Информационные системы в бухгалтерском учете и налогообложении: шпаргалка

Экзаменационные вопросы для экзамена по дисциплине

«Информационные системы в бухгалтерском учете и налогообложении»

1. Экономическая информационная система, ее место в контуре управления экономическим объектом.

1. Роль и место экономических информационных систем в управлении экономическими объектами
2. История развития информационных систем и информационных технологий. Классификация информационных систем.

3. Состав и структура экономической информационной системы.

По сфере применения различают: банковские, фондового рынка, страховые, налоговые, промышленных предприятий и организаций, статистические и другие экономические информационные системы.

Как и всякая другая система, ЭИС состоит из элементов или подсистем, находящихся в определенных отношениях друг с другом. Множество этих отношений совместно с их элементами образуют структуру системы. Иными словами, ЭИС - это часть реальной действительности, представленная в виде множества элементов и отношений между ними.

В ЭИС можно выделить две большие части: обеспечивающую и функциональную. Обеспечивающая часть ЭИС состоит из технического, программного, информационного, организационного, правового и других видов обеспечения.

К техническому обеспечению относятся компьютеры, средства коммуникаций и оргтехника. Компьютеры условно можно разделить на два класса: персональные и высокопроизводительные (суперкомпьютеры). Компьютеры могут объединяться в локальные вычислительные сети (ЛВС). В ЛВС известно несколько режимов работы. Наиболее простой режим не предполагает специально выделенного компьютера, ресурсы которого распределяются между другими машинами. Каждая ЭВМ имеет свои собственные ресурсы и ресурсы, предоставляемые другим компьютерам. Второй режим предусматривает выделение отдельного компьютера (файл-сервера) для обслуживания сетевых программ и других компьютеров, на этой машине находятся общие программы и базы данных. Третий режим также предполагает выделение отдельного компьютера и известен под названием клиент-сервер. В отличие от предыдущего в данном случае на сервере находятся не только общие базы данных, но и программы поиска и записи, что позволяет "клиентам" (другим программам, расположенным на удаленных компьютерах) запрашивать не всю информацию из базы данных, а только частично или полностью обработанную сервером. ЛВС могут объединяться между собой и распределять ресурсы.

Программное обеспечение (ПО) – это совокупность программ системы обработки данных и документов, необходимых для эксплуатации этих программ. Различают общее и прикладное ПО. В общее ПО включают операционные системы, системы программирования, сервисные программы.

Операционная система - это программа, которая автоматически загружается при включении компьютера и предоставляет пользователю базовый набор команд, с помощью которых можно общаться с компьютером: запустить программу, отформатировать дискету, скопировать файл и т.д.

Системы программирования представляют собой инструментальные средства для квалифицированных пользователей-программистов, предназначенные для проектирования функционального программного обеспечения. 

Сервисные программы предоставляют ряд услуг по обеспечению эксплуатации ЭВМ и программного обеспечения.

Для функционирования ЭИС необходимы также следующие виды программного обеспечения:

- тестовые и диагностические программы;

- программные средства телекоммуникации;

- программные средства защиты информации от несанкционированного доступа и других воздействий;

- программные средства подтверждения целостности передаваемого документа и идентификации подписи пользователя;

- программный интерфейс с другими компьютерными системами и др.

Прикладное (функциональное) ПО - это программные средства для конкретных функций информационного работника с использованием различных информационных технологий (настройка автоматизированного рабочего места - АРМ, СУБД, гипертекстов, мультимедиа, экспертных систем, подсистем ЭИС).

Прикладное ПО принято делить на : универсальные программные средства (текстовые редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных, интегрированные пакеты программ и др.); профессиональные программные средства, ориентированные на различные специальности и специализации как для экономистов, так и не экономистов; прочие программные средства (обучающие, деловые игры, развлекательного характера и т.д.)

Информация, необходимая для обеспечения функционирования системы управления, - представляет собой информационное обеспечение, которое формируется в результате обработки специфического сырья, известного под названием данные. Данные отражают конкретные финансово-хозяйственные факты, состояние или процессы и имеют собственный материальный носитель: бухгалтерские и финансовые документы, сигналы, поступающие от датчиков, дисплеи, магнитные носители и т.д. 

Любая система управления имеет дело с двумя видами информации: внешней (информация о внешней среде) и внутренней (циркулирующей между управленческим аппаратом и объектом управления). Для внешней информации характерны приблизительность, неточность, обрывистость, противоречивость. Это информация о состоянии рынка и конкурентах, прогнозах процентных ставок и цен, налоговой политике и политической ситуации. Такая информация носит вероятностный характер и ее обработка стандартными программными средствами затруднена. Внутренняя информация возникает в самой системе управления и отражает различные временные интервалы развития объекта управления, его финансово-хозяйственное состояние и директивные цели. Эта информация, как правило, формализуется, измеряется и в управленческих документах фиксируется как точная информация.

Информация может быть внемашинной и внутримашинной. К внемашинной относится та часть, которая обслуживает систему управления в виде, воспринимаемом человеком без каких-либо технических средств, например, документы (наряды, акты, накладные, счета или регистры, ведомости и т.д.). Внутримашинная информационная база содержится на машинных носителях в виде файлов. 

Все документы, относящиеся к ЭИС, а также файлы внутримашинной информационной базы можно разбить на входные и результатные. Входные документы и получаемые на их основе файлы, в свою очередь, делятся на оперативные, где отражаются факты финансово-хозяйственной деятельности предприятия, и условно-постоянные, где указаны материальные, трудовые, технологические и прочие нормы и нормативы, а также все справочные данные.

Выходные документы и файлы также имеют свою классификацию. Они делятся на те, которые предназначены для применения конечным пользователем, для использования информационной системой при решении других задач (транзита) и решении задач в последующий период. 

Организационное обеспечение включает в себя собственный аппарат управления, обеспечивающий функционирование всех ее подсистем, как единое целое. Основными функциями персонала ЭИС является разработка:

- юридических и правовых норм для работы управленческого аппарата в условиях компьютеризации;

- документации, регулирующей порядок обмена информацией с другими компьютерными системами, правила выхода из нештатных ситуаций;

- методической документации для подготовки управленческих работников к работе в условиях компьютеризации и др.

Правовое обеспечение ЭИС представляет собой совокупность норм, выраженных в нормативных актах, устанавливающих и закрепляющих организацию этих систем, их цели, задачи, структуру, функции и правовой статус. Правовое обеспечение осуществляет также регулирование разработки ЭИС и взаимоотношений разработчика и заказчика. Правовое обеспечение включает общую и специальную части: первая содержит нормативные документы, регламентирующие деятельность ЭИС, а вторая осуществляет юридическую поддержку принятия решений.

Функциональная часть ЭИС представляет собой совокупность взаимосвязанных задач различных подразделений объекта управления, формализованная и переведенная на компьютерную основу. Фактически она является моделью системы управления объектом. Функциональная часть разбивается на подсистемы (декомпозиция), конкретный состав которых определяется признаком декомпозиции. ЭИС может быть декомпозирована по разным признакам:

- по уровню управления (высший, средний, оперативный);
- виду управляемого ресурса (основные фонды, материальные, трудовые, финансовые и информационные ресурсы);
- сфере применения (банковские информационные системы, статистические, налоговые, бухгалтерские, фондового рынка, страховые и т.д.);
- функциям управления и периодом управления.

Выбор признаков декомпозиции ЭИС зависит от специфики объекта управления и целей ее создания.

Состав задач в ЭИС определяется важностью той или иной функции управления, возможностью формализации управленческих процедур, уровнем подготовки персонала управления к использованию компьютеров, наличием информационной базы и технических средств и другими факторами. 

4. Средства автоматизации проектирования информационной системы.

КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ

1. Функциональность.

Продукты Platinum позволяют решить весь комплекс задач по организационному проектированию, разработке и сопровождению технического проекта, формированию кодов для управления базами, данными и технологическими процессами. ARIS решает тот же комплекс задач за исключением формирования логической структуры БД и кодов приложений. Однако решение задач ARIS осуществляет более выразительными (репрезентативными) средствами.

2. Надежность.

Sheer AG как разработчик ПО не может сравниться с авторитетным Platinum. Тоже самое можно сказать о сопровождении и технической поддержке. Провайдеры ARIS не выдвигают существенных аргументов в пользу ARIS в сравнении с конкурирующими продуктами. В Интернет (и на сайте Sheer AG) практически отсутствуют какие-либо обсуждения особенностей использования ARIS (проблемы, советы, комментарии, ошибки users ...). 

Наличествует только многочисленная реклама. В противоположность ARIS, "вся сеть" перенасыщена рекомендациями по использованию BPwin/ERwin и др. аналогов. Все это свидетельствует об относительно слабой реальной апробации ARIS в мире. Похоже дилеры ARIS - это ментальные и финансовые легковесы в сравнении с российским Interface - основным дилером продуктов Platinum. Рекомендую провести визуальное сравнение соответствующих web-ресурсов.

3. Ценовая политика.

Стоимость ARIS существенно превышает совокупную стоимость продуктов Platinum. Однако реальная стоимость ARIS может оказаться многократно большей. Это связано с тем, что полнофункциональный вариант ARIS возможно реализовать только после закупки специальных интерфейсов с модулями, которые не являются продуктами Sheer AG. Например, для реализации функций продуктов Platinum в части формирования логической структуры БД и кодов приложений необходимо докупать интерфейс с ERwin стоимостью $2 500. Стоимость этих интерфейсов в смету не вошла, т.к. сейчас затруднительно точно определить их необходимый перечень. Да и консультанты этому не способствуют. Возможно, боятся спугнуть клиента. Более того, предлагается покупать лицензии на количество рабочих мест, детализированные до отдельных модулей ARIS. В результате набегает очень приличная сумма. Напротив, использование модулей продуктов Platinum никак не лицензируется в зависимости от количества рабочих мест. Например, BPwin/ERwin могут быть установлены на неограниченное количество рабочих мест. Исключением является модуль ModelMart, обеспечивающий коллективную работу над проектом. При этом рост стоимости подключения новых пользователей к ModelMart несоизмеримо мал в сравнении с подключением новых пользователей к каждому из модулей ARIS.

5. Технологичность.

Мне не удалось обнаружить каких-либо методических материалов по организации коллективной работы в среде ARIS, содержащих какие-либо процедурные правила. К продуктам Platinum это прилагается. Чисто субъективно BPwin/ERwin проще ARIS и потребует много меньшего времени на обучение от персонала, часть из которого уже имеет опыт работы в среде BPwin/ERwin.
ОСНОВНЫЕ УЧИТЫВАЕМЫЕ ФАКТОРЫ

1. Положительные факторы

1.1. ARIS

"Могучая" репрезентативная графика. Наличие большого числа стандартных объектов для описание бизнес процессов. Наличие инструмента имитационного моделирования. Наличие внутреннего языка управления ARIS-Basic. Возможность тестирования проекта на соответствие требования стандарта качества ISO 9000. 

1.2. ERwin/BPwin

Авторитетность (множество положительных отзывов). "Изобразительные" средства системы соответствуют федеральному стандарту США IDEF на моделирование организационных процессов. Распространенность (99,9% проектов организационного реинжиниринга исполняются с использованием стандарта IDEF). Возможность генерации исполняемого кода по разработанной модели информационной системы. Пожалуй, одно из лучших средств проектирования баз данных. Интегрируется с многочисленным ПО компании CA-Platinum.

Относительно низкая стоимость, вероятно, связана с тем, что основные затраты на разработку требований к системе несет департамент правительства США.

1.3. Rational Rose 

В наибольшей степени подходит для разработки крупных информационных систем. Реализует большую часть функций ARIS и ERwin/BPwin. Мощные функциональные возможности по генерации исполняемых кодов. 

2. Отрицательные факторы

2.1. ARIS

Невозможность генерации каких-либо кодов или баз данных. Потребует очень большого времени (возможно до 5 мес.) на обучение персонала. 

2.2. ERwin/BPwin

Репрезентативные свойства низки. Отсутствие стандартных объектов для описания бизнес процессов. Довольно узкие возможности для проведения экономического анализа. 

2.3. Rational Rose 

5. Понятие информационных технологий и их классификация.

Технология при переводе с греческого (techne) означает искусство, мастерство, умение, а это не что иное, как процессы. Под процессом следует понимать определенную совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели. Процесс должен определяться выбранной человеком стратегией и реализоваться с помощью совокупности различных средств и методов. 

В более узком смысле технология рассматривается как последовательность действий для получения конечного продукта. Особенностью информационных технологий (ИТ) является то, что в ней предметом и продуктом труда является информация, а орудием труда – средства вычислительной техники и связи. 

Информация является одним из ценнейших ресурсов общества наряду с такими традиционными материальными видами ресурсов, как нефть, газ, полезные ископаемые и др., а значит, процесс ее переработки по аналогии с процессами переработки материальных ресурсов можно воспринимать как технологию.

Справедливо следующее определение.

^ Информационная технология – процесс, использующий совокупность средств и методов сбора и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

Цель технологии материального производства – выпуск продукции, удовлетворяющей потребности человека или системы.

Цель информационной технологии – производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.

Основу автоматизированной информационной технологии (АИТ) составляют следующие технические достижения:
создание средств накопления больших объемов информации на машинных носителях;

создание средств связи, позволяющих воспринимать, передавать, использовать информацию практически в любой точке планеты;

создание компьютера, позволяющего по определенным алгоритмам обрабатывать информацию, накапливать и генерировать знания.

Понятие информационной технологии (ИТ) неотделимо от той специфической среды, в которой она реализована, т.е. от технической и программной среды. Информационная технология – достаточно общее понятие и как инструмент может использоваться различными пользователями, как непрофессиональными в компьютерной области, так и разработчиками новых ИТ.

Практическое приложение методов и средств обработки данных может быть различным, поэтому выделяют три вида информационных технологий:

Глобальная ИТ включает модели, методы и средства, формализующие и позволяющие использовать информационные ресурсы общества. 

Базовая ИТ предназначена для определенной области применения (производство, научные исследования, обучение). 
Конкретные ИТ реализуют обработку данных при решении функциональных задач пользователей (задачи учета, планирования, анализа).

Обеспечивающие ИТ – технологии обработки информации, которые могут использоваться как инструментарий в различных предметных областях для решения задач. ОИТ могут быть классифицированы относительно классов задач, на которые они ориентированы. Обеспечивающие технологии различаются в связи с использованием различных типов компьютеров и программных сред, поэтому при их объединении на основе предметной технологии возникает проблема системной интеграции. Данная проблема заключается в необходимости приведения различных ИТ к единому стандартному интерфейсу.

Функциональная ИТ представляет собой такую модификацию обеспечивающих ИТ, при которой реализуется какая-либо из предметных технологий. Например, работа сотрудника кредитного отдела банка с использованием ЭВМ обязательно предполагает применения совокупности банковских технологий оценки кредитоспособности ссудозаемщика, формирования кредитного договора и срочных обязательств расчета графика платежей и других технологий, реализованных в какой-либо информационной технологии: СУБД, текстовом процессоре и т.д. 

Классификация по типу пользовательского интерфейса
Данная классификация позволяет говорить о системном и прикладном интерфейсе.
^ Системный интерфейс – это набор приемов взаимодействия с компьютером, который реализуется операционной системой или ее надстройкой. Современные операционные системы поддерживают три вида интерфейсов (Рис.3):
командный интерфейс обеспечивает выдачу на экран системного приглашения для ввода команды;
WIMP - интерфейс (Windows - окно, Image - образ, Menu – меню, Pointer - указатель) высвечивает на экран окно, содержащее образы программ и меню действий, использует для выбора указатель;
^ SILK – интерфейс (Spich - речь, Image - образ,Language – язык, Knowledge - знание) по речевой команде на экране производит перемещение от одних поисковых образов к другим по смысловым семантическим связям. 



6. Информационные сетевые технологии. Перспективы развития систем телекоммуникации.

4.3. Информационно-телекоммуникационные системы и технологии

Основные этапы развития ИТКС и сетевых технологий передовых странах мирового сообщества

Уровень развития информационно-телекоммуникационных систем и сетевых информационных технологий является важнейшей характеристикой информационного потенциала той или иной страны. Именно эта характеристика определяет сегодня не только реальные возможности эффективного использования внутренних информационных ресурсов страны, но также и степень ее вхождения в мировое информационное пространство, т. е. возможность использования мировых информационных ресурсов.
Развитие телекоммуникационного пространства страны определяется двумя основными факторами:
развитием первичной сети связи данной страны;
уровнем развития сетевых информационных технологий.
Необходимо отметить, что оба указанных выше фактора взаимосвязаны и взаимообусловлены. Это означает, что более развитая и совершенная сеть связи позволяет использовать и более эффективные сетевые информационные технологии. В свою очередь, появление более совершенных технологий стимулирует общество к развитию сети связи.

Под сетью связи следует понимать совокупность каналов связи (проводных, радио или оптических), каналообразующей аппаратуры, а также центров и узлов связи, обеспечивающих функционирование данной сети.

Необходимо отметить, что сеть связи является самым дорогостоящим элементом телекоммуникационной инфраструктуры. Стоимость ее создания сопоставима со стоимостью строительства автодорожных или же железнодорожных транспортных сетей. Именно поэтому практически во всех странах мира развитие сетей связи осуществляется не скачкообразно, а эволюционным путем. При этом новые, более современные участки сети связи интегрируются с уже существующими или же постепенно их заменяют.

Таким образом, практически во всех современных сетях связи, используемых для создания информационно-телекоммуникационных систем, практически всегда одновременно присутствуют и работают совместно несколько различных по своим техническим характеристикам и функциональным возможностям участков сети. Эти обстоятельства и определяют стратегию и тактику создания и использования сетевых информационных технологий, которые также, как правило, являются комплексными, т. е. включают в свой состав несколько видов сетевых технологий, отвечающих требованиям и ограничениям сети связи и работающих одновременно.

Сетевые информационные технологии развивались параллельно и взаимоувязано с развитием каналов связи. В начале XX века основу телеграфных и телефонных сетей связи составляли аналоговые проводные и радиоканалы электросвязи, которые затем с развитием микроэлектроники стали все больше заменяться цифровыми волоконно-оптическими линиями связи, обладающими существенно более высокими характеристиками по скорости передачи информации.

В связи с этим в середине XX века возникло новое самостоятельное понятие телекоммуникационные технологии, которое означает способы рациональной организации работы телекоммуникационных систем.

Это направление развития информационных технологий бурно развивается в последние десятилетия и оказывает существенное влияние не только на развитие процессов информатизации общества, но также и на весь характер формирующейся в последние годы новой информационной среды обитания.

Один из ведущих специалистов в области телекоммуникационных систем академик И.А. Мизин выделяет следующие шесть основных этапов развития телекоммуникационных технологий [73]:
телеграфные и телефонные сети (докомпьютерная эпоха);

передача данных между отдельными абонентами по выделенным и коммутируемым каналам с использованием модемов;

сети передачи данных с коммутацией пакетов: дейтаграммные или использующие виртуальные соединения (типа X.25);

локальные вычислительные сети (наиболее распространенные – Token Ring);

цифровые сети интегрального обслуживания (ISDN) – узкополосные, а затем широкополосные;

высокоскоростные локальные сети – Fast Ethernet, FDDI, FDDII (развитие FDDI для синхронной передачи речевой и видеоинформации);

Приведенные в скобках англоязычные наименования и аббревиатуры представляют собой названия различных видов телекоммуникационных технологий, которые будут пояснены ниже при рассмотрении содержания отдельных этапов их развития.

Информационно-телекоммуникационные сети в зависимости от уровня их развития могут предоставлять пользователям различные виды информационных услуг. Наиболее распространенными из них являются сегодня следующие:
передача данных;

передача факсимильной информации;

передача речевой информации;

передача видеоизображений;

электронная почта;

служба новостей и конференций;

доступ к файлам;

доступ к документам;

удаленная обработка данных.

Естественно, что каждая из перечисленных выше услуг требует определенного уровня скоростей передачи данных по каналам связи, которая в значительной степени определяется широтой полосы пропускания этих каналов. Поэтому современные сети связи сегодня принято условно разделять на узкополосные и широкополосные. Узкополосные сети обеспечивают передачу информации по каналам связи со скоростью не более 2 Мб/с, т. е. до уровня так называемого двухмегабайтного барьера. Что же касается широкополосных сетей, то здесь сегодня используются два скоростных стандарта –155 Мб/с и 622 Мб/с, что обеспечивает передачу разнородной информации (речи, видеотекста, телевизионных изображений), а также реализацию режима распределенной обработки информации.

^ Технология Х.25. Одной из наиболее распространенных телекоммуникационных технологий в узкополосных сетях является технология пространственно-временной коммутации пакетов данных Х.25. Обозначение Х.25 соответствует аббревиатуре одной из рекомендаций МКТТ для сетей передачи данных.

Отличительная особенность данной технологии состоит в том, что в телекоммуникационной системе между абонентами организуются так называемые виртуальные каналы, по которым и осуществляется передача пакетов данных. При этом на сеть возлагаются достаточно сложные функции управления процессом передачи информации с целью повышения надежности ее доставки пользователям.

Технология Х.25 и ее различные модификации удовлетворительно работают в телекоммуникационных сетях даже при использовании каналов связи низкого и среднего качества. Именно поэтому они и получили весьма широкое распространение в мировой практике. Используется эта технология и в наши дни, особенно в России и странах СНГ, где, как известно, качество каналов связи пока еще оставляет желать много лучшего.

Технология Х.25 используется на абонентском уровне, т. е. в трактах подключения абонентского оборудования к центральным элементам телекоммуникационной сети, которые и обеспечивают транспортировку информации между ее основными центрами коммутации, часто располагающимися на значительных расстояниях друг от друга. Однако эта же технология может использоваться и при обмене информацией между самими центрами коммутации сообщений (ЦКС). При этом на каждом ЦКС осуществляется обнаружение и исправление ошибок, которые возникают в сообщениях в процессе их передачи по каналам связи.

Технология Х.25 обычно используется для передачи данных на низких и средних скоростях (1,2 –128 Кб/с) по аналоговым каналам связи.

Технология TSP/IP (Transmission Control Protocol/ Internet Protocol) характеризуется тем, что она реализует независимую маршрутизацию пакетов сообщений (дейтаграмм), не создавая между абонентами сети виртуальных соединений. Эта технология успешно конкурирует с технологией Х.25 благодаря тому, что она обеспечивает более высокий уровень адаптации сети передачи данных к возможным нарушениям в ее работе. Достигается это за счет возможности оперативного изменения маршрутов дейтаграмм в каждом узле сети.

Именно поэтому технология TSP/IP часто используется при организации функционирования телекоммуникационных систем военного или же другого специального назначения. Так например, она была использована в сети ARPANET, которая принадлежит министерству обороны США.

Необходимо отметить следующие важные особенности технологии TSP/IP. Обеспечивая достаточно широкий диапазон скоростей передачи данных (от 1,2 Кбит/с до нескольких десятков Мбит/с), эта технология допускает возможность использования каналов связи низкого, среднего и высокого качества. Однако при этом функции обнаружения и исправления ошибок должны обеспечиваться оконечным оборудованием пользователей.

Технология ISDN представляет собой телекоммуникационную технологию интегрального обслуживания пользователей, которая стала активно развиваться, начиная с середины 80-х годов XX века в связи с появлением и все более широким распространением цифровых сетей связи.

Вначале эта технология использовалась на узкополосных сетях, а в последние годы – главным образом реализуется на широкополосных сетях связи. Она обеспечивает возможность предоставления пользователям узкополосных информационно-телекоммуникационных сетей таких информационных услуг, какпередача речи, телетелетекст, видеотекст и электронная почта.

В широкополосных сетях реализуются также телеконференции, передача телевизионных изображений и распределенная обработка данных.

Технология Frame Relay (трансляция кадров) является одной из разновидностей технологии пакетной коммуникации. Она обычно используется в сетях с каналами связи высокого и среднего качества и скоростью передачи данных от 56 до 2048 Кбит/с. Телекоммуникационные сети на основе этой технологии обеспечивают предоставление пользователям услуг по передаче данных, речевой и факсимильной информации, а также видеоинформации.

Эта технология очень часто используется для объединения локальных сетей передачи данных. Ее характерной особенностью является частичный отказ от реализации сложных процедур обнаружения и исправления ошибок, которые возлагаются на оконечное оборудование пользователей. Это дает возможность максимально использовать пропускную способность каналов связи и характеристики коммутационных центров, в которых осуществляется стирание искаженных кадров передаваемой по сети информации.

Технология ATM (Asynhronous Transfer Mode) используется в тех случаях, когда по телекоммуникационной сети необходимо передать разнородную информацию (данные, речь, видеоинформацию, в том числе телевизионную информацию высокой четкости).

Для реализации этой технологии необходимы широкополосные сети связи с каналами высокого качества, а также хорошие линии связи для подключения пользователей. Основой ATM-технологии служит единый цифровой формат и единые правила транспортировки и коммутации для всех перечисленных выше видов информации.

ATM представляет собой разновидность технологии пакетной коммутации с виртуальными каналами и в некотором смысле использует достоинства как метода коммутации каналов, так и метода коммутации пакетов. При этом контроль целостности информации осуществляется на узлах сети, а обнаружение и исправление ошибок – на оконечном оборудовании пользователей.

Опыт показал, что использование ATM-технологий оказывается экономически выгодным в тех случаях, когда имеются достаточно большие потоки цифровой информации. Именно поэтому ATM-технологии широко используются в транспортных высокоскоростных сетях с кольцевой структурой.

Технология SMDS (Switched Multimegabit Data Service) используется в высокоскоростных коммутационных системах передачи данных. На современном этапе их развития пользователям предоставляется доступ к выделенной линии со скоростью передачи 1.544 Мбит/с (версия DS1) или же 45 Мбит/с (версия DS3).

По своим функциональным возможностям SMDS-технология аналогична технологии ATM, однако в ней используется дейтаграммный метод коммутации.


^ Основные проблемы и перспективы развития сетевых информационных технологий
Главной проблемой для развития и широкого использования сетевых информационных технологий в России, странах СНГ и государствах Балтии является современное состояние их сетей связи. В настоящее время эти сети все еще имеют значительное количество аналоговых каналов связи с низкой пропускной способностью, а также устаревшую коммутационную аппаратуру. Для того, чтобы охарактеризовать грандиозные масштабы этой проблемы, достаточно указать, что еще в 1990 году среди 300 тысяч населенных пунктов Советского Союза около 100 тысяч, т. е. около одной трети из них, вообще не имели телефонной связи. Все это существенным образом затрудняет возможности применения современных телекоммуникационных технологий и создание информационно-телекоммуникационных систем с интеграцией услуг.

Поэтому в тех случаях, когда реализуется та или иная программа развития телекоммуникационных сетей регионального или общенационального масштаба, как правило, приходится также проводить и реконструкцию первичных сетей связи.

Наиболее перспективными направлениями такой реконструкции являются:
создание распределенных систем связи на опто-волоконной технике;

использование возможностей спутниковых систем космической связи;

создание беспроводных систем связи для мобильных абонентов.

Использование опто-волоконной техники в распределенных информационно-телекоммуникационных системах позволяет получить практически неограниченные скорости передачи информации и создать высоконадежные и высококачественные информационные супермагистрали.

Еще одно их важное свойство заключается в том, что они обладают высокой устойчивостью ко внешним помехам. Это позволяет широко использовать оптоволоконные тракты передачи информации в городских условиях и даже на территории предприятий, обладающих повышенным уровнем электромагнитных излучений. Так, например, на территории московского металлургического завода «Серп и молот» вот уже более 10 лет успешно функционирует локальная сеть передачи данных на оптоволоконной технике, которая обеспечивает обмен информацией между тремя мини-ЭВМ и более чем 100 терминалами, установленными в различных цехах этого завода.

В последние годы в России начался также процесс создания междугородних и международных оптоволоконных супермагистралей, а также ведомственных кольцевых оптоволоконных систем. На оптоволоконной технике создаются сегодня и общегородские телекоммуникационные системы, которые открывают совершенно новые возможности для оказания информационных услуг населению (начиная от развития кабельного телевидения и кончая компьютерными системами передачи информации). Нет никакого сомнения в том, что этот процесс будет и далее продолжаться по мере развития и модернизации отечественного телекоммуникационного пространства. Тормозом здесь является лишь отсутствие в России производства собственного современного телекоммуникационного оборудования. Использование же зарубежных разработок делает Россию зависимой от других стран и создает основу для их вмешательства в ее информационное пространство.

Кроме того, поскольку практически все средства телекоммуникационных сетей и телекоммуникационные технологии являются, как правило, средствами двойного применения (в гражданских и оборонных целях), то вполне естественно, что западные страны поставляют в Россию лишь уже устаревшие модели этих средств. А это закрепляет технологическое отставание России от передовых стран мира.

Выход здесь видится лишь в одном – создавать информационно-телекоммуникационное пространство страны в основном на базе отечественных разработок. Тем более, что в области развития теории информационно-телекоммуникационных систем и телекоммуникационных технологий Россия сегодня не только не уступает передовым странам Запада, но и по ряду направлений их существенно опережает. Свидетельством этому являются наши информационно-телекоммуникационные системы оборонного назначения, которые сегодня удовлетворительно работают на каналах связи низкого и среднего качества и при этом обеспечивают высокую достоверность передачи информации.

Использование достижений России в области освоения космического пространства является еще одним важным направлением развития информационного потенциала российского общества. Мало того, если учесть огромные размеры территории нашей страны, а также размещение многих объектов ее промышленной и социальной инфраструктуры в малодоступных районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, то станет понятным, что развитие и использование систем космической связи – это единственный перспективный путь решения проблем информатизации России.

Потенциальные возможности нашей страны здесь таковы, что их использование может не только позволить России догнать развитые страны Запада по уровню развития информационно-телекоммуникационных систем, но и на несколько лет опередить их. Для того, чтобы аргументировать это достаточно сильное утверждение, приведем следующий конкретный пример.

7. Программное обеспечение для работы в локальных и глобальных сетях. Архитектура «клиент-сервер», «файл-сервер».

8. Распределенная технология обработки и хранения данных.

При использовании информационных технологий компьютерных сетей становится возможной реализация территориального распределения производства. Появляются проблемы, связанные с межконтинентальным снабжением, поясным временем и т.д. , реализация которых становится возможной благодаря новейшим сетевым технологиям и развитию коммуникаций. 

Одной из важнейших сетевых технологий является распределенная обработка данных. Персональные компьютеры (ПК) устанавливаются на рабочих местах, т.е. на местах возникновения и использования информации, и соединяются каналами связи. Это дает возможность распределить ресурсы ПК по отдельным функциональным сферам деятельности и изменить технологию обработки данных в направлении децентрализации. Распределенная обработка данных предоставляет пользователю ряд преимуществ:
большое число взаимодействующих между собой пользователей, выполняющих функции сбора, регистрации, хранения, передачи и выдачи информации;

снятие пиковых нагрузок с централизованной базы путем распределения обработки и хранения локальных баз данных на разных ЭВМ;

обеспечение доступа информационного работника к вычислительным ресурсам сети ЭВМ;

обеспечение симметричного обмена данными между удаленными пользователями.

Введение классификации моделей представления данных на иерархические, сетевые и реляционные отразилось на архитектуре систем управления базами данных и технологии их обработки. Архитектура системы управления базой данных (СУБД) описывает ее функционирование как взаимодействие процессов двух типов: клиента и сервера.

Существуют два понятия распределенная обработка и распределенная база данных, которые не являются синонимами. Если при распределенной обработкепроизводится работа с базой данных, то представление данных, их содержательная обработка, работа с базой на логическом уровне выполняются на ПК клиента, а поддержание БД в актуальном состоянии – на сервере. В случае использования распределенной базы данных БД размещается на нескольких серверах. Работа с базой данных осуществляется на этих же или других ПК, и для доступа к удаленным данным необходимо использовать сетевую СУБД.

В системе распределенной обработки клиент может послать запрос к собственной локальной базе данных или к удаленной БД. Удаленный запрос – это единичный запрос к одному серверу. Несколько удаленных запросов к одному серверу объединяются в удаленную транзакцию. Если отдельные запросы транзакции обрабатываются различными серверами, то транзакция называется распределенной. При этом один запрос обрабатывается одним сервером. Распределенная СУБД позволяет обрабатывать один запрос несколькими серверами. Такой запрос называется распределенным. Только обработка распределенного запроса поддерживает концепцию распределенной базы данных.

Базы данных – это автоматизированные хранилища оперативно обновляемой информации. В настоящее время созданы БД по всем направлениям человеческой деятельности: финансовой, экономической, научно-технической, электронной документации, кредитной, статистической, маркетинга, газетных сообщений, правительственных распоряжений, патентной информации, библиографической и т.д. При этом все БД делятся на коммерческие и общественные.

Организация обработки данных зависит от способа их распределения. Существуют централизованный, децентрализованный и смешанный способы распределения данных.

Централизованная организация данных является самой простой для реализации (Рис.5).

На одном сервере находится единственная копия базы данных. Все операции с БД обеспечиваются этим сервером. Доступ к данным выполняется с помощью удаленного запроса или удаленной транзакции. Достоинством данного способа является простая поддержка базы данных в актуальном состоянии. Недостатки централизованной организации данных:
размер БД ограничен размером внешней памяти;
все запросы направляются к одному серверу с соответствующими затратами на стоимость связи и временную задержку;
ограничение на параллельную обработку;
недоступность для удаленных пользователей при появлении ошибок связи;
выход из строя при отказе центрального сервера.


Децентрализованная организация данных предполагает разбиение информационной базы на несколько физически распределенных БД. Каждый клиент пользуется своей БД, которая может быть либо частью общей информационной базы данных (Рис.6), либо копией информационной БД в целом (Рис.7), что приводит к ее дублированию для каждого клиента.




.


Метод дублирования используется, когда фактор надежности является критическим, БД небольшая, интенсивность обновления невелика.

Смешанная организация хранения данных объединяет два способа распределения: разбиение и дублирование (Рис.8).

Появляется необходимость хранить информацию о том, где находятся данные в сети. При этом достигается компромисс между объемом памяти под БД в целом и под БД на каждом сервере, чтобы обеспечить надежность и эффективность работы. Данный метод легко реализует параллельную обработку, т.е. обслуживание распределенного запроса или транзакции.

Несмотря на гибкость смешанного способа организации данных, остается проблема взаимозависимости факторов, влияющих на производительность системы, проблема ее надежности и выполнения требований к памяти. Смешанный способ организации данных можно использовать только при наличии сетевой СУБД.
пользования центральным технологическим звеном становятся серверы баз данных. Программные средства серверов баз данных обеспечивают:


реализацию многопользовательских приложений;


централизованное хранение данных;


целостность и безопасность данных.


Производительность серверов баз данных на порядок выше по сравнению с файл-серверами, которые используются в локальных вычислительных сетях. Использование серверов баз данных обеспечило доступ многих пользователей к одним и тем же файлам, что послужило предпосылкой создания сетевых СУБД.

Мощность сетевых СУБД, основанных на файл-сервере, в настоящее время недостаточна. В нагруженной вычислительной сети неизбежно падает производительность, нарушаются безопасность и целостность данных.

Технология клиент-сервер, как более мощная, заменила технологию файл-сервер и позволила совместить достоинства однопользовательских систем (высокий уровень диалоговой поддержки, дружественный интерфейс, низкая цена), с достоинствами более крупных компьютерных систем (поддержка целостности, защита данных, многозадачность).

В классическом понимании СУБД представляет собой набор программ, позволяющих создавать и поддерживать базу данных в актуальном состоянии. Функционально СУБД состоит из трех частей: 
ядра (базы данных);
языка;
инструментальных средств программирования.


Инструментальные средства программирования относятся к интерфейсу клиента, или внешнему интерфейсу и могут включать процессор обработки данных на языке запросов.

^ Язык – это совокупность процедурных и непроцедурных команд, поддерживаемых СУБД. Наиболее часто используются SQL, QBE.

Ядро выполняет все функции по обработке БД.

Основная идея технологии клиент – сервер заключается в расположении серверов на более мощных компьютерах, а приложений клиентов – на менее мощных. Ввод-вывод к базе основывается не на физическом добавлении данных, а на логическом, т.е. сервер отправляет клиентам не полную копию БД, а только логически необходимые порции, тем самым сокращая график сети (поток сообщений сети). В технологии клиент-сервер программы клиента и его запросы хранятся отдельно от СУБД. Сервер обрабатывает запросы клиентов, выбирает необходимые данные из БД, посылает их клиентам по сети, производит обновление информации, обеспечивает целостность и сохранность данных.

Основные виды технологии распределенной обработки данных
К основным видам технологии распределенной обработки данных относятся следующие:
технология клиент-сервер, ориентированная на автономный компьютер, т.е. и клиент, и сервер размещены на одной ЭВМ. По функциональным возможностям такая система аналогична централизованной СУБД;

технология клиент-сервер, ориентированная на централизованное распределение. Клиент получает доступ к данным одиночного удаленного сервера, данные могут только считываться, динамический доступ к данным реализуется посредством удаленных транзакций и запросов, число которых должно быть невелико;

технология клиент-сервер, ориентированная на локальную вычислительную сеть. Имеется единственный сервер, который обеспечивает доступ к БД; клиент формирует процесс, отвечающий за содержательную обработку данных, их представление и логический доступ к базе; доступ к базе данных замедлен, так как клиент и сервер связаны через локальную сеть;


технология клиент-сервер, ориентированная на изменения данных в одном месте; реализует обработку распределенной транзакции; удаленные серверы не связаны между собой сетью ЭВМ; распределенная СУБД должна иметь средство контроля совпадения противоречивых запросов; распределение данных реализует метод разделения;


технология клиент-сервер, ориентированная на изменение данных в нескольких местах, предполагает наличие сервера-координатора, поддерживающего протокол передачи данных между различными серверами; возможна обработка распределенных транзакций в разных удаленных серверах; реализуется стратегия смешанного распределения путем передачи копий с помощью СУБД;


технология клиент-сервер, ориентированная на распределенную СУБД, обеспечивает стратегию разбиения и дублирования, обеспечивает более быстрый доступ к данным; распределенная СУБД обеспечивает независимость клиента от места размещения сервера, глобальную оптимизацию, распределенный контроль целостности БД, распределенное административное управление.


Во всех перечисленных технологиях существуют два способа связи прикладных программ клиента и сервера баз данных:


прямое соединение – прикладная программа клиента связывается непосредственно с сервером базы данных;


непрямое соединение – доступ к удаленному серверу обеспечивается средствами локальной базы.


Возможно объединение обоих способов.

Использование технологии клиент-сервер позволяет перенести часть работы с сервера на компьютер клиента, оснащенный инструментальными средствами для формирования его профессиональных обязанностей. Тем самым данная технология позволяет независимо наращивать возможности сервера баз данных и совершенствовать инструментальные средства клиента. 

Недостатки технологии клиент-сервер заключается в повышении требований к производительности ЭВМ – сервера, в усложнении управления вычислительной сетью, а при отсутствии сетевой СУБД – в сложности организации распределенной обработки.

Под операционной средой сервера баз данных понимают возможности ОС компьютера и сетевой ОС. Каждый сервер баз данных может работать на определенном типе компьютера и сетевой ОС. К операционным системам серверов относятся: DOS 5/0, XENIX, UNIX, Windows NT, Os/2 и др. В настоящее время наиболее часто используются следующие серверы: SQL-server, ORACLE-server, SQLBASE- server и др.

Серверы баз данных рассчитаны на поддержку большого числа различных типов приложений. Для реализации интерфейса с сервером базы данных можно использовать объектно-ориентированные средства, электронные таблицы, текстовые процессоры, графические пакеты, настольные издательства и другие информационные технологии.

9. Технологии поиска информации в Internet.

Интернет-поисковые системы

Для получения информации в среде Интернета создаются специальные поисковые системы. Как правило, они общедоступны и обслуживают пользователей в любой точке планеты, где имеется возможность работы с Интернетом. Непосредственно для поиска используются поисковые машины, число которых в мире исчисляется несколькими сотнями. Они ориентируются на определенные типы запросов или их сочетание (библиографический, адресный, фактографический, тематический и др.). Кроме того, бывают полнотекстовые, смешанные и другие поисковые машины.

Для проведения поиска в Интернете (в WWW) функционирует множество сайтов и поисковых систем, поэтому необходимо не только ориентироваться в таких системах, но и уметь осуществлять в них эффективный поиск, то есть использовать соответствующие технологии.

"Технология поиска (англ. "Search Technology") означает совокупность правил и процедур, в результате выполнения которых пользователь получает ИР. При поиске в Интернете рекомендуется обращать внимание на две составляющие: полноту (ничего не потеряно) и точность (не найдено ничего лишнего). Обычно соответствие найденных материалам этим критериям называют релевантностью, то есть соответствием ответа вопросу (запросу).

Поисковые системы характеризуются также временем выполнения поиска, интерфейсом, предоставляемым пользователю и видом отображаемых результатов. При выборе поисковых систем обращают внимание на такие их параметры, как охват и глубина. Под охватом понимается объём базы поисковой машины, измеряемый тремя показателями: общим объёмом проиндексированной информации, количеством уникальных серверов и количеством уникальных документов. Под глубиной понимается - существует ли ограничение на количество страниц или на глубину вложенности директорий на одном сервере.

Каждая поисковая машина имеет свои алгоритмы сортировки результатов поиска. Чем ближе к началу списка, полученного в результате проведения поиска, оказывается нужный документ, тем выше релевантность и лучше работает поисковая машина.

Поисковые машины используют общие принципы работы, ориентированные на выполнение двух основных функций. Первая функция реализуется программой-роботом, автоматически просматривающей различные сервера в Интернете. Находя новые или изменившиеся документы, она осуществляет их индексацию и передаёт на базовый компьютер поисковой машины. "Робот" - автоматизированный браузер, загружающий веб-страницу, изучающий её и, при необходимости, переходящим к одной из её гиперсвязей. Когда ему попадается страница, не содержащая связей, робот возвращается на одну-две ступени назад и переходит по адресу, указанному в одной из обнаруженных ранее связей. Запущенный робот проходит огромные расстояния в среде Интернета (киберпространстве), ориентируясь на развитие веб-сети и изменяя в соответствии с этим свои маршруты. Индексирующие роботы обрабатывают лишь HTML-файлы, игнорируя изображения и другие мультимедийные файлы. Они могут: обнаруживать связи с уже несуществующими страницами; устанавливать связь с наиболее популярными узлами, подсчитывая количество ссылок на них в других веб-страницах; регистрировать веб-страницы для оценки роста системы и др. Чаще всего роботы просматривают сервера самостоятельно, находя новые внешние ссылки в уже обследованных документах. Вторая функция заключается в обработке выявленных документов. При этом учитывается все содержание страниц (не только полный текст, но и наличие иллюстраций, аудио и видео файлов, Java-приложений). Индексации подвергаются все слова в документе, что дает возможность использовать поисковые системы для детального поиска по самой узкой тематике. Образуемые гигантские индексные файлы, хранящие информацию о том, какое слово, сколько раз, в каком документе и на каком сервере употребляется, составляют БД, к которой собственно и обращаются пользователи, вводя в поисковую строку ПОЗ (сочетания ключевых слов). Выдача результатов осуществляется с помощью специальной подсистемы, производящей интеллектуальное ранжирование результатов. В своих расчетах она опирается на местоположение термина, частоту его повторения в тексте, процентное соотношение данного термина с остальным текстом на данной странице и другие параметры, характеризующие возможности конкретной поисковой машины.

"Роботы" имеют ряд разновидностей, одной из которых является "паук" (англ. "spider"). Он непрерывно "ползает по сети", переходя с одной веб-страницы к другой с целью сбора статистических данных о самой "паутине" (Web) и (или) формирования некоторой БД с индексами содержимого веб.

Автоматизированные агенты "спайдеры" регулярно сканируют веб-страницы и актуализируют БД адресов (гиперссылки), средства индексирования информации, расположенные по указанным адресам. Полученные индексы используются для быстрого и эффективного поиска по набору терминов, задаваемых пользователем.

В разных системах эта цель достигается различным образом. Одни посылают "агентов" на каждую попадающуюся веб-страницу, индексируя все встречающиеся слова. Другие сначала анализируют БД адресов, определяя наиболее популярные (обычно подсчитывается число имеющихся ссылок на них). Именно эти веб-страницы в различной степени индексируются (только заголовки веб-страниц и ссылки, включая автоматическое аннотирование документов или весь текст).

Все чаще применяются "интеллектуальные агенты" - небольшие программы, обладающие способностью самообучаться, и действовать самостоятельно от имени своего владельца. Имея связь с компьютером пользователя, они выступают в роли персональных помощников, выполняющих ряд задач с применением знаний о потребностях и интересах пользователя. Интеллектуальные роботы-агенты ведут самостоятельный поиск в сети по собственным уникальным алгоритмам. Некоторые из них не только просматривают ключевые слова, но и осуществляют в Интернете семантический анализ информации, выявляя степень ее смыслового соответствия поставленной задаче.

Эффективный доступ к информации в Интернете обеспечивают такие зарубежные поисковые системы (машины), как Альта-Виста (AltaVista), "Lycos", "Yahoo", "Google", "OpenText", "Wais", "WebCrawler" и др. Их адреса в Интернете: www.altavista.com, www.yahoo.com, www.gogle.com, www.opentext.com,

К отечественным поисковым машинам относятся: Апорт ("Aport" АО Агама), Rambler (фирма Stack Ltd.), Яндех ("Yandex" фирма CompTek Int), "Русская машина поиска", "Новый русский поиск", и др. Их адреса в Интернете: www.aport.ru, www.rambler.ru, www.yandex.ru, search.interrussia.com, www.openweb.ru соответственно) и др.

Все эти поисковые машины позволяют по ключевым словам, тематическим рубрикам и даже отдельным буквам оперативно находить в сети, например, все или почти все тексты, где эти слова присутствуют. При этом пользователю сообщаются адреса сайтов, где найденные ИР постоянно присутствуют. Однако ни одна из них не имеет подавляющих преимуществ перед другими. Для проведения надежного поиска по сложным запросам специалисты рекомендуют использовать последовательно или параллельно (одновременно) различные ИПС.

Полнотекстовая поисковая машина индексирует все слова видимого пользователю текста. Наличие морфологии дает возможность находить искомые слова во всех склонениях или спряжениях. Кроме этого, в языке HTML существуют тэги, которые также могут обрабатываться поисковой машиной (заголовки, ссылки, подписи к картинкам и т.д.). Некоторые машины умеют искать словосочетания или слова на заданном расстоянии, что часто бывает важно для получения разумного результата.

Несмотря на общие принципы построения, поисковые системы отличаются тематикой, ее объемом, классификацией и интерфейсами. Для удобства перемещения (навигации) по имеющимся на поисковых машинах разделам некоторые из них используют специальный раздел "Карта".

Зачастую пользователю требуется текстовая и картографическая информация одновременно. В 80-е годы XX века эксперименты по решению этой проблемы начали проводить в Канаде, так появились первые географические информационные системы (ГИС) - компьютерные системы, позволяющие эффективно работать с пространственно-распределенной картографической информацией. ГИС - закономерное расширение концепции БД, дополняющее их наглядностью представления и возможностью решать задачи пространственного анализа. Они применяются для землеустройства, контроля ресурсов, экологии, муниципального управления, транспорта, экономики, решения социальных задач и др. До 80-90% всей информации, с которой обычно имеют дело пользователи, может быть представлено в ГИС. ГИС - этап перехода к безбумажной технологии обработки информации.

При проведении поиска поисковые серверы обычно используют данные, хранящиеся в веб-страницах в тегах метаданных: (title), (meta name=”keywords”) и (meta name=”description”). Формируя свои страницы, следует отражать в этих тегах сведения о назначении сайта и его тематике.

При этом необходимо знать, что чем меньше количество ключевых слов включено в эти теги, тем с большей частотой они могут встречаться в текстах страниц сайта и, следовательно, тем выше их релевантность. Оптимальным считается частота таких слов не более 5%. Ключевых слов должно быть не очень много, они в большей степени должны состоять из одного или двух слов, образуя наиболее употребляемые термины. Чем большую релевантность имеют ключевые слова, тем большую конкурентоспособность они придают документу с точки зрения поисковых машин.

Полноту и точность ответа пользователь получает в зависимости от точности сформулированного им запроса. В результате поиска ему обычно предоставляется гораздо больше информации, чем ему необходимо, часть которой может вообще не иметь отношение к сформированному запросу. Легко заметить, что многое зависит не только от грамотно сформулированного запроса, но и от возможностей поисковых систем, которые весьма различны. При этом достаточно ярко проявляется "лесной синдром" (из-за леса не видно дров), заключающийся в том, что в полученных данных можно пропустить главные, необходимые сведения. Очевидно, никакие меры не являются исчерпывающими в условиях постоянного расширения среды и появления новых разнообразных ИР, что подтверждает трудности поиска в WWW.

Простые запросы в виде отдельных достаточно распространенных терминов приводят к извлечению тысяч (сотен тысяч) документов, абсолютное большинство которых пользователю не требуется (информационный шум).

Важным аспектом также является возможность таких систем поддерживать многоязычность, то есть способность обрабатывать запросы на различных языках. Пользователям предлагаются двуязычные словари, электронный переводчик и др. Кроме того, появились системы, осуществляющие мгновенный ("на лету") перевод информационных ресурсов, найденных пользователем в Интернет и копируемых на его компьютер.

Актуальным является использование машиночитаемых тезаурусов. Электронный тезаурус - словарь, предназначенный для анализа текста и информационного поиска, включающий широкий набор семантических отношений между составляющими его терминами.

Создаются системы, позволяющие эффективно вести поиск в полнотекстовых БД. Они базируются на использовании технологий синтаксического и морфологического анализа текста (разбивка на элементы, распознаваемые программой) и оперативной обработки текстов на естественных языках.

Разработчики поисковых систем пытаются адаптировать их под начинающих и "средних" пользователей Интернета, количество которых неуклонно растет. В канадской системе (www.web-help.com), пользователям предлагается набор ссылок, подготовленных сотрудниками интернет-компании. На запрос пользователя сотрудник в реальном режиме времени находит и подключает на экран пользователя соответствующий (по его мнению) сайт. Метод удобен для нахождения конкретных фактов, статистики и т.п., которые другими способами непросто найти.

При организации одинакового запроса на разных поисковых машинах возможно получение различных по содержанию и широте охвата материалов. Искусство построения запроса требует знаний особенностей каждой конкретной поисковой системы и наличия опыта работы с Интернетом вообще. Некоторые поисковые машины предлагают квазиинтеллектуальные средства, позволяющие менее опытному пользователю, традиционно задавая вопросы на естественном языке, получать достаточно релевантные данные.

Обычно поиск в полнотекстовых БД осуществляется с использованием морфологических анализаторов (как правило, русских и английских), позволяющих автоматически находить существующие словоформы по фрагменту слова, слову, фразе, даже если в словах запроса присутствуют некоторые опечатки.

Используются метапоисковые системы, обеспечивающие в результате поиска получение суммарных данных с десятка поисковых систем, но при этом объем информации может быть весьма значительным. Частично данная проблема решается предоставлением ими общего списка, в начале которого будут данные, наиболее релевантные запросу. Другим способом удовлетворения потребностей пользователей явилось создание тематически узконаправленных поисковых систем на веб-сайтах - порталов.

Важность проблемы информационного поиска в Интернете породила целую отрасль, задача которой заключается в том, чтобы помочь пользователю в его навигации в киберпространстве. Составляют эту отрасль специальные поисковые инструменты. Условно их можно разделить на поисковые средства справочного типа или просто справочники (directories) и поисковые системы в чистом виде (search engines).

10. Использование Internet как средства для ведения бизнеса.

11. Internet, «сетевая экономика» и информационное общество.

12. Этапы жизненного цикла информационной системы. Программное обеспечение для автоматизации отдельных этапов.

http://www.bestreferat.ru/referat-141036.html

13. Современные концепции проектирования экономических информационных систем. CASE - средства разработки информационных систем.

14. Организация информации в базах данных, системы управления базами данных, реляционные БД

15. Место и роль информационных систем в профессиональной деятельности бухгалтера

16. Классификация бухгалтерских информационных систем: обзор российского рынка

http://coolreferat.com/%D0%90%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7_%D1%80%D1%8B%D0%BD%D0%BA%D0%B0_%D0%B1%D1%83%D1%85%D0%B3%D0%B0%D0%BB%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D0%B8_%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC

17. Состав функциональных задач бухгалтерских информационных систем крупного и среднего промышленного предприятия

http://www.adhdportal.com/book_1965_chapter_96_Programma_spekursa_povyshenija_kvalifikaii_professionalnykh_bukhgalterov_%22Bukhgalterskieinformaionnye_sistemy%22.html

18. Состав и структура бухгалтерских информационных систем для малых предприятий

http://www.coolreferat.com/%D0%91%D1%83%D1%85%D0%B3%D0%B0%D0%BB%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D1%8B

19. Особенности бухгалтерских информационных систем в торговле

http://buhbest.com/prosmotr/podstatii.php?id_statii=48&page=1

http://www.mylect.ru/economic/buchuch/289-buchuch.html?start=24

20. Электронная коммерция и интернет-технологии.

http://tourlib.net/books_tourism/shahovalov21.htm

21. Создание автоматизированных рабочих мест бухгалтера

http://www.bestreferat.ru/referat-177024.html

22. Корпоративные информационные системы управления предприятием

23. Использование возможностей локальных и глобальных информационно-вычислительных сетей в учетно-финансовой информационной системе.

24. Технологии работы в среде компьютерной обработки учетной информации. Основные приемы работы с бухгалтерскими системами.

25. Современные компьютерные системы анализа хозяйственной и финансовой деятельности, их роль в повышении эффективности управления предприятием.

26. Аудит и компьютерная обработка данных. Правила (стандарты) аудиторской деятельности, связанные с компьютерными технологиями.

27. Подходы к созданию специализированных программ для аудиторов. Экспертные системы.

28. Информационно - справочные системы и базы данных как необходимый инструмент в работе бухгалтера и аудитора.

29. Информационные системы в налогообложении.

http://stud24.ru/information/informacionnye-sistemy-v-oblasti-nalogooblozheniya/78115-245623-page1.html

30. Обеспечение безопасности в информационной системе предприятия.

http://sec4all.net/modules/myarticles/article.php?storyid=1135

31. Автоматизация учета основных средств в программе 1С: Предприятие 8.3

32. Автоматизация учета труда и заработной платы в программе 1С: Предприятие 8.3

33. Автоматизация учета кассовых операций в программе 1С: Предприятие 8.3

34. Автоматизация учета операций по расчетному счету в программе 1С: Предприятие 8.3

35. Автоматизация учета расчетов с поставщиками, подрядчиками в программе 1С: Предприятие 8.3

36. Автоматизация учета с покупателями и подрядчиками в программе 1С: Предприятие 8.3

37. Автоматизация учета материальных запасов в программе 1С: Предприятие 8.3

38. Автоматизация учета расчетов по НДС в программе 1С: Предприятие 8.3

39. Автоматизация учета расчетов с подотчетными лицами в программе 1С: Предприятие 8.3

40. Автоматизация учета расчетов по страховым взносам в программе 1С: Предприятие 8.3

41. Автоматизация учета готовой продукции и ее реализация в программе 1С: Предприятие 8.3

42. Автоматизация учета финансовых результатов в программе 1С: Предприятие 8.3

В билете 2 вопроса: 1-ий –теоретический (1-30);

2-й – практический (задача) по одному из предложенных направлений

ВСЕГО 30 билетов

Предполагается, что вопросы с 31-42 будут повторяться, т.е. задачи.

Информационные системы в бухгалтерском учете и налогообложении: шпаргалка