АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Лекция 9. АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО

В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.

План

  1. Понятие и принципы административно-территориального устройства Республики Беларусь.
    1. Виды административно-территориальных единиц в Республике Беларусь.
    2. Порядок решения вопросов административно-территориального устройства в Республике Беларусь.

1. Понятие и принципы административно-территориального устройства Республики Беларусь

Административно-территориальное устройство Республики Беларусь регулируется Конституцией Республики Беларусь (ст. 9), Законом от 5 мая 1998 г. №154-3 «Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь» с изменениями и дополнениями (далее — Закон об административно-территориальном делении).

Административно-территориальное деление Республики Беларусь — это деление территории Республики Беларусь на определенные части в целях эффективной организации государственного управления и местного самоуправления, обеспечения законности и правопорядка, реализации прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь.

Принципы административно-территориального устройства в Республике Беларусь:

- единство и неотчуждаемость территории Республики Беларусь как естественного условия существования и пространственного предела самоопределения народа, основы его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь;

— сочетание общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории;

— сочетание единой государственной власти Республики Беларусь, осуществление которой основано на принципе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную, с местным самоуправлением;

— осуществление местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами своих полномочий в пределах границ соответствующих административно-территориальных единиц;

— равномерность, сбалансированность и комплексность развития административно-территориальных единиц, взаимосвязь административно-территориального устройства и социально-экономического районирования;

— включение в состав территорий более крупных административно-территориальных единиц территорий менее крупных административно-территориальных единиц;

— примерное равенство размеров территории и численности населения административно-территориальных единиц одного вида;

— многообразие правовых статусов административно-территориальных и территориальных единиц в соответствии с их назначением, местными особенностями, уровнем социально-экономического развития и другими факторами;

— гласность и учет общественного мнения при решении вопросов административно-территориального устройства.

2. 2. Виды административно-территориальных единиц в Республике Беларусь

Административно-территориальными единицами Республики Беларусь являются территории, в пространственных пределах которых в порядке, предусмотренном законодательством, создаются и действуют местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы.

К административно-территориальным единицам в Республике Беларусь относятся области, районы, сельсоветы, а также города и поселки городского типа, в которых созданы местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы.

Территориальными единицами Республики Беларусь являются населенные пункты, в которых не создаются местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, а также территории специального режима использования (заповедники, национальные парки. заказники, территории памятников приросты, территории недвижимых материальных историко-культурных ценностей и зоны их охраны, территории оборонного назначения и другие).

Территория Республики Беларусь делится на территорию столицы Республики Беларусь и территории областей как административно-территориальных единиц. Территория области делится на территории районов и городов областного подчинения как административно-территориальных единиц. Территория района делится на территории сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, являющихся административно-территориальными единицами, а также поселков городского типа и городов районного подчинения, являющихся территориальными единицами. Территории населенных пунктов, не являющихся административно-территориальными единицами, входящие вместе с другими территориями в пространственные пределы сельсоветов, составляют их тер-риторию.

Населенный пункт — компактно заселенная часть территории Республики Беларусь, место постоянного жительства граждан, имеющая необходимые для обеспечения жизнедеятельности граждан жилые и иные здания и сооружения, собственное наименование и установленные в соответствующем порядке территориальные пределы.

К числу населенных пунктов относятся города, поселки городского типа и сельские населенные пункты.

Населенные пункты Республики Беларусь относятся к определенным категориям в зависимости от:

— численности проживающего населения;

— уровня развития и специализации производственной и социально-культурной инфраструктуры;

— государственных функций, осуществляемых на соответствующей территории.

В Республике Беларусь устанавливается три категории городов:

— город Минск — столица Республики Беларусь;

— города областного подчинения — населенные пункты с численностью населения не менее 50 тысяч человек, являющиеся административными и крупными экономическими и культурными центрами с развитой производственной и социальной инфраструктурой. В отдельных случаях к категории городов областного подчинения могу быть отнесены населенные пункты с численностью населения менее 50 тысяч человек, являющиеся административными и крупными экономическими и культурными центрами, имеющими важное промышленное, историческое значение, перспективы дальнейшего развития и роста численности населения;

— города районного подчинения — населенные пункты с численностью населения свыше 6 тысяч человек, имеющие промышленные организации, сеть организаций социально-культурного и бытового назначения, с перспективами дальнейшего развития и роста численности населения.

К категории поселков городского типа относятся:

— городские поселки — населенные пункты с численностью населения свыше 2 тысяч человек, имеющие промышленные и коммунальные организации, социально-культурные организации, организации торговли, общественного питания, бытового обслуживания;

— курортные поселки — населенные пункты с численностью населения не менее 2 тысяч человек, на территории которых расположены санатории, дома отдыха, пансионаты, другие оздоровительные организации, организации торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, культурно-просветительные организации;

— рабочие поселки— населенные пункты с численностью населения не менее 500 человек, расположенные при промышленных предприятиях, электростанциях, стройках, железнодорожных станциях и других объектах.

К категории сельских населенных пунктов относятся:

— агрогородки - благоустроенные населенные пункты, в которых создана производственная и социальная инфраструктура для обеспечения социальных стандартов проживающему в них населению и жителям прилегающих территорий;

— поселки, деревни — населенные пункты, в которых создана соответствующая производственная и социальная инфраструктура, не отнесенные к агрогородкам;

— все остальные населенные пункты (село, хутор и др.).

При нахождении агрогородка в пределах территории сельсовета его административный центр размещается в агрогородке. В случае нахождения на территории сельсовета двух и более агрогородков административный центр сельсовета размещается в одном из них в соответствии с решением районного Совета депутатов.

3. 3. Порядок решения вопросов административно-территориального устройства в Республике Беларусь

Президент РБ по предоставлению Совета Министров РБ и с учетом мнения местных Советов депутатов:

— образует и упраздняет области и районы, устанавливает и переносит их административные центры, устанавливает и изменяет границы города Минска, областей и районов;

— присваивает наименования (переименовывает) областям, районам, городам областного подчинения и их районам, а также районам города Минска;

— принимает решения по спорам между областными Советами депутатов, связанным с вопросами административно-территориального устройства;

— относит населенные пункты к категории городов областного подчинения, устанавливает и изменяет их границы, образует, изменяет и упраздняет районы в городах, устанавливает и изменяет их границы;

— относит города областного подчинения к категории городов районного подчинения;

— принимает решения о передаче поселков городского типа и сельских населенных пунктов в административное подчинение городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов города Минска и городов областного подчинения, а также об изменении их административного подчинения;

— объединяет с учетом мнения населения и с согласия местных Советов депутатов одноименные административно-территориальные единицы, имеющие общий административный центр, в одну. Порядок ликвидации (реорганизации) местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов соответствующих административно-территориальных единиц определяется Президентом Республики Беларусь (ст. 8 Закона «Об административно-территориальном делении»).

Совет Министров Республики Беларусь:

- представляет Президенту Республики Беларусь предложения по вопросам административно-территориального устройства для принятия соответствующих решений;

- устанавливает порядок учета и регистрации административно-территориальных и территориальных единиц Республики Беларусь;

- осуществляет контроль за учетом и регистрацией административно-территориальных и территориальных единиц;

- определяет порядок наименования и переименования организаций, железнодорожных станций, аэропортов и других объектов, расположенных на территории Республики Беларусь, а также физико-географических объектов, осуществляет контроль за его соблюдением;

- дает согласие районным Советам депутатов на преобразование в агрогородки иных сельских населенных пунктов;

- создает Топонимическую комиссию при Совете Министров Республики Беларусь, утверждает положение о ней и организует ее работу (ст. 9 Закона «Об административно-территориальном делении»).

Областные Советы депутатов с учетом мнения соответствующих нижестоящих Советов депутатов:

- вносят в Совет Министров предложения об установлении и изменении границ области, образовании и упразднении районов в области, установлении и изменении их границ, установлении и перенесении их административных центров, отнесении населенных пунктов к категории городов областного подчинения, образовании и упразднении районов в городах областного подчинения, установлении и изменении их границ, передаче поселков городского типа и сельских населенных пунктов в административное подчинение городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов городов областного подчинения об изменении их административного подчинения, о наименовании (переименовании) областей, районов, городов областного подчинения и их районов, установлении и изменении границ городов областного подчинения о преобразовании в агрогородки иных сельских населенных пунктов, а также по межобластным спорам, связанным с административно-территориальным устройством;

— по согласованию с Советом Министров относят населенные пункты к категории городов районного подчинения, если иное не предусмотрено Законом;

— относят населенные пункты к категории поселков городского типа;

— устанавливают и изменяют границы городов районного подчинения и поселков городского типа, решают вопросы о передаче поселков городского типа и сельских населенных пунктов в административное подчинение городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов городов районного подчинения;

— образуют, упраздняют и преобразуют сельсоветы, устанавливают и изменяют их границы, присваивают наименования (переименовывают) городам районного подчинения, поселкам городского типа, сельсоветам (ст. 10 За¬кона «Об административно-территориальном делении»).

Районные Советы депутатов:

— вносят в областные Советы депутатов предложения об установлении и изменении границ районов, городов районного подчинения, поселков городского типа и сельсоветов, отнесении населенных пунктов к категории городов районного подчинения, поселков городского типа, о наименовании (переименовании) городов районного подчинения, поселков городского типа, сельсоветов, передаче поселков городского типа и сельских населенных пунктов в административное подчинение городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов городов районного подчинения, о преобразовании в агрогородки иных сельских населенных пунктов;

— относят населенные пункты к категории сельских населенных пунктов;

— упраздняют и преобразуют сельские населенные пункты, присваивают им наименования (переименовывают), устанавливают и изменяют их границы. При этом преобразование в агрогородки иных сельских населенных пунк¬тов осуществляется по согласованию с Советом Министров Республики Беларусь;

— устанавливают и переносят административно-территориальные центры сельсоветов (ст. 11 Закона «Об административно-территориальном делении»).

Городские Советы депутатов:

— вносят в областные Советы депутатов предложения об отнесении населенных пунктов к категории городов областного подчинения;

— вносят в областные Советы депутатов, а Минский городской Совет депутатов — в Совет Министров Республики Беларусь предложения об установлении и изменении границ города, образовании и упразднении районов в городах, установлении и изменении их границ, передаче поселков городского типа, сельских населенных пунктов в административное подчинение городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, а также об изменении их административного подчинения (ст. 12).

Поселковые и сельские Советы депутатов вносят в районные Советы депутатов предложения об отнесении населенных пунктов к категориям городов районного подчинения, поселков городского типа и сельских населенных пунктов, о наименовании (переименовании) сельсоветов, сельских населенных пунктов, установлении и изменении их границ, установлении и переносе административных центров сельсоветов (ст. 13 Закона «Об административно-территориальном делении»).

Для рассмотрения вопросов административно-территориального устройства представляются следующие документы и материалы:

— решение соответствующих органов с обоснованием целесообразности вносимых предложений;

— экономическая характеристика, содержащая сведения об общей численности населения, проживающего на территории административно-территориальной единицы; перечень основных промышленных, строительных, транспортных, сельскохозяйственных и других организаций; сведения о коммунальном хозяйстве, жилищном фонде, социально-культурных организациях, организациях торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения; сведения о предполагаемом бюджете, размере территории административно-территориальной единицы с указанием основных землепользователей, о наличии ближайшей железнодорожной станции; предложения о наименовании административно-территориальной единицы; схематическая карта с предлагаемыми изменениями; расчет предполагаемых затрат; другие необходимые для рассмотрения вопроса сведения.

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ