ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПОТРЕБЛЕНИЯ: ПОЛЕЗНОСТЬ, ЭФФЕКТ ДОХОДА И ЭФФЕКТ ЗАМЕЩЕНИЯ, БЮДЖЕТНАЯ ЛИНИЯ

ЛЕКЦИЯ 5 (2 часа).

ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПОТРЕБЛЕНИЯ: ПОЛЕЗНОСТЬ, ЭФФЕКТ ДОХОДА И ЭФФЕКТ ЗАМЕЩЕНИЯ, БЮДЖЕТНАЯ ЛИНИЯ.

  1. Общая и предельная полезность. Закон убывающей полезности.
  2. Эффект дохода и эффект замещения.
  3. Кривые безразличия и карта кривых безразличия.
  4. Бюджетная линия. Максимизация потребности.

1. Общая и предельная полезность. Закон убывающей полезности.

Чтобы увеличить выпуск и продажу определенного товара, надо знать поведение покупателей, ибо потребитель - конечный пункт всякого производства. Поэтому важнейшим условием изучения рынка является анализ поведения потребителя.

Мы всегда считаем, что люди, стремясь к удовлетворению всех своих материальных и нематериальных потребностей, ведут себя рационально. Чем полнее удовлетворяется потребность, тем выше полезность этой потребности как экономическое понятие. Полезность выражает меру удовлетворения, которое получает человек от потребления блага или выполнения какого-либо действия.

Полезность - понятие сугубо индивидуальное (полезное для одного субъекта может быть бесполезно для другого) и субъективное, поскольку полезность какого—либо продукта будет отличаться у разных людей. Бутылка водки может иметь достаточно большую полезность для пьющего человека и отрицательную полезность для человека, ведущего трезвый образ жизни.

Полезность зависит от потребительских свойств благ и от самого процесса потребления, от того, кто и как удовлетворяет свои потребности. Сама полезность меняется с увеличением или уменьшением конкретного блага: чем больше хочется или более нужно – тем выше полезность данного блага.

Степень удовлетворения полезности измеряется в «ютилях».

Различают общую (совокупную) и предельную полезность.

Общая (совокупная) полезность (TU) - это удовлетворение, которое получают потребители от потребления конкретного набора благ.

Предельная полезность (MU) – это добавочная полезность, т. е. полезность от потребления дополнительной единицы конкретной продукции.

Между общей и предельной полезностью существуют зависимости. С ростом потребления общая полезность увеличивается. Но все медленнее и медленнее, это означает убывание предельной полезности по мере удовлетворения или насыщения потребности в данном благе. Например, если человек, съев две порции мороженого, ест третью, то общая полезность увеличится, а если он съест и четвертую, то полезность также будет расти. Однако предельная (приростная) полезность четвертой порции мороженого не будет столь уже велика, как предельная полезность от потребления третьей порции, а тем более от первой порции, т.к. он уже наелся.

Этот пример можно проиллюстрировать на графиках общей и предельной полезности (рис. 4.1, 4.2).

Заштрихованные прямоугольники показывают дополнительную полезность, полученную при потреблении каждой последующей единицы блага. На рис. 4.1. видно, что совокупная полезность данного количества одноименного товара равна сумме предельных полезностей всех единиц этого товара. Совокупная полезность растет по мере увеличения количества потребляемого продукта, но растет все медленнее и медленнее, поскольку предельная полезность неуклонно сокращается.

Рис. 4.1. Общая полезность

В точке насыщения индивидуума, при достижении общей полезности своего максимума, предельная полезность становится равной нулю. Это значит, что потребность в данном благе полностью удовлетворена. Если продолжать потребление далее этой точки, предельная полезность станет отрицательной величиной (рис. 4.2), а совокупная полезность начнет уменьшаться. Т.е. темп роста общей полезности убывает, ибо величина предельной полезности понижается.

Рис. 4.2. Предельная полезность.

Предельная полезность есть отношение изменения совокупной полезности к изменению потребляемого количества продукта:

MU = TU / Q;

Ценовое выражение предельной полезности товара означает: чем большим количеством какого-либо товара обладает покупатель, тем меньше цена, которую он готов уплатить за дополнительное его количество. Следовательно, предельная цена спроса снижается. Поэтому потребитель будет приобретать данный товар до тех пор, пока предельная полезность последней покупки не сравняется с ценой товара. Если же потребитель был готов заплатить в соответствии со своей субъективной оценкой предельной полезности больше, чем рыночная цена, то он оказывается в выигрыше.

Рис.4.3. Общий выигрыш потребителя.

Общий выигрыш потребителя равен разнице между совокупной полезностью потребленных товаров и общими расходами на их приобретение (рис. 4.3.). Графически совокупный потребительский выигрыш представлен площадью треугольника АЕРo.

Итак, полезность каждого прироста товара уменьшается с каждым новым приростом имеющегося запаса. Это - закон убывающей предельной полезности.

Закон убывающей предельной полезности гласит: чем большее количество продуктов приобретают потребители, тем меньше их стремление к получению дополнительных единиц этого же продукта. Принцип убывающей предельной полезности часто называют «первым законом Госсена». Наиболее наглядно это видно на примере товаров длительного пользования. Потребность человека в автомобиле, если он его не имеют, может быть очень сильной; желание иметь вторую машину гораздо меньше, потребность в третьей или четвертой машине вообще слаба. Даже самые богатые семьи редко имеют более пяти машин, несмотря на то, что их доходы позволяют купить и содержать целый автомобильный парк.

2. Эффект дохода и эффект замещения.

Эффект дохода и эффект замещения мы рассматривали на прошлой лекции. Сейчас остановимся на них более подробно.

Эффект дохода показывает изменение реального дохода потребителя и его спроса при изменении цен на товары.

Например, при снижении цены на мясо в 2 раза (с 10 до 5 руб. за 1 кг) на свой постоянный доход в 500 руб. можно купить уже не 5 кг мяса, а 10 кг. Если же потребитель хочет сохранить свое потребление мяса на прежнем уровне, т. е. 5 кг мяса, то на высвобожденные деньги можно приобрести дополнительное количество товаров (например, хлеба, деликатесов, фруктов).

Смысл эффекта дохода заключается в том, что понижение цены товара сделало потребителя реально богаче и позволило расширить объем спроса. Даже после того как рост спроса данного потребителя приостановился, при дальнейшем понижении цены количество покупок на рынке все равно будет увеличиваться в связи с тем, что люди с более низким уровнем дохода начнут удовлетворять свои потребности.

При этом произойдет перемещение вниз по кривой спроса на товар Х и параллельный сдвиг вправо кривой спроса на другие товары Y. (рис 4.4.)

Рис.4.4. Эффект дохода и эффект замещения.

Эффект замещения демонстрирует взаимосвязь между относительными ценами товаров и объемом спроса потребителя. Снижение цен на мясо при неизменном уровне цен на другие товары означает его относительное удешевление по сравнению, например, с колбасой или сосисками. Потребитель начнет замещать относительно более дорогие сосиски покупкой более дешевого мяса и купит его не 5, а 7 или 10 кг. Графически его можно представить в виде параллельного смещения кривой спроса на товар Х влево. При этом уровень дохода не меняется.

Эффект дохода и эффект замещения действуют параллельно, и в различных ситуациях может преобладать более сильное влияние одного из них. В ситуациях с покупкой нормальных товаров (т. е. товаров, спрос на которые увеличивается по мере роста дохода потребителя) эффект дохода и эффект замещения действуют в одинаковом направлении, вызывая увеличение спроса при снижении цен на товары.

Но существуют так называемые низшие (низкокачественные) товары, потребительские качества которых невысоки (например, низкокачественные сигареты, наливной маргарин вместо масла, дешевая колбаса и т. п.).

В случае изменения цен на такие товары эффект дохода и эффект замещения действуют в обратных направлениях. С одной стороны, снижение цен, например, на низкокачественные сигареты, будет вести к росту спроса на них (эффект замещения). С другой стороны, вследствие действия эффекта дохода потребитель хоть и ненамного, но стал богаче. И богатый человек сокращает или исключает из своего потребления низкокачественные товары.

Если низшие товары занимают незначительное место в общем объеме потребительских расходов, то эффект замещения перевесит эффект дохода, и потребитель будет покупать большее количество таких сигарет.

3. Кривая безразличия.

Поведение потребителя на рынке определяется двумя особенностями: предпочтением полезности определенного потребительского набора и ограниченным бюджетом (доходом).

Потребители делают свой выбор путем сравнения наборов потребительских товаров и услуг. Располагая определенным доходом с учетом сложившихся цен, покупатель может и желает приобрести то или иное количество товаров, тот или иной набор товаров и услуг. Но сочетание данных товаров и услуг может меняться. Совокупность потребительских наборов, обеспечивающих одинаковый уровень удовлетворения потребностей покупателя, называется кривой безразличия. Она показывает, что в каждой точке есть альтернативные наборы товаров, обеспечивающие потребителю одинаковый уровень полезности. Поэтому потребитель (покупатель) безразличен к выбору наборов.

Кривая безразличия (рис. 4.5.) представляет объективную информацию о предпочтениях покупателей продукта А продукту В. Она отражает все возможные комбинации продуктов А и В, которые дают потребителю равный объем удовлетворения потребности. Другими словами, кривая безразличия показывает, что покупатель хотел бы купить. 

  Рис. 4.5. Кривая безразличия

Предпочтения потребителя сводятся к тому, что они реализуют одинаковую совокупную полезность А и В при любом их сочетании, показанном на графике, потребителю будет безразлично, какую именно комбинацию продуктов он действительно приобретет. Комбинации товаров, представляющие для потребителя большую или меньшую полезность, будут находиться выше или ниже представленной на рис. 4.5. кривой безразличия.

Кривые безразличия обладают следующими свойствами:

  • Кривая безразличия, расположенная справа и выше другой кривой, является более предпочтительной для потребителя.
  • Кривые безразличия всегда имеют отрицательный наклон, ибо рационально действующие потребители будут предпочитать большее количество любого набора меньшему.
  • Кривые безразличия имеют вогнутую форму, обусловленную уменьшающимися предельными нормами замещения.
  • Кривые безразличия никогда не пересекаются и обычно показывают уменьшающиеся предельные нормы замещения одного блага на другое.
  • Наборы благ на кривых, более удаленных от начала координат, предпочтительнее наборам благ, расположенным на менее удаленных от координат кривых.

Множество кривых безразличия по всем наборам товаров называется картой кривых безразличия.

Рис. 4.6. Карта кривых безразличия.

Каждая кривая безразличия показывает набор потребительских товаров, к которым человек относится одинаково. А карта безразличия показывает порядковое предпочтение всех наборов благ, которое может выбрать потребитель. Чем правее и выше расположена кривая безразличия, тем больше удовлетворения приносят представленные ею комбинации благ. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон, выпуклы относительно начала координат и никогда не пересекаются друг с другом. Поэтому через любую точку можно провести лишь 1 кривую. Карта кривых безразличия дает представление о вкусах конкретного потребителя.

На рис. 4.6. кривая безразличия U4 соответствует наивысшему уровню удовлетворения, следуя за кривыми безразличия U3, U2 и U1.

Зона замещения (субституции) – участок кривой безразличия, в котором возможна эффективная замена одного блага другим.

На кривой безразличия зона замещения обозначена отрезком RS (рис.4.7а). Взаимная замена благ Х и Y имеет смысл только в пределах отрезка RS. Вне отрезка замена исключается. Два блага выступают как независимые друг от друга.

Кривая безразличия показывает, что потребитель готов отказаться от нескольких единиц одного товара (например, одежды) во имя одной единицы другого товара (кольца с бриллиантом). Чтобы количественно определить объем некоторого товара, которым потребитель готов пожертвовать ради другого, используется мера, называемая предельной нормой замещения.

Предельная норма замещения (MRS) представляет собой максимальное количество одного товара, от которого готов отказаться потребитель для получения одной дополнительной единицы другого товара.

MRS = - Qy / Qx; MRS = MUx / MUy;

Предельная норма замещения двух благ всегда отрицательна. Знак минус означает, что изменения количества двух благ происходят в противоположных направлениях, т.е. положительному изменению одного блага соответствует отрицательное изменение другого. Предельная норма замещения благом Х блага Y может рассматриваться как отношение предельной полезности блага Х MUx к предельной полезности блага Y MUy.

Предельная норма замещения одного блага другим сменила понятие "предельная полезность", а на смену закона убывающей предельной полезности пришел принцип снижающейся предельной нормы замещения.

Предельная норма замещения может принимать различные значения: она может быть равна нулю, может быть неизменной или меняться при движении вдоль кривой безразличия. Это зависит от характера (вида) кривой безразличия.

Вогнутый характер кривых безразличия - наиболее общая и распространенная ситуация.

Для двух совершенно взаимозаменяемых товаров кривые безразличия представляют собой прямые линии, имеющие отрицательный наклон (рис.4.8). Это случай, когда оба товара воспринимаются потребителем как один. Поскольку здесь присутствует равноценная замена одной единицы товара на единицу другого товара, то предельная норма замещения (MRS) является величиной постоянной (MRS = const ).


Рис. 4.8. Совершенно взаимозаменяемые Рис.4.9. Жестко взаимодополняющие

товары. (MRS = const ). товары (MRS = 0 ).

Для товаров, жестко взаимодополняющих друг друга (например, часы и браслет), кривые безразличия имеют вид, представленный на рис. 4.9. В этом случае предельная норма замещения равна нулю, так как эти товары не могут заменяться, а жестко дополняют друг друга.

Нулевая предельная норма замещения характерна и для ситуаций, когда потребитель не поступится даже бесконечно малым количеством одного товара в пользу другого (рис.4.10.).


Рис. 4.10. Нулевая предельная норма замещения.

Предельная норма замещения характеризует связь составляющих потребительского набора. Если же надо показать зависимость между относительными, т.е. выраженных в процентах, изменениями этих составляющих, то используют показатель эластичности замещения одного блага другим. Эластичность замещения показывает, на сколько процентов должно увеличиться количество одного блага для того, чтобы потребитель не почувствовал потерю одного процента другого блага.

Таким образом, появляясь на рынке, потребитель имеет упорядоченную последовательность потребительских наборов (первый лучше второго, второй - третьего и т. д.). А зная эластичность замещения, он может изменить количество благ, входящих в любой из потребительских наборов, без ущерба для своего благосостояния. Осталось только совместить устремления потребителя с тем доходом, который он в состоянии потратить на приобретение товаров и услуг.

  1. Бюджетная линия.

Каждый товар в наборе имеет разную цену, бюджет потребителя ограничен, то и выбор потребителя становится ограниченным. Возможный выбор для потребителя отражает бюджетная линия. Бюджетные линии дают ответ на вопрос: что может приобрести потребитель, имея определенный денежный доход, с учетом сложившихся цен на товары.

Бюджетная линия - это набор товаров, который потребитель способен приобрести при данном доходе и данных ценах.

Бюджетная линия указывает на все сочетания товаров, при которых общая сумма затрат равна доходу (рис. 4.11.). Если отложить на оси абсцисс максимальное количество единиц одного товара, которое можно купить на имеющиеся средства, например, продуктов питания, а на оси ординат — то же самое для другого товара – одежды, то в треугольнике ОАВ будут находиться все доступные варианты потребления товаров А и В, а на отрезке АВ - те из них, которые имеют одинаковую общую стоимость и предполагают полное использование финансовых средств покупателя. Точки, расположенные правее и выше АВ, недоступны, ибо им соответствует доход больший, чем тот, которым располагает потребитель. Точки, расположенные левее и ниже АВ, не отвечают условию, согласно которому весь доход должен тратиться.

Уравнение бюджетной линии имеет простую форму:

I=Qx*Px+Qy*Py

где Qx и Qy — количества товаров вида x и y; Px и Py — их цены; I — общий расход

Преобразуем равенство как уравнение количества одного из потребляемых благ:

Мы получили уравнение бюджетной линии, или, как ее еще называют, линии цен.

Бюджетная линия имеет отрицательный наклон. Если у нас количество денег (бюджет) изменилось- стало больше или меньше, а товары те же самые, соответствующие бюджетные прямые пройдут параллельно первой прямой, при меньшей сумме — ближе к началу координат, при большей — дальше от него, т.е. отдаленность от начала координат определяет величину бюджета.

Все товарные наборы, соответствующие точкам на бюджетной линии, являются доступными для потребителя. Т.е. бюджетная линия ограничивает сверху множество доступных для потребителя товарных наборов. Товарные наборы, расположенные выше и правее бюджетной линии, недоступны для потребителя. Товарные же наборы, расположенные ниже бюджетной линии, тоже доступны потребителю, но их приобретение не позволяет полностью потратить весь бюджет.

Расположение бюджетной линии зависит от дохода и от цен на товары. Однако доходы и цены часто меняются. Как изменится бюджетная линия, когда меняются доход и цены на блага? Предположим, что доход потребителя сократился до I' < I, цены на блага неизменны. Наклон бюджетной линии не изменится, так как он зависит лишь от пропорций цен. В этом случае произойдет параллельный сдвиг бюджетной линии вниз. Она займет положение K'L'. При росте дохода и неизменных ценах наблюдается параллельный сдвиг бюджетной линии вверх. Допустим теперь, что доход и цена товара X неизменны, цена же блага Y уменьшилась до P'Y < PY. В данном варианте точка L не изменит своего положения, ибо оно обусловливается неизменными I и Рх. Левый же конец бюджетной линии сдвинется вверх и займет положение К".

При неизменности цен и изменении дохода (росте или уменьшении) покупатель может увеличить или уменьшить закупки товаров. При стабильности дохода и изменении цен на рынке ситуация складывается в зависимости от того, меняется ли цена одного товара или всех, входящих в набор. Если цена одного товара меняется (растет или падает), а другого остается без изменения, то потребитель может уменьшить или увеличить закупки товара, цена которого изменилась. Соотношение цен товаров PX (продуктов питания) /PY (одежды) определяет угол наклона бюджетной линии. Если при фиксированном бюджете и неизменной цене товара Х цена товара Y снижается (повышается), то наклон бюджетной линии уменьшается (увеличивается), другими словами, бюджетная линия повернется по часовой стрелке при повышении цены и против нее при понижении цены относительно какой-либо точки ее соприкосновения с осями координат (рис.4.12.).

Рис. 4.12. Влияние изменения цен на бюджетную линию.

Итак, свойства бюджетной линии:

1. Точки А и В показывают максимально возможный объем потребления товара Y и Х соответственно, т.е. весь бюджет тратится только на товар Y или товар Х соответственно.

2. Наклон бюджетной линии = - Px / Py ; знак минус указывает на отрицательность наклона.

3. При изменении дохода потребителя бюджетная линия движется параллельно. Вправо - при росте дохода, влево - при уменьшении дохода.

4. При изменении цен на товары изменяется угол наклона бюджетной линии, и потребитель может больше (меньше) купить товара Х (Y), т.е. покупательная способность потребителя может увеличиться (при снижении цен) или снизиться (при росте цен). Доход неизменен, цены возрастают (снижаются) - поворот бюджетной линии до положения АВ1 (АВ2); остается только единственная общая точка (точка А), в которой у покупателя не изменились возможности потребления.

        

Если цены на оба товара будут изменяться пропорционально, т. е. увеличиваться или уменьшаться в одно и то же количество раз (например, при 10% инфляции все цены увеличиваются в 1,1 раза), то бюджетная линия также будет параллельно перемещаться: если цены пропорционально возрастут, то бюджетная линия сместится влево и, наоборот, снижение цен переместит бюджетную линию вправо.

5. Если доход и цены одновременно пропорционально возрастут (или одновременно пропорционально понизятся), то положение бюджетной линии не изменится. В этом состоит смысл индексации доходов населения: инфляционное повышение цен, которое приводит к параллельному смещению бюджетной линии влево, сопровождается одновременным пропорциональным (т. е. в то же количество раз) увеличением дохода (что смещает бюджетную линию параллельно вправо), и бюджетная линия, а значит, и реальное благосостояние потребителей не меняются.

Максимизация потребности.

Потребители делают на рынке рациональный (оптимальный) выбор, т. е. выбирают товары так, чтобы достичь максимального удовлетворения своих потребностей при заданном ограниченном бюджете. Оптимальный набор потребительских товаров и услуг должен отвечать двум требованиям. Во-первых, выбор из совокупности наборов происходит в рамках дохода потребителя. Во-вторых, оптимальный набор потребительских товаров и услуг должен предоставить потребителю их наиболее предпочтительное сочетание.

Простейшее правило максимизации полезности - это правило здравого смысла: если вы не можете увеличить полезность, меняя комбинации благ (потребительские наборы), значит, вы достигли максимума полезности и данный потребительский набор является наилучшим. Следовательно, набор, который обеспечивает максимальное удовлетворение потребностей, должен находиться на пересечении самой дальней от начала координат кривой безразличия с бюджетной линией, т.к. кривая безразличия показывает, что покупатель хотел бы купить, а бюджетная линия - что потребитель может купить. Графически это можно изобразить так:

Рис. 4.13. График максимизации удовлетворения потребностей потребителя.

Равновесие потребителя устанавливается в той точке (при таком наборе товаров), когда достигается наибольший возможный уровень полезности при данном бюджетном ограничении. Это точка Е, которая носит название оптимума потребителя.

Когда потребитель максимизирует удовлетворение, потребляя некоторые количества разных товаров (в нашем примере - одежды и продуктов питания), предельная норма замещения (или отношение предельных полезностей двух благ) равна соотношению цен этих приобретаемых товаров.

Зная потребительский выбор в условиях бюджетного ограничения, можно определить индивидуальный спрос. Спрос на определенное благо зависит от цен потребительских товаров и от дохода, выделенного на потребление. Зависимость спроса от цен потребительских товаров, а не от цены того товара, на который предъявляется спрос, объясняется тем, что потребитель постоянно преобразует структуру спроса, руководствуясь изменениями цен всех составляющих потребительского набора.

Пример задачи:

Уравнение бюджетной линии: I = y + 2x. Следовательно, y = 30 – 2x.

PAGE 4

ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПОТРЕБЛЕНИЯ: ПОЛЕЗНОСТЬ, ЭФФЕКТ ДОХОДА И ЭФФЕКТ ЗАМЕЩЕНИЯ, БЮДЖЕТНАЯ ЛИНИЯ