Роль изобразительной деятельности в установлении эмоционального контакта педагога с ребенком 2-х лет в период адаптации к условиям детского сада


Адаптация ребёнка 2-х лет в детском саду. Материал из опыта работы

Автор: Удалова Ольга Петровна, воспитатель МБДОУ № 128 "Рыбачок ", г. Мурманск

Материал может быть использован для выступления на семинаре педагогов.

Поступив в детский сад, ребенок попадает в новую, непривычную среду, в окружение незнакомых ему взрослых и детей, с которыми приходится налаживать тесные взаимоотношения. В этой ситуации нужно создать условия для обеспечения малышу эмоционального комфорта, развития у него коммуникативных навыков.

Анализируя собственный педагогический опыт, и изучив рекомендации современных методик по воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста, мы провели анализ педагогических средств, используемых для обеспечения адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Возрастной период 2-3 лет является сензитивным для сенсорного развития. Учитывая это, мы исследовали, какой вид деятельности сочетает в себе способность обогащать познавательный опыт ребенка, снижать психоэмоциональное напряжение, вызывает интерес и радость.

С одной стороны, знакомясь с предметами и явлениями, ребенок осваивает свойства обследуемых объектов - форму, величину, строение, положение в пространстве, цвет. С другой стороны, воспринимая окружающий мир, приобретает первый чувственный опыт.

Изобразительная деятельность - один из способов усвоения сенсорных эталонов, и требует развития восприятия и ощущений. В то же самое время ребенок, рисуя, испытывает удовлетворение от осязательных и двигательных ощущений, радуется зрительному восприятию цветовых пятен.

Наибольшее влияние на формирование чувственно-эмоциональной сферы человека оказывает цвет. Воспринимая предметы действия с ним, ребенок не всегда вычленяет и осознает его форму, но непременно откликается на цвет. С помощью цвета можно снять психоэмоциональное напряжение.

Интерес к рисованию появляется у детей рано. Но обычно, в семье редко учат тому, как надо пользоваться изобразительными средствами. Впервые организованное приобщение ребенка к изобразительной деятельности начинается в детском саду. Здесь, воспитатели, вызывая интерес к действию с бумагой и карандашом, успешно решает проблему адаптации. В этот период совершенно неважно, умеет ли малыш держать карандаш или кисть. Важно, что обращая внимание на след, оставшийся от движения карандаша или кисти, ребенок на некоторое время забывает о расставании с мамой.

Планирование и организация занятий по изобразительной деятельности мы осуществляем в соответствии с содержанием образовательной программы МБДОУ, разработанной на основе программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой и программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет "Цветные ладошки " И. А. Лыковой, программы музыкального воспитания "Ладушки " И. Каплуновой.

Свое внимание мы направляем на решение
Следующих задач:

1. Создание положительного эмоционального настроя в группе и снятие эмоционального напряжения.

2. Развитие интереса к цвету, краскам, различным средствам изображения.

3. Формирование умения различать и называть цвета.

4. Развитие тактильной чувствительности и зрительно-двигательной координации.

5. Развитие мелкой моторики рук.

Каждого малыша, приходящего в нашу группу, мы включаем в совместную с педагогом изобразительную деятельность. Помогаем познать ребенку тайны волшебства пластилина, красок и карандашей. В период адаптации дети рисуют "Травку для зайчика ", "Листочки на деревьях ", "Дождик, дождик ", "Огоньки ночью " и так далее.

Ребята с первого занятия проявляют интерес к этой деятельности, радуются своим рисункам, показывают взрослым. Постепенно и плачущие дети присоединяются к общему процессу.

Наряду с традиционными наши воспитанники знакомятся с нетрадиционной техникой рисования - ладонью, пальчиками, ватными палочками, поролоновыми губками. Такие занятия вызывают у детей эмоциональный подъем.

Сотрудничаем с семьей по вопросам адаптации малышей к новым условиям жизни, используя продуктивные виды деятельности. Знакомим родителей с тематикой занятий изобразительной деятельности, оформляем выставки детских работ, выставляем консультации по формированию интереса у детей раннего возраста к доступным средствам изображения в домашних условиях, о роли художественно-эстетического воспитания в развитии личности ребенка.