Устройство токарного станка по обработке древесины

У.О. Пинский государственный

индустриально – педагогический колледж

Курсовой проект

по предмету:

«Организация и методика трудового обучения»

Пинск 2007 г.

У.О. Пинский государственный

индустриально – педагогический колледж

Пояснительная записка

Тема:

«Устройство токарного станка

по обработке древесины»

Изм

Лист

№ докум

Подп

Дата

Методика трудового обучения

Лит

Масса

Масшт

Выполнил

Муравейко

Проверил

Разумец

Лист

Листов


Введение

В VII—VIII классах завершается изучение предмета «Технический труд», совершенствуются умения и углубляются знания, полученные в IV—VI классах.

При изучении раздела «Обработка древесины» расширяются графические знания, дается представление о способах определения влажности и сушке древесины, о процессе резания, об основных методах обработки древесины резанием. Вы научитесь затачивать деревообрабатывающие инструменты, изучите устройство ручных электрифицированных инструментов и приемы работы ими, на токарном станке будете изготовлять изделия с наружными и внутренними коническими и фасонными поверхностями.

В разделе «Элементы машиноведения» изучается устройство и принцип действия токарно-винторезного станка — представителей огромного семейства машин, предназначенных для обработки материалов, дается представление о широко применяемых в технике типовых деталях и механизмах. Вы познакомитесь с органами управления станков и технологическими приспособлениями, которые используются при станочной обработке материалов.

В разделе «Электротехнические работы» вы познакомитесь с устройством электромагнитов, широко используемых в автоматических устройствах, и будете изготовлять некоторые из них. Большинство современных машин невозможно представить без электродвигателей — очень выгодных источников движения. Поэтому рассматривается их устройство и принцип действия, изучается аппаратура управления электродвигателями, способы включения их в сеть, технический осмотр и ремонт.

В школьных мастерских вы будете изготовлять изделия по заказам промышленных предприятий, а из учебного пособия узнаете, как организуется труд рабочих, по каким показателям оценивается качество продукции, что такое производительность труда и как ее повысить, что такое хозрасчет и рентабельность, познакомитесь с управлением современным предприятием и организацией социалистического соревнования.

Овладеть техническими знаниями и умениями, глубже понять материал, осознать его значение для практической деятельности людей поможет правильная работа с учебным пособием.

Изучив новый материал, постарайтесь ответить на все вопросы и выполнить все задания, помещенные в конце параграфов и разделов. Это поможет вам глубже понять материал, выделить в нем самое главное и осознать значение технических знаний для практической деятельности людей.

В науке и технике для обозначения различных явлений, устройств, понятий применяются специальные слова и словосочетания— термины, например рубка металла, фрезерный станок, качество продукции и т. п. Для удобства запоминания все новые термины напечатаны в учебном пособии курсивом. Если при чтении нового материала вы встретите термин, значение которого забыли, обратитесь к «Указателю терминов». В нем возле каждого термина указана страница, где дается его пояснение. Обращайте внимание на проставленные ударения. Разъяснение основных технических понятий, которые изучаются на уроках труда, дано в «Словаре технических терминов».

После большинства параграфов в рубрике «Это интересно» сообщаются сведения из истории техники, дается информация о ее новостях, объясняется происхождение терминов, рассказывается о выдающихся деятелях техники.

Вы вступаете в ту пору жизни, когда необходимо всерьез задуматься о выборе своего жизненного пути. В Конституции СССР записано: «Граждане СССР имеют право на труд... включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей». Чтобы с полной ответственностью осуществить это великое право, надо прежде всего ознакомиться с миром профессий и специальностей.

В учебнике приведены краткие сведения о многих технических профессиях и специальностях, таких, как столяр, станочник, отделочник, слесарь, токарь, фрезеровщик, термист, наладчик, слесарь механосборочных работ, электромонтер, электрослесарь и др. Занятия в школьных мастерских помогу! нам проверить наличие у себя тех или иных качеств и развить многие из них.

При работе в школьной мастерской необходимо соблюдать следующие правила внутреннего распорядка, организации рабочего места, культуры и безопасности труда.

На занятия приносить спецодежду, дневник, тетрадь, учебник, ручку и чертежные принадлежности.

Входить в мастерскую, начинать и заканчивать работу, а также оставлять свое рабочее место только с разрешения учителя.

Не нажимать кнопки и не вращать рукоятки станков без разрешения учителя.

В начале урока проверить состояние рабочего места, наличие и исправность инструментов.

Во время выполнения трудового задания постоянно осуществлять самоконтроль.

Работать ритмично, в рекомендованном темпе. Не отвлекаться— беречь каждую рабочую минуту.

Строго соблюдать установленные для каждого вида работы специальные правила безопасности труда.

При получении травмы немедленно обратиться за помощью к учителю.

По окончании работы очистить инструменты, убрать рабочее место, снять спецодежду, почистить ее, вымыть руки, привести себя в порядок,

Приобретенные знания и умения надо постоянно совершенствовать. Оборудуйте у себя дома рабочий уголок для изготовления полезных вещей и выполнения несложных ремонтных работ.

Календарно – тематический план

№ п\п

Название темы

Колич часов

Тип урака

Обеспечение

Примечание

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

Заготовка древесины

Строение древесины

Получение и применение пиломатериалов

Получение и применение листовых древесных материалов

Чертеж детали призматической формы

Конструирование изделий

Моделирование изделий

Разметка заготовки призматической формы

Строгание

Изготовление детали цилиндрической формы ручным инструментом

Отделка изделий маслеными красками

Механизмы передачи и преобразования движения

Машины и ее основные части

Изготовление деталей на токарном станке

Лесная и деревообрабатывающая промышленность

Охрана природы

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

1

1

Излож. нов. матер.

Комбинир.

Излож. нов. матер.

Комдинир.

Комдинир.

Комдинир.

Комдинир.

Излож. нов. матер.

Комдинир.

Комдинир.

Излож. нов. матер.

Комдинир.

Комдинир.

Комдинир.

Комдинир.

Комдинир.

Плакат. Учеб.

Плакат. Учеб.

Плакат. Учеб.

Плакат. Учеб.

Плакат. Учеб.

Плакат. Учеб.

Учебник

Плакат. Учеб.

Плакат. Учеб.

Плакат. Учеб.

Учебник

Плакат. Учеб.

Плакат. Учеб.

Стан.СТД-120

Плакат. Учеб.

Плакат. Учеб.

Учебник

Практическая работа

Практическая работа

Практическая

Практическая работа

Практическая

Практическая работа

Практическая работа

Практическая работа

Характеристика темы урока

Тема: «Устройство токарного станка по обработке древесины» изучается в 6 классе. Она относится к разделу «Обработка древесины» на изучение этой темы по программе отводится два часа. Выбран комбинированный тип урока. Методы объяснения нового материала – рассказ – объяснение, показ трудового процесса. Тема: «Устройство токарного станка по обработке древесины», предусматривает практическую часть, самостоятельную работу учащихся, которая включает в себя изготовление ручки напильника по предложенной инструкционно – технологической карте. Урок по данной теме проводится в столярной мастерской, с применением токарно станка СТД–120.

При изучении данной темы учащиеся приобретают новые знания и закрепляют их в практической части.

Тема: «Устройство токарного станка по обработке древесины» является для учащихся новой темой и поэтому в некоторой степени она может быть сложной для усвоения. При хорошем изложении этой темы учителем у учащихся не должно быть проблем при усвоении и закреплении знаний, умений и навыков.

Главной задачей темы является: научить, и закрепить знания по устройству токарного станка по обработке древесины.

Для проведения урока учитель ставит три основные задачи:

  1. Обучающая – обучить учащихся устройству токарного станка по обработке древесины»
  2. Развивающая – развивать технологическое мышление
  3. Воспитательная – воспитать стремление соблюдать правила безопасного ведения работы на токарном станке по обработке древесины

Требования предъявляемые к организации рабочего места учителя и учащихся

Рабочее место учителя занимает особое место в мастерской. Оно позволяет хорошо и доступно объяснить тему, наблюдать за работой учащихся, предотвращать ту или иную чрезвычайную ситуацию при работе учеников за станками.

Рабочее место учителя включает в себя:

  • Письменный стол
  • Стол – верстак для выполнения необходимых операций при объяснении вводного инструктажа
  • Школьная доска с креплениями для плакатов
  • Кнопочная станция для отключения имеющихся станков
  • Рубильник для полного отключения из сети всех станков
  • Шкафы с кнопками для хранения инструментов

Для проведения урока по теме: «Устройство токарного станка по обработке древесины» нужно подготовить станок СТД – 120, необходимые плакаты и необходимый инструмент. Чтобы тема хорошо усваивалась учащимися рабочее место учителя должно быть убрано. На рабочем месте должно находиться только то, что необходимо для объяснения новой темы. Показывать, как правильно выполняется та или иная операция с соблюдением правил техники безопасности.

Выполняя каждое из этих условий, учитель подает хороший пример для учащихся, что положительно отразится при выполнении самостоятельной работы, будет способствовать воспитанию, у учащихся аккуратности, порядка в выполнении работы.

Рабочее место у учащихся в столярной мастерской включает наличие индивидуального рабочего места – столярного верстака, оснащенного тисками, сидениями, футляром для хранения инструмента, летком.

Методические требования предъявляемые к организации рабочего места учащихся.

  • На верстаке находится только то, что необходимо для выполнения задания
  • Порядок и чистота на рабочем месте, ускоряет работу учащихся
  • То, что берется левой рукой должно находится слева, и на оборот
  • Часто используемые инструменты кладутся ближе, реже применяемые дальше.
  • Режущие инструменты кладутся на специальные подставки
  • Измерительный инструмент должен, находится в футляре
  • После работы тиски, верстак, очищаются и смазываются
  • В ящиках для инструментов, все инструменты должны храниться в гнездах

Подготовка учителя к уроку

Подготовка учителя к занятиям по очередной теме начинается с просмотра календарно – тематического плана.

Анализ работы передовых учителей показывает, что строя систему урока по той или иной теме необходимо руководствоваться следующим:

  • Местом темы в учебном предмете и кругом знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся
  • Связью теории с практикой
  • Значением материала темы для развития познавательных возможностей учащихся
  • Готовностью учащихся к усвоению новой темы
  • Логическим изложением материала
  • Возможностью творческой работы учащихся
  • Ожиданием результата изучения темы
  • Связью уроков с внеклассной работой учащихся

В подготовке учителя к уроку можно выделить мероприятия организованного и методического характера, а также мероприятия по повышению квалификации.

Готовясь к предстоящему уроку, учитель должен:

  • Выбрать тип урока, который указан в календарно – тематическом плане
  • Изучить новую методическую литературу
  • Определить цели и задачи урока
  • Проанализировать знания учащихся по предыдущей теме
  • Определить способы проверки знаний, умений и навыков
  • Определить методы и приемы проведения предстоящего урока
  • Составить план урока, конспект вводного инструктажа, технологическую карту на изготовление изделия
  • Подбор наглядных пособий
  • Подготовка материально – технического оснащения, проверка инструмента
  • Определить систему упражнений, практических заданий

Вполне понятно, что знания учителя должны быть более обширными чем это требуется от учащихся. Учитель должен быть готовым к ответу на вопросы учащихся выходящие за рамки учебной программы. Необходимо прочно владеть соответствующими профессиональными навыками.

По этому источником для личной подготовки учителя технического труда к уроку служат книги по слесарному и столярному и электромонтажному делу, рассчитанные на мастеров производства.

Методическая подготовка учителя к уроку начинается с работы над учебной литературой. Учитель просматривает пособия для учащихся чтобы учесть этот материал при изложении новых сведений.

Такая ориентация необходима по двум причинам:

  1. В пособии изложен минимум материала, достаточный для выполнения учебной программы
  2. В пособии учебный материал излагается на уровне соответствующий общему развитию учащихся и их знаниям по основам наук, что поможет учителю подготовиться к доступному для учащихся изложению материала.

В методической литературе даются рекомендации по построению учебного процесса выборов объекта работы и по всем другим вопросам связанных с выполнением учебных задач на занятиях в мастерских.

План урока

Тема: «Устройство токарного станка по обработке древесины»

Цель: Обучающая – обучить учащихся устройство токарного станка по обработке древесины»

Воспитательная – воспитать стремление соблюдать правила безопасного ведения работы на токарном станке по обработке древесины

Развивающая – развивать технологическое мышление

Материально – техническое оснащение: Токарно – винторезный станок

СТД – 120, наглядные пособия, учебник.

Методы: рассказ – объяснение, показ трудового процесса.

Время: 90 мин

Ход урока

I. Организационная часть: 3 – 5 мин.

1. Проверка наличия учащихся

2. Проверка внешнего вида

II. Вводный инструктаж. 15 мин

1. Сообщение темы, цели урока

2. Проверка знаний и умений по предыдущей теме.

а) Для чего затачивают деревообрабатывающий инструмент?

б) Назовите основные правила заточки инструмента?

в) Как проверить правильность заточки инструмента?

3. Объяснение нового материала.

а) Общие сведения об элементах машиноведения.

б) Назначение, принцип действия и общее устройство

токарного – винторезного станка.

4. Закрепление материала вводного инструктажа.

а) Почему токарные станки относятся к технологическим машинам?

б) Назовите основные части токарного станка?

в) Как передается главное движение и движение подачи?

5. Выдача заданий и распределение по местам.

«Изготовление ручки напильника»

III. Самостоятельная работа учащихся, текущий инструктаж. 65 – 70 мин

1. Упражнения учащихся

2. Целевые обходы учителя:

а) Наблюдение

б) Проверка правильности выполнения задания

в) Исправление ошибок

г) Накопление материала для опроса, оценки

IV. Заключительный инструктаж.

1. Подведение итогов урока

а) Оценка за выполнение задания

б) Демонстрация лучших работ

в) Анализ ошибок

2. Уборка рабочего места и учебного кабинета.

3. Выдача домашнего задания

Разработал: учитель Т\О

Муравейко Сергей Михайлович

Подпись:

Конспект вводного инструктажа

п/п

Содержание вопроса

Содержание ответа

Обеспече-ние урока

Примеча-ние

1.

2.

Общие сведе-ния об элеме-нтах машинове-дения.

Назначение, принцип дейст -вия и общее устройство токарно – вин -торезного станка

В технике широко используются детали, представляющие собой тела вращения: валы, оси, штифты, шкивы, рукоятки и т. п. Чаще всего их изготовляют на специальных технологических машинах — токарных станках.

В настоящее время для школьных мастерских выпус-кают станок модели СТД-120. Как и промышленные станки, он состоит из следующих основных частей: передней бабки, задней бабки, электродвигателя, шпин-деля, подручника, кнопочной станции и др.

Передняя бабка предназначена для крепления заготовки и сообщения ей вращательного движения. В передней бабке расположены шпиндель.

Задняя бабка предназна-чена для поддержания конца длинных заготовок с помощью центра.

Электродвигатель предназначен для привода в движение, вращающее движение двигателя передается по средствам ременной передачи.

Кнопочная станция предназначена для управления станком.

Подручник служит для поддержания резца. Подручник должен закрепляться не более

3-5мм от заготовки.

Все основные части станка смонтированы на станине. Она представляет собой массивное чугунное основание, имеющее на верхней части направляющие, по которым перемещаются суппорт и задняя бабка.

Покоится станина на двух тумбах. В правой размещено электрооборудование станка, а в левой – Электродвигатель.

На современных станках можно выполнять любые, самые сложные токарные работы. Ме-ханизируются такие виды работ, как закрепление заготовки, инст-румента, перемещение задней бабки и др.

Все в больших количествах выпускаются станки-автоматы, самостоятельно выполняющие все операции по заданной программе (подача и закре-пление заготовки, зажим инстру-мента, его смена, переключение частот вращения шпинделя, подач, точение детали, отрезание и т. п.)

Учебник

Наглядные пособия

Станок

СТД – 120

Учебник

Наглядные пособия

Станок

СТД – 120

Наглядные пособия

Станок

СТД – 120

Наглядные пособия

Станок

СТД – 120

Наглядные пособия

Станок

СТД – 120

Учебник

За интере-совать

учащихся

Объяснять новый материал как можно доступнее

Разработал: учитель Т\О

Муравейко Сергей Михайлович

Подпись:

Инструкционно – технологическая карта по изготовлению ручки напильника

Разработал учитель Т/О

Муравейко С.М.

Документы письменного инструктирования

УТВЕРЖДЕНО УТВЕРЖДАЮ

Председатель профкома ___________ Директор школы _____________