ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ КАК НАУКА

ЛЕКЦИЯ 1 (3 часа )

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ КАК НАУКА.

  1. Экономическая теория как наука. История экономических учений.
  2. Предмет, метод и функции экономической теории.
  3. Материальные потребности и экономические ресурсы общества.

  1. Экономическая теория как наука: направления развития экономической теории.

Экономическая теория длительное время развивалась как наука о богатстве.

Экономическое мышление является ровесником человеческого общества. Первоначально экономическая мысль не выделялась в виде отдельной формы мышления. Истоками считают и папирусы Древнего Египта, и законы царя Хамурапи, и древнеиндийский трактат « Артхашстара».

Первым стал употреблять термин «экономия» греческий мыслитель КСЕНОФОНТ (445-355 гг. до н.э.). Он составил руководство по управлению домашним хозяйством рабовладельца под названием «Экономикос» (греч. «ойкос» - дом, «номос» - закон), что можно перевести как «домострой», то есть искусство (законы) управления домашним хозяйством. Ксенофонт писал, что экономия - это наука, при помощи которой можно обогащать свое хозяйство. Источник богатства он видел в домоводстве и сельском хозяйстве, а ремесло, торговлю и ростовщичество отвергал как недостойные виды деятельности. «Экономикос» многие столетия служил целям изучения натурального хозяйства рабовладельца.

На Руси «Домострои», аналогичные ксенофонтовскому «Экономикосу», появились в 11 веке. В 16 в. советник Ивана IV Сильвестр их соединил в наказ, вошедший в историю как «Домострой Сильвестра» (просуществовал вплоть до 18 века). Русский «Домострой» - это руководство по организации феодального хозяйства, содержащее рыночные советы:

-когда и что покупать по низким ценам;

-какие товары приобретать с избытком, чтобы в случае повышения цен их перепродать

-рекомендовалось покупать не в кредит, а за наличные деньги, чтобы не платить процент и т.д.

Но вернемся в Грецию. Воспользовавшись терминологией, предложенной Ксенофонтом, Аристотель (384-322 гг. до н.э.) - гениальный ученый среди античных мыслителей - наполнил понятие «экономия» научным содержанием.

По Аристотелю экономия - это естественная хозяйственная деятельность, связанная с производством продуктов.

Экономическая теория как наука, то есть система знаний о категориях и законах, начала оформляться в период становления капитализма (конец 16 - начало 17 вв.). Буржуазия первоначально действует не в производстве, а в сфере обращения, где она занимается торговлей и операциями с деньгами, которые стали олицетворением богатства. Поэтому первым экономическим учением стал МЕРКАНТИЛИЗМ (итал. merkante - торговец).

(Определил источник происхождения богатства – богатство создает обмен).

Меркантилистическая политика государства прошла два исторических этапа. Ранний период (15 в. - начало 16 в.) был связан с первоначальным накоплением капитала, когда стало понятно, что исходным пунктом всякого предпринимательства являются деньги, на которые нанимаются рабочие и покупаются необходимые для бизнеса товары. Поэтому экономическая политика правителей на этом этапе состояла в привлечении в страну денег, а т.к. в то время деньги были эквивалентны драгоценным металлам, то меркантилисты считали, что накопление богатства (естественно, в денежной форме) происходит в ходе добычи благородных металлов и в процессе внешней торговли, расчеты по которой тоже происходили посредством золота и серебра. Кроме этого в страну привлекались и носители денег - заморские купцы - «гости», для них строились специальные складские помещения, так называемые «гостиные дворы». Отсюда следовало утверждение, что только труд, занятый в сфере добычи благородных металлов, является производительным и нация тем богаче, чем больше золота и серебра она имеет. Представители раннего меркантилизма делают ставку на административные меры по удержанию благородных металлов в стране. В частности, иностранным купцам под страхом суровых наказаний запрещается вывозить золото и серебро из страны, а вырученные от продажи товаров деньги предписывается тратить на территории данной страны. Такие суровые меры не могли не препятствовать развитию внешнеторговых отношений, что обусловило переход к политике так называемого позднего меркантилизма.

На втором этапе (17-18 вв.) правители и их советники поняли, что самый надежный способ привлечь деньги в страну - это обеспечение увеличения благородных металлов в стране не административными, а экономическими средствами. К ним относятся все средства, которые способствуют достижению активного торгового баланса, т.е. превышению экспорта над импортом товаров, ибо положительная разница в форме благородных металлов будет оставаться в стране. Поэтому надо развивать производство экспортных товаров. И государственная власть стала насаждать промышленное производство, покровительствовать мануфактурам. Если подытожить отличительные особенности меркантилизма как экономической школы, то к ним следует отнести:

- исключительное внимание к сфере обращения;

- рассмотрение денег как абсолютной формы богатства;

- отнесение к производительному труду только труд по добыче золота и серебра;

- обоснование экономической роли государства;

- убеждение, что превышение экспорта над импортом является показателем экономического благосостояния страны.

Этим двум стадиям в политике меркантилизма соответствуют и две стадии развития теории меркантилизма.

На раннем этапе он выступал в форме монетаризма, для которого характерна идеализация серебра и золота как единственной формы богатства. Монетаристы выдвинули теорию «денежного баланса», в соответствии с которой они рекомендовали запретить вывоз денег из страны.

На втором этапе меркантилисты обратились к исследованию сферы не денежного, а товарного обмена. Была разработана теория «торгового баланса» (продавать больше, покупать меньше, покупать дешевле в одной стране и продавать дороже в другой).

В отличие от ранних, поздние меркантилисты не запрещали вывоз денег из страны, рекомендовали увеличить экспорт промышленных товаров, обложить иностранные товары высокими пошлинами, покровительствовать национальной экономике, т.е. осуществлять политику протекционизма (лат. ргоtесpо - покровительство, защита).

Представителями меркантилизма являются Томас Ман, А.Монкретьен, У.Стаффорд, Жан Батист Кольбер; в России - Ордын-Нащекин (1605-1680), Петр 1 (1672-1725). И.И.Посошков (1632-1726)...

Завоевав позиции в сфере обращения, буржуазия проникает в сферу производства. Это сразу же отражается в теории: доказывается, что источником богатства является не торговля, а производство, в процессе торговли лишь обмениваются созданные блага. Истинным богатством являются не деньги, а товары.

Так возникает школа КЛАССИЧЕСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ.

Начало ей положили англичанин Уильям Петти (заявил, что источником богатства является труд и земля) и французский судья Пьер Лепезан де Буагильбер.

Европа оставалась к тому времени в основном аграрной, поэтому многие экономисты отождествляли производство с сельским хозяйством. Они являются представителями школы ФИЗИОКРАТОВ (греч. власть природы), т.е. представляли интересы крупного землевладения. Она сформировалась во Франции в середине 18 в. и являлась французским вариантом классической политической экономии. Ее основателем был ФРАНСУА КЕНЭ (1694-1774).

Физиократы, и, прежде всего Кенэ, впервые дали анализ капитала. Именно они стояли у истоков современной политической экономии. Кенэ и его школа отвергли основной тезис меркантилизма о происхождении прибыли из обращения и пытались объяснить прирост богатства из процесса производства. В своей главной работе “Экономическая таблица” (1758 г.) он впервые сделал попытку провести анализ общественного воспроизводства, попытался установить определенные балансовые пропорции между натуральными и стоимостными элементами общественного продукта. Большая заслуга Ф. Кенэ состоит в том, что он анализировал экономические процессы как естественные, имеющие свои внутренние закономерности. Кенэ предложил концепцию “естественного порядка”, где капитализм рассматривается как вечный способ производства. Также он проанализировал возможности простого воспроизводства в национальном масштабе, и экономическую связь между классами. До него воспроизводство никем не изучалось. В «Экономической таблице» Кенэ впервые была представлена классовая структура общества на основе отношения каждого класса к производству и присвоению прибавочного продукта.

Физиократы видели источник богатства только в земледельческом труде и земледельческом продукте. ( Источник богатства – превышение произведенного продукта над потребленным в сельском хозяйстве). Они полностью игнорировали промышленный труд и промышленный продукт, а также процесс обращения и его представителей – купцов.

Но вернемся к классической политэкономии. Самыми яркими представителями классической политэкономии являются Адам Смит (1723-1790). Он считал, что источником богатства является труд во всех сферах производства, а не только в земледелии, благодаря затратам которого образуется стоимость, а затем - цена товара, и Давид Рикардо (1772-1823) - считал источником богатства сферу производства.

Как логическое продолжение учения Смита и Рикардо в середине 19в. появился МАРКСИЗМ. Основателем марксизма является КАРЛ МАРКС (1818-1883) (основной труд - «Капитал» (4 тома)). В своих работах предметом исследования Маркс считал капиталистический способ производства. Главным в учении Маркса явилась теория прибавочной стоимости, в которой утверждалось, что ее производство достигается путем эксплуатации пролетариата (т.к. прибавочная стоимость - это неоплаченный труд рабочего), а ее присвоение капиталистами является постоянным источником увеличения их богатства.

Во второй половине XIX века наряду с марксизмом возникает и развивается неоклассическая экономическая теория. В 70-е годы 19 в. была сформулирована теория предельной полезности и предельной производительности, или теория МАРЖИНАЛИЗМА (англ. marginal - предельный). (Основателями школы являются Карл Менгер, У. С. Джевонс). Теория маржинализма - это экономический анализ преимущественно с точки зрения психологии отдельного субъекта, вовлеченного в хозяйственные отношения. Данный субъект руководствуется прежде всего собственными оценками предельных выгод и предельных потерь от участия или неучастия в экономическом процессе. На базе таких оценок в теории объясняются издержки производства, спрос и предложение, цена.

Сущность теории маржинализма:

  1. Центр тяжести перемещен с издержек на конечные результаты. В качестве исходного момента для экономической теории была принята субъективная мотивировка экономического поведения индивидов. В экономическую науку был впервые введен принцип предельности. Возник предельный анализ.
  2. Изменилась постановка задач. Маржиналисты сделали упор на статических задачах, характерных для краткосрочных периодов, в которые величины не успевают измениться. При этом анализируются различные способы использования ресурсов для удовлетворения потребностей.
  3. Произошла революция в теории ценности. Отвергается классический подход, т. е. сведение ценности к затратам труда или к другим факторам. Ценность определяется степенью полезного эффекта, т. е. степенью удовлетворения потребностей.

НЕОКЛАССИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ исследует поведение т. н. homo economicus - экономического человека (потребителя, предпринимателя, наёмного работника), который стремится максимизировать доход и минимизировать затраты. Основные категории анализа — предельные величины. Помимо теории предельной полезности и теории предельной производительности, экономисты неоклассического направления разработали теорию общего экономического равновесия, согласно которой механизм свободной конкуренции и рыночного ценообразования обеспечивает справедливое распределение доходов и полное использование экономических ресурсов, экономическую теорию благосостояния, принципы которой положены в основу современной теории государственных финансов, теорию рациональных ожиданий. Из всех её многочисленных представителей наибольшую известность приобрёл английский учёный Альфред Маршалл (1842-1924). Он был профессором, заведующим кафедрой политической экономии Кембриджского университета. А.Маршалл обобщил результаты новых экономических исследований в фундаментальном труде "Принципы экономической теории" (1890).

В своих работах А. Маршалл опирался как на идеи классической теории, так и на идеи маржинализма. В своей теории цены А.Маршалл опирается на концепции спроса и предложения. Цена блага определяется соотношением спроса и предложения. В основе спроса на благо лежат субъективные оценки предельной полезности блага потребителями (покупателями). В основе предложения блага лежат издержки производства. Производитель не может продавать по цене, не покрывающей его затраты на производство. Если классическая экономическая теория рассматривала формирование цен с позиций производителя, то неоклассическая теория рассматривает ценообразование и с позиций потребителя (спрос), и с позиций производителя (предложение).

Неоклассическая экономическая теория, также как и классики, исходит из принципа свободной конкуренции. Но в своих исследованиях неоклассики больший акцент делают на исследовании прикладных практических проблем, в большей степени используют количественный анализ и математику. Наибольшее внимание уделяется проблемам эффективного использования ограниченных ресурсов на микроэкономическом уровне, на уровне предприятия и домашнего хозяйства.

В 1936г. выдающийся англ. экономист Джон Мейнард Кейнс опубликовал свою самую знаменитую работу «Общая теория занятости, процента и денег», основав новое направление экономической теории - КЕЙНСИАНСТВО.

Кейнсианство - это макроэкономическая теория, признающая и обосновывающая необходимость и значимость госрегулирования рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса через изменение наличной и безналичной денежной массы.

Кейнс обособил макроэкономику в самостоятельную дисциплину, предложил варианты преодоления недостатков классического подхода к анализу экономической жизни.

Суть кейнсианства:

Рыночной экономике не свойственно равновесие, обеспечивающее полную занятость. Причина тому — склонность сберегать часть доходов, что приводит к тому, что совокупный спрос меньше совокупного предложения. Преодолеть склонность к сбережению невозможно. Поэтому государство должно регулировать экономику воздействием на совокупный спрос: увеличение денежной массы, снижение ставок процента (стимуляция инвестиционной деятельности). Недостаток спроса компенсируется за счёт общественных работ и бюджетного финансирования.

Кейнсу удалось доказать необходимость активного вмешательства государства в макроэкономическое функционирование рыночного хозяйства. Кейнсианство ввело в научный оборот макроэкономические агрегатные (совокупные) величины, их количественные взаимосвязи.

На рубеже 19-20вв. возникло и сформировалось ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ направление. Его основоположники - американский экономист Торстейн Веблен. Представители - У.Митчел, М.Вебер, Д.Гелбрейт. Г.Мюрдаль и др.

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ — это совокупность теорий, в которых акцентируется внимание на роли социальных институтов в экономическом развитии, рассматривается политическая организация общества, как комплекс различных объединений граждан - "институций" (семья, партия, профсоюз, корпорация, государство, различного рода правовые, морально-этические и психологические явления - обычаи, нормы поведения различных социальных групп, привычки, инстинкты и т.д.). Представители данного направления считали, что поведение экономического человека формируется главным образом в рамках и под воздействием социальных групп и коллективов.

В 30- е годы 20 века возникает современное течение экономической мысли – НЕОЛИБЕРАЛИЗМ, которое достигает своего расцвета в конце 1980-х — в 1990-е годы. Неолиберализм не отрицает полностью государственное регулирование экономики, рассматривает свободный рынок и неограниченную конкуренцию как основное средство обеспечения прогресса и достижения социальной справедливости, возможных прежде всего на основе экономического роста, который измеряется валовым внутренним продуктом. Возникновение неолиберализма связывается с наступлением «второй эры глобализации».

Теоретические основания неолиберализма связаны с монетаризмом, а также трудами Роберта Манделла, Маркуса Флеминга и других. Экономическая политика неолиберализма заключается прежде всего в полном отрицании протекционизма, который рассматривается как главная причина неэффективности экономики. Необходимым считается обеспечение полной открытости рынков и ориентация их на экспорт, для развивающихся стран это требование является категорическим. Эта идея обосновывается, во-первых, потребностями наднационального глобального распространения передовых технологий и, во-вторых, принципиальной неспособностью правительств регулировать действия крупных национальных и транснациональных корпораций. Политическая экономия неолиберализма лежит в основе принципов деятельности Международного валютного фонда, Всемирного банка и Всемирной торговой организации.

  1. Предмет, метод и функции экономической теории.

Определение предмета экономической теории зависит от многих факторов: к какому направлению принадлежат экономисты, приверженцами какой школы они являются.

Политэкономия большое внимание уделяет социально-классовым отношениям, ее интересует, как распределяется собственность, как складываются экономические отношения между индивидами, группами, классами.

Основная проблема экономики - экономический выбор агентов производства (продавцов и покупателей) в мире редких и ограниченных ресурсов.

Так, марксистская политэкономия считает своим предметом экономические отношения по производству, распределению, обмену и потреблению на различных этапах развития общества.

В отличие от нее западные экономисты, такие как Альфред Маршалл - автор самого популярного на сегодняшний день направления под названием «Экономикс» - исходят из того, что ее предметом являются проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов или управления этим процессом для максимального удовлетворения потребностей человека.

Дело в том, что человеческие потребности практически безграничны, в то время как в любом обществе имеется ограниченное количество ресурсов, которое может быть использовано на производство товаров и услуг, направляемых на удовлетворение этих потребностей. Поэтому главная экономическая проблема, с которой сталкивается человечество, заключается в преодолении противоречия между неограниченными потребностями и ограниченными ресурсами.

Поэтому экономика - это наука, изучающая, каким образом общество с ограниченными дефицитными ресурсами решает вопросы о том, что, как и для кого производить.

Основная задача экономической теории — дать объяснения происходящих событий в экономической жизни с помощью моделей действительности, отразить в себе реальную экономику.

Каждая из наук опирается на определенную методологию - учение о принципах построения и способах научного познания.

Методы изучения хозяйственной жизни могут быть разделены на общенаучные и частные.

1.Общенаучные методы - это диалектико-материалистические принципы, основанные древнегреческими философами и развитые последующими поколениями ученых. Согласно этим методам все экономические процессы противоречивы и находятся в постоянном движении.

К ним прежде всего относится метод научной абстракции (отвлечения), когда, отвлекаясь от детализации и второстепенных явлений, концентрируют внимание на сущности исследуемого процесса..

2. К частным методам научного познания относятся: наблюдения, обработка полученного материала посредством синтеза и анализа, индукция и дедукция, конструирование системы законов и категорий, их проверка, проведение экспериментов, конструирование моделей, их математическая формализация...

Рассмотрим частные методы более детально.

Изучение любого явления начинается с наблюдения и сбора фактов. Эту задачу называют описательной или эмпирической. Обработка фактов может осуществляться методом индукции или дедукции.

Под индукцией (лат. inductio - наведение) понимается выведение принципов (теории) из фактов.

Другими словами: индукция идет от фактов к теории, от частного к общему.

Вновь обратившись к фактам, ученый проверяет свои выводы (теорию), подтверждая или отвергая их. Это уже дедуктивный, или гипотетический, метод.

Под дедукцией (лат. deduktio - выведение) понимается умозаключение от общих суждений к частным выводам.

Непроверенный, предварительный вывод называется гипотезой.

Доскональному изучению фактов помогает мысленное расчленение категорий на составные части (анализ). Например, изучая категорию «товар», экономист выделяет в ней «потребительную стоимость» и «стоимость».

Метод обратный анализу, когда предмет изучается в единстве составляющих его частей, называется синтезом.

Метод системного подхода — рассматривает отдельное явление или процесс как систему, состоящую из определенного количества взаимосвязанных между собой элементов, которые взаимодействуют и оказывают влияние на эффективность всей системы в целом.

Наиболее сложной задачей является моделирование экономических процессов и систем.

Математические модели выражаются с помощью графиков, математических уравнений, предполагает построение графических, формализованных моделей, которые в упрощенном виде характеризуют отдельные экономические явления или процессы. Однако увлечение абстрактными моделями может создать ложное представление о реальной экономической ситуации, особенно, если в модель заложены некачественно обработанные экономические показатели.

Функции экономической теории:

1. Познавательная — позволяет анализировать отдельные процессы экономики, устанавливает взаимосвязи между этими явлениями, определяет свойства субъектов экономики (финансово-кредитные учреждения, предприятия, государство, население).

2. Методологическая — позволяет определять экономическую теорию как основу для развития целого ряда других экономических дисциплин (маркетинг, статистика, менеджмент, ценообразование).

3. Теоретическая - состоит в том, что экономическая наука открывает и формулирует экономические законы и категории, использование которых служит теоретической базой практической деятельности.

4. Образовательная — позволяет формировать у граждан экономическую культуру, логику, основные понятия о рынке.

5. Практическая — благодаря которой на основе знаний, полученных экономической наукой, вырабатываются принципы и методы рационального хозяйствования, экономическая политика государства, исходные разработки прогнозов и программ, рекомендации по совершенствованию текущей экономической ситуации, снижению уровня инфляции, увеличению валового национального продукта и т. д.

6. Прогностическая — на основе анализа экономических явлений и процессов разрабатывать направления перспективного развития.

Каждая из перечисленных функций осуществляется через общество, людей, человека.

  1. Материальные потребности и экономические ресурсы общества.

В основе жизни человека и общества лежит хозяйственная деятельность, т.е. усилия людей в процессе хозяйствования, основанные на известном расчете и направленные на удовлетворение их разнообразных потребностей, т.е. производство.

В своей деятельности люди ограничены природой и общественной организацией, т.е. осуществляют хозяйственную деятельность в определенных условиях, или СРЕДАХ. Главными из них являются две:

-социальная (общественная)

-естественная (географическая)

СОЦИАЛЬНУЮ СРЕДУ жизни людей образуют:

1. Отношения собственности по-разному влияют на деловую активность. Общественная «ничейная» собственность не стимулирует активную хозяйственную деятельность. Частная собственность, напротив, побуждает к инициативному, более результативному труду.

Однако, с социальной точки зрения, она не во всем хороша. То, что попадает в руки одних, становится недоступным другим. Растет имущественное расслоение общества, которое часто приводит к социальной напряженности.

С целью создания благоприятной социальной среды государство должно часть благ оставлять общедоступными: природные богатства, леса, парки, зоны отдыха, заповедники, общественный транспорт, водные ресурсы...

2. Социальное устройство общества основано на социальном законодательстве. От социального законодательства зависит состояние в стране социального страхования, предполагающего выплату пенсий, пособий, обслуживание инвалидов, стариков, больных и других категорий нетрудоспособного населения.

Об уровне социальной среды общества судят по таким показателям, как жилищно-коммунальные и бытовые условия жизни и труда, уровень здравоохранения, образования, культуры...

ЕСТЕСТВЕННАЯ СРЕДА – это климатические, почвенные условия, численность населения, наследственность, качество питания, жилища, одежды и т.д.

К естественной среде относятся:

1. Трудовые ресурсы. Их часть, занятая в материальной и непроизводственной сфере, образует экономически активное население.

2. Природные ресурсы - это дары природы. В мире лишь три государства - Россия, США и Китай имеют практически все известные виды природных ресурсов. Большинство стран осуществляют свою деятельность в условиях естественной ограниченности ресурсов.

Поскольку ресурсы редки, неизбежной становится конкуренция за их использование.

Содержанием борьбы является выбор направлений использования ограниченных ресурсов. Если ресурс используется в производстве какого-либо определенного товара, то он «потерян» для других товаров, в производстве которых он мог бы участвовать. Например, если участок земли занят под электростанцию, это означает, что на этом участке не выращивается свекла, не построен стадион.

Значит, экономика постоянно сталкивается с необходимостью выбора между альтернативами: увеличение выпуска одних товаров означает сокращение выпуска других. Причем это не просто проблема выбора, а проблема более эффективного использования редких ресурсов. Отсюда можно дать новое определение экономики:

Экономика - это наука об эффективном использовании редких ресурсов.

Эффективность охватывает проблему такого использования или применения редких ресурсов, при котором достигается наибольшее или максимальное удовлетворение безграничных потребностей общества (цель производства).

Проиллюстрировать эффект выбора можно с помощью кривой производственных возможностей.

Предположим, что экономика производит два продукта - масло и роботы. Будем исходить из того, что если все население страны станет производить масло, то оно получит 15 тыс. тонн. Если же - роботы, то будет выпущено б тыс. штук. Причем роботы и масло могут производиться одновременно.

Так как ресурсы ограничены, то при росте производства роботов придется сократить количество масла, и наоборот. Это можно выразить в таблице 1 и на графике (рис 1.1.).

Шкала производственных возможностей

Вариант

Масло (тыс. тонн)

Роботы (тыс. штук)

1

15

0

2

12

2

3

9

3

4

6

4

5

3

5

6

0

6

масло 4 (тыс. тонн)

123456

Рис. 1.1. График производственных возможностей

График показывает максимально возможное производство роботов и масла. Например, в точке С при производстве 9 тыс. тонн масла можно произвести 3 тыс. роботов. Если потребуется произвести 5 тыс. роботов (точка D), то производство масла придется сократить до 3 тыс. тонн. Это означает, что производство 2 тыс. дополнительных роботов заставит отказаться от производства 6 тыс. тонн масла.

Предполагается, что в данной ситуации полностью использованы все ресурсы экономики. Она функционировала на границе своих производственных возможностей и была эффективна.

Если же допустить, что какой-либо фактор недоиспользуется, например - труд (в стране безработица), то экономика будет находиться где-то внутри кривой - точка X. Это свидетельствует о неудачном использовании ресурсов и неэффективности экономики. Производство же на основе выбора точки N вообще неосуществимо, так как эта точка лежит за границей производственных возможностей экономической системы, т.е.для объема производства в т. N нет ресурсов.

Таким образом, экономика работает эффективно, когда она находится на границе (на линии) производственных возможностей, а не внутри или за ее пределами.

Данный пример иллюстрирует концепцию альтернативных издержек (затрат) или альтернативной стоимости.

Альтернативная стоимость - это цена, измеряемая через другую вещь, которую нужно отдать взамен.

Таким образом, рис. 1.1 позволил продемонстрировать такие фундаментальные экономические понятия, как ограниченность ресурсов, проблема выбора, альтернативные затраты или альтернативная стоимость.

Потребность - это нужда личности или общества в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности или развития.

В марксистской теории обычно выделяют три группы потребностей:

1. Материальные потребности - в пище, одежде, жилье...

2. Духовные - удовлетворяются в занятиях наукой, искусством, в получении образования. В широком смысле к духовной пище относятся все виды информации, которые получает человек.

3. Социальные - связаны с участием в общественной и коллективной деятельности.

Они могут быть и материальными, и духовными, но главное в них то, что они носят общественный характер и обусловлены необходимостью многих людей жить и сотрудничать вместе.

В западной литературе наибольшее распространение получила теория американского экономиста Авраама Маслоу, согласно которой все потребности располагаются в восходящем порядке от «низших» материальных до «высших» духовных:

1) физиологические потребности (голод, жажда...),

2) потребности самосохранения (безопасность, защищенность),

3) социальные потребности (чувство духовной близости, любовь),

4) потребности в уважении (самоуважение, признание),

5) потребности в самоутверждении (саморазвитие, самореализация).

Согласно Маслоу, первые две группы потребностей относятся к низшему порядку, остальные - к высшему. До тех пор, пока не удовлетворены потребности низшего порядка, не проявляются и не удовлетворяются потребности высшего порядка.

Источником удовлетворения потребностей является БЛАГО.

Благо - это любая полезность (предмет, явление, продукт труда), удовлетворяющая определенную человеческую потребность.

Классификация благ:

1 .Материальные блага — дары природы (климат, земля, воздух), продукты производства (здания, машины, продукты питания)

2. Нематериальные блага - это блага, воздействующие на развитие способностей человека: здравоохранение, искусство, музей, театр, образование. Нематериальные блага подразделяются на две группы:

-внутренние — блага, данные человеку природой, которые он сам в себе развивает (музыкальный слух - музицирование, голос - пение);

-внешние — это то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (деловые связи, протекция...)

3. Экономические блага - к ним относятся те, которые являются объектом или результатом экономической деятельности, то есть которые можно получить в количестве, ограниченном по сравнению с потребностями. Это явление связано с редкостью ресурсов, поэтому они интересуют практика-хозяйственника и экономиста-теоретика.

4. Неэкономические блага (даровые блага) предоставляются природой без усилий человека (воздух, вода...). Эти блага существуют в природе «свободно», в количестве, достаточном для полного и постоянного удовлетворения потребностей человека.

З. Общественные блага – к ним относятся национальная оборона, охрана общественного порядка, радиопередачи, прогнозы погоды, уличное освещение, маяки.

4. Необщественные блага.

Общественные блага отличаются от необщественных следующими двумя характеристиками:

1) отсутствие соперничества в потреблении общественных благ. Потребление такого блага каким-либо потребителем не уменьшает количества этого блага для других. Например, прослушивание радиопередачи одним радиослушателем не лишает такой же возможности других.

2) невозможность воспрепятствовать потреблению общественного блага. Например, невозможно запретить использовать свет маяка одними кораблями в угоду другим.

Особое место среди благ, необходимых человеку, занимают УСЛУГИ.

Услуги - это целесообразная деятельность человека, результат которой имеет полезный эффект, удовлетворяющий какие-либо потребности человека.

Специфика услуги в том, что она не имеет вещественной формы, но является результатом деятельности человека, имеющим полезный эффект (торговля, банно-прачечное хозяйство, ремонтные работы...).

PAGE \* MERGEFORMAT 9

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ КАК НАУКА