СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ЛЕКЦИЯ 4 (4 часа)

СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

1. Закон спроса. Эффекты дохода и замещения. Кривая спроса. Детерминанты спроса.

2. Закон предложения. Кривая предложения. Детерминанты предложения.

3. Равновесная цена в рыночной экономике. Изменение спроса и предложения.

4. Эластичность спроса. Факторы, влияющие на эластичность спроса.

5. Эластичность предложения. Факторы, влияющие на эластичность предложения.

1.Закон спроса. Эффекты дохода и замещения. Кривая спроса. Детерминанты спроса.

«Спрос» означает желание приобрести и готовность заплатить за определенные товары и услуги. Это представленная на рынке потребность в товарах, подлежащая удовлетворению и обеспеченная денежным эквивалентом, т.е. платежеспособная потребность. Платежеспособный спрос не равен потребностям. Он может быть больше или меньше потребления.

Величина спроса — это количество продукта, которое потребители готовы купить по определенной цене в течение определенного периода времени.

Закон спроса гласит: при прочих равных условиях величина спроса будет больше при низких ценах и меньше при высоких.

Согласно закону спроса между ценой и величиной спроса существует отрицательная, или обратная, связь.

Эффекты дохода и замещения.

Закон спроса можно объяснить эффектами дохода и замещения.

Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров. Более высокая цена приводит к противоположному результату.

Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже. Потребители склонны заменять дорогие продукты более дешевыми.

Эффекты дохода и замещения совмещаются и приводят к тому, что у потребителя возникает способность и желание покупать большее количество продукта по более низкой цене, чем по высокой.

Кривая спроса.

Обратную связь между ценой продукта и величиной спроса можно изобразить в виде графика, показывающего величину спроса на оси абсцисс (горизонтальной), а цену на вертикальной оси – оси ординат (рис. 3.1). Изображаемый процесс заключается в размещении на графике разных вариантов «цена — количество». Кривая спроса имеет нисходящее направление. Это означает: люди покупают большее количество продукта по низкой цене, чем по высокой.

Рис.3.1. Кривая индивидуального спроса

D – спрос;

P – цена;

Q – количество товара, на которое предъявляется спрос.

Есть несколько объяснений, почему кривая спроса имеет такую форму:

1. Если цена на данный товар падает, а доходы потребителей и цены на остальные товары остаются неизменными, то жизненный уровень потребителей повышается: можно купить больше данного товара, но не за счет других товаров.

2. Когда мы покупаем какую-нибудь вещь, нам приходится выбирать, так как большинство товаров имеет близкие, конкурирующие между собой заменители. Поэтому, когда цена товара падает, она становится более привлекательной по сравнению с ценами заменителей. Величина спроса на данный товар увеличивается, потому что потребители перестают покупать заменители, которые стали относительно дороже. Например, если упадет цена на масло, многие будут больше покупать масла и меньше маргарина. Если упадет цена на яблоки, многие станут покупать больше яблок и меньше других фруктов, например, винограда.

Повышение цены товара приведет к обратным результатам.

На графике кривая DD опускается вниз. Это обусловлено законом падающего спроса: если цена какого-либо товара повышается при неизменности других условий рынка, то спрос на этот товар уменьшается. Или, что то же самое, если на рынок поступает большое количество товаров, то при прочих равных условиях цена на него уменьшается.

Детерминанты спроса:

Детерминанты спроса — это причины изменения величины спроса.

Цена служит самой важной детерминантой, или главным фактором изменения величины спроса, т.е. количества любого покупаемого продукта.

Но существуют и другие факторы, которые влияют на покупки. Их называют неценовыми детерминантами, или неценовыми изменениями спроса:

1) Потребительские вкусы. Появление нового продукта нередко приводит к изменению спроса на другие товары. Например, появление I-PHONов привело к сокращению спроса на обычные мобильные телефоны, появление ноутбуков сократило спрос на стационарные компьютеры.

2) Число покупателей. Увеличение на рынке числа покупателей вызывает повышение спроса, а их уменьшение — сокращение спроса.

3) Доходы потребителей. При росте доходов потребители, как правило, покупают больше товаров (бифштексов, стереоустановок, виски). И наоборот, при снижении доходов спрос на такие товары падает.

Товары, спрос на которые изменяется в прямой связи с изменением денежного дохода, называются нормальными товарами.

4) Сопряженные товары. Когда два продукта взаимозаменяемы (ТОВАРЫ-СУБСТИТУТЫ), между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Именно так обстоит дело с сахаром и его заменителем, чаем и кофе и т. д. (увеличивается цена на чай, следовательно, увеличивается спрос на кофе). Когда два товара являются взаимодополняющими (КОМПЛИМЕНТАРНЫЕ ТОВАРЫ), между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь. Например, спрос на бензин и моторное масло сопряжен — это дополняющие друг друга товары. То же относится к видеомагнитофонам и кассетам, фотоаппаратам и фотопленке и т. д. (увеличивается цена на фотоаппараты, падает спрос на фотопленки). Многие пары товаров вовсе не являются взаимосвязанными. Это независимые, или самостоятельные, товары.

5) Ожидания потребителей относительно будущих цен и доходов. Потребительские ожидания относительно таких факторов, как будущие цены на товары, наличие товаров и будущий доход, способны изменить спрос. Ожидания потребителей относительно возможности повышения цен в будущем могут побудить их покупать теперь же, чтобы «упредить» угрожающее повышение цен. И, наоборот, ожидание падения цен и снижения доходов ведет к сокращению текущего спроса на товары (отложенный спрос).

Следует различать изменение в спросе под влиянием неценовых факторов и изменение величины спроса под влиянием цены.

Изменение в спросе означает, что кривая спроса изменяет свое положение либо вправо (увеличение спроса), либо влево (сокращение спроса). Причиной изменения спроса является изменение одной или более детерминант спроса.

В противоположность этому изменение величины спроса означает передвижение с одной точки на другую точку на постоянной кривой спроса, т. е. переход от одной комбинации «цена — количество продукта» к другой их комбинации.

Причиной изменения величины спроса является изменение цены данного продукта.

2. Закон предложения. Кривая предложения. Детерминанты предложения.

«Предложение» означает желание производителей произвести и продать определенные товары и услуги.

Величина предложения — это количество товара и услуг, которое предъявляется к продаже по какой-либо определенной цене в течение определенного времени.

Согласно закону предложения, между ценой и величиной предложения существует прямая связь, т. е. величина предложения больше при высоких ценах и меньше при низких.

Если спрос на данный товар увеличивается, он становится более редким и его цена повышается (пример с вентиляторами и кондиционерами в лето 2010 г.). Поэтому его производство становится более выгодным. Величина предложения увеличивается, потому что растущие прибыли будут стимулировать рост производства. Более высокие цены и прибыли будут привлекать в эту отрасль и другие фирмы.

При падении спроса это будет означать, что по существующей на рынке цене этот товар в избытке. Фирмы будут вынуждены снизить цены, чтобы избавиться от излишков. При сниженных ценах производство станет менее выгодным, поэтому фирма сократит выпуск этого товара, и его предложение уменьшится. Падение цены может привести к тому, что менее эффективно работающие фирмы будут вынуждены уйти из отрасли.

Закон предложения показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего продукта по высокой цене, чем они хотели бы это делать по низкой цене.

Кривая предложения.

Как и в отношении закона спроса, представим закон предложения в графическом изображении (рис. 3.2). Из рисунка видно, что кривая предложения восходящая. Это означает, что между ценой и величиной предложения существует прямая связь.

Рис.3.2.. Кривая предложения любого товара

S – предложение;

P – цена;

Q – количество товара;

Форма кривой предложения определяется стремлением фирм к максимальной прибыли или законом изменения предложения: объем предложения товара увеличивается при росте цены и уменьшается при ее снижении. Это помогает понять, почему кривая предложения направлена вверх слева направо, т.е. почему фирмы готовы предложить больше продукта при более высоких ценах.

Детерминанты предложения.

Цена — основная детерминанта величины предложения любого продукта. Однако существуют другие (условно назовем их неценовые) детерминанты, т.е. факторы, влияющие на величину предложения. Если одна из неценовых детерминант в действительности претерпевает изменения, положение кривой предложения будет меняться.

К другим детерминантам предложения относятся:

1) Цены на ресурсы. Величина предложения фирмы основывается на издержках производства. Здесь действует следующая закономерность, снижение цен на ресурсы снижает издержки производства и увеличивает предложение, т.е. переместит кривую предложения вправо. И наоборот, повышение цен на ресурсы увеличит издержки производства и сократит предложение, т. е. сместит кривую предложения влево.

2) Технология. Совершенствование технологии означает, что можно более эффективно произвести единицу продукции, т.е. с меньшей затратой ресурсов.

3) Налоги и дотации. Предприятия рассматривают большинство налогов как издержки производства. Поэтому повышение налогов, скажем, на продажи или на собственность увеличивает издержки производства и сокращает предложение. Напротив, дотации считаются «налогом наоборот». Когда государство субсидирует производство какого-либо товара, то оно фактически снижает издержки и увеличивает его предложение.

4) Цены на другие товары. Изменения цен на другие товары также способны сместить кривую предложения продукта. Снижение цены на пшеницу может побудить фермера выращивать и предлагать к продаже больше кукурузы по каждой из возможных цен. И напротив, повышение цены на пшеницу может заставить фермеров сократить производство и предложение кукурузы. Фирма, выпускающая спортивные товары, может сократить предложение баскетбольных мячей, когда повышается цена на футбольные.

5) Ожидания. Ожидания изменений цены продукта в будущем также могут повлиять на желание производителя поставлять продукт на рынок в настоящее время. Например, ожидание существенного повышения цен на продукцию автомобильной фирмы способно побудить фирмы увеличить производственные мощности и тем самым вызвать увеличение предложения.

6) Число продавцов. При данном объеме производства каждой фирмы, чем большее число поставщиков, тем больше рыночное предложение. По мере вступления в отрасль большего количества фирм кривая предложения станет смещаться вправо. Чем меньшее в отрасли количество фирм, тем меньше оказывается рыночное предложение. Это означает, что по мере выхода фирм из отрасли кривая предложения будет смещаться влево.

Различие между изменением в предложении и изменением величины предложения такое же, как различие между изменением в спросе и изменением величины спроса.

Изменение в предложении выражается в смещении кривой предложения: увеличение предложения смещает кривую вправо, уменьшение предложения смещает ее влево.

Причиной изменения предложения служит изменение одной или более детерминант предложения. Напротив, изменение величины предложения означает передвижение с одной точки на другую точку на постоянной кривой предложения. Причиной такого передвижения является изменение цены на рассматриваемый продукт.

З.Равновесная цена в рыночной экономике. Изменение спроса и предложения.

Чтобы выяснить, как же рынок определяет цену продукта и количество, которое реально покупается и продается, необходимо свести вместе кривые спроса и предложения на одной диаграмме. В этом случае они пересекутся только в одной точке, которая представляет собой рыночную, или равновесную, цену. При этой цене величина спроса равна величине предложения. График (рис.3.3) показывает, что при пересечении кривых предложения и спроса равновесная цена будет в точке А.

Рис.3.3. Равновесная цена

Только при этой цене (в точке А) произведенное количество продукта равно тому количеству, которое потребители желают и в состоянии купить. В точке пересечения А величина предложения и величина спроса уравновешиваются. Эта цена называется равновесной. Равновесная цена означает, что товаров произведено столько, сколько требуется покупателям. Такое равновесие является выражением максимальной эффективности рыночной экономики, ибо в состоянии равновесия рынок сбалансирован.

Равновесная, или рыночная, цена устанавливается постепенно. Способность конкурентных сил устанавливать цену на уровне, на котором решения о продаже и купле синхронизируются, называется уравновешивающей функцией цен.

Рыночное равновесие — это компромисс между продавцами и покупателями. Оно достигается через механизмы равновесной цены.

Цена равновесия — это точка, в которой интересы покупателя и продавца совпадают.

Все, кто согласен платить цену равновесия, могут получить данный товар на рынке. Это и есть платежеспособный спрос.

Если рыночная цена выше цены равновесия, то это означает избыток товара на рынке, так как интересы продавца ставятся выше интересов покупателя, а снижение рыночной цены, ниже цены равновесия приводит к возникновению дефицита, так как продавцам невыгодно выносить товары на рынок.

Если бы эти конкурентные цены автоматически не согласовывали друг с другом решения о предложении и спросе, то понадобилась бы какая-то форма административного контроля со стороны правительства, чтобы устранять или регулировать нехватки или избытки, которые в противном случае могли бы возникать.

4. Эластичность спроса. Факторы, влияющие на эластичность спроса.

Эластичность - одна из самых важных категорий экономической науки. Она представляет собой изменение одной переменной, выраженное в процентах, в ответ на изменение другой переменной, также выраженное в процентах. Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда: возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а наоборот, к снижению дохода в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта.

Понятие эластичности дает ответ на вопрос, на какую величину изменится объем спроса и предложения при изменении цены. Поэтому для фирмы важно определить, как количественно изменится спрос при изменении цены продукции, доходов потребителей или цен на товары-заменители, производимые конкурентами.

Таким образом, эластичность - мера реакции одной величины на изменение другой. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент. Примером может служить эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, которая показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент.

Если обозначить цену Р, а величину спроса Q, то показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса Ер равен:

«Р» в индексе означает, что эластичность рассматривается по цене.

Показатель ценовой эластичности спроса для всех товаров является отрицательной величиной. Действительно, если цена товара снижается - величина спроса растет, и наоборот. Однако для оценки эластичности часто используется абсолютная величина показателя (знак «минус» опускается).

Например, снижение цены стирального порошка на 5% вызвало увеличение спроса на него на 10%. Показатель эластичности будет равен:

,

  1. Если величина показателя ценовой эластичности спроса > 1, то мы имеем дело с эластичным спросом. Иными словами, небольшое изменение цены в данном случае приведет к большему изменению величины спроса. Значит, эластичный спрос характеризует ситуацию, при которой уменьшение цены на определенный процент вызывает такое существенное (в процентном отношении) увеличение спроса, что приводит к росту общих доходов. Например, если снижение цены на 3 процента вызывает рост объемов на 6 процентов, имеет место эластичный спрос. Товары с эластичным спросом по цене:
    • Предметы роскоши (драгоценности, деликатесы);
    • Товары, стоимость которых ощутима для семейного бюджета (мебель, бытовая техника);
    • Легкозаменяемые товары (мясо, фрукты) – товары-субституты.
  2. Если величина показателя ценовой эластичности спроса < 1, то спрос неэластичен. В этом случае изменение цены повлечет за собой меньшее изменение величины спроса. Товары с неэластичным спросом по цене:
    • Предметы первой необходимости (лекарства, обувь, электричество);
    • Товары, стоимость которых незначительна для семейного бюджета (карандаши, зубные щётки);
    • Труднозаменяемые товары (хлеб, электрические лампочки, бензин).
  3. При коэффициенте эластичности = 1 говорят о единичной эластичности. В этом случае изменение цены приводит к такому же количественному изменению величины спроса, и общий доход остается неизменным. Это бывает тогда, когда падение цены, например, на 2 процента, вызывает рост продажи на те же 2 процента.
  4. Абсолютно эластичный спрос . Потребители платят одну и ту же цену, не взирая на величину спроса (ED = , кривая горизонтальна). Характерен для ситуации совершенной конкуренции, когда производители не могут влиять на цену, а покупатели готовы приобретать любое количество товаров по данной цене.

5. Абсолютно неэластичный спрос. Потребители покупают одно и тоже количество товара при любых уровнях цен (ED = 0, кривая вертикальна), напр. - инсулин для больных сахарным диабетом, уникальные операции, лекарства от СПИДа, рака, редкие вина, уникальные алмазы (вариант монополии).

На рис. 4.1. изображены два варианта графиков спроса:

Рис. 4.1. Относительно эластичный (а) и относительно неэластичный (б) спрос

P = 300 – 200 = 100 P = 300 – 200 = 100

Eр = 100 / 300 * 100% = 33% Eр = 100 / 300 * 100% = 33%

Q = 30 – 10 = 20 Q = 12 – 10 = 2

EQ = 20 / 10 * 100% = 200% EQ = 2 / 10 * 100% = 20%

Е = 200% / 33% = 6 Е = 20% / 33% = 0,6

На рис. 4.1.(а) снижение цены с Р0 до Р1, на 100 руб. (на 33%) приведет к росту величины спроса с Q0 до Q1, на 20 ед. (на 200%). Коэффициент эластичности будет равен 6 (200:33), т.е. он больше 1, и спрос эластичен.

А что произойдет с выручкой от реализации продукции? Она увеличится с 3000 (30010) до 6000 руб. (20030), т.е. вырастет в два раза. Заштрихованные прямоугольники 0 и 1 наглядно показывают увеличение выручки от реализации продукции при снижении цены в условиях эластичного спроса. Площадь прямоугольника 1 заметно больше площади прямоугольника 0.

Рис. 4.1.(б) графически иллюстрирует пример неэластичного спроса. Снижение цены на 100 руб. (с Р0 до Р1) увеличит величину спроса лишь на 2 ед. При этом выручка от реализации упадет с 3000 (30010) до 2400 руб. (20012). Естественно, что при такой ситуации фирма не будет снижать цену своей продукции, не без основания опасаясь снижения своих доходов.

Как измерить эластичность спроса по цене? Для этого необходимо подсчитать процентные изменения величины спроса и цены и соотнести их:

Из этой формулы видно, что показатель эластичности зависит не только от соотношения приростов цены и объема или от наклона кривой спроса (см. рис. 4.1.), но и от их фактических значений. Даже если наклон кривой спроса является постоянным, показатель эластичности будет различным для разных точек на этой кривой.

На участках эластичного спроса снижение цены и рост объема продаж приводят к увеличению общей выручки от реализации продукции фирмы, на участке неэластичного спроса - к уменьшению выручки. Поэтому каждая фирма будет стремиться избегать того участка спроса на свою продукцию, где коэффициент эластичности меньше единицы.

Эластичность спроса и объем выручки.

1. При эластичном спросе:

- снижение цены приводит к увеличению выручки или общего дохода;

- увеличение цены приводит к уменьшению дохода.

2. При неэластичном спросе:

- повышение цены приводит к увеличению общего дохода (со стороны продавца или производителя);

- снижение цены ведет к столь малому увеличению продаж, что объем общей выручки уменьшается.

Вывод: если спрос не эластичен, изменение цены вызывает изменение общей выручки в том же направлении.

3. В случае единичной эластичности уменьшение или увеличение цены оставит выручку без всяких изменений.

К факторам, влияющим на ценовую эластичность спроса, относятся следующие:

1. Наличие заменителей. Чем больше хороших заменителей данного продукта предлагается потребителю, тем эластичнее бывает спрос на него. Например, спрос на любой сорт кофе эластичен, потому что другие сорта являются близкими заменителями. При отсутствии у товара близких заменителей спрос на него будет неэластичным. Например, общий спрос на бензин неэластичен, потому что у него нет близких заменителей.

2. Удельный вес в доходе потребителя. Чем большее место занимает продукт в бюджете потребителя, тем выше будет эластичность спроса на него. Если общие затраты (в неделю или в месяц) на товар или услугу составляют малую часть дохода домохозяйства, то спрос на них будет неэластичным. Например, увеличение цены коробки спичек на одну копейку считается небольшим. На самом деле в процентном отношении это довольно большое увеличение. Но на величину спроса оно окажет очень незначительное влияние. Поэтому спрос на спички неэластичен; то же самое можно сказать о столовой соли, шнурках для ботинок.

10%-ный рост цен на карандаши вызовет минимальную реакцию на покупку данной продукции, т.к. их доля в совокупных расходах домохозяйства невелика. В то же время 10%-ный рост цен на автомашины или жилые дома, составляющие существенную долю годового дохода многих семей, неизбежно приведет к тому, что количество покупаемой продукции значительно уменьшится.

3. Спрос на предметы роскоши и предметы первой необходимости. Спрос на предметы первой необходимости обычно является неэластичным; спрос на предметы роскоши обычно эластичен. Хлеб и электроэнергия признаны в качестве предметов первой необходимости: без них мы обойтись не можем. Повышение цен на эти продукты не приведет к существенному сокращению их потребления. Но если цены на элитный алкоголь или бриллианты с изумрудами поднимутся, то их можно и не покупать, и большинство людей не столкнется с большими неудобствами.

Проблема заключается в том, какой смысл люди вкладывают в понятие «предметы первой необходимости». Какие именно товары они относят к этой категории, зависит от их жизненного уровня. Например, в большинстве развитых стран бытовые электроприборы (электрические утюги, стиральные машины и холодильники) считаются предметами первой необходимости.

4. Привычные товары. Одна из причин этого правила заключается в том, что многие потребители — люди привычки. У людей вырабатывается привычка, например, к определенным сортам алкогольных напитков или табака. В этом случае спрос будет неэластичным, потому что для таких людей эти товары не имеют заменителей.

5. Период времени. Спрос на продукт обычно тем эластичнее, чем длиннее период времени для принятия решений. Если цена на продукт растет, то требуется время, чтобы найти и опробовать другие продукты, пока не убедимся в их приемлемости. Если цена говядины повысится на 10%, потребители, возможно, не сразу сократят свои покупки. Но через некоторое время они могут перенести свои симпатии на птицу или рыбу, на которые у них теперь «появился вкус». Другое объяснение этого правила связано с долговечностью продукта. Исследования показывают, что «краткосрочный» спрос на бензин менее эластичен, чем «долгосрочный». Почему так происходит? Потому что в долгосрочном плане большие, пожирающие бензин автомобили из-за подорожания бензина заменяются меньшими по размеру, более экономичными машинами.

Эластичность предложения - это ответная реакция величины предложения на изменение цены. Коэффициент ценовой эластичности предложения рассчитывается по той же формуле, что и коэффициент ценовой эластичности спроса. Различие лишь в том, что вместо величины спроса берется величина предложения:

Эластичность предложения можно измерить с помощью коэффициента эластичности.

Q P

ES = ------ : ------;

Q P

где Q0 и Q1 — предложение до и после изменения цены; Р0 и Р1 — цены до и после изменения; «s» в индексе означает эластичность предложения.

1. Предложение эластично, когда фирмы могут легко и быстро изменить величину предложения товара в ответ на изменение его цены (ES >1)

2. Предложение неэластично, когда нельзя быстро и легко изменить объем предлагаемого товара в связи с изменением его цены (ES <1)

3. Предложение единичной эластичности образуется в случае, когда процентное изменение цены и последующее процентное изменение количества предлагаемой продукции оказываются равными по величине (ES =1).

4. Абсолютно неэластичное предложение. (ES =0, кривая вертикальна). То есть при любом изменении цены фирмы могут предложить фиксированное количество товаров.

5. Абсолютно эластичное предложение. Фирмы готовы предложить такое количество товара, которое может удовлетворить весь спрос, при необходимости - бесконечное количество (ES =, кривая горизонтальна).

Факторы, влияющие на эластичность предложения:

1. Наличие резервов производственных мощностей.

Когда промышленность не работает на полную мощность, оборудование простаивает, рабочие остаются без работы или заняты неполный рабочий день. В этом случае предложение будет эластичным. Возросший спрос можно удовлетворить довольно быстро: работать в несколько смен, нанять больше рабочих, привести в действие простаивающее оборудование. Однако если промышленность работает на полную мощность, предложение будет неэластичным, по крайней мере, в течение короткого периода. Может понадобиться много времени, чтобы построить новые или расширить старые заводы. И даже в условиях безработицы предложение может быть неэластичным, если обнаружится недостаток рабочей силы определенной квалификации.

2. Уровень запасов.

Если в отрасли есть большие товарные запасы, возросший спрос можно удовлетворить, пустив их в оборот. Пока запасы не истощатся, предложение будет эластичным.

3. Различие сельскохозяйственных и промышленных товаров.

Что касается сельскохозяйственных продуктов, то на эластичность предложения влияет продолжительность сезона выращивания культуры. В течение года никаких изменений в предложении овощей и зерновых культур не происходит. Предложение некоторых культур, выращиваемых на плантациях (натуральный каучук, кофе и какао), будет неэластичным в течение еще более длительного времени, потому что требуется несколько лет, чтобы новые деревья и кусты стали плодоносить.

Предложение промышленных товаров более эластично, чем сельскохозяйственных продуктов. В промышленности есть возможности справиться с падением спроса: уволить часть рабочих или перевести их на неполную рабочую неделю и отключить машины. При увеличении спроса можно вновь ввести в действие простаивающее оборудование, нанять больше рабочих или работать сверхурочно.

4. Фактор времени.

- в условиях кратчайшего рыночного периода производители не успевают отреагировать на изменение спроса и цены, и предложение совершенно неэластично (ES=0), поэтому повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения. Например, садовод, вырастивший яблоки и приехавший на рынок их продавать, не может изменить количество предлагаемых им яблок, какая бы ни сложилась рыночная цена.

- в условиях краткосрочного периода предложение будет эластично. Это выражается в том, что повышение спроса обуславливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом (сырье, рабочая сила), либо использовать их более интенсивно, т.е. времени .достаточно для расширения или сокращения производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточно для введения новых мощностей.

- в условиях долгосрочного периода предложение почти совершенно эластично, поэтому увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном повышении цен.

Резюме: эластичность является степенью реакции одной микроэкономической величины на изменение другой. Спрос может быть эластичным, неэластичным или единичным, что зависит от того, увеличивается, уменьшается или остается неизменной общая выручка при условии, что цены снижаются. Эластичность предложения показывает изменения предполагаемого количества товаров при возрастании цены.

Пример 1:

Условие: Пусть функция спроса имеет вид .

Оценить эластичность спроса по цене, при цене .

Решение: Для подсчета коэффицента эластичности нам необходимо знать и .

При цене .

Первая производная функции спроса .

Подставим полученные значения в формулу точечной эластичности и получим

Ответ: Экономический смысл полученного значения заключается в том, что изменение цены на 1% относительно первоначальной цены P = 1 приведет к изменению величины спроса в противоположном направлении на 1%. Спрос характеризуется единичной эластичностью

Пример 2.

Условие: Пусть дано уравнение спроса: P = 940 - 48*Q+Q2

Оценить эластичность спроса по цене при объеме продаж Q = 10.

Решение: При Q = 10, P = 940 - 48*(10)+102 = 560

Теперь найдем значение dQ/dP. Однако поскольку уравнение составлено скорее для количества, чем для цены, нам следует найти значение dP/dQ:

Математически доказано: dQ/dP = 1 / (dP / dQ)

И это дает нам: dQ/dP = 1 / (-48 +2*Q).

При Q = 10 получаем: dQ/dP = -1/28.

Сделав подстановку в формулу эластичности в точке, получаем:

E = (dQ/dP)*(P/Q) = (-1/28)*(560/10) = -2

Ответ: Экономический смысл полученного коэффициента заключается в том, что изменение рыночной цены на 1% относительно текущей цены P = 560, изменит величину спроса в обратном направлении на 2%. Спрос в данной точке эластичен.

Ep = Q1 / P = - 1,2; Q1 / -5 = -1,2; Q1 = 6;

Ed = Q2 / I = 0,5; Q2 / +7 = 0,5; Q2 = 3,5;

Ответ: спрос возрастет на 9,5%

Ep = Q1 / P = - 0,8; Q1 / -2 = -0,8; Q1 = 1,6;

Ed = Q2 / I = 1,3; Q2 / +5 = 1,3; Q2 = 6,5;

Ответ: спрос возрастет на 8,1%;

Ep = Q1 / P = - 1,6; Q1 / -4 = -1,6; Q1 = 6,4;

Ed = Q2 / I = 0,8; Q2 / +5 = 0,8; Q2 = 4;

Ответ: спрос снизится на 2,4%

PAGE \* MERGEFORMAT 7

СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ