Основные принципы обучения ИЯ: определение, проблема классификации. Система средств обучения ИЯ. Государственный стандарт образования
4. Основные принципы обучения ИЯ: определение, проблема классификации. Система средств обучения ИЯ. Государственный стандарт образования.
Принцип обучения - основные нормативные положения, которыми следует руководствоваться, чтобы обучение было эффективным.
Принципы представляют собой категории дидактики, характеризующие способы использования законов обучения в соответствии с целями воспитания и образования (Я.А. Коменский). Общие дидактические принципы были сформулированы Яном Амосом Коменским в «Великой дидактики» в 1657 г. Эти принципы сохранили свое значение до наших дней. Принципы отражают общие закономерности, связи, зависимость процесса обучения от процесса усвоения.
Гуревич: Принципы - ведущие тенденции в методике.
Пассов, Бим: Принципы вытекают из законов процесса обучения
Принципы:
- общедидактические
- Принцип единства обучения и воспитания. Обучение должно обеспечивать воспитат. и всестороннее развитие личности. Должно быть единство целей воспитат., развив, и образоват. Содержание материала должно быть связано с жизнью - это предостерегает от увлечения механич. тренировкой.
- Принцип научности и систематичности Научность: язык развивается => обучение должно строиться на новейших достижениях о языке, теории образования, воспитания, возрастной психологии.
Систематичность: последовательное изложение материала, от простого к сложному, связь между новым и старым материалом. Постоянный возврат к изученному.
- Принципы сознательности, активности и самостоятельности
Сознательность: в зависимости от уровня учащихся уровень сознательности различен (z.B. констр. Ich mchte школьники заучивают как речевой образец, студенты - осмысленно).
Активность: практ. активность проявляется не в активности реч. деятельности учителя, а в том, как он построит урок, вызывая активность у учащихся, стремление и желание работать. => Учитель - стимул, толчок для активности учащихся.
Самостоятельность: самост. обращение к источникам, работа со словарем, поиск новых материалов.
- Принцип доступности: Доступность: трудность (явление субъективное) и сложность (явление объективное) обучения. Ученикам не должно быть совершенно легко, должны быть трудности, но нужно соблюдать допустимый порог трудностей. Принцип одной трудности.
- Принцип наглядности:
Наглядность: Лингвистическая (коммуникативно-речевая (наглядная демонстрация); демонстрация языковых явлений в изолированном виде (фонемы, морфемы, предложения, слова); лингвистич. схемная (таблицы, схемы)
Экстралингвистическая: естественная (помещение); изобразительная (фильмы, картинки); действенная (воспроизведение, демонстрация действий) + зрительная, слуховая, двигательно-моторная (песни, сопровождаемые действиями)
- Принцип прочности: Прочность обеспечивается: 1) содержательностью изучаемого материала, его важностью и необходимостью; 2) яркостью преподнесения;3гренировкой восприятия и воспроизведении усваемого материала; 4) самостоятельностью творч. применения; 5) систематич. контролем.
- Принцип индивидуализации (учет индивидуальных особенностей учащихся).
- Принцип учета родного языка при отборе содержания обучения - учеб. материала и его организации в учеб. процессе.
- общеметодические (которые пригодны для обучения опред. предмету).
- принцип коммуникативной направленности - вовлечение учащихся в устную и письменную коммуникацию, т.е. общение на изучаемом языке на протяжении всего курса; определяет 1) содержание обучения; 2) отбор и организацию учеб. материала: тематику, сферы общения, ситуации общения; 3) средства обучения.
- частнодидактические, пригодны для обучения какому-л. ВРД (z.B. пр. новизны, пр. дифференцированного и интегрированного обучения); различают, конкретизируют более частные вопросы общих принципов обучения
- принцип сочетания языковых тренировок с языковой практикой - подчеркивает необходимость овладения языковым материалом как средством достижения подлинного общения на ИЯ в рамках школьной программы. Главной задачей является речевая практика, а речевые упражнения завершающий этап любой работы над материалом ИЯ.
- принцип взаимодействия основных видов речевой деятельности - требует от учителя ИЯ такой продуманной и четкой организации УВП, которая обеспечивала бы гармоничное формирование и развитие умений и навыков на ИЯ. Все виды речевой деятельности связаны тесно друг с другом.
- принцип устного опережения в обучении чтению и письму - дает возможность организовать обучение таким образом, что овладение устной иноязычной речью наряду с чтением становится основной задачей школьного курса. Правильная реализация данного принципа дает возможность общаться на ИЯ, развивает язык учащегося.
Метод - 1) направление в обучении ИЯ, характеризующиеся опред. целями, содержанием и принципами обучения. Например, грамматико-переводной метод - цель - развитие логического мышления и умения читать и переводить
Средства обучения относятся к базисным категориям методики. В их число входят различные материальные объекты, в том числе и специально создаваемые для учебных целей в качестве носителей информации и инструмента деятельности преподавателя и учащихся. Подразделяются на средства обучения, адресуемые преподавателю, учащимся, а также средства, в равной мере предназначенные как для обучения языку, так и для овладения языком (аудио-визуальные средства обучения (АВСО) и технические средства обучения (ТСО)).
В состав средств обучения для преподавателя входят образовательный стандарт, программы, создаваемые на основе стандарта, книга для преподавателя, методическая и справочная литература. Основным средством обучения для учащихся является учебник, который дополняется вспомогательными пособиями в виде вводно-фонетического курса, книги для чтения, пособия по развитию речи, словаря и др. Учебник содержит языковой материал, тексты, комментарий к ним, образцы устной и письменной речи, подлежащие усвоению в ходе обучения и способствующие формированию коммуникативной компетенции. Учебники классифицируются в зависимости от того метода обучения, концепцию которого они реализуют. В этой связи выделяются следующие типы учебников: грамматико-переводные, сознательно-практические, сознательно-сопоставительные, аудиовизуальные, аудиолингвальные, коммуникативные, интенсивные.
АВСО образуют систему пособий, рассчитанных на слуховое, зрительное и зрительно-слуховое восприятие, что позволяет такие пособия подразделять на фонограммы, видеограммы и видеофонограммы. На занятиях по языку АВСО играют исключительно важную роль, так как своим содержанием реализуют дидактический принцип наглядности и способствуют значительной оптимизации учебного процесса. За последние годы предпочтение стало отдаваться видеофонограммам в виде кинофильмов, видеофильмов, телефильмов, а также компьютерным программам, ориентированным на возможности дистантного обучения, использование Интернета и компьютерных сетей.
В качестве источника демонстрации аудиовизуальных средств используется специальная аппаратура и технические приспособления (ТСО), подразделяемые на звукотехнические, светотехнические, звукосветотехнические и средства программированного обучения (СПО).
Средства обучения образует типовой учебный комплекс (учебно-методический комплекс), предназначенный для разных этапов обучения и ориентированный на разные контингенты учащихся. Обязательными компонентами комплекса являются учебник, книга для преподавателя, аудиовизуальное приложение. Все другие компоненты являются дополняющими учебник, и их содержание не должно выходить за рамки содержания учебной программы, положенной в основу учебника.
Государственный стандарт общего образования нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса (в том числе к его материально-техническому, учебно-лабораторному, информационно-методическому, кадровому обеспечению).
Назначением государственного стандарта общего образования является обеспечение:
- равных возможностей для всех граждан в получении качественного образования;
- единства
образовательного пространства в Российской Федерации; - защиты обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья;
- преемственности образовательных программ на разных ступенях общего образования, возможности получения профессионального образования;
- социальной защищенности обучающихся;
- социальной и профессиональной защищенности педагогических работников;
- прав граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений;
- основы для расчета федеральных нормативов финансовых затрат на предоставление услуг в области общего образования, а также для разграничения
образовательных услуг в сфере общего образования, финансируемых за счет средств бюджета и за счет средств потребителя, и для определения
требований к образовательным учреждениям, реализующим государственный стандарт общего образования.
Государство гарантирует
общедоступность и
бесплатность общего образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых государственным стандартом общего образования.
Государственный стандарт общего образования является основой:
- разработки
федерального базисного учебного плана,
образовательных программ начального общего,
основного общего и
среднего (полного) общего образования,
базисных учебных планов субъектов Российской Федерации,
учебных планов образовательных учреждений,
примерных программ по учебным предметам; - объективной оценки уровня подготовки выпускников образовательных учреждений;
- объективной оценки деятельности образовательных учреждений;
- определения объема бюджетного финансирования образовательных услуг, оказание которых гражданам на безвозмездной основе гарантируется государством на всей территории Российской Федерации;
- установления эквивалентности (нострификации) документов об общем образовании на территории Российской Федерации;
- установления
федеральных требований к образовательным учреждениям в части оснащенности учебного процесса, оборудования учебных помещений.
Государственный стандарт общего образования включает три компонента:
-
федеральный компонент устанавливается Российской Федерацией (отводится не менее 75 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение образовательных программ общего образования); -
региональный (
национально-региональный) компонент устанавливается субъектом Российской Федерации (отводится не менее 10 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение образовательных программ общего образования); -
компонент образовательного учреждения самостоятельно устанавливается образовательным учреждением (отводится не менее 10 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение образовательных программ общего образования).
Начиная с 2001 года, когда был начат эксперимент по переходу на 12-летнее обучение, был введён 4ый компонент - ученический: консультации, двигательные занятия и т.д. Но они не относятся к максимальной учебной нагрузке, поэтому являются необязательными для учеников.
На основе ГОС разрабатываются учебные планы, программы, литературара.
1. Учебный план состоит из 3-х частей: 1) базисный. Основной нормативный государственный документ, являющийся частью ГОС, служит для разработки типовых и рабочих планов, являющийся исходным документом финансирования школы. Нормативы: общая в учебных годах продолжительность обучения; неделимая учебная нагрузка для базовых учебных курсов, занятий по выбору и факультативов (20/22-35 ч/нед.); суммарная оплачиваемая нагрузка учителя (18 ч/нед). 2) типовой план носит рекомендационный характер, утвержденный министерством образования РФ. 3) собственно учебный - составлен с соблюдением типового: а) собственно-учебный план школы (вариант типового), б) рабочий учебный план (утвержден педагогическим советом ежегодно). 3 вида занятий: обязательные занятия (ядро образования), занятия по выбору, факультатив.
2. Учебная программа раскрывает содержание ЗУН по каждому предмету. Типы: 1) типовая учебная программа разработана на основе ГОС и относится к определенной области науки. Утверждена министерством образования и носит рекомендационный характер. 2) рабочие учебные программы утверждены педагогическим советом школы, где, в отличие от типовой, описывается научно-региональный уровень, учитывающий возможности обеспечения учебного процесса школы и уровень подготовки участников. 3) авторские учебные программы учитывающие требования ГОС, но могут содержать иную логику построения учебного материала. Данные программы должны получить рецензии от ученых в данной области.
3. Учебники: Требования к учебнику: 1) дидактические требования учебный материал содержит текст высокой степени обобщения и оснащения материала. 2) психологические учебник учитывает особенности возраста, когнитивные процессов. 3) эстетичночть+гигиеничность Наряду с учебниками содержание общего образование раскрывается в учебных пособиях: атласы, карты, сборники упражнений, таблицы, задачники.
Основные принципы обучения ИЯ: определение, проблема классификации. Система средств обучения ИЯ. Государственный стандарт образования