Система практических работ по литературе


В своей деятельности я использую разные виды творческих заданий, но один вид – практические работы – родился именно в процессе моей педагогической работы. Разрозненные, проводимые скорее по наитию, чем по плану, практические работы постепенно преобразовывались в систему, но не застывшую, а подвижную, зависящую от конкретных детей конкретного класса, от их потребностей, от самого произведения. Я была очень рада, когда увидела в учебниках «В мире литературы» под редакцией А. Г. Кутузова разделы «Творческая мастерская», «Творческий практикум», идейно совпадающие с теми работами, которые были составлены мною.

I. Общее содержание и цели практических работ

Практические работы направлены на анализ структуры произведения, образной системы, эпизода произведения, стиля писателя, на выявление авторской позиции. “Кто хочет понять поэта, должен идти в страну поэта”, — говорил Гёте. Необходимость их проведения диктуется двумя условиями: отдельные детали произведения были недостаточно глубоко проанализированы в ходе обсуждения или, что встречается чаще, ученики сами в ходе обсуждения поставили проблему именно литературоведческого характера, которую удобнее всего решить на занятии именно этого типа. По своей направленности практические работы являются творческими работами проблемно-познавательного характера. Их цель — в активном творческом постижении языка произведения, авторской модели действительности, в формировании и развитии литературно-художественных умений, что в конечном итоге ведёт к формированию образованного читателя.

II. Методика проведения практических работ

Эти работы в 5–6-х классах проводятся в коллективно-индивидуальной форме: коллективное обсуждение вопросов, индивидуальная запись ответов и примеров. Учитель создаёт эти работы, во время их проведения направляет и координирует деятельность учащихся.

В 7–8-х классах практические работы проводятся коллективно, в группах и индивидуально. Ученики могут принимать участие в создании этих работ. Роль учителя меняется: теперь он выступает в роли соавтора, но по-прежнему в ходе обсуждения направляет и координирует деятельность учащихся.

В 9–11-х классах эти работы проводятся только индивидуально. Методика проведения такова:

    объявление о предстоящей работе, тексты работ раздаются учащимся на дом, индивидуальный анализ, урок-консультация, индивидуальное выполнение работы, обсуждение одной из работ, взаимопроверка и проверка учителем.

Как правило, работы составляются учителем и дополняются учениками, возможен вариант коллективного творчества. Учитель выступает в роли консультанта.

III. Примерная тематика практических работ