Конспект урока для 1 класса «Дострой домик»


Казённое учреждение ХМАО – Югра

«Урайский специализированный Дом ребёнка»

Конспект урока для 1 класса

«Дострой домик»

подготовила воспитатель

Бякова Татьяна Геннадьевна

г. Урай

2015г.

Цели:

Формировать представление о времени года – зима;

Учить, внимательно рассматривать картинку, отвечать на вопросы по её содержанию, развивать речь;

Продолжать учить соотносить объекты по величине, закреплять знание слов «большой», «поменьше», «маленький»;

Продолжать знакомить с домашними животными и закреплять их названия;

Продолжать развивать мелкую моторику;

Учить различать «много» предметов и «один» предмет;

Учить, зрительно соотносить форму и цвет предметов, обогащать сенсорный опыт детей путём обведения предметов по контуру рукой и проверять свой выбор путём наложения;

Развивать внимание, память;

Проговаривать звукоподражательные слова, выполнять движения соответствующие тексту;

Расширять словарный запас.

Материал: картинка, на которой изображена зима и разные по величине домики – жилой дом, хлев, будка для собаки, скворечник на дереве. Картинки – домашних животных, птиц, человека. Домики из белого картона на каждого ребёнка и ещё один для показа. Домики из картона разного цвета (красный, синий, жёлтый, зелёный), с прорезями для окон и двери, элементы к ним на каждого ребёнка. Фигурки девочек (вырезанные из картона) в зимней одежде, но пальто у кукол разного цвета – красное, жёлтое, синее, зелёное по количеству детей. Автобус (вырезанный из картона). Круги (вырезанные из картона и обклеены бумагой) разного цвета - красные, синие, жёлтые, зелёные, но по объёму одинаковые, по количеству детей. Мольберт.

Ход занятия. Дети сидят полукругом около мольберта, на котором выставлена картинка. Воспитатель обращает внимание детей на картинку и просит внимательно посмотреть на неё.

Воспитатель. Какое время года изображено на картинке?

Ответ детей. Зима.

Воспитатель. На дорожках, на деревьях, на крыше домов, что лежит?

Ответ детей. Снег.

Воспитатель. Правильно. Ребятки посмотрите, какие разные домики (Показывает). Покажите самый большой домик? Вика пойдёт.

Вика показывает на картинке самый большой дом (жилой). Аналогично воспитатель просит показать на картинке, поменьше домик (хлев), ещё поменьше (будка) и самый маленький домик (скворечник). Дети выходят и показывают.

Воспитатель. Ребятки, а вы знаете, кто живёт в этих домиках?

Ответы детей. Да.

Воспитатель вызывает каждого ребёнка и просит сказать и найти соответствующую картинку, кто живёт в данном домике. Картинки лежат на столе, который стоит рядом с мольбертом.

Воспитатель. Кто живёт в большом доме? Найди картинку.

Ответ ребёнка. Тётя. (Находит соответствующую картинку - человек).

Воспитатель. А кто ещё может жить в этом доме? Найди картинку.

Ответ ребёнка. Кошка. (Находит соответствующую картинку – кошка).

Физ. минутка «Вот идёт чёрный кот»

Воспитатель читает стихотворные строки, дети выполняют движения по показу воспитателя

Вот идёт чёрный кот

(шагать по комнате, высоко поднимая ноги)

Притаился – мышку ждёт.

(присесть, руки положить на колени)

Мышка домик обойдёт

(встать, повернуться)

И к коту не подойдёт.

(развести руки в стороны)

Воспитатель хвалит детей и предлагает сесть за столы, которые стоят напротив доски. На доске прикреплён домик, вырезанный из белого картона. У него чётко выделены формы, из которых состоит дом. Треугольник – крыша, прямоугольник – дверь, маленький квадрат – окно.

Воспитатель. Посмотрите дети, какой красивый домик. Этот домик состоит из разных форм.

Показывает и обводит указкой каждую форму. Затем раздаёт детям такие же домики-заготовки.

Воспитатель. Кто покажет большой квадрат? Иди Богдан.

Выходит ребёнок и обводит указательным пальцем большой квадрат.

Воспитатель. Молодец. Ребятки, а вы нашли на своих домиках большой квадрат? Обведите его пальчиком. Молодцы.

Аналогично, воспитатель вызывает других детей, чтобы показали другие формы, из которых состоит дом. Треугольник - крыша, маленький квадрат – окна, прямоугольник – дверь. Воспитатель просит детей показать домик руками.

Пальчиковая гимнастика «Домик»

Это домик

(обе ладони приставить друг к другу с боковой стороны)

Это крыша

(соединить ладони и переплести пальцы в замок)

А труба ещё повыше.

(поднять указательные пальцы вверх, не расцепляя другие пальцы)

Дидактическая игра «Дострой домик»

Воспитатель раздаёт детям разноцветные домики (красный, синий, жёлтый, зелёный). У домиков не хватает по две детали, например, у одного вырезана прорезь окна и нет крыши, у другого вырезана прорезь двери и окна и т. п. и элементы к домику всех четырёх цветов (треугольники - крыша, прямоугольники - дверь, квадраты - окна) каждому ребёнку.

Воспитатель. Ребятки, сейчас вы будете строителями, нужно достроить домики, которые должны быть аккуратными, ровными. Наложите цветные домики на белые, посмотрите внимательно, чего не хватает у домика? Все детали лежат перед вами, подбирайте их так, чтобы они подошли к нужным частям по форме и по цвету домика.

Дети самостоятельно выполняют задание, если ребёнок затрудняется, то воспитатель помогает ему.

Воспитатель. Какого цвета у тебя домик?

Никита. Домик красного цвета.

Воспитатель. Никита, покажи, чего не хватает у твоего домика?

Ребёнок показывает на треугольник - крышу и квадрат-окно.

Воспитатель. Посмотри внимательно и найди такие же формы красного цвета и приложи в нужную прорезь домика. Молодец, всё правильно.

Воспитатель обращается к детям.

Воспитатель. Молодцы ребятки, какие красивые получились домики. А кто же будет жить в этих красивых домиках?

Воспитатель имитирует гудение автомашины. Берёт автобус и медленно двигает его по столу перед детьми. С обратной стороны автобуса прикреплены фигурки девочек в зимней одежде. Воспитатель читает стих:

Мчит автобус к остановке

Путь свободен впереди.

Тормознул водитель ловко,

Дверь открылась: выходи!

Воспитатель вынимает из автобуса вырезанных из картона фигурки девочек в зимней одежде разного цвета (красной, синей, жёлтой, зелёной) по количеству детей и ставит на подставку перед детьми.

Дидактическая игра «Подбери девочкам дом»

Воспитатель. Ребятки, посмотрите, какие красивые девочки приехали! На чём приехали девочки?

Ответ детей. На автобусе.

Воспитатель. Сколько девочек приехало?

Ответ детей. Много.

Затем воспитатель берёт девочку в красной одежде.

Воспитатель. Эта девочка в красной одежде хочет жить в таком же домике, у кого красный домик? Поднимите руку.

Воспитатель отдаёт девочку ребёнку. Аналогично проводится задание с другим цветом (синий, зелёный, жёлтый). Когда на подставке останется одна фигурка девочки, воспитатель спрашивает у детей.

Воспитатель. Сколько девочек осталось?

Ответ детей. Одна.

Воспитатель отдаёт оставшуюся фигурку девочки ребёнку, хвалит детей и предлагает поиграть в игру «Кошка и мышки».

Воспитатель. Ребятки, я буду – «кошкой», а вы – «мышками», когда кошка спит, мышки бегают и пищат, как кошка проснётся мышки убегают в свои домики.

Воспитатель раскладывает на пол разноцветные круги (красный, синий, жёлтый, зелёный) по количеству детей.

Воспитатель. Ребятки, а вы помните какого цвета ваши домики, которые вы достраивали?

Дети называют цвет своего домика. Воспитатель предлагает детям встать на круг такого же цвета.

Подвижная игра «Кошка и мышки»

На скамейке у дорожки

Улеглась и дремлет кошка.

(«мышки» выбегают из домика, пищат)

Кошка глазки открывает

И мышат всех догоняет:

«Мяу! Мяу!»

(«мышки» убегают, каждая в свой домик).

Список использованной литературы:

Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. – М.: Владос, 2008.

Сундуков Иван. Весёлая азбука. – Минск: ИЧУП Книжный дом, 2008.

Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.