Пути оптимизации затрат на предприятии на примере ОАО Вимм-Билль-Данн Напитки

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Институт открытого образования

Курсовая работа

по дисциплине: Экономический анализ хозяйственной деятельности

на тему: Пути оптимизации затрат на предприятии на примере ОАО "Вимм-Билль-Данн Напитки"

Выполнил: Погодина Е.А.

Группа: 4-Б23МЖ/18

Проверил: Шеншин А.С.

г. Нижний Новгород

2015

Содержание

Введение……………………………………………………………… стр.3

I. Теоретические и методические аспекты исследования расходов предприятия

1.1 Экономическая сущность расходов предприятия

и их классификация………………………………………………… стр.4

1.2 Расходы предприятий, связанные с производством и реализацией продукции…………………………………………………………...... стр.8

II. Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «Вимм-Билль-Данн Напитки»

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия..стр. 17

2.2 Состав и структура расходов предприятия ОАО ВБД Напитки..стр.21

2.3. Мероприятия по снижению расходов ОАО ВБД Напитки и выявление резервов увеличения прибыли………………………………………. стр.24

Заключение………………………………………………………….. стр.31

Список литературы………………………………………………… стр.33

Введение

Расходы являются одним из основных предметов интереса с точки зрения управленческого учета, поскольку как раз решения, принимаемые в целях их сокращения, составляют основной доступный инструмент менеджера в целях повышения эффективности работы предприятия. Объем продаж в основном зависит от маркетингового отдела и в короткой перспективе является результатом его деятельности. Производительность в большей степени зависит от технологов. Оценка расходов, а также их горизонтальный и вертикальный анализы помогают собственникам компании оценивать работу конкретных управленцев и руководства компании в целом. Именно прогнозирование расходов помогает руководству составлять реальные бюджеты и планы работы предприятия на будущее.

Детальный анализ расходов по группам, структуре, динамике необходим для внутрифирменного планирования и должен быть направлен на достижение высоких финансовых результатов. В связи с этим тема курсовой работы представляется актуальной.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение структуры расходов предприятия и определение путей по их сокращению. Задачей курсовой работы является реализация поставленной цели в теоретическом и практическом аспектах.

В практической части данной курсовой работы приведен анализ состава и структуры расходов на предприятии ОАО «Вимм-Билль-Данн Напитки» за период 2006-2008гг. и представлены возможные направления оптимизации расходов и мероприятия по их снижению.

I. Теоретические и методические аспекты исследования расходов предприятия

1.1 Экономическая сущность расходов предприятия и их классификация

В процессе хозяйственной деятельности все предприятия несут денежные затраты, не однородные по своему экономическому содержанию и назначению. Исходя из экономического содержания, денежные затраты можно разбить на три самостоятельные группы:

расходы, связанные с извлечением прибыли; расходы, не связанные с извлечением прибыли; принудительные расходы. Расходы, связанные с извлечением прибыли, включают затраты на обслуживание производственного процесса, на выполнение работ и услуг, затраты на реализацию продукции (работ, услуг), инвестиции. Расходы, не связанные с извлечением прибыли, состоят из средств, направленных на потребление владельцев предприятия, благотворительные и гуманитарные цели, отчисления в негосударственные страховые и пенсионные фонды, социальную сферу и т.п. [4, c. 270]

К принудительным расходам можно отнести налоги и налоговые платежи, отчисления в государственные внебюджетные фонды, расходы по обязательному страхованию и т.п.

Характер, структура, состав, сумма затрат определяются следующими факторами:

организационно-правовая форма хозяйствования; отраслевая принадлежность предприятия; место и роль предприятия на рынке товаров и услуг; проведение финансовой, кредитной и учетной политики предприятия; установленные правила поведения хозяйствующего субъекта в кредитной, налоговой, страховой сферах.

В экономической литературе и нормативных документах применяются такие понятия как «издержки», «расходы», «затраты». Следует отметить, что некоторые авторы считают эти термины различными, а другие – синонимами.

Термин «издержки» применяется, как правило, в экономической теории. Это суммарные затраты предприятия, связанные с выполнением определенных операций. Они включают в себя как явные (бухгалтерские), так и вмененные (альтернативные) издержки. [6, c. 154]

Явные (бухгалтерские) издержки – это выраженные в денежной форме затраты предприятия, обусловленные приобретением и расходованием разных видов экономических ресурсов в процессе производства и обращения продукции, товаров, работ или услуг.

Альтернативные (вмененные) издержки означают упущенную выгоду предприятия, которую оно получило бы при выборе производства альтернативного товара, по альтернативной цене, на альтернативном рынке и т.д. [7, c. 237]

Поэтому под затратами целесообразно понимать явные (бухгалтерские, фактические, расчетные) издержки предприятия. Термин расходы означает уменьшение финансовых средств предприятия или увеличение его долговых обязательств в процессе хозяйственной деятельности. Расходы являются использованием сырья, материалов, услуг сторонних организаций и т.д. Лишь в момент реализации предприятие признает свои доходы и связанную с ними часть затрат – расходы. Таким образом, можно сказать, что понятия «издержки», «затраты», «расходы» прямыми синонимами не являются. [5, c. 14]. В современной экономической практике существует несколько подходов к определению понятия расходов. Состав расходов регламентируется НК РФ, ПБУ 10/99 «Расходы организации», ФЗ №58 от 06.06.2005г.

Согласно ПБУ 10/99, расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Не признается расходами организации выбытие активов:

в связи с приобретением (созданием) внеоборотных активов (основных средств, незавершенного строительства, нематериальных активов и т.п.); вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, приобретение акций акционерных обществ и иных ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи); по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.; в порядке предварительной оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг; в виде авансов, задатка в счет оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг; в погашение кредита, займа, полученных организацией.

Согласно ст. 252 Налогового кодекса РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. [6, c. 17]

Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:

- расходы по обычным видам деятельности;

- прочие расходы.

Расходы по обычным видам деятельности формируют:

расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов; расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки (доработки) материально-производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном состоянии, коммерческие расходы, управленческие расходы и др.).

Прочими расходами являются:

расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации; расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности; расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;

расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции; проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов); расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями; отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности; штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; возмещение причиненных организацией убытков; убытки прошлых лет, признанные в отчетном году; суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания; курсовые разницы; сумма уценки активов; перечисление средств (взносов, выплат и т.д.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий;

Прочие расходы.

Прочими расходами также являются расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т.п.).

1.2 Расходы предприятий, связанные с производством и реализацией продукции

В соответствии с ПБУ 10/99 расходами по обычным видам деятельности являются расходы по изготовлению и продаже продукции, приобретению и продаже товаров, а также связанные с выполнением работ и оказанием услуг. Расходы на производство и реализацию продукции, определяющие себестоимость, состоят из стоимости используемых в производстве продукции природных ресурсов, сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и прочих расходов по эксплуатации, а также внепроизводственных затрат. Состав и структура расходов на производство зависят от характера и условий производства при той или иной форме собственности, от соотношения материальных и трудовых затрат и других факторов. [10, c. 210]. Расходы на производство и реализацию продукции, формирующие ее себестоимость, — один из важнейших качественных показателей коммерческой деятельности предприятий. [8, c. 47]

Реальный состав расходов на производство и реализацию продукции с 1 января 2002 г. определяется в соответствии с гл. 25 Налогового кодекса РФ (часть вторая).

Расходы на производство и реализацию, исходя из их экономического содержания, объединяются в четыре группы:

Остановимся подробнее на содержании каждой из этих групп.

Материальные расходы включают покупные сырье и материалы, входящие в состав производимой продукции: основные и вспомогательные материалы, комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо всех видов, тара, запасные части для ремонта, покупная энергия всех видов; затраты, связанные с использованием природного сырья (включая плату за природные ресурсы); затраты на работы и услуги производственного характера, выполняемые сторонними организациями. [3, c. 68]

Стоимость материальных ресурсов, включаемых в данную группу, складывается из цен их приобретения (без учета налогов, учитываемых в составе расходов), наценок и комиссионных вознаграждений, уплачиваемых снабженческим и внешнеторговым организациям, стоимости услуг товарных бирж, брокеров, таможенных пошлин и платы за перевозку, хранение и доставку сторонними предприятиями. Из этой стоимости исключается стоимость возвратных отходов, т.е. таких, которые ввиду полной или частичной утраты потребительских свойств используются с дополнительными расходами или не используются вообще в качестве материальных ресурсов. Однако если полноценные материалы передаются в другие цехи и используются при производстве других видов продукции, то они не относятся к возвратным отходам.

Расходы на оплату труда. Состав этой группы весьма разнообразен. Сюда входят выплаты заработной платы по существующим формам и системам оплаты труда, выплаты по установленным системам премирования, в том числе вознаграждения по итогам работы за год, выплаты компенсирующего характера (доплаты за работу в ночное время, сверхурочную работу и др.), стоимость бесплатного питания, коммунальных услуг, жилья, форменной одежды; оплата очередных и дополнительных отпусков, компенсация за неиспользованный отпуск; выплаты высвобождаемым работникам в связи с реорганизацией предприятия или сокращением штатов; единовременные вознаграждения за выслугу лет; оплата учебных отпусков рабочим и служащим, обучающимся в вечерних и заочных учебных заведениях, в заочной аспирантуре; оплата труда студентов вузов и учащихся специальных учебных заведений, находящихся на производственной практике на предприятиях; оплата труда не состоящих в штате предприятия за работу на договорных условиях, другие выплаты, включаемые в фонд оплаты труда в соответствии с действующим законодательством.

Следует иметь в виду, что не все выплаты работникам фирмы включаются в себестоимость продукции. Не включаются в затраты на производство такие расходы на оплату труда, как премии, выплачиваемые за счет специальных средств и целевых поступлений, материальная помощь, беспроцентная ссуда на улучшение жилищных условий, оплата дополнительных отпусков женщинам, воспитывающим детей, надбавки к пенсиям, единовременные пособия при уходе на пенсию, дивиденды (проценты), выплачиваемые по акциям трудового коллектива; компенсации в связи с удорожанием питания в столовых, буфетах; оплата проезда к месту работы, оплата путевок на лечение, экскурсии и путешествия, занятия в спортивных секциях, посещения культурно-зрелищных мероприятий, оплата подписки и приобретения товаров для личных нужд работников и другие затраты, производимые за счет прибыли, оставшейся в распоряжении организации. [2, c. 323]

Суммы начисленной амортизации. В этой части затрат отражаются амортизационные отчисления на полное восстановление основных производственных фондов, сумма которых определяется на основании их балансовой стоимости и действующих норм амортизации. При этом учитывается ускоренная амортизация активной части основных производственных фондов, что выражается в установленных законодательством нормах амортизации на соответствующие виды основных фондов. Если амортизационные отчисления, начисляемые ускоренным методом, используются не по целевому назначению, они не включаются в себестоимость продукции. Если предприятие работает на условиях аренды, то в данном разделе затрат производятся амортизационные отчисления на полное восстановление не только по собственным, но и по арендованным основным фондам. В случае бесплатного предоставления основных фондов (а именно помещений, инвентаря) предприятиям общественного питания, обслуживающим трудовые коллективы, и медицинским учреждениям, оказывающим медицинскую помощь в медпунктах на территории предприятий, амортизационные отчисления от стоимости этих основных фондов также включаются в состав данной группы. При проведении в соответствии с законом индексации начисленных амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов образовавшаяся сумма прироста амортизационных отчислений отражается в составе затрат по данному элементу. [4, c. 54]. В гл. 25 Налогового кодекса РФ, ст. 256 отмечено, что в целях налогообложения амортизируемым имуществом признаются не только основные средства, но и результаты интеллектуальной деятельности, а также объекты интеллектуальной собственности, используемые для извлечения дохода, стоимость которых погашается путем начисления амортизации. К амортизируемому имуществу не относятся земля и иные объекты природопользования, имущество бюджетных и некоммерческих организаций, объекты внешнего благоустройства, скот и другие виды имущества.

Прочие расходы. Последняя по порядку, но отнюдь не последняя по важности и разнообразию группа расходов на производство и реализацию продукции. В эту группу включаются некоторые виды налогов и сборов. Здесь отражаются расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИР и ОКР), способствующие созданию новой или усовершенствованию производимой продукции, на подготовку и освоение новых производств. В состав «Прочих расходов» входят платежи за предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ. К прочим расходам относятся расходы по всем видам обязательного страхования имущества и некоторым видам добровольного страховании имущества. К последним относится добровольное страхование:

транспортных средств; грузов; основных средств производственного назначения; нематериальных активов; рисков, связанных со строительно-монтажными работами; товарно-материальных запасов; сельскохозяйственных культур и животных; ответственности за причинение вреда, если таковое предусмотрено законодательством РФ. Расходы по обязательному страхованию имущества включаются в прочие расходы в пределах страховых тарифов. А по добровольному страхованию — в размере фактических затрат. В состав прочих расходов входят взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. К «Прочим расходам» относятся арендные платежи за арендуемое имущество, в том числе принятое в порядке лизинга; затраты на командировки по установленным нормам; оплата услуг по охране имущества, в том числе за пожарную и сторожевую охрану сторонними организациями и собственной службой безопасности, выполняющей функции защиты банковских и хозяйственных операций; расходы на оплату консультационных и аудиторских услуг; расходы на рекламу; на подготовку и переподготовку кадров. К «Прочим расходам» относятся оплата услуг связи, вычислительных центров, банков (о частности, услуг факсимильной и спутниковой связи, электронной почты а также информационных систем), плата за аренду. Расходы на ремонт основных средств, производимые промышленными организациями, относятся к прочим расходам в размере фактических затрат в том отчетном периоде, в котором были осуществлены.

К расходам предприятия относятся проценты по полученным заемным средствам (кредитам, займам и др.) при условии, что размер процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам в том же отчетном периоде. Существенным отклонением считается повышение или понижение от среднего уровня более чем на 20%. При отсутствии необходимых данных для определения существенного отклонения на расходы предприятия относится предельная величина процентов, которая равна ставке рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенной в 1,1 раза (при оформлении долгового обязательства в рублях). Проценты по кредитам в иностранной валюте принимаются равными ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной на 15%.

Группировка расходов по вышеперечисленным экономическим элементам применяется при определении обшей суммы себестоимости продукции фирмы. В процессе анализа учитывается удельный вес каждого элемента затрат в общей сумме себестоимости, исходя из специфики отрасли промышленности, а также уровень внереализационных расходов, т.е. расходов, не связанных с производством и реализацией продукции. К внереализационным расходам относятся в основном следующие виды расходов: содержание имущества, переданного по договору аренды, лизинга; расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида; расходы по выпуску, обслуживанию и хранению цепных бумаг; расходы от переоценки имущества, стоимость которого выражена в иностранной валюте, в связи с изменением официального курса к рублю, установленного Центральным банком РФ; расходы на ликвидацию, демонтаж, разборку основных средств; затраты на содержание законсервированных производств; штрафы, пени и другие санкции за нарушение договорных обязательств; расходы на оплату услуг банков; суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, а также потери от брака, простоев; недостачи материальных ценностей в производстве, на складах, а также убытки от хищений; потери от стихийных бедствий, пожаров, чрезвычайных ситуаций и др. [9, c. 104]

При всей важности и значимости классификации расходов по элементам, а также внереализационных расходов, невозможно дать исчерпывающую оценку — во сколько обходится фирме производство единицы каждого вида продукции, каковы характер и уровень затрат. Поэтому кроме группировки расходов по экономическим элементам практикуется их классификация по калькуляционным статьям, т.е. по целевому назначению расходов. В этом случае рассчитывается себестоимость единицы продукции с выделением всех составляющих. Группировка расходов по калькуляционным статьям отражается в специальном документе бизнес-плана — смете затрат на производство. В этой смете выделяются, как правило, следующие статьи: сырье и материалы; топливо и энергия; затраты на оплату труда; амортизационные отчисления; отчисления на социальные нужды; расходы на подготовку и освоение производства; расходы на содержание и эксплуатацию оборудования; цеховые расходы; общезаводские расходы; прочие, в том числе внепроизводственные расходы. При данной группировке затрат ряд комплексных статей (цеховые, общезаводские, внепроизводственные расходы и др.) подлежит дальнейшей детализации. Так, из них следует выделить заработную плату, амортизацию и другие расходы. В процессе анализа и управления издержками фирма определяет уровень отдачи от использования ресурсов и намечает пути максимальной экономии затрат в целях повышения интенсивности производства и увеличения объема продаж. При классификации расходов учитываются различные категории издержек. В калькуляционном разрезе выделяются расходы основные и накладные. Основные расходы связаны с процессом производства непосредственно (сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, энергия, заработная плата производственных рабочих и др.).

Накладные — цеховые, общезаводские, внепроизводственные и другие расходы, участвующие в общих затратах по управлению и обслуживанию производства. Подразделение расходов на основные и накладные при калькулировании себестоимости определенного вида продукции предполагает выделение затрат прямых и косвенных. Прямые затраты имеют непосредственное отношение к производству конкретных видов продукции. Это сырье, основные и вспомогательные материалы, энергия, основная заработная плата производственных рабочих, т.е. те расходы, которые являются основными. Косвенные затраты (см. накладные) связаны с производством не одного, а нескольких видов изделий и могут быть распределены между ними косвенно, пропорционально установленному базовому показателю.

Так, цеховые, общезаводские и внепроизводственные расходы включаются в себестоимость конкретных видов продукции пропорционально, например, основной заработной плате производственных рабочих или какому-либо другому показателю. В зависимости от взаимодействия с изменением объема производства затраты делятся на постоянные и переменные (их называют также условно-постоянные и условно-переменные). Постоянные — затраты, независящие от изменения объема производства, а переменные — это расходы, которые находятся в пропорциональной зависимости от изменения объема производства. Деление затрат на постоянные и переменные взаимодействует с делением затрат на прямые и косвенные. Так, прямые материальные затраты, а также заработная плата основного производственного персонала, топливо, энергия относятся к переменным расходам и зависят от изменения объемов производства. К постоянным издержкам, которые не зависят от изменения объемов производства, относятся такие косвенные расходы, как амортизационные отчисления, арендная плата, налог на имущество, административные и управленческие расходы. Это взаимодействие учитывается при расчете себестоимости реализованной товарной продукции и наличия остатков готовой продукции на складе на начало и конец соответствующего периода. [11, c. 123]. Классификация затрат на постоянные и переменные имеет важное значение при анализе безубыточности фирмы. Таким образом, классификация расходов, формирующих себестоимость продукции, является важнейшим многофакторным компонентом, определяющим эффективность фирмы и ее способность создавать стоимость.

II. Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «Вимм-Билль-Данн Напитки»

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия.

Открытое акционерное общество «Вимм-Билль-Данн Напитки» учреждено 30 марта 2007 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества» в результате преобразования муниципального предприятия «Раменский молочный комбинат» и осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом, частью первой Гражданского Кодекса РФ и Федеральным законом «Об акционерных обществах». Общество является полным правопреемником муниципального предприятия «Раменский молочный комбинат».

Сведения об Уставном капитале Общества.

Уставный капитал Общества по состоянию на 31.12.2008 г. составляет 684 720 (шестьсот восемьдесят четыре тысячи семьсот двадцать) рублей. Он разделен на 588 228 (пятьсот восемьдесят восемь тысяч двести двадцать восемь) штук обыкновенных именных акций и 96 492 (девяносто шесть тысяч четыреста девяносто две) штуки привилегированных акций типа А. Все акции имеют одинаковую номинальную стоимость 1 (один) рубль.

Структура органов управления Общества.

Общее собрание акционеров – высший орган управления Общества; Совет директоров – орган управления общества в промежутках между общими собраниями акционеров; Исполнительный директор – единоличный исполнительный орган Общества; Правление – коллегиальный исполнительный орган Общества.

Положение общества в отрасли. ОАО «Вимм-Билль-Данн Напитки» является одним из наиболее крупных производителей соков. За последний год предприятие добилось существенных результатов – были выпущены продукты новой серии «J-7 Иммуно», а так же новые вкусы бренда «Любимый сад», «Томатный сок с сельдереем», «Томатный сок. Испанский рецепт» и «Зимняя сказка». Объемы производства выросли по сравнению с прошлым годом на 136,8 % и составили 12 043 720 тыс. рублей за год. Значительный рост объемов реализации связан, прежде всего, с открытием филиалов в августе 2007 г.

На настоящий момент Общество имеет 20 филиалов, расположенных по адресам:

г. Москва, 1-й Варшавский проезд, д. 6, г. Москва, Дмитровское шоссе, д. 108, г. Владивосток, ул. Стрелочная, д.19, г. Новосибирск, ул. Петухова, д. 33, г. Тула, шоссе Одоевское, д. 93, г. Санкт-Петербург, Верхний 6-ой переулок д.1, г.Нижний Новгород, ул. Федосеенко 58, г.Екатеринбург, ул. Шаумяна, 73/16, г.Самара, ул. Товарная д.70-Ю, литера1,1-1 г. Воронеж, ул. Остужева 45, г. Краснодар, ул. Кузнечная 234, г. Волгоград, ул.7 Гвардейская 2 А, г. Уфа, ул. Интернациональная, 129/3, г. Ростов-на-Дону , ул.Луговая 12, г. Иркутск, ул. Розы Люксембург 184, г. Красноярск, ул.Робеспьера 1 А, г. Казань, ул.Техническая 10 а, г. Омск, ул. Лермонтова 46 г. Томилино, Люберецкий район, ул. Гаршина, д. 26, г. Ессентуки, Ставропольского края, ул. Пятигорская, д. 141.

Все филиалы в соответствии с Положениями о филиалах не имеют самостоятельного баланса. Приоритетные направления деятельности общества основной вид деятельности предприятия – производство овощных и фруктовых соков, реализация продуктов питания, соков и напитков; торговля, торгово-закупочная деятельность; транспортно-экспедиционное обслуживание; и другие.

Оценка размера предприятия

Показатели

Малое

Среднее

Крупное

Среднесписочная численность работников

До 100 чел.

До 100 чел.

Свыше 1000 чел. (Регион. уровень);

Свыше 5000 чел.

(Фед. уровень)

Активы (в собственности)

До 400 млн. руб.

До 1000 млн. руб.

Свыше 1000 млн. руб.

(Регион. уровень);

Свыше 10000 млн. руб.

(Фед. уровень)

Выручка-нетто

До 400 млн. руб.

До 1000 млн. руб.

Свыше 1000 млн. руб.

(Регион. уровень);

Свыше 10000 млн. руб.

(Фед. уровень)

Среднесписочная численность работников за 2008 год: 1709, Активы (в собственности): 6 212 816 тыс. руб. Выручка-нетто: 12 043 720 тыс. руб.

Вывод: ОАО «Вимм-Билль-Данн Напитки» - крупное предприятие на региональном уровне.

В скобках ( ) – номер формы отчетности

Затраты на один руб. реализации = Себестоимость проданных товаров, работ, услуг/Выручка от продажи (2)

Годовой фонд заработной платы ФЗП = Затраты на оплату труда + отчисления на соц. нужды (5)

Средняя зарплата по предприятию ЗПср = ФЗП / Q общая численность рабочих.

Производительность труда = (Выручка от продажи/Среднесписочная численность персонала)

Среднегодовая стоимость ОС = Балансовая ст-ть на начало периода (1, стр. 120) + (Ст-ть вновь введенных ОС * число месяцев действия вновь введеных ОС в отчетном периоде) /12 + (Ст-ть выбывших ОС * число месяцев действия выбывших ОС в отчетном периоде) /12

В случае неполучения данных, можно рассчитать среднегодовую стоимость как среднее хронологическое по квартальным балансам, на крайний случай среднее арифметическое стоимости ОС на начало и конец.

Фондовооруженность = отношение средней годовой стоимости основных производственных фондов к средней численности работников за год.

Фондоотдача (Коэффициент оборачиваемости основных средств, раз) = ВП / Среднегодовая стоимость основных средств.

Этот коэффициент характеризует эффективность использования предприятием имеющихся в распоряжении основных средств. Чем выше значение коэффициента, тем более эффективно предприятие использует основные средства. Низкий уровень фондоотдачи свидетельствует о недостаточном объеме продаж или о слишком высоком уровне капитальных вложений.

Однако значения данного коэффициента сильно отличаются друг от друга в различных отраслях. Также значение данного коэффициента сильно зависит от способов начисления амортизации и практики оценки стоимости активов. Таким образом, может сложиться ситуация, что показатель оборачиваемости основных средств будет выше на предприятии, которое имеет изношенные основные средства.

Время обращения ОС, дней = 360/Ко

Валовая рентабельность = (Валовая прибыль /Выручка от продажи)*100% (2)

Рентабельность продаж = (Прибыль от продаж/Выручка от продажи)*100 (2)

Чистая рентабельность = (Чистая прибыль/Выручка от продажи)*100 (2)

2.2 Состав и структура расходов предприятия ОАО ВБД Напитки

Оценка расходов организации основывается на исследовании данных о структуре и динамике расходов, общая информация о которых приведена в таблице 2.2.

Совокупные расходы в целом по предприятию возрастают, поскольку имеет место увеличение расходов по всем направлениям расходования средств.

В 2007 году темп прироста выручки (41,12%) значительно опережал темп прироста расходов по обычным видам деятельности (31,06%), что положительно характеризует операционную деятельность предприятия, т.к. показатель прибыли от продаж за данный период вырос на 157,67%.

В 2008 году по сравнению с предыдущим ситуация несколько ухудшилась: темп прироста расходов по обычным видам деятельности (42,84 %) выше темпа прироста выручки, который составляет 36,79%, что является признаком неэффективного управления расходами, снижающим как эффективность деятельности организации, так и ее возможность создавать стоимость. Необходимо отметить существенный рост в 2007-2008 году коммерческих расходов (270,84% и 172,18% соответственно), чтобы определить, с чем это связано, необходимо провести их детальный анализ по элементам. Также существенно превышает рост выручки рост финансовых расходов, что связано с увеличением объема платного заемного капитала вследствие расширения масштабов бизнеса. Кроме того, имеет место уменьшение текущего налога на прибыль в 2008 году (-16,12%), что является следствием снижения прибыли организации. Необходимо отметить также, что все виды расходов в 2008 году увеличиваются темпом, превышающим темп прироста выручки, что является признаком неэффективного управления расходами и ухудшением рыночной ситуации для предприятия.

Для того, чтобы проанализировать структуру расходов на предприятии и отследить ее динамику, необходимо воспользоваться результатами расчетов на основе таблицы 2.3. Как видно из расчетов, структура совокупных расходов типична для производственного предприятия реального сектора экономики – в расходах предприятия за период 2006-2008гг. максимальный удельный вес занимает себестоимость произведенной продукции. Доля управленческих расходов невелика, не превышает 3%, стабильность доли управленческих расходов типична для бизнеса, находящегося на фазе зрелости. Доля коммерческих расходов возрастает за анализируемый период с 5,03% до 26,26% в общей структуре расходов и в 2008 году составляет около 50% от себестоимости произведенной продукции, что не нормально.

Можно предположить, что рост коммерческих расходов связан с необходимостью увеличивать финансирование маркетинговой деятельности в связи с отмеченным ранее усилением конкуренции на рынке, однако более точный вывод можно будет сделать только по результатам анализа данных расходов по включаемым в их состав элементам. Прочие расходы также имеют тенденцию к увеличению, однако их прирост в целом пропорционален итогу общего прироста, поскольку доля прочих расходов в совокупных расходах предприятия существенных изменений не претерпела.

Чтобы оценить влияние факторов, в той или иной степени повлиявших на изменение величины совокупных расходов предприятия, следует воспользоваться данными таблицы 2.4. Первое место по роли влияния на изменение общих расходов в 2008 году, как это уже было выделено ранее, занимают расходы на обращение (коммерческие) – 54,59%. Вторыми по степени влияния идут расходы на производство и реализацию продукции (себестоимость реализации продукции) – 32,40%. Рост остальных расходов не оказал существенного влияния на изменение общих расходов – под их влиянием совокупные расходы не изменялись более чем на 10%, что и выступает в данном случае критерием существенности в определении степени влияния.

Как видно из расчетов по таблицам 2.2-2.4, основную долю расходов на предприятии ОАО ВБД Напитки составляет себестоимость производства готовой продукции, поэтому, несмотря на ее снижение в результате роста коммерческих расходов (издержек обращения), резервы снижения расходов следует искать именно в возможностях снижения показателя себестоимости продукции. Вместе с тем все более заметную долю занимают коммерческие расходы, причем их рост настолько значителен, что существенно снижает долю себестоимости производства в расходах по обычным видам деятельности, поэтому на них также следует обратить особое внимание. Дальнейший анализ предполагает тщательное исследование расходов по обычным видам деятельности, которому посвящен следующий раздел данной работы.

2.3. Мероприятия по снижению расходов ОАО ВБД Напитки и выявление резервов увеличения прибыли.

Проведенный всесторонний анализ расходов на предприятии ОАО ВБД Напитки позволяет заключить, что в целом на предприятии сложилась неэффективная система управления расходами. Причинами этого послужил рост материальных затрат, неблагоприятное соотношение цен на сырье и материалы и цен на готовую продукцию, рост расходов по обслуживанию производства, а также неэффективная система мотивации труда. В целом расходы на предприятии не достаточно контролируются менеджментом, в абсолютном и относительном выражении растут, что, очевидно, приводит к снижению эффективности организации и негативно влияет на стоимость бизнеса.

Базовые параметры политики управления расходами предприятия представляются следующие:

Усиление контроля над прочими расходами, в частности по валютным операциям и операциям с ценными бумагами, неэффективное проведение которых приносило предприятию значительные убытки, а также пересмотр порядка работы с покупателями и заказчиками в том случае, если имеет место просрочка платежа, совершенствование механизма начисления пеней и штрафных санкций, т.к. на предприятии существенна доля создаваемых резервов по сомнительной (просроченной по факту) дебиторской задолженности. Усиление контроля над материальными расходами и расходами на оплату труда в сфере производства и продаж. Повышение эффективности использования материальных ресурсов; поиск поставщиков с более выгодными условиями поставки сырья и материалов. Усиление контроля за соотношением темпов роста производительности труда и заработной платы; не допущение ускоренного роста средней заработной платы относительно роста производительности труда. Снижение уровня коммерческих и управленческих расходов на предприятии. Увеличение уровня операционного рычага. Далее предлагаются к рассмотрению некоторые мероприятия по оптимизации расходов и выявлению резервов увеличения прибыли на предприятии ОАО ВБД Напитки. В связи с расширением маркетинговой деятельности предприятия руководству было бы разумно предложить проект по созданию собственной маркетинговой службы в противоположность аутсорсингу, т.е. переход от закупок ряда маркетинговых услуг на стороне к их производству собственными силами, поскольку в связи с закупкой проводимых исследований рынков сбыта на стороне расходы по ее обслуживанию, растут значительными темпами, учитывая их трудоемкость и высокую стоимость.

Проект: «Создание собственной маркетинговой службы на предприятии и оптимизация расходов по продвижению продукции на рынке»

Как показал анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО ВБД Напитки, в 2008 году около 25% от величины коммерческих расходов приходится на финансирование маркетинговых исследований и мероприятий по продвижению продукции на рынке. Этот факт свидетельствует об активном участии данного предприятия в конкурентной борьбе, что повышает его шансы на увеличение объемов продаж и получение за счет этого дополнительной прибыли. Однако, как было выделено, рост этих расходов идет темпами значительно выше, чем прирост выручки. И нет сомнения в том, что расходы на финансирование маркетинговой деятельности со временем будут только расти, поскольку результаты проводимых исследований остаются актуальными в течении непродолжительного периода времени, после чего информацию о ситуации на рынке необходимо обновлять, проводя новые исследования.

Какие преимущества дает создание собственной маркетинговой службы: в первую очередь это возможность полного контроля со стороны руководителя, который имеет возможность спланировать деятельность определенного отдела, и это будет полностью соответствовать его представлению о том, как должна строиться и вестись работа, отчетность также будет максимально удобной и подробной. Кадры будут подбираться собственной службой, будут соответствовать требованиям руководителя и следовать корпоративной культуре организации. Не менее важно и то, что вся приобретаемая в процессе маркетинговой активности информация останется внутри компании в полном объеме, сохраняя свою конфиденциальность.

Недостатком же будет являться то, что руководству придется уделять часть своего времени на координацию работы отдела маркетинга, затрачивать усилия на разработку и реализацию маркетинговой программы. Для осуществления данного проекта необходимо произвести расходы, прежде всего связанные с существенными инвестициями. Действительно, создание собственной маркетинговой структуры требует значительных инвестиций: необходимо набрать штат квалифицированных специалистов, обеспечить их рабочими местами, офисной техникой, зарплатой, плюс расходы на обучение новых сотрудников. [16, c. 35]

Приступая к реализации проекта, прежде всего необходимо определить издержки по реализации маркетинговой программы внутренними ресурсами, назначить ответственных за сроки и качество реализации проекта.

Положение о создании Отдела Маркетинга на предприятии ОАО ВБД Напитки. Цели и функции Отдела Маркетинга. Совместно с другими подразделениями предприятия и руководством предприятия Отдел Маркетинга помогает выработать стратегию рыночной деятельности предприятия. Целью отдела маркетинга является выработка рекомендаций и координация деятельности по формированию и проведению закупочной, сбытовой и сервисной политики предприятий. В функции Отдела маркетинга входит анализ внутренней и внешней среды предприятий, анализ конкурентов, сегментирование рынка и позиционирование товара, ценообразование, формирование ассортимента и формулирование требований к качеству продукции и обслуживанию клиентов, продвижение продукции, формирование и поддержание имиджа предприятия и торговых марок.

Определение структуры и состава работников Отдела Маркетинга. Численность отдела маркетинга - 7 сотрудников. Внутри отдела маркетинга выделяются следующие специализации: (Примерные данные об уровнях заработной платы представлены по материалам сайта HeadHunter.ru из вакансий реальных предприятий сравнимого масштаба.)

Начальник отдела маркетинга (120 000 тыс.руб./мес.) Менеджер по маркетингу (50 000 тыс.руб./мес.) Менеджер по PR и работе со СМИ (40 000 тыс.руб./мес.) Менеджер по рекламе (35 000 тыс.руб./мес.) - Менеджер по стратегии продаж (60 000 тыс.руб./мес.) Специалист по маркетинговым исследованиям (45 000 тыс.руб./мес.) - Секретарь-делопроизводитель отдела (30 000 тыс.руб./мес.) Определение расходов по обеспечению деятельности Отдела Маркетинга. Аренда офиса площадью 100 кв.м. из расчета 30 000 руб./кв.м. в год и оплата услуг по его охране. Обустройство рабочих мест – приобретение необходимой офисной оргтехники и дополнительные затраты по ее обслуживанию – 250 000 руб.

Расходы, непосредственно связанные с проведением маркетинговых исследований, включают в себя расходы на: проведение опросов, анкетирование; функционирование Call-центров; прочие необходимые маркетинговые мероприятия; и составляют в своей сумме 1 500 000 руб. в среднем за год.

Прочие расходы складываются из следующих статей:

Расходы по формированию и обеспечению социального пакета сотрудникам фирмы (расходы на добровольное медицинское страхование); Расходы на обучение новых сотрудников; Командировочные расходы; Расходы на оплату мобильной связи сотрудникам отдела; Расходы на оплату коммунальных услуг, оплату услуг телефонии и Интернет в связи с арендой офисного помещения; Прочие расходы, связанные с организацией и функционированием службы маркетинга (питание и проч.).

Итого прочих расходов в размере 20% от величины дополнительных расходов по реализации данного проекта.

Таблица 3.1 Расчет предполагаемого экономического эффекта проекта по созданию маркетинговой службы на предприятии ОАО ВБД Напитки. (тыс. руб.)

№ п/п

Изменение доходов и затрат

(-) сокращение,

(+) рост

1.

Изменение выручки от реализации

Нет

2.

Изменение затрат

Снижение коммерческих расходов на величину затрат на маркетинговые исследования

(отказ от их приобретения на стороне)

124 544 000 руб. в 2008 году

Рост управленческих расходов

- Рост расходов на оплату труда сотрудникам Отдела

4 560 000 руб./год

- Рост расходов по обеспечению деятельности Отдела

4 750 000 руб./год

- Увеличение прочих расходов в составе управленческих

0,2*(4 560 000 +4 750 000) =

= 1 862 000 руб./год

3.

Изменение налогов

Рост ЕСН

0,26*4 560 000 = 1 185 600 руб./год

Рост налога на прибыль

0,20*(124 544 000 - 4 560 000 -

- 1 185 600 - 4 750 000 - 1 862 000) =

22 437 280 руб.

4.

Дополнительная прибыль

89 749 120 руб.

В итоге по предварительным расчетам получена дополнительная прибыль в размере 89 749 120 руб.

Следует оговориться, что изменения выручки не последует только на первоначальном (нулевом) этапе организации службы маркетинга, в дальнейшем прирост выручки, а, соответственно, и прибыли, будет зависеть от эффективности работы службы.Однако предприятию не следует ограничиваться одним только этим мероприятием по снижению расходов, тем более что расчеты приблизительны и полученный эффект может быть гораздо ниже.

Напротив, руководству предприятия следует вести поиски по всем направлениям возможного снижения затрат. Например, в целях оптимизации затрат на рекламу и повышение ее эффективности (отдачи) следует обратиться к новому направлению в области PR – Интернет-маркетингу и размещению рекламы на популярных Интернет-порталах, что обеспечит охват сопоставимой по объему целевой аудитории при значительно меньших издержках. Поиски, обзор, экономическое обоснование и представление вариантов оптимизации расходов на рекламу будет как раз находиться в компетенции специалистов нового Отдела Маркетинга.

Заключение

Важнейшим разделом финансового плана является план расходов, который самостоятельно разрабатывается предприятием. Планирование расходов является одним из основных разделов плана по производству и реализации продукции, так как показатели расходов оказывают значительное влияние и в большей степени определяют эффективность работы предприятия.

Важнейшими показателями, от которых в значительной мере зависят финансовые результаты работы предприятий, являются сумма и средний уровень расходов на производство и реализацию продукции. Снижение именно этих показателей при прочих равных условиях способствует росту прибыли и наоборот.

Проведенное в настоящей работе теоретическое исследование позволило выявить основную цель анализа расходов на предприятии в современных условиях, которая заключается главным образом в оценке влияния на конечный финансовый результат и поиске путей их оптимизации и резервов увеличения прибыли.

Проведенный во 2-ой главе данной работы экономический анализ предприятия ОАО «ВБД Напитки» показал следующее. Расходы ОАО «ВБД Напитки» практически по всем видам деятельности за период 2006-2008гг. значительно выросли, что оказало значительное влияние на снижение финансовых результатов, несмотря на рост выручки от реализации продукции.

Проведенный анализ показал необходимость выявления резервов снижения расходов предприятия и необходимость совершенствования работы по организации производства. Важнейшими резервами снижения расходов являются эффективная работа с поставщиками сырья и товаров; усиление контроля над материальными расходами и расходами на оплату труда в сфере производства и продаж; снижение уровня коммерческих и управленческих расходов на предприятии.

На основе проведенного практического анализа расходов ОАО «ВБД Напитки» были предложены мероприятия, направленные на сокращение величины расходов предприятия, спрогнозирован возможный резерв увеличения прибыли за счет их внедрения. На основании проведенного анализа также необходимо проведение следующих мероприятий:

- разработка комплекса мер по поиску новых покупателей;

- проведение активной рекламной компании;

- работа по формированию благоприятного имиджа предприятия.

В основе проведения мероприятий по изучению спроса должны лежать маркетинговые исследования потребителей.

Список литературы

1. Налоговый Кодекс Российской Федерации.

2. Положение о составе затрат с постатейными материалами. Изд.: Инфра-М; 2000 г.

3. Состав и учет затрат, включаемых в себестоимость: Во всех отраслях предпринимательской деятельности (под ред. Подобеда М.А.) , 2001 г.

4. Грузинов В. Экономика предприятия (предпринимательская). Учебник для вузов. Изд. Юнити-Дана, 2002 г.

5. Зайцев Н. Л. Экономика промышленного предприятия: Учебник; 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 1998 г.

6. Захарьин В.Р. Налоговый учет затрат на производство. Изд. "Дело и сервис", 2002 г.

7. Ковалев В.В., Волкова О.Н.. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. -М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2000 г.

8. Кударь Г. Себестоимость для целей налогообложения в 2002 году. Изд. Бератор-пресс, 2002 г.

9. Медведев А.Н. Затраты, уменьшающие налогооблагаемую прибыль: арбитражная практика. Изд. Налоговый вестник, 2002 г.

10. Себестоимость реализованных товаров в организациях при определении выручки по оплате / Финансовая газета 1997 г., №40.

11. Шашурин Ю.С. Себестоимость в оперативном управлении предприятием. Изд. Дека, 2000 г.

12. Шанк Дж., Говиндараджан В. Стратегическое управление затратами. Изд. "БМикро", 2000 г.

13. Швандар В.А. Экономика предприятия. Изд. Юнити-Дана, 2001 г.

14. Экономика предприятия: учебник / под редакцией проф. Сафронова.- М.: "Юристъ", 1998 г.

15. Хендриксен Э.С., Бреда М.Ф. ван. Теория бухгалтерского учета. М.: Финансы и статистика, 1997 г.

16. Хаев О.Н. Оценка маркетинговой деятельности на предприятии. М.: МГУС, 2004.

17. Абрютин М.С., Анализ финансово-экономической деятельности предприятия учеб. – практ. Пособие. – М.: Дело и сервис 2000. – 256 с.

18. Анализ финансовой отчетности учеб. пособие для вузов под ред. О.В. Ефимовой. – М.: Омега-Л, 2006. – 449 с.

19. Арутюнов Ю.А., Финансовый менеджмент: теория и практика М.: Проспект 2008. – 1024 с.

20. Басовский Л.Е., Финансовый менеджмент учебник. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 240 с.

21. Бланк И.А. Управление финансовой безопасностью предприятия. – Киев: Эльга; Ника-Центр, 2006. – 776 с.

22. Большаков С.В., Финансы предприятий: теория и практика учебник для вузов. – М.: Кн. Мир 2006. – 617 с.

23. Бригхем Ю., Финансовый менеджмент полный курс: в 2 т. Т. 1., пер. с англ. Под ред. В.В. Ковалева. – СПб.: Эконом. шк. – 2000. -497 с.

24. Гусева И.Б. Управление затратами в системе контроллинга. // Финансы. – 2005. - №12. – с.69.

25. Ионова А.Ф. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации. – М.: Бух. Учет, 2005. – 310 с.

26.   Карасева И.М., Финансовый менеджмент учеб. пособие. – М.: Омега-Л, 2006. – 335 с.

27.   Ковалев В.В., Финансовый менеджмент: теория и практика. – М.: Проспект, 2008. – 1024 с.

28.   Негашев Е.В., Анализ финансов предприятия учеб. пособие. – М.: Высш. шк.2001 – 192 с.

29.   Основы экономики и управления учеб. пособие для вузов под ред. Н. Кожевникова. – М.: Академия, 2003. – 272 с.

30.   Остапенко В.В., Финансы предприятия учеб. пособие. – М.: Омега-Л, 2007. – 301 с.

31.   Прохоров Я.А. Источники финансирования корпораций // Финансы. – 32.   Пястолов С.М. Экономический анализ деятельности предприятий учеб. пособие для вузов. – М.: Академ. проект, 2004. – 576 с.

33.   Пястолов С.М. Экономический анализ деятельности предприятий. – М.: Академический проект, 2004. – 576 с.

34.   Раицкий К.А. Экономика предприятия: учебник для вузов. – М.: Дашков и К, 2002. – 1012 с.

35.   Савицкая Г.В., Анализ хозяйственной деятельности предприятия учебник. – М.: Инфра-М 2004. – 424 с.

Пути оптимизации затрат на предприятии на примере ОАО Вимм-Билль-Данн Напитки