Социальная психология: шпаргалка
Социальная психология
- Место социальной психологии в системе научного знания.
С возникла на стыке двух наук социологии и психологии, поэтому обе родительские науки готовы включить ее в свой состав.
Дискуссия о границах С:
интрадисциплинарный подход:
- С часть психологии
- С часть социологии
интердисциплинарный подход:
- С существует на границе между социологией и психологией
Предмет С психологические особенности людей, связанные с их включенностью в определенные социальные группы, а также характеристики таких групп.
Задачи С: фиксация признаков и различий отдельных групп, изучение отражения этих признаков в сознании людей.
Отдельно см. о предмете и развитии С
- Выделение социальной психологии в самостоятельную дисциплину и первые исторические формы социально психологических теорий.
Происхождение С. Корни С в интересе древних к феноменам массового заражения, табу, обрядам и, вероятно, произошла из философии; возможный родоначальник Платон, затем этими вопросами интересовался Аристотель, в Новое время Гоббс, Локк, Гельвеций, Руссо, Гегель.
Выделение С в самостоятельную науку. Это происходит в середине 19 века, в период бурного развития наук, в т.ч. общественных, изучающих связи между странами. Различные области знания не могли дать ответа на некоторые междисциплинарные вопросы, отсюда возникает нужда в С. Она возникает и развивается как психология индивида.
Первые исторические формы С-теорий:
- психология народов (середина 19 века, Германия; Лацарус, Штейнталь): главная сила истории народ, выражающий себя в искусстве, религии, языках, мифох, обычаях, индивидуальное сознание его продукт; «сверхиндивидуальная душа» подчиняется «сверхиндивидуальной целостности» народу, нации; задача С изучение -сущность духа народа, законы протекания духовной деятельности народа (теория основана на учении Гегеля о «народном духе», монадологии Лейбница и английском ассоцианизме)
- психология масс (конец 19 века, Франция, Италия; Тард, Лебон, Сигеле): социальное поведение обусловлено подражанием и иррациональными моментами; всякое скопление людей масса, утрачивающая способность к наблюдению; поведение человека в массе: обезличивание, преобладание чувств над интеллектом, утрата чувства личной ответственности; масса хаотична, и ей нужен вождь (элита)
- теория инстинктов социального поведения (конец 19 века, МакДугал): причина соц. поведения, как и у животных врожденные инстинкты; желания, стремление к цели движущая сила интуитивного характера, объясняющая социальное поведение; все, что в сознании, зависит от бессознательного начала; внутреннее выражение инстинктов эмоции (например, инстинкт борьбыгнев, страх, инстинкт бегствачувство самосохранения, инстинкт строительствачувство созидания, инстинкт воспроизведенияревность, женская робость); инстинкты основа всех социальных институтов (семья, торговля, война)
- экспериментальный период развития (начало 20 века, бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, см. отдельно)
- Особенности развития социальной психологии в России (дискуссии о предмете).
Д-подход. С изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также -характеристик самих этих групп.
Дискуссия о предмете:
20-е годы (первый этап дискуссии, начало советской власти, необходимость построение новой С-проблематики, борьба материалистической и идеалистической психологии; Челпанов разделение (эмпирическая, независимая от мировоззрения и марксизма) и С (марксистская); Артемов разделение на индивида и коллектива; Корнилов реактология (коллектив единая реакция на единый раздражитель, и задача С измерение ее скорости, силы и динамизма); Блонский (биологизация науки): социальность особая деятельность людей, связанная с другими людьми, что подходит и для животных; Бехтерев механистический подход, коллективная рефлексология: коллектив нечто целое, личностью управляют социальные инстинкты, анализ соц. связей с помощью аналогий с физическими законами):
С учение о социальной детерминации -процессов;
С исследование особого класса явлений, порождаемых совместной деятельностью людей.
Выготский: С психология отдельного лица, а не собирательной личности; коллективная изучает личность в условиях коллективного проявления.
Подход Выготского: главный механизм развития психики усвоение социально-исторических форм деятельности, которое изменяет не только содержание психической жизни, но и создает новые формы -процессов, принимающих вид ВПФ.
Конец 50-х начало 60-х (второй этап дискуссии, растут запросы практики), основные подходы к предмету:
С наука о массовидных явлениях психики (классы, большие общности, их традиции, нравы, обычаи, формирование общественного мнения, мода);
С наука о личности (черты личности, ее положение в коллективе, типология, межличностные отношения, система общения).
С наука, изучающая и массовые процессы, и положение личности в группе (Парыгин: С личности, общностей и общения, соц. отношений и форм духовной деятельности; Мясищев: изменения деятельности в группе под влиянием взаимодействия участников, особенности групп, сторона процессов общества), т.е. интегральный что ли подход.
- Современные представления о предмете социальной психологии (американская и европейская традиции).
Предмет закономерности изменения поведения человека, связанные с пребыванием его в социуме.
Этапы развития С на Западе:
- с середины 19 века становление С, первые С-теории (см.2)
- 1908 «Введение в С» МакДугала и «С» Росса, затем превращение С в экспериментальную науку
- с 50-х годов «современная С»
Дискуссия о границах С:
интрадисциплинарный подход:
- С часть психологии
- С часть социологии
интердисциплинарный подход:
- С существует на границе между социологией и психологией
Подходы к С:
- примат личности ( масс, теория инстинктов соц. поведения)
- примат общества ( народов) м. рассматривать как предмет
С на Западе складывалась в рамках следующих подходов:
- необихевиоризм: основная проблема и предмет рационалистические аспекты межличностных отношений; научение как основа репертуара поведения; основная идея оперантное обусловливание; среда (стимул и подкрепление) формирует поведение; представители Толмен, Халл, Скиннер, Миллер, Доллард, Бандура, Тибо, Келли.
- когнитивный подход: основные проблемы и предмет познание, перцепция, аттракция, формирование и изменение аттитюдов; основная идея образование понятий, мышление, знание; предмет социальное поведение, которое объясняется через описание познавательных процессов человека; представители Хайдер, Ньюком, Фестингер, Осгуд, Креч, Крачфилд, Аш.
- психоаналитический подход: основные проблемы с-проблемы (групповые процессы) и с- проблемы и теории на стыке С с другими общественными дисциплинами (С и общая С, С и соц. философия); эмоциональная сторона межличностных отношений; группа основана на системе либидозных связей; представители Байон, Беннис, Шутц.
- интеракционизм: основные проблемы и предмет когнитивный аспект коммуникации, формирование социальных установок (социальная роль, референтная группа), процесс социальной перцепции; интеракция, социальное взаимодействие, символическая коммуникация (система коммуникаций и межличностных отношений); человек активный участник взаимодействия; представители Мид; Кун, Дензин, Стросс, Блумер, (символический интеракционизм), Линтон, Шибутани, Тернер, Гоффман, Мейсон, Гросс (ролевые теории), Кун, Мертон, Шериф (теории референтной группы).
- 6. Методологические проблемы социально-психологического исследования и общая характеристика методов. Специфика социально-психологического эксперимента и его основные типы.
Проблемы: Методологическая проблема косвенных процедур субъективность механизма интерпретации и реконструкции информации.
Проблемы эксперимента:
- кач-во инструмента:
- валидность
- концептуальная: насколько мы измеряет именно то, что нужно + соответствие действительности наших представлениях о феномене.
- Экологическая соответствие условиям жизни, в кот. все и происходит («Вы хотели бы охотится на львов в Африке?» вопрос в западном тесте, проведенном в СССР в 70-е :)
- Характеристики инструмента:
- Валидность (см)
- Устойчивость способность давать однозначную информацию независим от условий проведения
- Точность чувствительность к изменению феномена.
- Источник информации
- Х-ки источника информации = особенности испытуемого:
- Психологич состояние человека в момент сбора инф-ции;
- Дефицит времени
- Взаимодействие с исследователем.
- Репрезентативность особенности выборки: насколько полно эта выборка отражает социум.
Классификация:
- По характеру задачи:
- Процедура сбора ниф-ции (описание наличной ситуации)
- Процедура воздействия (изменение наличной ситуации)
- По характеру процедуры:
- Прямые направленные на непосредственное получение информации (быстро, дешево, просто)
- Косвенные опосредованное получение информации.
Методы:
Делятся на качественные и количественные. (глубинное интервью или соц опрос масс)
Зондажные исследования расследование для формирования гипотезы, тестирование соответствия инструмента объекту. Пилотажные то же, но тестирование инструмента (если вопрос не дает разброса ответов). Задачи исследования разведывательные формирование гипотезы, и средства док-ва гипотез.
- Наблюдение: дает возможность представления о реальном поведении, но минус субъективность уже на входе. М.б. использовано как для формирования гипотезы, так и в кач-ве вспомогательного источника док-в.
- Субъективность уменьшается при: нескольких наблюдателях или
- стандартизации наблюдения.
- Включенность увели. субъективность, но делает детальнее исследование.
- Скрытое или явное наблюдение (корректность???)
Почему-то через раз получается слово «неблюдение»… :)
- Опрос: Виды: заочные (письм. анкетирование) и непосредственные, очные.
Все опросники работают с представлениями испытуемых о чем-то. Здесь важно соблюдать требования к вопросам: корректность, однозначность, отсутствие отрицат. форм. Правила: участник д.б. мотивирован, д.б. вводная часть опросника и «интрига» развития проблемы.
- Эксперимент вообще: НП, и контроль за ними, изменения ЗП, валидности. Наличие контрольной и экспериментальной группы.
Типы: лабораторный и естественный. Цели естественного: констатация, фиксация наличной ситуации. Цели лабораторного: подробное описание феномена. Особенности: л контролируемый, можно повторить, ест можно только фиксировать, а потом интерпретировать.
- Анализ документов реконструкция особенностей чел-ка по продуктам его д-ти (фу-у!). Используется при анализе исторических документов, т.к. сама личность давно в могиле, и при проверке эффективности документа, если он должен воздействовать (mass media)
- Место общения в системе общественных и межличностных отношений.
Соц. пс анализирует прежде всего те закономерности человеческого поведения и деятельности, которые обусловлены фактом общения и взаимодействия людей. Гл. задача, кот. стоит перед соц. пс,- раскрыть конкретный механизм «вплетения» индивидуального в ткань социальной реальности, чтобы понять, каков результат воздействия социальных условий на деятельность личности. Сама личность, с одной стороны, уже «продукт» этих социальных связей, а с другой стороны, - их созидатель, активный творец. Наблюдается взаимодействие личности и общества в целом, поэтому исследование личности есть всегда другая сторона исследования общества.
Различают два основных вида отношений: общественные и межличностные
Структура общ. отношений исследуется социологией. Они носят безличный характер. В их основе лежат производственные, материальные отношения, над ними надстраивается еще целый ряд: социальные, политические, идеологические. Все это в совокупности представляет собой систему общественных отношений. Специфика их закл. в том, что в них не просто «встречаются» индивид с индивидом, а «встречаются» индивиды как представители определенных общественных групп (классов, профессий, политические партии и т.д.). Такие отношения строятся не на основе взаимодействия конкретных личностей, а на основе определенного положения, занимаемого каждым в системе общества.
Межличностные (Мясищев называет их «психологическими») отношения складываются не где-то вне общ. отн.,а внутри них, нет «чистых» общ.отн. Практически во всех групповых действиях участники их выступают как бы в двух качествах: как исполнители безличной социальной роли и как неповторимые человеческие личности. Вводится понятие «межличностная роль» как фиксация положения человека в системе групповых связей на основе индивидуальных психологических особенностей личности (рубаха-парень, свой в доску, козел отпущения и т.д.). Межл. отн. можно рассм. как фактор психологического «климата» группы. Важнейшая специфическая черта межл. отн. эмоциональная основа. По набору чувств можно выделить две большие группы:
1)конъюнктивные сюда относятся разного рода сближающие людей, объединяющие их чувства. Стороны демонстрируют готовность к сотруд-у, к совм. действиям.
2)дизъюнктивные чувства- сюда отн. разъединяющие людей чувства, не возникает желания к сотруд.
Практические отн. между людьми в группе не складываются лишь на основе непосредственных эмоц. контактов. Здесь важны отношения, опосредованные совместной деятельностью. Когда акт общения должен состояться, даже если группы антагонистичны.
- Общение и деятельность. Структура общения.
В советской психологии принимается идея единства общения и деятельности. Вывод логически вытекает из понимания того, что общается всегда деятельный человек: его деятельность неизбежно пересекается с деятельностью других людей. Иногда деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека, его образа жизни. В других случаях общение понимается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее элемент. В то время как саму деятельность можно рассматривать как условие общения. Но ни одна из точек зрения не отрицает главного несомненной связи между деят. и общением, признает недопустимость их отрыва друг от друга при анализе. В равной степени важен анализ предмета общения и предмета деятельности. Идея «вплетенности» общения в деятельность позволяет рассмотреть вопрос о том, что именно в деятельности может «конституировать» общение, и что посредством общения деятельность организуется и обогащается. Включение общения в этот процесс позволяет осуществить «согласование» или «рассогласование» деятельности индивидуальных участников.
Структуру общения можно охарактеризовать путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.
Интерактивная сторона общения закл. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Все эти термины условны.
В общении выделяют три функции: информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно- коммуникативная. В реальной действ. каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других. Все обозначенные здесь стороны общения выделяются в малых группах, т.е. в условиях непосредственного контакта между людьми.
9.Общение как обмен информацией.
В ходе совм. д-ти люди обмениваются различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией.
Выявим специфику в самом процессе обмена информацией.
- В этом случае мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности, и что на посланную информацию будет получена новая информация, исходящая от другого партнера. Здесь особую роль играет значимость информации: информация не просто принята, но и понята, осмыслена. Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве деятельность, общение и познание.
- При обмене информацией возникает психологическое воздействие одного коммуникатора на другого с целью изменения его поведения. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие. Это означает изменение самого типа отношений. Ничего похожего не происходит в «чисто» информационных процессах.
- Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации, т.е. все должны говорить на одном языке. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга.
- Информация всегда меняется в процессе коммуникации.
- Могут возникать специфические коммуникативные барьеры, которые носят социальный или психологический характер. Ситуация может усложниться из-за того, что партнеры относятся к разл. социальным, полит., религ. группам. Или вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся, при неприязни по отношению друг к другу, недоверии и т. п. Барьеры бывают:
- психологическими: интраверсия, неадекв. самооценка.
- проблемы конуретной ситуации: ролевые конфликты, межгрупповые, содержательно сложные моменты (просить об одолжении)
- социальные: отс. общ. лингв. система или по-разному интерпретируются события.
Распространение инф-ции. в обществе происходит через своеобразный фильтр «доверия» и «недоверия», кот. действует так, что абсолютно истинная информация может оказаться непринятой, а ложная - принятой. Существуют средства, помогающие принятию инф. и ослабляющие действие фильтров. Совокупность этих средств называют фасцинацией. Эти средства создают некоторый дополнительный «фон», на котором осн. инф-я выигрывает, т.к. фон преодолевает фильтр недоверия (музык. или цветовое сопров. речи).
Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов: побудительная и констатирующая.
Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе и стимулирует какое-то действие. Стимуляция может быть различной: активация побуждение к действию в заданном направлении; интердикция побуждение, не допускающее, наоборот, определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности; дестабилизация рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности.
Констатирующая информация выступает в форме сообщения, она имеет место в разл. образовательных системах и не предполагает непосредственного изменения поведения.