ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИКРОЭКОНОМИКИ И ЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЫНОЧНЫХ КАТЕГОРИЙ

ЛЕКЦИЯ 3 (2 часа).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИКРОЭКОНОМИКИ И ЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЫНОЧНЫХ КАТЕГОРИЙ.

1. Предмет микроэкономики.

2. Экономические формы общественного хозяйства.

3. Деньги как категория товарного производства.

4. Рыночная экономика и ее функции.

В курсе экономической науки мы рассмотрим микроэкономику, макроэкономику и теоретические основы мировой экономики (мегаэкономику).

1/. Предмет микроэкономики.

Микроэкономика — это экономика фирм, домохозяйств или отдельного человека. Она изучает деятельность конкретной фирмы: каков объем производства, какова цена продукта, численность рабочих, доходы и расходы и т.д. Например. АвтоВАЗ (автомобильная фирма), ЛУКойл (нефтяная) и т.д. Микроэкономика дает анализ не заоблачной, а заземленной экономики, т.е. каждого экономического субъекта. Образно говоря, ее интересует не лес, а каждое дерево в отдельности. Поэтому к микроэкономике относится хозяйственная деятельность как физических лиц (семьи, или отдельного человека), так и юридических лиц (фирм).

Микроэкономика изучает поведение индивидуальных (т.е. неделимых) экономических субъектов рыночной экономики и достижение ими целей при ограниченности ресурсов.

Индивидуальное экономическое звено представляет собой первичный элемент хозяйственной системы, который невозможно разбить на составные части и который самостоятельно осуществляет определенные экономические функции. Таким звеном является домашнее хозяйство, фирма, производитель, потребитель, инвестор, собственник земли, капитала, рабочей силы...

Поведение экономического субъекта - это процесс выработки, принятия и реализации решения о том, как ему действовать в рыночной среде, т.е. как применять имеющиеся в его распоряжении ограниченные ресурсы и средства с наибольшей выгодой и пользой для себя.

Хотя понятие «выгоды и пользы» субъективно. В микроэкономике принято считать, что субъект действует рационально. Это означает, что производители стремятся к извлечению максимальной прибыли, а потребители - к извлечению максимальной полезности.

2/. Экономические формы общественного хозяйства.

Исторически первым типом экономической организации производства стало НАТУРАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО (традиционная экономика).

Натуральным называется хозяйство, при котором люди производят продукты лишь для удовлетворения своих собственных потребностей, не прибегая к обмену, к рынку.

Признаки натурального хозяйства:

-замкнутость

-ограниченность и разобщенность производства

-традиционность

-медленные темпы развития

Материальной основой натурального хозяйства является низкое развитие общественного разделения труда. Натуральное хозяйство было основано на ручном универсальном труде и в наиболее чистом виде существовало у первобытных народов, которые не знали общественного разделения труда и не обменивались друг с другом своей продукцией. Состояние производительных сил и их организация характеризовались крайней примитивностью; набор создаваемых продуктов не изменялся в течение веков и из года в год производился почти в тех же размерах (простое воспроизводство).

При натуральной форме хозяйства уровень развития производства отражает крайне ограниченную цель – удовлетворение незначительных по объему и однообразных по качественному составу потребностей. Т.е. три главных вопроса ЧТО ПРОИЗВОДИТЬ, КАК ПРОИЗВОДИТЬ, ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ собственники хозяйства (они же работники) решали, ориентируясь на запросы своего хозяйства. Большую роль в натуральном хозяйстве играли сложившиеся обычаи и воля вождя.

Как господствующая форма натуральное хозяйство уже давно прошло. Однако связь по принципу «произвели-потребили» (без обмена и распределения) оказалась очень устойчивой. Ее элементы можно видеть и в современном обществе, как на микро-, так и на макроуровне.

Пример натурального хозяйства на микроуровне - работа на садово-огородных участках, которая весьма поощряется государством в периоды экономических неурядиц.

Пример натурального хозяйства на макроуровне - политика автаркии, которая предполагает создание замкнутой независимой экономики, способной самостоятельно обеспечить себя всем необходимым. Такая политика ведет к изоляции страны от мирового рынка, к отставанию экономического развития. (Северная Корея с ее идеологией Чучхе).

Более сложным по сравнению с натуральным хозяйством является ТОВАРНОЕ ХОЗЯЙСТВО.

Под товарным понимается такое хозяйство, при котором продукты производятся для продажи, а связь производителей и потребителей осуществляется посредством рынка.

Материальным условием, необходимым для возникновения товарного производства, является общественное разделения труда, при котором происходит специализация производителей на изготовлении конкретной продукции.

Разделение труда предполагает наличие экономической свободы - возможности выбирать сферу хозяйственной деятельности.

Причиной товарного производства служит экономическая обособленность производителей друг от друга, т.е. это является необходимое и достаточное условие для превращения просто обмена в товарный обмен. Только в результате обмена между различными собственниками продукт труда становится товаром.

Возникло товарное производство в период разложения первобытной общины, когда стала появляться частная собственность и излишки продукции сверх той меры, которая необходима для поддержания жизнедеятельности производителей. Эти предпосылки способствовали обмену результатами труда путем купли-продажи.

Основные формы обмена:

1) Бартерный обмен - это прямой обмен продукта на продукт без посредства денег.

Бартерный обмен господствовал на ранних стадиях развития товарного производства. Однако он не исчез совсем и появляется во времена экономических кризисов, войн, стихийных бедствий.

Постепенно бартерный обмен был заменен денежным. Этому способствовали следующие причины:

-сложность совпадения интересов всех участников обмена;

-трудность нахождения критерия, на основе которого обмен становится эквивалентным.

2) Денежный обмен - это обмен продукта на продукт посредством денег.

В настоящее время денежный обмен является господствующей формой обмена в экономике.

В товарном производстве экономические вопросы ЧТО ПРОИЗВОДИТЬ, КАК И ДЛЯ КОГО решаются самостоятельно производителями.

Ключевой категорией товарного производства является товар. Существуют разные понимания его сущности. Рассмотрим два из них.

1.В марксистской теории товар рассматривается как полезный человеку продукт труда, предназначенный для продажи. Из этого определения следует, что:

1) товаром является только то, что удовлетворяет какую-либо потребность человека;

2) товаром является то, что апробировано трудом. Например, ягоды в лесу для их собирателя не являются товаром, но могут им стать после того, как затрачен труд на их сбор; простая вода в реке не является товаром, а газированная, на производство которой затрачен труд, является.

3) товаром является то, что предназначено для продажи.

2. В Австрийской экономической школе (представитель маржинализма К.Менгер, Е.Бем-Баверк) товар определяется как специфическое экономическое благо, произведенное для обмена.

К экономическим благам К.Менгер относит те, которые являются объектом или результатом экономической деятельности и которые можно получить в количестве, ограниченном по сравнению с потребностями.

Общим между этими определениями является то, что в них товар рассматривается как результат труда. Отличие состоит в том, что второе определение учитывает соотношение между потребностью во благе и доступностью этого блага, а первое не учитывает.

Свойства товара:

-способность удовлетворять какую-либо человеческую потребность (потребительная стоимость).

-способность обмениваться на другие товары (меновая стоимость или просто стоимость).

Что же такое стоимость?

Вопрос, ЧТО лежит в основе обмена и определяет количественную пропорцию, в которой один товар обменивается на другой, впервые поставил Аристотель. В дальнейшем экономисты отвечали на него по-разному.

По мнению сторонников ТРУДОВОЙ СТОИМОСТИ (А.Смит, Д.Рикардо, К.Маркс), обмениваемые товары имеют общую основу в лице трудовых затрат, которые и определяют стоимость. То есть товары количественно сравнимы потому, что они имеют общую основу - труд и обмениваются пропорционально затратам труда.

По мнению сторонников ТЕОРИИ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ (К.Менгер, Е.Бем-Баверк, Ф.Визер), в основе обмена лежит полезность. Так, Менгер считал, что если товар приобретается, то он обладает полезностью, за которую покупатель его ценит. Полезность - это удовлетворение или удовольствие, которое индивид получает от потребления товара или услуги.

Представители ЗАТРАТНОЙ КОНЦЕПЦИИ (Миль, Мак-Куллох) сводят стоимость к издержкам производства, то есть затратам на средства производства и оплату труда.

Наиболее удачной оказалась концепция А.Маршалла, который соединил теорию предельной полезности с теорией спроса и предложения и с теорией издержек производства.

Промышленная революция, развернувшаяся в Европе с конца XVII в., привела к возникновению общества, называемого современными западными исследователями, ИНДУСТРИАЛЬНЫМ. Самое быстрое развитие в этот период получила обрабатывающая промышленность, благодаря чему были достигнуты значительные успехи в массовом производстве. Природно-климатические факторы утрачивают свое значение и доминирующими факторами развития становятся производственно-экономические (постоянно совершенствующиеся средства производства, технологии, формы организации труда и производства).

Начиная с 60-х гг. XX в. в западных странах наметились новые тенденции развития, которые позволяют говорить о переходе от индустриального общества к ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМУ. К основным чертам постиндустриального общества относят:

1) переход экономики от преимущественного производства товаров к преимущественному созданию услуг;

2) класс профессионалов и специалистов технического профиля превратился в самую крупную группу занятых;

3) нововведения в возрастающей степени стали зависеть от успехов в области теоретического знания;

4) интеллектуальные институты общества во все большей степени превращаются в ведущие институты;

5) возник и развивается новый политический класс - класс консультантов, экспертов или технократов.

В отличие от индустриального общества, ведущим фактором развития становится сам человек, его профессиональный уровень. Поскольку материальные потребности оказываются в значительной мере удовлетворенными, это находит отражение в изменении воспроизводственных пропорций, в частности, сокращении доли производства материальных благ и увеличении доли производства услуг. Структура занятости населения западных стран свидетельствует о неуклонном сокращении числа занятых в аграрной и промышленной сфере и росте занятых в сфере торговли, бытового обслуживания, банковской сфере, образовании, науке, культуре.

Особое значение в постиндустриальном обществе приобретает информация (поэтому его еще называют "информационным"). Об этом свидетельствует широкая автоматизация и повсеместное применение информационно-компьютерных технологий, невиданный рост объемов, скорости передачи и обработки информации, развитие глобальных систем связи. В экономике растет удельный вес "высоких технологий" в ВНП, повышается доля работников, занятых обработкой информации.

3/. Деньги как категория товарного производства.

Деньги - это товар особого рода, выполняющий роль всеобщего эквивалента.

У разных народов в качестве денег применялись особо популярные обменные предметы, ценность которых считалась постоянной. Ими были топоры, ткани, различные меха, кожи, ножи, ракушки, рабы...

В течение нескольких столетий у многих народов роль денег играл крупный рогатый скот. На Руси, например, казна называлась скотницей, а казначей скотником

Постепенно роль всеобщего эквивалента закрепилась за золотом. Тому способствовали его свойства:

-качественная однородность;

-количественная (произвольная) делимость;

-портативность (в небольшом количестве золота воплощается большое количество труда);

-сохраняемость.

Как обычный товар золото обладает потребительной стоимостью и просто стоимостью. Потребительная стоимость золота заключается в том, что оно служит для изготовления украшений, золочения, используется в промышленности... Стоимость золота согласно трудовой теории стоимости определяется общественно-необходимым трудом, затраченным на его производство.

Сущность денег выявляется посредством рассмотрения их особых свойств. Деньгам (в основном в их натуральной, наличной форме) должны быть присущи ряд качеств:

1. неподдельность — заключается в сложности изготовления фальшивых денег.

2. удобство пользования достигается за счет портативности, различаемости, узнаваемости денежных знаков.

3. износоустойчивость - позволяет использовать деньги в течение продолжительного времени.

4. делимость — проявляется в способности денежных единиц делиться на части, что создает возможность размена крупных денег на мелкие.

5. однородность выражается в том, что деньги одного и того же достоинства должны обладать равной покупательной способностью вне зависимости от формы, в которой они представлены (бумажные, никелевые, золотые).

Функции денег (их 5):

1. ДЕНЬГИ КАК МЕРА СТОИМОСТИ. Стоимость всех товаров получает выражение в деньгах. Деньги служат всеобщим воплощением и мерой товарных стоимостей. Данную функцию выполняют идеальные деньги, т.е. мысленно представляемые, а не реальные, находящиеся в руках товаровладельцев. Иначе говоря, стоимость продукта или услуги может быть выражена в деньгах при отсутствии реальных денег. Товары продаются не по стоимости, а по ценам. Цена - это денежное выражение стоимости. Чтобы сравнивать цены товаров, необходимо принять определенное кол-во денежного металла за единицу измерения или за масштаб цен.

Цена зависит от:

-стоимости самих товаров

-стоимости денег

Чем меньше стоимость товара, тем меньше и цена товара. Чем меньше стоимость денег, тем выше цена товара.

2. ДЕНЬГИ КАК СРЕДСТВО ОБРАЩЕНИЯ. Функцию денег как средства обращения выполняют не идеальные деньги, а реальные. Процесс товарного обращения, по Марксу, выглядит так: Т-Д-Т, то есть продажа Т-Д ради купли Д-Т. В этом процессе деньги играют роль посредника в обмене товаров. В этой функции полноценные деньги могут быть заменены денежными знаками: металлическими, бумажными, банковскими деньгами и в какой-то степени кредитными карточками.

3. ДЕНЬГИ КАК СРЕДСТВО ПЛАТЕЖА. Товары не всегда продаются за наличные деньги, они могут быть проданы в кредит или с отсрочкой платежа. Когда товары продаются в кредит, средством обращения служат не сами деньги, а выраженные в них долговые обязательства, например векселя, по истечении срока которых заемщик обязан уплатить кредитору указанную в обязательстве сумму денег. Деньги функционируют как средство платежа не только при оплате купленных товаров в кредит, но и при погашении обязательств, например, при возврате денежных ссуд, внесении арендной платы, уплате налогов...

4. ДЕНЬГИ КАК СРЕДСТВО НАКОПЛЕНИЯ ИЛИ ОБРАЗОВАНИЯ СБЕРЕЖЕНИЙ. Деньги - это всеобщее воплощение богатства. Это побуждает людей накапливать их. В этом случае деньги изымаются из обращения и превращаются в сбережения. Для выполнения функции накопления деньги должны быть одновременно полноценными и реальными.

5. МИРОВЫЕ ДЕНЬГИ. Мировые деньги обслуживают международную торговлю и финансовые сделки. Они выполняют все вышерассмотренные функции, но в международном аспекте:

-как мера международной стоимости

-как международное средство обращения

-как международное средство платежа

-как всеобщее воплощение богатства

4/. Рыночная экономика и ее функции.

Рынок многогранен, поэтому изучать его можно с разных сторон. Именно этим объясняется наличие в экономической литературе множества определений рынка.

С точки зрения купли-продажи рынок рассматривается как сфера взаимодействия спроса и предложения, производителя и потребителя.

С точки зрения организации экономики рынок называют общественной формой функционирования экономики.

С позиции участников рынка его определяют как форму общественной связи между субъектами хозяйствования.

В качестве обобщения можно сказать, что:

Рынок - это система организационно-экономических отношений, которая осуществляется через куплю-продажу во всех звеньях воспроизводства: в сфере производства, распределения, обмена, потребления.

Важнейшие исторические условия возникновения рынка:

1 – общественное разделение труда и специализация.

Никто не может жить за счет полного самообеспечения, отдельные группы людей специализируются на производстве тех или иных товаров и услуг. Это объясняется принципами сравнительного преимущества, т.е. производством продукции при относительно меньших издержках упущенных возможностей.

2 - экономическая обособленность производителей.

Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности и затем распространяется на коллективную собственность.

Эти два условия выражают глубинное противоречие рыночной экономики, которое выражается в объективной необходимости всеобщей взаимосвязи производителей из-за общественного разделения труда и из-за всеобщего обособления (ограничения) производителей. Именно это последнее определяет наличие системы товарных, рыночных отношений.

3 - разрешении проблемы издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности.

Это расходы, связанные с получением разрешения (лицензии) на выбранный вид деятельности, поиском информации, расходы на ведение переговоров, определенную дань рэкетирам и т.д. Если эти расходы выше предполагаемого дохода, то рынок таких товаров не будет создан.

4 - самостоятельность производителя, свобода предпринимательства, свободный обмен ресурсов.

Чем меньше скован производитель, тем больше развит рынок. Свободный обмен позволяет сформироваться свободным ценам, которые укажут производителям ориентиры наиболее эффективных направлений их деятельности.

Функции рынка:

1. ВОСПРОИЗВОДСТВЕННАЯ, посредством которой рынок связывает производство и потребление, обеспечивая непрерывность воспроизводственного процесса

2. ИНФОРМАЦИОННАЯ дает возможность провести анализ различного рода экономических показателей: уровня цен, процентной ставки, доходности, средней заработной платы... Получение такого рода информации позволяет предпринимателям эффективно организовывать бизнес и перестроить структуру производства

3. СТИМУЛИРУЮЩАЯ. Рынок посредством спроса, предложения, ценообразования и конкуренции побуждает производителей полнее удовлетворять запросы потребителей, снижая издержки производства.

4. РЕГУЛИРУЮЩАЯ состоит в том, что через такие механизмы, как конкуренция, спрос, предложение, цены рынок определяет что, для кого и как производить. Это и есть та «невидимая рука» А.Смита, которая ведет предпринимателя, преследующего интерес личной выгоды, к удовлетворению потребностей общества

5. ПОСРЕДНИЧЕСКАЯ. Через рынок устанавливается связь производителей и потребителей.

6. ЦЕНООБРАЗУЮЩАЯ. Цена колеблется под влиянием спроса и предложения. Если на рынке кол-во какого-либо товара превышает спрос на него, то снижается цена, а, следовательно - производство и предложение данного товара, И наоборот.

7. КОНТРОЛИРУЮЩАЯ. Рынок дифференцирует производителей. В процессе конкуренции выживает только та фирма, у которой затраты на производство продукции меньше рыночной цены. В этом случае фирма получит прибыль. Если затраты выше цены, то она понесет убытки. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, неэффективных фирм.

Рынок имеет достоинства и недостатки.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ:

-гибкость и высокая приспособляемость к изменяющимся условиям.

-оперативное использование новых технологий с целью снижения издержек производства и повышения прибыли.

-независимость производителей и потребителей в принятии решений, заключении сделок.

-способность удовлетворять разнообразные потребности в необходимом кол-ве и высокого качества.

НЕГАТИВНЫЕ СТОРОНЫ:

-рынок не гарантирует права на труд и доход, более того рынок создает существенное неравенство.

-рынок не способен к решению таких социальных проблем как занятость, образования, охрана здоровья населения.

-рынок не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов и защите окружающей среды.

СУБЪЕКТАМИ РЫНКА являются:

1.Домашнее хозяйство - это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц (адвокаты, врачи, фермеры), которая:

-обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала (заботится о здоровье, воспитании, образовании);

-самостоятельно принимает решения;

-является собственником какого-либо фактора производства (земля, труд, капитал, предпринимательство) и может сдать в аренду или продать свое имущество, капитал, рабочую силу;

-стремиться к максимальному удовлетворению своих потребностей.

2.Фирма - экономическая единица, которая:

-использует факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи;

-стремится к максимизации прибыли;

-самостоятельно принимает решения.

З.Государство представлено правительственными учреждениями, осуществляющими юридическую и политическую власть для обеспечения контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей.

Основная экономическая роль государства - обеспечение взаимодействия между всеми участниками хозяйственной деятельности.

Задачи государства:

1.Защита прав собственности.

2. Создание каналов обмена информацией

3.Создание каналов и механизмов физического обмена товаров и услуг: транспортная сеть, площадки для торгов

3.Правоохранительная деятельность и выполнение роли третьей стороны в конфликтах

4. Производство общественных благ: оборона, здравоохранение, образование

Свою предпринимательскую деятельность государство ведет на базе государственного сектора экономики. В отличие от частного предпринимателя государство ориентируется не только на получение прибыли, но и на успешное функционирование экономики в целом.

ОБЪЕКТАМИ рыночного хозяйства являются: товары и услуги, факторы производства, деньги, ценные бумаги, социальные выплаты...

Рассмотрим инфраструктуру рынка. Впервые термин инфраструктура был использован в экономическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих нормальную деятельность вооруженных сил (начало ХХ века). Он произошел от латинских слов «infra» - ниже, под; «struktura» - строение, расположение.

Инфраструктура рынка - это совокупность учреждений, государственных и коммерческих фирм, обеспечивающих успешное функционирование рыночных отношений.

Принято различать инфраструктуру трех рынков: товарного, финансового и рынка труда.

Инфраструктура товарного рынка представлена товарными биржами, предприятиями оптовой и розничной торговли, аукционами, ярмарками, посредническими фирмами небиржевого характера.

Инфраструктура финансового рынка включает в себя фондовые и валютные биржи, банки, страховые компании и фонды.

Инфраструктура рынка труда включает в себя биржи труда, службу занятости и переподготовки кадров, регулирование миграции рабочей силы...

Также в инфраструктуру рынка входят информационные центры, юридические конторы, рекламные агентства, аудиторские и консалтинговые фирмы и т.д.

Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбора: производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель - в приобретении товара, работник - в выборе места работы... Но свобода выбора не обеспечивает экономического успеха автоматически. Он завоевывается в конкурентной борьбе.

PAGE \* MERGEFORMAT 9

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИКРОЭКОНОМИКИ И ЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЫНОЧНЫХ КАТЕГОРИЙ