Художественная преемственность в произведениях Э. А. По и А. К. Дойла
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
«Гатчинский педагогический колледж имени К.Д. Ушинского»
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Зарубежная литература»
Тема: Художественная преемственность в произведениях Э. А. По и А. К. Дойла
Смирнова Мария Александровна
Специальность 050303
Иностранный язык
Курс IV, группа 441
Форма обучения: очная
Руководитель:
Севастьянова Татьяна Сергеевна
Гатчина
2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава I. Предшественник и последователь. Краткая биография….…………..4
1.1. Эдгар Алан По
1.2. Артур Конан Дойл
Глава II. Детективный жанр Э. А. По и А. К. Дойла на примере «Убийства на улице Морг» и «Записок о Шерлоке Холмсе»………………………………6
2.1. Особенности детективного жанра
2.2. Новаторство Э. А. По
2.3. Шерлок Холмс: кто он?
2.4. «Записки о Шерлоке Холмсе» и «Убийство на улице Морг»: параллели и заимствование.
2.5 Вывод к главе II
Глава III. Жанр научной фантастики в творчестве Э. А. По и А. К. Дойла на примере «Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля» и «Затерянного мира»….………………………………………………………….20
3.1. Особенности научно фантастического жанра
3.2. Научно-фантастические произведение Э. По и К. Дойла истоки жанра
3.3 Вывод к главе III
Заключение ……………………………………………………………..……...29
Список литературы ………………………………………….…………….….30
Приложения..…………………………………………………………..……….32
Приложение 1 …………………………………………………………..………33
Приложение 2 …………………………………………………………..………34
Приложение 3 …………………………………………………………..………35
Приложение 4 …………………………………………………………..………36
Приложение 5 …………………………………………………………..………37
Приложение 6 …………………………………………………………..………38
Приложение 7 …………………………………………………………..………39
ВВЕДЕНИЕ
В истории современной литературы значительное место занимает детективный и научно-фантастический жанр. Интерес к этим жанрам в первую очередь вызван их динамичностью и увлекательностью. Как научная фантастика, так и детектив характеризуются наличием непредвиденных поворотов, непредсказуемым развитием сюжета.
Говоря непосредственно о детективном жанре, нельзя не упомянуть его создателя Эдгара Алана По и его последователя Артура Конан Дойла. Широкую известность приобрели герои этих писателей именно благодаря их неординарным, непривычным и незнакомым ранее читателю характерам.
Актуальность выбранной темы определяется в первую очередь значением творчества двух этих писателей на дальнейшее развитие американской и европейской литературы и жанров в частности, а также их вкладом в культуру страны и всего мира.
Целью исследовательской работы является сравнение героев и сюжетов, поиск пересечений в работах писателей и отголосков творчества Э. По в творчестве К. Дойла, а также изучение прототипов и истории создания ярчайший примеров произведений детективного жанра и примеров жанра научной фантастики.
Исследовательская работа будет строиться на основе сравнения и сопоставления работ двух жанров детективного и научно-фантастического, чтобы в полной мере показать влияние Э. По на творчество К. Дойла, показать значение творчества писателей и подчеркнуть их особенности.
Для проведения данной работы использованы статьи периодических изданий, исследовательская литература по литературоведение, автобиографические книги и различные интернет-ресурсы.
ГЛАВА I. Предшественник и последователь: Э. А. По и А. К. Дойл
1.1 Эдгар Аллан По
Эдгар Аллан По родился в январе 1809 года в Бостоне. В будущем По изменит год своего рождения, однако причина этого неизвестна - то ли он хотел не вдаваться в прошлое и не огладываться на него, то ли это просто была писательская причуда.
Родители По были странствующими актерами. Их социальный статус не многим превышал статус бродяг. Возможно, мальчика назвали в честь антрепренера театральной труппы, с которой путешествовали Дэвид м Элиз - отец и мать Эдрага По. По воспоминаниям По, он никогда не забывал о своей связи с театром. «Мир будет моим театром, однажды написал он. Я должен завоевать его или умереть».
То, что семья По не имела постоянного пристанища сказалось на личности будущего писателя. Вскоре после рождения он был отправлен в Балтимор, штат Мэриленд, где жил под опекой бабушки и дедушки с отцовской стороны. Впервые По переживает разлуку с семьей, которая стала первым отторжением в жизни юного Эдгара.
После смерти родителей, По был усыновлен семьей богатых торговцев из Вирджинии. В детстве он был окружен вниманием и заботой, но позднее его отношения с приемным отцом разладились.
Эдгар тогда уже учился в ричмондском университете и был вынужден покинуть его из-за долгов, которые отчим отказался выплатить за юношу. По было некуда идти, но его отчаянные попытки помириться с приемным отцом ни к чему не привели. Вновь Эдгар По испытывает отторжение.
В 1830 он поступает в военную академию, но и от туда его отчисляют.
Однажды удача улыбается По и ему присуждают первый приз за новеллу «Рукопись, найденная в бутылке». Позднее По устроился на должность редактора в журнале «Southern Literary Messenger». Примерно в это время он пишет одно из лучших своих произведений: «Падение дома Ашеров» (1839), а немногим позднее рождается рассказ «Убийство на улице Морг» (1841), ставший первым детективом и составивший структуру классического детектива: преступление - "квест" с осмотром места происшествия, поиском улик и опросом свидетелей - разоблачение.
Однако слава приходит к По лишь после смерти. Особенно им увлекаются в Англии и Франции. Он покорил Верлена и Рембо, а Малларме и Бодлер переводят "Ворона" на французский, отдавая дань По, как поэту и писателю, ставшему не только родоначальником детективного жанра, но и представителем романтизма, предтечей символизма и сюрреализма.
Читая По, Бодлер говорил, что нашел в них «не только темы, которые грезились мне, но и выражения их, которые находил сам и которые По обозначил за двадцать лет до меня». Реми де Гурмон заявил, что По больше принадлежит французской, нежели американской литературе. Валери сказал Андре Жиду, что «По единственный безупречный писатель. Он никогда не ошибался».
Теннисон писал о По как «о самом оригинальном гении, которого только произвела на свет Америка». Томас Гарди считал По «первым, кто до конца осознал возможности английского языка», и Йейтс не сомневался в том, что По был «величайшим из американских поэтов».
Следует также отметить и влияние По на издателей научной фантастики, таких как Жюль Верн и Герберт Уэллс, а сам Конан Дойл признавал в По мастера детектива и не отрицал того, что был вдохновлен именно его персонажем. Эдгаром По восхищались Ницше и Кафка, находившие в его тяжелой судьбе отголоски своих смятений. По обожали Достоевский, Конрад, Джойс. Они видели в его творчестве основы современной литературы. В конце концов, творчество По нашло отражение и в работах современных авторов. Король ужасов Стивен Кинг еще один классик жанра, который восхищается творениями Эдгара По. Сюжет его повести "Кадиллак Долана" не обходится без отсылок к первоисточнику "Бочонок Амантильядо" и сюжеты их пересекаются вплоть до последнего обмена репликами с погребенными заживо злодеями.
1.2 Артур Конан Дойл
Артур Игнатиус Конан Дойл родился 22 мая 1859 года. Отец Дойла был художником и архитектором. Мать Артура К. Дойла имела огромную страсть к книгам и была главным рассказчиком в семье, возможно это и отразилось на дальнейшей жизни Конан Дойла. К несчастью, отец Дойла был хроническим алкоголиком, что было причиной семейного бедствования. НЕ смотря на это по словам сына он был талантливейшим художником.
Уже в детстве Артур имел разносторонние интересы, много читал. Его любимым автором был Майн Рид, а книгой «Охотники за скальпами».
По достижению девяти лет Артур поступает в школу интернат в Англии. Именно в школе Дойл открывает в себе талант к писательству. Артур был окружен вниманием молодых студентов, с интересом слушающих его истории. На последнем году обучения К. Дойл издает журнал колледжа и пишет стихи.
Семейные традиции Дойлов требовали следовать аристократической карьере, но Артур все же решает заняться медициной. Это решение Дойл принимает под влиянием доктора Брайена Чарльза, молодого квартиранта, которого взяла мать Дойла, чтобы иметь хоть какие-то средства на существование.
В октябре 1876 Артур поступает на медицинский факультет. Огромное влияние на него оказал один из его преподавателей, мастер наблюдательности и логики Джозеф Белл.
Даже учась, Дойл стремился хоть как-то помочь своей семье, зарабатывая деньги во вне учебное время. Он работал и аптекарем, и помощником докторов.
Дойл все так же много читает, но лишь спустя два года обучения решает попробовать себя в литературе.
В двадцать Артуру предлагают занять должность хирурга на китобое «Надежда». Эта часть биографии позднее найдет отражение в его первом, пугающем рассказе о море «Капитан «Полярной звезды»». После путешествия Дойл с неохотой возвращается к занятиям. В 1881 он оканчивает Эдинбургский университет, где получил степень бакалавра медицины и магистра хирургии.
В течении следующих четырех лет Дойл разрывается между литературой и медициной, будучи не в состоянии выбрать, что же все-таки ему ближе.
В марте 1885 А. Дойла приглашают дать консультацию по случаю болезни. Больного Дойл предлагает поместить под его пристальное наблюдение, однако вскоре пациент умирает, но это привело к знакомству Дойла с сестрой умершего Луизой Хоукинс.
Дойл был человеком с высокими моральными устоями и был верен Луизе на протяжении всей их совместной жизнь, но это не помешало ему влюбиться в Джин Леки. Она имела необычные достижения для того времени была хорошо образована, спортивна. Они полюбили друг друга. Единственным препятствием было тяжелое состояние здоровья супруги Артура К. Дойла. К счастью Джин была умной женщиной и не требовала от любимого того, что противоречило бы его воспитанию.
Узнав о интересе Джин в охоте и её вокальных данных, Конан Дойл так же начинает увлекаться охотой и учится играть на банджо. Однако даже вся занятость Дойла, его далеко не обыденная жизнь (литература, охота, ухаживания за Джин, забота о Луизе, полеты на воздушных шарах, спорт) не давали Дойлу удовлетворения.
В 1906 году Артур К. Дойл идет в политику, но и здесь не находит себя. После смерти Луизы К. Дойд находится в депрессии, однако все ещё пытается помочь кому-то, кому хуже него.
Спустя 10 лет ухаживаний за Дж. Леки, они женятся. В 1907 они вместе с двумя дочерьми перебираются в новый дом в Сассексе. Дойл счастливо живет с женой и начинает активно писать, что приносит уме много денег.
А.К. Дойл умер 7 июля 1930, окруженный семейством.
ГЛАВА II. Детективный жанр Э. А. По и А. К. Дойла на примере «Убийства на улице Морг» и «Записок о Шерлоке Холмсе
2.1 Особенности детективного жанра
Говоря о детективе, как о литературном жанре, уместно расшифровать происхождение и сам смысл этого слова.
Детектив (лат. detectio - раскрытие) - художественное произведение, за основу сюжета которого взят конфликт добра и зла, показанный через совершение преступления и его дальнейшее раскрытие.
Неотъемлемой частью каждого детектива является тайна, загадка, роль которой играет преступление. Также наиважнейшей характеристикой детектива является то, что тайна эта будет носить реальный, не мистифицированный характер, не смотря на свою на первый взгляд необъяснимость. Цель же детективной истории разгадка этой самой тайны, соответственно повествование в детективе будет привязано к аналитическому процессу распутывания клубка тайны. Главная часть детектива бесспорно сам процесс расследования. Пожалуй, в большей мере непосредственно логические умозаключения увлекают читателя.
Детектив не стоит приравнивать к триллеру, где всегда есть элемент ужаса, ибо непосредственно сам детектив несет лишь неожиданные повороты событий, но не пугающие. Кроме прочего, детектив также не стоит путать с криминальным романом, где раскрывается психологизм самих преступленный, а так же мотивы преступников. (14)
Детектив сам собой являет жанр свободный от глубокого психологизма и мистицизма. Детектив является объективным отражением реальности с малой долей преувеличение, если таковая допускается автором.
Для детективов главных действующих лиц новел детективного жанра расследование будет лишь способом достижения цели разгадки тайны, заключенной в преступлении.
По мнению исследователей литературы XIX-XXвв детектив замкнутая и устойчивая структура, в которой не допустимы шаткие понятия, а разгадка тайны есть лишь одна. Именно из-за своего столь жесткого каноны, детектив выливается в свод правил. Именно за счет конкретики и жесткости рамок, детектив окончательно сформировался именно под влиянием Э. А. По, с присущим ему аналитическим мышлением и рационализмом.
Более того, для детективного жанра характерно то, что в центре истории стоит определенное событие и на протяжении всех дальнейших происшествий центр истории не смешается, позволяя действию развиваться лишь вокруг центральной задумки. Это, можно сказать, стало причиной довольно сжатого размера детективных новелл. Следовательно, детектив приобретает характерные признаки:
- нормативность и жесткость жанровых законов;
- малый (новеллистический) объем;
- строгая выверенность сюжета и внимание к событиям;
- сочетание невероятного с правдоподобным;
- ведущее значение тайны и элемента неожиданности над ужасом;
- замкнутость и условность хронологических рамок;
- особая структура образа главного героя; (3)
В силу названной ранее причины отсутствия глубокого подтекста, заставляющего читателя не только размышлять логически, но и постараться чувствовать и анализировать поступки героев, не редки споры по поводу серьезности данного жанра. Однако отрицать заинтересованность как читателей предыдущих лет, так и наших современников в данном жанре нельзя. Та самая постепенная структура развития событий от интриги к преступлению до раскрытия и обличения делает детектив уникальным, а ситуация достоверности, реальности и объективности, создает для читателя атмосферу, в которой он сам может встать на место главного герое, зная, что нагрузка ложится лишь на аналитические способности, исключая фантастические повороты и небылицы. Приближенность детектива к реальности делает его актуальным в любое время.
Детектив является тем жанром, который, к несчастью, был не сразу признан и долгое время был обделен вниманием критиков. Проследить историю детективного жанра можно с довольно давних времен. Элементы его можно найти и в библейских сюжетах, и «Тысяча и одной ночи», и в китайской новеллистке. Возможно, ближе всех к созданию современного построения детектива подошел Э. Т. Д. Гофман в своей новелле «Мадемуазель де Скюдери», где есть и тайна, и расследование преступления, но отсутствует непосредственно персонаж-детектив.
История же подлинного детектива, с той структурой, к которой мы привыкли сегодня, начинается именно с Эдгара По и появления его «логических рассказов» (3)
Говоря об истории появления жанра детектива такого, каким мы его видим, с особой структурой, исследователи не устают упоминать, что создатель жанра Э. По хоть и был его родоначальником, но к непосредственно термину «детектив» отношения не имел. Впервые термин был введен соотечественницей Э. А. По Энн Кэтрин Грин, отнесшей свое «Левенуортское дело» именно к этому жанру. (3)
2.2. Новаторство Э. А. По
Эдгар По стал первым, кому удалось сочетать таинственное с его аналитическим, сухим анализом. Именно сочетание старых элементов в новой форме и дали возможность рождения и развития новому жанру.
Вспомним, что романтизм характеризовался конфликтом между героем и окружающей средой, а тайна стала своего рода способом побега от действительности к мечте. Таким образом, тайна, как элемент романтического мировоззрения, была перенесена Э. По на детектив и стала его главной, самой интригующей частью. «Тайна - генетический код детектива» (6, 160)
Даже при наличии тайны в своих детективных новеллах, По уделял огромное место правдоподобности, реалистичности. Он внимателен к деталям и имеет поразительную ясность ума и четкость мышления, не смотря на репутацию безумца. Позднее это станет отличительной чертой американского романтизма и детективного жанра в частности.
Важнейшим же вкладом Эдгара Алана По в детективный жанр и его формирования является создание типичных героев детективной новеллы гениального сыщика-аналитика и его друга, типичного обывателя по совместительству рассказчика. Эдгар По создает модель детективного героя, которой позднее воспользуются его последователи.
В модели героя Эдгара По ярко отражены романтические течения. В романтизме четко прослеживается мотив одиночества, уединенности, что было свойственной в некотором смысле чертой Дюпена. Пусть у него и появился друг-спутник, но сам детектив все равно в некоторой степени отрешен и продолжает «читать мысли людей» путем наблюдения. Некоторые литературоведы настаивают на частичной автобиографичности героя Эдгара По, хотя и не отрицают значительной неправдоподобности как героя, так и ситуации, в которой он находился.
Эдгар По создает определенную модель поведения романтического героя-сыщика: герой бездельник с экзотическим пристрастием, с отсутствием меркантильных побуждений, тягой к уединению, желанием не расследовать дело и найти преступника, а разгадать тайну.
По создает двухуровневый детектив, где на первом плане незначительные действия, а на втором размышления героя, анализ ситуации с его точки зрения, отчужденность и участие лишь в процессе разгадки. Без сомнения, перу По принадлежит новый абсолютно тип героя.
2.3. Шерлок Холмс: кто он?
Без зазрения совести тремя величайшими сыщиками мировой литературы можно назвать уже известного нам Огюста Дюпена, Шерлока Холмса и отца Брауна. Особое внимание, разумеется, в данной главе будет уделено объектам исследования, положившим начало профессии детективов в мировой литературе.
Истоки детективного жанра, как уже было сказано ранее положил Эдгар Алан По и, несомненно, ложью не будет и то, что сэр Конан Дойл вдохновлялся его творчеством, а не будь Огюста Дюпена, возможно, мир не узнал бы и величайшего сыщика Шерлока Холмса.
Однако стоит упомянуть, что вдохновляясь творчеством По, Дойл стремился создать своего уникального героя, который даже если и будет походить на Дюпена, будет иметь свою индивидуальность, так кто же такой Шерлок Холмс, и как он родился на свет?..
Шерлок Холмс, как и Дюпен в некотором роде остается закадровой личностью, все о нем мы узнаем из уст его спутника, а значит, мы узнаем лишь то, что спутник может видеть. Холмс сочетает в себе черты романтического и позитивистского героя одновременно. Напомним, что основным тезисом позитивизма было: «Все подлинное (позитивное) знание совокупный результат специальных наук». Пожалуй, это довольно четко отражает и самого Шерлока. Все, чтобы Холмс не утверждал (все, что не имело бы позитивное, положительное значение) было единственным реальным результатом. Холмс человек, стремящийся к конкретному и однозначному знанию, имеющему применение на практике, но при этом он сохраняет свободу выбора, берясь лишь за те дела, которые ему действительно интересны. Его необычные аналитические способности делают его намного выше всех остальных окружающих, возвышая героя и как бы напоминая нам о борьбе персонажа с миром, что было так присуще романтизму. Шерлок Холмс притягателен для читателя ещё и своим благородством и почти рыцарскими чертами характера.
Что же подвигло Конан Дойла сделать Шерлока Холмса именно таким?
Во время учебы Конан Дойл познакомился с двумя профессорами, которые впоследствии оказали на него сильнейшее влияние. Первым был Уильям Резенфорд, преподаватель анатомии, а вторым Джозеф Белл. Как оказалось, обе эти личности казались Дойлу неординарными.
Доктор Белл умел отгадывать профессию человека при первой же встрече с ним. Не кажется ли эта черта, способность нам знакомой? Именно у Доктора Белла Дойл заимствовал ряд черт характера, которые так искусно переплелись в личности любимого всеми Шерлока Холмса.
Приступив к работе в марте 1886 года, всего через месяц Дойл закончил роман «Запутанный клубок», главный герой которого был «списан» с доктора Белла из Эдинбургского университета. Позднее произведение получит название «Этюд в багровых тонах» это было первое появление Шерлока Холмса и доктора Ватсона. (8,8)
В то время, когда появились первые рассказы о Шерлоке Холмсе, и у детей и у взрослых уже было множество любимых героев. Стоит отметить, что книги о Шерлоке Холмсе писались лишь для взрослых, но мигом обретя популярность практически сразу полюбились и юным читателям. Однако не смотря на обилие колоритных и ярких персонажей, Шерлок Холмс почти сразу становится любимцем публики любого возраста. В чем причина? Должно быть все предыдущие герои не отличались такой же силой мыслью и её нестандартностью, как Шерлок Холмс.
Шерлок Холмс чуть ли не единственный из персонажей детской мировой литературы, главное занятие которого мышление, логика. (13,5)
Рассмотрим способы, которые Конан Дойл применил для создания реалистичной и художественно красочной палитры характеров героев рассказов о лондонском сыщике.
Одним из более значимых способов отражения и создания характеров героев было создание визуальных картин, путем описания портрета и интерьера вокруг персонажа. Что как не привычки и предпочтения отражают наш характер? Вот как Дойл описывал своего: сложение худощавое, рост больше шести футов (более 180 см), тонкий орлиный нос, квадратный, чуть выступающий вперёд подбородок, острый, пронизывающий взгляд, «несколько скрипучий» голос.
Также автор очень подробно описывает быт Шерлока Холмса, его привычки, что позволяет читателю узнать Холмса так, будто бы он их сосед, а не доктора Ватсона. «Если не было срочной работы, мистер Холмс просыпался поздно. Когда на него находила хандра, он, облачившись в халат мышиного цвета, мог молчать целыми днями. В столь же «жизнерадостном» одеянии он проводил свои бесконечные химические опыты. Остальные халаты красный и голубоватый выражали другие состояния души и использовались в самых разных ситуациях. Временами Шерлока Холмса обуревало желание поспорить, тогда, вместо традиционной глиняной, он раскуривал трубку из вишнёвого дерева. Находясь в глубоком раздумье, знаменитый детектив позволял себе грызть ногти. Еда и собственное здоровье интересовали его неразумно мало» (10, 33)
Цикл произведений о Холмсе Дойл создавал на протяжении 40 лет. Его составляют 56 рассказов и 4 романа. Не смотря на такое огромное количество произведений повести всегда строились одинаково. Доктор Ватсон рассказывает о приключениях своего друга и о делах, которые он расследует. Как ранее упоминалось, прототипом Холмса был доктор Белл, известный своей наблюдательностью и смекалкой. Отсюда, очевидно, и фраза, вложенная создателем в своего сыщика Холмс: «Смотреть и видеть совершенно разные вещи».
Наблюдательность доктора Белла и стала основной чертой знаменитого Холмса, однако в создании сыщика есть и другие любопытные моменты. Конан Дойл верил, что каждое слово вызывает определенные ассоциации, именно поэтому он тщательно подбирал звучное, запоминающееся и необычное имя для своего героя. А его партнер, вследствие получивший имя Джон Ватсон, никоем образом не имел право затмевать гениального детектива, посему ему было дано простое английское имя.
Шерлок был очень необычным персонажем. В нем уживались противоположности, сочетание которых представить себе крайне сложно. Например он в мелочах мог знать одну дисциплину и совершенно пренебрегал другой, считая, что она будет лишь занимать лишнее место в голове, будто неинтересная книга без дела пылящаяся на полке. Кроме всего прочего Холмс показан человеком совершенно независимым не только от мнения окружающих, но и от влияния из вне. Многие мужчины той эпохи носили усы, Холмс же показывал всякое безразличие в моде и тщательно брился каждое утро. Он был спортивен, но при этом обходился без женского внимания, избегая противоположного пола. Стоит сказать, что Дойл задумывал своего персонажа не слишком привлекательным мужчиной, намереваясь весь акцент и значимость его отразить в его умственных способностях, однако иллюстратор Сидни Пэджет изобразил Холмса довольно привлекательным, что не мало способствовало успеху рассказов и романов особенно среди читательниц.
«Расследование преступления точная наука, по крайней мере, так должно быть», эти слова произнес Холмс в романе «Знак четырех». Они выражают представление Конан Дойла о настоящем детективном произведении, где разгадка криминального замысла происходила бы рациональным, логическим путем. Именно поэтому характер главного героя так тщательно выписан: Холмс любит точность, доверяет только своему интеллекту и никогда не позволяет эмоциям влиять на ход расследования. (8, 21)
2.4. «Записки о Шерлоке Холмсе» и «Убийство на улице Морг»: параллели и заимствование.
Когда так много уже сказано и о создателях известнейших литературных сыщиков и о самих героях, стоит, наконец, рассмотреть Дюпена и Холмса несколько ближе. Насколько же схожи персонажи и что их отличает именно на этот вопрос я попытаюсь ответить в этой части своего реферата.
Говоря непосредственно о Шерлоке и Дюпене, начать стоит с их профессии.
Для Дюпена сыщик не профессия. Ему не интересно заниматься расследованиями, его страсть загадки. Он не расследует дела, не ищет преступников, он лишь разгадывает загадки, в то время как Шерлок Холмс детектив и это его дело, хотя стоит отметить уже здесь одно сходство персонажей: оба они не преследуют меркантильных целей. Деньги для них ничто, они лишь делаю то, что выходит у них лучше прочего.
Далее следует упомянуть о методах расследования двух сыщиков. Для Дюпена оказывается совершенно легкой задачей выяснять факты путем ассоциативного мышления, что, в некотором смысле является индукцией. От частного к общему, от малого к большему. Шерлок Холмс же, отнюдь, предпочитает дедуктивный метод. Частное положение логическим путем выводится из общего: от общего к частному.
Что же касается прямых сходств персонаже, это, в первую очередь, наличие приятеля компаньона, от лица которого и ведется рассказ. Спутник сыщика будто бы рассказывает читателю, беседует с ним, создавая дружеский настрой и впечатление предполагаемой легкой и непосредственной беседы. Это в значительной мере расслабляет читателя, давая понять, эта книга не для тяжких душевных метаний и переживаний. Здесь вы узнаете интересную историю и будто бы из первых рук.
Что также не маловажно у обоих сыщиков есть знакомый полицейский. А как же иначе найти новое дело, новую загадку?
И конечно же в персонажах отражен стиль, в котором писали По И Дойл. Романтизм эпоха неоспоримого присутствия загадки и тайны, сопутствующей некоторому одиночеству героя, подчеркивающая его отличность от других. Герой По был влюблен в ночь, а персонаж Дойла пребывал в депрессии без интересного дела и играл на скрипке.
«Одной из фантастических причуд моего друга… была влюблённость в ночь». Э. А. По
«…он целыми днями лежал на диване в гостиной, не произнося ни слова и почти не шевелясь».
«Я уже сказал, что Холмс прекрасно играл на скрипке. Однако и тут было нечто странное, как во всех его занятиях… Вечерами, положив скрипку на колени, он откидывался на спинку кресла, закрывал глаза и небрежно водил смычком по струнам». А. К. Дойл.
Оба персонажа, как Эдгара По так и Конан Дойла имели весьма нестандартный склад ума, под час неясный окружающим.
«А чтобы вы лучше меня поняли, давайте восстановим весь ход ваших мыслей с нашего последнего разговора и до встречи с зеленщиком».
(Э.А. По «Убийство на улице Морг»)
«Все расследование представляет собою цепь непрерывных и безошибочных логических заключений…»
(А. Конан Дойл «Этюд в багровых тонах»)
«…именно отклонение от простого и обычного освещает дорогу разуму в поисках истины».
(Э.А. По «Убийство на улице Морг»)
«Необычное скорее помощь, чем помеха в нашем деле».
(А. Конан Дойл «Этюд в багровых тонах»)
Ну и нельзя не упомянуть об одинаково небрежном отношении героев Шерлока Холмса и Огюста Дюпена к полиции. Что такое полиция для них без идей, методов, наблюдательности?
«А вы не судите по этой пародии на следствие… В её действиях нет системы, если не считать системой обыкновение хвататься за первое, что подскажет минута».
(Э.А. По «Убийство на улице Морг»)
«Раскрывать нечего, преступлений нет, в лучшем случае какое-нибудь грубо сработанное мошенничество с такими незамысловатыми мотивами, что даже полицейские из Скотленд-Ярда видят все насквозь».
(А. Конан Дойл «Этюд в багровых тонах»)
А чтобы подчеркнуть различия своего Холмса и Дюпена, которым был вдохновлен, Дойл даже упоминает его в своем произведении о Холмса.
«Вы, конечно, думаете, что, сравнивая меня с Дюпеном, делаете мне комплимент… А по-моему, ваш Дюпен очень недалекий малый. Этот прием - сбивать с мыслей своего собеседника какой-нибудь фразой "к случаю" после пятнадцатиминутного молчания, право же, очень дешевый показной трюк. У него, несомненно, были кое-какие аналитические способности, но его никак нельзя назвать феноменом, каким, по-видимому, считал его По».
(А. Конан Дойл «Этюд в багровых тонах»)
2.5 Вывод к главе II
Проведя ряд исследований с помощью тематической литературы и периодических изданий, можно подвести итог всего вышесказанного:
Став родоначальником детективного жанра, По принес в него свои каноны, которые позднее формировались и изменялись под воздействием последователя Эдгара По Конана Дойла, а далее и других классиков детектива, принесших в нашу жизнь мир захватывающих историй, от которых читатель не сумеет оторваться.
Назвать По однозначным создателем детектива такого, который мы наблюдаем сейчас нельзя, пожалуй, по ранее названной причине. Каждый из авторов детектива имеет свой стиль, как впрочем, вообще любой писатель и поэт. Детектив формировался под воздействием многих умелых и искушенных умов, однако не выделить вклад Эдгара По в мировую литературу нельзя. Он принес зачатки, наброски, если будет угодно детективного жанра, которые развивались, трансформировались с течением истории и сменой проблематики времени.
Два разных создателя, два разных персонажа, но как одинаково они интересны в прочесе чтения, как одинаково ловко они собирают мозаику пришествий и преступлений, мастерски находя ответы на самые каверзные вопросы неспокойной жизни. Как тонко мыслили их создатели, чтобы не упустить ни одной детали, которую необходимо донести и до читателя, не только для мастеров-аналитиков Дюпена и Холмса. Разум создателей литературных сыщиков поражает своей точностью, ритмичностью, трезвостью и страстью.
Не смотря на все сходство Огюста Дюпена и Шерлока Холмса, авторы создали кардинально отличающихся персонажей. Огюст Дюпен романтический персонаж, создание которого было реально лишь в эпоху романтизма, Шерлок же герой более трезвого склада ума, от того и более многогранный на мой взгляд. Думаю, именно этим и можно оправдать столь высокую популярность Шерлока вплоть до текущего времени и, пожалуй, несправедливо забытого в некотором смысле Дюпена. Впрочем можно ли винить Огюста Дюпена в том, что он уступил Шерлоку Холмсу, когда, по некоторым исследованиям, Эдгар По сам считал жанр его логических рассказов не слишком серьезным и именно поэтому ограничился столь малым количеством рассказов, в то время как Дойл беспрестанно воевал за своего персонажа, раскрывая и развивая его. Однако эта недосказанность об Огюсте Дюпене делает его лишь более интересным, на мой взгляд, персонажем литературы. Что как не загадка романтистов привлекает читательский ум?
ГЛАВА III. Жанр научной фантастики в творчестве Э. А. По и А. К. Дойла на примере «Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля» и «Затерянного мира»
3.1. Особенности научно фантастического жанра
Научная фантастика Вид художественной фантастики, отрасль художественной литературы, а также кино, театра, живописи, посвященный главным образом художественному прогнозированию будущего. Основной прием мыслительный эксперимент. (11)
Появление жанра научной фантастики приписывается к промышленной революции XIX века. Наиболее четкую формулировку жанра дали братья Стругацкие: «Фантастика есть отрасль литературы, подчиняющаяся всем общелитературным законам и требованиям, рассматривающая общие литературные проблемы (типа: человек и мир, человек и общество и т. д.), но характеризующаяся специфическим литературным приемом - введением элемента необычайного».
Своей популярностью жанр обязан вере человека в развитие, силе его мечты и воображения. И не будет ложью факт, что жанр научной фантастики послужил для того, чтобы актуализировать и обновить старые сюжеты, сделав их более увлекательными и непредсказуемыми для читателя.
Айзек Азимов, известный американский писатель говорил о научной фантастике: «…единственный род литературы, основанный на строго научной мысли. …Научная фантастика исследует возможные последствия в науке и потенциальные изменения, которые могут быть вызваны обществом». (1)
Научная фантастика является способом осмысления современных миров и возможных миров, которые формируются под воздействием науки и техники, а также человека. В некотором роде научная фантастика является своего рода мифологией определенного периода времени.
В одном из своих интервью Иван Антонович Ефремов заметил: «Фантастика должна быть «умной». То есть интеллектуальной и эрудированной. При всей кажущейся заманчивой простоте фантазируй, что в голову взбредет! …Научная фантастика должна строго соотноситься с научными данными, предпосылками, гипотезами. Иначе так легко скатиться на наезженную «чтивую» дорогу, рассчитанную на обывательский уровень. Вспомним притчу о Платоне. Гуляя со своими учениками, древний философ встретил Гетеру. «Вот ты учишь их всю жизнь, - со смехом сказала она, - а я только улыбнусь и скажу твоим ученикам несколько слов - и они пойдут за мной». «Так оно и будет, - грустно ответил Платон. - Ведь твоя дорога ведёт вниз, я же предлагаю им взбираться на гору» (12, 390)
Как и любой другой жанр научная фантастика имеет свои виды: альтернативно-историческая, апокалиптическая и постапокалиптическая, утопическая и антиутопическая, киберпанк, стимпанк. Научное фентези, технофентези, космическая опера, хронофантастика, социальная фантастика и, наконец, твердая научная фантастика.
Рассматривая особенности жанра научной фантастики, хотелось бы коснуться и самих поджанров, что же они из себя представляют?
- Хронофантастика жанр, рассказывающий о путешествиях во времени.
- Космическая опера развлекательная, приключенческая фантастика.
- Социальная научная фантастика описывает законы развития общества в непривычных для человека ранее условиях.
- Альтернативно-историческая фантастика это своего рода история, допускающая сослагательное наклонение. Что было бы, если бы что-то произошло/не произошло. Такой вид фантастики описывает и предлагает читателю возможные развития человеческой истории, с условием, что в какой-либо конкретный момент что-то изменилось.
- Апокалиптическая и постапокалиптическая фантастика описывает человеческое общество после или вовремя какой-либо масштабной катастрофы, приведшей так или иначе к гибели большей части привычного человеку мира.
- Утопии и антиутопии жанры фантастики, отражающие условия и способы моделирования общественного строя и устройства.
- Стимпанк жанр фантастики, который может быть отнесен к альтернативной истории, так как описывает альтернативное развитие техники: совершенствование паровых двигателей, не по времени сложная механика
- Киберпанк жанр, описывающий эволюцию человеческого общества под сильным воздействием технологий и совершенствование последних в очень краткие сроки.
- Фентези и технофентези жанр, повествующий о соединении магии и техники.
- Твердая научная фантастика самый первый и старейший вид научной фантастики, в основе которого лежит строгое следование канонам времени и известным научным законам с допущением естественнонаучного открытия. Представителями этого вида научной фантастики и были Конан Дойл и Эдгар По, о которых далее и пойдет речь. (15)
3.2. Научно-фантастические произведения Э. По и К. Дойла истоки жанра
Научная фантастика по природе своей связана с развитием науки и техники. Новые научные идеи дают импульс творческому воображению художника, подвизающегося в этой сфере. Естественно, что научно-техническая революция нашего времени породила условия для небывалого литературного «взрыва». Тяготение к фантастическим сюжетам и образам общее свойство романтической литературы: русской, немецкой, французской, английской какой угодно. Романтизм оказался благодатной почвой, взрастившей первые побеги научной фантастики. Формирование нового жанра требовало художника, в чьем творческом сознании мощное воображение соединялось бы с интересом к завоеваниям научно-технической мысли. Такой художник явился в лице Эдгара По.(7, 234)
Выделить точные критерии, по которым будут сравниваться романы «Затерянный мир» Дойла и «Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля» По не представляется возможным в силу различий этих романов и независимости друг от друга в противовес схожим во много "Убийства на улице Морг" и "Записок о Шерлоке Холмсе". Однако провести параллели, дабы сравнить два примера научной фантастики на самом её истоке вполне возможно.
На современную научную фантастику огромнейшее влияние оказали Жюль Верн и Герберт Уэллс, но они со своей стороны признавали себя учениками Эдгара Алана По. Трудно ответить был и он первооткрывателем или уже шел по проторенной дорожке, исследователи до сих пор спорят, какую роль в развитии научной фантастики сыграл По, кто-то из них даже указывает на сюжеты «бродившие» в литературе задолго до Э. По.
Для Эдгара По Фантастика была привычной стихией. В каждом его рассказе есть хоте немного фантастического. Источники его вдохновения разнообразны: от народных преданий до газетных статей и городских сплетен.
Когда По обращался к фантастическим сюжетам, он не ставил перед собой какую-то конкретную цель, он просто писал динамичные рассказы, которые захватывали читателя.
Каждый рассказ По в жанре научной фантастики, согласно канонам, сложившимся позднее, был связан с каким-либо научным открытием, изобретением, наблюдением, при этом сам фанкт нового не редко отходил на второй план, уступая первое место другому действующему лицу, факту.
Одним из примеров научной фантастики По может служить «Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля» (1835). Законно будет отвести этому рассказу в творчестве По, да и в литературе в целом особое место, так как именно с «Ганса Пфааля» начинается научная фантастика.
«Ганс Пфааль» эксперимент, написанный по принципу «посмотрим, что получится».Эдгар ПО создавал этот рассказ будучи в возрасте 26 лет. Очевидно именно неопытность, по утверждениям критиков, стала причиной стилистических нестыковок и робости в обращении с материалом. Канонов жанра ещё не было и можно подумать, что писатель боялся знакомить читателя с новым течением литературы. В заметках к публикации рассказа Эдгар По тщательно маскировал всю серьезность своих намерений по поводу введения, создания нового жанра, будто бы подготавливая почву.
Тогда ещё молодой писатель и представить себе не мог, что «Гансом Пфаалем» закладывает рамки, фундамент нового жанра, но его не раз уже упомянутая трезвость ума и интуиция помогли ему ощутить верность его действий.
Публикуя рассказ, Эдгар По сделал примечания, сопоставляя Пфааля с «Лунным направлением в ренессансной и просветительской фантастике. «Все упомянутые брошюры, -писал он , -преследуют сатирическую цель; тема - сравнение наших обычаев с обычаями жителей Луны. Ни в одной из них не сделано попытки придать с помощью научных подробностей правдоподобный характер самому путешествию... Своеобразие «Ганса Пфааля» заключается в попытке достигнуть этого правдоподобия, пользуясь научными принципами в той мере, в какой это допускает фантастический характер самой темы». По сознательно формирует один из принципов научной фантастики в своем комментарии.
«...Издательство «Харперс», говорит По , выпустило американское издание «Трактата по астрономии» сэра Джона Гершеля, и я заинтересовался соображениями автора о возможных перспективах лунных исследований. Эта тема возбудила мою фантазию, и мне захотелось дать ей полную свободу в изображении картин лунного пейзажа. Очевидное затруднение состояло в том, как объяснить знакомство повествователя с нашим спутником; столь же очевидным было и желание преодолеть эту трудность, предположив существование необыкновенного телескопа. Я сразу же понял, что главный интерес повествования будет зависеть от того, насколько удастся убедить читателя в правдоподобии существования подобного телескопа. На этой стадии моих размышлений я поведал о замысле нескольким друзьям, в том числе г-ну Д. П. Кеннеди... Все они оказались единодушны в своем мнении: трудности конструирования подобного телескопа столь велики и общепонятны, что тщетно было бы пытаться придать повествованию должную достоверность именно этим путем. Потому я с большой неохотой и лишь наполовину убежденный (я более полагался на легковерие публики, нежели мои друзья) оставил мысль придать тщательную достоверность повествованию, я хочу сказать, настолько тщательную, чтобы и в самом деле обмануть читателя. Я обратился к стилю полусерьезному, полушутливому и решил сосредоточить интерес, насколько это было в моих силах, на самом перелете с Земли на Луну, описывая лунный пейзаж, словно бы повествователь лично его наблюдал и исследовал. Именно так я написал повесть под названием «Ганс Пфааль» и опубликовал ее спустя полгода в «Южном литературном вестнике», коего был тогда редактором».
Из фрагмента ясно, что побудило Э. По на создание «Ганса Пфааля», как ясно и то, что рассказ о Пфаале имеет научную почву. Новизна «Пфааля» была в том, что в этом рассказе за всю историю литературы впервые «научные принципы» и «научные подробности» были использованы для вдохновения писателя и увлечения читателя.
А какие же мотивы преследовал К. Дойл?
К научно-фантастическому жанру Дойл обратился уже после выхода популярных романов Уэллса «Человек невидимка» и «Машина времени». Однако не смотря на это и романы Дойла смогли завоевать всеобщий интерес.
В октябре 1912 года Конан Дойл, опубликовал роман «Затерянный мир», где впервые познакомил читателей с профессором Челенджером, которому впоследствии предстояло пережить еще немало приключений. Профессор Челенджер стал не менее популярен, чем его предшественник Шерлока Холмса. Цикл романов о нем был одним из первых явлений в научной фантастики, образом этого героя писатель хотел выразить свое представление об истинном английском джентельмене. Конан Дойл завоевал репутацию одного из самых читаемых писателей своего времени. Его увлечение миром непознанного и спиритизмом стало еще глубже. В декабре 1912 года он подготовил второй роман из цикла о профессоре Челенджере- «Отравленный пояс». В нем автор развивает сюжет, основанный на идеях предыдущей книги. Многие поклонники писателя сочли это произведение его первым «спиритическим» романом. (8,18)
«Затерянный мир» (1912), «Отравленный пояс» (1913), «Маракотова бездна» (1929) именно фантастические свои произведения, и прежде всего «Затерянный мир», Конан Дойл посвятил «мальчику, наполовину ставшему мужчиной, или мужчине, наполовину оставшемуся мальчиком», то есть читателю, готовому отправиться в страну вымысла. Впрочем, фантазируя, Конан Дойл также стремился к достоверности.
Работая над повестью «Затерянный мир», населяя плато на Амазонке разными доисторическими животными, Конан Дойл консультировался со специалистами. Замысел повести возник у него под влиянием английского ученого Фосетта, который рассказывал писателю о своем путешествии в южноамериканские джунгли. Впоследствии на той же территории он пропал без вести. По утверждению французского профессора зоолога Бернара Эйвельманса, высказанному им в книге «По следам неизвестных животных», место действия «Затерянного мира» - горы Рикардо-Франко Хиллс, где Фосетт был со своей экспедицией в 1908 году и о которых он писал: «Время и человек оставили эти вершины в неприкосновенности. Они возвышались здесь, покрытые лесами, словно потерянный мир, и воображение смело могло населить их существами, уцелевшими от давно прошедших веков. За оградой из неприступных скал, избавленных от борьбы с новыми условиями изменяющейся природы, чудовища зари рода человеческого, может быть, продолжали владычествовать здесь... словно в естественном заповеднике. Так думал, во всяком случае, Конан Дойл, когда впоследствии в Лондоне я рассказал ему об этих возвышенностях и показывал сделанные мною снимки. Он мечтал написать роман с местом действия в центре Южной Америки и расспрашивал меня о многом. В результате появился его «Затерянный мир», который заслужил столь громкий успех»
Стоит отметить, что «Затерянный мир» вышел самым увлекательным научно-фантастическим романом Дойла. Не смотря на это, критики холодно отозвались о книге. Причиной тому послужил факт, что ученые отрицали возможность существования в закрытой для исследований Амазонии неведомых науке форм жизни. Сейчас мы с полной уверенностью можем сказать, что К. Дойл не ошибся. Детальные исследования и кропотливая работа автора над достоверностью оставили свои плоды. Что же касается «Отравленного пояса», то здесь автор прибегает к мифу о «эфире», веществе, из которого якобы состоит вселенная. И пусть критики и ученые отрицали взгляды Дойла, для читателя была важна не достоверность, а приключения отважных героев Дойла, продуманных до мельчайших подробностей.
Быть понятным, интересным и умным - таковы требования, которые Конан Дойл предъявлял писателю. Некоторые крупные литераторы, отмечал он, иногда сполна удовлетворяют последнему условию, однако два первых им никак не даются, и дорога к широкому читателю закрыта для них.
Конан Дойла приобрел мировое признание благодаря таланту увлекательного рассказчика, его жизнелюбию и вере в человека и его разум, силе фантазии и мастерству, с каким он строит напряженный детективный или приключенческий сюжет, серьезному отношению к писательскому труду и уважению к читателю, который любит занимательное чтение.
3.3. Вывод к главе III
Подводя итог третьей и последней главы своего реферата, хотелось бы выделить лишь одну, но значительную общую черту работ По и Дойла. Оба они были преданы своему делу настолько, что для них была важна каждая деталь. Авторы считали, что их книги должны интересовать читателя не только сюжетом, но и достоверностью. Как По, так и Дойл всматривались в своих героев и месте, в которые им приходилось попадать. Достоверность, вот что было ведущим в книгах авторов. Более того, эта достоверность не должна была отпугивать читателя, она должна была быть доступной и понятной каждому. Достигнув этого, Дойл и По сделали свои работы мировыми шедеврами, популярными и интересными даже читателям современности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя общий итог, можно сказать, что Артур Конан Дойл и Эдгар Алан По были новаторами, не боящимися рискнуть, ради завлечения читательского интереса. Они прокладывали путь сквозь историю, оставив не только свой след, но и огромное наследие как читателям, так и своим последователям, среди которых можно назвать столь громкие имена, как Жюль Верн, Говард Лавкрафт, Роджер Желязны и даже король современных ужасов Стивен Кинг находил вдохновение и идеи в творчестве По.
Изучив особенности стилистики Э. По и писательские приемы К. Дойла, нельзя не отметить их влияние и отголоски их работы в творчестве многих писателей. По и Дойл путем колоссальных усилий сложили сложный и замысловатый каркас детективного и научно-фантастического жанров.
Говоря в частности о детективах, не лишним будет ещё раз акцентировать внимание на сходствах героев По и Дойла, нашедших себя среди читателей и заполучивших популярность. Из этого следует, что По не только заложил фундамент современного детектива, но и нашел те черты и особенности, которые, отразившись в персонаже, непременно привлекут внимание, а Дойл, продолжив и развив ещё больше наброски По усовершенствовал детективного героя, превратив его во что-то в некотором роде материальное, ведь не зря при упоминании детектива первой ассоциацией у многих является знаменитый Шерлок Холмс, выросший буквально из Огюста Дюпена.
Что же касается научно-фантастического жанра, не стоит отрицать, что вклад Дойла здесь был меньше, как новатора, однако как писателя он неимоверно велик. Эдгар По же стал первооткрывателем и в этом литературном течении, идя на поводу собственной интуиции и интересов, он создал начало жанра, нашедшего себя в творчестве писателей, уже неоднократно упоминаемых: Жюля Верна, Герберта Уэллса и др.
Неоценимый вклад в мировую литературу внесли два этих писателя.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Азимов А. Фантастика живая ветвь искусства // Техника-молодежи. 1973. № 2. С. 24 26.
- Акройд П. «Эдгар По. Сгоревшая жизнь. Биография» http://knizhnik.org/piter-akrojd/edgar-po-sgorevshaja-zhizn-biografija/1
- Анцыферова О.Ю. Детективный жанр и романтическая художественная система // Национальная специфика произведений зарубежной литературы XIX - XX веков. - М.: Наука, 1994г. С. 21-36.
- Белоусов Р.С. Шерлок Холмс // Белоусов Р.С. Герои до встречи с писателем. - М.: Просвещение, 1984. С.117-125.
- Дойл А. К. ЗАТЕРЯННЫЙ МИР: Фантаст. произведения: Пер. с англ. / [Послесл. М.Урнова. - М.: Правда, 1986. 510 с.: ил.
- Кестхейи Т. Анатомия детектива. Следствие по делу о детективе. Будапешт, Издательство «Корвина», 1989, с. 234
- Ковавле Ю.В. Эдгар Алан По. Новеллист и поэт: Монография.Л.: Худож. лит., 1984. 296 с.
- Конан Дойл // 100 человек, которые изменили ход истории. Еженедельное издание. 2009. №58
- Надеждин Н. Я. Артур Конан Дойл. М.-СПб.: Аванта+, Астрель; 2012.
- Осипова Э. Ф. Загадки Эдгара По: исследования и комментарии, СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2004, 171с.
- Прохоров А. М. Советский энциклопедический словарь, М.: «Советсткая энциклопедия», 1985, 1600с.
- Торецкая Т. Тропа в будущее // Век дракона: Сб. фантастики. М.: Мол. гвардия, 1991. С. 385 394.
- Чуковский К. «О Шерлоке Холмсе» // Дойл А.К. «Записки о Шерлоке Холмсе». Устинов, издательство «Удмуртия», 1987, 256с.
- Янин В. Л. Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. М., Издательство Московского университета, 1987. 512 с.
- http://ru.wikipedia.org/
Приложение 1. Э. А. По
Приложение 2. А. К. Дойл
Приложение 3. Краткая биография Шерлока Холмса
Год |
Возраст |
Событие |
1854 |
0 |
Рождение в Рейдинге, Йоркшир, Англия. |
1855-64 |
1-10 |
Семья Холмсов путешествует по Европе. |
1864 |
10 |
Возвращение в Англию |
1872 |
18 |
Поступление в Оксфорд. Дружба с Л. Кэрроллом |
1874 |
20 |
Выбор профессии детектива. Поступление в Кембридж |
1877 |
23 |
Открытие частного бюро детектива-консультанта в Лондене на Монтегю-стрит. Изучение материалов по криминалистике в библиотеке Британского музея |
1879-80 |
25-26 |
Работа актером в США |
1880 |
26 |
Возвращение в Англию |
1881 |
27 |
Знакомство с доктором Ватсоном. Переезд в дом 221-Б на Бейкер-стрит |
89 |
35 |
Встреча с Ирэн Адлер |
91 |
37 |
«Смерть» в Рейхенбахском водопаде |
94 |
40 |
Возвращение на Бейкер-стрит |
902 |
48 |
Отказ от рыцарского титула |
903 |
49 |
Уход на покой, жизнь на ферме в Графстве Суссекс |
~1914 |
60 |
Сотрудничество с английской контрразведкой с целью противостояния агентам Германии |
1957 |
103 |
Смерть в 103й день рождения. |
Приложение 4. Цикл произведений о Шерлоке Холмсе.
- Этюд в багровых тонах (1887)
- Знак четырёх (1890)
- Приключения Шерлока Холмса (18911892)
- Скандал в Богемии
- Союз рыжих
- Установление личности
- Тайна Боскомской долины
- Пять зёрнышек апельсина
- Человек с рассечённой губой
- Голубой карбункул
- Пёстрая лента
- Палец инженера
- Знатный холостяк
- Берилловая диадема
- Медные буки
- Воспоминания Шерлока Холмса (18921893)
- Серебряный
- Жёлтое лицо
- Приключения клерка
- Глория Скотт
- Обряд дома Месгрейвов
- Рейгетские сквайры
- Горбун
- Постоянный пациент
- Случай с переводчиком
- Морской договор
- Последнее дело Холмса
- Собака Баскервилей (19011902)
- Возвращение Шерлока Холмса (19031904)
- Пустой дом
- Подрядчик из Норвуда
- Пляшущие человечки
- Одинокая велосипедистка
- Случай в интернате
- Чёрный Питер
- Конец Чарльза Огастеса Милвертона
- Шесть Наполеонов
- Три студента
- Пенсне в золотой оправе
- Пропавший регбист
- Убийство в Эбби-Грейндж
- Второе пятно
- Долина ужаса (19141915)
- Его прощальный поклон (1893, 19081913, 1917)
- В Сиреневой Сторожке
- Картонная коробка
- Алое кольцо
- Чертежи Брюса-Партингтона
- Шерлок Холмс при смерти
- Исчезновение леди Фрэнсис Карфэкс
- Дьяволова нога
- Его прощальный поклон
- Архив Шерлока Холмса (1921-1927)
- Камень Мазарини
- Загадка Торского моста
- Человек на четвереньках
- Вампир в Суссексе
- Три Гарридеба
- Знатный клиент
- Происшествие на вилле «Три конька»
- Человек с побелевшим лицом
- Львиная грива
- Москательщик на покое
- История жилички под вуалью
- Загадка поместья Шоскомб
Приложение 5. Об актуальности Ш. Холмса или «Шерлоки бываю разные»
Приложение 6. Иллюстрации Сидни Педжета
Приложение 7. Сравнение личности Э. По и К. Дойла
Эдгар Алан По (1809-1849) |
Артур Конан-Дойль (1859-1930) |
американец; поэт, романтик; новеллист, мечтал быть поэтом; имел счастливое детство; имел жажду красоты |
англичанин; прозаик, неоромантик; мечтал быть романистом; обычное детство; увлекался культом книг, музыкой |
имел слабое здоровье, болезни |
имел крепкое здоровье, занимался спортом |
употреблял опиум |
употреблял кокаин; |
творческое наследие: более 50-ти произведений |
творческое наследие: 70 книг; |
работал в жанрах: а) детективной новеллы; б) научно-фантастической новеллы; в) психологической новеллы; г) поэзии |
работал в жанрах: а) научно-фантастических повестей; б) социально-бытовых романов; в) рассказов; г) новеллы |
новаторство: а) принцип достоверности; б) контакт \"автор - читатель\"; в) прием \"тотального эффекта\" - воздействие на сознание читателя, единство и гармония |
новаторство: а) использование методов индукции и дедукции; б) разгадывание головоломок, загадок, различных тайн; в) обращение к готической литературе |
герои: Дюпен и Легран |
герои: Шерлок Холмс и Доктор Ватсон |
основатель современной научной фантастики и детектива |
создатель и продолжатель классического детективного жанра |
PAGE
PAGE 38