Первые дни ребёнка в школе. Как ему помочь?



Начался учебный год. Родинская школа № 36 с теплом встретила первоклашек. Для них начался новый этап в жизни - сложный и принципиально отличающийся от предыдущего - теперь они ученики. Да и для вас, уважаемые родители, - это нелегкое испытание. Ведь учебный год требует не только максимального участия в жизни ребенка, но и специальной психологической подготовки, без которой Вы рискуете стать виновниками школьных стрессов своего чада.

Как помочь ребенку правильно и быстрее адаптироваться к школе? Как сделать его первые дни пребывания в школе безболезненными? Какие трудности предстоит преодолеть ребенку и Вам, его родителям? На все эти вопросы я постараюсь ответить. (ваш учитель Тоичкина Ольга Рафиковна).

Что такое адаптация ребенка к школе?

Начало школьной жизни - это в любом случае переломный момент в жизни каждого школьника и его родителей. Привыкание к школе, к школьному режиму, к новым обязанностям и правам - все это называется адаптацией ребенка к школе.

И, как правило, у всех детей адаптация к школе протекает по-разному. Одни переносят ее быстро и безболезненно, другие - долго и тяжело. Сложнее всего адаптируются к новым условиям мальчики. Почему? Потому что девочки более общительны и легче подстраиваются под новые ситуации и перестраивают свои отношения. Любое же изменение в жизни мальчиков вызывает в нем бурю эмоций и страданий. Вот такой парадокс.

Поначалу все дети одинаково воспринимают учебу - для них это своеобразное развлечение или игра. Но уже к концу сентября мои первоклашки осознают всю серьезность и ответственность школьного процесса. Восторг, радость, удивление сменяются растерянностью, тревогой, напряжением. Смена эта происходит периодически. У ребенка снижается иммунитет, может нарушиться сон и аппетит - начался период адаптации. Главное тут, учитывать слабые и сильные стороны своего малыша, понимать как ему сейчас сложно и постараться не давить на него. Ведь то, как сложится его учеба в дальнейшем, во многом зависит не только от учителя, но и от родителей.

Именно сейчас, в первом классе, у Вашего ребенка закладывается основа отношения к школе и учебе. И для того, чтобы он наиболее благополучно прошел этот этап своей жизни (один из самых сложных), Вам, необходимо знать и учитывать особенности физиологического и психического состояния ребенка, которые могут возникнуть с началом школьной жизни.

Первые дни ребенка в школе. Как помочь ему?

Школа с самого первого дня ставит перед ребятишками целый ряд задач, требующих от него мобилизации всех своих физических и интеллектуальных возможностей. Для первоклассника представляют трудности очень многие стороны школьного процесса и учебы (высидеть 35 минут, не меняя позы, не отвлекаясь и следя за мыслью учителя; подчиняться новым правилам, делать то, что хотят другие, а не он сам; сдерживать эмоции и не высказывать вслух мысли). Ему нужно установить и наладить контакты с другими учениками и учителем, привыкнуть к требованиям школьной дисциплины, научиться выполнять новые обязанности. Ему нужно время для адаптации и Ваша помощь.

Практические советы для родителей.

1. Крайне важно поддерживать хрупкую нервную систему малыша в стабильном состоянии. Поэтому Вам надо следить за его сном. Ребенку нужно спать как минимум 9 часов в сутки.

2. Многие дети берут с собой в школу любимую игрушку. Вам не стоит запрещать этого своему малышу, ведь так ребенок будет чувствовать себя защищенным, взяв частичку дома с собой в новое незнакомое место. Важно объяснить, что играть с ней можно лишь на переменах. Это чувство защищенности.

3. Тренировочные упражнения - вместе. Ошибка многих родителей заключается в том, что они сразу же пытаются приучить ребенка к самостоятельности. Они лишь проверяют выполненные задания, не помогая ему их делать. Однако для того, чтобы ребенок осознал, что выполнение этих заданий - это его и только его обязанность, потребуется несколько месяцев. Поэтому первое время Вам нужно ненавязчиво отвлекать его от игрушек и напоминать, что пришло время путешествий в страну Знаний.

4. Твердый распорядок дня. Всему свое время. Не стоит откладывать выполнение заданий на вечер: после 18.00 способность воспринимать и усваивать новую информацию значительно снижается. Оптимальное время до 17 часов.

5. Специальная гимнастика. Чтобы сформировать у ребенка хорошую осанку, после школы обязательно делайте вместе с ним гимнастику. Не забывайте и о пользе прогулок на свежем воздухе.

Важно понимать и подмечать любые изменения в поведении ребенка, определять, какие именно действия предпринимать, дабы избежать конфликтов с ним.

Следует запастись терпением. Чем меньше негативных эмоций Вы будете проявлять, реагируя на кризисные проявления своего ребенка, тем большая вероятность того, что все эти проблемы останутся в прошлом. Нужно помочь ребенку в принятии "позицию школьника". Тут помогут ненавязчивые беседы о нужности школы, о важности подчинения правилам. Можно поиграть с ним в школу по его правилам. Никогда и ни при каких обстоятельствах не сравнивайте результаты учебы своего ребенка с эталоном или достижениями других учеников. Сравнивать успехи ребенка можно лишь с его же предыдущими достижениями и хвалить лишь за улучшение его собственных результатов. Например, если вчера он сделал 3 ошибки, а сегодня - 2, отметьте это как реальный успех. Оцените это искренне и без иронии. Замечайте все достижения ребенка, даже самые незначительные, оценивайте не его, а совершенные им поступки. Разговаривая о неудачах, отмечайте, что все это временно, поддерживайте желание ребенка в преодолении им различных трудностей.

Необходимость психологической поддержки. Ребенок должен быть уверен на все 100 процентов в том, что дома его уважают и любят, несмотря на все школьные неприятности и трудности.

И напоследок: справиться с проблемами первых школьных дней довольно легко. Главное тут, не отмахиваться от них и не считать, что все пройдет само собой. Поддерживайте своего ребенка - особенно на старте. Создайте для него ситуацию успеха, помогите преодолеть первые страхи и неудачи в школе.

Вместе с детьми за парты садятся мамы и папы. Хочется отметить, что в нашем классе проходят консультации для родителей. Это так здорово, когда видишь в их глазах 100 "почему". Одна из тем консультации "Звуковой анализ". Родители с огромным удовольствием складывали слова по фишкам. Они, конечно, это знали, но со временем забыли. И я им помогаю вспомнить. Совместный труд учителя, родителей и детишек принесет плоды гораздо быстрее и лучше если мы будем действовать сообща.

Успехов Вам и легкого начала!

Учитель Родинской школы №36

Тоичкина Ольга Рафиковна.