ЕГЭ как итоговая форма контроля по ИЯ. Структура экзаменационной работы. Типы заданий. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

22. ЕГЭ как итоговая форма контроля по ИЯ. Структура экзаменационной работы. Типы заданий. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.

Едииный государственный экзаамен (ЕГЭ) — централизованно проводимый в Российской Федерации экзамен в средних учебных заведениях — школах и лицеях. Служит одновременно выпускным экзаменом из школы и вступительным экзаменом в вузы и ссузы. При проведении экзамена на всей территории России применяются однотипные задания и единые методы оценки качества выполнения работ. После сдачи экзамена всем участникам выдаются свидетельства о результатах ЕГЭ, где указаны полученные баллы по предметам. С 2009 года ЕГЭ является единственной формой выпускных экзаменов в школе и основной формой вступительных экзаменов в вузы, при этом есть возможность повторной сдачи ЕГЭ в последующие годы.

Цели введения ЕГЭ:

  • получение объективной картины качества образования в системе среднего (полного) общего образования, объективной оценки освоения государственного образовательного стандарта выпускниками школы, в том числе - для использования при аттестации образовательных учреждений
  • повышение мобильности абитуриентов, поступающих в вузы, особенно для лиц, проживающих в территориально отдаленной от вузовских центров местности
  • уменьшение психологических нагрузок выпускников школ при переходе из школы в вуз; уменьшение субъективизма при зачислении абитуриентов в вуз; уменьшение расходов родителей абитуриентов на преодоление барьера школа - вуз

Введение ЕГЭ: Впервые эксперимент по введению ЕГЭ был проведён в 2001 в республиках Чувашия, Марий Эл, Якутия, а так же в Самарской и Ростовской областях по восьми учебным дисциплинам. В 2002 году эксперимент по введению единого государственного экзамена прошел в 16 регионах страны. В 2006 ЕГЭ уже сдавали около 950 тысяч школьников в 79 регионах России.

Структура и содержание заданий ЕГЭ

Задания ЕГЭ именуются контрольно-измерительными материалами (КИМами), которые разрабатываются Федеральным институтом педагогических измерений.

Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения выпускниками Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования

Содержание КИМов регламентируется тремя документами, утверждаемыми Рособрнадзором осенью: кодификатором элементов содержания КИМов, спецификацией экзамена и демоверсией экзамена. Таким образом, примерная структура, форма и содержание КИМов заранее определены и не могут быть изменены произвольным образом.

Бланки: В бланк ответов № 1 вносятся ответы на задания блоков A и B; Для развёрнутых ответов на задания блока C используется бланк ответов № 2; при нехватке места экзаменуемым выдается дополнительный бланк ответов № 2

Содержание:

Экзаменационная работа включает разделы «Аудирование», «Чтение», «Грамматика и лексика» и «Письмо». В аудировании и чтении проверяется сформированность умений понимания как основного содержания письменных и звучащих текстов, так и полного понимания соответствующих текстов. Кроме того, в чтении проверяется понимание структурно-смысловых связей текста, а в аудировании – понимание в прослушиваемом тексте запрашиваемой информации или определение в нем ее отсутствия. В разделе «Грамматика и лексика» проверяются умения применять соответствующие лексико-грамматические знания в работе с иноязычными текстами. В разделе «Письмо» контролируются умения создания различных типов письменных текстов.

Для дифференциации экзаменуемых по уровням владения иностранным языком во все разделы включаются наряду с заданиями базового уровня задания более высоких уровней сложности. Уровень сложности заданий определяется уровнями сложности языкового материала и проверяемых умений, а также типом задания.

Базовый, повышенный и высокий уровни сложности заданий ЕГЭ соотносятся с уровнями владения иностранными языками, определенными в документах Совета Европы1 следующим образом: Базовый уровень – A2+ Повышенный уровень – В1 Высокий уровень – В2

Структура:

Экзаменационная работа по немецкому языку состоит из четырёх разделов, включающих 46 заданий.

Раздел 1 (Аудирование) включает 15 заданий, из которых первое – на установление соответствия и 14 заданий с выбором одного правильного ответа из трёх предложенных. Рекомендуемое время на выполнение Раздела 1 – 30 минут.

Раздел 2 (Чтение) включает 9 заданий, из которых 2 задания на установление соответствия и 7 заданий с выбором одного правильного ответа из четырёх предложенных. Рекомендуемое время на выполнение Раздела 2 – 30 минут.

Раздел 3 (Грамматика и лексика) включает 20 заданий, из которых 13 заданий с кратким ответом и 7 заданий с выбором одного правильного ответа из четырёх предложенных. При выполнении заданий с кратким ответом вы должны самостоятельно записать ответ в соответствующем месте работы. Рекомендуемое время на выполнение Раздела 3 – 40 минут.

По окончании выполнения заданий каждого из этих разделов не забывайте переносить свои ответы в Бланк ответов № 1.

Раздел 4 (Письмо) состоит из двух заданий и представляет собой небольшую письменную работу (написание личного письма и письменного высказывания с элементами рассуждения). Рекомендуемое время на выполнение этого раздела работы – 60 минут. Черновые пометки делаются прямо на листе с заданиями (они не оцениваются), и только полный вариант ответа заносится в Бланк ответов № 2.

Общее время проведения экзамена – 160 минут.

Таким образом, в работу по иностранному языку включены задания с выбором ответа из 3-х или 4-х предложенных (репродуктивно-продуктивные), задания открытого типа с кратким ответом, в том числе задания на установление соответствия, и задания открытого типа с развернутым ответом (продуктивные).

Система оценивания:

За верное выполнение каждого задания с выбором ответа и с кратким ответом ученик получает 1 балл. За неверный ответ или отсутствие ответа выставляется 0 баллов.

Уровень сформированности комплекса продуктивных речевых умений и навыков выпускников определяется экспертами, прошедшими специальную подготовку для проверки заданий ЕГЭ 2009 года.

Особенностью оценивания заданий С1–С2 является то, что при получении экзаменуемым 0 баллов по критерию «Содержание» все задание оценивается в 0 баллов.

При оценивании заданий раздела «Письмо» (С1–С2) следует учитывать объем письменного текста, выраженный в количестве слов. Требуемый объем для личного письма С1 – 100-140 слов; для развернутого письменного высказывания С2 – 200-250 слов. Допустимое отклонение от заданного объема составляет 10%. Если в выполненном задании С1 менее 90 слов или в задании С2 менее 180 слов, то задание проверке не подлежит и оценивается в 0 баллов. При превышении объема более чем на 10%, т.е. если в выполненном задании С1 более 154 слов или в задании С2 более 275 слов, проверке подлежит только та часть работы, которая соответствует требуемому объему. Таким образом, при проверке задания С1 отсчитываются от начала работы 140 слов, задания С2 – 250 слов и оценивается только эта часть работы.

За верное выполнение всех заданий экзаменационной работы можно максимально получить 80 первичных баллов. Баллы, которые фиксируются в свидетельстве о результатах ЕГЭ для поступления в ссузы и вузы, подсчитываются по 100-балльной шкале на основе анализа результатов выполнения всех заданий работы.

В свидетельство выставляются результаты ЕГЭ по иностранному языку при условии, если выпускник набрал количество баллов не ниже минимального.

Оценки рассчитываются в три этапа.

  1. Первый этап - расчет первичных баллов: в разделах Аудирование, Чтение и Лексика и грамматика учащийся получает по одному баллу за каждый правильный ответ. Для оценивания результатов выполнения заданий разделов Говорение и Письмо экзаменаторы пользуются единой шкалой оценивания и дополнительными схемами для каждого конкретного задания.
  2. Затем производится статистический анализ результатов экзамена, на основе которого определяется оценка каждого учащегося относительно общих результатов.

Так, согласно статистике утверждаются границы:

Например, оценка "два" - 0-33 балла, оценка "три" - от 34 до 61 балла, оценка "четыре" – от 62 до 88 баллов, оценка "пять" - от 89 баллов.

  1. Третий этап - это расчет балла свидетельства на основе весовых категорий каждого раздела экзамена. Наиболее весомая часть экзамена - это Говорение (30%). Затем по степени значимости следуют Чтение и Аудирование (по 20 %). Ну а раздел Лексика и грамматика составляет всего 15 %. Письмо также составляет 15%.

Апелляции по результатам ЕГЭ

После получения результатов ЕГЭ, участник ЕГЭ может подать апелляцию в конфликтную комиссию субъекта РФ для пересмотра результатов проверки работы. При этом формальная подача апелляции является единственной возможностью для участника экзамена ознакомиться со своей работой после её проверки. Апелляция рассматривается только в двух случаях:

1.В случае несогласия участника экзамена с распознаванием ответов в заданиях частей А и B, то есть тех заданий, по которым проводится компьютерная проверка.

2.В случае несогласия участника экзамена с результатами проверки части С экспертами.

Изменения в КИМ 2010 г. по сравнению с 2009 г.

В КИМ ЕГЭ 2010 остается один тип задания С2 (письменное высказывание с элементами рассуждения по предложенной проблеме), а именно «Ваше мнение». В разделе «Грамматика и лексика» для заданий В4–В11 могут использоваться два небольших связных текста вместо одного, как это было ранее.

Полемика вокруг ЕГЭ

Доводы в пользу ЕГЭ

  • ЕГЭ помогает избежать коррупции и блата при поступлении в ВУЗы (ХАХА)
  • ЕГЭ, как утверждается, оценивает знания и способности ученика более объективно, чем традиционные виды экзаменов.
  • ЕГЭ стимулирует подготовку учеников к экзамену, в том числе и самостоятельную.
  • ЕГЭ позволяет сравнивать качество образования в разных школах и регионах.
  • ЕГЭ позволяет выпускникам поступать в вузы, находящиеся на значительном расстоянии от места их проживания, не тратясь на дорогу, а всего лишь отправив сведения о сдаче ЕГЭ по почте. Облегчается подача документов сразу в несколько вузов, без необходимости сдавать в каждом из них экзамены.
  • ЕГЭ позволяет выявлять достойных абитуриентов в провинции, которые ранее не имели возможности сдавать вступительные экзамены в крупных городах.
  • Проверка результата частично компьютеризирована, что позволяет сэкономить время и деньги, так как не надо тратиться на услуги наёмных проверяющих.
  • Повышение требований на ЕГЭ, как утверждается, ведёт к повышению качества образования, квалификации учителей и качества учебной литературы
  • ЕГЭ похож на системы выпускных экзаменов в развитых странах (США, Израиль и другие), что со временем может привести к признанию российских школьных аттестатов в других странах (БРЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕД)
  • ЕГЭ оценивается по более широкой шкале баллов (100), нежели стандартные экзамены (фактически 4), что делает возможным выявлять лучших из лучших.

Доводы против ЕГЭ

  • Контрольно-измерительные материалы не привычны для российской системы образования.
  • Выбор одного варианта из нескольких не всегда показывает реальных знаний учащегося, так как часть ответов может быть выбрана случайно. Тестовая форма главным образом показывает качество выученного материала и плохо пригодна для оценки компетентности или способности к творческому подходу.
  • Содержатся некорректно поставленные задания и спорные варианты ответов.
  • ЕГЭ не помогает полностью избежать коррупции.
  • Нельзя одним контрольно-измерительным материалом качественно проверить уровень подготовленности слабо и хорошо подготовленных выпускников школ.
  • Не учитывается специализация школы: ученики как школ с гуманитарным, так и с естественнонаучным уклоном сдают один и тот же вариант обязательного выпускного экзамена.
  • ЕГЭ приводит к новому виду репетиторства, связанного с повышением уровня знаний в спецификациях ЕГЭ.
  • Большинство учителей средних школ не могут обеспечить подготовку учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике, кроме того много действующей учебной литературы по информатике не соответствует требованиям и содержанию ЕГЭ.
  • При компьютеризированной проверке частей А и В возможны ошибки распознавания ответов ученика, которые засчитываются как неправильные ответы.

ЕГЭ как итоговая форма контроля по ИЯ. Структура экзаменационной работы. Типы заданий. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом