Гигиена труда в частях Сил общего назначения и родах войск

КАРАГАНДИНСКИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ВОЕННАЯ КАФЕДРА

ЛЕКЦИЯ

по военной гигиене

Тема № 4 «Гигиена труда в частях Сил общего назначения и родах войск»

По ВУС: 900101, 901000, 903001, 904500

Караганда 2014

КАРАГАНДИНСКИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ВОЕННАЯ КАФЕДРА

Утверждаю

Начальник военной кафедры КГМУ

кандидат медицинских наук, профессор

полковник м/с А. Мухаметжанов

«____» ________________ 2014 г.

ЛЕКЦИЯ

по военной гигиене

Тема № 4 «Гигиена труда в частях Сил общего назначения и родах войск»

По ВУС: 900101, 901000, 903001, 904500

Обсуждена на заседании кафедры

«___» ______________ 20__г.

Протокол № ___

Караганда 2014

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ

№ п/п

Учебные вопросы

Введение

2 мин

1.

Определение гигиены труда как самостоятельной гигиенической дисциплины

5 мин

2.

Обитаемость как физиологическая проблема в гигиене военного труда. Краткая характеристика основных факторов, определяющих условия военного труда. Профилактика неблагоприятного действия некоторых факторов военного труда

10 мин

3.

Гигиена труда в бронетанковых и мотострелковых войсках. Характеристика рабочих мест членов экипажа танков и боевых машин пехоты. Шум, вибрация, освещение, метеорологические условия и другие факторы обитаемости в объектах бронетанковой техники

20 мин

4.

Загрязнение воздуха в танках и БМП пороховыми и отработанными газами, их состав, действие на организм человека. Мероприятия по предупреждению переохлаждений, отморожений и перегреваний танкистов. Требования к одежде

20 мин

5.

Санитарно-гигиенические мероприятия при передвижении по железной дороге, автомобильным транспортом и в пешем строю Особенности санитарно-гигиенических мероприятий при передвижении войск зимой и в условиях высоких температур, в высокогорье, пустыне

20 мин

6.

Подводное вождение танков

10 мин

7.

Гигиена труда в ракетных войсках и в артиллерии. Особенности условий службы, их влияние на организм человека и меры защиты

20 мин

8.

Гигиена труда в радиотехнических войсках. Условия труда на радиолокационных станциях. Специфические и неспецифические факторы внешней среды, влияние на личный состав радиолокационных станций. Гигиена труда на радиостанциях

20 мин

УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

а) Литература:

  1. Постановление Правительства Республики Казахстан от 7 декабря 2011 года №1480-ДСП «Об утверждении норм снабжения медицинской техникой и имуществом Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан»
  2. Правила боевого применения Сухопутных войск Вооруженных Сил Республики Казахстан. – Астана, 2009. – 680 с.
  3. Мухаметжанов А.М., Ионов С.А., Джубаналиев Е.З. Основы медицинского обеспечения войск: – Учебное пособие. – Караганда, – 2010. – 95 с.
  4. Общая и военная гигиена. Учебник /под ред. Б.И.Жолуса.-СПб., ВМедА, 1997 г.
  5. Архангельский В.И., Бабенко О.В. Руководство к практическим занятиям по военной гигиене. – М., ГЭОТАР – Медиа, 2007 г.
  6. Шапошников А.А., Карниз А.Ф. Организация санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в чрезвычайных ситуациях на современном этапе. – М., ВУНМЦ, 1999 г.

б) Наглядные пособия:

Схемы.

в) Технические средства обучения:

Ноутбук.

Проектор.

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ

ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ САНИТАРНОГО НАДЗОРА И МЕДИЦИНСКОГО КОНТРОЛЯ ЗА УСЛОВИЯМИ ВОЕННОГО ТРУДА

Определение гигиены военного труда, цель, задачи

Гигиена военного труда – раздел военной гигиены, наука, изучающая влияние трудового процесса, а также условий труда и боевой подготовки на здоровье военнослужащих в целях разработки санитарно-гигиенических нормативов и мероприятий, направленных на сохранение здоровья и повышения боеспособности л/с войск.

Цель – гигиены военного труда – сохранение и укрепление здоровье и повышение боеспособности военнослужащих.

Основными задачами гигиены военного труда являются:

- изучение влияния на организм физических, химических, биологических факторов обитаемости;

- разработка гигиенических нормативов производственной сферы, объектов военной техники;

- изучение трудового процесса с целью выработки рациональных режимов труда и отдыха;

- изучение производственных процессов с целью выявления промежуточных, конечных вредных продуктов и разработка рекомендаций по защите людей от неблагоприятных воздействий;

- разработка санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на предупреждение профзаболеваний и оздоровление условий труда;

- изучение состояния здоровья л/с, их общей заболеваемости, профпатологии и физического развития.

Обитаемость как физиологическая проблема в гигиене военного труда

Дальнейшее совершенствование армии, оснащение ее новыми видами оружия и техническими средствами, коренные изменения в инженерно-оборонительных сооружениях, освоение космического пространства породили новую проблему – «проблему обитаемости». Гигиена военного труда под обитаемостью понимает комплекс условий, который создается на рабочем месте конструктивными параметрами военно-технического объекта, воздействием физических, химических, биологических и психофизиологических факторов, определяющих состояние человека и его функциональную деятельность в процессе военного труда. Разработка проблемы обитаемости ведется по трем основным направлениям.

Первое направление – изучение характера и интенсивности воздействия на человека неблагоприятных факторов в процессе труда на объектах военной техники (внедрение более сложных боевых машин и появление новых факторов, носящих экстремальный характер).

Второе направление – составление гигиенических рекомендаций по организации режима труда и отдыха военных специалистов на основе экспериментальных исследований, разработка нормативных документов по параметрам обитаемости.

Третье направление – разработка методов профессионального отбора и тренировки л/с позволяет более рационально распределять призываемые контингенты для подготовки к различным военным специалистам.

Проблема обитаемости является комплексной, поэтому она решается многими различными специалистами: гигиенистами, физиологами, токсикологами, психологами, математиками, инженерами и др.

Можно выделить четыре основные особенности развития образцов военной техники и вооружения (ВВТ), оказывающих наиболее выраженное влияние на военно-профессиональную деятельность л/состава.

Первая особенность заключается в герметизации образцов ВВТ и создании в них избыточного давления (подпора) для защиты от РВ, СДХВ, устойчивых патогенных микробов и их токсинов. В герметизированном образце ВВТ оказываются размещенными человек и внутреннее оборудование (двигатель, средства связи, стабилизатор и т.д.), которые являются источниками выделения тепла и загрязнения воздуха. В результате изменяются физические и химические свойства воздуха и значительно возрастает их значение среди факторов, непосредственно влияющих на функциональное состояние организма.

Вторая особенность проявляется в постоянном стремлении обеспечить наименьшую уязвимость образца ВВТ на поле боя от стрелкового и реактивного оружия противника. Это достигается уменьшением высоты образца и увеличением толщины его брони. Одновременно численность агрегатов, механизмов, приборов и другого внутреннего оборудования все более увеличивается. Указанные мероприятия, естественно, приводят к уменьшению свободного пространства внутри ВВТ, необходимого для размещения л/с, в результате деятельность его осуществляется в стесненных условиях.

Третья особенность обусловлена дальнейшим техническим совершенствованием и повышением запаса хода образцов ВВТ, что позволяет проводить длительные марши на большие расстояния. Это предъявляет повышенные требования к физической выносливости л/с, особенно механиков-водителей.

Четвертая особенность возникла в результате оснащения образцов ВВТ сложными электронно-техническими системами (навигационная аппаратура, системы наведения снарядов на цель и т.п.), работа на которых требует большого нервно-психического напряжения, высоких волевых качеств, быстрых и точных реакций, сложных координированных движений, которые определяются состоянием многих систем организма и в первую очередь ЦНС и нервно-мышечного аппарата.

При выполнении функциональных обязанностей непосредственно в объектах ВВТ л/с подвергается воздействию комплекса факторов, основными из которых являются: неблагоприятный микроклимат, постоянный акустический шум, ударные ускорения (тряска), вредные примеси к вдыхаемому воздуху, ограниченные размеры рабочих мест, возможность воздействия лазерного излучения, загрязненность одежды и тела горюче-смазочными материалами (ГСМ), грязью и дорожной пылью.

Основные факторы военного труда и профилактика их неблагоприятного действия

Неблагоприятные факторы среды могут быть вредными и опасными.

Вредными являются факторы среды и трудового процесса, которые могут вызвать профессиональную патологию, временное или стойкое снижение работоспособности, повысить частоту соматических и инфекционных заболеваний, привести к нарушению будущего поколения.

Опасными являются факторы среды и трудового процесса, которые могут быть причиной острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья и даже смертельного исхода. В зависимости от количественной характеристики и продолжительности действия отдельные вредные факторы среды могут стать опасными.

Условия современного военного труда характеризуются многочисленностью опасных и вредных факторов среды и способов проявления их действия. К ним относятся механические, физические, химические, биологические, информационные, социально-психологические и факторы трудового процесса.

Механические факторы рассматриваются в качестве причины механического травматизма. К их числу могут быть отнесены неэкранированные движущиеся части машин и механизмов, падение на людей тяжелых предметов и падение с высоты работающих, такелажные работы, давление сжиженных газов на объектах их получения и использования, взрывы и т.п.

В группу физических факторов входят высокие и низкие температуры воздуха и ограждений, неионизирующие электромагнитные излучения (ультрафиолетовое, инфракрасное, лазерное, микроволновое, радиочастотное), статическое электричество, электрические и магнитные поля, ионизирующие излучения, шум, вибрация, ультразвук, ударные волны, газоплазменная струя, ускорение, освещенность, пониженное и повышенное атмосферное давление и др.

К химическим факторам относятся различные вредные примеси к воздуху (пороховые, отработанные, аккумуляторные газы и т.п.), вещества, загрязняющие поверхность кожи и одежды, технические жидкости (растворители, охлаждающие, тормозные, гидравлические, пусковые, противообледенительные, антидетонаторы и др.), различные виды топлив и продукты их неполного сгорания, смазочные масла, аккумуляторные жидкости, аэрозоли, образующиеся при электро- и газосварке и т.п.

Биологический фактор представляет собой совокупность биологических объектов, воздействие которых на человека связано с их способностью размножаться в естественных и искусственных условиях или продуцировать биологически активные вещества.(патогенные микроорганизмы, бактерии, вирусы, риккетсии, спирохеты, простейшие), кровососущие паразиты, ядовитее растения и животные и др.

К информационным факторам относятся разнообразные сигналы в виде символов, знаков, кодов, поступающих по каналам связи, со шкал приборов, табло, пультов управления и т.п

В группу социально-психологических факторов входят военно-политическая и боевая обстановка, справедливость целей, наличие коллектива или изолированность от него, характер взаимоотношений между людьми, стиль межличностных отношений, психологическая совместимость людей, наличие опасности для здоровья и жизни, связанной с обслуживанием и использованием военной техники и вооружения, налаженность быта.

К группе факторов трудового процесса (психофизиологическим факторам) относятся физическая, динамическая или статическая нагрузка, масса перемещаемого или поднимаемого груза, стереотипные рабочие движения, вынужденная рабочая поза, наклоны корпуса, перемещение в пространстве, интеллектуальные, сенсорные и эмоциональные нагрузки, их монотонность, режим работы.

Интенсивность и направленность действия названных факторов зависит от многих условий – климато-географических условий, местонахождения обитаемого объекта или рабочего места, характера и благоустройства рабочего помещения, степени и характера оснащенности рабочего места необходимыми техническими средствами для обеспечения трудовой деятельности и их соответствия психофизическим возможностям работающего и др.

Ядовитые технические жидкости. Эксплуатация и обслуживание современной военной техники и вооружения обуславливают применение широкого ассортимента технических жидкостей и масел с присадками – веществами, добавляемыми в определенных количествах для улучшения их эксплуатационных свойств. Многие из них являются ядовитыми, а иногда и агрессивными, и поэтому получили общее название ядовитых технических жидкостей. К ним относятся горюче-смазочные материалы, компоненты ракетных топлив, антидетонаторы, антифризы и другие химические вещества. Нарушение установленных правил транспортировки, хранения, выдачи и применения ЯТЖ ухудшает условия труда и может обусловить поражения и отравления личного состава.

Горюче-смазочные материалы – бензин, керосин, дизельное топливо, мазут, смазочные масла и др. – получают при переработке нефти, по химическому строению относятся к углеводородам.

При попадании на кожу и слизистые оболочки ГСМ могут оказывать местное, а при вдыхании паров этих веществ или их попадании в желудочно-кишечный тракт – общее действие на организм человека. При местном действии патологические изменения появляются в более глубоких слоях кожи: возникают воспалительные заболевания волосяных мешочков и сальных желез (фолликулиты, фурункулы), образуются угри, иногда развивается гиперкератоз.

Токсичность паров ГСМ относительно невелика, однако длительное их воздействие может вызвать хроническое отравление людей, которое характеризуется приступами головных болей, сонливостью, кожным зудом, потерей аппетита, снижением работоспособности и другими неспецифическими симптомами.

ПДК паров бензина, керосина, лигроина и минерального масла в воздухе рабочей зоны – 300 мг/куб.м.

Антидетонаторы добавляют к моторному топливу для снижения его способности к взрыву всей массы одновременно (детонации), нарушающему нормальную работу двигателя внутреннего сгорания, снижающему КПД и ускоряющему износ последнего. К ним относятся бензол, анилин, тетраэтилсвинец (ТЭС) и др.

В качестве антидетонатора наиболее широко используется тетраэтилсвинец, точнее этиловая жидкость, содержащая 50-60% ТЭС и добавляемая к бензину в количестве 1,5-4 мг/л. ТЭС проникает в организм через органы дыхания, ЖКТ и даже неповрежденную кожу, поражает нервную систему.

В профилактике отравлений ТЭС ведущая роль принадлежит организационным мероприятиям. Личный состав должен строго соблюдать требования инструкции по обращению с ЯТЖ.

ПДК ТЭС в воздухе рабочей зоны – 0,005 мг/куб.м.

Антифризы и другие технические жидкости представляют собой водные растворы некоторых веществ (гликолей, глицерина и др.), не замерзающие при низких температурах и применяемые в системах охлаждения двигателей при температуре ниже 0о С. Чаще всего применяются антифризы, содержащие этиленгликоль. Этиленгликоль является основным токсическим агентом антифризов на гликолевой основе. Отравления возможны только при попадании этих ЯТЖ внутрь организма.

Токсичность антифризов обусловлена наличием денатурированного спирта и гликолей. Они оказывают наркотическое и паралитическое действие, поражая, главным образом, ЦНС, печень и почки.

Доза в 150-200 мл антифриза вызывает тяжелое отравление, характеризующееся быстрым наступлением бессознательного состояния с резко выраженными симптомами поражения ЦНС. Летальность достигает 50%, исход чаще наступает в первые двое суток.

Другие технические жидкости: тормозные, амортизационные, гидравлические. В их состав входит этиленгликоль, бутиловый спирт, касторовое масло, этиловый спирт. Многие из них весьма токсичны.

Пороховые газы представляют смесь газообразных, парообразных и твердых веществ, образующихся в момент выстрела в канале ствола огнестрельного оружия и при догорании остатков заряда в гильзах.

Основными компонентами пороховых газов, имеющими токсическое значение, являются оксид и диоксид углерода, окислы азота. При обычном выстреле пороховые газы почти не содержат окислов азота и имеют минимальное для данного пороха количество оксида углерода. В случае же сгорания пороха при небольшом (ниже 50 атмосфер) давлении образуется больше оксида углерода и значительное количество окислов азота. Это имеет место при догорании остатков заряда в гильзах, стрельбе учебными (холостыми) зарядами и малых плотностях заряжания (неполных зарядах). Отравление пороховыми газами возникает при высокой концентрации в слабовентилируемых сооружениях, что имеет место при стрельбе в боевых отделениях подвижных объектов военной техники (танков, бронетранспортеров и др.), при скоплении стреляных гильз в закрытых помещениях.

Среди продуктов разложения пороха наибольший интерес представляет оксид углерода, в основном обуславливающий клиническую картину отравления пороховыми газами. Блокируя гемоглобин путем образования карбоксигемоглобина, оксид углерода лишает его функции переносчика кислорода тканям, что ведет к развитию гипоксии. Картина отравления вначале характеризуется эйфорией, активизацией моторной деятельности, многословием, шумом в ушах, повышением артериального давления. Затем следует стадия депрессии – появляются ощущения тяжести в голове, головная боль, сонливость, нарастает мышечная слабость, возникает одышка, сердцебиение, спутанность сознания, судороги. В тяжелых случаях отравления может наступить летальный исход.

Оксид углерода также оказывает прямое токсическое влияние на дыхательные ферменты тканей и, в особенности ЦНС. Это действие может усиливаться содержащимися в пороховых газах окислами азота, соединениями свинца, ртути и других веществ. В случае преобладания в пороховых газах окислов азота развиваются нарушения функций органов дыхания – от симптомов раздражения слизистых оболочек до отека легких.

Профилактика отравлений пороховыми газами предусматривает применение специальных технических средств, обеспечивающих быстрое удаление газов из рабочей зоны или уменьшение их концентрации (использование эжекционных устройств для удаления пороховых газов из канала ствола, устройств для выбрасывания гильз после выстрела из обитаемых отделений, применение сгорающих гильз и т.п.).

ПДК пороховых газов устанавливается по оксиду углерода. Действующими в настоящее время документами допускается содержание окиси углерода в воздухе рабочей зоны до 20 мг/м3 .

Отработанные (выхлопные) газы представляют собой сложную смесь газообразных, парообразных веществ и аэродисперсий, образующихся при сжигании топлива в двигателях внутреннего сгорания.

Состав отработанных газов колеблется в значительной степени в зависимости от типа двигателя, режима его работы и нагрузки, технического состояния, вида и качества топлива, квалификации и опытности водителя и других факторов. В выбросах карбюраторных двигателей основными вредными продуктами являются оксид углерода, углеводороды и окислы азота. Так, отработанные газы автомобиля содержат, в среднем 6,3% оксида углерода, 8,9%диоксида углерода, 2,3% кислорода, 0,9% метана, 3% водорода, 78,6% азота. При добавлении к горючему антидетонатора ТЭС в отработанных газах обнаруживаются неорганические соединения свинца в пределах 0,025-0,066 мг/м3.

Некоторые компоненты отработанных газов являются активными аллергенами.

ПДК отработанных газов устанавливается по оксиду углерода. Поскольку действие отработанных газов, как правило, бывает длительным, величины ПДК приняты такими же, как и для промышленных предприятий: 20мг/м3 – в течение 30 мин, 200 мг/м3 – в течение 15 мин. Повторные работы при этих концентрациях допускаются с перерывами продолжительностью не менее двух часов.

Аккумуляторные газы. Действию аккумуляторных газов подвергается личный состав, занятый зарядкой и эксплуатацией аккумуляторов.

При работе с принятыми на снабжение свинцовыми (кислотными) аккумуляторами основными компонентами являются кислород, водород, аэрозоль серной кислоты, сернистый ангидрид и сурьмянистый водород. Мельчайшие капельки серной кислоты захватываются выделяющимися при этом электролизе пузырьками водорода, а сурьмянистый водород появляется вследствие восстановления сурьмы, добавляемой в свинцовые пластины для улучшения их эксплуатационных свойств.

В аккумуляторных газах 33-47% составляет кислород, 52-67% - водород. Они токсического действия не оказывают. При длительном хранении аккумуляторных батарей в замкнутых невентилируемых объектах содержание водорода в воздухе может повышаться до взрывоопасных величин (4%).

Аэрозоль серной кислоты в концентрациях 0,35-5,0 мг/м3 оказывает выраженное раздражающее и прижигающее действие. При ингаляционном воздействии он вызывает першение в горле, насморк, чихание, кашель, жжение в глазах, слезоточивость, а в дальнейшем – воспалительные заболевания верхних дыхательных путей и глаз, реже – заболевания желудочно-кишечного тракта, печени и поджелудочной железы. ПДК серной кислоты и серного ангидрида в воздухе рабочих помещений составляет 1 мг/м3, сернистого ангидрида – 10 мг/м3.

Клиническая картина острого отравления сурьмянистым водородом развивается после скрытого периода продолжительностью от 0,5 до 24 часов. Чем тяжелее отравление, тем короче скрытый период, а иногда он может вовсе отсутствовать. Отравление проявляется недомоганием, тошнотой, слюнотечением, болями в мышцах, в крови отмечается эозинофилия.

ПДК сурьмянистого водорода в воздухе рабочей зоны 0,3 мг/м3.

Мероприятия по предупреждению поражений аккумуляторными газами включают соблюдение гигиенических нормативов при строительстве и оборудовании аккумуляторных эффективной вентиляцией, обеспечение личного состава специальной одеждой, соблюдение правил техники безопасности и личной гигиены.

Шум и вибрация. Среди профессиональных факторов, связанных с использованием военной техники и вооружения и оказывающих неблагоприятное влияние на организм военнослужащих, шум и вибрация приобретают все большее значение. Их воздействию подвергается значительное количество личного состава, причем действие этих профессиональных вредностей является систематическим и длительным. Кроме того, в войсковых условиях широко распространены источники таких уровней шума, которые и при однократном воздействии могут вызвать необратимые изменения в слуховом анализаторе и даже острую акустическую травму.

Высокие уровни шума создаются при стрельбе артиллерийских орудий различного калибра, танков, самоходно-артиллерийских установок, зенитно-ракетных комплексов и других систем вооружения и техники.

Микроклимат представляет собой комплекс физических факторов окружающей среды в ограниченном пространстве, оказывающий влияние на теплообмен и тепловое состояние организма. Он определяется основными физическими параметрами – температурой, влажностью и скоростью движения воздуха, температурой окружающих поверхностей и их тепловым излучением. Атмосферное давление имеет существенное значение только в особых условиях деятельности человека (авиация, кессонные работы и т.п.).

Профилактические меры против воздействия разнообразных вредностей строятся индивидуально для каждой из них. Общие меры профилактики: эффективная вентиляция, строгий контроль за содержанием вредных веществ в изолированных пространствах, соблюдение правил по охране труда, применение индивидуальных средств защиты, своевременные медосмотры, регламентация режимов труда и отдыха, полноценное питание и др.

Гигиена труда в механизированных частях

Современные образцы вооружения и боевой техники механизированных частей представляют собой бронетехнику с мощным двигателем и снабженные мощным вооружением. Стремление конструкторов создать боевую машину более маневренной, менее уязвимой со стороны противника и менее заметной на местности привело к уменьшению внутри воздушного объема. Последнее сопряжено, в свою очередь, с теснотой размещения, с неудобствами для работы экипажа. Это способствует существенному влиянию микроклиматических условий на организм человека, нарушению теплового обмена между организмом и окружающей средой. Малые размеры внутренних отсеков вызывают ограниченность движений, вынужденную позу на рабочих местах, повышенное физическое утомление. При движении боевой техники экипаж испытывает сотрясения, толчки и вибрацию, интенсивный шум, загрязнение воздуха пылью, выхлопными газами, а при стрельбе создается загрязнение воздуха пороховыми газами. Отрицательным моментом следует считать ограниченную видимость и наблюдение за местностью, низкую освещенность.

При выполнении боевого задания количество неблагоприятных факторов увеличивается – возрастает психоэмоциональная нагрузка, становится реальной угроза пожара, взрыва, воздействия ударной волны. К этому надо добавить физические нагрузки, приходящиеся на членов экипажа, особенно на водителя.

Больше сходства с танками по специфике военного труда имеют боевые машины пехоты (БМП) и бронетранспортеры. Характер труда экипажей БМП и бронетранспортеров сходен с таковым экипажей танков с аналогичными профессиональными вредностями.

Вибрация в танке носит характер сотрясений и толчков, которые вынуждают людей напрягать мышцы, чтобы удержать свое тело в равновесии и предупредить возможные ушибы. Это ведет к развитию преждевременного утомления, способствует возникновению ушибов и травм при тряске. Профилактика утомления и ушибов заключается в конструктивных решениях подвески и амортизаторов боевых машин. Определенное значение имеет и опыт механика-водителя.

Сильные шумы в танке затрудняют речевую связь между членами экипажа, мешают их слаженной работе. Сверхсильные шумы (стрельба, запуск ракеты) могут вызвать травму органов слуха. Снижению уровня шума будут способствовать более совершенные конструкции машин, исправное состояние всех ее узлов, регулярная смазка. Целесообразно применение индивидуальных средств защиты (шлемы, шлемофоны, противошумы).

Условия естественной освещенности в боевых машинах зависят от времени года и суток, положения солнца на горизонте, степенеи облачности. Освещение боевого отделения характеризуется резкими переходами от яркого света к тени и обратно. При закрытых люках естественная освещенность внутри танка резко падает – до 10 лк, даже до 2 лк, при открытых – она может колебаться от 30 до 250 лк.

Рекомендуются уровни искусственной освещенности рабочих поверхностей в дневное время не ниже 50 лк, а в ночное – не выше 5-7 лк, но и не ниже 2-3 лк. Контрольные приборы следует освещать скрытыми лампочками, а шкалы приборов желательно покрывать светящимся составом (люминофорами).

В виду большой теплопроводности броневых плит метеорологические условия в танке подвержены большим колебаниям, зависящим от времени суток и сезона года. Летом в танке жарко, температура воздуха достигает 35-400 С, зимой холодно. Здоровые люди довольно хорошо приспосабливаются к холоду. Хорошая одежда, полноценное питание, достаточный отдых и сон повышают устойчивость людей к охлаждению. Больные, утомленные, голодные люди в тесной, недостаточно теплой или сырой одежде более подвержены действию низких температур. В целях профилактики переохлаждения и отморожения металлические поверхности, с которыми соприкасаются члены экипажа внутри танка – сиденья, пол, педали, рычаги – необходимо покрывать теплоизоляционным материалом (войлоком, сукном, поролоном). Во время марша следует делать остановки, экипаж должен покидать машины, делать разминку, пробежки, несложные физические упражнения. Важное значение имеет горячая пища и питье.

Для предупреждения перегревания в теплое время года следует носить соответствующую одежду, обеспечение экипажей прохладной питьевой водой, при возможности перенесение тяжелых физических работ на более прохладное время дня. Большое значение имеет тренировка и хорошая физическая подготовка.

К одежде танкиста предъявляют особые требования. Она должна отвечать специфическим условиям службы. Зимняя одежда должна быть ветрозащитной и соответствовать температурным условиям. Для летнего времени одежда должна быть достаточно вентилируемой, с хорошей воздухо- и паропроницаемостью. Одежда танкиста должна быть достаточно просторной, не имеющей длинных, свободно свисающих пол, мешающих при входе через люки и затрудняющих работу в танке. Она должна защищать поверхность тела от загрязнений горюче-смазочными веществами, пылью, обладать способностью легко подвергаться очистке и стирке. Одежда танкиста должна иметь приспособления для защиты открытых частей тела от ожога в момент выхода из горящего танка, легко и быстро одеваться и сниматься. Верхний слой ее должен изготовляться из негорючих или невоспламеняющихся материалов. Обувь должна быть достаточно мягкой, водоупорной, не впитывающей горюче-смазочных материалов и охлаждающих жидкостей.

При движении колонн танков и боевых машин пехоты в сухую погоду в воздух поднимается огромное количество грунтовой пыли, которая, проникая внутрь боевой техники, попадает в органы дыхания членов экипажа. Вместе с пылью могут проникать различные патогенные микроорганизмы, РВ, СХДВ. Пыль может вызвать воспалительные заболевания органов дыхания, способствовать раздражению и воспалению конъюктивы, повреждению роговицы. Она может быть одной из причин повышенной гнойничковой заболеваемости кожи.

Внутри танков и БМП могут поступать отработанные газы. Чаще всего они поступают от впереди идущих машин при несоблюдении дистанции. В отработанных газах содержатся окись углерода, акролеин, окислы азота и другие продукты неполного сгорания топлива. Под воздействием их могут возникать острые или хронические отравления членов экипажа.

Предельно допустимая концентрация в воздухе танка СО – 20 мг/м3, акролеина – 2 мг/м3.

Во время стрельбы из пушек и пулеметов воздух в танке загрязняется пороховыми газами, поступающими после выстрела из канала ствола и из стреляной гильзы.

Основными токсичными компонентами продуктов сгорания пороха являются окись углерода (33% всего объема пороховых газов) и окислы азота. В небольших количествах пороховые газы способны вызвать острые и хронические отравления.

Профилактика поступлений в танк пыли и отработанных газов – соблюдение дистанции на марше 25-50 м между машинами. Предупреждение отравлений пороховыми газами предусматривает применение вентиляторов и специальных технических средств. Вентиляторы работают при работающем двигателе. При заглохшем двигателе необходимо применение противогазов с гопкалитовым патроном. Танкисты должны уметь оказывать первую помощь при отравлениях.

Подводное вождение танков. В настоящее время имеются танки, которые могут преодолевать водные преграды глубиной до 5 м и более. Вождение танка под водой имеет свои особенности. Танк должен быть герметизирован, а для подачи воздуха и отвода отработанных газов должны быть установлены специальные трубы. На случай аварии (затопления танка водой, поступление в танк отработанных газов) экипаж обеспечивается изолирующими дыхательными аппаратами. Для обеспечения нормальной работы дыхательного аппарата необходимо следить, чтобы в нем был вставлен пусковой патрон и под колпаком была поставлена ампула со слабой серной кислотой, а перекисное соединение натрия было бы свободно от углекислоты (иначе не пойдет химическая реакция).

Важное значение имеет надежная работа клапана дыхательного мешка. В противном случае возможно повышение давления в дыхательном мешке и перерастяжение легочных альвеол вплоть до их разрыва.

В профилактике возможных неблагоприятных последствий подводного вождения танков большое значение имеют тренировки танкистов, в которых должен принимать участие врач. Под его руководством л/с изучает физиологические особенности пребывания под водой в изолирующем дыхательном аппарате, правила техники безопасности и меры по оказанию первой помощи.

Санитарно-гигиенические мероприятия при передвижении войск в пешем строю

Несмотря на моторизацию нашей армии, войскам все же довольно часто приходится совершать марши в пешем порядке – в высокогорной местности, весной в распутицу, зимой при снежных заносах, в других случаях, когда применение транспорта невозможно или сильно затруднительно.

Передвижение пешком – тяжелый вид физического труда, степень тяжести которого зависят от дальности перехода, скорости передвижения, рельефа местности, метеоусловий, весовой нагрузки солдат (снаряжение, вооружение). Следует отметить, что вес выкладки в настоящее время достигает 30-35 кг на 1 человека. Поэтому передвижение пешком является средством для всестороннего физического развития, повышения силы и выносливости. Передвижения пешком требуют постоянных тренировок.

Виды передвижений:

Обыкновенное передвижение – движение по ровной местности, величина суточного перехода 25-30 км за 6-7 часов.

Форсированное передвижение – переходы могут достигать 40-50 км в сутки, удлиняется время перехода.

Передвижение-бросок – совершается на небольшие (5-10 км) расстояние, но в минимальные сроки, скорость 7-8 км/час, быстрая ходьба чередуется с бегом. Передвижение – бросок применяется при преследовании, занятии рубежа, преодолении участков заражения и т.д.

При передвижении отмечается значительное изменение функции со стороны сердечно-сосудистой системы, пульс учащается до 120-140 вмин, объем крови увеличивается в 6-7 раз (у тренированных за счет увеличения системы объема, у нетренированных – за счет учащения сердечных сокращений). Изменяется работа органов дыхания – вместо обычных 15-18 дыхательных движений отмечается 20-25, легочная вентиляция увеличивается в 5-6 раз, достигая 20-30 л/мин вместо 5-6 л/мин в покое. У нетренированных людей дыхание при передвижении частое и поверхностное. За время отдыха на малом привале частота пульса и дыхание должны прийти к норме, а если это не происходит, то следует удлинить время отдыха (особенно следует соблюдать это при тренировках).

При передвижении значительно повышается расход энергии (до 10 ккал/мин и более). В связи с этим следует повышать калорийность рациона питания и снижать непроизводительные затраты организма, учитывать потерю водорастворимых витаминов с потом и возмещать их.

Существенно влияет на величину энергозатрат размещение груза. Неправильное, неудобное положение тела вследствие нерационального расположения выкладки значительно повышает энергозатраты, стесняет экскурсию грудной клетки, затрудняет кровообращение. Кроме того, предметы походного снаряжения, покрывая около 70% поверхности туловища, затрудняют теплоотдачу и испарение пота с поверхности тела.

Установлено, что при передвижении пешком, как при тяжелой физической работе, подавляется секреторная и моторная функция желудка, понижается кислотность и переваривающая способность желудочного сока, уменьшается сокоотделение в поджелудочной железе. Следовательно, при передвижении работа желудочно-кишечного тракта затруднена, поэтому приходится видоизменять режим питания. Первый прием пищи, довольно значительный по калорийности, выдается за 1-1,5 часа до выступления; второй прием пищи – на большом привале; обеденная часть рациона выдается после окончания передвижения и предварительного отдыха.

При движении по равнинной местности отдых личному составу предоставляется в виде малых (10-минутных) привалов через каждые 50 минут и больших привалов (продолжительностью 2-3 часа) через каждые 4-5 часов движения. Первый малый привал назначается через 30 минут от начала движения для устранения недостатков подгонки снаряжения, обуви и т.д.

Кроме малых и больших привалов личному составу предоставляется 7-8 часов непрерывного сна, желательно ночного.

Особенности санитарно-гигиенических мероприятий при передвижении войск зимой и в условиях высоких температур

При передвижении войск зимой л/с подвергается воздействию низких температур, холодных ветров, снегопадов, метелей. Движение затруднено также по причине значительного снежного покрова и снежных заносов. Большие затруднения испытывают войска и при выборе места отдыха при низкой температуре. Личный состав должен быть обеспечен теплой одеждой и обувью. Перед движением необходимо ознакомиться с прогнозом погоды, разработать режим передвижения и отдыха. Дистанция передвижения зимой должна быть короче, чем летом, для привалов выбирать защищенные от ветра места. Личный состав, особенно офицеры, должны быть знакомы с симптомами отморожения, с мерами защиты от холода. Горячая пища и чай являются важной мерой профилактики переохлаждения при передвижении в зимнее время.

Передвижение в жаркую погоду на открытой местности тоже имеет свои особенности. В этих случаях имеют место интенсивная солнечная радиация, появление жажды, нарушение процессов теплообмена.

При организации медицинского обеспечения передвижения пешком в этих условиях необходимо разработать график движения и отдыха с назначением привалов у источников воды на пути следования; организовывать санитарную разведку маршрута, заблаговременно произвести тщательное обследование источников воды по маршруту и дать санитарную оценку воды в них и в случае необходимости подготовить мероприятия по улучшению ее качества. При переходах необходимо тщательно соблюдать водно-питьевой режим и меры по профилактике перегревания и теплового удара.

Санитарно-гигиенические мероприятия при перевозке войск автомобильным транспортом и по железной дороге

Как в обычных условиях, так и в экстремальных ситуациях нередко прибегают к перевозке л/с на автомобилях или бронетранспортерах. Автоколонна при обычном марше преодолевает 180-200 км/сут, при форсированном – до 300 км. При длительных переездах организм военнослужащего испытывает длительные статические напряжения в связи с неподвижным вынужденным положением тела, необходимость сохранять равновесие. Оказывают влияние также пыль, шум, тряска, отработанные газы от моторов, метеофакторы (ветер, осадки, низкие или высокие температуры).

Под влиянием указанных факторов у л/с могут возникать конъюктивтиы, блефариты, повышенное утомление, мышечные и суставные боли, застойные боли в конечностях, шум в ушах, раздражительность, укачивание.

В целях профилактики этих последствий необходимо:

- для защиты от переохлаждения, перегревания, атмосферных осадков и ветра машины должны быть оборудованы тентами, а при их отсутствии л/с использует плащ-палатки;

- для защиты от переохлаждения и отморожений ног использовать в качестве прокладок между портянками газетную бумагу, обувь и портянки должны быть сухими, пол кузова настилать утеплителем (соломой);

- соблюдать дистанцию между движущимися машинами (25-50 м) для профилактики воздействия отработанных газов и пыли; на стоянках глушить моторы или л/с располагать с наветренной стороны;

- через каждые 2-3 часа пути делать малые привалы на 20-30 мин, л/с долженеа это время покинуть машины, сделать пробежки, разминку. В начале второй половины пути – большие привалы на 2-4 часа, а затем дневной или ночной отдых в зависимости от состоявшегося марша днем или ночью. Прием пищи организуется за 1-1,5 часа до начала движения и личному составу выдается сухой паек;

- обеспечение водой осуществляется через пункты водоснабжения (на военно-автомобильных дорогах через 20-30 км). Вне зависимости от наличия пунктов водоснабжения воинская часть должна везти с собой суточный запас воды в автоцистернах, полевых кухнях, термосах и флягах;

- смена солдат местами для предупреждения перегрева или переохлаждения, рациональная одежда и обувь;

- горячая пища и питье – зимой, холодное питье – летом.

Процент перевозок железнодорожным транспортом по сравнению с автомобильными и авиаперевозками в последнее время значительно снизился, однако, своего значения этот вид перевозок не потерял. Железнодорожные эшелоны формируются из 4-х и 2-осных вагонов.

В 4-осном вагоне, оборудованном 3-ярусными нарами, можно разместить 72 человека; в 2-осном – 36. При этом на 1 человека в среднем приходится 0,5 м2 площади и 1,5 м3 объема. Если перевозка длится менее одних суток, то в 4-осном вагоне можно поместить 100 человек, а в 2-осном – 50 человек.

Одной из главных задач, стоящих перед медицинской службой при перевозках войск железнодорожным транспортом, является предотвращение возникновения инфекционных заболеваний среди личного состава перевозимых воинских частей и подразделений. Эта опасность велика при перевозке войск на большие расстояния, когда военнослужащие в течение многих дней находятся в вагонах. Скученность, отсутствие возможности вымыться под душем и сменить белье, неизбежность контакта с населением, возможность приобретения продуктов у местного населения на остановках – все это способствует заносу инфекционных заболеваний в воинские коллективы. Поэтому необходимо проводить санитарно-гигиенические мероприятия, предупреждающие появление и развитие инфекций.

Перед посадкой в вагоны л/с подвергается медицинскому осмотру. Лица, больные и подозрительные на заболевание, изолируются; лица, имевшие с ним контакт, подлежат тщательному наблюдению. При проведении медицинского осмотра изучаются документы о проведенных прививках, в необходимых случаях проводится иммунизация. Прививочный материал и весь необходимый инструмент медицинский работник, сопровождающий эшелон, получает на месте формирования эшелона.

Вагоны должны быть вымыты и продезинфицированы, а л/сперед посадкой должен пройти санитарную обработку в гарнизонной бане или на железнодорожном изоляционно-пропускном пункте.

В составе эшелона должны быть выделены вагоны для изолятора, размещения походных кухонь и продовольственного склада.

В пути следования медицинские работники ведут постоянное наблюдение за санитарным состоянием вагонов (температурный режим, уборка, проветривание и др.), своевременным выявлением заразных больных, периодически проводят выборочные медосмотры л/сна наличие вшей. При появлении вшей или в случае пребывания в пути свыше 7 суток необходима санитарная обработка людей и вагонов. По прибытии эшелона на место назначения производится санитарная обработка и медицинский осмотр всего личного состава.

Гигиена труда при обслуживании ракетной и артиллерийской

военной техники и вооружения

Основными особенностями службы в ракетных частях являются постоянная боевая готовность и работа с разнообразной сложной техникой и вооружением, в процессе эксплуатации которой могут возникать неблагоприятные факторы и условия, отрицательно влияющие на здоровье и боеспособность личного состава:

  • Компоненты ракетных топлив (КРТ);
  • Комплекс факторов, возникающих в период запуска ракет (токсические продукты неполного сгорания ракетных топлив, газоплазменная струя работающих ракетных двигателей, сильные сверхсильные шумы и т.п.);
  • Ионизирующие и сверхвысокочастотные излучения;
  • Длительное пребывание в ограниченных пространствах подземных сооружений, подвижных пусковых установок, узлов связи, командных пунктов и т.п.;
  • Большая нервно-психическая нагрузка, обусловленная необходимостью переработки потока информации и соответственностью принимаемых решений;
  • Неблагоприятный режим труда и отдыха (сменная работа);
  • Обилие такелажных работ, связанных с транспортировкой и монтажом крупногабаритных изделий большого веса; проведение высотных работ при обслуживании некоторых образцов ракетной техники;
  • Работа с газами, находящимися под высоким давлением, с электрическими токами высокого напряжения, с взрывоопасными и огнеопасными продуктами, криогенными жидкостями и т.п.

Ракетные топлива, их краткая характеристика

Ракетное топливо используется в ракетных двигателях в качестве источника энергии и рабочего тела для создания движущей силы. В настоящее время применяются твердые и жидкие топлива.

Снаряжение ракет твердыми топливами, в состав которых входят, главным образом, пороха на основе нитроцеллюлозы (горючее) и перхлорат аммония (окислитель), обычно производится на заводах, поэтому л/с непосредственно с ним не контактирует.

Жидкие топлива в большинстве случаев обладают агрессивными и токсическими свойствами и при воздействии на организм могут вызывать местные, общие и комбинированные поражения.

Наиболее опасными операциями, при которых возникает возможность поражения людей ракетными топливами и их парами, являются перекачка топлива из железнодорожных цистерн в складские резервуары; заполнение им подвижных емкостей и ракет; слив некондиционного топлива из баков ракет и других емкостей. Во время этих работ могут произойти разгерметизация емкостей, выделение дренажных газов из резервуаров, заполняемых топливом, утечка топлива через неплотные соединения в коммуникациях и насосных агрегатах (фланцевые соединения, прокладки, сальники). Опасны также работы по техническому обслуживанию цистерн и заправочного оборудования (осмотр, разборка и ремонт насосов, дозирующих устройств и т.п.). При нейтрализации и освобождении емкостей от остатков топлив, люди могут подвергаться действию чрезвычайно высоких концентраций паров ракетных топлив, различных органических растворителей, кислот, щелочей, используемых для очистки внутренних поверхностей резервуаров.

Жидкие ракетные топлива могут быть одно- и двухкомпонентными.однокомпонентные топлива (концентрированная перкись водорода, изопропилнитрат) обладают относительно небольшой теплотворной способностью и поэтому чаще используются в качестве вспомогательных топлив. Двухкомпонентные топлива состоят из окислителей и горючих. В качестве окислителей наибольшее применение получли жидкий кислород, азотная кислота и азотный тетроксид, концентрированная перекись водорода, фтор и его производные, в качестве горючих - углеводороды, жидкий аммиак, алифатические и армоатические амины (саминтриэтиламин и ксилидин, гидразин и его производные - гептил), бороводороды (диборан, декаборан, пентаборан).

Опасность поражения компонентами ракетных топлив зависит от пути их поступления в организм и физико-химических свойств вещества, явившегося причиной поражения.

Многие компоненты ракетных топлив обладают высокой степенью токсичности (особенно фтор и соединения бора), способны вызывать тяжелые отравления вплоть до летального исхода. Некоторые из них могут быть причиной обморожения. Попадание этих веществ на кожу вызывает мгновенное отморожение по типу ожога. Жидкий фтор воспламеняет одежду, струя фтора сжигает волосы, вызывает глубокие поражения кожи. Описаны случаи поражения зрительного аппарата при работе с аммиаком, триметиламином. Такое же действие могут оказывать гидразин, диметигидразин. Некоторые КРТ способны всасываться через неповрежденную кожу (ксилидин, анилин и др.) и вызывать местные и общие поражения организма.

Профилактические мероприятия.

1. Для предупреждения поражения личного состава КРТ осуществляется комплекс санитарно-гигиенических мероприятий по санитарному надзору за проектированием и строительством специальных объектов.

2. Помещения складов и баз для хранения ракетного топлива должны быть достаточных размеров, иметь хорошее санитарно-техническое благоустройство.

3. Все операции, связанные с токсическими веществами, должны быть герметизированы, автоматизированы, иметь дистанционное управление, рациональную вентиляцию.

4. Все техническое оборудование должно находиться в исключительно исправном состоянии.

5. Высокий уровень специальной подготовки, строгое соблюдение правил по охране труда, применение индивидуальных средств защиты.

6. Наличие санитарно-бытовых помещений.

7. Своевременный медосмотр персонала согласно действующих нормативных документов.

8. достаточный отдых и продолжительность сна, полноценное питание, занятие спортом, пребывание на свежем воздухе.

Особенности гигиены военного труда в артиллерии.

Основными особенностями труда в артиллерии являются:

- большая физическая нагрузка (установление орудия на позиции и снятие в любое время суток и года при различных метеоусловиях, масса одного снаряда достигает 30-40 кг и более);

- возможность травматизма;

- действие ударной воздушной волны;

- действие импульсного шума;

- действие газоплазменной струи;

- действие пороховых газов;

- отморожение рук в зимнее время;

- неблагоприятные метеоусловия;

- загрязнение одежды ГСМ.

Воздушная ударная волна образуется при стрельбе и разрыва снарядов, мин и т.п. Она может быть дульной, баллистической и взрывной.

Дульная волна возникает вследствие выброса из канала ствола под большим давлением (3000 атм. и более) пороховых газов. Они сжимают окружающий воздух у дула, создавая положительную фазу волны, длящуюся несколько десятков миллисекунд. Возникшее сжатие передается все более удаленным слоям воздуха, и дульная волна распространяется на значительное расстояние. Затем положительная фаза сменяется отрицательной, когда давление падает ниже атмосферного.

Применение тормозов, закрепляемых на дульной части ствола для уменьшения отката орудия, приводит к тому, что энергия дульной волны распространяется в стороны и увеличивает поражение артиллерийских расчетов. Возникновение дульной волны сопровождается образованием звуковых волн высокой интенсивности, причем в орудиях крупного калибра в основном возникают низкочастотные звуки, в орудиях малого калибра – высокочастотные.

Баллистическая волна образуется вследствие колебания частиц воздуха, вызываемого летящим снарядом. Энергия ее обычно невелика, поэтому ее поражающее действие сказывается лишь на близком расстоянии (около 1 м).

Взрывная волна образуется в момент разрыва снаряда (мины, бомбы и др.) в результате чрезвычайно быстрого (взрывного) химического превращения твердых веществ в газообразные с выделением тепла и образованием нагретых, сжатых до нескольких тысяч атм. газов, расширяющих фронт сжатия со скоростью до 5-25 км/сек. Взрывная волна, как и дульная, характеризуется фазой сжатия и фазой разрежения. Поражающее действие фронта всех видов воздушной ударной волны тем сильнее, чем больше площадь тела. Удар сжатого воздуха вызывает кратковременную деформацию тела человека и связанную с ней травматизацию органов и тканей, которая в легких случаях сводится к повреждению барабанных перепонок, а в тяжелых – обуславливает закрытую черепно-мозговую травму и множественные повреждения внутренних органов.

Таким образом, во время стрельбы из орудий на артиллеристов действуют перепады давления, инфра- и ультразвуковые колебания и сверхсильный импульсный шум (140-170 дБ), характеризующийся крутым нарастанием звукового давления, кратковременностью действия и сравнительно медленным спадом.

Комбинированное действие баро- и акустического факторов, по мнению исследователей, обуславливают акустическую травму, развитие у артиллеристов тугоухости, известной под названием «артиллерийской глухоты».

Газоплазменная струя, возникающая при запуске реактивных снарядов, как и ударная волна, вызывает мгновенное нарастание давления на поверхность тела и множественные поражения типа закрытых травм. Однако вследствие большей продолжительности действия (десятые доли секунды или секунды) газодинамическое давление вызывает в организме значительно более тяжелые повреждения, зачастую несовместимые с жизнью, кроме того ожоги различной степени от действия сильно нагретых потоков газа, а также ушибы и повреждения различных частей тела в результате отбрасывающего эффекта.

Для профилактики вредного воздействия перечисленных факторов используются следующие меры:

- конструктивные решения;

- укрытие личного состава в момент выстрела;

- использование индивидуальных средств защиты органов слуха;

- профотбор (физически крепкие, выносливые люди);

- профилактические меры от неблагоприятного действия пороховых газов, метеофакторов, ГСМ, переутомления проводятся по общепринятым правилам.

Гигиена труда на радиолокационных станциях

С внедрением в военное дело радиолокационных систем и установок создается возможность облучения военнослужащих радиоволнами сверхвысокочастотного (СВЧ) диапазона, особенно в боевой обстановке, при аварийных ситуациях, нарушениях правил охраны труда.

Для разработки профилактических мероприятий военный врач должен знать условия, при которых л/с части и специалисты радиолокационных станций могут подвергнуться неблагоприятному воздействия СВЧ-поля.

Радиолокационные станции (РЛС) могут быть стационарными и подвижные. Электромагнитная энергия СВЧ-импульсов вырабатывается генератором РЛС и по волноводу направляется к антенне. После излучения антенна переключается на прием. Отразившийся от цели импульс принимается антенной, по волноводу поступает в приемное устройство, где усиливается, преобразуется в низкочастотный сигнал и подается на индикаторное устройство. На экране индикатора (электронно-лучевой трубки) сигнал визуально воспринимается. По времени прохождения импульса от момента его посылки до возвращения к антенне можно судить о расстоянии до цели или объекта наблюдения.

СВЧ- и мягкое рентгеновское излучение могут воздействовать в первую очередь на организм обслуживающего персонала РЛС: начальника, инженеров, техников во время текущего ремонта, настройки аппаратуры. Операторы, работающие за экранами индикаторов, воздействию СВЧ-излучений подвергаются реже.

На дизелистов, обслуживающих силовые агрегаты, могут воздействовать сильный шум, отработанные газы и горюче-смазочные материалы.

Неблагоприятные факторы на РЛС разделяют на 2 группы: специфические и неспецифические.

Специфическим фактором, как уже упоминалось, является импульсное электромагнитное излучение сверхвысокой частоты. Основными источниками его являются антенны, открытый для регулировки или текущего ремонта генератор, неплотно соединенные фланцы волновода, линии передачи энергии (филерные линии), отдельные неэкранированные СВЧ-блоки (лампы бегущей или обратной волны). СВЧ-излучение может также проникать наружу и облучать персонал станции через открытые или неплотно закрытые отверстия в кожухе приемно-передающего блока.

Интенсивность излучения оценивают по величине энергии, падающей в 1 секунду на перпендикулярно расположенную поверхность площадью 1 см2. Для микроволн соответствующая величина называется плотностью потока энергии (ППЭ). Измеряется ППЭ в ваттах на 1 см2 (Вт/см2) или в производных единицах – милливаттах и микроваттах на квадратный сантиметр (мВт/см2, мкВт/см2).

В зависимости от интенсивности излучения различают термическое (тепловое) и нетермическое действие. Границей этого раздела является плотность потока энергии, равная 10 мВт/см2. При больших энергиях проявляется термическое действие, при меньших – нетермическое.

Биологическое действие радиоволн СВЧ-диапазона на живые объекты зависит от длины волны, интенсивности, продолжительности и режимов излучения, размеров и анатомического строения органа, подвергающегося облучению. Эффект биологического действия тем значительнее, чем больше интенсивность (мощность излучения), продолжительнее время облучения и больше облучаемая поверхность.

Термическое действие. Электромагнитное излучение (ЭМИ) миллиметрового диапазона поглощается поверхностными слоями кожи, сантиметрового диапазона – кожей и прилегающими к ней тканями. Поэтому миллиметровые и сантиметровые волны вызывают чувство жжения кожи, термические ожоги ее и конъюктивы, роговицы глаз. Дециметровые волны проникают на глубину 10-16 см, достигают внутренних органов и глубоколежащих тканей, вызывают нагревание их, причем это действие не сопровождается субъективными ощущениями. Поэтому дециметровые волны представляют наибольшую опасность.

Чувствительность органов к перегреванию зависит от степени их васкуляризации. Самыми чувствительными органами являются хрусталик и стекловидное тело глаза. Очень чувствительны яичники и тестикулы. При грубых нарушениях охраны труда могут возникать катаракты, коагуляция спермы и как следствие ее бесплодие – временное или длительное.

При длительном воздействии сверхвысоких частот с ППЭ менее 10 мВт/см2возникают нетермические признаки поражения. Они характеризуются брадикардией, гипотонией, неврастенией, повышенной утомляемостью, ухудшением концентрации внимания, общей слабостью, головными болями, сонливостью, повышенной потливостью, раздражительностью, трофическими изменениями (ломкость ногтей, выпадение волос, поражение кожи). На фоне общей неврастении может наступить расстройство половой функции (импотенция).

Профилактические мероприятия от вредного воздействия СВЧ-поля.

Важное значение имеет контроль за конструированием РЛС, а также инженерно-технические мероприятия по защите от СВЧ-излучения.

Защита от СВЧ-поля осуществляется расстоянием, временем и снижением интенсивности излучения. Последнее достигается экранированием или снижением мощности работы РЛС. Наиболее приемлемой мерой является экранирование. Для защиты от СВЧ-поля применяются материалы, поглощающие или отражающие. Отражающие имеют преимущественное применение. Отражающими свойствами обладают металлы (железо, медь, алюминий, латунь) в виде сплошного листа или в виде мелкопетлистой сетки. Для лиц занимающихся ремонтом аппаратуры, применяются костюмы, в основу которых положена металлическая сетка, покрытая тканью. Средства индивидуальной защиты – куртка, брюки, комбинезоны – изготавливаются из специальной металлизированной ткани, защитные очки – из латунной сетки или металлизированных стекол.

Ограничивается время и расстояние нахождения солдат от РЛС (не более 2 часов). Окна в помещениях пребывания людей засетчивают металлической сеткой. РЛС должна быть расположена от земли не ближе 6 м.

В зависимости от ППЭ устанавливается предельно допустимое время работы.

При ППЭ свыше 1000 мкВт/см2 обязательно работать в защитной одежде и очках. При всех величинах мощности обязательно пользоваться защитными очками.

Предельно допустимые уровни облучения сверхвысокочастотными волнами

Предельно допустимый уровень ППЭ (мкВт/см2)

Предельно допустимое время работы, ч

10

8

100

2

1000

15-20 мин

Допустимая норма ППЭ для населения – не более 1 мкВт/см2.

Все источники облучений СВЧ во время работы должны быть надежно экранированы, а военнослужащим в необходимых случаях надо пользоваться индивидуальными защитными средствами (очки, спецодежда).

Должны соблюдаться перерывы на отдых.

Большое значение в повышении защитных функций организма имеет полноценное питание, богатое белком и витаминами. Важное значение имеет профотбор для работы на РЛС, своевременные медицинские осмотры.

Неспецифические факторы на РЛС и профилактика их неблагоприятного действия

К неспецифическим факторам относятся мягкое рентгеновское излучение, шум и вибрация, вредные химические примеси в воздухе рабочей зоны, неблагоприятный микроклимат, недостаточная освещенность в кабинах РЛС, большая нагрузка на нервную систему и орган зрения у операторов.

Рентгеновское излучение на РЛС возникает при работе радиоэлектронной аппаратуры, имеющей электровакуумные приборы с анодным напряжением свыше 15 кВ, и является импульсным мягком рентгеновским излучением. Рентгеновские лучи могут проникать в рабочее помещение через открытые смотровые окна, вентиляционные отверстия, щели и неплотности в кожухе блока.Предельно допустимый уровень рентгеновского излучения для персонала РЛС – 0,2 мР/ч, за неделю – 10 мР/ч. Вредное влияние рентгеновского излучения предотвращается применением экранов. Для смотровых окон при наличии одновременно рентгеновского излучния и СВЧ-поля используются экраны из просвинцованного стекла и металлической сетки.

Шум возникает от вентиляторов, охлаждающих радиоаппаратуру, дизельных установок, электромоторов. Оптимальный уровень его в индикаторных РЛС – 20-25 дБ, предельно допустимый – 65 дБ.

Вредные химические примеси в воздухе рабочей зоны РЛС накапливаются от людей (СО и др.), отработанные газы двигателя, озон и окислы азота от электроразрядов. Для профилактики их вредного воздействия важное значение будут иметь эффективная вентиляция и контроль за содержанием вредных веществ. Установлены допустимые концентрации химических веществ в воздухе помещений РЛС. Так, оптимальное за счет выделенийсодержание СО2– 0,04 %, предельно допустимое – 0,1%.

В кабинах РЛС микроклимат зависит от климатопогодных факторов. Зимой температура воздуха может быть низкой, а летом – высокой (до 40-500 С) за счет выделения тепла от работающей аппаратуры. Высокая температура в сочетании с малой подвижностью воздуха и высокой влажностью могут вызвать перегревание организма персонала.

Для обеспечения нормального теплового состояния военнослужащих РЛС необходимы кондиционирование, эффективная вентиляция, экранирование нагревающихся поверхностей оборудования, теплоизоляция кабины, рациональная одежда.

Установлены нормативы микроклимата для кабин РЛС. Оптимальная температура – 18-200С, относительная влажность – 40-60%, скорость движения воздуха – 0,4-0,5 м/с. Предельно допустимые уровни приведенных показателей микроклимата должны быть соответственно – 16-270С, 30-70%, 0,05-1,0 м/с. Оптимальный воздушный куб – 3-4 м3. Оптимальная кратность воздухообмена – 7-9.

В деятельности операторов большое значение имеет рациональное освещение. Большая нагрузка на орган зрения при неправильном режиме работы за индикатором, различная яркость экранов может приводить к зрительному переутомлению. Признаками его являются головная боль, вялость, сонливость, расплывчатость контуров сигнала (снижение четкости зрительных восприятий), ощущение боли и ломоты в глазах, слезотечение. Профилактика зрительного переутомления включает регламентацию труда и отдыха, оборудование рационального освещения, обучение операторов гигиеническим правилам зрительной работы, контроль за содержанием витаминов в пищевом рационе.

Н.Ф.Кошелевым и О.Н.Карелиным приведены оптимальные нормативы освещенности кабин РЛС вне боевой работы: КЕО – 0,5%, световой коэффициент – 1:7, 1:8, уровень освещенности при точечных работах – 100 лк.

Для сохранения здоровья, обеспечения высокой работоспособности и боеспособности специалистов РЛС имеет исключительно большое значение правильная организация труда. Во время дежурства наиболее рациональной является работа за экраном в течение 6 часов с перерывами для отдыха на 10 мин после каждых 2 часов работы.

Специалистов первого года службы необходимо постепенно адаптировать к работе, сокращать время непрерывной работы. Отдых специалистов в период между дежурствами должен быть полноценным и находиться под контролем командира и врача.

Санитарно-гигиенические требования к условиям военного труда при работе военнослужащих в полевых парках

Для проведения работ по обслуживанию ВВТ развертываются полевые парки в соответствии с требованиями правовых актов Министерства обороны РК.

Полевые парки оборудуют площадками для установки герметически закрывающихся мусоросборников (контейнеров), предназначенных для сбора и временного хранения твердых бытовых отходов.

Работы по обслуживанию ВВТ в полевых парках при температуре наружного воздуха ниже +50С должны проводиться только при наличии оборудованных пунктов обогрева.

При выполнении работ через каждые 50 мин предусматриваются обязательные технологические перерывы для обогрева военнослужащих продолжительностью не менее 10 мин.

Военнослужащие технических специальностей, занятые на работах по обслуживанию ВВТ в полевых парках, обеспечиваются специальной одеждой, защитными перчатками, средствами и пастами для защиты и обработки кожи рук.

В полевых парках должны быть созданы условия для соблюдения работающими правил личной гигиены.

Старший преподаватель ОТМС

подполковник м/с Б. Аскаров

Гигиена труда в частях Сил общего назначения и родах войск