Общение как основа коммуникативного образования. Коммуникативность обучения ИЯ как образовательная технология. Основные параметры коммуникативного образования
23. Общение как основа коммуникативного образования. Коммуникативность обучения ИЯ как образовательная технология. Основные параметры коммуникативного образования.
И. Л. Бим: коммуникативность «не сводима только к установлению с помощью речи социальных контактов, к овладению туристским языком. Это приобщение личности к духовным ценностям других народов - через личное общение и через чтение»
Общение это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния друг друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга.
Коммуникативная компетенция предполагает «владение лингвистической компетенцией, знание сведений о языке, наличие умений соотносить яз. средства с задачами и условиями общения, понимание отношений между коммуникантами. Для того, чтобы сформировать коммуникативную компетенцию необходимо: умение реализовать речевое намерение владение структурами на разных уровня языка и умение пользоваться ими в различных ситуациях общения. владение набором речеорганизующих формул, необходимых для начала, завершения, поддержания общения и т.д.
Базовый курс должен обеспечить разв-е у шк-ков ком. компетенции в нем.я., т.е. способность и готовность практически исп-ть приобретенные им навыки и умения, яз. и страноведческие знания, предусматривать приобщение шк-ков к культуре стран изуч-го я., а также обеспечивать разностор. развите личности шк-ка и лучшее осознание им св. собств. нац. культуры.
Методическим стандартом коммуникативного образования на сегодняшний день безусловно является коммуникативно-ориентированный метод обучения иностранным языкам (Бим. Е И. Пассов. J. С. Richards).
Анализ методических концепции показывает, что коммуникативно-ориентированное обучение представляет собой модель процесса общения, готовит учащихся к практическому общению на иностранном языке, делает главным усвоение определенного содержания общения, а вспомогательным - усвоение изолированных речевых структур.
Сущность любого метода обучения раскрывается в его принципах (Е.И. Пассов). Одним из
- Принцип ситуативности: упражнения для учащихся имеют ситуативную основу и усиливают мотивы школьников говорить, читать, слушать или писать на иностранном языке. Типичными становятся задания типа «Представьте себе», которые переносят учащихся в воображаемые ситуативные обстоятельства. Это позволяет им общаться «дома», в «магазине», на «почте», в «кассе железнодорожного вокзала», на «улице» и т. п.
- Принцип коллективного взаимодействия: школьники работают в парах, небольших подгруппах или целым классом, решая при этом общую, коллективную речемыслительную задачу; создание особых, доверительных отношений между учащимися, взаимную помощь и поддержку. Для его реализации важно формировать у школьников соответствующие коммуникативные и социально-психологические умения, важные для общения в различных обстоятельствах. Не только владение фразами и знание этикета, но и преодоление стеснительности, языкового барьера, умение выбрать тему для разговора, своевременно поменять направление беседы, предложить оригинальное решение, снять возникшее напряжение удачной шуткой все это необходимо для реализации принципа коллективного взаимодействия.
- Принцип жизненной ориентации обучения: выбор учебной тематики, приемов работы, характера заданий в соответствии с данным принципом отражает жизненный опыт учащихся. Наряду с традиционными тематическими направлениями «о себе», «о моем друге». «о любимом писателе» все большее место в учебных пособиях занимают учебные раз дели о том. как знакомиться с людьми, начать беседу, остановиться в гостинице, сделать покупки, поговорить по телефону, взять напрокат машину (пока это реальность зарубежного быта), обратиться к врачу, воспользоваться услугами, банка, устроиться на работу, пообедать в кафе, пригласить гостей, написать поздравительную открытку, деловую записку, письмо с жалобой или претензией и т. п. Учебные задания также имеют практическую направленность. Учащимся предлагается максимально полно понять содержание услышанного текста и в зависимости от маленькой детали содержания, которую легко пропустить, принять правильное решение. В другом задании школьники по содержанию прочитанного делают чертеж и затем сравнивают свои результаты. Такие умения могут пригодиться в практической деятельности.
- Принцип соответствия заданий речемыслительной деятельности. Данный принцип означает, что обучение практическому общению будет тем успешнее, чем полнее в учебном процессе воплотятся особенности речемыслителыюй деятельности школьников: задания на прогнозирование содержания по изображению или его фрагменту, по звуковому сопровождению без изображения, музыке и др. Это также полностью соответствует прогностической способности психики человека опережающе прогнозировать событие или содержание в процессе речемышления.
- Принцип вовлечения в речемыслительную деятельность. Реализация этого принципа во многом зависит от того, как предъявляется учебный материал. В современных пособиях все более типичным становится раздел "Lead-in", в который включаются вопросы для предварительного обсуждения проблемы, анкеты для подготовки к последующей дискуссии, небольшие образцы диалогов или полилогов для их последующего использования в расширенном ролевом общении и т. и. Иными словами, учащиеся вовлекаются в речемыслительную деятельность более активно, если этому способствует особый, градуированный характер заданий с постепенным нарастанием их речемыслительной сложности.
- Принцип личностно ориентированной самостоятельной работы значительно повышает ее эффективность, становится важным методическим ориентиром в работе учителя. Задании с учетом индивидуального жизненного опыта, интересов, потребностей, перспектив, а также индивидуально-психологических особенностей наиболее характерны для современной организации самостоятельного учебного труда.
- Принцип филологизации обучения иностранным языкам: лексические игры, систематизацию лексико-грамматического материала, работу с фразеологией. Тестовые задания также все чаще ориентируют учащихся на знание вокабуляра, фразовых глаголов, фразеологических оборотов, грамматических конструкций. Это позволяет формировать у обучаемых четкое представление о грамматической системе языка, что ни в коей мере не противоречит идеям коммуникативно-ориентированного метода, а также повышает образовательную ценность обучения и интерес к предмету
Принципы обучения реализуются в методических приемах.
- Прием ролевого общения: Учащиеся дошкольного и младшего школьного возраста разыгрывают роли сказочных и воображаемых персонажей, эти и более старшие школьники также принимают на себя роли персонажей из окружающего их быта, в более старшем возрасте говорят от имени исторических персонажей, знаменитых людей и т. п. Ролевое общение заметно повышает эффективность урока иностранного языка, однако оно не исчерпывает его возможностей. В ролевом общении всегда присутствует проблемность, которая в ряде случаев может стимулировать не ролевое, а дискуссионное общение.
- Прием дискуссионного общения означает вовлечение учащихся в проблемное обсуждение. На уроке перед учащимися ставится проблема, школьники знакомятся с различными путями ее решения, попутно усваивают соответствующий речевой материал, принимают участие в дискуссии и делают выводы. Для осуществления этой задачи меняется организация урока. Учащиеся работают в небольших подгруппах, знакомятся с разными подходами к решению проблемы, между ними возникает «информационное неравновесие», внимание переключается с языкового материала на речевое содержание. Таким образом, преобразуется деятельность учителя и учащихся.
- Приемы формирования ориентировочной способности учащихся на уроках иностранного языка становятся сегодня достаточно типичными в обучении. Без этой способности говорение остается формальным воспроизведением заученного и недостаточно содействует практическому овладению иностранным языком.
- Речевое общение по своей сущности есть взаимодействие участников при помощи речевых средств. Учебное общение на иностранном языке приближается по своим качествам к естественному, если осуществляется как речевое взаимодействие: Взаимные экспресс-опросы и интервью в учебной группе, обмен информацией, поиск своей пары, принятие групповых решений, координация совместных действии дискуссия что правилам» и др. позволяют научить школьников практически пользоваться иностранным языком. Без такого опыта учащихся урок иностранного языка становится значительно менее эффективным: приемы обучения речевому взаимодействию на иностранном языке являются весьма характерными на уроках, отвечающих требованиям сегодняшнего дня и современной методики.
В соответствии с принципом филологизации обучения на современных уроках иностранного языка уделяется больше внимании приемам систематизации языковых знаний. Эти приемы обучения предусматривают знакомство с речевыми образцами, наблюдение за языковым материалом в напечатанном или звучащем тексте, его систематизацию в соответствии с представлениями самих учащихся (по грамматическим признакам, значению, форме или про нахождению слов и т. п.), формулирование собственных выводов, знакомство с правилами, речевые действия «по правилам» (controlled practice) и языковое наблюдение за собственной речью.
Эффективность обучения иностранным языкам во многом определяется приемами, содержанием, количеством и интенсивностью самостоятельной работы в присутствии учителя или без него. Традиционно самостоятельная работа заключалась в том, чтобы выполнить упражнения домашнего задания из учебника.
В современных условиях самостоятельной работе придается повышенное значение. Появляется значительное количество книг, которые либо специально предназначены, либо могут быть использованы в качестве пособий для самостоятельной работы школьников по иностранному языку как на уроке, так и вне его. Грамматические справочники, словари, разговорники, книги для чтения, занимательные задания с кроссвордами, материалы для подготовки к экзаменам, задания в форме индивидуальных проектов и др. значительно разнообразят самостоятельную работу учащихся. В самостоятельной работе сохраняется значение ТСО как надежных тренажеров и богатых источников информации. Приемы индивидуализации, углубления и расширения содержательности, повышения интенсивности самостоятельной работы являются методически характерными и необходимыми. Они характеризуют современный уровень преподавания иностранных языков.
Общение как основа коммуникативного образования. Коммуникативность обучения ИЯ как образовательная технология. Основные параметры коммуникативного образования