ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Лекция 13. ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.

План

  1. Президент Республики Беларусь – Глава государства, гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина.
    1. Порядок избрания Президента Республики Беларусь.
    2. Полномочия Президента Республики Беларусь.
    3. Организация и обеспечение деятельности Президента.
    4. Акты Президента Республики Беларусь: декреты, указы, распоряжения.
    5. Администрация Президента Республики Беларусь.

1. Президент Республики Беларусь – Глава государства, гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина

Президент РБ занимает особое место в системе государственных органов. Согласно ст.79 Конституции он является Главой государства, гарантом Конституции РБ, прав и свобод человека и гражданина.

Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета РБ, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.

Президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняется законом.

2. Порядок избрания Президента Республики Беларусь

Выбора Президента РБ назначаются Палатой представителей не позднее чем за 5 месяцев и проводятся не позднее чем за 2 месяца до истечения срока полномочий предыдущего Президента. Если должность Президента оказалась вакантной, выборы проводятся не ранее чем через 30 дней и не позднее чем через 70 дней со дня открытия вакансии.

Кандидаты в Президенты РБ выдвигаются гражданами РБ при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей. Выдвижение кандидатов в Президенты РБ начинается за 80 дней и заканчивается за 50 дней до выборов.

Для того чтобы выборы президента были эффективными, избиратели должны иметь право выбора между кандидатами, т.е. желательно иметь 2 и более кандидатов в президенты.

Кандидаты в Президенты должны быть не моложе 35 лет, должны являться гражданином РБ по рождению, обладать избирательным правом и постоянно проживать в РБ не менее 10 лет непосредственно перед выборами.

Выдвижение кандидата в Президенты РБ гражданами, осуществляется инициативной группой избирателей в количестве не менее 100 человек. Список членов инициативной группы с указанием ее руководителя вместе с заявлением о регистрации группы подается в Центральную комиссию не позднее чем за 85 дней до выборов самим кандидатом в Президенты. В списке указываются ФИО, дата рождения, профессия, занимаемая должность, место работы и место жительства, партийность лица, предлагаемого для выдвижения кандидатом в Президенты, а также ФИО, дата рождения и место жительства каждого члена группы и ее руководителя.

Центральная комиссия в 5-дневный срок рассматривает заявление, регистрирует инициативную группу и выдает членам инициативной группы соответствующие удостоверения и подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку кандидата в Президенты РБ. Сбор подписей может осуществляться только членами инициативной группы. Отказ в регистрации кандидата может быть обжалован в 3-дневный срок в Верховный Суд.

В подписном листе указываются ФИО, дата рождения, профессия, занимаемая должность, место работы и место жительства, партийность кандидата в Президенты, а также ФИО члена инициативной группы. В подписном листе должны быть подписи избирателей, проживающих только в одном населенном пункте, а в городах с районным делением – в одном районе.

В подписном листе указываются ФИО, дата рождения, место жительства, серия и номер паспорта или реквизиты заменяющего его удостоверения личности избирателя. Данные об избирателе вносятся в подписной лист рукописным способом. Избиратель собственноручно ставит в подписном листе дату подписи и расписывается. Подписи нумеруются.

Подписные листы сдаются не позднее чем за 50 дней до выборов в районную, городскую, районную в городе комиссию по выборам Президента РБ, которая в 10-дневный срок проверяет достоверность подписей избирателей в подписных листах. Проверке подлежит не менее 20 % подписей избирателей в подписных листах.

Если в целом по РБ более 15 % от общего количества проверенных подписей избирателей в подписных листах по выдвижению кандидата в Президенты РБ признаны недостоверными Центральная комиссия отказывает в регистрации кандидата в Президенты РБ.

Центральная комиссия не позднее чем на 4 день после регистрации кандидатов в Президенты РБ передает в СМИ для опубликования сообщение о регистрации с указанием ФИО, даты рождения, профессии, должности, места работы и место жительства, партийности каждого кандидата в Президенты РБ или информирует об этом избирателей другим способом.

Кандидат в Президенты РБ в любое время до дня выборов может снять свою кандидатуру, обратившись с заявлением об этом в Центральную комиссию.

Текст бюллетеня утверждается Центральной комиссией, печатается на русском или белорусском языке, на обратной стороне бюллетеня ставятся подписи не менее двух лиц, входящих в состав участковой комиссии.

В бюллетень включаются все зарегистрированные кандидаты в алфавитном порядке с указанием ФИО, даты рождения, профессии, должности, места работы и место жительства, партийности каждого кандидата в Президенты. Справа от данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце перечня кандидатов помещается строка «Против всех кандидатов» с расположенным справа от нее пустым квадратом.

Президент избирается на 5 лет, непосредственно народом РБ, на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

Президент РБ считается избранным, если за него проголосовало более половины граждан РБ.

Президент вступает в должность после принесения Присяги. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики, судей Конституционного, Верховного и Высшего Хозяйственного суда не позднее 2 месяцев со дня избрания Президента. С момента принесения Присяги вновь избранный Президентом полномочия предыдущего Президента прекращаются.

3.Полномочия Президента Республики Беларусь

Полномочия Президента РБ:

1) Назначение республиканских референдумов. Президент является единственным лицом, которое может назначить референдум – народное голосование.

2) Назначение очередных и внеочередных выборов в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы.

3) Роспуск палат Парламента.

4) Назначение 6 членов Центральной комиссии РБ по выборам и проведению республиканских референдумов.

5) Образование, упразднение и реорганизация Администрации Президента и некоторых других органов.

6) Назначение на должность Премьер-министра с согласия Палаты Представителей.

7) Определение структуры Правительства, назначение и освобождение от должности членов Правительства и их отставке.

8) Назначение Председателей высших судебных инстанций с согласия Совета Республики (Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда из числа судей этих судов).

9) Назначение судей высших судебных инстанций, Председателя Центризбиркома, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка с согласия Совета Республики.

10) Назначение 6 судей Конституционного Суда

11) Освобождение от должности Председателя и судей высших судебных инстанций, Председателя и членов Центризбиркома, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка.

12) Назначение и освобождение от должности Председателя Комитета государственного контроля.

13) Обращение с посланиями к народу

14) Обращение с ежегодными посланиями к Парламенту; участие в работе Парламента.

15) Руководство заседаниями Правительства

16) Назначение руководителей республиканских органов государственного управления, определение их статуса; назначение некоторых иных лиц.

17) Решение вопросов, связанных с приемом в гражданство, его прекращением и предоставлением убежища.

18) Установление государственных праздников и праздничных дней, награждение государственными наградами, присвоение классных чинов и званий.

19) Осуществление помилования осужденных

20) Ведение переговоров и подписание международных договоров; назначение и отзыв дипломатических представителей.

21) Прием верительных и отзывных грамот дипломатических представителей.

22) Введение чрезвычайного положения

23) Об отложении проведения забастовки либо ее приостановлении

24) Подписание законов. Закон, принятый Палатой представителей представляется Президенту на подпись в 10-дневный срок. Если Президент не возвращает какой-либо закон на протяжении 2 недель после того, как он был ему представлен, закон считается подписанным. При несогласии с текстом закона Президент РБ возвращает его со своими возражениями в Палату представителей, которая должна рассмотреть закон не позднее 30 дней. Совет Палата представителей направляет текст закона в головную комиссию для заключения по нему. Возражения Президента РБ рассматриваются в комиссии, которая должна вынести заключение, в котором должно быть одно из предложений: согласиться с возражениями Президента и направить возвращенный им закон на доработку; или внести возвращенный закон на рассмотрение Палаты Представителей для преодоления возражений Президента РБ. Совет Палаты представителей рассматривает заключение комиссии принимает решение о доработке закона и определяет головную комиссию или принимает решение о включении в повестку дня сессии Палаты представителей вопроса о повторном рассмотрении закона Палатой представителей. Комиссия вносит в Совет Палаты представителей предложение о включении в повестку дня сессии Палаты представителей вопроса о рассмотрении законопроекта во 2 чтении. Если закон будет принят Палатой представителей он вместе с возражениями Президента в 5-дневный срок направляется в Совет Республики, который должен рассмотреть его повторно не позднее 20 дней. Закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 2/3 голосов от полного состава Совета Республики. Президент подписывает закон в 5-дневный срок.

25) Право отмены актов Правительства

26) Контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления.

27) Формирование Совета Безопасности

28) Руководство Вооруженными Силами РБ

29) Введение на территории государства военного положения

30) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией и законами

4. Организация и обеспечение деятельности Президента

Для непосредственного обеспечения деятельности Президента, реализации его полномочий Президентом создаются Администрация Президента Республики Беларусь и другие органы государственного управления. Порядок их деятельности определяется Президентом.

Президент назначает Главу Администрации Президента Республики Беларусь.

Порядок финансового, материально-технического и иного обеспечения деятельности Администрации Президента Республики Беларусь определяется Президентом. Официальная государственная резиденция Президента, в которой находятся рабочие и представительные помещения Президента, располагается в столице Республики Беларусь. Президент имеет круглую гербовую печать с надписью "Президент Республики Беларусь", специальные бланки с Государственным гербом Республики Беларусь.

Устанавливается следующее государственное обеспечение и обслуживание Президента:

1) заработная плата в соответствии с законодательством;

2) служебное жилое помещение;

3) транспорт специального назначения;

4) охрана, возлагаемая на службу специального назначения;

5) расходы на представительные цели внутри страны;

6) расходы, связанные с посещением иностранных государств;

7) специальное медицинское и санаторно-курортное обслуживание его и его семьи;

8) государственное страхование;

9) государственная дача.

Врученные Президенту подарки, полученные во время официальных визитов в иностранные государства, а также подарки, врученные ему представителями иностранных государств во время их официальных визитов в Республику Беларусь, являются государственным имуществом, хранящимся в резиденции Президента или в музеях республики, а подарки, представляющие особую ценность, - в Национальном банке Республики Беларусь.

В случаях истечения срока полномочий, отставки Президента, досрочного освобождения Президента от должности бывшему Президенту:

1) устанавливается пенсия в размере, определяемом законодательством;

2) предоставляется государственное жилье в избираемом им населенном пункте Республики Беларусь.

Увековечение памяти и похороны Президента осуществляются за счет средств государства.

5.Акты Президента Республики Беларусь: декреты, указы, распоряжения

Конституцией предусмотрены следующие виды правовых актов: декреты, указы, распоряжения.

Президент вправе издавать указы, не носящие нормативного характера, т.е. указ может быть правоприменительного свойства (о назначении лица на определенную должность, о принятии в гражданство, о награждении).

Декреты Президента могут быть двух видов - декреты, издаваемые на основании закона о делегировании Президенту законодательных полномочий, и временные декреты.

Проект закона о делегировании Президенту законодательных полномочий может вноситься в Палату представителей Президентом. Проект закона должен определять круг отношений, регулируемых декретом, и срок полномочий Президента на издание декрета.

Не допускается делегирование полномочий Президенту на издание декретов, предусматривающих изменение и дополнение Конституции, ее толкование; изменение и дополнение программных законов; утверждение республиканского бюджета и отчетов о его исполнении; изменение порядка выборов Президента и Парламента Республики Беларусь, ограничение конституционных прав и свобод граждан. Закон о делегировании законодательных полномочий Президенту не может разрешать ему изменение этого закона, а также предоставлять право принимать нормы, имеющие обратную силу.

Инициатором издания временных декретов может выступить Президент или Совет Министров Республики Беларусь. Если временный декрет издается по предложению Совета Министров Республики Беларусь, он должен быть скреплен подписью Премьер-министра Республики Беларусь. Временные декреты должны быть в 3-дневный срок представлены для последующего рассмотрения Палатой представителей, а затем Советом Республики.

Распоряжение – правовой акт, рассчитанный на осуществление конкретных организационных мероприятий (о создании какой-либо комиссии).

6. Администрация Президента Республики Беларусь

Администрация Президента РБ является органом государственного управления, обеспечивающим деятельность Президента РБ в области государственной кадровой политики и идеологии и права, осуществляющим подготовку, выполнение и контроль за исполнением решений Президента.

Руководителем Администрации Президента РБ является Глава Администрации. Он назначается на должность и освобождается от должности указом Президента РБ. У Главы Администрации Президента РБ имеются заместители, в том числе один первый заместитель. В отсутствии Главы Администрации Президента РБ его обязанности выполняет первый заместитель. Заместители Главы Администрации Президента РБ назначаются на должность и освобождаются от должности указами Президента по представлению Главы Администрации Президента РБ.

В Администрации Президента РБ создается коллегия, в состав которой входят Глава Администрации (председатель коллегии), его заместители, а также другие работники Администрации. Численный и персональный состав коллегии утверждается Президентом РБ. На заседаниях коллегии рассматриваются вопросы деятельности государственных органов, иных государственных организаций по выполнению решений Президента РБ, а также иные вопросы, входящие в компетенцию Администрации.

Заседания коллегии считаются правомочными, если на них присутствует не менее 2/3 от общей численности членов коллегии. Решения коллегии принимаются большинством, оформляются протоколами и подписываются Главой Администрации.

ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ