Методы профессионального обучения
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
РЕФЕРАТ
по дисциплине:
Методика производственного обучения.
на тему:
Методы профессионального обучения
Работу выполнил
слушатель _____ курса
Долгов Николай Николаевич
Научный руководитель
_______________________
к. психол. наук, доц. Шелепанова Н.В.
Новосибирск -2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Принципы, содержание, методы и формы производственного обучения. 5
Глава 2. Организация обучения в учреждениях НПО и СПО. 13
2.1. Организация теоретического обучения. 13
2.2. Организация практического обучения. 16
Заключение 18
Литература 17
Введение.
Методика профессионального обучения (МПО) научная область инструментальных знаний в профессиональной педагогике о конструировании и применении средств регуляции обучающей деятельности педагога и когнитивной деятельности учащихся при формировании профессиональных знаний и умений обучающихся.
Область знаний предполагает объект и предмет познания, понятийно-терминологический аппарат, методы исследования познаваемых объектов и процессов.
Объект исследования методики профессионального обучения как области научных знаний процесс обучения определенному предмету в учебном заведении профессионального образования средствами изучаемой науки (технической, экономической и др.)
Предмет познания ветвь педагогических знаний, выражающая закономерности методической деятельности преподавателя и мастера производственного обучения по конструированию, применению и развитию специальных средств обучения (средств обучения профессии, специальности), с помощью которых осуществляется регуляция обучающей деятельности преподавателя и мастера и когнитивной деятельности учащихся по развитию и формированию профессиональных знаний и умений.
Методика профессионального обучения это общепрофессиональная дисциплина для подготовки специалистов в области профессионального образования, изучающая содержательные и процессуальные аспекты анализа, проектирования, организации и осуществления учебного процесса.
Цель изучения дисциплины: получение профессиональных приоритетных технологических знаний и навыков педагогического проектирования содержательного и процессуального блоков учебного процесса по предметам профессионального цикла, а также приобретение навыков осуществления учебного процесса в образовательных учреждениях, занимающихся подготовкой квалифицированных рабочих.
Объект изучения дисциплины содержание междисциплинарных теоретических и методических положений о проектировании содержательного и процессуального блоков учебного процесса по предметам профессионального цикла, осуществления учебного процесса в образовательных учреждениях, занимающихся подготовкой квалифицированных рабочих.
Предмет изучения факторы повышения эффективности процесса обучения; закономерности и принципы, обеспечивающие проектирование и осуществление учебного процесса.
К разделам методики профессионального обучения можно отнести:
- Методика теоретического обучения в учреждениях начального профессионального образования(далее УНПО);
- Методика производственного обучения в УНПО;
- Методика осуществления производственной практики;
- Методика подготовки новых рабочих кадров в условиях производства;
- Методика повышения квалификации рабочих кадров.
В результате изучения курса мы должны
знать:
- предмет и значение курса МПО для подготовки педагога профессионального обучения;
- содержание основных документов государственного образовательного стандарта начального профессионального образования (ГОС НПО);
- содержание профессионального образования и обучения в различных типах учебных заведений системы НПО, факторы, его определяющие;
- принципы разработки и анализа учебного плана, учебной программы предмета и другой учебно-программной документации для системы НПО;
- методы, средства и формы теоретического и практического обучения: понятие, сущность и характеристику;
- содержание дидактической деятельности педагога профессионального обучения: цели, содержание и технологии дидактического проектирования процесса обучения и характеристику технологической деятельности педагога;
- методы целевой ориентации, стимулирования и мотивации учения, формирование новых знаний, умений, навыков; приемы оптимизации форм, методов и средств в ходе реализации педагогических проектов;
- вопросы совершенствования учебно-воспитательного процесса и основные направления повышения эффективности обучения;
- содержание и организацию методической работы в учебных заведениях системы НПО.
уметь:
- анализировать существующую нормативную и учебно-программную документацию подготовки рабочих в различных типах ОУ НПО, обосновывать внесение изменений в эту документацию, а также ее обновлять и при необходимости разрабатывать;
- отбирать необходимый дидактический материал и конструировать предметное содержание обучения по общетехническим, общепрофессиональным и профессиональным (специальным) дисциплинам и производственному обучению;
- осуществлять дидактическое проектирование учебного процесса, планировать деятельность педагога профессионального обучения и конструировать деятельность учащихся при формировании профессиональных знаний и умений;
- разрабатывать частные методики преподавания теоретических предметов и производственного обучения;
- управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся;
- измерять и оценивать уровень сформированности знаний и умений учащихся;
- самостоятельно разрабатывать методику преподавания таких предметов, по которым педагог получил лишь предметные, а не методические знания;
- переносить технологический опыт, полученный при разработке методики обучения одному предмету, на проектные работы, связанные с преподаванием другого предмета;
- проводить занятия по предмету с последующим анализом результатов обучения учащихся, диагностикой реализации целей обучения и корректировкой учебного процесса;
- самостоятельно работать с научной, методической и учебной литературой;
проводить самоанализ своей деятельности, оценивать её результаты и проводить корректировку.
Глава 1.
«Принципы, содержание, методы и формы производственного обучения».
Процесс подготовки квалифицированных рабочих в профессиональных учебных заведениях в соответствии с задачами, состоит из двух относительно самостоятельных частей: теоретического и производственного обучения.
Теоретическое обучение включает в себя изучение общеобразовательных, общественных, общетехнических и специальных предметов, и имеет целью сформировать у учащихся систему знаний в объеме, необходимом для сознательного, прочного и глубокого овладения изучаемой профессией и для дальнейшего повышения производственной квалификации.
Основное назначение производственного обучения подготовить учащихся будущих квалифицированных рабочих к непосредственному осуществлению деятельности в области определенной профессии, т.е. научить применять знания на практике, сформировать необходимые профессиональные умения и навыки.
Умение это готовность (способность) учащихся сознательно и правильно выполнять трудовое действие (или совокупность действий), подбирая и применяя целесообразные в данных условиях способы действия и добиваясь благодаря этому положительных результатов в труде.
Навык составная часть умения, характеризующая способность к автоматизированному выполнению отдельных компонентов действия с максимальной точностью, скоростью и целесообразностью, сформированная у учащихся в результате многократных повторений упражнений.
Производственное обучение важнейшая составная часть процесса подготовки квалифицированных рабочих, на него отводится значительная часть общего учебного времени.
Принципы обучения главные положения или правила, которыми руководствуется мастер производственного обучения, чтобы наиболее эффективно реализовать цели и задачи обучения, правильно выбрать содержание, методы и формы профессиональной подготовки учащихся.
Дидактика теория обучения как часть педагогики устанавливает основные принципы обучения учащихся.
Политехнический принцип производственного обучения основан на соответствии обучения требованиям современного производства. В результате научно-технического прогресса производство приобретает политехнический характер. В производство внедряется общие для различных отраслей эффективные технологии обработки материалов. Появляются типовые унифицированные механизмы, инструменты и приборы, приспособления, системы контроля и управления технологическими процессами. Мастера производственного обучения призваны развивать у учащихся широкий профессиональный кругозор, дать знания политехнических основ современного производства, что позволит им в будущем быстро осваивать новейшие машины и технологические процессы.
Принцип научности обучения требует, чтобы у учащихся в процессе производственного обучения формировалось научное мировоззрение, развивалось творческое мышление. Применение этого принципа в практике помогает учащимся быстрее осваивать новую технику, опыт новаторов производства, принимать активное участие в рационализаторской работе.
Принцип системности и последовательности означает необходимость обучения в определенной последовательной системе с постепенным овладением новыми знаниями, с тем чтобы вновь изучаемый материал основывался на ранее пройденном. Систематичность изучения материала обеспечивает системность в знаниях, умениях и навыках учащихся, обусловливает прочность знаний учащихся.
Принцип доступности и посильности в производственном обучении требует, чтобы преподаваемый материал соответствовал возрасту и уровню подготовки учащихся, их познавательным возможностям и физическим силам. Этот принцип не означает, что усвоение материала по предмету может происходить без затруднений. Эти затруднения устраняются под руководством мастера.
Принцип наглядности помогает учащимся в процессе обучения создать ясные представления об изучаемых предметах и явлениях. В необходимых случаях на помощь приходят различные модели, плакаты и другие средства обучения.
Принцип сознательности и активности предполагает такую организацию обучения, при которой учащиеся понимают задачи обучения, хорошо усваивают получаемые знания, умения и навыки. Одновременно учащиеся хорошо разбираются в явлениях, могут отличить существенное от второстепенного, сознательно относиться к обучению и понимают необходимость его для того, чтобы стать высококвалифицированными рабочими.
Соблюдение принципа прочности усвоения учащимися знаний, умений и навыков определяет уверенность в эффективности производственного обучения. В результате у учащихся закрепляются знания, умения и навыки, приобретенные в процессе производственного обучения, предусмотренные программами, составленными на основании квалификационных характеристик.
Содержание производственного обучения определяется на основе анализа трудовой деятельности рабочего соответствующей профессии и уровня квалификации ( разряда, класса, категории и т.д.). Такой анализ показывает, что трудовая деятельность рабочего, независимо от профессии, включает следующие функции: планирование, подготовку, осуществление, контроль и обслуживание производственного процесса.
Планирование производственного процесса включает в себя ознакомление с заданием, выбор материалов, технологических процессов, инструментов, приспособлений, выполнение необходимых расчетов, составление плана выполнения работы.
Подготовка производственного процесса это подготовка к работе материалов, инструментов, оборудования.
Осуществление производственного процесса это выполнение ручных операций, управление работающим оборудованием, регулирование технологических процессов, происходящих в аппаратах и установках.
Контроль производственного процесса включает проверку и оценку хода технологического процесса, собственной деятельности рабочего, работы оборудования, качества продукции.
Обслуживание производственного процесса предполагает уход за оборудованием, устранение неполадок, организацию рабочего места.
Следовательно, основная задача производственного обучения учащихся в училище научить их планировать, подготавливать, осуществлять, контролировать и обслуживать характерный для их профессии производственный процесс.
Конкретное содержание этих функций рабочего применительно к соответствующей профессии и уровню квалификации отражено в квалификационной характеристике. Этот документ составляется на основе общегосударственного Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочего, в нем зафиксированы основные требования к знаниям и умениям, которых должен достичь учащийся к концу обучения в училище. Квалификационная характеристика основа для определения содержания подготовки рабочего в училище.
Выделенные в результате анализа трудовой деятельности рабочего наиболее характерные и типичные приемы, операции и способы выполнения трудовых процессов соответствующим образом систематизируются и описываются в программах производственного обучения, которые являются основными государственными документами, определяющими содержание производственного обучения. В программе производственного обучения взаимосвязаны приемы, операции и способы выполнения трудовых процессов объединяются в темы, расположенные в определенном порядке, который обуславливается сложностью учебного материала (от более простого к более сложному). При этом также учитывается типичная технологическая последовательность применения соответствующих приемов, способов, операций, трудовых процессов в реальной производственной деятельности. Таким образом, программа производственного обучения определяет, чему учить учащихся, в какой последовательности и в каком объеме. Программой также предусматриваются основные этапы (периоды) производственного обучения, их взаимосвязь друг с другом по содержанию и месту в учебном процессе.
Производственное обучение, как часть учебного процесса, включает деятельность мастера инструктирование и деятельность учащихся учение. Инструктирование и учение тесно связаны и влияют друг на друга.
Учебные планы составляются для каждого типа учебного заведения, они зависят от образовательного уровня, поступающих учащихся и сроков обучения. В учебных планах приводится перечень изучаемых предметов, количество учебных часов, отводимых на изучение каждого предмета, структура учебного года, количество часов занятий учащихся в день, сроки начала и окончания учебного года, время каникул.
Сводно-тематический план показывает, как сочетаются в процессе обучения отдельные темы программ производственного обучения и специальной технологии. В сводно-методические планы закладывается принцип опережения знаний учащихся, получаемых в процессе изучения специальной технологии, с тем, чтобы отдельные темы производственного обучения учащиеся начали изучать уже имея теоретическую подготовку.
Программа производственного обучения показывает последовательность приобретения учащимися отдельных навыков и умений с выполнением учебно-производственных заданий в процессе производственного обучения. Мастера производственного обучения обеспечивают полное выполнение программы производственного обучения по данной профессии.
Сохраняя основное содержание программы, мастера производственного обучения имеют право и обязаны дополнять программы, учитывая новейшие достижения технологии производства и передового производственного опыта. Может изменяться последовательность изучения отдельных тем программы производственного обучения при условии, что все темы программы будут изучены учащимися.
Программы производственного обучения составляются таким образом, чтобы мастер производственного обучения мог соблюсти принципы обучения, а учащиеся в результате обучения по программе мог работать по избранной профессии на любом предприятии данной отрасли народного хозяйства. Каждая программа производственного обучения предусматривает обучение учащихся на современном оборудовании с применением соответствующих инструментов и с учетом опыта новаторов производства.
Программы производственного обучения предусматривает постепенное повышение квалификации учащихся и производительности труда.
Усвоение знаний, формирование умений и навыков всегда являются результатом собственной познавательной практической деятельности учащихся. Процесс обучения представляет систему взаимодействия учителя (мастера, преподавателя) и учащихся, где учитель занимает руководящее, направляющее положение, а конечный результат зависит от деятельности самих учащихся.
Учебный процесс подготовки квалифицированного рабочего характеризуется также единством обучения (т.е. формирования знаний, умений и навыков) и развития учащихся. Это две стороны единого процесса. Развивающее обучение означает, что при усвоении и применении знаний систематически и целенаправленно развиваются познавательные способности учащихся, самостоятельность их мышления.
Процесс производственного обучения осуществляется в различных формах, с применением различных методов обучения. Под формами обучения понимают способы построения учебного процесса, определяющие характер учебно-производственной деятельности учащихся, руководство этой деятельностью со стороны мастера и структуру занятий. Следует различать формы организации учебного процесса и формы организации учебно-производственной деятельности учащихся.
Основной формой организации процесса производственного обучения учащихся в учебных мастерских и на учебных участках производства является урок.
При урочной форме организации обучения, которая характеризуется прежде всего руководящей ролью мастера, все учащиеся группы одновременно изучают один и тот же или однотипный учебный материал, выполняют однотипные учебно-производственные задания. Уроку производственного обучения присущи четкость цели и содержания, а также организационной структуры. Структурно урок производственного обучения включает три основных элемента: вводный инструктаж, упражнения (самостоятельная работа) учащихся и текущее инструктирование их мастером, заключительный инструктаж.
Основная задача вводного инструктажа создание у учащихся полного и развернутого представления о задачах предстоящего учебно-производственного процесса, его условиях, средствах, способах и особенностях выполнения, а также о способах контроля и самоконтроля.
Главная задача текущего инструктирования учащихся мастером руководство их деятельностью при выполнении учебно-производственных работ, контроль и анализ учебных успехов учащихся, проверка и оценка их знаний, умений и навыков.
Цель заключительного инструктажа подведение итогов урока.
При обучении учащихся в условиях производства (в цехах, на участках, в хозяйствах, на объектах и т.п.) формами организации учебного процесса являются:
- обучение учащихся в составе ученических бригад;
- обучение в составе бригад квалифицированных рабочих;
- индивидуальное прикрепление учащихся к квалифицированным рабочим.
Как уже отмечалось, следует различать формы организации производственного обучения и формы организации учебно-производственной деятельности учащихся. К таким формам относятся: фронтальн-групповая, бригадная и индивидуальная. Каждая из них имеет свои достоинства и недостатки и применяется в зависимости от конкретных условий производственного обучения учащихся. В связи с широким развитием в народном хозяйстве бригадных форм организации труда, придается особое значение бригадным формам организации производственного обучения, подготовке учащихся к работе в составе рабочих бригад предприятия, строек, хозяйств.
Не следует смешивать урочную форму организации производственного обучения и фронтально-групповую форму организации учебно-производственной деятельности учащихся. Фронтально-групповая деятельность учащихся применяется главным образом при урочной форме учебного процесса. Вместе с тем на уроке широко применяются и бригадные, и индивидуальные формы учебно-производственной деятельности учащихся. Таким образом, формы организации учебного процесса и формы деятельности учащихся следует рассматривать в единстве.
Одним из важнейших компонентов процесса производственного обучения являются методы производственного обучения. Под методами производственного обучения понимаются способы совместной организационной деятельности мастера и учащихся, при помощи которых достигается овладение учащимися практическими знаниями, умениями и навыками, формируются основы их профессионального мастерства, взгляды и убеждения, отношение к труду, развиваются умственные и физические силы, творческие способности.
В процессе производственного обучения преимущественно применяются методы, которые по источникам знаний и умений разделяются на словесные (объяснение, беседа, письменное инструктирование и т.п.); наглядные (показ трудовых приемов и действий, демонстрация наглядных пособий, применение экранных средств, наблюдения учащихся и т.п.); практические (упражнения, лабораторно-практические работы, решение производственно-технических задач и тп.).
Словесные методы используются, как правило, при проведении вводного инструктажа, а также при текущем инструктировании учащихся в процессе их работы. Наглядные методы также наиболее характерны для вводного инструктажа. Среди них следует особо выделить показ трудовых приемов, применяя который мастер формирует в сознании учащихся образец трудовых действий (приемов, способов, процессов), которые должны освоить. Особое значение этот метод имеет в период изучения приемов и операций. Важнейшим для производственного обучения является практический метод прежде всего упражнения.
Рассказ предусматривает систематическое, логическое, последовательное, относительно длительное изложение учебного материала. Рассказ иллюстрируется демонстрацией наглядных пособий, образцом материалов, инструментов и приспособлений.
Объяснение метод при котором используются рассуждения, вопросы к учащимся с выслушиванием их ответов. Метод объяснения близок к рассказу. При рассказах и объяснениях следует выполнять общепринятые требования к устной речи: правильное построение фраз, отчетливое, выразительное произношение.
Беседа вопросно-ответный метод обучения. Характерной особенностью беседы следует считать непосредственное участие учащихся в изложении учебного материала, основанное на их предыдущем опыте.
Инструктаж как словесный метод в производственном обучении проводится перед выполнением практических заданий и работ.
Самостоятельная работа учащихся над технической литературой благоприятствует закреплению учащимися ранее приобретенных знаний и умений. Она применяется в порядке подготовки домашних заданий и в процессе производственного обучения при пользовании различными справочниками.
На ряду с устным инструктажем широко применяется как метод обучения письменное инструктирование.
Наглядно-демонстрационные методы предусматривают демонстрацию наглядных пособий и показ трудовых приемов и операций.
С помощью демонстрации наглядных пособий у учащихся формируется конкретный образ технических объектов, технологических процессов. Применение данного метода позволяет осуществить чувственное ознакомление с изучаемым предметом или процессом.
На ряду с демонстрацией различных плакатов, моделей большое значение имеет демонстрация действующего оборудования, инструментов, образцов изделий. Большое обучающее значение имеет применение технических средств обучения. В отдельных случаях могут ограничено демонстрироваться диапозитивы, кинофильмы, позволяющие наглядно показать различные сложные процессы производства.
Демонстрация (показ) трудовых приемов способствует правильному их выполнению. Она должна носить обучающий характер. Мастера производственного обучения прежде всего рассказывают, что они собираются показать, сочетая показ с объяснением каждого своего движения и действия. Показ может сопровождаться демонстрацией наглядных пособий, в том числе и плакатов. Большинство приемов при показе желательно выполнять в замедленном темпе.
Практические методы состоят в выполнении учащимися под руководством мастера различных упражнений. Они должны сознательно и целенаправленно выполняться учащимися, быть систематичными и последовательными и нарастать по степени самостоятельности и сложности.
К практическим методам можно отнести:
- Упражнения по изучению трудовых приемов;
- Упражнения в выполнении трудовых операций;
- Упражнения на тренажерах;
- Упражнения в выполнении учебно-производственных работ;
- Учебно-производственная экскурсия.
За последнее время в производственном обучении все шире находят применение так называемые «активные» методы обучения: деловые производственные игры, разбор реальных производственных ситуаций, производственной документации, коллективное обсуждение рационализаторских предложений, оригинальных технологических процессов, разработанных учащимися и т.д.
В связи с усложнением технологических процессов приобретают большое значение упражнения в планировании технологических процессов. После изучения документации учащиеся самостоятельно изучают и намечают последовательность переходов и операций, подбирают инструменты.
Упражнения в управлении технологическими процессами выполняются для вооружения учащихся практическими навыками управления.
Непосредственно на рабочих местах изучаются вопросы пуска, остановки агрегатов и регулирования.
Одним из методов развития самостоятельности и активности учащихся следует считать самостоятельные наблюдения учащихся. Такие методы применяются в основном при обучении в цехах предприятия.
В производственном обучении учащихся могут практиковаться домашние задания. Эти задания подводят итоги изучения какой-либо темы программы, подготовки технической документации и др.
Процесс производственного обучения, как и всякий другой процесс обучения, осуществляется с применением определенных средств обучения.
К средствам производственного обучения относится учебно-производственное оборудование, инструменты и приспособления, приборы, документация (учебная, производственная), обрабатываемые и применяемые материалы, наглядные пособия, технические средства обучения и т.п., т.е. все то, что сопровождает и обеспечивает нормальный учебно-производственный процесс. От наличия, качества и состояния средств обучения в значительной, а иногда и в решающей степени зависит эффективность всего процесса производственного обучения.
Все основные компоненты процесса производственного обучения, т.е. цели, содержание, учебная деятельность учащихся и обучающая деятельность мастера (формы и методы обучения), средства обучения, находятся в тесной связи и взаимодействии. Цели обучения на различных этапах учебного процесса определяют его содержание; от содержания в значительной степени зависят методы и средства обучения. В тесной взаимосвязи находятся учебная деятельность учащихся и обучающая деятельность мастера, они протекают совместно и взаимно корректируют друг друга.
Такая взаимосвязь требует от мастера как глубокого знания общих закономерностей учебного процесса, так и конкретных знаний методики и организации учебно-производственного процесса.
Глава 2.
Организация обучения в учреждениях НПО и СПО.
2.1. Организация теоретического обучения.
В учреждениях НПО и СПО учебный процесс отличается многообразием организационных форм, и весьма важное место в нем занимает урок. Как организационная форма он характеризуется постоянством отведенного на него времени (как правило, два часа), постоянством состава учащихся (учебная группа), проведением преимущественно в учебном кабинете (аудитории) по расписанию, под руководством преподавателя.
В ходе урока решается комплекс дидактических задач:
1) Сообщение обучаемым новых знаний, организация самостоятельного изучения нового материала, формирование идейных взглядов и убеждений.
2) Повторение и закрепление изученного материала, обобщение и систематизация знаний, экспериментальное подтверждение теоретических положений.
3) Формирование практических умений (общеучебных умений, профессиональных умений, умение самостоятельного труда).
4) Контроль знаний и умений, их анализ и при необходимости корректировка учебного процесса.
5) Развитие познавательных способностей.
Урок наиболее гибкая и подвижная форма организации учебного процесса, он позволяет преподавателю оперативно реагировать на результаты обучения. Это экономичная форма организации учебного процесса, после сообщения нового учебного материала преподаватель может организовывать лабораторные или практические работы, чтобы подтвердить теоретические положения экспериментальным путем, сформировать профессиональные умения, не требующие дополнительного времени для повторения учебного материала (в отличие от лабораторных или практических работ).
Урок наиболее доступная для учащихся форма организации учебного процесса, так как переходы от одного вида деятельности к другому снижают утомление от однообразной работы и соответствуют возрастным возможностям учащихся, особенно на младших курсах.
Однако это весьма сложная форма организации учебного процесса, которая требует творческого подхода преподавателя к планированию и большой напряженности при проведении занятия: чёткая дозировка времени на каждую структурную часть урока вызывает необходимость постоянного контроля за темпом работы учащихся и за собственной педагогической деятельностью.
В системе профессионального обучения по основной дидактической цели выделяют следующие виды уроков:
1. Урок изучение нового материала.
2. Комбинированный урок. Сочетание изложения нового материала и проверки усвоения знаний и умений, их закрепление и совершенствование, выработка умений и навыков.
3. Учебно-обобщающий урок. Обобщение, углубление и систематизация пройденного материала.
4. Учетно-контрольный урок. При проведении используются контрольный письменный опрос, контрольная работа, включающая как ответы на вопросы, так и решение задач и примеров, выполнение упражнений, практических заданий.
Лекция как организационная форма обучения это особая конструкция учебного процесса. Преподаватель на протяжении всего учебного занятия сообщает новый учебный материал, а учащиеся его активно воспринимают. Благодаря тому, что материал излагается концентрированно, в логически выдержанной форме, лекция наиболее экономичный способ передачи учебной информации.
Дидактическими целями лекции являются:
- Сообщение новых знаний
- Формирование на основе знаний идейных взглядов, убеждений, мировоззрения; развитие познавательных и профессиональных интересов.
В зависимости от дидактической цели и места в учебном процессе различают следующие виды лекций:
1. Вводная. Разъясняются теоретические и прикладное значение предмета, связь его с другими предметами, роль в понимании мира, в подготовке специалиста.
2. Установочная. При вечернем и заочном обучении.
3. Текущая. Систематическое изложение учебного материала.
4. Заключительная. Обобщается изученное ранее на более высокой теоретической основе, рассматриваются перспективы развития определенной отрасли науки.
5. Обзорная (перед гос. аттестацией). Содержит краткую и в значительной мере обобщенную информацию об определенных однородных (близких по содержанию) программных вопросах.
В зависимости от способа проведения выделяют следующие виды лекций:
1. Информационная (используется объяснительно-иллюстративный метод изложения);
2. Проблемная (показывает решение проблемы);
3. Лекция-беседа (используются вопросы учащихся).
Семинар как организационная форма обучения представляет собой особое звено процесса обучения. Его отличие от других форм в том. Что он ориентирует учащихся на проявление самостоятельности в учебно-познавательной деятельности, так как в ходе семинара углубляются, систематизируются и контролируются знания учащихся, полученные в результате самостоятельной внеаудиторной работы над первоисточниками, документами, дополнительной литературой.
Дидактические цели семинара являются:
1) Углубление, систематизация и закрепление знаний, превращение знания в убеждения;
2) Проверка знаний;
3) Формирование навыков самостоятельной работы с учебной литературой;
4) Развитие умений ведения дискуссий.
В зависимости от способа проведения выделяют следующие виды:
1. Семинар-беседа. Заслушивание развернутого выступления нескольких учащихся по вопросам плана, дополнение других учащихся, рецензирование выступлений, постановка проблемных вопросов.
2. Семинар-заслушивание и обсуждение докладов и рефератов
3. Семинар-диспут коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее достоверного решения.
4. Смешенная форма семинара. Включает в себя обсуждения докладов, свободные выступления учащихся, дискуссионные обсуждения.
Учебная экскурсия. Экскурсия успешно реализует два важных дидактических принципа: наглядности и связи теории с практикой.
В зависимости от места в учебном процессе различают экскурсии:
1) Вводные сбор материала для использования на занятиях
2) Текущие (информационные) глубокое рассмотрение отдельных вопросов.
3) Заключительные для систематизации знаний.
В экскурсии различают 3 этапа:
1. Подготовительный.
2. Проведение экскурсии
3. Заключительный.
Учебная конференция. Эта организационная форма обучения обеспечивает педагогическое взаимодействие преподавателя и учащихся с максимумом самостоятельности, активности, инициативы последних. Конференция, как правило, проводится с несколькими учебными группами и представляет собой особую конструкцию обучения, направленную на расширение, закрепление и совершенствование знаний.
Консультация. Это вторичный разбор учебного материала, который либо слабо усвоен учащимися, либо не усвоен совсем; изложение требований, предъявляемых к учащимся, на зачётах и экзаменах. Основные дидактические цели консультаций ликвидация пробелов в знаниях учащихся и помощь в их самостоятельной работе.
Проводятся следующие виды консультаций: систематические по учебному предмету, предэкзаменационные, по курсовому и дипломному проектированию, консультации в период производственной практики.
Различают индивидуальные и групповые консультации.
2.2. Организация практического обучения.
Видами практики обучающихся, осваивающих ОПОП являются: учебная практика (производственное обучение) и производственная практика (далее - практика).
Программы практики являются составной частью ОПОП, обеспечивающей реализацию ФГОС .
Целью практики является комплексное освоение обучающимся всех видов профессиональной деятельности по профессии, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение опыта практической работы обучающимся по профессии.
Задачей учебной практики (производственного обучения) является формирование у обучающихся первоначальных практических профессиональных умений в рамках модулей ОПОП по основным видам профессиональной деятельности для освоения рабочей профессии, обучение трудовым приемам, операциям и способам выполнения трудовых процессов, характерных для соответствующей профессии и необходимых для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной профессии.
Задачей производственной практики является закрепление и совершенствование приобретенных в процессе обучения профессиональных умений обучающихся по изучаемой профессии, развитие общих и профессиональных компетенций, освоение современных производственных процессов, адаптация обучающихся к конкретным условиям деятельности организаций различных организационно-правовых форм (далее - организация).
Содержание практики определяется требованиями к результатам обучения по каждому из модулей ОПОП в соответствии с ФГОС, рабочими программами практики, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательным учреждением, реализующим ОПОП самостоятельно.
Учебная практика (производственное обучение) проводится, как правило, в мастерских, лабораториях, на учебных полигонах, в учебных хозяйствах и других подразделениях образовательного учреждения. Учебная практика (производственное обучение) может также проводиться в организациях на основе прямых договоров между организацией и образовательным учреждением. Учебная практика (производственное обучение) проводится мастерами производственного обучения и/или преподавателями профессионального цикла.
Производственная практика обучающихся на первом году обучения и в последующие годы проводится в организациях на основе прямых договоров, заключаемых между образовательным учреждением и каждой организацией, куда направляются обучающиеся.
Обучающиеся зачисляются на вакантные должности, при их наличии, если работа соответствует требованиям программы производственной практики. Практика осуществляется как непрерывно, так и путем чередования с теоретическими занятиями по дням (неделям) при условии обеспечения связи между содержанием практики и результатами обучения в рамках модулей ОПОП по осваиваемой профессии.
В организации и проведении практики участвуют: образовательные учреждения; организации.
Образовательные учреждения:
- планируют и утверждают в учебном плане все виды практики в соответствии с ОПОП, с учетом договоров с организациями; заключают договоры на организацию и проведение практики;
- совместно с организацией определяют объекты практики, согласовывают программу и планируемые результаты практики;
- осуществляют руководство практикой;
- контролируют реализацию программы и условия проведения практики организациями, в том числе требования охраны труда, безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности в соответствии с правилами и нормами, в том числе отраслевыми;
- организовывают процедуру оценки общих и профессиональных компетенций, освоенных обучающимися, в ходе прохождения практики.
Организации, участвующие в организации и проведении практики: заключают договоры на организацию и проведение практики; согласовывают программ практики, планируемые результаты практики, задание на практику, участвуют в формировании оценочного материала для оценки общих и профессиональных компетенций освоенных обучающимися, в ходе прохождения практики; издают приказ о прохождении практики обучающимися; предоставляют рабочие места практикантам, назначают руководителей практики, определяют наставников; обеспечивают безопасные условия прохождения практики обучающимися; проводят инструктаж обучающихся по ознакомлению с требования охраны труда, безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности в организации.
Обучающиеся, осваивающие ОПОП, при прохождении практики в организациях: полностью выполняют задания, предусмотренные программами практики; соблюдают действующие в организациях правила внутреннего трудового распорядка; строго соблюдают требования охраны труда, безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности.
Организацию и руководство практикой осуществляют руководители практики от образовательного учреждения и от организации. Общее руководство и контроль за практикой от образовательного учреждения осуществляет заместитель директора по учебно-производственной работе. Непосредственное руководство практикой учебной группы осуществляется мастером производственного обучения.
Заключение.
И так, мы рассмотрели вопросы затрагивающие методы профессионального обучения. Из всего рассмотренного выше мы можем сделать несколько выводов:
- Методика профессионального обучения является научной областью инструментальных знаний в профессиональной педагогике, а так же это общепрофессиональная дисциплина для подготовки специалистов в области профессионального образования.
- Целью изучения данной дисциплины является получение профессиональных приоритетных технологических знаний и навыков педагогического проектирования содержательного и процессуального блоков учебного процесса по предметам профессионального цикла, а также приобретение навыков осуществления учебного процесса в образовательных учреждениях, занимающихся подготовкой квалифицированных рабочих.
- К разделам методики профессионального обучения можно отнести:
- Методика теоретического обучения в учреждениях начального профессионального образования(далее УНПО);
- Методика производственного обучения в УНПО;
- Методика осуществления производственной практики;
- Методика подготовки новых рабочих кадров в условиях производства;
- Методика повышения квалификации рабочих кадров.
Кроме того, мы установили, что основной формой организации процесса профессионального обучения является урок. А уже уроки могут проводиться в различных формах, как то семинар, лекция, беседа, экскурсия и т.д, и т.п.
Многообразие форм и методов доведения учебной информации до учащихся может гарантировать успешное выполнение задачи по подготовке высококвалифицированных рабочих кадров. В данной ситуации основная ответственность за правильный выбор методики преподавания дисциплин, ложится непосредственно на преподавателя и мастера производственного обучения. От данного выбора в большей степени зависит, как учащиеся воспримут, осмыслят и усвоят учебный материал, а при проведении практических занятий, какие навыки они получат.
Имея целью получение профессиональных знаний и навыков педагогического проектирования учебного процесса по предметам профессионального цикла, а также приобретение навыков осуществления учебного процесса в образовательных учреждениях, занимающихся подготовкой квалифицированных рабочих, нами были рассмотрены вопросы организации как производственного, так и теоретического обучения. Данные вопросы невозможно рассматривать раздельно. Не дав учащимся теоретической базы, не возможно в полной мере донести все тонкости и особенности изучаемой специальности. В той же мере это касается и профессиональных навыков. Не имея возможности практического обучения, учащиеся, только на основе теоретических знания, не смогут овладеть всеми навыками и знаниями по изучаемой специальности. И только комплексное изучение теоретической и практической частей дает гарантию успешного освоения учебного материала.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что освоение методики профессионального обучения, является основным фактором развития деятельности и личности педагога.
ОПИСАНИЕ КНИГ ПОД ЗАГОЛОВКОМ /ФАМИЛИЕЙ АВТОРА:
- Н.И. Голендухин. «Организация и методика производственного обучения». Курс лекций. Челябинск. 2008г.
- В.В. Кузнецов. Статья «Методика профессионального обучения как фактор развития деятельности и личности педагога». Вестник Оренбургского государственного университета № 2(121) февраль 2011г.
ОПИСАНИЕ КНИГ ПОД ЗАГЛАВИЕМ:
- «Методика профессионального обучения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений.»/Н.Е. Эрганова Москва.: Издательский центр «Академия», 2007г.
- Введение в профессионально-педагогическую специальность: учебное пособие для студентов высших учебных заведений./ В.В. Кузнецов Москва.: Издательский центр «Академия», 2007г.
- Особенности организации урока производственного обучения: методические рекомендации. / сост. Н.В. Конькова Курск; ОБОУ СПО «КАТК» - 2012г.
- Методика профессионального обучения: учебное пособие./ Э.Г. Скибицкий, И.Э. Толстова, В.Г. Шефель Новосибирск: НГАУ 2008г.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ:
- Русский орфографический словарь РАН [Электронный ресурс] / Под ред. В.В. Лопатина Электрон. дан. М.: Справочно-информационный интернет-портал ГРАМОТА.РУ, 2005. Режим доступа: http://www.slovari.gramota.ru, свободный. Загл. с экрана.