Организация культурно-досуговой деятельности с подростками
Министерство культуры Нижегородской области
ГБОУ СПО «Нижегородский областной колледж культуры»
Курсовая работа
Организация культурно-досуговой деятельности с подростками
Студент 21 Группы
Специальность: «Социально
культурная деятельность».
Рыжов Владимир Альбертович
Руководитель курсового проекта:
Гриценко Наталия Александровна.
г.Бор
2014 г.
Содержание:
Введение
Глава 1. Специфика культурно-досуговой деятельности
1.1 Социально-психологические особенности
подросткового возраста.
1.2 Досуговая деятельность подростков.
1.3 Формы организации культурно-досуговой деятельности .
Заключение 21
Список используемых интернет-сайтов и литературы 22
Введение.
Сфера свободного времени и досуга всегда являлась объектом научного интереса. Философия рассматривает свободное время в качестве пространства для осуществления специфических социальных процессов, выявляет истоки возникновения свободного времени и его взаимосвязь с временем рабочим, его социальную ценность. Социология и экономика осуществляют количественный и статистический анализ указанных процессов, исследуют характер и содержание свободного времени личности, деятельность социальных институтов досуга по его наполнению, аксиологию досуга. Психология обращает внимание на потребности и мотивы, определяющие поведение и поступки человека в этой временной сфере.
В своей совокупности данные этих наук свидетельствуют о том, что свободное время является доминирующим пространством, в котором происходит физическое и духовное развитие человека.
Объектом курсовой работы является культурно-досуговая деятельность подростков. Проблема досугового времяпрепровождения подростков отличается большой сложностью и противоречивостью. Большой объем неорганизованного свободного времени подростков и неумение распорядиться им, нередко приводит детей к социальным проблемам. Проблема организации культурно-досуговой деятельности подростков в небольшом городе заслуживает пристального внимания уже лишь потому, что человек умеющий проводить свой досуг с пользой и интересом там, где не так много учреждений соответствующей сферы деятельности, не только развивает собственную личность, но и способствует повышению досуговой квалификации окружающих его людей. Формы проведения досуга, безусловно, зависят от возрастных особенностей личности. Досуг оказывает огромное влияние на все сферы жизнедеятельности человека. Особенно велико его значение в подростковом возрасте, являющемся периодом интенсивного развития и формирования личности. Проблема свободного времени подростков волнует сегодня ученых и практиков различных областей жизни и отраслей знаний.
Подростковый возраст это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Известно, как несложно увлечь подростка чем-либо. И также известно, как трудно сохранить, поддержать и развить этот интерес. Подростковый возраст не просто один из этапов жизни. Многие исследователи, вслед за Руссо, недаром называют его возрастом "второго рождения личности". Здесь многие истоки, начала всей дальнейшей жизни. Возраст этот хрупкий, ранимый, изменчивый, оказывается, больше чем какие-либо другие, зависим от реальной социальной жизни, потому что подросток впервые открывает ее для себя. На месте окружения, существовавшего для ребенка, для подростка возникает мир. Сегодня этот мир сложен, как никогда. Заметное развитие в подростковом возрасте приобретают волевые черты характера настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности. В отличие от младшего школьника подросток способен не только к отдельным волевым действиям, но и к волевой деятельности. Однако, проявляя настойчивость в одном виде деятельности, подросток может не обнаруживать ее в других видах. Наряду с этим подростковый возраст характеризуется известной импульсивностью. Внимание подростка характеризуется специфической избирательностью, устойчивостью. Избирательным, целенаправленным, анализирующим становится и восприятие. Значительно увеличивается объем памяти, вследствие характерных сенситивных изменений подросткового возраста формирования логических структур. В интеллектуальной деятельности подростков основной особенностью является нарастающая способность к абстрактному мышлению. Важная особенность этого возраста формирование активного, самостоятельного, творческого мышления.
Культуре досуга необходимо учить, начиная с детского возраста. Овладеть ею возможно только при целенаправленном, планомерном воздействии на подрастающее поколение. Научение подростков умениям и навыкам самоорганизации важная социально-педагогическая задача, которая представляет собой один из важнейших этапов на пути к овладению ими культурой досугового времяпрепровождения. Однако даже знание видов и продолжительности занятий подростка в свободное время еще ничего не говорит о рациональном, разумном их выборе при организации собственного досуга. Для того чтобы деятельность подростка во время досуга не приводила к бездумному времяпрепровождению и не способствовала бы возникновению криминогенных ситуаций, необходимо развивать у них умения самоанализа, адекватную самооценку, разумное управление своим поведением. Все эти умения приобретаются в процессе успешного овладения подростками навыками САМООРГАНИЗАЦИИ. Досуг подростков, как уже было замечено, отличается сложностью и противоречивостью. Во-первых, имея возможность выбирать занятия на досуге по собственному желанию, молодые люди часто не готовы к осознанному выбору видов деятельности, способствующих полноценному формированию личности. Во-вторых, стремясь к самостоятельности в выборе форм использования досуга, подростки, тем не менее ограничены определенным кругом социальных ролей, по сравнению со взрослыми. Отсюда, с одной стороны, не обладая устойчивостью интересов в плане проведения досуга, подростки более охотно перенимают от взрослых их модели его заполнения, причем не всегда положительные и соответствующие уровню их физического и психического развития.
С другой, предлагаемые взрослыми общественные формы досуга нередко не отвечают потребностям и интересам личности подростка, что порождает пассивность в процессе приобщения к духовным ценностям. Существует противоречие между потребностями подростков использовать свой досуг как сферу самореализации, полноценного общения, активного проявления самостоятельности и неумением реализовать себя в досуге в силу серьезных недостатков в организации со стороны взрослых и недостаточностью создания условий и среды для научения подростков азам досуговой деятельности. Школа, клубы, другие внешкольные досуговые объединения в результате отсутствия координации в осуществлении воспитания "человека культуры" и недооценки в этом процессе новых тенденций в образе жизни подрастающего поколения, не реализуют в полной мере свои объективные возможности по формированию культуры досуга.
Глава 1 Специфика культурно-досуговой деятельности
подростков .
1.1.Особенности подросткового возраста
Подростковый возраст это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, - это самопознание, самовыражение и самоутверждение.
В подростковом возрасте весьма высокого уровня развития достигают все без исключения познавательные процессы. В эти же годы открыта проявляется абсолютное большинство жизненно необходимых личных и деловых качеств человека. Например, высшего уровня своего развития в детстве достигает непосредственная, механическая память, образуя вместе с достаточно развитым мышлением предпосылки для дальнейшего развития и совершенствования логической, смысловой памяти. Высокоразвитой, разнообразной и богатой становится речь, мышление оказывается представленным во всех его основных видах: наглядно-действенном, наглядно-образном и словесно-логическом. Все эти процессы приобретают произвольность и речевую опосредствованность. У подростков они функционируют уже на базе сформировавшейся внутренней речи. Становится возможным научение подростка самым различным видам практической и умственной (интеллектуальной) деятельности, причём с использованием множества приёмов и средств обучения. Формируются и развиваются общие и специальные способности, в том числе необходимые для будущей профессиональной деятельности.
Подростковый период имеет множество характерных именно для данного возраста противоречий и конфликтов. С одной стороны, интеллектуальная развитость подростков, которую они демонстрируют при решении разных задач, связанных со школьными предметами и другими делами, побуждает взрослых к обсуждению с ними достаточно серьёзных проблем, да и сами подростки активно к этому стремятся. С другой стороны, при обсуждении проблем, особенно таких, которые касаются будущей профессии, этики поведения, ответственного отношения к своим обязанностям, обнаруживается удивительная инфантильность этих, внешне выглядящих почти взрослыми, людей.
В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка. В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму. Придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольством собой.
Центральным психологическим новообразованием в подростковом возрасте становится формирование у подростка своеобразного чувства взрослости, как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому. Физическое возмужание дает подростку ощущение взрослости, но социальный статус его в школе и семье не меняется. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что непременно приводит к конфликту между взрослыми и подростками.
В результате возникает кризис подросткового возраста. Суть подросткового кризиса составляет свойственные этому возрасту подростковые поведенческие реакции. К ним относятся: реакция эмансипации, реакция группирования со сверстниками, реакция увеличения (хобби).
Реакция эмансипации. Эта реакция представляет собой тип поведения, посредством которого подросток старается высвободиться из-под опеки взрослых, их контроля, покровительства. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за утверждение себя как личности. Реакция может проявляться в отказе от выполнения общепринятых норм, правил поведения, обесценивании нравственных и духовных идеалов старшего поколения. Мелочная опека, чрезмерный контроль за поведением, наказание путем лишения минимальной свободы и самостоятельности обостряют подростковый конфликт и провоцируют подростков на крайние меры: прогулы, уходы из школы и из дома, бродяжничество.
Реакция группирования со сверстниками. Подросткам свойственно инстинктивное тяготение к сплочению, к группированию со сверстниками, где вырабатываются и апробируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, умение завоевывать авторитет и занять желаемый статус. В группе сверстников более эффективно отрабатывается самооценка подростка. Он дорожит мнением сверстников, предпочитая их общество, а не общество взрослых, критику которых он отвергает.
Реакция увлечения. Для подросткового возраста увлечения (хобби) составляет весьма характерную особенность. Увлечения необходимы для становления личности подростка, т.к. благодаря увлечениям формируются склонности, интересы, индивидуальные способности подростков.
Они делятся на следующие виды:
1. Интеллектуально-эстетические увлечения (музыка, рисование, радиотехника, электроника, история и т.д.).
2. Накопительные увлечения (коллекционирование марок, пластинок, открыток).
3. Эксцентрические (желание подростка быть в центре внимания ведет к увлечению экстравагантной одеждой).
Знание подростковых увлечений помогает лучше понять внутренний мир и переживания подростков, улучшает взаимопонимание между подростками и взрослыми.
В подростковом возрасте весьма высокого уровня развития достигают все без исключения познавательные процессы. Становится возможным научение подростка самым различным видам практической и умственной деятельности.
Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, - это более высокий уровень самосознания, потребность осознать себя как личность. Л.С. Выгодский считает, что формирование самосознания составляет главный итог переходного возраста.
В этом возрасте создаются неплохие условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости и других полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей, в том числе умения налаживать деловые контакты, договориться о совместных делах, распределять между собой обязанности и т.д. Подобные личностные качества могут развиваться практически во всех сферах деятельности, в которые вовлечен подросток и которые могут быть организованы на групповой основе: учение, труд, игра.
Главными личностными чертами подростка являются следующие:
1. Непримиримость ко злу, эмоциональное неприятие его, с одной стороны, сочетается с неумением разобраться в сложных явлениях жизни с другой.
2. Подросток хочет быть хорошим, стремиться к идеалу, но он не любит, когда его прямолинейно воспитывают.
3. Подростку хочется быть личностью. Совершить что-нибудь героическое, романтическое, необычное. При наличии потребностей к действию и желания самоутвердиться подросток еще не знает, как этого можно добиться.
4. У подростка выражено противоречие между богатством желаний и ограниченностью сил. Отсюда множественность и непостоянство увлечений. Подросток боится обнаружить свою несостоятельность, он слишком самолюбив и может прикрываться показной уверенностью, решительностью, за которыми скрывается беспомощность.
5. В подростке очень сочетаются романтическая восторженность и грубые выходки. Восхищение красотой и хроническое отношение к ней. Он стыдится своих чувств. Такие человеческие чувства кажутся ему детскими. Он опасается, что будут считать чересчур чувствительным, и прикрывается грубостью.
Прилив физических сил побуждает к деятельности. Не у каждого подростка проявляется весь набор противоречий, но их нельзя игнорировать. В работе с подростком следует учитывать главные возрастные и личностные особенности, основные психологические новообразования этого возраста.
Отрочество как иногда называют подростковый возраст это время становления подлинной индивидуальности, самостоятельности в учении и в труде. По сравнению с детьми более младшего возраста подростки обнаруживают веру в способность определять и контролировать собственное поведение, свои мысли и чувства. Подростковый возраст это время обострённого стремления к познанию и оценки самого себя, к формированию целостного, непротиворечивого образа «Я».
1.2.Досуговая деятельность подростков.
Досуг возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Виды досуговой деятельности можно классифицировать по пяти группам: отдых, развлечения, праздники, самообразование, творчество. Отдых снимает усталость и восстанавливает физические и духовные силы. Пассивный отдых снимает напряжение расслаблением, созерцанием природы, размышлением и т.п. Активный отдых представляет собой физическую и культурную деятельность (физкультура, туризм, чтение, слушание музыки и т.п.). Развлечения (просмотр кинофильмов, посещение театров, концертов, музеев, экскурсии, путешествия и т.п.) имеют компенсационный характер и обеспечивают человеку смену впечатлений. Праздники сочетают в себе отдых и развлечения, позволяют человеку ощутить эмоциональный подъём. Самообразование (чтение, лекции, диспуты, семинары и пр.) приобщает людей к ценностям культуры и сочетает в себе приобретение знаний с развлечениями. Творчество обеспечивает наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Детский досуг осуществляется, прежде всего в семье, а также в специальных учреждениях (библиотеки, музеи, клубы, дома творчества, спортивные секции, любительские объединения по интересам и др.).
Самой распространённой формой проведения досуга подростков является общение. Все исследователи психологии подросткового возраста так или иначе сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общения со сверстниками, поэтому одной из главных тенденций подросткового возраста является переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных по положению.
Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Поведение подростков по своей специфике, является коллективно-групповым. Такую специфику поведения подростков некоторые учёные объясняют так:
Во-первых, общение со сверстниками очень важный канал информации, по нему подростки узнают многие вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые.
Во-вторых, это специфический вид механических отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права.
В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи даёт подростку чувство благополучия и устойчивости.
Чувство одиночества и неприкаянности, связанное с возрастными трудностями становления личности, порождает у подростков неутомимую жажду общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они находятся или надеются найти то, в чем им отказывают взрослые: спонтанность, спасение от скуки и признание собственной значимости. Для подростка важно не только быть вместе со сверстниками, но, и, главное, занимать среди них удовлетворяющее его положение. Для некоторых это стремление может выражаться в желании занять в группе позицию лидера, для других - быть признанным, любимым товарищем, для третьих - непререкаемым авторитетом в каком-то деле, но в любом случае оно является ведущим мотивом поведения подростков, особенно младших подростков.
Д.И. Фельдштейн выделяет три формы общения подростков: интимно-личную, стихийно-групповую, социально-ориентированную.
Интимно- личностное общение взаимодействие, основанное на личных симпатиях, - "я" и "ты". Содержанием такого общения выступает соучастие собеседников в проблемах друг друга. Интимно-личностное общение возникает при условии общности ценностей партнеров, а соучастие обеспечивается пониманием мыслей, чувств и намерений друг друга, эмпатией. Высшими формами интимно-личностного общения являются дружба и любовь.
Стихийно-групповое общение - взаимодействие, основанное на случайных контактах - "я" и "они". Стихийно-групповой характер общения подростков доминирует в том случае, если не организована общественно-полезная деятельность, подростков. Такой вид общения приводит к появлению разного рода подростковых компаний, неформальных групп. В процессе стихийно-группового общения устойчивый характер приобретают агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, замкнутость и т.д.
Социально-ориентированное общение взаимодействие, основанное на совместном выполнении общественно-важных дел "я" и "общество". Социально-ориентированное общение обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни групп, коллективов, организаций и т.д.
Исследования, проведённые Д.И. Фельдштейном, показывают, что потребность подростка в интимно-личностном общении в основном удовлетворяются (31% и 34%), потребность в социально-ориентированном общении остаётся неудовлетворённой в 38,5% случаев, что обуславливает преобладание стихийно-группового общения (56%), хотя потребность в данной форме выражена в минимальном количестве.
Фельдштейн Д.И. считает, что в условиях планомерного и последовательного включения подростков в систему общественно-полезной деятельности резко возрастает, во-первых, потребность подростка в социально-ориентированной форме общения, во-вторых, потребность в интимно-личном общении несколько понижается, а оно само претерпевает существенные изменения, потребность в стихийно-групповом общении падает почти до нуля.
Каждый из видов досуговой деятельности может быть использован для самоорганизации или организации досуга подростка. Иногда досуг подростка выходит на первое место в его жизнь. Поэтому очень важно в этот период заполнить свободное время подростка. Только не надо забывать, что организация досуговой деятельности должна проходить не под принужденем подростка, а только с согласия и заинтересованности взрослеющего ребёнка.
1.3Формы организации культурно-досуговой деятельности
подростков .
Среди массы организаций, занимающихся организацией досуга молодёжи, лидирующее место занимают учреждения культуры. Как показывает практика, реальная деятельность учреждений культуры по профилактике различных асоциальных явлений, в том числе и преступности, гораздо шире, многообразнее и глубже. В нее вовлечены практически все категории населения, хотя, несомненно, в качестве приоритетных здесь выделяются дети, подростки и молодежь.
Грамотная организация досуговой занятости и просвещения средствами культуры и искусства рассматривается сегодня как альтернатива детской и подростковой безнадзорности, являющейся одной из предпосылок совершения противоправных действий, как одна из составляющих большой работы по первичной профилактике этого асоциального явления.
Дети и подростки, в силу своих возрастных психологических особенностей, готовы воспринимать все новое и непознанное, не задумываясь о последствиях. При этом они еще идеологически неустойчивы, в их умы легче внедрить как положительный, так и отрицательный образ. Когда нет положительной альтернативы, то идеологический вакуум быстро заполняется наркотиками, курением, алкоголизмом и другими вредными привычками.
Именно поэтому основной задачей органов управления и учреждений культуры должна стать организация досуговой занятости детей и подростков, совершенствование и расширение перечня предоставляемых культурных услуг с учетом досуговых предпочтений этой категории населения.
Создание положительного, привлекательного имиджа учреждения культуры позволит привлечь в его стены больше детей и подростков, что создаст определенную альтернативу праздному времяпрепровождению, являющемуся одной из предпосылок совершения преступлений. Особенно это актуально для подростков небольших городов, где культурный уровень населения намного уступает этому же уровню городского населения. В небольших городах и посёлках подросткам иногда не с кого брать пример, они не знают, как можно с пользой проводить свободное время.
Особую актуальность вопросы организации досуговой занятости детей и подростков приобретают в каникулярное время, когда свободного времени у детей становится больше. Более пристального внимания требуют подростки, чей отдых не носит организованный характер.
Проекты и мероприятия, проводимые в стенах учреждений культуры и направленные на решение данных задач, должны входить составной частью в разрабатываемые и реализуемые на территории муниципальных образований целевые программы по организации отдыха и досуговой занятости детей и подростков в летний период.
Основными формами организации досуга подростков и их культурного обслуживания в летний период могут быть:
· организация работы детских оздоровительных лагерей на базе культурно-досуговых учреждений
· культурное обслуживание городских и загородных детских оздоровительных лагерей, детских площадок (концертные, интеллектуально-познавательные, конкурсные, игровые, развлекательные программы, театрализованные представления, праздники, кинопоказы и пр.)
· проведение культурно-досуговых мероприятий и организация кинопоказа для неорганизованных детей и подростков
· проведение Дней Подростка (с организацией юридических и психологических консультаций, встреч по профориентации и пр.)
· привлечение детей и подростков в клубные объединения и коллективы самодеятельного народного творчества
· организация гастрольной деятельности коллективов самодеятельного народного творчества
· проведение творческих смен для участников коллективов самодеятельного народного творчества и одаренных детей («театральные смены», «фольклорные каникулы» и пр.)
· участие в организации и проведении мероприятий по трудоустройству подростков («Ярмарки вакансий»)
· организация молодежных акций по благоустройству города (села), учреждений культуры.
Одним из вариантов организации летнего отдыха детей и подростков является организация летних лагерей на базе клубного учреждения. Основой таких лагерей может являться временное детское объединение, которое необходимо превратить во временный детский коллектив. Возможно создание нескольких профильных объединений, которые будут объединять детей, увлечённых одной идеей. Наиболее эффективными могут быть следующие направления деятельности: поисковая, спортивная, трудовая, милосердная и благотворительная, эстетическая и др. Деятельность такого объединения может быть наиболее эффективной, если оно будет состоять из детей разного возраста. Преимуществами таких объединений являются следующие факторы:
- прямая передача опыта старших младшим, где младшие заимствуют манеру поведения, приобретают умения и навыки в конкретной совместной деятельности;
- возможность для каждого раскрыться как личность вокруг привлекательной идеи, интересного дела;
- удовлетворение возрастных потребностей: у младших иметь «пример», походить на него; у старших утвердиться в роли лидера;
- сотрудничество старших и младших значительно обогащает отношение детей в таких объединениях, непременно воспитывается уважительное отношение и к старшим, и к младшим;
-широкие социальные связи, исключающие опасность замкнутости, отгороженности от других коллективов.
В работе по организации летнего отдыха детей и подростков может быть использован опыт работы летних оздоровительных лагерей и лагерей на базе общеобразовательных школ.
Кроме вышеназванных общих принципиальных подходов к определению стратегии деятельности, роли и места органов управления и учреждений культуры в системе профилактической работы, существуют совершенно конкретные направления деятельности по профилактике правонарушений с использованием ресурсов учреждений культуры.
В первую очередь, это реализация проектов и проведение культурно-массовых мероприятий, непосредственно направленных на воспитание правовой культуры подрастающего поколения, на формирование позитивных жизненных установок и культурных стереотипов, которые помогут подросткам и молодежи легче адаптироваться во взрослом мире. При проведении мероприятий очень важно учитывать психологические особенности подростков и молодежи, максимально уходить от дидактики и принципа запрета. Вместо «нельзя» (нельзя совершать преступления, употреблять наркотики, пить, курить и т.д.) лучше говорить «можно» - можно заниматься творчеством, читать, петь, рисовать, играть на гитаре, танцевать рэп и т.д. И тогда ваша жизнь станет интересной, насыщенной и практически не останется времени на пустое времяпрепровождение.
Самой популярной и востребованной формой организации молодёжного досуга по-прежнему остаётся дискотека.
Дискотека способна синтезировать в себе самые разные виды художественного творчества, любительского увлечения. Впитывая в себя веяние нового времени, она создаёт прекрасные возможности для проявления творческой активности, расширения различных познаний и интересов. Не смотря на то, что сочетания познавательного и увлекательного в дискотеке ограничены в силу специфики данной формы работы, всё же она позволяет молодёжи реализовать потребность в полноценном содержательном отдыхе и развлечении. Ведь именно в основу дискотеки заложено общение молодых людей, посредством молодёжной музыки, несмотря на то, что музыкальные увлечения молодёжи одного поколения весьма разнообразны. Именно на дискотеке собирается разносторонняя молодёжная аудитория с широким кругом ориентации и требований. А известно, что посещение дискотечных вечеров превышает количество посещений других видов клубных мероприятий. Поэтому вопросы организации и совершенствования молодёжного музыкального досуга являются очень актуальными. Это в первую очередь касается дискотек маленьких городов и деревень. Уровень материальной базы на периферии очень не высокий. В этом и есть существенная разница между крупным городом с огромным множеством частных диско-клубов и маленькими городами и посёлками с их дискотеками.
Развитие дискотек привлекает внимание широкого круга социологов, психологов, музыковедов. Очевидно, что значительный объём музыкальной информации, влияние теле, аудио, видео программ, изменчивость палитры музыкальных увлечений молодёжи всё это требует на современном этапе специального изучения, постоянного внимания со стороны организаторов дискотечных программ и постоянного осмысления своего личного опыта. Ведь требования молодёжи к работе дискотек из года в год возрастают.
Большую роль в свете рассматриваемой проблемы играют библиотеки как учреждения, осуществляющиеинформационно-просветительскую деятельность по формированию у подрастающего поколения правовой культуры, негативного личностного отношения к совершению противоправных действий.
Для библиотек характерна такая форма работы с подростками, как различные тематические вечера ( - идейно и сюжетно организованная цепочка устных выступлений, образов, объединённых между собой сценарием и режиссёрским ходом). Специфика тематического вечера:
· Общие интересы аудитории
· Праздничная ситуация
· Развлечение
· Театрализация
· Игровая ситуация
· Понятная и близкая тема
· Понимание глубины содержания и затем активного участия-творчества
· Использование информационно-логических и эмоционально-образных моментов
· Строгая композиционная последовательность
· Связь со знаменательной датой в жизни общества, или отдельного коллектива, человека
· Документальная основа
· Местный материал
· Присутствие реального героя
Наиболее распространённые жанры тематических вечеров: вечер-митинг, вечер-портрет, вечер-встреча, вечер-ритуал, вечер-репортаж, вечер-рассказ, вечер-интервью, вечер-диалог и т.д.
Практическая часть.
Положение о Центре культуры и искусства
- Общие положения
- Центр культуры и искусства является муниципальным учреждением культуры, созданным в порядке, предусмотренным Гражданским кодексом РФ, «Основами законодательства РФ о культуре», «Положение об отделе культуры администрации г.о Семёновский», «Уставом МБУК «ЦКС» и «Положением об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства, находящихся в муниципальной собственности г.о Семёновский»
- Учредителем Центра культуры и искусства является муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная клубная система» (далее МБУК «ЦКС») администрации г. о. Семёновский и КУМИ г.о. Семёновский.
Полное наименование учреждения: Центр культуры и искусства.
- Центр культуры и искусства является не коммерческой организацией, не ставящей в качестве основной цели своей деятельности извлечения прибыли.
- Центр культуры и искусства имеет право на добровольное объединение в ассоциации (Союзы) с другими некоммерческими организациями с согласия Учредителя.
- Центр культуры и искусства действует на основании настоящего Положения, учрежденного МБУК «ЦКС».
- Место нахождения Центра культуры и искусства: 606650 Нижегородская область, город Семёнов, площадь Ленина.
- Цели и задачи
- Организация разносторонней культурно просветительной работы среди жителей города , населённых пунктов, входящих в зону обслуживания Центра культуры и искусства.
- Организация досуга различных возрастных групп населения, сохранение и развитие народных традиций, обрядов, промыслов и ремесел на основе извлечения духовных культурных запросов населения.
- Оказание услуг на основе потребностей населения: проведение танцевально развлекательных игровых программ, концертов, обрядов, праздников, услуг по музыкальному сопровождению и техническому оснащению массовых мероприятий.
- Управление Центром культуры и искусства. Взаимоотношения с учредителем и органам местного самоуправления
- Вышестоящим органам Центра культуры и искусства является Учредитель Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная клубная система».
- Отношение Центра культуры и искусства с вышестоящей организацией строятся по принципу подотчетности.
- Все планы, отчеты, другие документы Центра культуры и искусства согласовываются с администрацией г.о. Семёновский и утверждаются МБУК «ЦКС».
- Заведующий Центром культуры и искусства назначается и освобождается от должности вышестоящим органом.
- Заведующий Центром культуры и искусств осуществляет руководство текущими делами ЦКИ.
- Обязанности каждого работника и руководителя Центра культуры и искусства оговариваются должностными инструкциями.
- Вышестоящая организация обеспечивает условия для эффективной работы Центра культуры и искусства проводит проверку его творческо-производственной деятельности с привлечением заинтересованных организаций. Дает указания в соответствии со своей компетенцией, установленной законодательством РФ.
Учреждения культуры городского округа Семеновский ведут многообразную досуговую деятельность для всех слоев населения, охватывая многие аспекты социально-культурного воспитания граждан.
- Работа в рамках Года культуры
2014 год был объявлен Годом культуры, поэтому большое количество мероприятий и программ, проводимых УК округа проходили в рамках именно этого события.
Цель проведения данных мероприятий - привлечение внимания населения к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире.
Утвержденный логотип (эмблема) Года культуры имеется в каждом учреждении культуры г.о. Семеновский и в 2014 году являлась неотъемлемым атрибутом всех проводимых культурных событий.
Увеличилось количество нравственно-эстетических программ, как для детей, так и для взрослых: литературные вечера, поэтические гостиные, встречи с писателями и поэтами, театрализованные экскурсии для населения в учреждения культуры. Выездной цикл познавательных бесед на тему грамотного и вежливого общения «Ах, этикет, этикет!» был организован Центром досуга и кино в 17 клубах округа.
В рамках Года культуры Центром культуры и искусства были организованы и проведены: отчетный концерт коллективов ЦКИ «Гарнитур мадам Петуховой», сольный концерт академического хора «Лишь весною ты мне встретилась», сольный концерт «народной» ВИГ «Рай-Центр» «Если музыка в сердце звучит», торжественный вечер к 80-летию историко-художественного музея «Хранителям мудрости посвящается».
Большое мероприятие под эгидой Года культуры состоялось 4 ноября отчетный концерт молодых специалистов г.о. Семеновский «Талант и молодость едины».
В марте проходило одно из самых любимых и посещаемых мероприятий года фестиваль-конкурс гармонистов «Играй, гармонь» с участием лучших гармонистов округа, а так же приглашенных гостей.
В рамках Дня города на центральной площади г. Семенова состоялось праздничное мероприятие «Культуру в массы» с дневной и вечерней программой для населения.
В течение летнего периода на открытой концертной площадке Верхнего озера по выходным проходили музыкальные программы с участием «народного» Духового оркестра «В городском саду…».
Среди детских и юношеских программ в рамках Года культуры наиболее масштабным стал цикл познавательных мероприятий для школьников и студентов города «Россия и Белоруссия две великие державы».
Новинкой и приятным сюрпризом для зрителей стал конкурс среди певческих непрофессиональных коллективов предприятий и организаций города «Битва хоров», по мотивам телевизионного шоу.
Мега-проект такого уровня и масштаба проводился в Семенове впервые и был приурочен специально к году культуры. Он собрал около 350 человек зрителей и более 100 человек участников-конкурсантов. Идея оказалась удачной, и данный конкурс обещает стать ежегодным.
Так же, впервые в 2014 году в ЦКИ прошла «Ночь искусств». Мероприятие состоялось в вечернее время суток для всех желающих. В это время работали все коллективы и участники художественной самодеятельности. Посетители «Ночи искусств» могли не только присутствовать, но и стать непосредственными участниками происходящего: принять участие в танцевальных мастер-классах, спеть в конкурсе-караоке, изготовить своими руками оригинальные поделки, поиграть на духовых музыкальных инструментах и многое другое.
Всего, в рамках Года культуры в УК округа состоялось около 200 мероприятий, которые посетили 9300 человек.
- Работа в рамках празднования «300-летия Нижегородской губернии»
300-летие Нижегородской губернии важная дата, поэтому задача учреждений культуры в реализации праздничных мероприятий - привлечь внимание населения к Нижегородчине и родному краю, к ее традициям, истории, героям, которые прославляли Россию.
В Домах культуры проводились исторические часы и беседы, литературные вечера, концерты, викторины и конкурсные программы, реализация патриотических проектов, фотовыставки и выставки картин, посвященных этому событию. Большая доля краеведческих программ состоялась в социальном партнерстве с библиотеками организация и проведение книжных выставок, обзора тематической литературы, встречи в «Литературной гостиной».
Количество проведенных мероприятий 70, посетителей 4000 человек.
- Работа в рамках «100-летия начала Первой мировой войны»
Ряд патриотических мероприятий, посвященный данной теме прошел в учреждениях культуры округа в 2014 году.
Выставка-портрет «История и судьбы» проходила в ГДК «Керженец» в течение летнего периода в рамках работы клуба с пришкольными лагерями.
Цикл бесед с видеоинсталляциями для подростков «Забытая великая война» состоялся в ГДК п. Сухобезводное, после которого все посетители приняли участие в познавательной викторине, где проявили свои знания и получили заслуженные призы.
Центром культуры и искусства было проведено три мероприятия данной тематики. В марте был проведен вечер истории для участников кружков и клубных формирований ЦКИ «Первая мирова война: забытые страницы».
Историческая программа «След в истории» состоялось 22 июня и прошла в два этапа. На первом этапе, который был организован в читальном зале, участникам была предложена интеллектуальная викторина. В игре принимали участие обучающиеся 10-11 классов. Им задавались вопросы на знание определенной эпохи (1914-1918года) а так же были задания на анализ терминов и понятий того времени. Для молодых людей, которые присутствовали в зале, были подготовлены специальные вопросы на знание боевой техники, обмундирования, оружия и основных исторических деятелей. Ребята достаточно грамотно отвечали на вопросы, но не всегда знали правильный ответ, поэтому в завершении викторины, был показан короткометражный информационный фильм на тему Первой мировой войны.
Второй этап мероприятия «След в истории» сохранил историческую параллель и вылился в митинг, посвящённый Дню памяти и скорби 22 июня, который был организован участниками мотоклубов «Русич» и «Вольные птицы», при поддержке Отдела культуры и Отдела по спорту и молодёжной политике. Ребята вместе с участниками мотоклубов возложили венки к памятнику неизвестному солдату.
В прочих УК округа также состоялись исторические программы, посвященные нашей истории.
За 2014 год было проведено 42 мероприятия, количество участников 1500 человек.
- Работа в рамках профилактики наркомании и пропаганды здорового образа жизни
В 2014 году учреждения культуры округа продолжили работу по программе «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Семеновским районе». Кроме того, в течение второго полугодия Администрацией нашего округа, совместно с Семеновской городской прокуратурой была объявлена акция «Наш округ территория без наркотиков». Социальными партнерами в реализации данных программ выступают Комиссия по делам несовершеннолетних, Управление образования, Социальная защита населения, Отдел по спорту и молодежной политике, Отдел МВД России по городскому округу Семеновский, городская прокуратура, администрация округа, здравоохранение. Специалисты, работающие в данных отраслях нередко приглашаются в учреждения культуры на мероприятия с лекциями и информационными программами.
Для информатизации населения о данной акции был выпущен большой тираж листовок, информационных листов с антинаркотической информацией и телефонами доверия. Данные материалы размещены на стендах во всех УК округа.
В связи с этим, учреждениями культуры был составлен особый план работы с увеличением антинаркотических, профилактических, оздоровительных мероприятий для детей и подростков.
Одно из самых масштабных мероприятий состоялось в феврале 2014 года. Методистами информационно-методического центра совместно с Центром культуры и искусства, а так же мотоклубом «Росичи» была проведена большая профилактическая акция «Шах и мат». Программа состояла из выступления мототехники на центральной площади, после которого все зрители и участники насладились концертной программой с участием, как местных артистов, так и приглашенных.
15 октября, ЦКИ участвовал в проведении в физкультурно-оздоровительном комплексе «Арена» мероприятия антинаркотической направленности «Спорт для всех!», которое проводились в рамках государственной программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории Нижегородской области до 2016 года». В спортивных состязаниях приняли участие 225 подростков из 15 районов и городских округов области.
Сценарий данной программы был разработан специалистами Центра культуры и искусства, музыкальные паузы заполнял танцевальный коллектив «Лайф энд денс».
24 июля в большом фойе ЦКИ прошла спортивно-развлекательная программа «Здоровье плюс спорт». Программа началась с тематической викторины «Какую роль играет спорт в жизни человека?». Ребятам была показана презентация о разнообразии видов спорта. После этого, весёлая ведущая Гантелька предложила участникам немного размяться и провела спортивные состязания. Все дети получили вкусные призы.
В сентябре в выставочном зале ЦКИ прошло мероприятие антинаркотической направленности «Мысли вслух». В нём приняли участие ребята из Семёновкого индустриально-художественного техникума. Главная задача программы - обеспечение подростков информацией о последствиях вредных привычек, рассказать и показать те виды деятельности, куда можно направить своё свободное время и силы а так же, начать развивать у учащихся навыки публичного выступления, совместной деятельности, коммуникативных умений. Ребята разделились на две команды, отвечали на вопросы, участвовали в викторинах, и по итогам конкурса жюри объявило победителей. Но прежде чем это сделать, члены оценочной комиссии поблагодарили всех студентов за старания и стремление к победе. На импровизированной сцене выступили секция восточных единоборств кабудо и танцевальный коллектив «Ночь». Победители, участники и зрители мероприятия получили сладкие призы. В завершении познавательно-игровой программы, студентам был показан небольшой фильм о последствиях вредных привычек.
В ГДК «Керженец», 24 июня проходила конкурсная программа для детей и подростков «Школа Здоровенка», которую посетили ребята с детской площадки ул. Володарского, а для ребят с другой городской площадки Содомовского поля состоялся спортивный праздник с насыщенной конкурсной программой «Будь здоров!».
22 июля прошла тематическая вечеринка «Движение это жизнь!». Для молодежи были проведены конкурсы «Делай как я, делай лучше меня!», «Лучший танцор», «Самый здоровый». Каждый конкурс чередовался видеоблоком на тему здорового образа жизни.
9 сентября для юных участников кружков и любительских объединений ГДК «Керженец» проводилась викторина «Здоровые секретики». Ребята отвечали на вопросы о правильном питании, занятиях физкультурой, о вреде пагубных пристрастий.
В августе, работниками ГДК для детей с дворовых площадок была проведена беседа игра о вредных привычках «Свобода или зависимость» («Путешествие в страну вредных привычек»). Мероприятие было направлено на формирование ответственного отношения к своему здоровью, пропаганду здорового образа жизни, выработку у детей негативного отношения к курению, алкоголизму, табакокурению, побуждение детей к формированию хороших привычек.
Для учащихся СОШ № 3, в ноябре состоялся просмотр и обсуждение д/ф «Город без солнца».
Центральной библиотекой им. Б. П. Корнилова в 2014 году так же было проведено большое количество мероприятий по данной теме: викторина «Что мы знаем о наркотиках?», в молодежном клубе «Радужный мир» прошло занятие по теме «О, сколько нам открытий чудных готовит провиденья дух», диалог у книжной полки «Умей сказать дурману нет» и многие другие.
27 октября в библиотеке состоялся выездной День информации «Здоровая нация приоритет России в 21 веке», в котором приняли участие 50 человек коллеги из разных библиотек Нижегородской области, в т.ч. НГОУНБ. ЦБ подготовила выставку-инсталляцию «Ступени, ведущие вниз», а также гл. библиотекарь С.Н. Майорова выступила с докладом об опыте работы библиотеки по пропаганде ЗОЖ. В рамках этого мероприятия прошла презентация книжно-иллюстративной выставки «Здоровая молодежь будущее России», а также выпущены рекомендательные списки литературы по ЗОЖ: «Мы за здоровый интерес к жизни», «Здоровое будущее в наших руках», «Быть здоровым модно!».
Во время проведения социально-культурной акции «Ночь искусств в библиотеке», 3 ноября, молодежь с удовольствием участвовала в программе по арт-терапии, в частности в мастер-классе «Волшебный рисунок», «Цветодиагностика и музыкальный рецепт» и мастер-классе для девушек по раскрытию привлекательности и женственности «У женщины должен быть лунный характер», а так же, в рамках данной акции прошла презентацию книжной выставки «Искусство быть счастливым».
13 ноября был проведен час информации для студентов СИХТ «Твое здоровье не игрушка» и рекламно-информационная композиция «Моя библиотека» для преподавателей.
Гл. библиотекарь ЦБ С.Н. Майорова приняла участие в конкурсе агитбригад по ЗОЖ в СОШ № 1: работа с волонтерами, раздача информационных буклетов по ЗОЖ.
С 1 декабря в рамках Декады по профилактике СПИДа, наркомании, алкоголизма в фойе библиотеки будет организована выставка-инсталляция «Ступени, ведущие вниз», а для обучающихся СОШ № 1 пройдет викторина «СПИД не спит». В рамках Декады пройдут следующие мероприятия: беседа с элементами игры «Вредным привычкам - нет», занятие клуба «Радужный мир» - «Искусство быть счастливым».
В прочих УК округа так же проходили программы профилактической направленности: спортивные мероприятия, интеллектуально-познавательные программы, беседы, диспуты, часы информации итп.
Всего за 2014 г. учреждениями культуры городского округа Семеновский было проведено 264 программы антинаркотической тематики, которые посетили около 20700 человек.
- Патриотическое воспитание граждан
В 2014 г. продолжалась работа по реализации районной комплексной программы «Патриотическое воспитание граждан Семеновского района», в тесном сотрудничестве со всеми структурами, заинтересованными в ее реализации: советом ветеранов, районным управлением образования, управлением социальной защиты населения.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени.
Формы мероприятий, проводимых в рамках данной программы разнообразны: тематические концерты и вечера, встречи с участием ветеранов, интеллектуально-познавательные программы, конкурсные игровые программы и фотовыставки, выставки детского рисунка, часы истории, беседы и киновечера.
В 2014 году, в работе учреждений культуры был сделан акцент на патриотическом воспитания детей и подростков, через приобщение их к истории родного края. Был проведен цикл мероприятий, посвященных 300-летию Нижегородской губернии, 100-летию с начала Первой мировой войны.
Неизменным остаётся цикл мероприятий, посвященных празднованию Победы в ВОВ. Во всех УК округа проходят митинги, концертные программы, чествование ветеранов.
Стало хорошей традицией в мае собирать отряды «Тимуровцев» для организации помощи ветеранам на дому.
На территории округа действует 2 патриотических любительских объединения, в которых задействовано 10 человек и 2 ветеранских (участников 37).
В целях методического обеспечения проводимых мероприятий, использовались собственные фотоматериалы, накопленные УК, киноматериалы, фонды библиотек, информационное обеспечение ИМЦ, музейные фонды и т.д.
Всего в 2014 г. в УК округа прошло 112 мероприятий патриотической направленности, которые посетили 4200 человек.
- Сохранение и поддержка народного художественного творчества.
Одним из актуальных направлений по сохранению и развитию народного художественного творчества является поддержка традиционных праздников, фестивалей, ярмарок и других форм культурной деятельности.
15-16 июня в г. Семенове Нижегородской области прошел, ставший уже традиционным, Международный фестиваль «Золотая хохлома».
Участие в фестивале принимали мастера со всей России, а так же представители стран зарубежья. Свои изделия представили мастера из Ирана, Армении, Узбекистана, Белоруссии, Украины, Эстонии, Австрии, Японии, Германии и др. Более 600 мастеров из 20 крупнейших самых известных брендовых промыслов было представлено в фестивальные дни - хохлома, гжель, дымковская игрушка, павловопосадская мануфактура, палех, гусь-хрустальный, ростовская финифть, резьба, городецкая роспись и многие другие.
7 декабря в Центре культуры и искусства проходил ежегодный фестиваль народного художественного творчества «Души и рук творенье». Лучшие творческие коллективы сельских Домов культуры показали свое мастерство на центральной сцене города.
Центром культуры и искусства, в сентябре на Соборной площади был проведен вечер бардов «Поем Нижегородчине». Более 300 человек собрал этот вечер любителей песен под гитару. Концерт сопровождался бесплатным чаепитием из самовара с баранками и печеньем.
В январе работала персональная фотовыставка памяти художника Н. Тарасова «По ком звонят колокола».
В День города в шахматном клубе ЦКИ состоялся турнир среди учащихся округа «Белая ладья», посвященный 300-летию Нижегородской губернии.
В октябре театр Мод «Золото России» под управлением дизайнера Н. Варнаковой принял участие в открытии выставки «300 лет Нижегородской губернии».
В Центре досуга и кино проходили кинопоказы фильмов о Нижегородском крае. В дни Международного фестиваля народных художественных промыслов «Золотая хохлома» демонстрировались фильмы о г. Семенове, а в День города кинопоказ «Семеновская сюита».
Цикл мероприятий, посвященных Нижегородской области проходил в ГДК «Керженец».
В июне была организована книжная выставка-обзор «Край Нижегородский», в сентябре прошла викторина «Одной мы связаны судьбой» (о героях Нижегородской области), в октябре, фойе Дома культуры украшала фотовыставка «Уголок России Нижегородский край», у которой каждый четверг проходил исторический урок по краеведению для групп школьников.
Литературно-музыкальный вечер, посвященный 95-летию со дня рождения Аркадия Александровича Нестерова «Усталость тихая, вечерняя…» проходил в ГДК п. Сухобезводное. В ходе встречи, на которой присутствовали старшеклассники местной школы, прошло знакомство с жизнью и творчеством Нижегородского композитора, артиста, профессора: исполнялись отрывки из его поэм, звучали романсы.
С целью расширения кругозора детей и подростков, ДК ст. Тарасиха была организована экскурсия по Нижегородскому кремлю, к памятнику Минина и Пожарского.
Целью информационной беседы-иллюстрации «Национальные герои», проходившей в ДК д. Полом было знакомство участников с портретами знаменитых личностей, стоявших у истоков возникновения Нижегородской губернии (иллюстрации были взяты и распечатаны из сети интернет).
Необычная художественно-познавательная программа для самых маленьких состоялась в ДК д. Пафнутово: детям дали плакат, на котором нарисован силуэт Нижегородского кремля. Ребята самостоятельно его раскрашивали, наклеивали окна, ворота и башенки, а затем, полученное произведение сравнивали с оригиналом.
В ДК п. Керженец для школьников была проведена мультимедийная виртуальная экскурсия в IXX-XX в.в., где участники познакомились с бытом, занятиями, и традициями крестьян и горожан Нижегородской губернии.
Летом, на территории клуба для детей была организована познавательная историческая игра-квест «Тайны Нижегородского Кремля». На время, участники перенеслись на несколько сотен лет назад, к моменту постройки средневековой крепости. Вначале игры состоялся просмотр слайд-шоу с фото и картинами кремля разных времен. Затем, игра переместилась на улицу, где ребята путешествовали по импровизированным подземным тоннелям, искали подсказки и по таинственным знакам шли по следам древних сокровищ. В итоге, сокровища нашлись под «узкой тёмной лестницей Кладовой башни», и состояли они из целой коробки разнообразных сладостей!
Историческая викторина «Колесо истории» проходила в ДК д. Полом.
В августе, в читальном зале библиотеки с. И.-Заборское, сотрудниками ДК была проведена детская развлекательно-познавательная программа «Мы любим свой край». Предварительным этапом мероприятия стал конкурс рисунков «Мы любим свой край», которые впоследствии украсили стены библиотеки. Ребята разделились на две команды и выполняли интеллектуальные задания на скорость собирали пазлы с изображением Нижегородского кремля, играли в импровизированный «Морской бой» на реках Волга и Ока, отгадывали загадки, участвовали в музыкальном конкурсе «Угадай мелодию», где звучали песни о Родине, знакомились с фауной Нижегородского края.
Кроме этого, сотрудниками ДК И.-Заборское был проведен литературно-музыкальный час к 435-летию Дмитрия Пожарского «Он спас Отечество свое».
Конкурсы рисунков, посвященных родному краю, проходили в ДК д. Кулагино, Беласовка, Керженец, Успенское, с. И.-Заборское.
Ряд бесед и лекций проходили в ДК д. Кулагино «Отечество мое», ДК д. Успенье «Подвиг земляков», ДК ст. Осинки «Ты должен знать!», ДК д. Огибное «Край Нижегородский», ДК д. Фундриково «По следам истории», ДК д. Фанерное «Керженская Русь», ДК д. Медведево «Нижегородцы во имя России», ДК д. Хахалы «Нижний Новгород. Вчера. Сегодня. Завтра.», ДК д. Беласовка «Красоты Керженского края».
Всего, в 2013 году было проведено 67 мероприятий, в которых приняли участие около 3700 человек. Все запланированные мероприятия по празднованию 300-летия Нижегородской губернии выполнены в полном объеме.
Наименование |
Месяц |
Место проведения |
Детская игровая программа «Паровозик из «Ромашково», направленная на профилактику безнадзорности |
Февраль |
Выставочный зал, ЦКИ |
Мероприятие антинаркотической направленности «Мысли вслух», для подростков |
Март |
Выставочный зал, ЦКИ |
Игровая программа для детей «Добрый свет»,направленная на профилактику преступлений и иных правонарушений |
Апрель |
Большое фойе, ЦКИ |
Музыкально-познавательная программа «Весёлые нотки» направленная на профилактику безнадзорности |
Май |
Зрительный зал, ЦКИ |
|
Июнь (каждую среду) |
ЦКИ |
|
Июль |
ЦКИ |
|
Август |
|
Мероприятие антинаркотической направленности «Мысли вслух», для подростков (часть 2) |
Сентябрь |
Выставочный зал, ЦКИ |
Познавательная программа «Знай свои права», направленная на профилактику преступлений |
Октябрь |
Выставочный зал, ЦКИ |
Развлекательная программа для детей «Весёлые станции» |
Ноябрь |
Большое фойе, ЦКИ |
Мероприятие антинаркотической направленности «Здоровый дух» |
Декабрь |
Большое фойе, ЦКИ |
УТВЕРЖДАЮ:
_________________
План мероприятий по реализации в 2014 году
муниципальной программы «Развитие системы отдыха и оздоровления
детей и молодежи городского округа Семеновский
Нижегородской области на 2014-2015 годы»
№ |
Наименование мероприятия |
Время проведения |
Место проведения |
Количество участников |
Ответственные |
1 |
Праздничное массовое Мероприятие «Дети наше будущее», посвящённое дню независимости детей |
1 июня |
Пл. Ленина |
500 человек |
Салтыкова И.В, |
2 |
Игровая, познавательная программа «Баба Яга на пожаре» |
6 июня |
Читальный зал ЦКИ |
50 человек |
Салтыкова И.В, |
3 |
Развлекательное мероприятие «Музыкальный ручеёк»,конкурс караоке. |
18 июня |
Читальный зал ЦКИ |
50 человек |
Салтыкова И.В, |
4 |
Спортивно-игровая программа «Весёлые старты» |
25 июня |
Выставочный зал ЦКИ |
50 человек |
Салтыкова И.В, |
5 |
Познавательно-игровая программа «Амулет фараона» |
9 июля |
Читальный зал ЦКИ |
50 человек |
Салтыкова И.В, |
6 |
Познавательно-игровая программа «Берегись огня» |
16 июля |
Выставочный зал ЦКИ |
60 человек |
Салтыкова И.В, |
7 |
Музыкальная викторина «Музыкальный калейдоскоп» |
23 июля |
Пл. Ленина |
100 человек |
Салтыкова И.В, |
8 |
Викторина «Русская землица», на тему русских сказок |
30 июля |
Читальный зал, ЦКИ |
50 человек |
Салтыкова И.В, |
9 |
Игровая познавательная программа «Край семёновский» |
6 августа |
Читальный зал, ЦКИ |
50 человек |
Салтыкова И.В, |
10 |
Спортивные состязания «Прыг- скок команда» |
13 августа |
Выставочный зал ЦКИ |
60 человек |
Салтыкова И.В, |
11 |
Познавательно-игровая программа «Символы России» |
20 августа |
Выставочный зал ЦКИ |
60 человек |
Салтыкова И.В, |
12 |
Игровая программа «Волшебный сундук» |
27 августа |
Выставочный зал ЦКИ |
70 человек |
Салтыкова И.В, |
Отчёт о проведённых мероприятиях ЦКИ за II квартал
17 июня в читальном зале ЦКИ состоялась познавательная программа антинаркотической направленности, на мероприятии присутствовали дети в возрасте от 10 до 14 лет из пришкольных лагерей.
Началась программа с театрализованного представления. Которое подготовили ребята из волонтерского объединения «Вверх». Суть постановки, это показать зрителям как хорошо вести правильный образ жизни и пробовать себя во всевозможных направлениях.
После завершения театрализации, ведущая провела тематическую викторину и игру, где участники программы рассказывали о своих увлечениях.
Мероприятие завершилось просмотрам фильма о здоровом образе жизни.
Принимали участие 45
Организация культурно-досуговой деятельности с подростками антинаркотической направлености.
В 2014 году учреждения культуры округа продолжили работу по программе «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Семеновским районе». Кроме того, в течение второго полугодия Администрацией нашего округа, совместно с Семеновской городской прокуратурой была объявлена акция «Наш округ территория без наркотиков». В связи с этим, учреждениями культуры был составлен особый план работы с увеличением антинаркотических, профилактических, оздоровительных мероприятий для детей и подростков.
Социальными партнерами в реализации данных программ выступают Комиссия по делам несовершеннолетних, Управление образования, Социальная защита населения, Отдел по спорту и молодежной политике, Отдел МВД России по городскому округу Семеновский, городская прокуратура, администрация округа, здравоохранение. Специалисты, работающие в данных отраслях нередко приглашаются в учреждения культуры на мероприятия с лекциями и информационными программами.
Для информатизации населения о данной акции был выпущен большой тираж листовок, информационных листов с антинаркотической информацией и телефонами доверия. Данные материалы размещены на стендах во всех УК округа.
В настоящее время профилактика наркомании является одним из важнейших направлений деятельности учреждений культуры.
План мероприятий антинаркотической
направленности на второе полугодие 2014 года
Число |
Наименование |
Направленность |
Ответственный |
24 июля |
«Здоровье плюс спорт» |
Спортивно-развлекательная программа |
Салтыкова И.В. |
21 августа |
«В спортивном теле - здоровый дух» |
Спортивно-игровая программа |
Салтыкова И.В. |
25 сентября |
«Осень - витаминная пора!» |
Развлекательно-познавательная программа |
Салтыкова И.В. |
23 октября |
«Здоровому образу жизни да,да,да» |
Познавательная программа |
Салтыкова И.В. |
27 ноября |
«Антитабачный закон» |
Познавательная программа |
Салтыкова И.В. |
11 декабря |
«Здоровье в наших руках» |
Развлекательная программа |
Салтыкова И.В. |
Список используемых интернет-сайтов и литературы:
1. «Клубны каляндар. Свята 2002» составитель Журавская Г.А. Любань, Районный Центр Культуры 2002
2. «Психология современного подростка» под редакцией Д.И. Фельдштейна М. Педагогика, 1987
3. #"#">www.mirrabot.com/work/work_7611/html
5. Выготский Л.С. «Педагогика подростка» - М. 1984
6. Воловик А.Ф., Воловик В.А.«Педагогика досуга» -М. издательство «Флинта» 1998
7. Кон И.С. «Психология ранней юности» М.Просвещение, 1980
Организация культурно-досуговой деятельности с подростками