Требования к автотранспортным средствам, осуществляющим международные перевозки
Требования к автотранспортным средствам, осуществляющим международные перевозки
Технические параметры и качества современных автомобилей, такие как тягово-скоростные показатели, надежность, безопасность, энергоемкость, экологичность, за последние десятилетия достигли высокого уровня. Этому способствовал не только технический прогресс, но и существующие в Европе законодательные меры, направленные на обеспечение безопасности конструкции автотранспортных средств, сохранение окружающей среды, улучшения условий жизни людей.
Вопросами совершенствования автотранспортных средств занимаются транспортные организации ЕЭК ООН, ЕС и Международная организация по стандартизации (ISO).
Требования к подвижному составу можно разделить на три группы:
1) обязательные - требования экологического характера и технические требования безопасности дорожного движения;
2) необязательные - которые можно выполнять или не выполнять (например, тип подвески: рессорная или пневматическая);
3) требования, связанные с особыми условиями перевозок (например, перевозки скоропортящихся, опасных, негабаритных грузов).
Нормативные документы, регламентирующие требования к автомобилям
Для выполнения международных перевозок необходимо соответствие подвижного состава международным требованиям. Обязательные требования регламентированы специальными нормативными документами.
Соглашение о стандартизации транспортных средств, известное как Женевское соглашение 1958 года*, было принято в 1958 году в рамках ЕЭК ООН (новая редакция 1995 p.). Это соглашение о принятии единых условий официального утверждения и о взаимном признании официального утверждения предметов оборудования и частей механических транспортных средств. На основе этого соглашения были разработаны процедуры аттестации автотранспортных средств, являющиеся средством контроля деталей и систем новых автомобилей перед их регистрацией.
* Полное название соглашения: "Соглашение о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть вмонтированы и / или использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выданных на основе этих предписаний , от 20 марта 1958 p. ". Заключено в Женеве; вступило в силу 20 июня 1959 г.
Страны, присоединившиеся к Женевскому Соглашению, имеют право выдавать официальные сертификаты - аттестаты на транспортные средства по правилам ООН. Сейчас таких стран 45. Украина присоединилась к Женевскому Соглашению в 2000 году. Постановлением КМУ от 14.02.2001 года Министерство транспорта Украины назначен компетентным органом по обеспечению исполнения Женевского Соглашения 1958 г. в Украине, для чего разработан комплект законодательных и рабочих документов.
Правила ЕЭК ООН, известные как дополнение к соглашению 1958 года распространяются на оборудование и системы автомобилей. В настоящее время принято 126 Правил ЕЭК ООН. Соглашение 1958 и Правила определяют, что каждая из стран, присоединившихся к Соглашению, выставляет одни и те же требования к подвижному составу: по выбросам, шинам, рулевому управлению и тому подобное.
Правила постоянно пересматриваются и дополняются в соответствии с новыми требованиями, но применяются в европейских странах добровольно. Украина применяет на своей территории 96 Правил ЕЭК ООН.
Директивы ЕС, принятые в Брюсселе, распространяются на собранные конструкции автотранспортных средств и требуют, чтобы они были оснащены аттестованными системами, которые включены в технические условия на конструкцию и национальные стандарты. Таким образом Европейский Союз также регулирует порядок аттестации автомобилей. Директивы ЕС публикуются в официальном бюллетене ЕС и обязательны для включения в национальное законодательство стран-членов ЕС.
Как правило, технические нормативы Директив соответствуют техническим нормам Правил, а некоторые их дублируют. Например, Правилу R49 /02, известном как "Euro-2", соответствует Директива 92/97 / ЕЭС.
Сейчас в области автомобилестроения действуют 126 Правил ЕЭК ООН, 50 Директив ЕС. Они регламентируют требования к техническому состоянию автомобилей:
- по условиям безопасности движения;
- по содержанию вредных веществ в отработанных газах автомобилей;
- по уровню допустимых шумов автомобиля;
- по видимости;
- по защите водителя;
- а также требования к установке защитных устройств на различные типы автомобилей и автопоездов, к освещению и сигнализации и др.
Также нужно учитывать требования Конвенции о дорожном движении 1968 г., включая все поправки. Поправка 1997 г. обязует каждую из стран, присоединившихся к Конвенции, ввести технический контроль транспортных средств с получением сертификата, срок действия которого определяется в 1 год.
Экологические требования к автотранспортным средствам
Борьба с загрязнением атмосферы в последние годы приобрела глобальный характер. Для восстановления экологического баланса и возмещения убытков, которые наносит транспорт окружающей среде, в пределах Европейского Союза предусмотрено взимание платы за пользование транспортной инфраструктурой. Поступления должны покрывать расходы на содержание и расходы, связанные с ДТП, загрязнением атмосферы, шумом, перегруженностью дорог. Это касается всех видов транспорта и всех категорий пользователей (частных и коммерческих).
В Европейском Союзе введены жесткие стандарты на токсичность и дымность отработанных газов. Некоторые из них приведены в таблице.
Мероприятия по внедрению экологических требований
Правило ЕЭК ООН |
Ограничение |
R9 |
Шум ДТС |
R24 |
Дымность дизелей |
R40 |
Выбросы загрязняющих веществ мотоциклами |
R41 |
Шум мотоциклов |
R47 |
Выбросы загрязняющих веществ мопедами |
R49 |
Выбросы загрязняющих веществ дизелями и газовыми двигателями |
R51 |
Шум автомобилей |
R63 |
Шум мопедов |
R83 |
Выбросы загрязняющих веществ автомобилями в зависимости от вида топлива |
R103 |
Каталитические нейтрализаторы |
Наиболее известные Правила ЕЭК ООН №49 (иначе R49/02). Ограничение шума автомобилей регламентируется Правилами ЕЭК ООН №51.
Правило №49, разработанное в начале 80-х годов XX в., Содержало следующие ограничения по выбросам вредных веществ в отработанных газах дизелей:
- оксида углерода 14 г / кВт ч;
- углеводородов- 3,5 г / кВт ч;
- оксидов азота - 19 г / кВт ч.
Поэтому в 1990 году в Правила №49 была принята поправка серии "01", которая установила требования Euro 0. Далее были приняты другие поправки и дополнения к ним, устанавливали более жесткие требования. Нормы выбросов приведены в таблице.
Масса вредных веществ в отработанных газах дизелей, г/кВт ч
Нормы |
Год внедрения |
СО - оксид углерода |
СНХ - углеводороды |
NOx- оксиды азота |
РМ - твердые частицы * |
дымность |
Euro 0 |
1990 |
11,2 |
2,4 |
14,4 |
_ |
_ |
Euro 1 |
1993 |
4,5 |
1,1 |
8,0 |
0,36 |
- |
Euro 2 |
1996 |
4,0 |
1,1 |
7,0 |
0,15 |
- |
Euro 3 |
2000 |
2,1 |
0,66 |
5,0 |
од |
0,8 |
Euro 4 |
2005 |
1,5 |
0,46 |
3,5 |
0,02 |
0,5 |
Euro 5 |
2009 |
1,5 |
0,46 |
2,0 |
0,02 |
0,15 |
Euro 6 |
после 2010 |
1,5 |
0,25 |
2,0 |
0,02 |
0,15 |
Итак, Правило №49 содержит ограничения по токсичности и предназначено прежде всего для производителей автомобилей. Автомобиль должен соответствовать тем требованиям, которые действуют на момент его производства. Например, если автомобиль был выпущен в 1990 г., то он должен удовлетворять требованиям, которые вступили в силу в 1988 году (Правило R-49.01, 1986-1990), поскольку именно они действовали на тот момент. Если фирма приобрела новый автомобиль в 1996 г., то он должен отвечать требованиям Euro 2.
Динамика усиления экологических требований показана на рисунке.
Шумность - это отдельное требование, и его нельзя относить к требованиям Евро. Правило №51, действующее с 1996 p., содержит ограничения по шумности автомобилей общей массой более 3,5 т в зависимости от мощности двигателя.
Ограничения по шуму для грузовых автомобилей массой более 3,5 т., дБА
Для АТС выпуска |
Категория АТС по мощности двигателя |
||
< 75 кВт |
75-150 кВт |
>150 кВт |
|
до 1991 г. |
86 |
86 |
86 |
после 1991 г. |
81 |
83 |
84 |
с 1.10.96 г. |
77 |
79 |
80 |
Как видно из таблицы, для автомобилей с мощностью двигателя более 150 кВт уровень шума не может превышать 80 дБА.
Известно, что для выполнения перевозок грузов автомобильным транспортом в международном сообщении нужно получить разрешение на поездку по территориям иностранных государств. При дефиците разрешений оформление проводится на конкурентной основе на т.н. «экологичные автомобили»:
• зеленый - отвечает требованиям Евро-1 по шуму и выбросам и имеет соответствующий сертификат завода-производителя или его представителя;
• особо зеленый и безопасный - отвечает требованиям Евро-2 по выбросам и шума и имеет следующие сертификаты:
- Соответствия требованиям по выбросам и шума (экологический);
- Соответствия требованиям безопасности (отдельно для автомобиля- тягача и прицепа / полуприцепа (иначе - сертификат безопасности);
- Соответствия требованиям пригодности к эксплуатации, виднный ГосавтотрансНИИпроект - отдельно для автомобиля- тягача и прицепа / полуприцепа;
• Евро-3 безопасный - отвечает требованиям Евро-3 по выбросам и шуму и имеет следующие сертификаты:
- Соответствия требованиям по шуму и выбросов (экологический);
- Соответствия требованиям безопасности (отдельно для автомобиля- тягача и прицепа / полуприцепа (сертификат безопасности);
- Соответствия требованиям пригодности к эксплуатации, выданный ГосавтотрансНИИпроект - отдельно для автомобиля-тягача и прицепа / полуприцепа.
• Евро-4 безопасный - отвечает требованиям Евро-4 по выбросам и шуму и имеет соответствующие сертификаты;
• Евро-5 безопасный - отвечает требованиям Евро-5 по выбросам и шуму и имеет соответствующие сертификаты.
В Украине среди автомобилей категорий Евро-3 безопасный, Евро-4 безопасный и Евро-5 безопасный распределяются по системе квот* ЕКМТ многократные разрешения ЕКМТ.
Аттестационная служба Украины
Украина целенаправленно идет по пути интеграции своего технического законодательства в области автомобильного транспорта с европейским законодательством. Известно, что в 2000 году принят Закон Украины о присоединении к Женевскому Соглашению 1958 г. Работы по сертификации ДТС начали проводиться с 1993г. В 1996 г. в Украине введена обязательная сертификация ДТС.
Государственное предприятие "ГосавтотрансНИИпроект" (адрес Киев, проспект Победы, 57) аккредитовано в 1994 Госстандартом Украины как Административный орган с сертификации ДТС и запасных частей.
По приказу Министерства транспорта Украины от 10.01.99 №7 ГП "ГосавтотрансНИИпроект" назначен аттестационной службой, ответственной в Украине за проведение проверки соответствия АТС международных перевозчиков требованиям резолюций ЕКМТ (CEMT / CM / FINAL и Директивы 96/96 / ЕС) и выдачу сертификатов соответствия АТС требованиям пригодности к эксплуатации. Это сделано с целью создания отечественной системы проверки. Руководителем Аттестационной службы Украины является А.М.Редзюк.
Справка. Аттестационная служба (АС) Украины поддерживает связи с подобными службами соседних государств-участников ЕКМТ - России, Польши, Беларуси. Стоимость работ по проверке соответствия одного автопоезда и выдачи сертификатов составляет (у.е.): в России - 144; в Польше
- 154; в Беларуси - 94. Институт установил стоимость работ за один автопоезд 99 у.е., а при заключении договора на 5 и более автопоездов - 89 у.е. за один автопоезд. Таким образом, все действительные члены АСМАП Украины, которые имеют пять и более автопоездов, могут обслуживаться по расценкам, на 38% ниже, чем в России, на 42% ниже, чем в Польше, на 5% ниже, чем в Беларуси.
На сегодняшний день проверку соответствия АТС в Украине выполняют две аккредитованные испытательные лаборатории ГП "ГосавтотрансНИИпроект", лаборатории в Киевской области, Полтаве, Кривом Роге, Мукачево, Львове и СТО, принадлежит ЗАО "ТрансКинг" (м. Луганськ ).
Примечание. Постановления КМУ №606 и №607 предусматривают, что к 2012 гг. До проведения техосмотра будут допускаться как аккредитованные лаборатории, так и аттестованные, а после 2012 гг. - Только аккредитованные. Процедуры аттестации и аккредитации несколько похожи, но уровень требований при аккредитации значительно выше. Аккредитация проводится на соответствие требованиям международного стандарта ISO 17025, который устанавливает очень жесткие требования к этому виду деятельности. Процедура аккредитации достаточно сложная и длительная (не менее полугода), требует оформления большого количества документов. Аттестация отличается от аккредитации тем, что не обязательно соблюдать требования стандарта ISO 17025, хотя объемы документов практически одинаковые. В Киеве есть только три лаборатории, аккредитованные Национальным агентством по аккредитации Украины, две из которых (лаборатории ГП "ГосавтотрансНИИпроект") имеют возможность полного объема проведения испытаний, а в третья такой возможности нет.
В настоящее время в нашей стране зарегистрировано более 27 тыс. Автомобилей, выполняющих международные перевозки грузов и принадлежат 2,7 тысячам участников АсМАП Украины. Участники Ассоциации настойчиво работают над обновлением подвижного состава. По статистическим данным в конце 2008 г. 61% автомобилей соответствуют техническим и экологическим нормам Евро-3, 18% - нормам Евро-4, 16% - нормам Евро-5, 5% - нормам Евро-2.
Для обеспечения защиты окружающей среды, а также более высокого уровня безопасности на дорогах 13 ноября 1997 в рамках ЕЭК ООН было принято Соглашение о принятии единых условий периодических технических осмотров колесных транспортных средств и о взаимном признании таких осмотров, известная как Венская соглашение 1997 г.
Украина присоединилась к Венскому соглашению Указом Президента от 28.02.2006 г. с №159 / 2006. Соглашение вступило в силу в Украине с 18 марта 2007 г. Как страна, которая присоединилась к Венскому соглашению, Украина может потребовать у перевозчиков-нерезидентов, которые пересекают ее территорию, наличия МТСО - Международного сертификата технического осмотра (Certificat International de Controle Technique ).
Предписание №1 к Венскому соглашению содержит требования, которое касаются преимущественно негативных экологических факторов: выбросов вредных веществ в отработанных газов и шумности. Предусмотренная инструментальная проверка проводится для определения дымности отработавших газов автомобилей с дизелями и содержания оксида углерода в отработанных газах автомобилей с бензиновыми двигателями.
По приказу Минтранссвязи от 9.01.2009 г.. №8 ГП "ГосавтотрансНИИпроект" назначен Центром технического осмотра колесных транспортных средств по Венской соглашением 1997 г. С 15 января 2009 г. центр начал работу по обеспечению украинских автоперевозчиков по их заявкам Международными сертификатами технического осмотра .
Для АТС, которые ежегодно проходят проверку на соответствие требованиям ЕКМТ пригодности к эксплуатации, МТСО будут оформляться на основании действующих сертификатов пригодности к эксплуатации. Для АТС, которые не имеют сертификатов, МТСО вида ваты при очередной проверке на соответствие требованиям ЕКМТ. Для проведения проверки перевозчики могут обратиться в одну из испытательных лабораторий Аттестационной службы Украины. Ориентировочно к 15 июля 2009 г. украинские перевозчики должны быть обеспечены МТСО.
Маркировка автомобилей, выполняющих международные перевозки грузов
Многие грузовиков, движущихся по дорогам Европы, имеют на кабине или на бампере специальные знаки, свидетельствующие о соответствии грузовика определенным экологическим нормам.
Для упрощения процедуры пересечения границы грузовики, движущиеся ночью (с 2200 до 500) по территории Австрии, имеют специальную маркировку на бампере - табличку с буквой "L" в зеленом кружке (Larmarm Kraftfahrzeuge - тягач с пониженным уровнем шума). Сертификат соответствия должен всегда находиться в кабине.
Во время движения в особых охранных экологических зонах Германии на автомобиле впереди нужно иметь знак с буквой "G" (Gerauscharm Kraftfahrzeuge - тягач с низким уровнем шума). При этом необходимо также оформление сертификата "Green Lorry" - "зеленый грузовик" (или "более зеленый и безопасный грузовик").
Понятие "Green Lorry" включает в себя требования:
- по выбросам - нормы Евро-1;
- шумовое давление - 78-80 дБА (по Правилу №51);
- сертификат соответствия техническим требованиям.
На такой грузовик устанавливается табличка с буквой U (Umwelt - природа) или Е (Environment - окружающая среда).
Новое понятие "Greener and Safe Lorry" (более зеленый и безопасный грузовик) утверждено с января 1997 г.
"Более зеленый и безопасный грузовик" обозначается знаком S (Supergrun - очень зеленый) и представляет собой автомобиль, отвечающий требованиям:
- по выбросам - Евро-2;
- шумовое давление - 78-80 дБА;
- соответствие минимальным техническим требованиям и требованиям безопасности.
Минимальные технические требования включают следующее:
- минимальная глубина протектора - 2 мм;
- задний защитный бампер;
- боковой защитное устройство;
- аварийная сигнализация;
- задние опознавательные знаки;
- тахограф.
Понятие "Евро-3 безопасный" введено с 2001 года. Автомобиль отвечает по выбросам нормам Евро-3, по шуму - 78-80 дБА; сказывается на передней части знаком зеленого цвета с белой каймой и цифрой III белого цвета. Автомобили, соответствующие стандартам Евро-4 безопасный и Евро 5 безопасный, обозначается знаком с цифрой IV и V соответственно.
Большинство стран ввели дополнительную квоту разрешений для "экологических" грузовиков. Использование "экологичных" грузовиков (т.е отвечающих экологическим нормам) дает следующие выгоды:
- возможность получения многократных квот;
- снижение стоимости виньеток (оплаты проезда по автомагистралям);
- ускорение процедуры пересечения границ.
Сертификат на такие автомобили выдает завод-производитель или его представитель в стране регистрации транспортного средства.
В Украине такие документы оформляются в представительствах Volvo, Renault, Scania, Mercedes и других фирм. Стоимость оформления сертификата устанавливается представительством.
Современные разработки высокоэкологичных автомобилей в СНГ
На автомобилях МАЗ еще можно выполнять рейсы за границу при условии, что автомобиль находится в исправном техническом состоянии. Автомобиль КамАЗ не пригоден для международных перевозок из-за малой мощности двигателя. Хотя отечественные перевозчики и ездят на КАМАЗах в Европу, все чаще дорожные службы не допускают их в свою страну из экологических соображений.
С целью выхода на европейский автомобильный рынок в странах СНГ ведутся работы по разработке малотоксичных двигателей для автомобилей, выполняющих международные перевозки.
Например, Минский автозавод выпускает седельные тягачи нового поколения ЕвроМАЗ-АТ98. В семейство входят тягачи МАЗ-54421 (МАЗ-544022), МАЗ-544020, MA3-544020-030 (с пониженной высотой седла), МАЗ-544201, MA3-54326, МАЗ 64226.
Двигатели MAN (Германия) и ЯМЗ 7511 (-750, -752, -8424) Ярославского моторного завода, устанавливают на МАЗах, обеспечивают соответствие требованиям Евро-2, а двигатели фирм Рено, Паркинс, Навистар, Detroit Diesel и Cummins - требованиям Евро -3. Тормозная система соответствует Правилу ЕЭК ООН №13 с Антиблокировочная система ABS.
В состав оборудования автомобиля входит:
- электронная система управления двигателем;
- телеметрическая система контроля и поддержки бодрствования водителя;
- интегрированная электронная система управления подвеской тягача и прицепного цепи;
- электронно-пневматический привод тормозов TDS фирмы Wab-со с высокоэффективными дисковыми тормозами на всех осях автопоезда;
- ограничитель максимальной скорости (по Правилу ЕЭК ООН №89) до 90 км / ч;
- независимый подогреватель двигателя и кабины;
- независимый подогреватель только кабины.
В г. Миассе (Россия) начат серийный выпуск седельного тягача Урал-Ивеко 63291, предназначенного для перевозок грузов в международном сообщении.
Кроме того, автомобили должны соответствовать требованиям по массе и габаритам. Перевозчики прежде всего должны соблюдать государственные стандарты по ограничению массы и габаритов транспортных средств, а затем - требований стран, через которые проходит маршрут. Чтобы не превышать габариты по длине, при покупке необходимо заказывать правильную спецификацию седельного тягача, который будет входить в стандарты Европы - 16,5 м.
Требования к автотранспортным средствам, осуществляющим международные перевозки