Методика как учебная, научная и практическая дисциплина. Лингвистические, психологические и дидактические основы обучения ИЯ
1. Методика как учебная, научная и практическая дисциплина. Лингвистические, психологические и дидактические основы обучения ИЯ. Общая и частная методика.
Методика обучения иностранным языкам представляет собой относительно самостоятельную педагогическую науку, объектом которой являются закономерности процесса обучения учащихся коммуникативной деятельности на иностранном языке, а также особенности образования и воспитания всесторонне развитой личности средствами ИЯ. Она возникла на рубеже XIX-XX вв. и считалась стыковой наукой, т.к. опиралась на смежные с ней науки.
Л.В. Щерба утверждал, что методика не является самостоятельной наукой, а является прикладной лингвистикой. Считал возможным обучение ИЯ, исходя из анализа понятия язык в разных его аспектах. Однако методика рассматривается как раздел педагогики и дидактики и в 80-е годы она выделилась в отдельную область знаний, т.е. признается самостоятельной наукой, т.к. имеет свои определенные признаки:
- имеет свои концепции, т.е. теоретический фундамент + глубокое теоретическое обоснование получили следующие закономерности:
- применение системы упражнений;
- применение родного языка как одной из основ;
- интенсифицированная комплексная речевая деятельность.
- Объект и предмет исследования, располагает определенными методами исследования, оперирует определенными понятиями, имеет категориальный аппарат
- наличие экспериментальной базы (инструментария)
- наличие поля для проведения исследования (школы, образовательные учреждения).
Объект исследования методики: реализация процессов обучения ИЯ, суть которой сводится к передаче преподавателем учащимся знаний о языке и формирование у них умений и навыков пользования языком в процессе общения.
Предмет исследования: закономерности целостного процесса обучения ИЯ, научно-обоснованное проектирование целей, содержания форм, методов, средств, условий обучения.
Метод обобщенная модель реализации объединенных одной доминирующей идеей принципов обучения ИЯ, формированных в опред. историч. период применительно к конкретным социально-обусловленным целям и дачам, показывающим в каком направлении и как нужно идти к достижению опред. целей и задач (Бим).
Методика учебная дисциплина, которая дает теоретическую и практическую подготовку будущим преподавателям, в том числе по обучению ИЯ (реализация в форме лекций, семинарских и практических занятий, объем и содержание которых определяется соответствующими программами, в процессе педагогической практики)
Курс методики как учебной дисциплины при этом включает следующие разделы:
- Лингводидактические основы обучения (содержание методики как учебной дисциплины, ее связь с другими науками, методы исследования)
- Методические основы обучения языковым средствам общения (фонетическим, лексическим, грамматическим, стилистическим, лингвострановедческим)
В общем и целом курс методики преподавания ИЯ как учебной дисциплины призван обеспечить формирование у будущих педагогов профессиональной компетенции (способности к обучению языку в результате знакомства с методами и приемами его преподавания) и коммуникативной компетенции у их будущих учеников (способности к практическому пользованию изучаемым языком)
Методика научная дисциплина, которая относится к педагогическим наукам и является по отношению к педагогике частной дидактикой теорией обучения конкретному предмету (наука о закономерностях и правилах обучения языку, способах овладения и владения языком, воспитания средствами изучаемого языка)
Методика как практическая дисциплина дает представления о совокупности приемов работы учителя, обеспечивающих достижение поставленных целей обучения
В методике обучения ИЯ наряду с термином методика широко используется термин лингводидактика, введенный академиком Н.М. Шанским (замена методики: Шанский, Миньяр-Белоручев; разграничение понятий: Гальскова, Московкин). С точки зрения Н.Д. Гальсковой лингводидактика трактуется как общая теория обучения ИЯ, разрабатывающая методологические основы его преподавания, а методика характеризует процесс обучения языку в конкретных условиях его преподавания (частная методика), либо раскрывает закономерности обучения языку (группе языков) вне конкретных условий его преподавания.
Методика решает определенный круг проблем: что (содержание обучения), зачем (цель преподавания/изучения ИЯ), как (принципы, методы, приемы, способы, средства преподавания/изучения ИЯ), кто преподает язык (учитель с присущим ему профессионализмом и личностными качествами и умениями), кто изучает язык (учащийся с присущими ему индивидуальными качествами).
Методика как теория обучения включает в себя несколько конкретизированных методик, которые имеют специфическое содержание.
Выделяют:
- общую методику (изучение закономерностей и особенностей процесса обучения ИЯ как таковому, независимо от языка. z.B. принципы отбора учебного материала, пути организации учебно-воспитательного процесса, соотношение устной речи и письма).
- частную методику (в качестве своего объекта - изучение закономерностей и особенностей обучения определенному языку, особенно те явления, которые составляют эту специфику; частная методика есть теория обучения ИЯ в конкретной языковой аудитории).
- специальную (рассматривает отдельно взятые вопросы обучения, z.B. обучение ИЯ в среде естественного языкового окружения).
- историческую (история методов обучения).
- экспериментальную (теория эксперимента, используемая при проведении исследования).
- сравнительную (особенности обучения ИЯ в разных регионах страны).
Лингвистические основы обучения ИЯ (язык, речь, перенос, интерференция).
Язык социально значимый коммуникативный код и правила его функционирования; система языковых средств, необходимых и достаточных для общения и правила использования.
Речь реализация языковой системы в конкретных актах коммуникации. Речь может быть продуктом общения, напр.: речь спикера, декана.
Изучение языка обеспечивает лишь знание системы языка, но не ведет к пользованию этой системой как средством общения. Для практического использования языка нужно не только знание языковых средств и правил их использования в речи, но их автоматизированное использование в актах коммуникации
Язык противопоставляется речи поэтому есть языковые и речевые упражнения: 1) фонетика, лексика, грамматика, напр.: вставьте, используйте они не ведут к коммуникации (по терминологии Пассова они некоммуникативные) 2) ведут к коммуникации (составьте диалог)
Единицы языка: морфема, лексема (слово), предложение
Единица речи: текст: 1) макро-контекст в подлинном смысле 2) микро-контекст как сверхфразовое единство, напр.: вопросно-ответное единство (распространенное предл.)
Перенос положительное влияние одного яз на ИЯ, напр.: предложения пишутся с большой буквы, оканчиваются точкой.
Интерференция отрицательное влияние родного языка на ИЯ, напр.: мелодия, интонация, перенос похожих на ин слов, порядок слов.
Психологические основы обучения ИЯ (мышление, память, внутренняя и внешняя речь, рецептивная, репродуктивна речь, память, повторение, теория воспитания)
Психологи различают понятия письменной и устной речи (отличаются каналами передачи информации):
Уст звуковой канал действует язык речедвигательный анализаторпервичная по отношению к письменной речиопределенные яз средства, т.е. она эмоциональная, спонтанная.
Письменная речь графический каналмоторика двигательный анализаторвторичная по отношению к устной, полная, не такая эмоциональная.
Стили устной и письменной речи различаютсядля каждого имеются свои виды упр.
Различаются внешние (характеризуются полным оформлением) и внутренние виды речи (характеризуются фрагментарностью, свернутостью, выступают как предварительное свернутое проговаривание)
Процесс аудированию, чтения, говорения связан с проговариванием (внутренней речью), необходимо формировать слухомоторные образы для формирования речевой деятельности (проговаривание) уст упр.
Речь может быть рецептивная, репродуктивная.
1) рецептивная слушающий или читающий воспринимает закодированную информацию, декодирует ее, распознает полученный сигнал и понимает его. Напр.: аудируемая, читаемая речь; Рецептивная речь протекает от форм языка к мысли с помощью аналитических операций. Используется пассивный языковой материал; операции при декодировании: 1) узнать грамматические средства и слова, 2) сличить их с имеющимися в сознании образами, 3) понять информацию;
2) репродуктивная речь (продуктивная) кодирование, напр.: письмо, говорение
При кодировании происходит след операции, в рез кт получается какая-то продукция (репродукция): 1) подобрать необходимое слово 2) оформить сообщение грамматики 3) правильно его озвучить !! процесс от мысли к оформлению яз средствами/ к синтетической операции; используется активный яз материал.
!Так различная обработка языка спец упр.
В средней школе нормы: с 5 по 9 Кл 1000 лексических единиц активных, 800 пассивных, студент должен узнавать 1200 лексических единиц активного словаря в год.
Мышление человеческая способность. Научить иноязычному мышлению невозможно, можно только приобщить к иноязычной культуре. Ученые: делятся на вербалистов (мышление без языка не существует), авербалисты (возможно! Напр.: шахматисты мыслят без слов, танец, музыка, картины)
Память долговременная (в нее переводится материал в результате проведения специальных упражнений, через запоминание, которое может быть произвольное, непроизвольное особая роль в изучаемом яз, напр.: материал связан с активной умственной деятельностью, напр.: интересный материал), кратковременная (в нее подаются необходимые яз средства в процессе формирования речевого высказывания)
Главная роль в запоминании сравнение материала, напр.: на рус и немецком яз запоминание будет прочным, если опирается на различные виды ощущений и на выполнение устных и письменных упражнений, напр.: пленка, голос препода, проговаривание, чтение, запись
Сохранение материала предотвращение забывания материала сразу после его введения.
Повторение! 7 повторений в 1ю неделю, 3 повторения во 2ю, в 3ю, 4ю 3-4 повторения (лучше в виде речевой зарядки)
Дидактические основы обучения ИЯ.
! связь методики с дидактикой (отличается от связи с психологией, лингвистикой)
Дидактика наука, изучающая учебно-воспитательный процесс в целом (обучение как единство преподавания), а методика применительно к одному предмету.
Принципы обучения (дидактические, методические): основные положения, определяющие характер процесса обучения, которые формулируются на основе избранного направления и соответствующих этому направлению подходов.
Впервые были сформулированы Я. Коменским (название сохранилось, содержание поменялось):
- Принцип сознательности: возможность роста интеллектуального потенциала ученика, суть которого в обучении понимания мыслей и их выражения на ИЯ; обеспечивает целенаправленное восприятие и осмысление изучаемых явлений, их творческую переработку в ходе выполнения речевых действий от осознанного овладения к автоматизированному выполнению.
- Принцип активности: осуществляется, если каждый является активным участником учебного процесса, если ученик вовлечен в речевую деятельность! интерес и желание
- Принцип наглядности обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых учащимися (звукозаписи, таблицы, схемы, таблицы)
- Принцип прочности: обеспечивает сохранение учебного материала в памяти учащихся и применение его в различных ситуациях общения; обеспечивается содержательностью материала, ощущением важности, его необходимости для общения; яркостью материалов (напр.: создание живых образов, установление ассоциаций, апелляция к чувствам и мышлению учащихся); тренировкой в воспроизведении усваиваемого материала с включением зрительного, речедвигательного и моторного анализаторов; самостоятельное творческое применение материала при решении коммуникативных задач во всех видах речевой деятельности; системный контроль за усвоением материала
- Принцип доступности: во время обучения школьники не должны испытывать непреодолимые трудности; доступность обеспечивается самим учебным материалом, его организацией, методикой работы.
- Принцип межпредметной координации предполагает согласование различных дисциплин с целью исключения их дублирования и формирования в сознании учащихся целостного восприятия предметов.
- Принцип межкультурного взаимодействия предполагает организацию воспитательно-учебного процесса с учетом национально-культурных особенностей учащихся в условиях межкультурного взаимодействия с носителями ИЯ.
- Принцип профессиональной компетенции преподавателя характеризует способности к профессиональной деятельности в качестве преподавателя языка на основе приобретенных в ходе обучения и практической работы ЗУН в данной области.