Использование дидактической игры «Терминологическое лото» на уроках Мировой художественной культуры для активизации познавательной деятельности учащихся
Использование дидактической игры «Терминологическое лото» на уроках Мировой художественной культуры для активизации познавательной деятельности учащихся.
Орлова Светлана Александровна
Учитель МХК, русского языка и литературы
МАОУ Домодедовской СОШ №2
Сегодня предмет «Мировая художественная культура» занимает немаловажное место в школьной системе образования. Работая в рамках программы предмета, учащиеся, особенно старшеклассники, систематизируют и обобщают знания, которые они получили на уроках искусства, литературы, рисования, музыки в основной школе. На мой взгляд, «Мировая художественная культура» не только помогает понять богатство культурного наследия разных стран и эпох, но и позволяет определить место культуры родной страны в контексте мировой художественной культуры. Уроки МХК позволяют современному образованию осуществлять одну из главных задач - научить выпускника:
• высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте искусства в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального, поэтического и художественного искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;
• структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки, живописи, архитектуры и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников.
Ни для кого не секрет, что сегодняшние выпускники «мало» читают художественную литературу и интересуются достижениями в области искусства, как прошлого, так и современности. Работая в 10 классе по авторской программе Л. Г.Емохоновой «Мировая художественная культура», я столкнулась с тем, что учащиеся, изучая памятники Древнего мира, Средних веков, Ренессанса и Нового времени, с трудом ориентируются в терминологии. Особенно трудно даются ученикам архитектурные термины и понятия, без осознания которых просто невозможно понять мировоззренческие особенности и художественные идеи времени. Непонимание приводит к потере интереса к предмету вообще, познавательная активность самого учащегося исчезает и ее становится трудно пробудить даже таким активизирующим методом, как проектная деятельность.
Исследования в области педагогики и психологии свидетельствуют, что при лекционной подаче материала усваивается не более 20-30% информации, при самостоятельной работе с литературой – до 50%, при проговаривании – до 70%, а при личном участии в изучаемой деятельности – до 90%, поэтому усвоение учебного материала должно обеспечивать постоянное активное участие в образовательном процессе самих обучающихся.
На сегодняшний день существуют различные подходы к классификации методов и форм активного обучения. Многие исследователи используют классификацию по характеру учебно-познавательной деятельности, согласно которой методы и формы активного обучения подразделяют на: неимитационные и имитационные. К неимитационным относят нетрадиционные формы проведения лекций, семинары, дискуссии, а имитационные подразделяют на игровые и неигровые. К неигровым относят анализ конкретных ситуаций, действия по инструкции, разборы литературных источников разных стилей, в том числе и делового и т. д. Игровые методы подразделяют на: дидактические или учебные игры, игровые ситуации и игровые приемы, тренинги, деловые игры. Это неполный перечень методов и форм активизации познавательной деятельности учащихся, которые может использовать в своей работе каждый педагог.
Дидактические игры— это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из Методов активного обучения
Дидактическая игра— это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра — это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.
Остановлюсь на дидактической игре «Терминологическое лото», которая помогла моим ученикам усвоить сложную терминологию, необходимую для понимания художественные идеи Средневековья.
Так как передо мной стояла задача активизировать познавательную деятельность самих учащихся, то дидактическую игру я разделила на два этапа:
1 Этап. Отбор терминов для игры и подготовка карт лото.
На этом этапе совместно с учащимися отбираем термины, трудные для запоминания, выясняем причины возникающих трудностей, формируем терминологичекие карты лото, карту - схему, на которой отображаем изучаемые термины наглядно, т. е. рисуем, то, что можно нарисовать, находим необходимые иллюстрации, вырезаем и наклеиваем на карту-схему, то, что нарисовать не можем. Подробная карта-схема вывешивается на доске на каждом уроке, всегда перед глазами и к ней можно обратиться в любой момент.
2 Этап. Игра в Терминологическое лото.
На каждом уроке отводится 10 минут на игру, во время которой ученики могут играть в парах и группами, могут работать с картами лото самостоятельно для самопроверки.
Карты лото изготавливаются на бумаге формата А 4, ячейки делаются одинаковыми по размеру, одна из карт разрезается на прямоугольники, а вторая остается целой, причем, разрезать можно любую карту и с терминами и с определениями. Технология игры, думаю, понятна: один учащийся называет термин или определение, а другой, приводит соответствующее определение или термин. В такое лото мы играем на каждом уроке и запоминание сложных терминов проходит гораздо легче, а когда учащиеся понимают, о чем говорит учитель в лекции по архитектуре любой эпохи, тогда и усвоение материала происходит гораздо успешнее. Кроме того, контролировать усвоение терминов можно и обыкновенным терминологически диктантом и с помощью теста.
Приведу пример одного вида терминологической карты:
Алтарь |
Архитрав |
|
Волюта |
Портик |
Рельеф |
Стереобат |
Фриз |
Целла |
Портал |
Притвор |
Тимпан |
Ордер |
Нервюра |
Нартекс |
Место для жертвоприношений, а также вся восточная часть храма |
Нижняя балка их трех горизонтальных частей антаблемента |
|
Архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка, составная часть ионической и коринфской капителей. |
Галерея на колоннах или столбах, обычно перед входом в здание. |
Вид скульптуры, в которой изображение является выпуклым или углубленным по отношению к плоскости фона |
Ступенчатое основание колоннады античного храма. |
Средняя часть антаблемента (заполняется рельефом) |
Главное помещение античного храма, где находится скульптурное изображение божества |
Архитектурно оформленный вход в здание |
Помещение с западной стороны христианского храма, предназначенное для лиц, не имевших право входить в храм. |
Плоскость стены над дверью или окном, обрамленная аркой. |
Определенное сочетание несущих (стереобат, колонна) и несомых (антаблемент, фронтон) частей здания. |
В готическом храме стрельчатая арка из тесаных камней, укрепляющая ребра здания. |
Помещение с западной стороны христианского храма, предназначенное для лиц, не имевших право входить в храм (то же самое, что и притвор) |
Подобные терминологические карты лото мы с десятиклассниками сделали по всем основным темам курса «Мировая художественная культура» за 10 класс и планируем продолжить в следующем году. Этот прием я использую и на других уроках, например, изучая тему «Синонимы», «Антонимы» и др. на уроках русского языка.
Конечно, данная игровая методика не является ведущей, а лишь помогает учиться, делая процесс обучения для учащихся увлекательным и ярким.
Маркова А. К. Формирование интереса к учению у школьников. —М., 1986.
Шамова Т. И. Активизация учения школьников. - М.,1982
Смолкин, А. М. Методы активного обучения / А. М. Смолкин. – М., 1991.
Учебное издание Серия «Стандарты второго поколения» Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения, Основная школа.-М, Открытое акционерное общество «Издательство «Просвещение»., 2015.
wiki
Погребная, Е. Н. Психолого-педагогические основы активных методов обучения // tnaia. narod. ru/sk/
Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура. Учебник для 10 класса/ Л. Г.Емохонова. М., Академия., 2015.