасте от 12 до 17 лет - 19 %. Посмотрите на диаграмму, во это действительно большая разница. Но самое интересное ведь не это. На вопрос, к ребятам в возрастной категории от 12 до 17 лет "Посещают ли они кружки по декоративно прикладному искусству"? - 81 % ответил - "Нет, но в детстве ходили". На вопрос "Почему не ходите - потому что это не модно".

Карпа: После того как Петриковская роспись стала наследием ЮНЕСКО,

Заинтересованность в ней выросла на 37 %.

Москаленко: А вам не надоело жить модой стереотипов?

Мизюк: Деградировать подобно молодежи запада?

Талаверов: Ведь наш народ в веках славился.

(звучит музыка "Ой, не зоря" вынос коловорота, танец + танцующие девушки)

Нагладзе: Как это не удивительно может показаться иному украинцу,

Пораженному заразным вирусом невежества, до безобразия пресмыкающемуся перед всем иностранным, знак солнцеворота, Коловрата, Коловорота (на санскрите свастика), является древнейшим знаком Славянского (украинского и русского) народа.

Голубок: Это один из знаков Сварога, бога-творца, бога мудрости. Знак

Сварога есть знак мудрости и высшей справедливости, знак Прави.

Но никто не помнит об этом и не знает, коловорот - мир дому

Каждому принесет, если у него попросить желания он может в жизнь

Воплотить.

Шикула: Направлять старание юнцов, разрушать сомнения отцов, быть среди

Больших и важных дел.

Кильчинский: Всех вокруг себя объединить и не потерять стремлений нить...

Руднева: Вот достойно лидеру задел.

Абрамова: Лидер - парус поймавший ветер...

Пайос: Сердцем открытым встретит...

Ишунина: Будущие человека.

Муштей: Лидер - флагман достойной жизни...

Ерошкина: Главный герой отчизны...

ВСЕ: Лидер ХХІ века.

(звучит музыка - финальная песня "Украина")

1 куплет:

Выросли мы все на Украине,

Наша культура известна давно.

Целые столетья формировалась,

Страну нашу всегда прославляла.

Самара проект свой презентовала,

Для "Евиввы" пути отыскала,

Парламент наш - вам говорит,

Этнос страны нельзя позабыть.

Припев:

Это этнос наш, это наша гордость,

Тут наша любвь, наш народный голос.

Это ведь душа, в ней мечты едины,

Верим все возможно на "Евивве".

КОНЕЦ