ПАТЕНТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ТЕМА 5. ПАТЕНТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

  1. Особенности и виды патентных исследований.
  2. Патентно-информационный поиск.
  3. Оформление отчета о патентных исследованиях.

Основные понятия: патентные исследования, технический уровень объектов промышленной собственности, конкурентоспособность, отчет о патентном поиске, государственный стандарт проведения патентных исследований.

  1. Особенности и виды патентных исследований

В деятельности любого субъекта хозяйствования основу бизнеса составляет производство конкурентоспособной продукции. Для этого необходимо располагать информацией о конкурентоспособных образцах продукции и технологиях, пользующихся предпочтительным спросом со стороны различных категорий потребителей.

Управление качеством и конкурентоспособностью продукции на различных этапах ее жизненного цикла основывается на эффективном использовании различных источников патентной информации о новейших достижениях в тех или иных отраслях науки и техники. Одновременно необходим глубокий анализ складывающейся на рынке конъюнктуры, и здесь также не обойтись без патентных исследований. Наконец, специалист-изобретатель, придумавший нечто новое в виде изобретения (полезной модели или промышленного образца, другого объекта промышленной собственности) также должен пройти этапы патентных исследований для установления критериев новизны, патентной чистоты и промышленной применимости, прежде чем убедиться в значимости своего изобретения и возможности его патентования.

Патентные исследования в нашей стране проводятся на основе Государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 1180-99 «Патентные исследования. Содержание и порядок проведения по единой методике» [24].

Как определено в стандарте, «патентные исследования - это исследования технического уровня и тенденций развития объектов техники, их патентоспособности, патентной чистоты, конкурентоспособности на основе патентной и другой информации» [24].

Патентные исследования проводятся на всех этапах жизненного цикла промышленной продукции (от составления технического задания на ее выпуск, при проведении НИОКР, при организации массового производства, в процессе коммерческой реализации - до снятия с производства) на основе анализа источников патентной информации с привлечением других видов научно-технической и рекламно-экономической информации.

Цели патентных исследований следующие:

  • установление требований потребителей к конкретной продукции;
  • отбор коммерчески значимых (наиболее эффективных) научно-технических достижений, связанных с совершенствованием продукции;
  • оценка технического уровня продукции на различных этапах ее жизненного цикла;
  • определение патентоспособности объектов промышленной собственности в процессе создания новой продукции и целесообразности патентования их в других странах при ориентации на экспорт;
  • определение условий реализации промышленной продукции на рынке других стран без нарушения прав третьих лиц, владеющих действующими на территории этих стран патентами;
  • анализ тенденций развития и условий конкуренции на рынке продукции конкретного вида (выявление потенциальных конкурентов, анализ направлений их деятельности, выбор рыночной ниши и т.п.);
  • стоимостная оценка объектов промышленной собственности (при продаже или покупке лицензии, постановке объектов промышленной собственности на баланс предприятия в качестве нематериальных активов и включении их в уставный капитал предприятий) и т.д.

При проведении патентных исследований выделяют следующие этапы:

  • разработку задания на проведение патентных исследований;
  • разработку регламента поиска информации;
  • поиск и отбор патентной, научно-технической и конъюнктурно-коммерческой информации;
  • обработку, систематизацию и анализ отобранной информации;
  • обобщение результатов, отчет о патентных исследованиях.
  1. Патентные исследования выполняются на основании задания. В нем определяются задачи, содержание работ и ответственные исполнители по каждому их виду, сроки выполнения и формы отчетных документов.
  2. Регламент поиска представляет собой программу, определяющую область проведения поиска по фондам патентной и другой научно-технической информации.
  3. Для определения области поиска требуется: сформулировать предел поиска; выбрать источники информации (включая базу данных на машинных носителях); определить ретроспективу поиска и страны; выбрать классификационные рубрики Международной патентной классификации и других для формулирования предмета поиска в терминах соответствующих рубрик. Таким предметом могут быть устройство, способ, вещество, дизайн, маркировка. Выделенные предметы поиска заносятся в соответствующую графу таблицы «Регламент поиска». Аналогично в нее заносятся данные по другим позициям поиска.

В качестве стран поиска выбираются страны, занимающие ведущее положение в мире по данной отрасли техники. Глубина (ретроспективность) поиска информации зависит от целей патентных исследований на различных этапах жизненного цикла объекта.

  1. Для исследований по определению требований к объекту техники, анализу тенденций развития, оценке технического уровня и коммерческой значимости научно-технических достижений поиск проводят на глубину до 15 лет; для определения новизны объекта промышленной собственности - на глубину от 15 до 50 лет. При экспертизе объекта на патентную чистоту глубина поиска определяется сроком действия патента в стране поиска.

При проведении патентных исследований анализируют полные описания изобретений, отбирая необходимые сведения и дополняя их информацией из других источников научно- технической информации. Формируется своеобразное досье на каждый исследуемый объект промышленной собственности, включаемый в аналитическую базу данных, которое периодически дополняется.

Досье на изобретение должно по возможности содержать такие основные разделы, как: название изобретения; библиографические данные (номер патента, заявки, страна патентования, классификационные индексы, даты подачи и публикации заявки и др.); сведения о заявителе (патентообладателе), авторе (соавторах); область применения (в какой продукции или технологии используется); цель изобретения и улучшаемые с его помощью технико-экономические показатели; техническая сущность изобретения (отличительные признаки); формула изобретения; чертеж; степень готовности изобретения к использованию, уровень разработки: (идея, уровень НИР или ОКР, промышленное освоение); правовой статус охранного документа (действует или не действует); наличие патентов аналогов (номера патентов, страны патентования); сведения о продаже лицензии, уступке прав на патент; недостатки изобретения; информация о содержащих ссылку на изобретение проспектах, каталогах и других непатентных источниках информации.

  1. Применяют различные способы систематизации информации об изобретениях в зависимости от целей патентных исследований. Наиболее распространенным является метод распределения изобретений по годам приоритета или годам выдачи охранных документов.

В зависимости от вышеизложенных целей патентных исследований используются конкретные патентные и непатентные методы и способы поиска информации.

При исследовании соответствия качества конкретной продукции требованиям потребителей изучают требования потребителей к продукции аналогичного назначения. Основным непатентным методом выявления требований к промышленной продукции является анкетирование ведущих организаций, производящих аналогичную продукцию.

Эффективным способом выявления недостатков объектов промышленной собственности аналогичного назначения является изучение источников патентной информации, относящихся к изобретениям в данной области техники. Он позволяет выявить потребности в новых изделиях, которые рядовой потребитель этой продукции еще не ощущает.

Применение этого способа эффективно тем, что в описании изобретений имеется раздел, содержащий анализ недостатков существующих технических решений. Необходимым условием максимального удовлетворения экспортной продукции требованиям потребителей на зарубежном рынке является предварительное изучение номенклатуры изделий аналогичного назначения, которые пользуются спросом на конкретном рынке.

При исследовании соответствия технического уровня продукции последним достижениям науки и техники на основании анализа патентной информации основным критерием эффективности (коммерческой значимости) является показатель технического уровня объектов промышленной собственности, определяемый путем сравнения совокупности его технико-экономических параметров с соответствующими параметрами объектов-аналогов (или перспективного образца).

К этим критериям относятся эстетические и эргономические показатели объекта техники, т.е. его внешний вид. В связи с этим требуется тщательная дизайнерская проработка продукции при создании промышленных образцов для обеспечения конкурентоспособности изделий различных отраслей народного хозяйства (легкой промышленности, автомобилестроения, станко- и приборостроения, обрабатывающей промышленности). Значение патентных исследований в этом направлении чрезвычайно важно.

Одной из наиболее значимых целей патентных исследований является оценка технического уровня продукции на различных этапах ее жизненного цикла. Она является важнейшей составной частью патентных исследований, связанных с анализом продукции в процессе ее создания, производства и коммерческой реализации. Оценка проводится посредством сопоставления совокупности значений показателей технического совершенства оцениваемой продукции и эталонных (базовых) образцов.

Процесс оценки технического уровня продукции по итогам патентных исследований включает: определение номенклатуры сопоставимых показателей для оценки; формирование группы аналогов и установление значения этих показателей; выделение базовых образцов из группы аналогов; сопоставление оцениваемого образца с базовыми образцами (оценка технического уровня); подготовку заключения о результатах оценки.

Номенклатура показателей для оценки включает классификационные и оценочные показатели. Классификационные показатели характеризуют назначение и область применения данного вида продукции. Эти показатели позволяют отнести образцы продукции, имеющиеся на рынке, к группе аналогов оцениваемой продукции.

Оценочные показатели характеризуют функциональные, ресурсосберегающие, природоохранные, эргономические и эстетические свойства продукции. Значения этих показателей приводятся обычно в промышленных каталогах, стандартах, относящихся к данному виду продукции, и т.п. Оценку технического уровня продукции в процессе патентных исследований должны проводить опытные и квалифицированные специалисты.

Патентные исследования для определения патентно-правовых показателей продукции проводятся в процессе создания новой продукции и целесообразности патентования объектов промышленной стоимости в других странах при ориентации на экспорт. При этом важным условием обеспечения конкурентоспособности продукции является ее патентная чистота. Продукция не должна подпадать под действие охранных документов исключительного права (патентов, свидетельств и др.), выданных в стране, где она реализуется на экспорт. Поэтому проверка изделий на патентную чистоту осуществляется при проведении патентных исследований в процессе разработки и создания новой продукции. Объем исследования на патентную чистоту зависит от категории (вида) подлежащего экспертизе объекта промышленной собственности. В отношении изобретений проверяются все категории объектов техники (устройства, способы, вещества, штаммы и др.).

Итоги проверки на патентную чистоту отражают в отчете о патентных исследованиях и патентном формуляре.

Значима роль патентных исследований при изучении факторов, определяющих конкурентоспособность промышленной продукции как товара на рынке.

Конкурентоспособность - способность объекта техники в определенный период обеспечить коммерческий или иной успех на конкретном рынке в условиях конкуренции или противодействия [24]; обеспечивается за счет вышеназванных и других групп факторов, определяющих ее.

Патентные исследования являются действенным инструментом изучения тенденций развития рынка продукции аналогичного назначения путем анализа динамики изобретательской активности в данной отрасли техники, основанной на построении относящихся к данной продукции динамических рядов патентования изобретения в стране намечаемого экспорта. Такой анализ дополняют информацией о капиталовложениях в отрасли промышленности, являющиеся основными потребителями данного вида продукции.

При изучении условий конкуренции на конкретном рынке главной задачей является выявление фирм-конкурентов на рынке конкретной страны. Патентные исследования проводят путем анализа библиографических частей рефератов или описаний изобретений к патентам, выданным в той или иной стране, где приводятся сведения о фирмах-патентовладельцах и количестве принадлежащих им патентов. Изучают тенденции в разработке новых изделий конкурирующими фирмами путем анализа всех изобретений этих фирм. Для этого изучают описания изобретений к патентам, выданным фирмам в различных странах.

Конечным результатом исследований является выбор такого сегмента рынка, который еще не занят конкурирующими фирмами. Это может быть достигнуто путем создания изделия, которое будет иметь потребительские качества, не достигнутые в изделиях фирм-конкурентов.

В изучении деятельности фирм-конкурентов также важен анализ ассортимента их продукции. Для его установления в процессе патентных исследований необходимо провести фирменный патентный поиск по патентным бюллетеням ведущих стран с использованием годовых именных указателей.

Выявленные в процессе поиска охранные документы (патенты, свидетельства и др.) по каждой стране систематизируют по видам продукции. Анализ ассортимента продукции фирм-конкурентов позволяет определить собственную ассортиментную политику.

  1. Патентно-информационный поиск

После того как выявлены цель, задачи патентного поиска и база данных, в которой он будет осуществляться, необходимо определиться с видом патентного поиска. Различают следующие виды поиска:

  • тематический, или предметный, - поиск по ключевым словам, индексам патентной классификации. Этот вид поиска является основным и применяется чаще других. Его ведут для определения технического уровня или новизны объекта промышленной собственности. В процессе поиска формулируется техническая задача (предмет поиска), тематическая область поиска ограничивается выбором рубрики патентной классификации. В ходе поиска выявляются и анализируются патентные материалы, относящиеся к конкретной рубрике патентной классификации за установленный период. При тематическом поиске патентной информации формулируют определения ключевых слов и понятий, используя терминологические словари, справочники, алфавитно-предметный указатель Международной патентной классификации;
  • именной, или фирменный, - поиск по имени и фамилии изобретателя, заявителя или патентообладателя. Данный вид поиска используется в случае, если необходимо найти патентную информацию по известному нам имени изобретателя (или его соавторов), патентообладателя или названия фирмы. По точным реквизитам поиска в годовых именных указателях ищут перечень номеров охранных документов, принадлежащих конкретному лицу или фирме. Такой вид поиска может носить характер дополнительного к тематическому;
  • нумерационный - поиск по регистрационным номерам документов. Применяется для поиска патентных описаний по известным номерам охранных документов или заявок и позволяет устанавливать необходимые данные по объекту промышленной собственности. Можно установить по номеру заявки номер патента, и наоборот, по номеру патента - классификационный индекс; фамилию изобретателя, заявителя; наименование юридических лиц - заявителя, патентообладателя; срок действия патента при заключении лицензионного договора и т.д. При этом в зависимости от цели поиска используют годовые нумерационные указатели заявок и патентов, библиографическую часть описаний изобретений, библиографический указатель патентов и др.;
  • поиск патентов-аналогов - вид патентного поиска, который применяется для выявления патентов, выданных на одно и то же изобретение в каждой стране патентования. Такой подход необходим при ориентации выпуска продукции на экспорт.

  1. Оформление отчета о патентных исследованиях

Результаты поиска оформляются в виде отчета о поиске по форме, которая приведена в Государственном стандарте Республики Беларусь СТБ 1180-99 «Патентные исследования. Содержание и порядок проведения» [24]. В титульной части отчета указываются номер задания на проведение патентных исследований, шифр темы, по которой они проводятся, дата и номер регламента поиска, а также даты начала и окончания поиска. Отчет должен содержать несколько обязательных таблиц.

В таблицу «Патентная документация» вносят сведения обо всех релевантных патентных документах, т.е. непосредственно относящихся к предмету поиска (объекту, его составным частям и т.д.).

В графе 1 этой таблицы указывается предмет поиска, к которому относятся отобранные охранные документы, в графе 2 - страна выдачи, вид, номер и классификационный индекс охранного документа. В графе 3 указывается заявитель (патентообладатель), страна принадлежности заявителя, номер заявки, дата приоритета (или дата подачи заявки в страну выдачи патента), дата публикации и данные конвенционного приоритета, т.е. страна приоритета, номер приоритетной заявки и дата приоритета. В графе 4 указывается название изобретения (полезной модели или промышленного образца), его существенные признаки (краткая аннотация, достаточная для уяснения отличительных особенностей), а также цель (задача) изобретения (полезной модели) с указанием улучшаемого технико-экономического показателя объекта. Графа 5 содержит сведения о действии охранного документа на момент проведения патентных исследований («действует», «не действует») с указанием причины аннулирования патента и источника информации о прекращении действия патента.

В следующую таблицу, которая называется «Научно-техническая, конъюнктурная, нормативная документация», вносят сведения обо всех отобранных в процессе поиска непосредственно относящихся к предмету поиска информационных материалах непатентного характера (статьи в журналах, монографии, труды совещаний, конференций и симпозиумов, каталоги и проспекты фирм). В графе 1 указывается предмет поиска (объект или его составные части), к которому относятся отобранные информационные материалы. В графе 2 приводятся наименование источника информации и содержащиеся в нем важнейшие сведения, относящиеся к предмету поиска. Наименование иностранного источника дается на языке оригинала. В графе 3 указывается автор публикации или фирма-держатель технической документации. В графе 4 указываются библиографические данные источника информации (год, место и орган издания).

Таблица «Перечень покупных комплектующих изделий, по которым запрошена документация» заполняется в том случае, когда в объекте разработки могут быть использованы покупные комплектующие изделия. В графе 1 таблицы указывается дата и реквизиты запроса. В графе 2 приводятся наименование и обозначение комплектующих изделий, сведения о которых представляют интерес. В графе 3 указывается вид запрашиваемой документации в соответствии с задачами, стоящими перед разработчиком конечного изделия.

Для проведения учебного патентного поиска в процессе лабораторной работы рекомендуется использовать методические указания, изложенные в теме 1 части II данного учебнометодического комплекса.

Учебный патентный поиск выполняется самостоятельно на основании выдаваемых преподавателем индивидуальных карточек-заданий, учитывающих профиль специальности обучения студентов (приложение Б). Для самостоятельного поиска в базах данных интернета в приложении В приведены примеры названий и индексов международных классификаций изобретений и других объектов промышленной собственности по различным специальностям. По результатам комплексной лабораторной работы каждый студент заполняет индивидуальный отчет по форме, разработанной авторами, которая выдается вместе с заданием и служит основой для сдачи зачета по предмету (приложение Г).

ПАТЕНТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ